СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по экономике для 11 класса социально-экономического профиля

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящая рабочая учебная программа учебного предмета «Экономика» для 11 класса социально-гуманитарного профиля среднего (полного) общего образования, составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы «Экономика» Программа для 10, 11 классов общеобразовательных школ (базовый уровень)

(Автор программы – И. В. Липсиц).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по экономике для 11 класса социально-экономического профиля»


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СТАВРОПОЛЬСКОЕ ПРЕЗИДЕНТСКОЕ КАДЕТСКОЕ УЧИЛИЩЕ»




СОГЛАСОВАНО:

зам. начальника училища

(по учебной работе)

С.В. Степанов

«_____»__________2015 г.





Рабочая программа

по предмету «Экономика»

11 (социально-экономический) класс

на 2015 – 2016 учебный год











РАССМОТРЕНО:


УТВЕРЖДЕНО:

на заседании ОД «_______________»

на заседании педсовета

Протокол № ______

от «______» августа 2015 г.

протокол № ______

от «_____ » августа 2015 г.

__________________(рук. ОД) 





Оглавление

  1. Пояснительная записка

  2. Цели и задачи изучения дисциплины

  3. Содержание тем учебного курса

  4. Требования к уровню подготовки воспитанников

  5. Перечень используемой литературы

1. Пояснительная записка

Настоящая рабочая учебная программа учебного предмета «Экономика» для 11 класса социально-гуманитарного профиля среднего (полного) общего образования, составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы «Экономика» Программа для 10, 11 классов общеобразовательных школ (базовый уровень)

(Автор программы – И. В. Липсиц). Согласно учебному плану СПКУ программа предмета «Экономика» для класса социально-гуманитарного профиля рассчитана на 102 часа в год – 3 часа в неделю. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам курса, определяет набор самостоятельных и практических работ, выполняемых выпускниками.

Рабочая программа по экономике представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку, цели и задачи изучения дисциплины, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки выпускников, перечень используемой литературы, календарно-тематическое планирование.

Программа предлагает определенную последовательность и глубину изучения воспитанниками экономических концепций, позволяющую обеспечить преемственность со следующей ступенью образования (высшим профессиональным образованием).

Содержание курса экономики среднего (полного) общего образования на профильном уровне представляет комплекс знаний, необходимый для современного гражданина России. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в том числе в международной сфере. Основные содержательные линии:

- основные концепции экономики;

- микроэкономика;

- макроэкономика и международная экономика;

- прикладная экономика.

Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят навыки, умения и ключевые компетентности, необходимые для будущей работы в экономической сфере.

Преподавание предмета «Экономика» в общеобразовательных организациях определяется следующими нормативными документами и с учетом следующих методических рекомендаций.

Нормативные документы

Федеральный уровень

1. Федеральный закон от 29. 12. 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23. 07. 2013 г.);

2. Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31. 03. 2014 г. № 253;

3. О федеральном перечне учебников / Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29. 04. 2014 г. № 08-548;

4. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» / Приказ Минтруда России от 18. 10. 2013 г. № 544 (Зарегистрировано в Минюсте России 06. 12. 2013 г. № 30550);

5. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» / Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29. 12. 2010 г. № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03. 03. 2011 г. № 23290);

2. Цели и задачи изучения дисциплины.

Цель преподавания. Целью преподавания курса является формирование у кадет системы практически ориентированных знаний и навыков в области осуществления хозяйственной деятельности, что должно подготовить их к самостоятельной предпринимательской деятельности и помочь избежать при этом наиболее типичных ошибок и работы на государственной и военной службе.

Задачи преподавания курса:

• формирование у воспитанников систематизированного представления об основах рациональной организации деятельности в области бизнеса и регулирования бизнеса государственными учреждениями;

• осознание воспитанниками требований, предъявляемых этим типом деятельности к тем выпускникам школы, которые пожелают выбрать его в качестве сферы своего будущего трудоустройства;

• ознакомление с кругом профессий, которые существуют в сфере бизнеса, и примерным содержанием функций, с которыми сопряжена деятельность специалистов различных профессий в сфере военной и государственной службы;

• воспитание у выпускников навыков организации предпринимательской деятельности и понимания законодательного процесса и проблем, которые существуют в экономической сфере деятельности в Российской Федерации и в мире.

Темы, входящие в разделы курса согласованы с темами, проходящими в 10-11 классах в курсах «Экономика», «Экономическая география», «История». Курс расширяет знания выпускников, углубляет эти знания и подготавливает их не только к успешной сдачи ЕГЭ, но и успешной реализации себя в профессиональной деятельности на военной и государственной службе.

Содержание программы

11 класс социально-экономический профиль 102 часа.

Тема 1. Что изучает экономика. (13 часов)

Экономика и экономическая наука. Потребности. Макроэкономика и микроэкономика.

Главные вопросы экономики. Свободные и экономические блага. Виды потребностей и их классификация. Потребности по А. Маслоу. Виды предпринимательских способностей. Даровые (свободные) и экономические (ограниченные) блага. производства экономических благ. Типы специализации. Понятие о производительности труда. Причины возникновения торговли и ее экономическое значение. Ограниченность ресурсов. Основные виды ограниченных ресурсов Специализация как способ увеличения. Потребности людей и их виды. Причины, по которым потребности людей не могут быть удовлетворены полностью. Определение кривой производственных возможностей и ее практическая значимость. Виды специализации на производстве.

Труд; земля; капитал; предпринимательские способности; информация.

Тема 2. (5 часов). Типы экономических систем.

Традиционная экономическая система. Частная собственность как основа рыночной экономической системы. Роль механизма цен как ориентира для продавцов и покупателей. Командная система: ее особенности и минусы. Причины возникновения смешанной экономической системы. Основные признаки смешанной экономики. Роль рыночных механизмов в смешанной экономической системе.

Плюсы и минусы традиционной экономической системы. Модель государственно-правового регулирования экономики.


Тема 3. (7 часов). Силы, которые управляют рынком.

Факторы формирования величины спроса. Различия в мотивах рыночного поведения покупателей и продавцов. Спрос; закон спроса; формирование спроса на различных рынках. Виды эластичности. Эластичность спроса по цене; эластичность спроса по доходу. Причины государственной экспансии в экономику. «Закон Вагнера». Экономические функции государства. Формы участия государства в экономике в современных условиях. Государственная собственность, ее типы. Значение государственного сектора. Суть теоретических споров об участии государства в экономике.

Тема 4. (3 часа). Как работает рынок.

Факторы, влияющие на производительность труда. Издержки, выручка, прибыль. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Механизмы формирования рыночного равновесия. Конкуренция. Экономическая свобода. Материал тем: Главные вопросы экономики. Типы экономических систем. Силы, которые управляют рынком. Как работает рынок.

Типы рыночных ситуаций: дефицит, затоваривание и равновесие. Понятие о равновесном количестве товаров и равновесной. Что такое розничная и оптовая торговля. Понятие о физическом (осязаемом) и незримом (неосязаемом) капитале. Сбережения и их превращение в капитал. Различия между собственным и заемным капиталом. Значение специализации и обмена цене.

Тема 5. (4 часа). Мир денег.

Понятие формы денег; появление различных форм денег. Современная структура денежной массы Деньги как средство обмена. Деньги как средство соизмерения различных товаров. Понятие о бартере и причины его распространения при расстройстве денежного механизма страны. Деньги как средство сбережения. Плюсы и минусы накопления сокровищ в форме наличных денег. Деньги. Бартер, виды бартерных товаров.

Тема 6. (6 часов). Банковская система.

Основные виды услуг, оказываемых банками.. Причины экономической рациональности деятельности банков. Структура цены банковского кредита Банковская система. Финансовые институты. Инфляция. Социальные последствия инфляции. Виды и специализация банков. Структура и функция банковской системы страны

Тема 7. (3 часа). Человек на рынке труда.

Продавцы и покупатели на рынке труда. Что такое рабочая сила. Особенности труда как товара. Факторы, формирующие спрос на труд. Понятие о производном характере спроса на рынке труда

Связь уровня оплаты труда с его производительностью и ценами изготавливаемой продукции. Факторы, формирующие предложение на рынке труда. Ставка заработной платы как равновесная цена труда. Экономические отрасли и оплата труда.

Тема 8. (5 часов). Социальные проблемы рынка труда.

Причины и формы конфликтов между продавцами и покупателями на рынке труда. Почему возникают профсоюзы и какую они играют роль в экономике. Государственное улучшение условий на рынке труда. Прожиточный минимум как объективная нижняя граница оплаты труда. Структура системы заработной платы. Виды заработной платы. Трудовая пенсия как способ стимулирования роста производительности труда.

Формирование потребительской корзины в период кризиса 2014-2015 гг. Социальные гарантии государства в предоставлении пенсии.

Тема 9. (4 часа). Экономические проблемы безработицы.

Понятие о безработице и критерии признания человека безработным. Расчет уровня безработицы. Виды безработицы и причины их возникновения. Неполная занятость в России. Труд. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Безработица. Государственная политика в области занятости. Профсоюзы. Виды безработицы: фрикционная безработица. Полная занятость и ее границы. Понятие о естественной норме безработицы. Способы сокращения безработицы. Возможности и трудности их использования в условиях России. Государственное регулирование экономики и государственные программы

Тема 10. (13 часов). Что такое фирма и как она действует на рынке.

Предприниматель и создание успешного бизнеса. Кто такой предприниматель и чем он отличается от менеджера. Почему не все новые фирмы оказываются успешными. Условия бизнес-успеха. Менеджмент. Маркетинг. Понятие о внешних и внутренних ресурсах и затратах фирмы. Разница между бухгалтерскими и экономическими затратами фирмы. Понятие о нормальной прибыли владельца фирмы. Классификация рынков по типу конкуренции. Понятие о постоянных и переменных затратах. Средние и предельные затраты Влияние степени монополизации рынка на положение продавцов и покупателей. Роль государства в ограничении монополизации рынков.

Тема 11. (3 часа) Как семьи получают и тратят деньги. Неравенство доходов и его последствия.

Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Структура семейных расходов как индикатор уровня экономического развития страны. Понятие о номинальных и реальных доходах семей.

Влияние инфляции на уровень жизни семей. Источники доходов семей в странах с различными типами экономических систем. Изменение структуры доходов семей как следствие экономических преобразований в стране. Закон Энгеля. Роль семейных сбережений для обеспечения экономического развития страны. Понятие инфляции в экономике семьи.

Неравенство доходов и неравенство богатства. Методы измерения неравенства доходов. Экономические последствия неравенства доходов. Плюсы и минусы программ поддержки беднейших групп общества. Семейный бюджет. Источники доходов семьи, основные виды расходов семьи. Механизм регулирования дифференциации доходов в экономике смешанного типа. Экономические аспекты бедности. Социальные программы как метод смягчения проблемы бедности Реальные и номинальные доходы семьи. Личное подсобное хозяйство. Сбережения населения. Страхование.

. Тема 12. (15 часов). Экономические задачи государства.

Международная торговля. Внешняя торговля страны. Экспорт. Импорт. Внешнеторговый оборот. Сальдо внешней торговли. Главные торговые объединения и страны в международной торговле. Международное разделение труда (МРТ). Рост степени открытости рынков. Укрепление финансово-хозяйственных связей стран. Абсолютные и сравнительные преимущества. Интернациональная стоимость. Теория трудовой стоимости. Валютные курсы. Современная международная валютная система. Валютный коридор. Колеблющийся, «плавающий», фиксированный курс валюты. Номинальный и реальный курсы валюты. Свободно конвертируемая валюта. Метод котировки. Кросс-курс. Свободная торговля и протекционизм. Всемирная торговая организация (ВТО): цели, структура, руководящие органы. Вступление России в ВТО. Позиции России в международной торговле. Структура внешней торговли РФ.

Тема 13. (8 часов) Государственные финансы.

Виды налогов и их влияние на уровни доходов продавцов и покупателей, а также на уровни цен.

Основные виды налогов, применяемые в России. Понятие о государственном бюджете. Основные виды доходов и расходов федерального бюджета России. Понятие о государственном долге. Причины возникновения государственного долга и способы его сокращения. Способы государственного одалживания. Виды налогов, методы сбора налогов. Методы определения величины налоговых платежей. Понятие горизонтальной налоговой справедливости. Доля доходов отдаваемая в качестве налогов. Понятие дефицита и профицита государственного бюджета; расходы и доходы

Расходы на закупку военной техники, трансферты. Бюджетное тождество и бюджетный дефицит. Внешний государственный долг и его влияние на благосостояние граждан страны.

Модель формирования налоговой политики.

Место Российской Федерации в системе мирового хозяйства. Общая характеристика экономики России. Основные макроэкономические показатели России. Динамика ВВП. Факторы роста в российской экономике 2001-2008 гг. Место России в мировой экономике. Товарная структура экспорта и импорта страны. Основные торговые партнеры России. Индексы концентрации и диверсификации экспорта и импорта России. Индекс условий торговли. Диверсификация экономики. Приоритетные направления внешнеэкономической деятельности Российской Федерации.

Тема 14. (5 часов). Экономический рост.

Причины, порождающие необходимость в экономическом росте. Факторы ускорения экономического роста. Человеческий капитал и его значение для обеспечения экономического роста. Понятие об экстенсивном и интенсивном экономическом росте. Сущность экономического роста и его измерение. Ограниченность ресурсов и ее значение для экономического роста. Экстенсивный и интенсивный экономический рост. Человеческий капитал; организация массового выпуска продукции. Можно ли предотвратить глобальную экономическую катастрофу и острые конфликты между бедными и богатыми странами.

Тема 15. (4 часа). Организация международной торговли.

Международная торговля. Обменные курсы валют. Государственная политика в области международной торговли. Причины сохранения многовалютное и ее значение для возникновения валютного рынка. Валютный курс как цена национальной денежной единицы. Механизмы формирования валютных курсов и особенности их проявления в условиях России. Экономические последствия изменений валютных курсов. Глобальные экономические проблемы.

Экономические причины возникновения международной торговли. Понятие об импорте и экспорте. Принципы абсолютного и относительного экономического преимущества и их значение в формировании между-народного разделения труда и мировой торговли. Влияние международной торговли на производственные возможности и уровни благосостояния торгующих стран.

Тема 16. (4 часа). Экономическое устройство России на рубеже XX-XXI вв.

Особенности современной экономики России. Современная экономика России: особенности и основные проблемы. Что такое либерализация экономики и как она осуществлялась в России. Уровень жизни в России в сопоставлении с другими странами. Формирование экономики переходного типа в Российской Федерации. Социально-экономический кризис на Украине, Ситуация в Сирии. Уровень жизни в России в сопоставлении с другими странами.

4. Требования к подготовке воспитанников в области экономики

В результате изучения курса кадет должен:

знать/понимать:

• основные теоретические положения менеджмента;

• основные принципы функционирования предприятия/фирмы во взаимодействии с внутренней и внешней средой;

Уметь:

описывать: менеджмент как синтетическое понятие, функции менеджмента, цели фирмы, стратегию организации;

объяснять: мотивационную структуру поведения людей в организации, сущность коммуникационных процессов;

сравнивать/различать: власть и лидерство, основные фонды и оборотные средства, бухгалтерский и управленческий учет;

применять: формы и методы планирования, алгоритм принятия решений, оптимальные методы постановки и достижения цели;

раскрывать на примерах изученные понятия и теоретические положения маркетинга;

осуществлять поиск маркетинговой информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную маркетинговую информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

оценивать действия рыночных субъектов с точки зрения маркетинга;

формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам маркетинга;

подготовить выступление, презентацию, творческую работу по маркетинговой проблематике;

применять знания в процессе решения практических заданий по
актуальным проблемам маркетинга, участия в деловых играх, тренингах.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• критического восприятия маркетинговой информации;

• оценки собственных экономических действий, поведения других людей, происходящих событий с точки зрения маркетинга;

• успешного выполнения типичных экономических и управленческих ролей;

• решения практических маркетинговых проблем, возникающих в повседневной жизни;

• реализации и защиты прав потребителей и производителей товаров, осознанного выполнения гражданских обязанностей.

• решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;

• совершенствования собственной познавательной деятельности;

• оценки происходящих событий и поведения людей в хозяйственной
жизни;

• осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования
управленческой информации.

Личностные:

1) сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма; любви к Отечеству и уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уверенности в его великом будущем;

2) сформированность гражданской позиции выпускника как сознательного, активного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок, осознающего и принимающего свою ответственность за благосостояние общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, ориентированного на поступательное развитие и совершенствование российского гражданского общества в контексте прогрессивных мировых процессов, способного противостоять социально опасным и враждебным явлениям в общественной жизни;

3) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге;

4) сформированность основ саморазвития и самовоспитания на основе общечеловеческих нравственных ценностей и идеалов российского гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности (образовательной, проектно-исследовательской, коммуникативной и др.);

5) сформированность толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

6) сформированность навыков продуктивного сотрудничества со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, учебно-инновационной и других видах деятельности;

Метапредметные:

1) умение самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая приоритетные и второстепенные задачи; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную деятельность и деятельность профессиональную использовать различные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать с коллегами по совместной деятельности, учитывать позиции другого (совместное целеполагание и планирование общих способов работы на основе прогнозирования, контроль и коррекция хода и результатов совместной деятельности), эффективно разрешать конфликты;

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности;

4) готовность и способность к самостоятельной и ответственной информационной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5) умение определять назначение и функции различных социальных институтов, ориентироваться в социально-политических и экономических событиях, оценивать их последствия;

6) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие

стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;

7) владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме, представлять результаты исследования, включая составление текста и презентации материалов с использованием информационных и коммуникационных технологий, участвовать в дискуссии;

8) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Перечень используемой литературы:

УМК «Экономика. 11 класс»:

  1. Липсиц И.В. «Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности» – М; Вита-Пресс 2014.

  2. Липсиц И.В. «Экономика. Базовый курс. – М.: Вита-Пресс , 2015.

  3. Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе. Книга I. Пособие для учителя. – М; Вита-Пресс.Электронное приложение к учебнику. Практикум по основам экономической теории, под редакцией доктора экономических наук, профессора С.И. Иванова в 2-х книгах, издательство - М; 2014 г.

  4. Задания по экономике: от простых до олимпиадных. Д.В. Акимов, О. В. Дичива, Л.Б. Щукина, - М; 2014 г.

  5. Экономика для школьников. Задачи и решения. Г.И. Просветов, - М; 2013 г.

  6. Мицкевич, А.А. Сборник заданий по экономике с решениями: Пособие для преподавателей экономики - М; 2014 г.

  7. С. Равичев С. Григорьев Сборник тестовых заданий по экономике. - М; 2014 г.

  8. В. Л. Шагин 30 задач за 90 минут. - М; 2013.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!