Областное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат №2 им. Г.А. Карманова» г. Курска
Обсуждена на заседании МО учителей естественно- математического цикла протокол №____ от«____»___________20___г Руководитель МО __________О.В. Михайлова | Принята на заседании МС протокол №____ от«____» ____________20___г председатель МС _____________Н.В. Филимонова | Утверждаю Директор ОБОУ «Школа-интернат №2» г. Курска _____________М.А. Хмелевская Введена в действие приказом по школе-интернату №_____ от «____» ____________20 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «География»
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)
8 класс
НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Разработана учителем
географии
БОБРОВОЙ А.А.
Высшая квалификационная категория
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой (раздел «География 6-9 классы» автор Т.Г. Лифанова).
Программа рассчитана на 68 ч. в год (2 часа в неделю).
География как учебный предмет имеет большое значение для всестороннего развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости, наблюдать за изменениями в природе. Работа с символическими пособиями, каким является географическая карта, способствует развитию абстрактного мышления. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет словарный запас детей, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи. Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор детей об окружающем мире, позволяет увидеть природные и социально-экономические явления и процессы во взаимосвязи.
География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся. Программа составлена с учетом психофизиологических особенностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
В 9 классе изучается кур географии «География материков и океанов».
В программе выделены практические работы, указаны метапредметные связи, а также сформированы основные требования к знаниям, умениям и навыкам.
Курс «География материков и океанов» рассчитан на 2 года обучения. Три четверти отводится на изучение Мирового океана, Африки, Австралии, Антарктиды, Северной и Южной Америк. Учитель должен познакомить обучающихся не только с природой различных континентов, но и с населением, особенностями хозяйственной деятельности, бытом. Культурой людей, отдельными государствами. В четвёртой четверти даётся общий обзор природных условий материка, на котором мы живём.
Цели и задачи обучения географии:
Цель: всестороннее развитие обучающихся со сниженной мотивацией к познанию, расширить кругозор об окружающем мире.
Задачи:
Образовательные:
Дать элементарные научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве зарубежных стран, своего края.
Показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов.
Помочь усвоить правила поведения в природе.
Воспитательные:
Содействовать патриотическому, эстетическому, экологическому воспитанию.
Содействовать профессиональной ориентации, путём знакомства с миром профессий, распространенных в нашем регионе.
Корреционно - развивающие:
Учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости.
Содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение.
Расширять лексический запас. Развивать связную речь.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «География» являются умения:
- пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;
- пересказывать материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану;
- соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника;
- логические умения (сравнение, обобщение, абстрагирование);
- понимать и устанавливать причинно-следственные зависимости.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате уроков географии учащиеся
должны знать:
- Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий, Индийский океаны. Географическое положение и их хозяйственное значение;
- особенности географического положения, очертания берегов и природные условия каждого материка, население и особенности размещения;
- названия изученных географических объектов.
должны уметь:
- показывать на географической карте океаны, дать им характеристику;
- определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов каждого материка;
- давать элементарное описание природных условий материков, опираясь на карту и картины;
Содержание учебного предмета
В программу включены следующие разделы: Введение, Мировой океан, Материки и части света: Африка, Австралия, Антарктида, Северная Америка, Южная Америка, Евразия.
Содержание
Введение (1 час)
Что изучает география материков и океанов. Материки и части света на глобусе и физической карте полушарий. Мировой океан.
Мировой океан (6 часов)
Атлантический океан. Хозяйственное значение. Судоходство.
Северный Ледовитый океан. Хозяйственное значение. Судоходство.
Тихий океан. Хозяйственное значение. Судоходство.
Индийский океан. Хозяйственное значение. Судоходство.
Современное изучение Мировое океана.
Материки и части света:
Африка (12 часов)
Географическое положение.
Разнообразие рельефа, климат, реки и озера.
Растительность тропических лесов.
Животные тропических лесов.
Растительный мир саванн.
Животный мир саванн.
Растительный и животный мир пустынь.
Население. Жизнь и быт народов.
Государства.
Обобщающий урок.
Австралия (8 часов)
Географическое положение.
Разнообразие рельефа, климат, реки и озёра.
Растительный мир.
Животный мир. Охрана природы.
Население.
Австралийский союз.
Океания.
Остров Новая Гвинея.
Обобщающий урок.
Антарктида (6 часов)
Географическое положение, очертания берегов. Южный полюс.
Открытие Антарктиды русскими мореплавателями.
Особенности природы, её поверхность и климат.
Растительный и животный мир. Охрана природы.
Изучение Антарктиды учёными разных стран. Современные исследования Антарктиды.
Обобщающий урок.
Америка (20 часов)
Открытие Америки
Северная Америка
Географическое положение.
Разнообразие рельефа, климат.
Реки и озёра.
Растительный и животный мир.
Население и государства.
США
Канада
Мексика. Куба
Южная Америка
Географическое положение.
Разнообразие рельефа, климат.
Реки и озёра.
Растительный мир тропических лесов.
Животный мир тропических лесов.
Растительный мир саванн, степей, пустынь и горных районов.
Животный мир саванн, степей, пустынь и гор.
Население. Государства: Бразилия, Аргентина, Перу и другие по выбору учителя.
Обобщающий урок. Часть света – Америка.
Евразия (15 часов). Общая характеристика материка.
Географическое положение. Очертание берегов Евразии. Моря Северного Ледовитого и Атлантического океанов. Острова и полуострова. Очертания берегов. Моря Тихого и Индийского океанов. Острова и полуострова.
Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Европы.
Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Азии.
Климат. Евразии.
Реки и озера Европы.
Реки и озёра Азии.
Растительный и животный мир Европы.
Растительный и животный мир Азии.
Население Евразии. Культура и быт народов Европы и Азии.
Обобщающий урок.
Тематическое планирование географии
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | Из них |
Практических, лабораторных | Контрольных работ |
1 | Введение | 1 | |
2 | Мировой океан | 6 | 4 |
3 | Африка | 12 | 7 |
4 | Австралия | 8 | 3 |
5 | Антарктида | 6 | 2 |
6 | Америка | 20 | 4 |
7 | Евразия | 15 | 4 |
| Итого | 68 | 24 |
Календарно-тематическое планирование по географии.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Домашнее задание |
План | Факт |
| Введение | 1 | | | |
1 | Материки и части света на глобусе и карте | | | | С. 4-5 |
| Мировой океан | 6 | | | |
2 | Мировой океан. Пр/р №1 Обозначение океанов на контурной карте полушарий. | 1 | | | С. 6-8 |
3 | Атлантический океан. Пр/р №2 Зарисовка айсберга. | 1 | | | С. 8-11 |
4 | Северный Ледовитый океан. | 1 | | | С. 12-15 |
5 | Тихий океан. Пр/р №3 Зарисовка морских животных. | 1 | | | С. 16-19 |
6 | Индийский океан. Пр/р №4 Зарисовка рыб. | 1 | | | С. 19-21 |
7 | Современное изучение Мирового океана. | 1 | | | С. 21-23 |
| Африка | 12 | | | |
8 | Африка. Географическое положение. Пр/р №5. Обозначение на контурной карте географических объектов | 1 | | | С. 24-26 |
9 | Разнообразие рельефа, климат, реки и озера. Пр/р №6. Обозначение на контурной карте географических объектов | 1 | | | С. 27-29 |
10 | Растительный мир тропических лесов. Пр/р №7. Запись и зарисовка типичных представителей тропиков. | 1 | | | С. 30-32 |
11 | Животный мир тропических лесов. Пр/р №8. Зарисовка типичных представителей тропиков. | 1 | | | С. 33-36 |
12 | Растительность саванн. Пр/р №9. Запись и зарисовка растений саванн. | 1 | | | С. 37-40 |
13 | Животные саванн. Пр/р №10 Зарисовка животных саванн. | 1 | | | С. 40-44 |
14 | Растительность и животные пустынь. Пр/р №11 Запись и зарисовка типичных представителей пустынь. | 1 | | | С. 45-48 |
15 | Население и государства. | 1 | | | С.48-52 |
16 | Египет. Эфиопия. | 1 | | | С. 52-57 |
17 | Танзания. Конго | 1 | | | С. 58-63 |
18 | Нигерия. ЮАР | 1 | | | С. 63-68 |
19 | Обобщение знаний. Африка | 1 | | | С.69 |
| Австралия | 8 | | | |
20 | Австралия. Географическое положение. Пр/р №12 Обозначение на контурной карте географических объектов. | 1 | | | С. 70-72 |
21 | Разнообразие рельефа, климат, реки и озера. | 1 | | | С. 73-75 |
22 | Растительный мир. Пр/р №13 Запись и зарисовка типичных растений. | 1 | | | С. 75-77 |
23 | Животный мир. Пр/р №14 Запись и зарисовка типичных животных. | 1 | | | С. 77-80 |
24 | Население. | 1 | | | С. 80-82 |
25 | Австралийский Союз. | 1 | | | С. 83-84 |
26 | Океания. Остров Новая Гвинея. | 1 | | | С.85-87 |
27 | Обобщение знаний. Австралия. | | | | |
| Антарктида | 6 | | | |
28 | Антарктида. Географическое положение. Антарктика. Пр/р №15 Обозначение на контурной карте океанов, омывающих Антарктиду | 1 | | | С. 88-91 |
29 | Открытие Антарктиды русскими мореплавателями. | 1 | | | С. 91-93 |
30 | Разнообразие рельефа, климат. | 1 | | | С. 93-95 |
31 | Растительный и животный мир. Охрана природы. Пр/р №16. Зарисовка птиц и животных Антарктиды. | 1 | | | С. 95-97 |
32 | Обобщение знаний. Антарктида | 1 | | | |
33 | Современные исследования Антарктиды. | 1 | | | С. 98-100 |
| Америка | 20 | | | |
34 | Открытие Америки. | 1 | | | С. 101-103 |
35 | Северная Америка Географическое положение. Пр/р №17 Обозначение на контурной карте географических объектов. | 1 | | | С. 104-107 |
36 | Разнообразие рельефа, климат. | 1 | | | С. 107-109 |
37 | Реки и озера. | 1 | | | С. 110-112 |
38 | Растительный и животный мир Пр/р№18 Зарисовка растений и животных | 1 | | | С. 113-117 |
39 | Население и государства. | 1 | | | С. 118-120 |
40 | Соединенные Штаты Америки. | 1 | | | С. 121-124 |
41 | Канада. | 1 | | | С. 125-127 |
42 | Мексика. Куба. | 1 | | | С. 128-132 |
43 | Южная Америка. Географическое положение. Пр/р №19 Обозначение на контурной карте географических объектов | 1 | | | С. 133-135 |
44 | Разнообразие рельефа, климат. | 1 | | | С. 136-137 |
45 | Реки и озера. | 1 | | | С. 138-140 |
46 | Растительность тропических лесов. | 1 | | | С. 140-142 |
47 | Животный мир тропических лесов. Пр/р №20 Зарисовка растений и животных | 1 | | | С. 143-146 |
48 | Растительность саванн, степей, пустынь и горных районов. | 1 | | | С. 147-149 |
49 | Животные саванн, степей, полупустынь, гор. | 1 | | | С. 149-151 |
50 | Население. Государства. | 1 | | | С. 152-155 |
51 | Бразилия. | 1 | | | С. 155-158 |
52 | Обобщение знаний. Америка. | 1 | | | |
53 | Аргентина. Перу. | 1 | | | С. 159-164 |
| Евразия | 15 | | | |
54 | Евразия. Географическое положение. Пр/р №21 Проведение на контурной карте условной границы между Европой и Азией | 1 | | | С. 165-168 |
55 | Очертания берегов Евразии. Моря Северного Ледовитого и Атлантического океанов. Пр/р №22 Обозначение на контурной карте географических объектов | 1 | | | С. 169-171 |
56 | Очертания берегов. Моря Тихого и Индийского океанов. Острова и полуострова. | 1 | | | С. 171-173 |
57 | Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Европы. | 1 | | | С. 173-175 |
58 | Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Азии. | 1 | | | С. 176-178 |
59 | Климат Евразии. | 1 | | | С. 179-181 |
60 | Реки и озера Европы. | 1 | | | С. 181-183 |
61 | Реки и озера Азии. | 1 | | | С. 184-185 |
62 | Растительный и животный мир Европы. Пр/р №23 Зарисовка растений и животных | 1 | | | С. 186-190 |
63 | Растительный и животный мир Азии. Пр/р №24 Зарисовка растений и животных | 1 | | | С. 191-194 |
64 | Население Евразии. | 1 | | | С. 195-199 |
65 | Культура и быт народов Европы и Азии. | 1 | | | С. 200-202 |
66 | Обобщение знаний. Евразия. | 1 | | | |
67 | Итоговое тестирование | 1 | | | |
68 | Повторение | 1 | | | |
Список литературы:
Основная учебная литература:
Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. География . 8 класс. Учебник для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида. М.: «Просвещение», 2013 г.
Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. Приложение к учебнику «География» для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 8 класс. - М.: Просвещение, 2013 г.
Дополнительная литература:
Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, допущенная Министерством образования РФ, Москва «ВЛАДОС» 2011, под редакцией В. В. Воронковой.
Знаешь ли ты географию? Программированные задания для проверки знаний по географии для обучающихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. – М.: Просвещение, 2002. - Лифанова Т.М., Пшеничная Н.Б.;
Митрофанов И.В. Тематические игры по географии. Методика проведения игр: вопросы, задания, ключи. М.: «Сфера», 2002