Областное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат №2 им. Г.А. Карманова» г. Курска
Обсуждена на заседании МО учителей естественно- математического цикла протокол №____ от«____»___________20___г Руководитель МО __________О.В. Михайлова | Принята на заседании МС протокол №____ от«____» ____________20___г председатель МС _____________Н.В. Филимонова | Утверждаю Директор ОБОУ «Школа-интернат №2» г. Курска _____________М.А. Хмелевская Введена в действие приказом по школе-интернату №_____ от «____» ____________20 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «География»
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)
6 класс
НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Разработана учителем
географии
БОБРОВОЙ А.А.
Высшая квалификационная категория
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл. В 2 сб./ Под редакцией В.В. Воронковой.- М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2011. – Сб.1 (раздел «География», авторы: Лифанова Т.М., Соломина Е.Н.)
Содержание учебного материала адаптировано к психофизиологическим особенностям обучающихся.
Общая характеристика учебного предмета.
Изучение географии в школе призвано сформировать у учащихся элементарные понятия по физической географии, что должно сводиться главным образом к ознакомлению учащихся с природными условиями, ресурсами и трудом людей. Преподавание географии в школе направленно на коррекцию недостатков умственного развития учащихся. В процессе обучения у учащихся развиваются наблюдательность, речь и мышление. Они учатся устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и зависимости, бережно относится к окружающей среде, труду и подвигам предыдущих поколений. Практические работы направлены на то, чтобы вооружить учащихся необходимыми навыками и умениями, которые они бы могли использовать в своей жизни. Методика преподавания географии предусматривает повторяемость материала. Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более полноценному усвоению умственно отсталыми учащимися элементарных географических знаний.
Программа составлена с учётом психофизиологических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности детей с ОВЗ: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Работа с символическими пособиями, какими являются план и географическая карта, учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.
Курс географии имеет много смежных тем с естествознанием, историей, русским языком, чтением, математикой, изобразительной деятельностью, черчением, СБО и другими предметами, а также предусматривает опору на знания, полученные в курсах «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» и «Природоведение».
Раздел «Начальный курс физической географии» предполагает проведение экскурсий с целью формирования более точных географических представлений о формах земной поверхности и водоёмах своей местности. Обучающиеся научатся ориентироваться на местности, познакомятся с физической картой России, её географическим положением, границами, формами земной поверхности, водоёмами.
В программу введены темы «Явления природы» (дождь, ветер, ураган, шторм, землетрясение, извержение вулканов), «Краткие сведения о Земле, Солнце и Луне», «Планеты», «Освоение космоса».
Это позволит своевременно начать формирование географически знаний в тесной связи с элементарными физическими и астрономическими, что создаст наиболее полное представление о планете Земля.
Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся
Основные типы учебных занятий:
урок изучения нового учебного материала;
урок закрепления и применения знаний;
урок обобщающего повторения и систематизации знаний;
урок контроля знаний и умений.
нетрадиционные формы уроков: интегрированный, урок-игра, урок-экскурсия, практическое занятие, урок-презентация, урок-проект, турнир знатоков, урок-викторина, заочная экскурсия, уроки – путешествия;
работа с учебным и научно-популярным текстом, с дидактическим рисунком или иллюстрациями, с условными обозначениями, таблицами и схемами, с различными моделями;
Места учебного предмета в учебном плане.
Рабочая программа рассчитана:
6 класс - 68 часов, 2 часа в неделю, 34 учебные недели;
7 класс - 68 часов, 2 часа в неделю, 34 учебные недели;
8 класс - 68 часов, 2 часа в неделю, 34 учебные недели;
9 класс - 68 часов, 2 часа в неделю, 34 учебные недели.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
География как учебный предмет имеет большое значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивации к познанию. Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор детей об окружающем мире, позволяет увидеть природные и социально-экономические явления и процессы во взаимосвязи.
География даёт благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся.
Цели и задачи обучения:
Образовательные:
Дать элементарные научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве России, зарубежных стран, своего края.
Показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов.
Помочь усвоить правила поведения в природе.
Воспитательные:
Содействовать патриотическому, эстетическому, экологическому воспитанию.
Содействовать профессиональной ориентации, путём знакомства с миром профессий, распространенных в нашем регионе.
Корреционно - развивающие:
Учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости.
Содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение.
Расширять лексический запас. Развивать связную речь.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Обучащюиеся должны знать:
- что изучает география;
- стороны горизонта;
- основные формы земной поверхности; виды водоемов;
- отличие плана от рисунка;
- общее понятие о масштабе;
- 2-5 условных знаков плана;
- основные направления сторон горизонта на географической карте;
- условные цвета географической карты;
- распределение суши и воды на Земле;
- названия материков и океанов;
- расположение поясов освещенности на глобусе;
Обучающиеся должны уметь:
- определять стороны горизонт по компасу и 2-3 местным признакам природы;
- оказывать на карте некоторые формы рельефа и виды водоемов;
- выборочно читать географическую карту;
- описывать изучаемые объекты с опорой на картину;
- выполнять выборочные задания в рабочей тетради.
2. Содержание учебного предмета:
Введение. (4 часа)
Повторение, проверка знаний, умений, навыков, полученных в 5 классе на уроках природоведения.
География — наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности.
Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Компоненты погоды: осадки, ветер, облачность, температура. Признаки времен года. Явления природы. Меры предосторожности.
Экскурсия №1. Географические сведения о своей местности и труде населения.
Ориентирование на местности. (5 часов)
Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Компас и правила пользования им.
Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, компасу, местным признакам и природным объектам.
Экскурсия№2 для закрепления понятий о горизонте и основных направлениях.
Практические работы:
Зарисовка линии, сторон горизонта.
Схематическая зарисовка компаса.
Упражнения в определении сторон горизонта по солнцу и компасу.
Формы поверхности Земли. (4 часа)
Экскурсия №3 для ознакомления с формами рельефа своей местности. Рельеф местности, его основные формы. Равнины (плоские и холмистые), холмы. Овраги, их образование.
Горы. Понятие о землетрясениях и извержениях вулканов.
Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности.
Практические работы:
Моделирование из пластилина холма.
Зарисовка различных форм земной поверхности, схемы вулкана в разрезе.
Вода на Земле. (11 часов)
Вода на Земле. Родник, его образование. Колодец. Водопровод. Река, ее части. Горные и равнинные реки. Как люди используют реки. Озера, водохранилища, пруды.
Болота, их осушение.
Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы.
Острова и полуострова.
Водоемы в нашей местности. Охрана воды от загрязнения.
Болота, их осушение. Водоемы в нашей местности. Охрана воды от загрязнения.
Практические работы:
Зарисовка схемы реки, определение направления течения реки, различение берегов и других ее частей.
Проведение опыта, показывающего растворение морской соли в воде и сравнение ее по вкусу с пресной водой;
План и карта. (9 часов)
Рисунок и план предмета. Знакомство с планом и масштабом. Знакомство с измерением расстояний и их изображением на плане по масштабу. Использование плана в практической деятельности человека. План класса. План школьного участка. Знакомство с условными знаками плана местности. План и географическая карта. Основные направления на карте. Масштаб карты. Условные цвета физической карты. Условные знаки физической карты (границы, города, моря, реки, каналы и т.д.). Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей.
Практические работы:
Упражнения в определении направлений на местности, плане и карте.
Зарисовка в тетрадях условных знаков плана.
Чтение простейших планов по условным знакам (школьного участка, местности) с опорой на таблицу условных знаков.
Показ на физической карте России в приложении к учебнику форм поверхности (не давая точных названий равнин, гор и т.п.)
Земной шар. (15 часов)
Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне. Планеты. Земля — планета. Доказательство шарообразности Земли. Освоение космоса.
Глобус — модель Земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Особенности изображения суши и воды на глобусе.
Физическая карта полушарий. Распределение воды и суши на Земле. Океаны на глобусе и карте полушарий.
Материки на глобусе и карте полушарий. Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.
Первые кругосветные путешествия.
Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании солнцем земной поверхности (отвесные, наклонные и скользящие солнечные лучи).
Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата.
Пояса освещенности: жаркий, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте полушарий. Природа тропического пояса. Природа умеренных и полярных поясов.
Практические работы:
Изготовление из пластилина модели земного шара с обозначением экватора и полюсов.
Показ с помощью теллурия смены дня и ночи.
Оформление таблицы названий океанов и материков.
Обозначение на контурной карте материков и океанов;
Карта России. (20 часов)
Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Столица России — Москва. Границы России. Сухопутные границы на западе и юге. Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана. Моря Тихого и Атлантического океанов.
Острова и полуострова России.
Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья. Горы: Урал, Кавказ, Алтай, Саяны.
Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (каменного угля, нефти, железной и медной руд, природного газа).
Реки: Волга с Окой и Камой. Водохранилища, каналы, ГЭС. Реки: Дон, Днепр, Урал. Водохранилища, каналы, ГЭС. Реки Сибири: Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой, ГЭС. Реки Лена, Амур.
Озера Ладожское, Онежское, Байкал.
Практические работы:
Обозначение границ нашей Родины, пограничных государств, нанесение названий изученных объектов на контурную карту России.
Нанесение на контурную карту морей
Нанесение на контурную карту форм рельефа
Нанесение на контурную карту рек и озер
Географическая номенклатура:
Моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов, омывающих берега России. Острова: Земля Франца Иосифа, Новая Земля, Северная Земля, Новосибирские, Врангеля, Сахалин, Курильские.
Полуострова: Кольский, Ямал, Таймыр, Чукотский, Камчатка. Равнины: Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Прикаспийская низменность, Валдайская и Среднерусская возвышенности, Среднесибирское плоскогорье.
Горы: Урал, Северный Кавказ, Алтай, Саяны.
Реки: Волга, дон, Днепр, Урал, Обь, Енисей, Лена, Амур.
Озёра: Ладожское, Онежское, Байкал, Каспийское море.
Города: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Новосибирск, Екатеринбург (по выбору учителя)
3. Тематическое планирование.
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | Из них |
практических, лабораторных | контрольных работ |
1 | Введение | 4 | |
2 | Ориентирование на местности | 5 | 2 |
3 | Формы поверхности Земли | 4 | 3 |
4 | Вода на Земле | 11 | 2 |
5 | План и карта | 9 | 4 |
6 | Земной шар | 15 | 4 |
7 | Карта России | 20 | 4 |
итого | | 68 | 19 |
4. Календарно-тематическое планирование по географии. 6 В класс.
№ урока | Название раздела. Тема урока | Кол-во часов | Даты проведения | Домаш- нее задание |
план | факт |
| Введение-4ч. | 4 | | | |
1 | География – наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности. | 1 | | | Стр. 4-6 |
2 | Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Признаки времен года. | 1 | | | Стр. 7-11 |
3 | Явления природы: ветер, дождь, гроза. Меры предосторожности. | 1 | | | Стр.13-15 |
4 | Географические сведения о своей местности и труде населения. Экскурсия №1. | 1 | | | Стр. 17 |
| Ориентирование на местности-5ч. | 5 | | | - |
5 | Горизонт. Линия горизонта. П.р.№1. Зарисовка линии, сторон горизонта. | 1 | | | Стр. 18-19 |
6 | Стороны горизонта. | 1 | | | Стр. 20-21 |
7 | Компас и правила пользования им. П.р. №2. Схематическая зарисовка компаса. | 1 | | | Стр. 22-23 |
8 | Ориентирование по местным признакам природы. П.р.№3. Упражнения в определении сторон горизонта по Солнцу и компасу. | 1 | | | Стр. 24-26 |
9 | Экскурсия №2 Закрепление понятий о горизонте и об основных направлениях. | 1 | | | Стр. 27 |
| Формы поверхности Земли-4ч. | 4 | | | - |
10 | Экскурсия №3 Экскурсия. Ознакомления с формами рельефа своей местности. | 1 | | | Стр. 28-29 |
11 | Рельеф местности. Равнины и холмы. П.р.№4. Моделирование из пластилина холма. | 1 | | | Стр. 28-29 |
12 | Овраги, их образование. | 1 | | | Стр. 31-32 |
13 | Горы. Понятия о землетрясениях и извержениях вулканов. П.р.№5. Зарисовка различных форм земной поверхности, схемы вулкана в разрезе. | 1 | | | Стр. 33-36 |
| Вода на Земле-11ч. | 11 | | | - |
14 | Вода в природе. | 1 | | | Стр. 39-41 |
15 | Родник, его образование | 1 | | | Стр. 43-44 |
16 | Колодец. Водопровод. | 1 | | | Стр. 45-47 |
17 | Река, ее части. П.р.№6. Зарисовка схемы реки, определение направления течения реки, различение берегов и других ее частей. | 1 | | | Стр. 47-48 |
18 | Горные и равнинные реки. | 1 | | | Стр. 48-50 |
19 | Использование рек. | 1 | | | Стр. 51-53 |
20 | Озера, водохранилища, пруды. | 1 | | | Стр. 54-56 |
21 | Болота, их осушение. | 1 | | | Стр. 57-59 |
22 | Океаны и моря. П.р.№7. Проведение опыта, показывающего растворение морской соли в воде и сравнение ее по вкусу с пресной водой; | 1 | | | Стр. 60-62 |
23 | Острова и полуострова. | 1 | | | Стр. 64-65. |
24 | Водоемы в нашей местности. Охрана воды от загрязнения. | 1 | | | Стр. 66-67 |
| План и карта-9ч. | 9 | | | - |
25 | Рисунок и план предмета. П.р. №8. Упражнения в определении направлений на местности, плане и карте. | 1 | | | Стр. 69-70 |
26 | Знакомство с масштабом. | 1 | | | Стр. 72-73 |
27 | План класса. | 1 | | | Стр. 74-75 |
28 | План школьного участка П.р.№9. Чтение простейших планов по условным знакам с опорой на таблицу условных знаков. | 1 | | | Стр. 76-78 |
29 | Условные знаки плана местности П.р.№10. Зарисовка в тетрадях условных знаков плана. | 1 | | | Стр. 78-80 |
30 | План и географическая карта. | 1 | | | Стр. 81-82 |
31 | Условные цвета физической карты. | 1 | | | Стр. 83-85 |
32 | Условные знаки физической карты (границы, города, моря, реки, каналы и т.д.) | 1 | | | Стр. 86-87 |
33 | Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей П.р.№11. Показ на физической карте России форм поверхности (не называя точных названий равнин, гор и т.п.). | 1 | | | Стр. 88-89 |
| Земной шар-15ч. | 15 | | | - |
34 | Краткие сведения о Земле. П.р.№12. Показ с помощью теллурия смены дня и ночи. | 1 | | | Стр. 91-92 |
35 | Планеты. | 1 | | | Стр. 94-95 |
36 | Земля-планета. Доказательство шарообразности Земли. Освоение космоса. | 1 | | | Стр. 97-97 |
37 | Глобус – модель земного шара. Земная ось, экватор, полюс. П.р.№13. Изготовление из пластилина или глины модели земного шара с обозначением экватора и полюсов. | 1 | | | Стр. 100-101 |
38 | Особенности изображения суши и воды на глобусе. | 1 | | | Стр. 100-101 |
39 | Физическая карта полушарий. | 1 | | | Стр. 103-104 |
40 | Распределение воды и суши на Земле. | 1 | | | Стр. 104-105 |
41 | Океаны на глобусе и карте полушарий. | 1 | | | Стр. 106-108 |
42 | Материки на глобусе и карте полушарий П.р.№14. Оформление таблицы названий океанов и материков | 1 | | | Стр. 109-111. |
43 | Первые кругосветные путешествия П.р. №15. Обозначение на контурной карте материков и океанов. | 1 | | | Стр. 112-114 |
44 | Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности. | 1 | | | Стр. 116-117 |
45 | Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата. | 1 | | | Стр. 119-121 |
46 | Пояса освещенности: жаркие, умеренные, холодные. | 1 | | | Стр. 122-124 |
47 | Природа тропического пояса. | 1 | | | Стр. 125-127 |
48 | Природа умеренных и полярных поясов. | 1 | | | Стр. 128-131 |
| Карта России-20ч. | 20 | | | - |
49 | Географическое положение России на карте. | 1 | | | Стр. 132-137 |
50 | Границы России. Сухопутные границы России на западе и юге. П.р.№16. Обозначение на контурной карте границ нашей Родины, пограничных государств. | 1 | | | Стр. 138-139 |
51 | Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана. | 1 | | | Стр. 140-141 |
52 | Моря Тихого и Атлантического океанов. | 1 | | | Стр. 143-146 |
53 | Острова и полуострова России. | 1 | | | Стр. 148-150 |
54 | Работа с контурными картами. П.р.№17. Нанесение на контурную карту морей. | 1 | | | Задание на конт. кар. |
55 | Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья. | 1 | | | Стр. 152-154 |
56 | Работа с контурными картами. П.р.№18. Нанесение на контурную карту форм рельефа. | 1 | | | Задание на конт.кар. |
57 | Горы: Урал, Кавказ, Алтай, Саяны. | 1 | | | Стр. 155-157 |
58 | Крупнейшие месторождения полезных ископаемых. | 1 | | | Стр. 159-160 |
59 | Реки: Волга с Окой и Камой. | 1 | | | Стр. 162-164 |
60 | Реки: Дон, Днепр, Урал. | 1 | | | Стр. 166-167 |
61 | Реки Сибири: Обь, Енисей. | 1 | | | Стр. 168-170 |
62 | Реки: Лена и Амур. | 1 | | | Стр. 172-173 |
63 | Озера России. | 1 | | | Стр. 175-177 |
64 | Работа с контурными картами П.р.№19 Нанесение на контурную карту рек и озер. | 1 | | | Задание на контурных картах |
65 | Наш край на карте России. | 1 | | | Стр. 178 |
66 | Повторение начального курса физической географии. | 1 | | | |
67 | Итоговое тестирование по курсу 6 класса. | 1 | | | |
68 | Повторение. Формы поверхности Земли. | 1 | | | |
5. Список литературы:
Основная учебная литература:
Лифанова, Т. М., Соломина, Е. Н. Начальный курс физической географии. 6 класс. /Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида//Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина. – 2-изд. - М.: Просвещение, 2014.-184 с.: ил. Прил. (16 с., ил.)
Лифанова Т. М., Рабочая тетрадь по начальному курсу физической географии для 6 класса. Москва «Просвещение» 2014 год.
Лифанова Т.М., Соломина Е. Н. Приложение к учебнику «Начальный курс физической географии» для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 6 класс. - М.: Просвещение, 2014г.
Дополнительная литература:
Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, допущенная Министерством образования РФ, Москва «ВЛАДОС» 2011, под редакцией В. В. Воронковой.
Знаешь ли ты географию? Программированные задания для проверки знаний по начальному курсу физической географии учащихся 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. – М.: Просвещение, 2002. - Лифанова Т.М., Пшеничная Н.Б.;
Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 4 класс. – М.: ВАКО, 2004. – Дмитриева О.И., Мокрушина О.А.