СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «География» (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) 6 класс НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «География» (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) 6 класс НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД»

Областное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат №2 им. Г.А. Карманова» г. Курска



Обсуждена

на заседании МО

учителей естественно-

математического цикла

протокол №____

от«____»___________20___г

Руководитель МО

__________О.В. Михайлова


Принята

на заседании МС



протокол №____

от«____» ____________20___г

председатель МС

_____________Н.В. Филимонова



Утверждаю

Директор ОБОУ «Школа-интернат №2» г. Курска


_____________М.А. Хмелевская



Введена в действие приказом по школе-интернату №_____

от «____» ____________20 г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по предмету «География»

(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)

6 класс


НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД












Разработана учителем

географии

БОБРОВОЙ А.А.

Высшая квалификационная категория





  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по географии составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл. В 2 сб./ Под редакцией В.В. Воронковой.- М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2011. – Сб.1 (раздел «География», авторы: Лифанова Т.М., Соломина Е.Н.)

Содержание учебного материала адаптировано к психофизиологическим особенностям обучающихся.

Общая характеристика учебного предмета.

Изучение географии в школе призвано сформировать у учащихся элементарные понятия по физической географии, что должно сводиться главным образом к ознакомлению учащихся с природными условиями, ресурсами и трудом людей. Преподавание географии в школе направленно на коррекцию недостатков умственного развития учащихся. В процессе обучения у учащихся развиваются наблюдательность, речь и мышление. Они учатся устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и зависимости, бережно относится к окружающей среде, труду и подвигам предыдущих поколений. Практические работы направлены на то, чтобы вооружить учащихся необходимыми навыками и умениями, которые они бы могли использовать в своей жизни. Методика преподавания географии предусматривает повторяемость материала. Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более полноценному усвоению умственно отсталыми учащимися элементарных географических знаний.

Программа составлена с учётом психофизиологических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности детей с ОВЗ: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Работа с символическими пособиями, какими являются план и географическая карта, учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.

Курс географии имеет много смежных тем с естествознанием, историей, русским языком, чтением, математикой, изобразительной деятельностью, черчением, СБО и другими предметами, а также предусматривает опору на знания, полученные в курсах «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» и «Природоведение».

Раздел «Начальный курс физической географии» предполагает проведение экскурсий с целью формирования более точных географических представлений о формах земной поверхности и водоёмах своей местности. Обучающиеся научатся ориентироваться на местности, познакомятся с физической картой России, её географическим положением, границами, формами земной поверхности, водоёмами.

В программу введены темы «Явления природы» (дождь, ветер, ураган, шторм, землетрясение, извержение вулканов), «Краткие сведения о Земле, Солнце и Луне», «Планеты», «Освоение космоса».

Это позволит своевременно начать формирование географически знаний в тесной связи с элементарными физическими и астрономическими, что создаст наиболее полное представление о планете Земля.

Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся

Основные типы учебных занятий:

урок изучения нового учебного материала;

урок закрепления и применения знаний;

урок обобщающего повторения и систематизации знаний;

урок контроля знаний и умений.

нетрадиционные формы уроков: интегрированный, урок-игра, урок-экскурсия, практическое занятие, урок-презентация, урок-проект, турнир знатоков, урок-викторина, заочная экскурсия, уроки – путешествия;

работа с учебным и научно-популярным текстом, с дидактическим рисунком или иллюстрациями, с условными обозначениями, таблицами и схемами, с различными моделями;

Места учебного предмета в учебном плане.

Рабочая программа рассчитана:

6 класс - 68 часов, 2 часа в неделю, 34 учебные недели;

7 класс - 68 часов, 2 часа в неделю, 34 учебные недели;

8 класс - 68 часов, 2 часа в неделю, 34 учебные недели;

9 класс - 68 часов, 2 часа в неделю, 34 учебные недели.


Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

География как учебный предмет имеет большое значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивации к познанию. Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор детей об окружающем мире, позволяет увидеть природные и социально-экономические явления и процессы во взаимосвязи.

География даёт благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся.

Цели и задачи обучения:

Образовательные:

  • Дать элементарные научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве России, зарубежных стран, своего края.

  • Показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов.

  • Помочь усвоить правила поведения в природе.

Воспитательные:

  • Содействовать патриотическому, эстетическому, экологическому воспитанию.

  • Содействовать профессиональной ориентации, путём знакомства с миром профессий, распространенных в нашем регионе.

Корреционно - развивающие:

  • Учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости.

  • Содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение.

  • Расширять лексический запас. Развивать связную речь.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Обучащюиеся должны знать:

- что изучает география;

- стороны горизонта;

- основные формы земной поверхности; виды водоемов;

- отличие плана от рисунка;

- общее понятие о масштабе;

- 2-5 условных знаков плана;

- основные направления сторон горизонта на географической карте;

- условные цвета географической карты;

- распределение суши и воды на Земле;

- названия материков и океанов;

- расположение поясов освещенности на глобусе;

Обучающиеся должны уметь:

- определять стороны горизонт по ком­пасу и 2-3 местным признакам природы;

- оказывать на карте некоторые формы рельефа и виды водоемов;

- выборочно читать географическую карту;

- описывать изучаемые объекты с опорой на картину;

- выполнять выборочные задания в рабочей тетради.


2. Содержание учебного предмета:

Введение. (4 часа)

Повторение, проверка знаний, умений, навыков, полученных в 5 классе на уроках природоведения.

География — наука о природе Земли, населении и его хозяй­ственной деятельности.

Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Компоненты погоды: осадки, ветер, облачность, температура. Приз­наки времен года. Явления природы. Меры предосторожности.

Экскурсия №1. Географические сведения о своей местности и труде населения.

Ориентирование на местности. (5 часов)

Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Компас и правила пользования им.

Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, компасу, местным признакам и природным объектам.

Экскурсия№2 для закрепления понятий о горизонте и основных направлениях.

Практические работы:

  • Зарисовка линии, сторон горизонта.

  • Схематическая зарисовка компаса.

  • Упражнения в определении сторон горизонта по солнцу и компасу.

Формы поверхности Земли. (4 часа)

Экскурсия №3 для ознакомления с формами рельефа своей мес­тности. Рельеф местности, его основные формы. Равнины (плоские и холмистые), холмы. Овраги, их образование.

Горы. Понятие о землетрясениях и извержениях вулканов.

Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности.

Практические работы:

  • Моделирование из пластилина холма.

  • Зарисовка различных форм земной поверхности, схемы вулкана в разрезе.




Вода на Земле. (11 часов)

Вода на Земле. Родник, его образование. Колодец. Водопровод. Река, ее части. Горные и равнинные реки. Как люди используют реки. Озера, водохранилища, пруды.

Болота, их осушение.

Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы.

Острова и полуострова.

Водоемы в нашей местности. Охрана воды от загрязнения.

Болота, их осушение. Водоемы в нашей местности. Охрана воды от загрязнения.

Практические работы:

  • Зарисовка схемы реки, определение направления течения реки, раз­личение берегов и других ее частей.

  • Проведение опыта, показывающего растворение морской соли в воде и сравнение ее по вкусу с пресной водой;

План и карта. (9 часов)

Рисунок и план предмета. Знакомство с планом и масштабом. Знакомство с измерением расстояний и их изображением на плане по масштабу. Использование плана в практической деятельности че­ловека. План класса. План школьного участка. Знакомство с условными знаками плана местности. План и географическая карта. Основные направления на кар­те. Масштаб карты. Условные цвета физической карты. Условные знаки физической карты (границы, города, моря, реки, каналы и т.д.). Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей.

Практические работы:

  • Упражнения в определении направлений на местности, плане и карте.

  • Зарисовка в тетрадях условных знаков плана.

  • Чтение простейших планов по условным знакам (школьного участка, местности) с опорой на таблицу условных знаков.

  • Показ на физической карте России в приложении к учебнику форм поверхности (не давая точных названий равнин, гор и т.п.)

Земной шар. (15 часов)

Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне. Планеты. Земля — планета. Доказательство шарообразности Земли. Освоение космоса.

Глобус — модель Земного шара. Земная ось, экватор, полю­са. Особенности изображения суши и воды на глобусе.

Физическая карта полушарий. Распределение воды и суши на Земле. Океаны на глобусе и карте полушарий.

Материки на глобусе и карте полушарий. Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.

Первые кругосветные путешествия.

Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освеще­нии и нагревании солнцем земной поверхности (отвесные, наклон­ные и скользящие солнечные лучи).

Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата.

Пояса освещенности: жаркий, умеренные, холодные. Изобра­жение их на глобусе и карте полушарий. Природа тропического пояса. Природа умеренных и полярных поясов.

Практические работы:

  • Изготовление из пластилина модели земного шара с обозначением экватора и полюсов.

  • Показ с помощью теллурия смены дня и ночи.

  • Оформление таблицы названий океанов и материков.

  • Обозначение на контурной карте материков и океанов;

Карта России. (20 часов)

Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Столица России — Москва. Границы России. Сухопутные границы на западе и юге. Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега Рос­сии. Моря Северного Ледовитого океана. Моря Тихого и Атлантического океанов.

Острова и полуострова России.

Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья. Горы: Урал, Кавказ, Алтай, Саяны.

Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (камен­ного угля, нефти, железной и медной руд, природного газа).

Реки: Волга с Окой и Камой. Водохранилища, каналы, ГЭС. Реки: Дон, Днепр, Урал. Водохранилища, каналы, ГЭС. Реки Сибири: Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой, ГЭС. Реки Лена, Амур.

Озера Ладожское, Онежское, Байкал.

Практические работы:

  • Обозначение границ нашей Родины, пограничных государств, нанесение названий изученных объектов на контурную карту России.

  • Нанесение на контурную карту морей

  • Нанесение на контурную карту форм рельефа

  • Нанесение на контурную карту рек и озер

Географическая номенклатура:
Моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов, омывающих берега России. Острова: Земля Франца Иосифа, Новая Земля, Северная Земля, Новосибирские, Врангеля, Сахалин, Курильские.
Полуострова: Кольский, Ямал, Таймыр, Чукотский, Камчатка. Равнины: Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Прикаспийская низменность, Валдайская и Среднерусская возвышенности, Среднесибирское плоскогорье.
Горы: Урал, Северный Кавказ, Алтай, Саяны.
Реки: Волга, дон, Днепр, Урал, Обь, Енисей, Лена, Амур.
Озёра: Ладожское, Онежское, Байкал, Каспийское море.
Города: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Новосибирск, Екатеринбург (по выбору учителя)




3. Тематическое планирование.


№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Из них

практических, лабораторных

контрольных работ

1

Введение

4


2

Ориентирование на местности

5

2

3

Формы поверхности Земли

4

3

4

Вода на Земле

11

2

5

План и карта

9

4

6

Земной шар

15

4

7

Карта России

20

4

итого


68

19



















4. Календарно-тематическое планирование по географии. 6 В класс.

№ урока


Название раздела. Тема урока

Кол-во часов

Даты проведения

Домаш-

нее задание


план

факт


Введение-4ч.

4




1

География – наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности.

1



Стр. 4-6

2

Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Признаки времен года.

1



Стр. 7-11

3

Явления природы: ветер, дождь, гроза. Меры предосторожности.

1



Стр.13-15

4

Географические сведения о своей местности и труде населения. Экскурсия №1.

1



Стр. 17


Ориентирование на местности-5ч.

5



-

5

Горизонт. Линия горизонта.

П.р.№1. Зарисовка линии, сторон горизонта.

1



Стр. 18-19

6

Стороны горизонта.

1



Стр. 20-21

7

Компас и правила пользования им.

П.р. №2. Схематическая зарисовка компаса.

1



Стр. 22-23

8

Ориентирование по местным признакам природы.

П.р.№3. Упражнения в определении сторон горизонта по Солнцу и компасу.

1



Стр. 24-26

9

Экскурсия №2 Закрепление понятий о горизонте и об основных направлениях.

1



Стр. 27


Формы поверхности Земли-4ч.

4



-

10

Экскурсия №3 Экскурсия. Ознакомления с формами рельефа своей местности.

1



Стр. 28-29

11

Рельеф местности. Равнины и холмы.

П.р.№4. Моделирование из пластилина холма.

1



Стр. 28-29

12

Овраги, их образование.

1



Стр. 31-32

13

Горы. Понятия о землетрясениях и извержениях вулканов.

П.р.№5. Зарисовка различных форм земной поверхности, схемы вулкана в разрезе.

1



Стр. 33-36


Вода на Земле-11ч.

11



-

14

Вода в природе.

1



Стр. 39-41

15

Родник, его образование

1



Стр. 43-44

16

Колодец. Водопровод.

1



Стр. 45-47

17

Река, ее части.

П.р.№6. Зарисовка схемы реки, определение направления течения реки, раз­личение берегов и других ее частей.

1



Стр. 47-48

18

Горные и равнинные реки.

1



Стр. 48-50

19

Использование рек.

1



Стр. 51-53

20

Озера, водохранилища, пруды.

1



Стр. 54-56

21

Болота, их осушение.

1



Стр. 57-59

22

Океаны и моря. П.р.№7. Проведение опыта, показывающего растворение морской соли в воде и сравнение ее по вкусу с пресной водой;

1



Стр. 60-62

23

Острова и полуострова.

1



Стр. 64-65.

24

Водоемы в нашей местности. Охрана воды от загрязнения.

1



Стр. 66-67


План и карта-9ч.

9



-

25

Рисунок и план предмета. П.р. №8. Упражнения в определении направлений на местности, плане и карте.

1



Стр. 69-70

26

Знакомство с масштабом.

1



Стр. 72-73

27

План класса.

1



Стр. 74-75

28

План школьного участка П.р.№9. Чтение простейших планов по условным знакам с опорой на таблицу условных знаков.

1



Стр. 76-78

29

Условные знаки плана местности

П.р.№10. Зарисовка в тетрадях условных знаков плана.

1



Стр. 78-80

30

План и географическая карта.


1



Стр. 81-82

31

Условные цвета физической карты.


1



Стр. 83-85

32

Условные знаки физической карты (границы, города, моря, реки, каналы и т.д.)

1



Стр. 86-87

33

Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей П.р.№11. Показ на физической карте России форм поверхности (не называя точных названий равнин, гор и т.п.).


1



Стр. 88-89


Земной шар-15ч.

15



-

34

Краткие сведения о Земле.

П.р.№12. Показ с помощью теллурия смены дня и ночи.

1



Стр. 91-92

35

Планеты.

1



Стр. 94-95

36

Земля-планета. Доказательство шарообразности Земли. Освоение космоса.

1



Стр. 97-97

37

Глобус – модель земного шара. Земная ось, экватор, полюс.

П.р.№13. Изготовление из пластилина или глины модели земного шара с обозначением экватора и полюсов.

1



Стр. 100-101

38

Особенности изображения суши и воды на глобусе.

1



Стр. 100-101

39

Физическая карта полушарий.

1



Стр. 103-104

40

Распределение воды и суши на Земле.


1



Стр. 104-105

41

Океаны на глобусе и карте полушарий.

1



Стр. 106-108

42

Материки на глобусе и карте полушарий П.р.№14. Оформление таблицы названий океанов и материков


1



Стр. 109-111.

43

Первые кругосветные путешествия

П.р. №15. Обозначение на контурной карте материков и океанов.

1



Стр. 112-114

44

Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности.

1



Стр. 116-117

45

Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата.

1



Стр. 119-121

46

Пояса освещенности: жаркие, умеренные, холодные.


1



Стр. 122-124

47

Природа тропического пояса.


1



Стр. 125-127

48

Природа умеренных и полярных поясов.


1



Стр. 128-131


Карта России-20ч.

20



-

49

Географическое положение России на карте.

1



Стр. 132-137

50

Границы России. Сухопутные границы России на западе и юге.

П.р.№16. Обозначение на контурной карте границ нашей Родины, пограничных государств.

1



Стр. 138-139

51

Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана.

1



Стр. 140-141

52

Моря Тихого и Атлантического океанов.

1



Стр. 143-146

53

Острова и полуострова России.

1



Стр. 148-150

54

Работа с контурными картами. П.р.№17. Нанесение на контурную карту морей.

1



Задание на

конт. кар.

55

Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья.

1



Стр. 152-154

56

Работа с контурными картами. П.р.№18. Нанесение на контурную карту форм рельефа.

1



Задание на конт.кар.

57

Горы: Урал, Кавказ, Алтай, Саяны.

1



Стр. 155-157

58

Крупнейшие месторождения полезных ископаемых.

1



Стр. 159-160

59

Реки: Волга с Окой и Камой.

1



Стр. 162-164

60

Реки: Дон, Днепр, Урал.

1



Стр. 166-167

61

Реки Сибири: Обь, Енисей.

1



Стр. 168-170

62

Реки: Лена и Амур.

1



Стр. 172-173

63

Озера России.

1



Стр. 175-177

64

Работа с контурными картами П.р.№19 Нанесение на контурную карту рек и озер.

1



Задание на контурных картах

65

Наш край на карте России.


1



Стр. 178

66

Повторение начального курса физической географии.

1




67

Итоговое тестирование по курсу 6 класса.

1




68

Повторение. Формы поверхности Земли.

1




5. Список литературы:

Основная учебная литература:

  1. Лифанова, Т. М., Соломина, Е. Н. Начальный курс физической географии. 6 класс. /Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида//Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина. – 2-изд. - М.: Просвещение, 2014.-184 с.: ил. Прил. (16 с., ил.)

  2. Лифанова Т. М., Рабочая тетрадь по начальному курсу физической географии для 6 класса. Москва «Просвещение» 2014 год.

  3. Лифанова Т.М., Соломина Е. Н. Приложение к учебнику «Начальный курс физической географии» для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 6 класс. - М.: Просвещение, 2014г.

Дополнительная литература:

  1. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, допущенная Министерством образования РФ, Москва «ВЛАДОС» 2011, под редакцией В. В. Воронковой.

  2. Знаешь ли ты географию? Программированные задания для проверки знаний по начальному курсу физической географии учащихся 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. – М.: Просвещение, 2002. - Лифанова Т.М., Пшеничная Н.Б.;

  3. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 4 класс. – М.: ВАКО, 2004. – Дмитриева О.И., Мокрушина О.А.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!