СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по логопедии

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа индивидуальных логопедических занятий

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по логопедии»

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат»

671325 Заиграевский район с. Новая Брянь тел/факс 8(30136)53-3-02 ул. Школьная, 5 эл.адрес: nbskoshi@yandex.ru



«Рассмотрено»



на заседании методического объединения

протокол №________

от________________


«Согласовано»



Зам. директора по УМР

_______ Е.Г. Сапожникова

от___________________

«Утверждено»



Директор школы

_________С.О. Будаев

от_________________





Адаптированная рабочая программа



Коррекционный курс: Индивидуальные логопедические занятия

Класс: 6

Учебный год: 2021-2022

Учитель-логопед: Сапожникова Е.Г.















с. Новая Брянь

Пояснительная записка

Рабочая программа коррекционного курса «Индивидуальные логопедические занятия» разработана на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2021-2022 учебный год и следующих нормативно - правовых документов:

1. Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99- ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).

2. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.2014.

3. СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

При составлении рабочей программы использовались методические рекомендации ведущих специалистов в области коррекционной педагогики И.Н. Садовниковой, Л.Н. Ефименковой, Л.Г. Парамоновой, Е.В. Мазановой, Р.И. Лалаевой и других авторов.

Логопедическая работа в школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.

Расстройства речи у детей с интеллектуальными нарушениями проявляются на фоне недоразвития познавательной деятельности, нарушенного психического развития в целом.

Цель программы - коррекция дефектов устной и письменной речи обучающихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей-логопатов.

Задачи:

-коррекция и развитие психологической базы речи;

-постановка или уточнение звуков и закрепление их в речи;

-формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова; 

-уточнение, обогащение и активизация лексического запаса;

-формирование грамматической стороны речи; 

-предупреждение и коррекция дисграфии;

-развитие диалогической и монологической форм речи;

-формирование коммуникативных навыков;

-воспитание мотивации к учению, общению.

Рабочая программа по коррекционному курсу «Индивидуальные логопедические занятия» имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований выступают принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:

-гуманизма – вера возможности ребёнка, субъективного, позитивного подхода;

- системности – рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;

- реалистичности – учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;

- деятельностного подхода-опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;

- индивидуально-дифференцированного подхода - изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;

- системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих действий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.

Речевые нарушения у детей в школе носят системный характер, то есть страдает речь как целостная функциональная система, нарушаются все её компоненты: фонетико-фонематическая сторона, лексический и грамматический строй, связная речь.

Фонетические нарушения проявляются в неточности слуховой дифференцировки сходных по звучанию фонем, трудностях звукобуквенного анализа.

Недоразвитие лексической стороны речи проявляется, прежде всего, в бедности словарного запаса, неточности употребления слов, в преобладании пассивного словаря над активным, в несформированности структуры значения слова. В словаре таких детей преобладают существительные с конкретным значением. Усвоение же слов абстрактного значения, понимание загадок, пословиц вызывает большие трудности. У многих отсутствуют в речи слова обобщающего характера, редко употребляют глаголы, прилагательные, наречия. Чаще всего школьники употребляют в своей речи местоимения.

Несформированность грамматической стороны речи проявляется в аграмматизмах, в трудностях выполнения многих заданий, требующих грамматических обобщений. У школьников недостаточно сформированы как морфологические формы словоизменения и словообразования, так и синтаксическая структура предложения. Предложения таких детей, как правило, весьма примитивной конструкции, часто стереотипны, неполны, неправильно построены.

Становление связной речи осуществляется замедленными темпами и также характеризуется качественными особенностями. Дети с интеллектуальными нарушениями долгое время задерживаются на этапе вопросно-ответной и ситуативной речи. Переход к самостоятельному высказыванию является очень трудным и затягивается вплоть до старших классов школы. В процессе усвоения связных высказываний школьники нуждаются в постоянной стимуляции со стороны взрослого, в систематической помощи, которая проявляется либо в виде вопросов, либо в виде подсказки. Связные высказывания мало развёрнуты, фрагментарны. В рассказах нарушена логическая последовательность, связь между отдельными её частями. Связные тексты часто состоят из отдельных фрагментов, не составляющих единого целого. Речь, как правило, маловыразительна, монотонна, нет логических ударений.

Наиболее распространённые речевые расстройства у обучающихся младших классов и среднего звена – дефекты звукопроизношения и нарушения устной и письменной речи.

Для которых характерно:

- нарушения звукопроизношения;

- недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;

- аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;

- нарушения сложных форм словообразования;

- несформированность связной речи;

- выраженная дислексия;

- дисграфия.

Речевые нарушения, встречающиеся у обучающихся, являются серьёзным препятствием в овладении ими на начальных этапах обучения письмом и чтением, а на более поздних этапах – в усвоении ими грамматики родного языка и программ гуманитарных предметов.

Поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи детей с интеллектуальной недостаточностью способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации обучающихся.

Срок реализации программы 1 год.

Общая характеристика коррекционного курса

Коррекционная работа в ГБОУ «Новобрянской СКОШИ» проводится в форме индивидуальных занятий с использованием технологии личностно ориентированного развивающего обучения. Организационный период, предшествующий началу систематических логопедических занятий рассчитан на две недели сентября в начале учебного года.

На коррекционные индивидуальные занятия отводятся часы как в первую, так и во вторую половину дня. Продолжительность индивидуальных занятий- 20 минут. Занятия проводятся с обучающимися с 15 сентября по 15 мая.

Количество часов, указанных в программе на каждую тему примерное и зависит от степени выраженности речевого недоразвития, компенсаторных возможностей обучающихся, их психофизиологических особенностей, состояния интеллекта, регулярности посещения занятий, качества и скорости усвоения материала детьми.

Содержание индивидуального логопедического занятия включает в себя следующие направления:

1. Развитие общих речевых навыков (дыхательная гимнастика, упражнения на развитие силы голоса, ритма, темпа, интонационной выразительность речи)

2. Развитие общей моторики; координации движений (речь с движениями)

3. Развитие мелкой моторики (массаж, самомассаж, пальчиковая гимнастика, пальчиковый игротренинг, работа с мозаикой, лепка, вырезывание, штриховка.)

4. Развитие высших психических функций (внимание, память, мышление)

5.Обязательный комплекс общей артикуляционной гимнастики. Индивидуальные комплексы артикуляционной гимнастики для подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков. Постановка, автоматизация поставленных звуков.

6. Работа над слоговой структурой слова.

7. Развитие навыков звукового анализа и синтеза (от простого к сложному)

8. Развитие лексики (обогащение активного словаря существительных, прилагательных, глаголов)

9. Развитие связной речи (простые, распространенные предложения, пересказ, составление рассказов по картинке)

10. Развитие грамматического строя речи

11.Задания и упражнения направленные на профилактику или устранение дислексии и дисграфии.

12. С обучающимися проводится работа по развитию графомоторных умений, обучение грамоте.

В одно занятие включается не более пяти видов работы в начальных классах.

Особенностью работы является максимальное включение анализаторов. Использование разнообразной наглядности (зрительное восприятие, тактильное восприятие предмета, кинестетические ощущения позы, положения). Характерным является частая повторяемость логопедических упражнений, т.к. у учащихся коррекционной школы трудно, долго, тяжело формируются новые умения и навыки.

Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза. Лексический материал обогащается трудовой лексикой, используемой на уроках трудового обучения.

Учитывая быструю утомляемость, низкий уровень работоспособности, неустойчивое внимание, низкий уровень развития познавательного интереса и активности, склонность к охранительному торможению на логопедических занятиях проводится смена видов деятельности.


Описание места коррекционного курса в учебном плане

В соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) содержание программы коррекционного курса «Индивидуальные логопедические занятия» реализуется в рамках коррекционно-развивающей области, являющейся обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП. В соответствии с Учебным планом ГБОУ «Новобрянской СКОШИ» на его изучение отводится в 6 классе- 90 часов (3 часа в неделю) 12 ч - обследование; всего- 102 ч


Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса


В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования - введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

К личностным результатам освоения АООП относятся:

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

13) формирование готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.


Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов

по коррекционному курсу «Индивидуальные логопедические занятия»

на конец обучения в 6 классе:

Минимальный уровень:

  • с помощью педагога составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам; ставить знаки препинания в конце предложения;

  • с помощью педагога анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове);

  • списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;

  • писать под диктовку предложения

  • связно высказываться по затрагиваемым в беседе вопросам;

  • с помощью педагога составлять небольшие рассказы на предложенную тему.

Достаточный уровень:

  • составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам; ставить знаки препинания в конце предложения;

  • анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове);

  • списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;

  • писать под диктовку предложения и тексты (30-35 слов).

  • знать алфавит;

  • связно высказываться по затрагиваемым в беседе вопросам;

  • составлять небольшие рассказы на предложенную тему.






Состав базовых учебных действий, обучающихся:

Базовые учебные действия, формируемые у школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой — составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.

Личностные:

Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.

Обучающиеся должны:

-овладеть первоначальными навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

-овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

-владеть навыками сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

-владеть этическими чувствами, быть доброжелательным и эмоционально отзывчивым, понимать и сопереживать чувствам других людей;

Коммуникативные:

Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию со взрослыми и сверстниками в процессе обучения.

Обучающиеся должны:

-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - группа, учитель-группа);

-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

-обращаться за помощью и принимать помощь;

-слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

-сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

-доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

Регулятивные: учебные действия обеспечивают успешную работу на любом занятии и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.

Обучающиеся должны:

-уметь управлять собой;

-адекватно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;

-соблюдать ритуалы школьного поведения;

-принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

Познавательные:

Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.

Обучающиеся должны (самостоятельно или с помощью учителя):

-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

-устанавливать видо - родовые отношения предметов;

-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

-пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; читать; писать;

-наблюдать;

-работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях), уметь применять усвоенные навыки в учебной и внеурочной деятельности.


Содержание коррекционного курса

Обследование.

I. Речь. Предложение. Слово

Органы речи. Речь. Речевые и неречевые звуки. Пространственные представления. Временные представления. Понятие о предложении. Большая буква в начале предложения. Интонационная законченность предложения. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем. Понятие о слове. Различение понятий слово - предложение.

II. Звуки речи. Звуковой анализ и синтез

Образование звуков речи. Работа над функциональным дыханием. Образование гласных звуков. Образование согласных звуков. Дифференциация гласных и согласных звуков и букв. Выделение первого звука в слове. Определение количества и места звуков в слове. Соотношение между буквами и звуками в слове. Различение звуков и букв.

III. Ударение

Понятие ударения. Соотношения слова с его ритмическим рисунком. Место ударения в слове. Смыслоразличительная роль ударения. Выделение ударного слога в слове, его ударного гласного.

IV. Слогообразующая роль гласных. Слоговой анализ и синтез слов

Слогообразующая роль гласного. Слог. Деление слов на слоги. Слоговой анализ и синтез слов. Выделение первого слога в слове. Определение порядка слогов в слове. Составление слов из слогов. Деление двух - и трёх-сложных слов на слоги.

V. Гласные 1-го ряда

Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласного звука), звукослоговой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характеристика, последовательность). Выделение гласных звуков из ряда заданных звуков, слогов и слов.

VI. Гласные 2-го ряда. Твёрдые и мягкие согласные

Образование гласных: я, ю, е, ё, и. Обозначение на письме мягкости согласных звуков гласными буквами (е, ё, и, я, ю) и ь. Дифференциация гласных звуков первого и второго ряда (а-я, у-ю, э-е, о-ё, ы-и) Твёрдые и мягкие согласные. Выделение на слух твёрдого и мягкого звучания согласных. Обозначение мягкости согласных на письме ь (в конце слова и в середине слова)

VII. Парные звонкие и глухие согласные

Уточнение и сравнение артикуляции звонких и глухих согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных на слух и в произношении на материале слогов, слов. Дифференциация парных согласных звуков [б]- [п], [в]- [ф], [д] -[т], [г] -[к], [ж]- [ш],

[з]- [с]

VIII. Свистящие и шипящие согласные, аффрикаты

Уточнение и сравнение артикуляции свистящих, шипящих, аффрикат, соноров. Дифференциация звуков [с]- [ш], [з]- [ж], [ч] -[т’], [щ] -[ч], [щ]- [с’], [ц]- [с], [ц] -[т’],

[ц] -[ч]

IX. Сонорные согласные

Звуки [л]-[л’]. Буква Л. Звуки [р]-[р’]. Буква Р. Дифференциация звуков [р-л] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

X. Буквы, сходные по оптическим и кинетическим признакам

Уточнение и сравнение артикуляции звуков. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Различение букв по оптическим и кинетическим признакам. Дифференциация, букв сходных по оптическим и кинетическим признакам (к-н, ш-щ, З-Е)

XI. Контроль знаний

Обследование

Формы контроля: проверочные работы, тематические проверочные работы, диктанты, тесты.

Обследование на начало учебного года и конец учебного года. Предусмотрены две проверочные работы по контролю знаний (контрольное списывание с печатного текста, контрольный диктант)

Критерии оценивания различных видов работ:

Программа предполагает безоценочную систему проведения занятий.

Организация эффективного коррекционного обучения невозможна без проведения тщательного обследования всех компонентов речи, задача которого выявить характер патологии, ее структуру, степень выраженности нарушений речевых компонентов, индивидуальные особенности проявления. Четкая система логопедического мониторинга позволяет увидеть, насколько изменился уровень развития (как качественно, так и количественно) обучающихся, как в целом, так и отдельных параметров за определенный период. Кроме того, это даст возможность наметить пути работы по коррекции имеющихся нарушений; наглядно увидеть развитие ребенка за весь период обучения.

В основу организации процедуры логопедического обследования устной речи обучающихся положена методика Т. А. Фотековой. Методики обследования устной речи применяются для: диагностики; уточнения структуры речевого дефекта и оценки степени выраженности нарушений разных сторон речи (получения речевого профиля); построения индивидуальной коррекционной работы; комплектования подгрупп на основе общности структуры нарушений речи; отслеживания динамики речевого развития ребенка и оценки эффективности коррекционного воздействия. Отличительными чертами выбранной диагностики являются: полнота обследования; соотнесение лексического материала и текстов для чтения, пересказа, диктантов с возрастными нормами речи, характерными для данного возраста; доступность и простота применения; возможность применения данных методик, как целиком, так и частично (при необходимости уточнить состояние какой-либо стороны речи каждая серия проб может быть использована самостоятельно).

Периодичность проведения традиционна: первичное (на начало года); итоговое (конец года). Методики Т. А. Фотековой направлены на выявление актуального уровня развития ребенка. Для каждой серии всех методик разработаны собственные критерии оценки. Общим правилом при оценивании заданий всех серий является учет степени успешности выполнения с помощью градаций (оценок в баллах). Эти градации отражают четкость и правильность выполнения, характер и тяжесть допускаемых ошибок, вид и количество использованной помощи, что дает возможность получения более дифференцированного результата. Процентное выражение качества выполнения методики соотносится затем с одним из уровней успешности.

Предлагается 4 уровня успешности: высокий – 100 - 80%; выше среднего – 79,9 -65%; средний – 64,9 - 45%; низкий – 44,9% и ниже. На основе полученных значений вычерчивается индивидуальный речевой профиль, отражающий как наиболее несформированные, так и наиболее сохранные компоненты речевой системы ребенка и позволяющий отследить динамику речевого развития.

Мониторинг образовательных результатов представлен в речевом профиле, в котором прослеживается динамика речевого развития ребенка, способствующая оценке эффективности коррекционного воздействия, корректировке и прогнозированию образовательных результатов программы. На основе речевого профиля, выделяются наиболее благополучные компоненты речевой системы и наиболее несформированные, что позволяет разработать индивидуальный коррекционно-образовательный план работы с каждым ребенком.

При проведении мониторинга сформированности навыка письма решаются следующие задачи:

- выяснение степени овладения грамотой с учетом этапа обучения и требований школьной программы на момент обследования;

- выявление нарушений письма (характер ошибок, степень выраженности);

- выявление особенностей продвижения в коррекционно-образовательном процессе каждого из учащихся, корректировка характера логопедического воздействия.

Исследование письменной речи обучающихся осуществляется на основе рекомендаций Т. А. Фотековой, Т. В. Ахутиной. В начале и в конце каждого учебного года проводится обследование навыков списывания, письма по слуху. При анализе допущенных ошибок используется бальная система, предложенная авторами. Исследование навыка чтения обучающихся осуществляется так же на основе рекомендаций Т. А. Фотековой, Т. В. Ахутиной. Для выяснения степени понимания смысла прочитанного, следует задать ребёнку 2-3 вопроса, или попросить пересказать то, что он успел прочесть. При анализе допущенных ошибок используется бальная система, предложенная авторами. Результаты диагностики заносятся в таблицу, для отслеживания динамики вычерчивается индивидуальный профиль состояния навыка чтения.








Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Средства обучения и воспитания коррекционного курса (Логопедия) включают:

Методические пособия для учителя-логопеда:

1. Дорофеева С.Е, Семенюта Л.В., Маленьких Л.А. Коррекция нарушений речи у младших школьников. М., 2011.

2. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе, О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская, М., 2005.

3. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. М.,2001.

4. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: «ВЛАДОС», 2001.

5. Мазанова Е.В. Логопедия. Коррекционно-развивающая программа исправления недостатков письма у учеников младших классов, имеющих дисграфию. М., 2004.

6. Поваляева М.А. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи. Качество образования: учеб. Пособие / М.А. Поваляева. – Ростов н/Д. Феникс, 2006.

7. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов.- М.: «Владос», 1999.

8. Садовникова Н.И. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников - М.: «Просвещение» ,1997.

9. Юрова Р.А. Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития. М., 2005.

10. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. М., 1984.



Дидактический материал
  1. Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты фронтальных занятий в подготовительной к школе логогруппе. 1 – 4 периоды. – М.: Изд-во «ГНОМ и Д», 2007.

  2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. - М.: ВЛАДОС, 2003. – 336с.

  3. Коноваленко С.В. Хлоп – топ: Нетрадиционные приёмы коррекционной логопедической работы с детьми 6 – 12 лет. – М.: «ГНОМ иД», 2004. – 20с.

  4. Логопедия в школе: Практический опыт/ Под ред. В.С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д, 2004. – 368с. 5. Мазанова Е.В. Альбом по коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Альбом по коррекции оптической дисграфии 1 – 2 часть. Альбом по коррекции акустической дисграфии. – М.: «ГНОМ иД», 2006.

  1. Ткаченко Т.А. Без дефектов в первый класс. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 110с.

  2. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. СПБ.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 110с.

  3. Цуканова. С.П., Бетц Л.Л. Учим ребёнка говорить и читать. 1 – 3 периоды. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. – М.: «ГНОМ и Д». 2007.

  4. Яцель О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи: конспекты занятий по обучению детей с ОНР в старшей и подготовительной группах. – М.: ГНОМиД



Дополнительная литература для обучающихся:

1.Мазанова Е.В. Комплект логопедических тетрадей. М.,2004

Печатные пособия:

наборы картинной азбуки; наборы предметных картинок; наборы сюжетных картинок по отдельным темам; наборы сюжетных картинок; детские книги разного типа из круга детского чтения;

Учебно-практическое оборудование:

комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, разрезная азбука (общеклассная и индивидуальная); опорные таблицы по отдельным изучаемым темам; схемы; дидактический раздаточный материал (карточки с заданиями);


Технические средства обучения:

Технические средства обучения – компьютер; экранно-звуковые пособия (презентации, мультфильмы, игры); логопедический тренажёр «Дэльфа- 142. 1».

Логопедический тренажёр «Дэльфа-142.1» представляет собой комплексную многостороннюю программу по коррекции разных сторон устной и письменной речи детей с речевой патологией и состоит из следующих частей:

  1. Электронный Блок обработки сигнала (БОС)

  2. Адаптер питания АП-3302

  3. Обучающая программа «Дэльфа-142» на компакт-диске

  4. Микрофон МД-85А

Меню «Звук» полностью подходит для использования в дошкольном образовательном учреждении.

Данный раздел обеспечит: коррекцию речевого дыхания, темпа, ритма речи, голоса, звукопроизношения; устранение призвуков. Для работы необходим специальный блок обработки речевого сигнала и микрофон (входят в комплект поставки).

Включает 19 упражнений, объединённых по задачам.

  • Выдох.   Упражнения предназначены для отработки правильного речевого дыхания, в частности для формирования ротового выдоха, плавности и длительности выдоха. 

«Задуй свечки». Если выдох в микрофон будет достаточно активным и сильным, свечки на праздничном пироге будут гаснуть одна за другой. Задувать свечки можно на одном выдохе или несколько раз вдыхая и выдыхая воздух.

«Чашка чая». Колышущиеся струйки пара из чашки будут свидетельствовать о правильном выдохе.

  • Слитность. Эти упражнения помогут отработать правильное речевое дыхание для слитного произнесения слов и фраз. Отработка слитного плавного произнесения языкового материала может потребоваться детям с ринолалией и дизартрией, а также детям, имеющим скандированную речь. Подбираем слоги, слова с отрабатываемым звуком и автоматизируем его.

«Бабочка». Бабочка порхает при слитном произнесении фраз и садится на цветок, если пауза затянулась.

«Сказочный замок». При слитном произнесении фразы картинка окрашивается разными цветами. На паузах - смены цвета не происходит.

  • Громкость. Эти упражнения помогут научить ребёнка произносить звуки с различной громкостью, наблюдая при этом изменение рисунка на экране (визуальная опора). Можно использовать при автоматизации звука в слогах, словах, фразе.

«Колобок». Говорите громко и тихо. Чем сильнее будет звук, тем шире колобок на экране раскроет рот. «Бегемотик» -  действия аналогичные предыдущему упражнению.

  • Длительность звука. Эти упражнения предназначены для постановки правильного речевого дыхания и закрепления навыка длительно и экономно выдыхать воздух во время речи.

«Елочка» и «Репка» - закрепляют навык произнесения слогов и слов на одном выдохе. Отрабатываем согласные звуки: изолированное произношение и в слогах.

  • Слоговой ритм. Эти упражнения помогут отработать слитное произнесение слогов, слов и фраз. Картинки появляются в ответ на произнесение одного слога (слова). Автоматизируем согласные звуки.

«Картинка из кубиков». Нажмите пробел и произнесите фразу, тщательно проговаривая слоги и слова (автоматизация звуков). После каждого чётко произнесённого слога (слова) на экране будет добавляться новый фрагмент в виде кубика. Низкий порог (F2) и большая пауза (F3) сделают основной единицей слова и словосочетания.

 «Скатерть-самобранка». С каждым чётко произнесённым слогом (словом) на скатерти появляется новый предмет сервировки. Как только задание будет выполнено, изображение «моргнёт».

  • Гласные звуки и звонкие согласные. Эти упражнения применяются для выработки правильного произношения гласных звуков и звонких согласных [з, з`, ж, р, л, л`] на начальных этапах обучения речи, а также для устранения гнусавого оттенка голоса.

«Вертолет». Произнося разные гласные звуки, старайтесь управлять вертолётом: поднимайте его до вершины горы и опускайте на землю. Обратите внимание на то. Что каждому гласному соответствует своя высота подъёма. Также произносятся и звонкие согласные звуки.

При правильном произнесении звуков, с выдохом только через рот, вертолёт поднимается выше. При появлении носового оттенка голоса высота вертолёта заметно снижается.

«Подводная лодка» -принцип действий аналогичен предыдущему.

  • Согласные звуки. Эти упражнения предназначены для отработки правильного произношения согласных звуков.

«Паровоз» и «Фонтан» - для отработки правильного произношения глухих согласных звуков (с, ш, х, ф). Если звуки произносятся правильно, облачко и фонтан поднимаются.

  • Звуковая реакция. Эти упражнения помогут сформировать и автоматизировать навык голосообразования (включения голоса), при работе с назальным оттенком голоса и умение быстро и громко произносить короткие изолированные звуки (слоги). Выстрел не получится, если Ваш голос будет слишком вялым или звук -недостаточно коротким.

«Космический стрелок». Представьте, что Вы находитесь внутри космического корабля, изображённого слева. Чтобы поразить движущуюся мишень. Нужно быстро и громко произнести в микрофон односложное слово, слог или отдельный звук (который вы отрабатываете).

«Индеец». По одной из легенд злой волшебник превращался в хищную птицу. Как только стрела Индейца поражает птицу, в небе вспыхивает молния, но птица вновь появляется невредимой.

  • Графики.

«Речевая волна». С помощью этого упражнения можно формировать правильную ритмико-слоговую структуру речи и корректировать дефекты её плавности и слитности, в том числе при заикании. Запуск речевой волны и её стирание производится клавишей «пробел». При нажатии любой другой клавиши речевая волна останавливается. Для переноса изображения в верхнее поле нажмите клавишу F3. Произнося различные звуки, слова и фразы, сравнивайте рисунки их речевых волн.

 «Речевая волна 2» - применяется для тренировки произношения взрывных звуков и аффрикат (б, п, г, к. д, т. ц, ч). А также для отработки артикуляции слогов и слов. Запуск волны, её остановка, стирание и повторный запуск в этом упражнении аналогичны предыдущему.

  «Спектр. Упражнение рекомендуется для отработки правильной артикуляции гласных (а, о, и, у, ы, э), щелевых и сонорных согласных (с, ж, з, л, м, н, р, с, ф, х, ш. щ), а также дифтонгов (я, ю, е, ё, й). Функции рабочих полей такие же, как в упражнении «Речевая волна»: нижнее – рабочее, верхнее – для записи образца.

Коррекция целостности восприятия

Каким образом в программе осуществился учет особенностей зрительного восприятия детей с нарушениями речи.

Во-первых, это определенные требования к формам и размерам картинок и слов. В программе отсутствуют предметы с размытыми контурами, нарушением пропорций, перекошенными углами и пр. Для демонстрации слов выбраны хорошо читаемые шрифты. Размер букв достаточно велик, что позволяет ребенку без напряжения прочитывать слово. В картинках максимально выражен контур, изображения простые и понятные детям.

Во-вторых, это требования к времени демонстрации материала на экране. Картинки и слова демонстрируются достаточно продолжительное время, чтобы ребенок успел воспринять и осознать полностью то, что происходит. В ряде упражнений предусмотрены скоростные режимы, подобранные с учетом вариабельности зрительного восприятия детей. При работе с крупными единицами (например, с предложениями) ребенку и педагогу предоставляется возможность самостоятельно выбрать время демонстрации. Только после того, как ребенок полностью прочитал то, что было написано на экране, нажимается кнопка «Начать» или «Пуск».

Для коррекции целостности восприятия педагог может использовать следующие упражнения программы: «Собери букву из 2-х частей», «Собери букву из 4-х частей», «Собери букву (для отличников)». На экране появляются детали определенной буквы. Их может быть 2, 4, или 4 + 2 лишние. Ребенок может тренироваться в составлении целостного образа из частей. На начальном этапе для коррекции целостности восприятия рекомендуется выбирать самые простые образы букв, например, Г, Л, О, П, С, Т. Затем более сложные, такие как А, Е, З, И, К, М, Н, Р, У, Х, Ч, Ь, Ъ, Э. И на завершающем этапе можно использовать самые сложные образы букв: Б, В, Д, Ё, Ж, Ф, Ц, Ш, Щ, Ю, Я.

Для отработки заданий совсем необязательно ждать окончания букварного периода (так как список предъявления букв может быть установлен педагогом). Кроме того, анализ составляющих элементов, знакомых и незнакомых букв очень полезен в плане пропедевтики грядущих затруднений.

Предлагаемые упражнения имеют несколько уровней сложности. Наиболее прост вариант, предполагающий сборку буквы из двух частей. Более сложный вариант — составление буквы из четырех частей. И самый сложный — это видно уже из названия упражнения — «Собери букву (для отличников)».

Коррекция восприятия, пространственной ориентации может осуществляться на упражнениях «Найди букву», «Найди слог», «Мозаика». В этих упражнениях наряду с пространственной ориентацией, умением глобального восприятия слога или слова развивается устойчивость внимания, наблюдательность, способность к запоминанию и переключению. В упражнениях предусмотрены разные уровни сложности: восприятие трехбуквенных и четырех-, пятибуквенных слов.

Коррекция разных сторон внимания и памяти.

Одним из проявлений расстройств внимания является узость его объёма, который у дошкольников с тяжелыми речевыми или двигательными нарушениями составляет в среднем 3-4 единицы. В соответствии с этой особенностью в рабочей зоне экрана находится не более 3-х картинок или слов. Экраны в упражнениях не перегружены лишними деталями, способными отвлечь внимание ребенка от процесса выполнения задания. Материал, непосредственно составляющий смысл упражнения (картинки, слова, предложения) выполнен крупно и ярко. Это помогает детям сконцентрироваться на задании и дольше его выполнять. В блоке «Предложение» предусмотрены различные уровни сложности, в зависимости от протяженности предложения: трехсловные, четырёх-пятисловные, шести–семисловные. Более протяженные предложения потребуют либо хорошо сформированной вербальной памяти, либо мнемотехнических приемов для запоминания.

Свойствами внимания детей с проблемами в развитии объясняется и разделение экрана в тренажере на несколько зон. Задание к упражнению всегда появляется вверху. Так называемое «рабочее поле», с которым будет активно работать ребёнок расположено в центральной части экрана, «поле выбора», где расположен материал для анализа и соотнесения с материалом в рабочем поле занимает нижнюю часть экрана. В некоторых упражнениях внимание ребёнка искусственно привлекается к «полю выбора» Чтобы облегчить понимание задания и упростить решение главной задачи. Например, в упражнениях «Восстанови порядок слов», «Вставь пропущенное слово» в поле выбора существует привлекающее внимание цветовое пятно — коврик, на котором расставлены глиняные горшочки со словами. Ребенок непроизвольно обращается к этому полю, прочитывает имеющиеся слова и пытается провести их грамматический анализ.

Расстройства внимания затрудняют усвоение материала, а вследствие быстро наступающего утомления дети не могут длительно выполнять однообразные виды работ. Чтобы избежать быстрого утомления в программе предусмотрен целый комплекс различных приёмов. Например, тренировать ребёнка в постановке буквы в слово можно производя сортировку записанных на экране слов, осуществляя выбор картинок, конструируя из кусочков целую картинку, передавая слова веселым человечкам и т.д.

Известно, что дети легче запоминают предметы и изображения жёлтого, зелёного, красного и синего цветов. Учитывая эту особенность, текстовый материал, призванный привлечь внимание ребенка и выбранный для запоминания в основном выполнен в этих тонах.

Для коррекции памяти и внимания педагог может использовать следующие упражнения и приёмы.

Работа над непроизвольным запоминанием может проводиться на любом упражнении. Ребёнок выполняет задание «Собери букву». Он собирает несколько букв, подводится итог его работе. Затем педагог может спросить, какие буквы только что собирал ребенок. Результат воспроизведения можно проверить, выбрав режим «Повтор», при котором все собранные буквы выводятся на экран. Тот же принцип работы может использоваться при выполнении упражнений «Найди букву», «Найди слог», «Картинки», «Сортировка слов», «Конструктор», «Грузовик», «Прятки» и т.д. Вопрос о том, над какими словами или буквами мы работали, какие картинки ты запомнил, должен звучать в конце каждого занятия. Это будет стимулировать мнемическую деятельность ребенка и позволит в более короткие сроки добиться ощутимых улучшений качества памяти.

Для развития произвольного запоминания, увеличения объёма оперативной памяти можно использовать другие упражнения. В этом смысле наиболее показательными являются «Мозаика» и «Мерцающая мозаика». На экране ребёнок видит сетку из 9 квадратов. В каждом из квадратов появляется слово. Важно запомнить это слово и его место расположения, либо зрительно соотнести его с образцом. Время показа слов педагог может установить в зависимости от возможностей ребёнка. Упражнения типа «Мозаика» полифункциональные. При их выполнении ребенок тренирует концентрацию и переключаемость внимания, объём памяти, развивает звукобуквенный анализ слова.

Развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления.

В развитии наглядно-образного мышления большую роль играют два взаимосвязанных условия. Первое – формирование у детей умений различать план реальных объектов и план образов и моделей, отражающих данные объекты. При этом формируется умение оперировать образами предметов, совершенствуется и усложняется структура образов, образуется система конкретных представлений о предмете. Второе условие – развитие речи.

В программе «Дэльфа-142.1» существует целый ряд упражнений, позволяющих тренировать ребёнка в соотнесении объекта с его планом или частью. Это, например, все упражнения типа «Собери букву», упражнения «Найди букву», «Найди слог», «Конструктор», а также «Распредели существительные по обобщающим понятиям». Реализация второго условия – это непосредственная задача всего логопедического тренажера.

В развитии словесно-логического мышления определяющую роль играет использование понятий, логических конструкций, формирующихся на основе самостоятельных языковых средств. Существует ряд условий, необходимых для формирования словесно-логического мышления.

  • формирование речи как средства мыслительной деятельности.

Работу в этом направлении следует начинать на материале практических задач, условия в которых выражены наглядными средствами. При этом речь выступает как средство произвольного управления образами. В логопедическом тренажере предусмотрено несколько вариантов упражнений данного типа: «Картинки», «Грузовик», «Прятки простые» и «Прятки сложные» (на материале картинок). Для включения речи в процесс решения задачи нужно побуждать детей не только называть предметы и действия с ними, но и использовать словесные обозначения пространственных отношений между ними, характеризовать временную последовательность. Использование разных способов словесного определения одной и той же предметной ситуации позволяет глубже понять её, способствует гибкости мышления.

  • обучение умению мыслить обратимо, понимать относительность тех или иных явлений.

Для этого нужно научить детей устанавливать связи от слов и словесных высказываний к их предметному содержанию и обратно, от предметов, признаков действий, отношений – к словесным обозначениям. При этом связи должны быть многообразными. В этом большую роль играют разнообразные грамматические конструкции (предложные, союзные, согласование слов в роде, числе, падеже и т.д.). В реализации этого условия большую помощь могут оказать упражнения блока «Предложение», в частности «Составь предложение», где в программу заложены все возможные варианты составления высказывания из предложенных слов.

  • развитие всех мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

Упражнения программы помогают тренировать детей в этом направлении на материале образов, слов и звучащей речи. В частности, проводить дифференциацию оптических образов букв («Собери букву», «Найди букву», «Найди слог»), формировать звуковой анализ и синтез («Вертолет», «Подводная лодка», «Паровоз», «Фонтан», «Картинки», «Сортировка слов с пропущенными буквами», «Конструктор», «Прятки»), классифицировать речевой материал с разным основанием классификации.

Эффективно решить задачу развития словесно-логического мышления позволяет, в частности, специальная организация языкового материала, направленная на активизацию самостоятельной речевой деятельности ребенка.

Развитие личностной сферы детей

Социальная ситуация, в которой оказывается ребенок с проблемами в развитии, имеет важное значение в возникновении у него определенных личностных черт. Личность ребенка формируется в ходе усвоения социального опыта, общения со взрослыми и сверстниками. Нарушение словесного общения создает определенные трудности в усвоении социального опыта. Отставание в развитии речи и общее недоразвитие отрицательно сказываются на осознании своих и чужих эмоциональных состояний, затрудняют формирование самосознания и других личностных черт. Более позднее приобщение к художественной литературе обедняет мир духовных переживаний и приводит к трудностям сопереживания другим людям. Для таких детей, в большей степени, чем для нормально развивающихся, имеет значение стимульная среда. Необходимо с максимальной аккуратностью, продуманно подбирать материал для работы с этими детьми.

При работе с программой появляются только положительные эмоции. Этому способствует общий «природный» стиль тренажера, добрые, весёлые картинки, отсутствие резких звуков и быстрого движения на экране. В качестве центрального персонажа выступает добрый, улыбающийся Старичок-Боровичок. Он вместе с ребёнком радуется успеху – прыгает, хлопает в ладоши. В случае неудачи он не ругает, а огорчается, сопереживает детям. Это даёт замечательный пример реагирования на чужие удачи и промахи. В словарях программы есть так называемая «аффективно окрашенная лексика» - это качественные прилагательные. На основе этих языковых средств есть возможность параллельно поработать над эмоциональным развитием ребёнка.

Большие сложности порой возникают с оценкой и самооценкой. Программа стимулирует развитие реальной самооценки у детей. Система оценок тренажера объективна и не предполагает разночтения. В то же время она мягкая и корректная и не обижает детей. Чтобы ребёнок мог оценить результаты своего труда, сравнить их с предыдущим выполнением задания, в программе предусмотрен режим выведения итога работы. Без выставления оценок подсчитывается количество правильных и неправильных ответов на вопросы.

В каждом из упражнений программы существует два режима их выполнения. Это — «Обучение» и «Контрольная». При запуске упражнения, то есть по умолчанию, автоматически установлен режим «Обучение». Это сделано не случайно. Данная установка — следствие логики развития любой деятельности от знакомства с проблемой, через попытки самостоятельного выполнения к быстрому и безошибочному решению вопросов. В режиме «Обучение» ребёнок имеет право ошибаться. При первой ошибке тренажер привлекает внимание ребёнка к строке задания. Вполне вероятно, что ошибка может быть вызвана тем, что ребёнок неверно воспринял смысл задания. При этом учебная часть задания (буква, слог, слово и т.д.) не меняется. Ребёнок возвращается к решению той же самой задачи. При второй ошибке, которая чаще всего может быть вызвана тем, что ребенок неверно решил учебную задачу, тренажер указывает на верный выбор миганием. Например, если ребёнок ошибся в выборе буквы из ряда представленных на экране, верная буква в течении нескольких секунд мигает, максимально упрощая решение задания. Если и в этом случае ребёнок не справляется с упражнением и совершает третью подряд ошибку, на экране появляется большой вопросительный знак — символ действия «Обратись к учителю». Вполне вероятно, что материал по данному упражнению необходимо проработать еще раз с педагогом, либо выбрать для этого ребёнка более простой уровень выполнения задания.

Режим «Контрольная» должен устанавливаться педагогом только в том случае, если есть уверенность в том, что ребёнок полностью усвоил данную часть учебного материала и самостоятельно справляется с этим материалом, работая в режиме «Обучение». Такой подход объясняется тем, что, в отличие от режима «Обучение», в «Контрольной» ребёнок не имеет возможности, совершая ошибки, доделывать задание. Это более жесткий в психологическом смысле режим. После совершения ошибки задание меняется без объяснения смысла ошибки. Темп выполнения заданий, поэтому, достаточно высок, что требует повышенной сосредоточенности и скорости реакции. Следовательно, полноценно справиться с «Контрольной» и не испытать при этом психологической травмы ребёнок может только при наличии опыта выполнения заданий подобного характера.

Оценивая свои возможности, ребёнок вправе претендовать на определенный уровень сложности выполнения задания и на режим выполнения. Результаты его работы будут объективно представлены на экране.

Использование клавиш.

F1-помощь.

F2-выбор порога чувствительности.

F3- установка длительности паузы.

F5-вход в текстовое поле и выход из него.

F6-смена сюжета.

Esc-возврат в меню.




Требования к организации занятий с использованием тренажёра.

  1. Внимательно изучите инструкцию к тренажёру и поработайте в различных режимах, чтобы осознанно предлагать ребёнку то или иное задание.

  2. Несколько минут рассмотрите с ребёнком экран, покажите, как работает программа, покажите, что происходит после правильного выполнения задания.

  3. Педагог объясняет ребёнку, какие задачи они будут решать в ходе выполнения заданий. Логопед самостоятельно выбирает то количество заданий, которое будет выполнять конкретный ученик. Этот выбор может быть продиктован индивидуальными качествами ребёнка (его усидчивостью, утомляемостью, скоростью протекания нейродинамических процессов и т.д.) или логикой проведения занятий.

  4. Компьютер требует соблюдение определённых гигиенических требований: ограниченное время, расстояние до экрана, высота расположения монитора, угол освещения экрана (на экране не должно быть бликов). Согласно действующим санитарно-эпидемиологическим нормам занятия на компьютере могут проводиться 2-3 раза в неделю по 10-15 минут. После занятий необходима небольшая гимнастика для глаз.

  5. Недопустимо, чтобы за компьютером одновременно занимались более одного ребёнка. Использование компьютера на подгрупповых занятиях возможно только при наличии специального оборудования: мультимедийного проектора и экрана, достаточно большого монитора.

План занятий с использованием тренажёра.

Сначала при знакомстве с новым материалом тренажёр может выступать как элемент первичного закрепления языкового материала на специально отобранном материале и способ поощрения за хорошую работу. Постепенно упражнения с компьютером отводится всё больше времени, вплоть до полномасштабного занятия. В последующем при отработке коммуникативных навыков компьютерный тренажёр может быть использован как элемент разминки, способ включения ребёнка в задание или для активизации и повторения изученного материала.

Варианты простых упражнений для глаз (после занятий на компьютере):

1. «Бабочка».

Часто-часто похлопайте ресничками, то есть поморгайте. Оказывается, перед монитором глаза ленятся и перестают моргать, а это вредит нашему зрению.

2. «Вверх-вниз».

Голову держите прямо, не запрокидывайте. Смотрите прямо перед собой. Медленно поднимите взгляд на потолок, задержите на пару секунд, затем также медленно опустите его на пол и тоже задержите. Голова во время выполнения упражнения остается неподвижной.

3. «Маятник».

Голову держите прямо, смотрите перед собой. Посмотрите влево, затем медленно переведите взгляд вправо. Голова неподвижна, работайте только глазами.

4. «Восьмерка».

Голову держите прямо, смотрите перед собой. Мысленно представьте себе горизонтальную восьмерку (или знак бесконечности) максимального размера в пределах вашего лица и плавно опишите ее глазами. Повторите упражнение несколько раз в одну сторону, затем в другую. После этого часто-часто поморгайте.

5. «Циферблат».

Представьте перед собой большой циферблат золотого цвета (ученые считают, что именно этот цвет способствует восстановлению зрения). Выполняйте круговые движения глазными яблоками, оставляя при этом голову неподвижной.

6. «Карандаш».

Возьмите карандаш в правую руку и вытяните ее, подняв карандаш на уровне глаз. Смотрите на кончик карандаша и медленно отводите руку вправо, затем влево, провожая пишущий предмет глазами, но не двигая головой.

7. «Прекрасное далеко».

Подойдите к окну и посмотрите вдаль, затем на кончик носа – это тренирует глазную мышцу. Повторите упражнение несколько раз.

8. «С широко закрытыми глазами».

Закройте глаза и попробуйте описать ими воображаемый круг, затем горизонтальную восьмерку, потом крестик.

9. «Жмурки». Несколько раз сильно зажмурьтесь, потом просто закройте глаза и посидите 20-30 секунд.

Тематическое планирование индивидуальных логопедических занятий с использованием логопедического тренажёра «Дэльфа-1-142»

с обучающимися 6 класса на 2021-22 учебный год



Наименование разделов и тем

Всего

часов


Основные виды учебной деятельности обучающихся


Использование логопедического тренажёра


Обследование

6



I

Речь. Предложение. Слово

10



1

Органы артикуляции. Строение, основные функции и движения

1

Органы речи, строение артикуляционного

аппарата


2

Пространственные представления

1

Ориентация в схеме собственного тела, ориентировка в пространстве, определение последовательности предметного ряда


3

Временные представления


1

Основные единицы времени, периоды человеческого возраста. Временная последовательность действий, событий

4

Предложение


1

Составление простого нераспространённого предложения. Составление предложений по картинке, запись предложения с помощью условных знаков

Упражнение «Рассказ по картине». Упражнения блока «Предложение»

"Восстанови предложение", "Составь предложение", "Вставь пропущенное слово".

"Выбери форму слова", "Вставь предлог", "Вставь предлог (для отличников), "Вставь союз", "Закончи предложение".

5

Предложение. Деление текста на предложения


1

6

Предложение. Слово

1

Составление простого нераспространённого предложения. Графическое изображение простых предложений. Подбор слов к графическим схемам. Определение последовательности слов в предложении Составление схем предложений. Составление предложений по схемам.

7


Дифференциация понятий «предложение» - «слово»

1

8

Определение последовательности слов в предложении

1

9

Составление схем предложений

1

10

Составление предложений по схемам

1

II

Звуки и буквы. Звуковой анализ и синтез

6



11

Звуки речи. Способы их образования

1

Наблюдение за работой органов речи:

Образование гласных первого ряда, согласных

«Машины», «Маяк», «Паровоз» и «Воздушный змей»

12-13

Звуки и буквы. Дифференциация понятий

2

Дифференциация понятий «звук» - «буква». Наблюдение за работой органов речи: образование гласных первого ряда, согласных

«Звуковой след»

«Спектр» «Вертолет», «Подводная лодка»,

14

Гласные и согласные звуки и буквы, их различия. Алфавит

1

«Найди букву», «Собери букву из 2-х частей», «Собери букву из 4-х частей»

15

Дифференциация гласных и согласных звуков и букв

1

Наблюдение за работой органов речи: образование гласных первого ряда, согласных

16


Упражнение в звукобуквенном анализе

1

Звукобуквенный, слоговой анализ и синтез слова (выделение первого, последнего звука, места звука в слове, количество звуков в слове), соотношение между звуками и буквами. Соотнесение звуков с символами.

«Картинки», «Сортировка слов с пропущенными буквами», "Прятки простые", "Прятки сложные", "Прятки (для отличников)", «Конструктор»

III

Слогообразующая роль гласных. Слоговой анализ и синтез слов

4



17

Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги


1

Деление слов на слоги, выделение ударного слога, слогоритмическая схема слова. Слогообразующая роль гласных. Перенос слов на письме по слогам.

"Найди слог"

18

Деление слов на слоги

1

"Грузовик"

"Волшебный колодец" и "Волшебный колодец (для отличников)" "Прятки простые", "Прятки сложные" и "Прятки (для отличников)", "Мозаика" и "Мерцающая мозаика"

19

Деление слов на слоги. Перенос слов при письме

1

20

Слоговой анализ и синтез слов. Составление слов из слогов

1

Слоговой анализ и синтез слов (определение количества и последовательности слогов в слове, составление слова из слогов). Виды слогов

IV

Ударение

4



21

Ударение. Смыслоразличительная роль ударения

1

Деление слов на слоги. Смыслоразличительная и фонетическая роль ударения. Определение ударного слога в словах. Определение ударного гласного.


"Волшебный колодец (для отличников)" "Прятки простые", "Прятки сложные" и "Прятки (для отличников)", "Мозаика" и "Мерцающая мозаика"

«Лифт», «Колокольчики», «Качели», «Лодка на реке»

22


Ударные и безударные гласные. Сравнение звучания гласных в ударном и безударном положении

1

23

Упражнение в постановке ударения в словах

1

24

Практические упражнения в правописании безударных гласных

1

V

Гласные 1-го ряда

5



25

Анализ гласных первого ряда. Звук [а] и буква А

1

Выделение звука, уточнение артикуляции звука, соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове

"Найди букву", "Найди букву (для отличников)", "Картинки" "Сортировка слов с пропущенными буквами"

"Грузовик", "Волшебный колодец" и "Волшебный колодец (для отличников)"

26

Звук [у] и буква У

1

27

Звук [о] и буква О

1

28

Звук [ы] и буква Ы

1

29

Звук [э] и буква Э

1



VI

Гласные 2-го ряда. Твёрдые и мягкие согласные

12





30

Буква Я. Дифференциация гласных А-Я

1

Выделение звука, уточнение артикуляции звука, соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове.

Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной Я.

«Спектр», "Тим и Том"

31

Дифференциация гласных

А-Я

1

Уточнение и сравнение

Артикуляции гласных

А-Я. Дифференциация гласных звуков А-Я.

Соотнесение звуков с буквами.

"Грузовик", "Волшебный колодец" и "Волшебный колодец (для отличников)", "Тим и Том"

32

Буква Ю. Дифференциация гласных У-Ю

1

Уточнение артикуляции звука. Выделение звука из слова, определение места звука в слове. Обозначение мягкости согласных на письме и в схемах при помощи гласной Ю

"Грузовик", "Волшебный колодец" и "Волшебный колодец (для отличников)", "Тим и Том"

33

Дифференциация гласных

У-Ю

1

Уточнение и сравнение

Артикуляции гласных У-Ю. Дифференциация гласных звуков У-Ю.

Соотнесение звуков с буквами.

"Грузовик", "Волшебный колодец" и "Волшебный колодец (для отличников)"

34

Буква Е. Дифференциация гласных Э-Е

1

Уточнение

артикуляции звука. Выделение звука из слова, определение места звука в слове. Обозначение мягкости согласных на письме и в схемах при помощи гласной Е

"Грузовик", "Волшебный колодец" и "Волшебный колодец (для отличников)"

35

Дифференциация гласных Э-Е

1

Уточнение и сравнение

Артикуляции гласных

Э-Е. Дифференциация гласных звуков Э-Е.

Соотнесение звуков с буквами.

"Грузовик", "Волшебный колодец" и "Волшебный колодец (для отличников)" "Тим и Том"

36

Буква Ё. Дифференциация гласных О-Ё

1

Уточнение артикуляции звука. Выделение звука из слова, определение места звука в слове. Обозначение мягкости согласных на письме и в схемах при помощи гласной Ё

"Грузовик", "Волшебный колодец" и "Волшебный колодец (для отличников)", "Тим и Том"

37

Дифференциация гласных О-Ё

1

Уточнение и сравнение

артикуляции гласных

О-Ё. Дифференциация гласных звуков О-Ё.

Соотнесение звуков с буквами.

"Грузовик", "Волшебный колодец" и "Волшебный колодец (для отличников)", "Тим и Том"

38

Буква И. Дифференциация гласных Ы-И

1

Уточнение артикуляции звука. Выделение звука из слова, определение места звука в слове. Обозначение мягкости согласных на письме и в схемах при помощи гласной И

"Грузовик", "Волшебный колодец" и "Волшебный колодец (для отличников)", "Тим и Том"

39

Дифференциация гласных

Ы-И

1

Уточнение и сравнение артикуляции гласных Ы-И. Дифференциация гласных звуков Ы-И. Соотнесение звуков с буквами.

"Грузовик", "Волшебный колодец" и "Волшебный колодец (для отличников)", "Тим и Том"

40

Обозначение мягкости согласных буквой ь в конце слова

1

Соотнесение количества звуков и букв в слове. Смыслоразличительная роль Ь

"Грузовик", "Волшебный колодец" и "Волшебный колодец (для отличников)", "Тим и Том"

41

Обозначение мягкости согласных буквой ь в середине слова

1

VII

Парные звонкие и глухие согласные

20





42-43

Дифференциация [б]-[п]

2

Уточнение и сравнение артикуляции звуков [б] –[п]. Соотнесение звуков с буквами, символами и

«опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков

[б] –[п] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами паронимами

«Машины», «Маяк», «Воздушный змей», «Волшебные цветы», «Город», "Паровоз" и "Фонтан",

"Сортировка слов с пропущенными буквами" и "Конструктор",

44-45

Дифференциация [в]-[ф]

2

Уточнение и сравнение артикуляции звуков [в]-[ф]. Соотнесение звуков с буквами, символами «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков

[в]-[ф] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами паронимами

46

Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Зимние забавы»

1

Формирование развёрнутых связных высказываний. Установление причинно-следственных связей при составлении рассказа по серии картинок.

Упражнение «Рассказ по картине». Упражнения блока «Предложение»

"Восстанови предложение", "Составь предложение", "Вставь пропущенное слово".

47-48

Дифференциация [д]-[т]

2

Уточнение и сравнение артикуляции звуков [д]-[т]. Соотнесение звуков с буквами, символами «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [д]-[т] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами паронимами

«Волшебные цветы», «Город», "Паровоз" и "Фонтан",

"Сортировка слов с пропущенными буквами" и "Конструктор",

49

Составление описательного рассказа о предмете

1

Составление описательного рассказа о предмете.

Упражнение «Рассказ по картине». Упражнения блока «Предложение»

"Восстанови предложение", "Составь предложение", "Вставь пропущенное слово".

50

Расширение словаря синонимами, употребление антонимов

1

Расширение активного словаря синонимами, антонимами.

"Вставь пропущенное слово".

51-52

Дифференциация [г]-[к]

2

Уточнение и сравнение артикуляции звуков [г]-[к]. Соотнесение звуков с буквами, символами «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [г]-[к] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами паронимами.

«Колобок», «Бегемотик», «Скатерть-самобранка», «Картинка из кубиков».

53

Составление рассказа по серии картинок

1

Формирование развёрнутых связных высказываний. Установление причинно-следственных связей при составлении рассказа по серии картинок.

Упражнение «Рассказ по картине». Упражнения блока «Предложение»


54

Звук [ж]. Буква Ж

1

Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слов

«Машины», «Маяк», «Воздушный змей», «Сказочный замок», «Картинка из кубиков». «Скатерть-самобранка».

55

Звук [ш]. Буква Ш

1

Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове

56-57

Дифференциация [ж]-[ш]



2

Уточнение и сравнение артикуляции звуков [ж]-[ш]. Соотнесение звуков с буквами, символами «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [ж]-[ш] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами паронимами

«Колобок», «Бегемотик», «Скатерть-самобранка», «Картинка из кубиков».

58

Анализ гласных после шипящих жи-ши.

1

Соотнесение звуков с буквами, символами «опорами» для их обозначения на письме. Правописание сочетания

жи-ши.

«Машины», «Маяк», «Воздушный змей», «Космический стрелок», «Индеец», «Речевая волна».


59

Составление рассказа по картинке

1

Формирование развёрнутых связных высказываний. Объединение предложений в короткий рассказ, соблюдая логическую и временную последовательность.

«Колобок», «Бегемотик», «Скатерть-самобранка», «Картинка из кубиков».

60-61

Дифференциация [з]-[с]

2

Уточнение и сравнение артикуляции звуков

[з]-[с]. Соотнесение звуков с буквами, символами

«опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [з]-[с] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами паронимами




«Космический стрелок», «Индеец», «Речевая волна».


VIII

Свистящие и шипящие согласные, аффрикаты

19



62-63

Дифференциация [с]-[ш]

2

Уточнение и сравнение артикуляции звуков [с]-[ш]. Соотнесение звуков с буквами, символами «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков

[с]-[ш] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами паронимами

«Машины», «Маяк», «Воздушный змей», «Паровоз», «Фонтан».

Космический стрелок», «Индеец», «Речевая волна». «Вертолёт», «Подводная лодка».



64-65

Дифференциация [з]-[ж]

2

Уточнение и сравнение артикуляции звуков [з]-[ж]. Соотнесение звуков с буквами, символами «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков

[з]-[ж] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами паронимами

«Колобок», «Бегемотик», «Скатерть-самобранка», «Картинка из кубиков».

66

Звук [ч] и буква Ч

Анализ и правописание гласных после ч

1

Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове

Соотнесение звуков с буквами, символами «опорами» для их обозначения на письме. Правописание сочетания

ча-чу.

«Матрешки», «Цветные ниточки», «Машины», «Маяк», «Воздушный змей»

67-68

Дифференциация [ч]-[т’]

2

Уточнение и сравнение артикуляции звуков [ч] -[т’]. Соотнесение звуков с буквами, символами «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [ч]-[т’] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами паронимами

«Колобок», «Бегемотик», «Скатерть-самобранка», «Картинка из кубиков».

69

Звук [щ] и буква Щ

Анализ и правописание гласных после щ.




1

Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове

Соотнесение звуков с буквами, символами «опорами» для их обозначения на письме. Правописание сочетания ща-щу.

«Машины», «Маяк», «Воздушный змей», «Космический стрелок», «Индеец», «Речевая волна».

70-71

Дифференциация [щ]-[ч]

2

Уточнение и сравнение артикуляции звуков [щ]-[ч]. Соотнесение звуков с буквами, символами «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [щ]-[ч] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами паронимами

«Колобок», «Бегемотик», «Скатерть-самобранка», «Картинка из кубиков».

72-73

Дифференциация [щ]-[с’]

2

Уточнение и сравнение артикуляции звуков [щ]-[с’]. Соотнесение звуков с буквами, символами «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [щ]-[с’] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами паронимами

«Космический стрелок», «Индеец», «Речевая волна».


74

Звук [ц] и буква Ц

1

Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове

«Машины», «Маяк», «Воздушный змей», «Паровоз», «Фонтан».

Космический стрелок», «Индеец», «Речевая волна». «Вертолёт», «Подводная лодка».

75-76

Дифференциация [ц]-[с]

2

Уточнение и сравнение артикуляции звуков [ц]-[с]. Соотнесение звуков с буквами, символами «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [ц]-[с] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами паронимами

«Космический стрелок», «Индеец», «Речевая волна».


77-78

Дифференциация [ц]-[т’]

2

Уточнение и сравнение артикуляции звуков [ц]-[т’]. Соотнесение звуков с буквами, символами «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [ц]-[т’] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами паронимами

«Машины», «Маяк», «Воздушный змей», «Паровоз», «Фонтан».

Космический стрелок», «Индеец», «Речевая волна». «Вертолёт», «Подводная лодка».

79-80

Дифференциация [ц]-[ч]

2

Уточнение и сравнение артикуляции звуков [ц]-[ч]. Соотнесение звуков с буквами, символами «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [ц]-[ч] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами паронимами

IX

Сонорные согласные

5



81

Звуки [л]-[л’]. Буква Л

1

Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове

«Матрешки», «Цветные ниточки» «Чашка чая», «Праздничный пирог», «Костер», «Елочка», «Репка», «Росток», «Вертолёт», «Подводная лодка», «Репка».

82-83

Звуки [р]-[р’]. Буква Р

2

Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове

«Бабочка», «Сказочный замок» «Ёлочка», «Картинка из кубиков», «Скатерть-самобранка», «Космический стрелок», «Индеец», «Спектр».


84-85

Дифференциация [л]-[р]

2

Уточнение и сравнение артикуляции звуков [р]-[л]

[р’]-[л’] Соотнесение звуков с буквами, символами «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [р]-[л] [р’]-[л’] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами паронимами

«Задуй свечки», «Ёлочка», «Репка», «Бабочка», «Космический стрелок». «Картинка из кубиков», «Сказочный замок». «Индеец». «Паровоз», «Фонтан».

X

Буквы, сходные по оптическим и кинетическим признакам

3



86

Дифференциация букв к-н

1

Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Различение букв по оптическим и кинетическим признакам.

«Спектр», «Картинка из кубиков», «Скатерть-самобранка», «Сказочный замок», «Колобок»

«Найди букву», «Собери букву из 2-х частей», «Собери букву из 4-х частей»


87

Дифференциация букв ш-щ

1

88

Дифференциация букв З-Е

1

XI

Контроль знаний

2



89

Контрольное списывание с печатного текста

1

Проверка усвоения навыков сформированности списывания и письма под диктовку


90

Контрольный диктант

1



Обследование

6

Выявление результатов проведённой коррекционной работы



ИТОГО

102



Тексты контрольных диктантов для логопедического обследования

6 класс

На начало учебного года

Осень.

Я люблю бродить осенью по лесу. Ночью мороз сковал лужи. Деревья сбросили листву. Резкий ветер свободно гуляет по поляне. Зябко дубкам и берёзкам. Из ельника я слышу свист рябчика. Над высокой елью пискнула синица. В ветвях дуба птицы ищут пищу. Холод загнал в норки мелких зверушек.



На конец учебного года

Цветы.

Пришла ранняя весна. Солнышко разбудило лес и растопило снежинки на верхушке сосны. Упали первые капельки на снег. Они пробили сугроб и сухую листву. Появились проталины. То там, то здесь стали показываться зеленые стрелки. А вот и первые подснежники.

Наступает поздняя весна. В тиши леса проснулся ландыш. Он издаёт тонкий нежный запах. Цветы – подарки весны.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!