СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа для детей с РАС

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа логопеда для детей с РАС 8.2

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для детей с РАС»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Г.АБАКАНА

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7»






Рассмотрено:

на заседании МС

Протокол №1 от 22.08.2018





Утверждено приказом директора МБОУ «СОШ №7»

от 22.08.2018 №272








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Для Бесперстовой Анастасии, 2 «г» класс

2018-2019 учебный год







Автор-составитель

Зинякова А.А.

Учитель-логопед











Абакан, 2018

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»

(для обучающихся 2 класса, имеющих РАС)

Пояснительная записка

Цель курса: коррекция дефектов устной и письменной речи обучающихся, способствующая успешной адаптации к учебной деятельности и дальнейшей социализации детей.

Характеристика коррекционного курса:

Данный курс направлен на:

  1. Формирование навыков звукового анализа и синтеза, лексико-грамматических категорий;

  2. Коррекцию нарушений письменной речи, умение анализировать структуру предложения, звукослоговую структуру слова;

  3. Развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза.

Описание места коррекционного курса в учебном плане

В учебном плане данный курс является элементом «Коррекционно-развивающей области» и проводится во внеурочное время.

Частота занятий – 3 раза в неделю, форма организации –индивидуальные занятия. Преподавание курса связано с преподавание других предметов учебного плана: «Русский язык», «Литературное чтение», «Развитие речи».

Планируемые результаты освоения коррекционного курса:

Личностные, метапредметные и предметные результаты.

В итоге логопедической работы дети со вторым уровнем речевого развития должны

научиться:

-понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;

-фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;

-правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;

-пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными

предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;

- владеть элементарными навыками пересказа;

-владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от

глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;

- использовать слова различных лексико-грамматических категорий

(существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);

- овладеть навыками языкового анализа и синтеза слов и предложений;

- определять количество, последовательность и место слов в предложении;

- уметь применять на письме правила орфографии и пунктуации.

Система оценки достижения планируемых результатов

Во время прохождения программы предусмотрены:

- входящая (первичная) диагностика (1-15 сентября);

- текущий мониторинг, проводится в форме слуховых диктантов, тестов, выполнения контрольных упражнений, наблюдения за качеством звукопроизношения обучающихся в процессе бесед, дидактических игр;

- итоговая диагностика (15-30 мая).

Входящая и итоговая диагностика осуществляется на индивидуальных логопедических занятиях по протоколу логопедического обследования, на основе которого заполняется логопедическое представление.

Содержание коррекционного курса

Программа имеет три раздела, которые тесно связаны между собой:

  1. Развитие навыков дифференциации звуков в устной и письменной речи;

  2. Формирование навыков языкового анализа и синтеза на уровне слова и предложения;

  3. Коррекция нарушений письменной речи.

Развитие навыков дифференциации звуков в устной и письменной речи.


- Правильное произношение и сравнение гласных и согласных звуков;

- дифференциация гласных и согласных звуков;

- соотнесение гласных и согласных звуков с буквами;

- дифференциация гласных;

- дифференциация согласных;

Формирование навыков языкового анализа и синтеза на уровне слова и предложения.

  • Усвоение терминов «звук», «слово», «гласный звук», «согласный звук», «мягкий звук», «твердый звук», «слог»;

  • Выделение гласных звуков в словах, слогах, словосочетаниях, предложениях, тексте;

  • Деление слов на слоги, составление слоговой схемы слов, составление схемы предложений;

Коррекция нарушений письменной речи:

- развитие зрительного и слухового восприятия;

- формирование умения обнаруживать орфограммы;

- формирование самоконтроля.























ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Название раздела,

темы логопедического занятия

Содержание учебного материала

Кол-во часов

Дата

Диагностика.




Звуковой анализ

10


1.

Органы речи

Сравнить речевые и неречевые звуки. Познакомить со строением речевого аппарата.

1

17.09


2.

Образование звуков речи.

Показать, как образуются звуки речи.

1

19.09

3.

Гласные звуки.

Познакомить учеников с образованием гласных 1-го ряда.

1

21.09

4.

Узнавание гласного звука на слух

Развивать фонематический слух.

1

24.09

5.

Слова, отличающиеся одним гласным звуком.

Формировать понятие о фонеме как смыслоразличительной единице языка.

1

26.09

6.

Согласные звуки.

Показать различие в образовании гласных и согласных звуков.

1

28.09

7.

Слова, отличающиеся одним согласным звуком.

Закрепить понятие о фонеме как смыслоразличительной единице языка.

1

01.10

8.

Звуковой анализ односложных слов.

Упражнять в определении количества и последовательности звуков в слове.

1

03.10

9.

Звуковой анализ двусложных слов.

Упражнять в определении количества и последовательности звуков в слове.

1

05.10


10.

Звуковой анализ слов с опорой на цифровой ряд.

Развивать фонематический слух.

1

08.10

Дифференциация звонких и глухих парных согласных.



11.




Дифференциация звуков [Б] – [П] изолированно и в слогах.

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме.

1

10.10

12.

Дифференциация звуков

[Б] – [ П] в словах.

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме.

1

12.10


13.

Дифференциация звуков

[ Б] – [ П] в предложениях

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме.

1

15.10

14.

Дифференциация звуков

[ В] – [Ф] изолированно и в слогах.

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме.

1

17.10

15.

Дифференциация звуков

[ В] –[Ф] в словах.


Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме.

1

19.10

16.

Дифференциация звуков

[В] – [Ф] в предложениях.

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме.

1

22.10

17.

Дифференциация звуков

[ Г] – [К] изолированно и в слогах.

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме.

1

24.10

18.

Дифференциация звуков

[ Г] – [ К] в словах.

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме.

1

26.10

19.

Дифференциация звуков

[Г] – [ К] в предложениях.

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме.

1

05.11

20.

Дифференциация звуков

[Д] – [ Т ] изолированно и в слогах.

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме.

1

07.11


21.

Дифференциация звуков

[Д] – [Т] в словах.

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме.

1

09.11

22.

Дифференциация звуков

[ Д] – [Т] в предложениях.

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме.

1

12.11

23.

Дифференциация звуков

[Ж] – [Ш] изолированно и в слогах.

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме.

1

14.11

24.

Дифференциация звуков

[ Ж] – [ Ш] в словах.

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме.

1

16.11


25.

Дифференциация звуков [Ж] – [ Ш] в предложениях

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме.

1

19.11


26.

Дифференциация звуков

[ З] – [ С] изолированно и в слогах.

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме.

1

21.11


27.

Дифференциация звуков

[ З] – [ С] в словах.

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме.

1

23.11

28.

Дифференциация звуков

[ З] – [ С] в предложениях.

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме.

1

26.11

29.

Итоговое занятие по теме:

« Звонкие и глухие согласные».


Проверить уровень знаний учащихся.

1

28.11

Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными.



30.

Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными И – Ы в слогах.


Тренировать в различении твёрдых и мягких согласных звуков на слух и в произношении.

Упражнять в передаче на письме мягкости согласных с помощью гласных 2-го ряда.

1

30.11

31.

Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными И – Ы в словах.

Тренировать в различении твёрдых и мягких согласных звуков на слух и в произношении.

Упражнять в передаче на письме мягкости согласных с помощью гласных 2-го ряда.

1

03.12

32.

Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными А – Я в слогах.

Тренировать в различении твёрдых и мягких согласных звуков на слух и в произношении.

Упражнять в передаче на письме мягкости согласных с помощью гласных 2-го ряда.

1

05.12

33.

Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными А – Я в словах.

Тренировать в различении твёрдых и мягких согласных звуков на слух и в произношении.

Упражнять в передаче на письме мягкости согласных с помощью гласных 2-го ряда.

1

07.12

34.

Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными У – Ю в слогах.

Тренировать в различении твёрдых и мягких согласных звуков на слух и в произношении.

Упражнять в передаче на письме мягкости согласных с помощью гласных 2-го ряда.

1

10.12

35.

Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными У – Ю в словах.

Тренировать в различении твёрдых и мягких согласных звуков на слух и в произношении.

Упражнять в передаче на письме мягкости согласных с помощью гласных 2-го ряда.

1

12.12

36.

Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными О – Ё в слогах.

Тренировать в различении твёрдых и мягких согласных звуков на слух и в произношении.

Упражнять в передаче на письме мягкости согласных с помощью гласных 2-го ряда.

1

14.12

37.

Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными О – Ё в словах.

Тренировать в различении твёрдых и мягких согласных звуков на слух и в произношении.

Упражнять в передаче на письме мягкости согласных с помощью гласных 2-го ряда.

1

17.12

38.

Обозначение мягкости согласных при помощи буквы «Е» в слогах.

Тренировать в различении твёрдых и мягких согласных звуков на слух и в произношении.

Упражнять в передаче на письме мягкости согласных с помощью гласных 2-го ряда.

1

19.12

39.

Обозначение мягкости согласных при помощи буквы «Е» в словах.

Тренировать в различении твёрдых и мягких согласных звуков на слух и в произношении.

Упражнять в передаче на письме мягкости согласных с помощью гласных 2-го ряда.

1

21.21

40.

Обозначение мягкости согласных при помощи буквы «Ь» в словах.

Наглядно показать количественную разницу между звуковым и буквенным составом слова.

1

24.12

41.

Обозначение мягкости согласных при помощи буквы «Ь» в словах.

Наглядно показать количественную разницу между звуковым и буквенным составом слова.

1

26.12

42.

Итоговое занятие по теме « Твёрдые и мягкие согласные».

Закрепить умение дифференцировать твёрдые и мягкие согласные».

1

28.12

43.

Дифференциация согласных [Р] – [Л] в слогах.

Уточнить артикуляцию данных звуков. Учить различать на слух и в произношении.

1

09.01

44.

Дифференциация согласных [Р] – [ Л] в словах.

Уточнить артикуляцию данных звуков. Учить различать на слух и в произношении.

1

11.01

45.

Дифференциация согласных [Р] – [ Л] в предложениях.

Уточнить артикуляцию данных звуков. Учить различать на слух и в произношении.

1

14.01

46.

Дифференциация звуков [С] – Ш] в слогах.

Учить различать звуки, имеющие акустикоартикуляционное сходство на слух и в соответственном произношении.

1

16.01

47.

Дифференциация звуков

[ С] – Ш] в предложениях.

Учить различать звуки, имеющие акустикоартикуляционное сходство на слух и в соответственном произношении.

1

18.01

48.

Дифференциация звуков

[ З] – [Ж] в слогах.

Учить различать звуки, имеющие акустикоартикуляционное сходство на слух и в соответственном произношении.

1

21.01

49.

Дифференциация звуков

[ З]- [ Ж] в словах.

Учить различать звуки, имеющие акустикоартикуляционное сходство на слух и в соответственном произношении.

1

23.01

50.

Дифференциация звуков

[З] – [ Ж] в предложениях.

Учить различать звуки, имеющие акустикоартикуляционное сходство на слух и в соответственном произношении.

1

25.01

51.

Дифференциация звуков

[ С] – [ Щ] в слогах.

Учить различать звуки, имеющие акустикоартикуляционное сходство на слух и в соответственном произношении.

1

28.01

52.

Дифференциация звуков

[С] – [Щ] в словах.

Учить различать звуки, имеющие акустикоартикуляционное сходство на слух и в соответственном произношении.

1

01.02

53.

Дифференциация звуков

[ С] – [Щ] в предложениях.

Учить различать звуки, имеющие акустикоартикуляционное сходство на слух и в соответственном произношении.

1

04.02

54.

Слуховой диктант


1

06.02

55.

Дифференциация звуков

[С ]– [Ц] в словах.

Учить различать данные звуки, сопоставляя их по акустическим и артикуляционным признакам, на слух и в произношении.

1

08.02

56.

Дифференциация звуков

[ С] – [Ц] в предложениях.

Учить различать данные звуки, сопоставляя их по акустическим и артикуляционным признакам, на слух и в произношении.

1

11.02

57.

Дифференциация звуков

[ Ч] – [Ц] в слогах.

Учить различать данные звуки, сопоставляя их по акустическим и артикуляционным признакам, на слух и в произношении.

1

13.02

58.

Дифференциация звуков

[Ч] – [ Ц] в словах.

Учить различать данные звуки, сопоставляя их по акустическим и артикуляционным признакам, на слух и в произношении.

1

15.02

59.

Дифференциация звуков

[ Ч] – [ Ц] в предложениях.

Учить различать данные звуки, сопоставляя их по акустическим и артикуляционным признакам, на слух и в произношении.

1

18.02

60.

Дифференциация звуков

[ Ч] – [ Щ] в слогах.

Учить различать данные звуки, сопоставляя их по акустическим и артикуляционным признакам, на слух и в произношении.

1

20.02

61.

Дифференциация звуков

[Ч] – [Щ] в словах.

Учить различать данные звуки,

1

22.02

62.

Дифференциация звуков

[Ч]- [Щ] в предложениях.


Учить различать данные

звуки, сопоставляя их по

акустическим и

артикуляционным

признакам, на слух и в

произношении.

1

25.02

63.

Дифференциация звуков

[ Ш] – [ Щ] в слогах.

Учить различать данные звуки, сопоставляя их по акустическим и артикуляционным признакам, на слух и в произношении.

1

27.02

64.

Дифференциация звуков

[Ш] – [ Щ] в словах.

Учить различать данные звуки, сопоставляя их по акустическим и артикуляционным признакам, на слух и в произношении.

1

01.03

65.

Дифференциация звуков

[Ш] – [Щ] в предложениях.

Учить различать данные звуки, сопоставляя их по акустическим и артикуляционным признакам, на слух и в произношении.

1

04.03

66.

Дифференциация звуков

[ И] – [Й] изолированно и в словах.

Показать различие в образовании данных звуков.

1

06.03

Слоговая структура слова.



67.

Анализ односложных слов.

Развивать умение анализировать слоговую структуру слова.

1

11.03

68.

Анализ двусложных слов.

Учить преобразовывать двусложные слова в трёхсложные. Закрепить понятие о слоге как части слова.

1

13.03

69.

Анализ трёхсложных слов.

Учить преобразовывать двусложные слова в трёхсложные. Закрепить понятие о слоге как части слова.

1

15.03

70.

Анализ трёхсложных слов.

Учить преобразовывать двусложные слова в трёхсложные. Закрепить понятие о слоге как части слова.

1

18.03

71.

Деление на слоги слов со стечением согласных.

Упражнять в нахождении слогов со стечением согласных в слове.

1

20.03

72.

Деление на слоги слов со стечением согласных.

Упражнять в нахождении слогов со стечением согласных в слове.

1

01.04

73.

Определение ударного слога в словах.

Учить определять ударный слог.

1

03.04

74.

Определение ударного слога в словах.

Учить определять ударный слог.

1

05.04

75.

Определение ударного слога в словах.


Учить определять ударный слог.

1

08.04

Предложение.



76.

Обозначение границ предложения. Выделение предложений из текста.

Формировать умение правильно оформлять границы предложения в устной и письменной речи, выделять законченные предложения из сплошного текста.

1

10.04

77.

Дополнение предложений с помощью вопросов и слов для справок.

Формировать умение распространять простое двусоставное предложение.

1

12.04

78.

Составление предложений из слов, данных в нужной форме вразбивку.

Учить составлять грамматически верное предложение.

2

15.04

17.04

79.

Сложное предложение.

Познакомить детей со сложносочинённым предложением( с союзом «а»).

1

19.04

80.

Интонационная законченность предложения. Повествовательное предложение.

Формировать представление об интонации. Упражнять детей в правильном интонационном оформлении различных видов предложений.

1

22.04

81.

Интонационная законченность предложения. Вопросительное предложение.

Формировать представление об интонации. Упражнять детей в правильном интонационном оформлении различных видов предложений.

3

24.04

26.04

26.04

Текст.



82.

Ознакомление с признаками текста.

Формировать умение отличать текст от группы предложений.

1

29.04

83.

Восстановление деформированного текста.

Формировать умение устанавливать последовательность предложений в тексте.

2

03.05

06.05

84.

Пересказ текста по вопросам.

Формировать умение составлять ответ на вопрос, учитывая связь предложений в тексте.

3

08.05

10.05

13.05

85.

Контрольный диктант.

Проверить знания по изученным темам.

1

15.05

86.

Обследование устной и письменной речи. Заполнение речевых карт.



ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Оборудование и дидактический материал

  1. Настенное зеркало.

  2. Дыхательные тренажеры

  3. Картотека материалов для автоматизации дифференциации звуков всех групп.

  4. Раздаточный материал по формированию навыков звукового анализа и синтеза.

  5. Индивидуальные карточки и упражнения по темам.

  6. Касса букв и слогов.

  7. Индивидуальный раздаточный материал для усвоения звуко-слогового анализа.

Список литературы

Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29. 12.2012;

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ (Приказ Минобразования науки России от 19.12.2014 г. № 1598);

3. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с расстройствами аутистического спектра.

4. Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе. Методические рекомендации для учителей начальной школы / Под. ред. Е.В. Самсоновой. — М.: МГППУ, 2012. — 84 с.

5. Адаптированная основная общеобразовательная программа для умственно отсталых детей

6. «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией В. В. Воронковой, 2006 г.

7. Павлова Ю.Б. Программа групповых логопедических занятий с детьми с РАС для подготовительного класса

8. Павлова Ю.Б. Программа групповых логопедических занятий с детьми с РАС для учащихся 1-4 классов.

9. Швец И.С. Программа коррекционных групповых занятий «Развитие простых навыков коммуникации у детей с РАС для учащихся 1-2 классов»

10. Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:, «Аквариум», 1996 г.

11. Л.Б. Баряева, «Кодовый словарь», «Я - говорю!»( упражнения с пиктограммами), М. Дрофа, 2007

12. Юрова, Р.А. «Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития». – М:, 2005

13. Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001

14. Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования».

15. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи, М.: Теревинф, 1997.

16. Никольская О., Фомина Т., Цыпотан С. Ребенок с аутизмом в обычной школе М.: «Чистые пруды», 2006.

17. Никольская О.С., Баенская Е.Р. Дети с нарушениями общения: ранний детский аутизм. М.: Просвещение, 1989.

18. Шоплер Э., Ланзинд M., Ватерc Л. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей. Сборник упражнений для специалистов и родителей. Издательство БелАПДИ — «Открытые двери», Минск, 1997. 29.

19. Янушко Е.А. «Начальный этап корреционной работы с аутичным ребенком: знакомство, установление контакта» Научно-практический журнал «Аутизм и нарушения развития». № 3. 2004.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!