СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 8 класс УМК Ланина Б.А.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая  программа рассчитана  на 68 часов. Внесены следующие изменения: введены часы  внеклассного чтения (4ч), национально – регионального компонента (4ч). Урокам развития речи отведён 1 час в четверть (4ч). Знакомство с некоторыми произведениями национально- регионального компонента поможет осознать различные фольклорные жанры и литературные тексты, приобщить к духовно- нравственным ценностям других национальностей, сформировать поликультурную личность, являющуюся носителем общечеловеческих ценностей. Национально - региональный компонент в программе по русской литературе имеет цели: обогатить личность ученика посредством обращения к национальной культуре; воспитать личность, уважающую культуру и национальные традиции других народов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 8 класс УМК Ланина Б.А.»



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа рассчитана на 68 часов. Она составлена на основе авторской программы Ланина Б.А., Устиновой Л.Ю., в которую внесены следующие изменения: введены часы внеклассного чтения (4ч), национально – регионального компонента (4ч). Урокам развития речи отведён 1 час в четверть (4ч).

Согласно требованиям к результатам в программе последовательно выдерживается направленность на обучение поиску и селективной обработке учебной информации; на формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности).

В основу программы положен принцип вовлечения обучающихся в литературно-творческую и читательскую деятельность с использованием системы методов и приемов работы с ресурсами Интернета.

В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, с особенностями ООП, образовательных потребностей и запросов, обучающихся нашей школы, преемственность с примерными программами для начального общего образования.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Цель программы – воспитание у учащихся любви и привычки к чтению, приобщение к богатствам отечественной и мировой литературы, воспитание  эстетического вкуса, формирование духовно-нравственных качеств.

Задачи  - развивать способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения; совершенствовать умения анализа и интерпретации художественного текста; расширять теоретико-литературные  знания обучающихся. Программа предусматривает формирование у учащихся следующих общеучебных умений и навыков:

-         выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение и сопоставление;

  • умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составление плана, тезиса, конспекта;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Общие цели учебного предмета для ступени обучения:

1. Расширить литературную эрудицию, вводя в круг чтения доступные пониманию подростков произведения разных жанров, созданные отечественными и зарубежными авторами.

2. Заложить основные умения читательской деятельности (восприятие, анализ, интерпретация, оценка).

3. Подвести к постижению истоков и природы литературы как феномена духовной культуры и способа познания действительности, жизни, человека.

4. Содействовать интеллектуально- нравственному и мировоззренческому развитию личности.

5. Формировать гуманистическое толерантное сознание, способность понимать себя и других.

6. Поддерживать стремление выразить себя в слове.

7. Обучать общению с Интернетом как современным средством решения познавательных, читательских, коммуникативных и творческих задач.

Сроки реализации программы

Программа реализуется в течение одного года.

Основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы.

Основные критерии отбора художественных произведений:

  • Художественная ценность

  • Гуманистическая направленность

  • Позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям

  • Культурно-исторические традиции

В программу включены произведения устного народного творчества и литературы XIX—ХХ веков, причем не только традиционные для школы, но и те, что ранее не изучались. Дидактический аппарат учебника литературы направлен на восстановление в памяти учащихся пройденного материала и раскрытие его связи с новым, а также на развитие самостоятельной мысли учеников: «докажи...», «сравни...», «рассмотри...», «найди...» Вопросы и задания являются разноуровневыми по своей трудности. Большое внимание уделяется практике чтения: вслух и про себя, классному и домашнему.

Программа обогащена целым рядом новых произведений русской классики, современных писателей с целью воспитывать у учащихся любовь и привычку к чтению, а также расширять и углублять жизненный и художественный опыт учеников.

Содержание программы соответствует психологическим особенностям детей.

Разнообразие произведений, авторов, рубрик способствует развитию индивидуального читательского вкуса и тем самым – становлению личностного самосознания школьников. Произведения, рекомендуемые для чтения и изучения, постепенно становятся более сложными по охвату жизненного материала, по образной системе, нравственно-эстетической проблематике.

Программа полностью обеспечивает учебную деятельность школьников на уроке и дома. Новизна и «плюс» в том, что в него включены и те произведения, которые в последнее время не издавались или выпускались недостаточными тиражами. Произведения подобраны таким образом, что удовлетворяют разный читательский вкус.

Структурно-содержательные особенности программы по Литературе для 5–9 классов (учебник под ред. Ланина Б.А.).

Iэтап (5 – 6 классы). Этап знакомства с литературой как искусством слова, видом творчества и феноменом духовной культуры, этап накопления читательского опыта учащихся.

IIэтап (7 – 8 классы).Этап развития литературного вкуса.

IIIэтап (9 класс). Этап формирования представления о нравственно-этических традициях русской литературы, её художественных открытиях.

IVэтап (10 – 11 классы). Этап познания закономерностей литературы как особого вида творчества, постижения произведения в его целостности.

К каждому классу программы по литературе Б.А. Ланина предлагается список литературы, рекомендованной для внеклассного чтения как из русской литературы, так и из зарубежной, – «Круг чтения».

Программа по литературе Ланина Б.А., Устиновой Л.Ю. построена на сочетании концентрического (в основной школе), историко-литературного (в старшей школе), хронологическогои жанрового принципов, утвердившихся в отечественной методике литературного образования.

Ведущая тема.

5 кл. – художественный вымысел, событие и сюжет.

6 кл. – от истоков литературы – к литературным жанрам.

7 кл.– литература и действительность.

8 кл.– литература в поисках героя.

9 кл.– личность – история – судьба.

10 – 11 кл.– литература XIX– XX веков в её историческом развитии

Реализация программы предполагает максимальное включение учащихся в самостоятельную творческую деятельность. Особое внимание общению в малых группах на уроках литературы и «медленному чтению».

Общая характеристика учебного предмета, курса

Общие цели и задачи основного общего образования с учетом специфики учебного предмета

Учебники содержат методический аппарат, формирующий различные коммуникативные умения школьников; вопросы и задания на сопоставление словесного, графического и кинематографического образов; организует проектную деятельность школьников.

Программа предполагает развивать у учащихся следующие составляющие современной учебной и читательской деятельности.

1. «Культурно-навигационные» навыки, позволяющие свободно ориентироваться в литературных текстах, представленных в печатном (книжном, газетно-журнальном) и электронном форматах.

2. Навыки поиска экспертных оценок: мнения учителей, критиков, родителей, новостной информации и т.д. – и опираться на них.

3. Умение публиковать в Интернете собственные заметки, рецензии, отзывы, сочинения, дневники.

4. Навыки в специфическом чтении и составлении Интернет-текстов (графическое выделение важных для автора слов и фраз, гипертекстовые контекстные ссылки, позволяющие найти нужную информацию).

Запланированы вопросы и задания на сопоставление словесного, графического и кинематографического образов. Их содержание направлено на деятельностный подход, предполагающий включение школьников в самостоятельный поиск истины. Организуется проектная деятельность школьников. Характер вопросов и заданий позволяет развивать творческие и исследовательские навыки школьников; постепенно, не форсируя усилий, подготовиться к ГИА и ЕГЭ. Система проектной деятельности учащихся позволяет шаг за шагом формировать основные компетенции, приучать к самостоятельному литературному поиску, к различным приемам работы с информацией, с библиотеками – книжными и электронными. В самостоятельной работе формируются интерес к предмету, любовь к литературе, а также литературный вкус – основа шкалы эстетических ценностей. Произведения зарубежной литературы даются во взаимосвязи с русской классикой. Русская литературная классика стала в предлагаемых учебниках основой для понимания современной литературы. Постоянно предлагают ученику вопросы на повторение и закрепление. Конечно, новое – основа учебы, но повторение и закрепление придают знаниям прочность, помогают подготовиться к будущим экзаменам.

Особая роль отводится пониманию социальной и культурной роли литературной критики, формированию умения работать с литературно-критическими статьями. Программа расширяет литературную эрудицию учащихся; учит воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать художественный текст; подводит школьников к пониманию литературы как феномена духовной культуры.

Специфика предмета:

Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Технологии, методики:

  • уровневая дифференциация;

  • проблемное обучение;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • здоровьесберегающие технологии;

  • система инновационной оценки «портфолио»;

  • технология дистанционного обучения (участие в дистанционных эвристических олимпиадах);

  • коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)

Содержание учебников полностью соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта по литературе. Курс литературы в УМК под ред. Б.А. Ланина направлен на включение обучающихся в литературно-творческую и читательскую деятельность с использованием системы методов и приёмов работы с ресурсами Интернета. Интернет используется не только как источник информации, но и как стимул к изучению литературы. Новые информационные технологии позволяют каждому желающему ученику увидеть свои тексты опубликованными. Стратегия программы также даёт возможность школьникам не только научиться выражать своё отношение к прочитанным литературным произведениям, но и сверять своё мнение с оценками других: сверстников, учителей, литературных критиков, писателей.

Реализация программы предполагает максимальное включение учащихся в самостоятельную творческую деятельность.

Планируемые результаты изучения курса


В результате изучения литературы ученик 8 класса должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;

  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета)

Результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Содержание учебного курса

Количество часов -- 68

Вводный урок. Литература в поисках героя.

Классицизм. А.Буало. «Поэтическое искусство»-1

Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве»-2

 М.В.Ломоносов. Жизнь и творчество  «Ода на день восшествия...». «Теория трех штилей»-1

Д.И.Фонвизин. Жизнь и творчество драматурга. Комедия как драматический жанр.-3

Сентиментализм и его традиции

 Н.М.Карамзин. «Бедная Лиза». - 2

А.И.Куприн «Гранатовый браслет» - 2

Русская литература XIX века 4 + 1

Г.Р.Державин. и др.) - 1

В.А. Жуковский.  - 1

К.Н.Батюшков.  - 1

Е.А. Боратынский.  - 1

А.С.Пушкин. Стихотворения. «Капитанская дочка» - 9+1

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения. «Мцыри» - 5+ 1

Н.В.Гоголь «Ревизор», «Шинель» - 6

Ф.М.Достоевский.. «Бедные люди» - 2

И. С. Тургенев. «Бирюк», «Певцы». «Ася» - 5

А.П.Чехов. «Дом с мезонином», «Попрыгунья» - 3

 Из русской литературы XX века

К.Г.Паустовский «Золотая роза» - 1

А.Пьецух. «Прометейщина» - 1

Из зарубежной литературы – 7 + 1

Внеклассное чтение - 4

М. Алданов «Чертов мост» (главы)

А.С.Пушкин «Полтава»

Ф. Достоевский «Неточка Незванова»

И.С.Тургенев «Стихотворения в прозе»

Национально-региональный компонент - 4

Рассказы о Будде

Из литературы Бурятии (XIX век) Давыдов Д.П. «Думы беглеца на Байкале», «Тунгус»

Корнаков В.В. «Талан»

Улзытуев Д.А. «Если быть терпеливым»

Итоговый урок. Рекомендательный список литературы для чтения - 1


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (литература под ред. Б.А.Ланина, 8 «Б» класс, 68 ч)

п/п

Тема

Кол-во часов

68

Дата


Вводный урок. Литература в поисках героя.

Классицизм. А.Буало. «Поэтическое искусство»

1

I

четверть

Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве»

2


«Мещанин во дворянстве» - комедия классицизма



М.В.Ломоносов. Жизнь и творчество «Ода на день восшествия...». «Теория трех штилей»

1


Д.И.Фонвизин. Жизнь и творчество драматурга. Комедия как драматический жанр.

3


«Недоросль» (сцены из комедии). Черты классицизма в пьесе.



Приемы создания комического. Речь героев



Сентиментализм и его традиции

Н.М.Карамзин. Жизнь и творчество.

2


Черты сентиментализма в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».



НРК. Рассказы о Будде

1


А.И.Куприн. Жизнь и творчество.

2


«Гранатовый браслет»



ВН.Ч. М. Алданов «Чертов мост» (главы)

1


14

Русская литература XIX века

Поэты пушкинской поры. Предшественники и современники А.С.Пушкина

1


15

Г.Р.Державин. Жизнь и творчество.«Памятник». «Властителям и судиям». Многообразие тематики поэзии Г.Р.Державина(«Ключ», «Фелица», «Снигирь» и др).

1


16

В.А. Жуковский. Жизнь и творчество. Центральные темы и образы лирики В.А.Жуковского. «Светлана».

1


17

К.Н.Батюшков. Жизнь и творчество


1


18

Р.Р. Сочинение. Анализ стихотворения

1


19

Е.А. Боратынский. Жизнь и творчество

1

II

четверть

20

А.С.Пушкин. Тема свободы в лирике. «К Чаадаеву», «К морю», «Во глубине сибирских руд…», «Анчар»

9+1


21

Своеобразие любовной лирики поэта. «К***», «На холмах Грузии…», «Я Вас любил»



22

Болдинская осень в лирике А.С.Пушкина. «Бесы», «Осень»



23

Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. «Пророк», «Поэт», «Поэту», «Эхо»



24

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный»



25

Историческая тема в творчестве А.С.Пушкина. Повесть «Капитанская дочка». Формирование характера и взглядов Петруши Гринева.



26

Гринев и Швабрин. Проблемы чести, достоинства, нравственного поступка.



27

Защитники Белогорской крепости. Образ Маши Мироновой



28

Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка». Тема русского бунта.



29

ВН.Ч. А.С.Пушкин «Полтава»

1


30

Р.Р. Классное сочинение по повести «Капитанская дочка»

1


31

НРК. Из литературы Бурятии (XIX век) Давыдов Д.П. «Думы беглеца на Байкале», «Тунгус»

1


32

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и судьба. Драматическая судьба поэта в современном ему мире. «Смерть поэта», «Кинжал», «Поэт», «Пророк»

5+1


33

Духовный мир лирического героя поэзии Лермонтова. «Дума», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Как часто пестрою толпою окружен…», «И скучно, и грустно…» .Лирическая исповедь и элегия в творчестве поэта. «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Из Гете»


III

четверть

34

Тема родины в лирике Лермонтова. «Прощай, немытая Россия…», «Родина»



35

«Мцыри». Гуманистический пафос поэмы. Герой-бунтарь



36

«Мцыри» как романтическая поэма. Особенности языка поэмы



37

Р.Р. Сочинение. Анализ лирических произведений М.Ю.Лермонтова.



38

Н.В.Гоголь. Судьба писателя.

История создания комедии «Ревизор». Сюжет и композиция

6


39

Город N в комедии «Ревизор»: смысл эпиграфа

Групповой портрет чиновников



40

Образ Хлестакова. Хлестаковщина.



41

Финал комедии, его идейно-композиционное значение. Приемы создания комического



42

Образ «маленького человека» в повести «Шинель».



43

Отношение автора к своему герою Образ Петербурга. Фантастика в повести



44

Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. «Бедные люди»». Тема «маленького человека»

2


45

Традиции Гоголя в произведении Достоевского



46

ВН.Ч. Ф. Достоевский «Неточка Незванова»

1


47

НРК. Корнаков В.В. «Талан»

1


48

И. С. Тургенев. Жизнь и судьба писателя. Мастерство Тургенева-рассказчика в «Записках охотника». «Бирюк»

5


49

И. С. Тургенев «Певцы»



50

История несостоявшегося романа в повести «Ася».



51

Романтические черты героини


IV

четверть

52

Роль пейзажа в повести Русская критика о повести



53

ВН.Ч. И.С.Тургенев «Стихотворения в прозе»

1


54

А.П.Чехов. Жизнь и судьба. «Дом с мезонином»

3


55

«Попрыгунья»



56

Сопоставительный анализ образов героинь

1


57

НРК. Улзытуев Д.А. «Если быть терпеливым»

1


58

Из русской литературы XX века К.Г.Паустовский «Золотая роза» (отрывки)

1


59

А.Пьецух. Авторская ирония в рассказе «Прометейщина».

1


60

Из зарубежной литературы Данте. «Божественная комедия» («Ад»). Особенности жанра и композиции.

1


61

У.Шекспир. «Ромео и Джульетта»

1


62

У.Шекспир. Сонеты. Любовь и творчество - основные темы сонетов.

1


63

И.В.Гёте. «Фауст» (фрагменты). Герой в поисках смысла жизни

1


64

Р.Р. Сочинение по произведениям зарубежной литературы

1


65

Дж.Р.Р. Толкин. Герои «Властелина колец» в поисках добра и справедливости.

1


66

Итоговый контроль

1


67

У.Голдинг. Проблематика романа «Повелитель мух». Символический образ «повелителя мух»

1


68

Итоговый урок. Произведения для чтения летом

1




Список учебно-методической литературы


1.Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шапчикова В.М. и др. под ред. Ланина Б.А.Литература 8 класс. В двух частях. Москва«Вентана-Граф», 2013 г.

2. Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шапчикова В.М. Литература. Рабочая тетрадь. В двух частях. Москва «Вентана-Граф», 2013г.

Справочные пособия

  1. Грубер Е.И. Этимологический словарь русского языка. – Москва: Локид-Пресс, 2013.

  2. Михайлова О.А. Орфоэпический словарь русского языка. - Екатеринбург: Фактория, 2013.

  3. Чернец Л.В. Школьный словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 2011.

  4. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х томах. – М.: Астрель. АСТ, 2010.

  5. Шанский Н.М. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Дрофа, 2012.

Список литературы

  1. Ланин Б.А. Литература: программа: 5-9 класса общеобразовательных учреждений / Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова; под ред. Б.А. Ланина. – М: Вента

Граф, 2014.

  1. standart.edu.ru Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

  2. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ № 4 г.Гусиноозёрск, 2015.

  3. УМК: 1.Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шапчикова В.М. и др. под ред. Ланина Б.А.Литература 5 класс. В двух частях. Москва«Вентана-Граф», 2014

Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шапчикова В.М. Литература.



Контрольно-измерительные материалы



    1. Входной контроль

ЧАСТЬ 1

  1. Назовите жанр произведения:

А) «Вольга и Микула Селянинович»

Б) «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

В) «…на восшествие на престол…. Императрицы Елизаветы Петровны»

  1. Назовите  произведения  А.С.Пушкина, в основе которых лежат исторические события.

  2. Узнайте произведение и автора по отрывку:

«…Молодую жену и сирот твоих

Из казны моей я пожалую,

Твоим братьям велю от сего же дня

По всему царству русскому широкому

Торговать безданно, безпошлинно.

А ты сам ступай, детинушка,

На высокое место лобное,

Сложи свою буйную головушку…»

  1. В чем особенность жанра  «Сказкок» Салтыкова – Щедрина, назовите жанр

  2. Какой герой и в каком произведении  Н.В.Гоголя произносит приведенные ниже слова:
    «Терпи, козак,- атаманом будешь!» ; «Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?» ; «Есть еще порох в пороховницах!»

  3. Расставьте в классическом порядке компоненты:

А) Кульминация

Б) Развитие действия

В) Завязка

Г) Развязка

назовите их одним словом: ___________

ЧАСТЬ 2

  1.   Писатель П.Х.Максимов пишет: «Его биография ошеломила меня: это была суровая, но и прекрасная сказка о человеке, вышедшем из народных низов, поднявшемся на самые высокие вершины человеческой культуры и ставшем властителем душ, всемирно известным писателем…» .   О ком написаны эти строки?

1)      Л.Н.Толстой

2)      И.А.Бунин

3)      М.Горький

4)      Н.Некрасов

   

2.   Поэма – это

1) только лирическое произведение

2) только эпическое произведение

3)  соединение лирики и эпоса

4) большое по объему стихотворение

ЧАСТЬ 3 

  1. Какие  художественные приёмы использует автор в данном отрывке ?

Тонкий туман над стемневшей рекой

Лёг серебристою нежной фатой.

Найдите  и подчеркните гиперболу в отрывке.

В сто сорок солнц закат пылал,

В июль катилось лето,

Была жара, жара плыла,-

На даче было это.

  1. Какие художественные приёмы использует автор в данном отрывке?

В глаза бревенчатым лачугам

Глядит алеющая мгла.

  1. Какой художественный приём использует автор в данном отрывке?

        Топи да болота,

        Синий плат небес…

  1. Какие художественные приёмы использует автор в данном отрывке ?

         Белая береза под моим окном

         Принакрылась снегом, словно серебром


    1. Текущий контроль

Тест по творчеству А.С.Пушкина

                                1 вариант

Укажите годы жизни Пушкина

А) 1798-1837                          в) 1799-1837

Б)  1801-1837                          г) 1799-1835

      2)  Какая дата связана с образованием Царскосельского Лицея

            А)   1 января 1811 года                    в)  19 ноября 1811 года

            Б)   19 октября 1811 года               г)  26 мая 1811 года

      3)   Укажите, какой факт не относится к биографии Пушкина

            А) Участвовал в литературном обществе «Арзамас»

            Б)  Издавал журнал «Современник»

            В)  Планировал написать «Историю Украины»

            Г)  Погиб в результате дуэли с поклонником своей жены

       4)  К какому жанру относится «Песнь о вещем Олеге»

            А)   Песнь                                  в) Баллада

             Б)  поэма                                   г) ода

       5)  «Песнь о вещем Олеге» написана

            А)  в годы обучения в Царскосельском лицее

             Б) во время Южной ссылки

             В) во время «Болдинской осени»

             Г) в ссылке в с. Михайловское

       6)     Кому собирался отомстить вещий Олег

             А) печенегам                        в) половцам

              Б) хазарам                             г) татарам

       7)   Кто присутствовал на  «тризне плачевной Олега»

            А) Игорь                   В) Ольга

            Б) Владимир             г) Святослав

       8)   С кем воевал Петр в  «Полтаве»

              А) с немцами                  В) с англичанами

              Б) со шведами                 г) с литовцами

       9)   Какое первоначальное название было у поэмы

              А) «Полтавский бой»               в) «Мазепа»

               Б) «Петр»                                  г)  «Кочубей»

       10)    Какой прием использует Пушкин в  сравнении  Петра и Карла

              А) аллегория                            В) контраст

               Б)  метафора                            г) олицетворение

        11) Трагедию «Борис Годунов» Пушкин посвятил памяти

            А) Н.М.Карамзина                               В) В.К. Тредиаковского

            Б) Г.Р.Державина                                 г)  М.В.Ломоносова

         12) Сколько раз Григорий видит один и тот же сон

              А) 4 раза                                       в)  3 раза

               Б) 2 раза                                       г)  5 раз

         13) О чем просит Пимена Григорий, проснувшись

         

               А) помолиться за него                  В) благословить его

              Б) помочь ему спрятаться                    г) помочь ему бежать

         14) Сколько убийц было поймано сразу после убийства Димитрия

                А) двое                       в) пятеро

                Б) трое                       г) один

        15)  Укажите, какая пословица служит эпиграфом к повести

     А.С.Пушкина     «Капитанская     дочка»

               а) «Назвался груздем -полезай в кузов»    

                Б) «Береги честь смолоду»

                В) «Неча на зеркало пенять, коли рожа крива»

                Г)  «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»

       16)   Петр Грине был записан на военную службу

            А) по достижении совершеннолетия

            Б) в 14 лет

            В) в 7 лет

            Г) до рождения

      17) Как звали воспитателя и верного спутника Гринева

           А) Семёныч             В) Степаныч

           Б) Савельич               г) Архипыч

      18)  Сообщение об участии Гринева в дуэли его родители получили от

           А) Савельича                 в) Маши Мироновой

           Б) Швабрина                  г) капитана Миронова

      19) Как повел себя Швабрин после захвата крепости

          А) откупился

           Б) перешёл на сторону Пугачева

           В) сбежал из крепости

           Г) спрятался в дома попадьи

      20) Укажите название любимой песни Пугачева

              А) «Не шуми, мати зеленая дубровушка»

               Б) «Дубинушка»

               В) «Вниз по матушке по Волге»

               Г) «Капитанская дочь, не ходи гулять в полночь»

      21) Какие исторические персонажи действуют в повести

           А) Степан Разин и Александр I

            Б) Емельян Пугачев и Екатерина II

           В) Екатерина II и Степан Разин

            Г) Николай I и Емельян Пугачев

  В 1  На берегу какой реки лежали кости коня Олега?

  В 2  Какого цвета были мундиры у армии противника Петра (по поэме «Полтава»)

  В 3  В каком городе находился Пимен в момент смерти царевича Димитрия

    ( по трагедии «Борис Годунов»)

   В 4   К какой главе  повести «Капитанская дочка»   в качестве

         эпиграфа взята поговорка    «Мирская молва - морская волна»

   

         Тест по творчеству А.С.Пушкина (8 класс) 2 вариант

В каком городе родился А.С.Пушкин

А) Москва      Б) В Киеве     В) Петербург        Г) Ярославле

      2)   Какая дата связана с образованием Царскосельского Лицея

            А)   1 января 1811 года                    в)  19 ноября 1811 года

            Б)   19 октября 1811 года               г)  26 мая 1811 года

      3)  Укажите , какой факт не относится в биографии А.С.Пушкина

           А) Написал «Историю пугачевского бунта»

           Б) участвовал в восстании декабристов

            В) Учился в Царскосельском лицее

            Г) Погиб от руки поклонника жены.

      4)  В основу «Песни о вещем Олеге» лежит сюжет, заимствованный

          А)  из «Жития Сергия Радонежского»

           Б) из «Поучения Владимира Мономаха»

           В) из «Слова о полку Игореве»

           Г) из «Повести временных лет»

      5)  «Песнь..» является

          А) авторской стилизацией под фольклорное произведение

          Б) поэтическим передовом древнерусского текста

          В) частью большого произведения А.С.Пушкина

          Г) самостоятельным литературным произведением

      6) Что предлагал Олег в награду, когда просил предсказателя

           о пророчестве

          А) коня   Б) деньги   В) исполнения любого желания

          Г) перстень

      7) Когда Олег вспомнил о своем коне

            А) в бою       Б) на берегу реки        В) на пиру          

            Г) встретив снова предсказателя

      8)    Какое первоначальное название было у поэмы «Полтава»

              А) «Полтавский бой»     Б) «Мазепа»      в) «Петр»       г)  «Кочубей»                          

      9)   Кто возглавлял войско противника в «Полтаве»

            А ) Наполеон       Б)  Карл  XII    в)  Вильгельм II      Г)  Фридрих II

     10)  В чью честь поднимал на пиру «заздравный  кубок» Петр

           А) за своих друзей                В) за врагов

           Б) за своих учителей            г) за себя

  11)      Трагедию «Борис Годунов» Пушкин посвятил памяти

            А) Н.М.Карамзина                      В) В.К. Тредиаковского

            Б) Г.Р.Державина                         г)  М.В.Ломоносова

 12)     Где разворачивается сцена беседы Григория и Пимена

            А) В Киево-Печерском монастыре    

            Б) В Чудовом монастыре

            В) В Троице-Сергиевой Лавре

            Г) В Выдубицком монастыре

     13)     При каком правителе, по словам Пимена, Русь

             «утешилась во славе безмятежной»?

          А) при Иване Грозном          В) при Федоре

          Б) при Василии III                  Г) при Иване III

   14)   Что советует Пимен Григорию

         А) смирять себя постом           в) не прекращать борьбу

         Б) уйти в монахи                       г) собрать войско против Бориса    

  15)   Петра Гринева решили отправить на военную службу

        По достижении им

        А) 16 лет      б ) 20 лет          в ) 18 лет                  г) 22 года

  6) Укажите, какая печатная продукция» всегда имела сильное

           влияние» на Андрея Петровича Гринева

      а) «Домострой»         В) «Придворный календарь»

       б) «Псалтырь»              г) «Юности честное зерцало»

  17) Оренбургский генерал Андрей Карлович не знал значения

         русского выражения

        а) «Береги честь смолоду»          

         б) «Держать в ежовых рукавицах»

          в) «Работать спустя рукава»

          Г) « От тюрьмы и от сумы не зарекайся»

  18)   Укажите причину дуэли Гринева и Швабрина

      А) Карточный долг

      Б) Нечестная игра в бильярд

      В) Переход Швабрина на сторону Пугачева

      Г) Оскорбление, нанесенное Маше Мироновой

  19) Почему Гринев был заключен под стражу

      А) Пугачев сообщил, что Гринев- его шпион

       Б) его оговорил Швабрин

        В) самовольно отлучился из Оренбурга

         Г) Его оболгали неизвестные ему перебежчики

   20) Укажите, какую пословицу на страницах повести

      употребляет Пугачев

     А) «Господь не выдаст  -свинья не съест

      Б) «Долг платежом красен»

    В) «Конь о четырех ногах, да спотыкается»

     Г) «С паршивой овцы хоть шерсти клок»

  21) Какие исторические персонажи действуют в повести

   А) Степан Разин и Александр I             В) Екатерина II и Степан Разин

   Б) Емельян Пугачев и Екатерина II      Г) Николай I и Емельян Пугачев      

 В 1 На воротах какого города Олег прибил свой щит

 В 2  В  какое время дня начался Полтавский бой

 В 3  Кто жил в келье Пимена до него

 В 4 Назовите главных героев калмыцкой сказки, которую

         рассказал Пугачев Гриневу


ТЕСТ ПО ТВОРЧЕСТВУ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА

Вариант 1.

1. Лермонтов жил в:

А. 1814-1841

Б. 1824-1849

В. 1799-1837


2. Выбрать признаки, характеризующие романтизм:

А. Гражданско-просветительский пафос, утверждение человеческого разума, критическое отношение к монархической деспотии, выступление против религиозной схоластики, в основу положен принцип «подражания природе»

Б. Культ избранной личности, восприятие литературы как самовыражения творца, изображение дисгармонии действительности. Трагичность и исповедальность повествования, лиричность. Герой – человек неистовых страстей, интеллектуально возвышающийся над толпой, вечно недовольный окружающей обстановкой, мечтательно устремленный в будущее, в мир идеалов

В. Изображение единичной, частной обыденной жизни преимущественно «средней» личности в ее внутренней сущности, в повседневности; культ чувства, трогательность, чувствительность, «жизнь сердца», искание идеального образа жизни «вне цивилизаций»; стремление к естественности в поведении человека, к таинственному и ужасному, идеализация средневековья

3. Что такое лирика?

А. Род литературы, в котором художественный мир произведения отражает внутренние переживания лирического героя

Б. Эмоциональное восприятие повествователем или лирическим героем описываемого

В. Не связанные с сюжетным повествованием размышления автора

Г. Род литературы, в произведениях которого формально до предела устраняется личность автора, а повествование идет о событиях, предполагаемых в прошлом

4. Указать, что не явилось уделом ЛГ ранней лермонтовской поэзии

А. Трагический разлад между мечтой и действительностью

Б. Эпикурейские мотивы

В. Сознание невозможности употребления сил и дарований

Г. Глубокая разобщенность между землей и небом

Д. Замкнутость, угрюмое, безысходное одиночество

5. Соотнести фрагменты из произведений и их названия

А. Так я молил твоей любви

С слезами горькими, с тоскою;

Так чувства лучшие мои

Обмануты навек тобою!

Б. А вы, надменные потомки

Известной подлостью прославленных отцов,

Пятою рабскою поправшие обломки

Игрою счастия обиженных родов!

В. Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

1) «Дума» 2) «Нищий» 3) «Смерть поэта»

6. Определить мотивы (темы) лирики Лермонтова по произведениям

А. «Письмо», «Монолог», «К*» 1) Тема поэта и поэзии

Б. «Кладбище», «Исповедь», «Земля и небо» 2) Любовная лирика

В. «Смерть поэта», «Кинжал», «Поэт» 3) Мотив богоборчества

Г. «Жалобы турка» 4) Тема Родины

Д. «Парус», «Прощай, немытая Россия» 5) Тема природы

Е. «И скучно, и грустно», «Узник», «Утес» 6) Философская лирика

Ж. «Я к вам пишу», «Кавказ» 7) Вольнолюбивая лирика»

7. Укажите дополнительные элементы композиции литературного произведения

А. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка

Б. Экспозиция, пролог, эпилог, внесюжетные элементы: вставные эпизоды, лирические отступления, описания, философские отступления

8. Восстановить по порядку (1-5)композиционные части стихотворения «Смерть поэта», которые, последовательно возвышаясь, создают эмоциональный накал

А. Обращение к свету В. Раздумья об отношениях поэта со светским обществом

Б. Картина гибели поэта Г. Проклятия палачам свободы

Д. Дуэль

9. По данным аннотациям определить название произведения

А. В основу поэмы положен библейский миф о духе зла, восставшем против бога, потерпевшем поражение и изгнанном из рая

Б. История мальчика, который оказался в плену и предпочел смерть вечной неволе

1) «Мцыри» 2) «Демон»

10. Назовите произведение по данному отрывку

Давно отверженный блуждал

В пустыне мира без приюта:

Вослед за веком век бежал, А. «Песня про купца Калашникова»

Как за минутою минута, Б. «Мцыри»

Однообразной чередой. В. «Демон»

Ничтожной властвуя землей,

Он сеял зло без наслажденья,

Нигде искусству своему

Он не встречал сопротивленья –

И зло наскучило ему.

11. Выбрать мотив лирики, к которому можно отнести стихотворение, фрагмент из которого дан ниже

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

И звезда с звездою говорит…

............................................

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть;

Я ищу свободу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и заснуть!

А. Свободолюбивая лирика В. Тема природы

Б. Тема поэта и поэзии Г. Тема одиночества

12. Соотнести художественные приемы, средства выразительности и приведенные строки произведений

А. «В пространстве брошенных светил» 1) звукопись

Б. «Под ним Казбек, как грань алмаза» 2) метафора

В. «Один как прежде… и убит! Убит!» 3) антитеза

Г. «Гляжу на будущность с боязнью,

Гляжу на прошлое с тоской» 4) сравнение

Д. «Чернея на черной скале» 5) подхваты

Вариант 2.

1. Лермонтов родился в:

А. Петербурге Б. Москве В. Тарханах Г. Пятигорске

2. Выбрать определение художественного метода, характеризующего реализм

А. Гражданско-просветительский пафос, утверждение человеческого разума, критическое отношение к монархической деспотии, выступление против религиозной схоластики, в основу положен принцип «подражания природе»

Б. Культ избранной личности, восприятие литературы как самовыражения творца, изображение дисгармонии действительности. Трагичность и исповедальность повествования, лиричность. Герой – человек неистовых страстей, интеллектуально возвышающийся над толпой, вечно недовольный окружающей обстановкой, мечтательно устремленный в будущее, в мир идеалов

В. Выявление социальных законов, метод, требующий изображения диалектических взаимосвязей и характеров, и обстоятельств

3. Соотнести определения с понятиями

А. Род литературы, в котором художественный мир произведения отражает внутренние переживания лирического героя

Б. Эмоциональное восприятие повествователем или лирическим героем описываемого

В. Не связанные с сюжетным повествованием размышления автора, включенные в произведение

1) лирика 2) лирические отступления 3) лирическая оценка

4. Соотнести названия стихотворений ранней поэзии Лермонтова с мотивами лирики

А. «1831-го июня 11 дня», «Чаша жизни»

Б. «Монолог»

В. «Земля и небо», «Ангел»

Г. «Одиночество», «К*»

1) Трагический разлад между мечтой и действительностью

2) Сознание невозможности употребления сил и дарований

3) Глубокая разобщенность между землей и небом

4) Замкнутость, угрюмое, безысходное одиночество

5. Определить названия произведений по фрагментам

А. Что страсти? – ведь рано иль поздно

Их сладкий недуг исчезнет при слове рассудка;

И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, -

Такая пустая и глупая шутка…

Б. Нет, вам наскучили нивы бесплодные…

Чужды вам страсти и чужды страдания,

Вечно холодные, вечно свободные,

Нет у вас родины, нет вам изгнания.

В. Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой,

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,

Ни темной старины заветные преданья

Не шевелят во мне отрадного мечтанья…

1) «Родина» 2) «И скучно, и грустно» 3) «Тучи»

6. Определить мотивы (темы) лирики Лермонтова по произведениям

А. «Ангел», «Монолог», «К*» 1) Тема поэта и поэзии

Б. «Кладбище», «Исповедь», «Смерть» 2) Любовная лирика

В. «Журналист, читатель и писатель»,

«Пророк» 3) Мотив богоборчества

Г. «Желание», «Прощай, немытая Россия» 4) Тема Родины

Д. «Родина», «Бородино» 5) Тема природы

Е. «На Севере диком», «Сосед», «Пленный рыцарь» 6) Философская лирика

Ж. «Кавказ» 7) Вольнолюбивая лирика»

7. Укажите основные элементы композиции литературного произведения

А. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка

Б. Экспозиция, пролог, эпилог, внесюжетные элементы: вставные эпизоды, лирические отступления, описания, философские отступления

8. Восстановить композицию стихотворения «Тучи» (1-3), в котором чувство одиночества выражается постепенным его нагнетанием

А. Сочувствие тучам

Б. Констатация движения туч, «вечных странников» В. Вопросы о причинах изгнания

9. В каком произведении Лермонтова в основу сюжета легла тема свободы и смысла человеческого бытия? Пафос поэмы – протест против порабощающей человека душной неволи, поэтизация борьбы как наиболее естественного выражения человеческих сил, призыв к свободе, утверждение любви к родине и героического ей служения. Это поэма об идеальном герое, проникнутом страстной жаждой жизни.

А. «Песня про купца Калашникова» Б. «Демон» В. «Мцыри»

10. По отрывку определить произведение

Ты хочешь знать, что делал я

На воле? Жил - и жизнь моя

Без этих трех блаженных дней

Была б печальней и мрачней

Бессильной старости твоей.

А. «Песня про купца Калашникова» Б. «Мцыри» В. «Демон»

11. Соотнести литературные понятия с определениями

А. Круг жизненных явлений или событий, изображенных автором в произведении и образующих его основу

Б. Система событий, составляющая содержание действия литературного произведения

В. Главная мысль литературного произведения

1) Идея 2) сюжет 3) тема


Итоговый контроль

Итоговый тест по литературе 8 класс

1 вариант

  1. Назовите роды и соответствующие им жанры литературы

  2. Перечислите основные разделы развития литературы

  3. Расскажите об особенностях развития литературы классицизма (особенности возникновения, жанры, авторы, основные произведения)

  4. Творческое  задание:

  5. Мини-сочинение на  тему: «Мой   любимый  герой» (за  курс  8  класса)

2 вариант

  1. Назовите роды и соответствующие им жанры литературы

  2. Перечислите основные разделы развития литературы

  3. Расскажите об особенностях развития сентиментализма (особенности возникновения, жанры, авторы, основные произведения)

  4. Творческое  задание:

  5. Мини-сочинение на  тему: «Мой   любимый  герой» (за  курс  8  класса)

 3 вариант

  1. Назовите роды и соответствующие им жанры литературы

  2. Перечислите основные разделы развития литературы

  3. Расскажите об особенностях развития Литературы 18 века (особенности возникновения, жанры, авторы, основные произведения)

  4. Творческое  задание:

  5. Мини-сочинение на  тему: «Мой   любимый  герой» (за  курс  8  класса)

4 вариант

  1. Назовите роды и соответствующие им жанры литературы

  2. Перечислите основные разделы развития литературы

  3. Расскажите об особенностях развития Литературы 19 века (особенности возникновения, жанры, авторы, основные произведения)

  4. Творческое  задание:

  5. Мини-сочинение на  тему: «Мой   любимый  герой» (за  курс  8  класса)

 5 вариант

  1. Назовите роды и соответствующие им жанры литературы

  2. Перечислите основные разделы развития литературы

  3. Расскажите об особенностях развития Литературы 20 века (особенности возникновения, жанры, авторы, основные произведения)

  4. Творческое  задание:

  5. Мини-сочинение на  тему: «Мой   любимый  герой» (за  курс  8  класса)

Итоговый  тест  по  литературе 8 класс 1  вариант.

1. Действующее лицо художественного произведения называется:

      а) образом;          б) персонажем;         в) типом.

Тема произведения – это:

а) главная идея;

б) объект отражения;

в) конкретная описанная ситуация.

3. Определите жанр произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка»:

            а) роман;

            б) историческая повесть;

            в) семейно-бытовая хроника;

            г) мемуары.

4. Тема поэмы  М.Ю. Лермонтова  «Мцыри»?

            а) Показ прошлого Грузии;

            б) Рассказ о жизни в монастыре;

            в) Красота человека, готового умереть за свободу.

5. В произведении Н.В.Гоголя «Ревизор» главным героем, наказывающим пороки и утверждающим положительные идеалы, является:

а) ревизор;    б) Городничий;        в) смех.

6. Как звали капитанскую дочку?

              а)Лиза Миронова;

              б)Маша Миронова;

              в)Настя Миронова.

 7. С кем вступил в ночной бой герой поэмы «Мцыри»?

              а)с казаками;

              б)с барсом,

              в)с тигром.

8. Чем брал взятки судья Ляпкин-Тяпкин в комедии Гоголя «Ревизор»?

             а) деньгами,

             б) продуктами,

             в)борзыми щенками.

.Творческое  задание:

               Мини-сочинение на  тему: «Мой   любимый  герой» (за  курс  8  класса)

                          Итоговый  тест  по  литературе                   8 класс

2  вариант

1.Художественный образ – это:

а) воспроизведение писателем явлений действительности;

б) картина жизни, нарисованная писателем и проникнутая его мыслями, чувствами, переживаниями;

в) точная копия действительности с долей вымысла.

2.Идея произведения – это:

а) то, что хотел сказать автор;

б) нравственный «урок» произведения;

в) главная обобщающая мысль произведения.

3. Какова основная проблематика «Капитанской дочки»:

   а) проблема любви;     

   б) проблема чести, долга и милосердия;

   в) проблема роли народа в развитии общества.

4. В лирике М.Ю.Лермонтова более 30 мотивов, в них основной:

            а) одиночество;       б) любовь;       в) дружба.

5. Для речи Хлестакова из комедии «Ревизор» характерна :

            а) логичность           б) юмор          в) бессмыслица

6.Кто является героем повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»?

               а) Степан Разин;            

               б) Емельян Пугачев;                 

               в) Иван Болотников.

 7. Кто автор поэмы «Мцыри»?

              а)Пушкин;              

              б) Лермонтов;               

              в) Гоголь.

 8. Главный герой комедии Гоголя «Ревизор»?

             а)Хлестаков;            

             б)Хлеснов;                    

              в)Ухлёстов.

 Творческое  задание:

               Мини-сочинение на  тему: «Моё  любимое  произведение » (за  курс  8  класса)

 


































Приложение

Учебно-методическая карта

Класс – 8 «Б»

Тема – А.С.Пушкин

Количество часов11 (9 + 1 Р.Р. + 1 ВН.Ч.)

Тема


ЗУН

Тип урока

Контроль знаний

1

А.С.Пушкин. Тема свободы в лирике. «К Чаадаеву», «К морю», «Во глубине сибирских руд…», «Анчар»

Знать: вольнолюбивый характер стихотворения; интонационную окраску стихотворений. Расширить знания о биографии А.С.Пушкина

Уметь: выразительно читать; выполнять анализ стихотворения; вступать в речевое общение

практикум

Практическая работа

2

Своеобразие любовной лирики поэта. «К***», «На холмах Грузии…», «Я Вас любил»

Знать: своеобразие любовной лирики; изобразительно-выразительные средства; понятие о параллелизме

Уметь:

характеризовать используемые в поэтическом тексте стилистические средства, фигуры речи; характеризовать композицию

комбинированный

Практическая работа с тестом

3

Болдинская осень в лирике А.С.Пушкина. «Бесы», «Осень»

Знать: особенности пейзажной лирики; изобразительно-выразительные средства; расширить знания о биографии поэта

Уметь:

характеризовать используемые в поэтическом тексте стилистические средства, фигуры речи; характеризовать композицию

практикум

Анализ поэтического текста

4

Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. «Пророк», «Поэт», «Поэту», «Эхо»

Знать: своеобразие лирического героя в стихах; особенности построения стихотворения;

изобразительно-выразительные средства

Уметь:

характеризовать используемые в поэтическом тексте стилистические средства, фигуры речи; характеризовать композицию

урок получения новых знаний

Составление тезисов по теме урока

5

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный»

Знать: содержание и тематику стихотворения;

философский смысл стихотворения. Выявление особенностей поэзии А.С.Пушкина.

Уметь: выразительно читать поэтический текст; характеризовать стилистические средства

урок получения новых знаний

Создание собственного текста-рассуждения на заданную тему

6

Историческая тема в творчестве А.С.Пушкина. Повесть «Капитанская дочка». Формирование характера и взглядов Петруши Гринева.

Знать: содержание текста, историю создания повести; художественные особенности повести

Уметь: выполнять художественный пересказ отдельных эпизодов, отстаивать свою точку зрения

комбинированный

Индивидуальные выступления учащихся

7

Гринев и Швабрин. Проблемы чести, достоинства, нравственного поступка.

Знать: содержание текста; понятия честь, достоинство, нравственный поступок

Уметь: проводить сопоставительный анализ образов

комбинированный

Выполнение тестовых заданий

8

Защитники Белогорской крепости. Образ Маши Мироновой

Знать: содержание текста, характеристику героев

Уметь: составлять характеристику героя; выполнять художественный пересказ отдельных эпизодов, отстаивать свою точку зрения

урок-обобщение

Самостоятельная работа

9

Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка». Тема русского бунта.

Знать: содержание текста, характеристику героев, основные понятия

Уметь: составлять характеристику героя; выполнять художественный пересказ отдельных эпизодов, отстаивать свою точку зрения

практикум

Создание собственного текста-рассуждения на заданную тему

10

ВН.Ч. А.С.Пушкин «Полтава»

Знать: содержание текста; жанровые особенности произведения

Уметь: составлять характеристику героя; отстаивать свою точку зрения

комбинированный

Практическая работа с тестом

11

Р.Р. Классное сочинение по повести «Капитанская дочка»

Знать: основные нормы русского литературного языка

Уметь: анализировать текст, высказывать и аргументировать свое отношение.

урок-контроль

Письменная работа по тексту повести



44



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!