СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе. 6 класс. УМК под ред. Б. А. Ланина.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа. 6 класс. УМК под ред. Б. А. Ланина.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе. 6 класс. УМК под ред. Б. А. Ланина.»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОДИНЦОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ №13

«Утверждено»

Директор МБОУ Одинцовская гимназия №13

____________________________Полякова Л. В.

«30» августа 2018г.

365 приказа












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе

(составлена в соответствии с образовательной программой гимназии, учебным планом и календарно-тематическим учебным графиком гимназии)

Ступень обучения – 6 «А» класс

Количество часов – 3 ч. в неделю, 102 ч. в год
Уровень базовый




Примерные программы по учебным предметам. Литература: 5-9 классы. М., Просвещение, 2011 – Стандарты второго поколения, авторской программы (Ланин Б.А. «Литература. 5-9 классы: рабочая программа/ Б.А.Ланин, Л.Ю. Устинова; под ред. Б.А.Ланина.- М., Вентана–Граф, 2017)


Программу составила учитель

русского языка и литературы Е.В. Селезнева






г. Одинцово,

2018-2019 учебный год




I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная рабочая программа составлена на основе Фундаментального ядра содер­жания общего образования, Требований к результатам ос­новного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения (2010 г.), Примерные программы по учебным предметам. Литература: 5-9 классы. М., Просвещение, 2011 – Стандарты второго поколения, авторской программы (Ланин Б.А. «Литература. 5-9 классы: рабочая программа/ Б.А.Ланин, Л.Ю. Устинова; под ред. Б.А.Ланина.- М., Вентана–Граф, 2017) и учебника «Литература» (Литература: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч./ Б.А.Ланин, Л.Ю. Устинова, В.М. Шамчикова; под ред. Б.А.Ланина.- М.: Вентана-Граф, 2018) без изменений и предназначена для работы в общеобразовательном 8 « А » классе.

В соответствии с ФГОС представленная программа направлена на «формирование общей культуры, духовно- нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающие социальную успешность, развитие творческих, Физических способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся», обеспечивает достижение предметных, метапредметных и личностных результатов основного общего образования.




II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА

В программе реализуется важнейшая цель литературного образования: воспитывать у учащихся любовь к чтению и привычку к чтению, приобщать учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, развивать их способности воспринимать и оценивать явления художественной литературы и на этой основе формировать духовно-нравственные качества, эстетические вкусы современных читателей и потребность в творчестве.

Специфика программы заключается в организации материала, которая позволяет учителю: постепенно приобщать учащихся к миру литературы; формировать способность к восприятию, интерпретации и критической оценке произведения как искусства слова; развивать индивидуальный читательский вкус и, тем самым, способствовать становлению личностного самосознания школьников. Особенностью программы является постоянное сопоставление произведений русской и зарубежной литературы, произведений классических и современных. Это позволяет на доступном учащимся уровне проследить основные тенденции развития русской и мировой литературы, определить «вечные темы» и проблемы.

Программа включает оптимальный объём теоретических сведений, тесно связанных с конкретными литературными произведениями, расширяет историко - литературный контекст, в том числе за счёт привлечения мемуарного материала и различных историко - литературных работ.

Реализация программы предполагает максимальное погружение учащихся в самостоятельную творческую деятельность, разнообразную по форме и содержанию: от простейшего ученического исследования до создания собственных сайтов (в том числе литературных). Обучение по данной программе позволяет успешно подготовить учащихся к ОГЭ, а в последующем и к ЕГЭ по литературе.

Новизной программы является активное использование Интернета в процессе читательской деятельности не только в качестве источников информации, но и как средства развития интереса к изучению литературы.

В программу заложены следующие взаимосвязанные компоненты литературного образования: образовательный, просветительский, воспитательный.

  • Образовательный — чтобы понять произведение, нужно знать (в самых общих чертах), как оно «сделано » и как оно функционирует;

  • просветительский— биографические сведения о писателях и те сведения о внетекстовой, внехудожественной реальности, которая связана с литературным текстом (отражается в нём или им открывается);

  • воспитательный — литература воспитывает сама по себе, литературными текстами, жизнью самого писателя, «воспитывает не прямо, а чаще всего подсознательно — и тем глубже. Она учит понимать Другого, вступать равноправным собеседником в диалог с другой Личностью и другой Эпохой » (В. Г. Белинский).

Рабочая программа реализовывает следующие идеи ФГОС второго поколения.

  1. Ориентация на системно - деятельностный подход.

  2. Внимание к личностному развитию школьников.

  3. Достижение метапредметных результатов, в числе которых умение работать с информацией, организация самостоятельной деятельности, определение сферы интересов, социализация учащихся.

  4. Отражение различных видов деятельности (особенно чтения) при изучении той или иной темы.

  5. Воспитание привычки к чтению и развитие литературного вкуса.

  6. Использование интернет- ресурсов и новых информационных технологий, особенно в проектной деятельности учащихся.

  7. Развитие творческой самостоятельности школьников, в том числе с помощью системы уроков развития речи.

  8. Мотивация к изучению литературы как учебного предмета и воспитание квалифицированного современного читателя, творческой, развивающейся личности.

  9. Подготовка к государственной итоговой аттестации.

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.




Основные виды деятельности учащихся


Познавательная деятельность: сюда относится чтение и анализ художественных произведений, понимание ключевых проблем, владение литературоведческим терминами.

Творческая деятельность включает создание различных творческих работ, в которых выражается собственная интерпретация и понимание произведения, понимание образности художественной литературы

Коммуникативная деятельность предполагает умение пересказывать произведения, участвовать в дискуссиях, создавать письменные и устные высказывания, аргументировано отвечать ан вопросы по изученному или самостоятельно прочитанному произведению

Исследовательская деятельность предполагает создание самостоятельных проектов, связанных с отечественной или мировой литературой.

Поскольку самым важным предметным результатом, который достигается при изучении литературы как учебного предмета, является «осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, необходимо выделить чтение в качестве ведущей деятельности в освоении литературы.

Рабочая программа по литературе построена на сочетании концентрического (в основной школе), историко-литературного (в старшей школе), хронологического и жанрового принципов, утвердившихся в отечественной методике литературного образования.

Структурно-содержательные особенности программы: I этап (5 – 6 классы). Этап знакомства с литературой как искусством слова, видом творчества и феноменом духовной культуры, этап накопления читательского опыта обучающихся.

Ведущая тема в 6 кл. – «От истоков литературы - к литературным жанрам. К программе предлагается список литературы, рекомендованной для внеклассного чтения как из русской литературы, так и из зарубежной – «Круг чтения».

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы самым важным предметным результатом, который достигается при изучении литературы как учебного предмета, является «осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога», поэтому авторы УМК выделяют чтение в качестве ведущейдеятельности при освоении литературы в основнойш коле.



III. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Литература относится к предметной области «Филология». На изучение предмета отводится 3 часа в неделю – 102 часа за учебный год (34 недели).


IV. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»

Личностные результаты:

  • осознавать значимость чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формировать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

  • понимать значение литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

  • стремиться к саморазвитию, совершенствованию духовно-нравственных качеств, понимать особенности отечественной культуры в контексте мировой;

  • использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.);

  • формулировать горизонт своих интересов;

  • пользоваться справочным аппаратом книги, находить нужную книгу в библиотеке, использовать при самостоятельной работе литературные ресурсы Интернета и в связи с последним – понимать разницу между текстом и гипертекстом.

Метапредметные результаты:

  • находить и анализировать нужную информацию, использовать при самостоятельной работе ресурсы Интернета; понимать разницу между текстом и гипертекстом;

  • организовывать самостоятельную образовательную деятельность при выполнении индивидуального или коллективного творческого проекта;

  • структурировать материал, формулировать гипотезу, подкреплять собственную позицию соответствующими аргументами, делать выводы.

Предметные результаты:

в познавательно сфере:

  • уметь воспринимать художественное произведение и анализировать его: знать героев, сюжет, проблематику и идею.

в коммуникативной сфере:

  • выразительно читать изученные произведения, в том числе наизусть;

  • составлять план;

  • писать сочинения на литературные и свободные темы.

в эстетической сфере:

  • понимать образную природу литературы, роль изобразительно-выразительных средств;

  • развивать художественный вкус.


V. СОДЕРЖАНИЕ



Повторение. Жанры фольклора. Лирические и эпические жанры (былины, сказки, предания, легенды).

Раздел «Устное народное творчество. Истоки литературы. Фольклор.

Героический эпос


Былина

«Илъя Муромец и Соловей-Разбойник»

Воплощение в образе богатыря национального характера, нравственных достоинств героя. Прославление силы, мужества, справедливости, бескорыстного служения Отечеству Былинные богатыри как выразители народного идеала; их сила и скромность. Историческая основа былин. Традиционные былинные сюжеты. Образ сказителя в былинах, его оценка происходящих в былинах событий. Роль гиперболы в создании образа героя эпоса.


Героическое сказание

«Песнь о Бадыноко» (фрагменты)

Обобщённое содержание образов героев народного эпоса и национальные черты. Сила, доблесть и мужество богатыря Бадыноко, его честность и благородство. Авторская характеристика героя. Нравственный выбор героя. Воплощение в образе Бадыноко идеальных качеств народа.

Раздел «Теория литературы». Понятие об эпосе. Былина как жанр фольклора. Гипербола.

Тема для обсуждения. Герои эпоса: национальные и общечеловеческие черты.

Рыцарская героическая поэма

Песнь о Роланде» (фрагменты)

Обобщённое содержание образов героев народного эпоса и национальные черты. Рыцарский героический эпос. Представление об идеальном герое: образы Роланда и Оливье. Подвиги рыцарей во славу Родины и короля.

Раздел «Теория литературы». Героический эпос и рыцарский роман.


Народная песня

Историческая песня (о Стеньке Разине, Емельяне Пугачёве и других народных героях) — по выбору учителя.

Исторические факты и вымысел в песнях. Образ народного героя. Связь с былинами.

Лирическая песня («Цвели, цвели цветики,.. да поблекли...», «Породила меня маменька..:» и др.) — по выбору учителя. Исповедальность лирической песни, её диалогичность.

Образы «доброго молодца» и «красной девицы». Напевность и мелодичность песни,

Раздел «Теория литературы». Лексические повторы и постоянные эпитеты в народных песнях. Звукопись.



Разделы «Из русской литературы ХIХ в.»,

«Из русской литературы ХХ в.»


Развитие фольклорных жанров в литературе

Баллада

В.А. Жуковский

«Лесной царь»

Фантастический сюжет. «Романтика ужасов» в балладе. Диалогичность произведения: «Лесной царь» Жуковского и «Лесной царь» Гёте.

Тема для обсуждения. Два Лесных царя (по одноимённой статье М.И. Цветаевой). Баллада Жуковского — перевод или оригинальное произведение?


А.С. Пушкин.

«Песнь о Вещем Олеге»

Интерес Пушкина к истории России. Исторический сюжет.

Летописи и «Песнь...». Образ кудесника, его свободный правдивый дар, равный дару поэта. Смысл противопоставления образов Олега и кудесника. Своеобразие языка произведения; стилистическая роль высокой поэтической лексики, художественные средства произведения, позволившие воссоздать атмосферу Древней Руси. Признаки жанра баллады в «Песне..».

Раздел «Теория литературы». Жанровые особенности баллады. Сюжет в балладе. Повторение: былина, песня, баллада, сказка.

Литературная сказка.


А.Н. Островский. «Снегурочка»

Фольклорные корни образа Снегурочки. Преданность героини и тема предательства в сказке.


В.М. Гаршин '

«Аttаlеа prinsceps»

Стремление к свободе главной героини: Дружба пальмы и маленькой травки. Нетрадиционность сказочного финала. Средства создания сказочного повествования. Символика сказки.


В.А. Каверин

«Лёгкие шаги»

Две Снегурочки. Сходство Насти с фольклорной Снегурочкой и отличие от неё. Снегурочка среди современных людей. Приёмы создания сказочных ситуаций. Особенности рассказывания.




А. де Сент-Экзюпери

Повесть-сказка «Маленький принц» (фрагменты)

Постановка вечных вопросов в философской сказке. Образы повествователя и Маленького принца. Нравственная проблематика сказки. Мечта о разумно устроенном, красивом и справедливом мире. Непонятный мир взрослых, чуждый ребёнку. Роль метафоры и аллегории в произведении. Символическое значение образа Маленького принца.

Раздел «Теория литературы». Повторение: аллегория, олицетворение.

Тема для обсуждения. Сказки фольклорные и литературные: сходство и различие. Многообразие литературных сказок. С какой целью писатели обращаются к этому жанру?


Литературная песня

А.В. Кольцов

«Не шуми ты, рожь...», «Косаръ», «Русская песня», «Разлука», «Кольцо»

Фольклорные традиции в стихотворениях Кольцова. Картины природы, их роль в создании образов главных героев.

Раздел «Теория литературы». Песня народная и литературная.

Тема для обсуждения. Традиции народной песни в русской литературе.


Разделы «Из зарубежной литературы», «Из русской литературы ХХ в.»

Образ мечты в литературе: путешествия, приключения, детектив

Д. Дефо

«Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» (главы по выбору учителя)

Образ путешественника в литературе. Человек на необитаемом острове: его мужество и умение противостоять жизненным невзгодам. Преобразование мира как жизненная потребность человека. Жанровое своеобразие романа.

Раздел «Теория литературы . Жанр путешествия.


А.С. Грин

«Алые паруса»

Алые паруса как образ мечты. Дружная скромная жизнь Ассоль и Лонгрена. Встреча с «волшебником» - знак судьбы. Детство и юность Грэя, его взросление и мужание. Воплощение мечты как сюжетный приём. Утверждение веры в чудо как основы жизненной позиции. Символические образы моря, солнца, корабля, паруса.


Э.А. По

«Золотой жук»

Литературные истоки детективного жанра. Поиски сокровищ капитана Кидда. Логическая загадка и её объяснение Вильямом Леграном. Смена рассказчика. Приключенческий рассказ и детектив.

Раздел «Теория литературы». Понятие о детективе как жанре. Тема для обсуждения. Мечта и приключения в жизни и в литературе.

Связь между видами искусства. Воплощение литературных образов в живописи и музыке, театре и кино: музыка И.С. Баха, И. Брамса, Э. Грига; художественный фильм «Алые паруса» (режиссёр А. Птушко, 1961), художественный фильм «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» (режиссёр С. Говорухин, 1972).


Разделы «Из русской литературы ХIХ в.», «Из русской литературы ХХ в.»


Наедине с поэтом

Стихи о природе и о природе творчества

А.С. Пушкин. «Узник», «Зимняя дорога», «Туча»

Слияние личных, философских и гражданских мотивов в лирике поэта. Единение красоты природы, красоты человека, красоты жизни в пейзажной лирике.

Е.А. Баратынскии. «Водопад»

М.О. Лермонтов. «Три пальмы»

Основные мотивы, образы и настроения поэзии. Лермонтова. Размышления о красоте и смерти.

С.А. Есенин. «В зимний вечер по задворкам...», «Сыплет черёмуха снегом...», «Край любимый! Сердцу снятся...», «Топи да болота...»

Б.Л. .Пастернак. «Снег идёт»

Д.С. Самойлов. «Перед снегом»

Е.А. Евтушенко. «Идут белые снеги…»

Б.Ш. Окуджава. Полночный троллейбус»

Авторское мироощущение и читательские впечатления. Автор и пейзаж в лирическом стихотворении, особенности пейзажа в стихотворениях разных авторов. Образы природы как средство раскрытия души лирического героя. Философский смысл пейзажных стихотворений, их символика.

В.В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

М.И. Цветаева. «Моим стихам, написанным так рано…»

В.Ф. Ходасевич. «Поэту»

Образ поэта в лирике. Самоирония и провозглашение ценности поэтического творчества.

Раздел «Теория литературы». Лирический герой в стихотворении. Пейзаж и его роль в лирике. Тема поэта и творчества.

Интернет. Знакомство с детскими литературными сайтами. Составление списка любимых сайтов.


Раздел «Из русской литературы ХIХ в.» Страницы классики

А.С. Пушкин

«Повести Белкина»

Из биографии поэта (к истории создания «Повестей Белкина»).

Повествование от лица вымышленного героя как художественный приём. Отношение рассказчика к героям повести и формы его выражения. Образ рассказчика.

«Выстрел».

Картины офицерского быта. Сильвио и его обидчики. Тайная мысль героя: месть или попытка отстоять своё достоинство? Дуэль как способ разрешения конфликта и как игра человека с собственной судьбой. Сопоставление двух дуэлей. Образ графа. Поведение человека чести перед лицом смерти. Рассказчик в «Выстреле».

Тема для обсуждения. Человек в противостоянии, своей судьбе.

«Метелъ»

Привязанность Марии Гавриловны к Владимиру: искреннее чувство или подражание любовным романам? Метель как образ Судьбы, вмешивающейся в жизнь героев. Авантюрный сюжет. Бурмин и Мария Гавриловна. Роль рассказчика в повести, его отношение к героям.

Раздел «Теория литературы». Конфликт и движение сюжета в произведении. Роль детали. Образ рассказчика. Отношение рассказчика к героям повести и формы его выражения.


М.Ю. Лермонтов

«Бородино»

Из биографии поэта (к истории создания стихотворения).

Историческая основа стихотворения. Героизм русского народа, патриотический пафос в стихотворении. Образ рядового участника сражения. Сочетание разговорных интонаций с высоким патриотическим пафосом стихотворения. Роль эпитета в поэтическом описании действия..Мастерство Лермонтова в создании батальных: сцен; яркость и выразительность языка Лермонтова.

Раздел «Теория литературы». Понятие о пафосе.


Н.В. Гоголь

«Вечера на хуторе близ Диканьки»

Из биографии писателя (к истории создания цикла)... «Ночь перед Рождеством»

Фольклорные мотивы в повести. Поэтизация казачьей вольности и чувства любви в ранних произведениях Н.В. Гоголя. Картины народной жизни (праздники, обряды; гулянья). Герои повести. Кузнец Вакула и его невеста Оксана. Фольклорные традиции в создании образов. Изображение конфликта тёмных и светлых сил. Реальное и фантастическое в произведении. Сказочный характер фантастики. Описания украинского села и Петербурга. Характер повествования. Комическое у Гоголя. Сочетание юмора и лиризма.

Раздел «Теория литературы». Смех и чувство юмора. Юмор и сатира.


И.С. Тургенев

«Муму»

Из биографии писателя (к истории создания рассказа).

Реальная основа повести. Изображение быта и нравов крепостной России. Образ Герасима. Герасим и собачка Муму, раскрытие душевных качеств главного героя. Картины крепостного быта. Образ своенравной барыни. Трагическая развязка рассказа. Смысл концовки. Особенности повествования, авторская позиция. Символическое значение образа главного героя. Образ Муму. Смысл финала повести.

Раздел «Теория литературы». Характеристика персонажа. Средства создания образа.

Тема для обсуждения. Образ положительного героя в русской классической литературе. Автор и рассказчик.

Связь между видами искусства. Музыка Г.В. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель». Экранизации повестей «Метель» (режиссёр П. Фоменко, 1984) и «Выстрел» (режиссёр П. Фоменко, 1981). Фильм «Вечера на хуторе близ Диканьки» (режиссёр А. Роу 1961).

Разделы «Из русской литературы ХУХ в.», «Из русской литературы ХХ в.»

Среди ровесников

С.Т. Аксаков

«Детские годы Багрова-внука»

Из биографии (детские годы писателя).

Разбор двух-трёх глав повести (по выбору учителя). Тема становления человеческого характера в повести. Особенности повествования.

Автобиографический герой в «Детских годах Багрова-внука». Внутренний мир мальчика и народная поэзия. Роль пейзажа в раскрытии характера героя. Своеобразие сюжета и образной системы в автобиографических произведениях. Жизнь, изображённая в восприятии ребёнка.

Раздел «Теория литературы». Пейзаж в художественном произведении.


Л.Н.Толстой. «Детство» (главы по выбору учителя) Из биографии (детские годы писателя).

Автобиографичность произведения, автор и рассказчик, особенности повествования. Образ Николеньки Иртеньева. События, увиденные глазами десятилетнего ребёнка и анализируемые взрослым человеком. Система персонажей: семья Иртеньевых - папенька, матушка, Володя, Любочка, отношения в семье. Учитель Карл Иваныч и Наталья Саввишна - простые добрые люди, любящие детей. Тема воспитания и становления характера,

Раздел «Теория литературы». Автор и рассказчик. Автобиографичность героя-повествователя. Искусство детали.


М. Горький

«Детство»

Из биографии (детские годы писателя).

Кто рассказывает о детстве (голоса героя-рассказчика и автора). Взросление маленького человека, борьба за своё достоинство. Образ бабушки как воплощение народной мудрости и душевного тепла. Картины природы в повести.

Раздел «Теория литературы». Портрет литературного героя, автобиографическая проза.

Тема для обсуждения. Серёжа Багров, Николенька Иртеньев, Алёша Пешков и мои сверстники: общее и различное.


Ю.Я. Яковлев

«Багулъник»

Человек в общении с природой. Образ багульника, его роль в рассказе. Природа и воспитание человеческой души.

Раздел «Теория литературы». Пейзаж и раскрытие человеческих качеств героев.


А.Г. Алексин

«Мой брат играет на кларнете»

Проблемы взаимоотношений детей с миром взрослых. Ребёнок в мире взрослых и «взросление» отношений между детьми: Конфликт между различными поколениями в повести. Нравственное изменение героев в ходе развития сюжетного действия. Отстаивание правды, добра и справедливости.


В.К. Железников

« Чучело»

Проблемы взаимоотношений детей с миром взрослых. Человек в коллективё. Личность в противостоянии агрессивной и несправедливой толпе (феномен «белой вороны»). Равнодушные взрослы. Предательство Димки Сомова. Достоинство и самоуважение главной героини повести.


Ю.П. Мориц

«Всадник Алёша»

Скорое взросление и трудный выбор Алёши. Поездка Алёши к отцу и брату Возможность возвращения к прежней жизни. Символика названия.

Раздел «Теория литературы». Нравственный выбор:

Тема для обсуждения. Воспитание и становление характера в детской литературе. Нравственный выбор как основа сюжета.



Круг чтения

Русская литература

А.Г. Алексин. «Очень страшная история, «Домашнее сочинение», «Звоните и приезжайте»

П.П. Бажов. «Малахитовая шкатулка», «Медной горы Хозяйка»

В.О. Богомолов. «Иван»

В.П. Крапивин. «Сандалик, или Путь к девятому бастиону», Оранжевый портрет с крапинками»

А.К. Некрасов. «Приключения капитана Врунгеля». А.Н. Толстой. «Приключения Буратино», «Детство Никиты»

Зарубежная литература

Г Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома»

Ж. Верн «Пятнадцатилетний капитан» А. Конан Дойл. «Затерянный мир»

М. Рид. «Отважная хищница», «Оцеола, вождь семинолов»

В. Скотт. «Айвенго»

А. Стендаль. «Ванина Ванини»

О. Уайльд.. Денъ рождения инфанты», «Соловей проза », «Мальчик-звезда»

Г Хаггард. «Дочь Монтесумы»


Основные критерии отбора художественных произведений:

Согласно ФГОС второго поколения в программу и, соответственно, в учебники отобраны произведения:

- репрезентативные для творчества писателя;

- определённые методической и культурной традицией;

- являющиеся общественно, культурно и литературно значимыми (вершинными) для творчества писателя

- доступные для школьников;

- интересные для учащихся.

Согласно требованиям к личностным результатам освоения программы основного общего образования данный курс направлен на гуманистическое воспитание школьников, развитие их духовно-нравственных качеств, патриотизма, формирование толерантного сознания, стремления к самостоятельной творческой деятельности. Тщательный отбор учебного материала предполагает неспешное и вдумчивое изучение литературных произведений. Большое место уделяется литературе в ряду других искусств: рассматриваются экранизации и сценические интерпретации литературных произведений, используются мультимедийные средства обучения и самообразования. Изменился характер и состав домашних заданий: школьникам предлагается создать веб-страницу, сделать презентацию с помощью PowerPoint, подготовить слайд-шоу и т. п. Традиционные методические приёмы так же широко используются, как и традиционные творческие работы.

Через систему тем для обсуждений, творческих работ и ученических проектов-исследований в программе реализуется системно-деятельностный подход.


VI. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА К КОНЦУ 6 КЛАССА


В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой;

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • характеризовать героев изученных произведений и показывать связь этой характеристики с сюжетом произведения, а также с происходящими в нем событиями;

  • владеть приемами анализа образа, используя при этом портрет персонажа и его имя, поступки и взгляды, речевую характеристику;

  • использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с

изменением лица рассказчика);

  • создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, дневники, журналы, автобиографии;

  • отличать стих от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении (пять стихотворных размеров силлабо-тонического стихосложения);

  • привлекать сведения по теории литературы в процессе обсуждения художественных произведений;

  • работать со справочными материалами



VII. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


Основная литература



1. Литература: 6 класс: учебник для обучающихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч.1/ Б А. Ланин, Л. Ю. Устинова, В. М. Шамчикова; под ред. Б. А. Ланина. – 4-е изд., стеоретип. – М.: Вентана - Граф, 2018. – 304с.

2. Литература: 6 класс: учебник для обучающихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч.2/ Б А. ланин, Л. Ю. Устинова, В. М. Шамчикова; под ред. Б. А. Ланина. – 4-е изд., стеоретип. – М.: Вентана_граф, 2018. – 288с.

2. Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шапчикова В.М. Литература. Рабочая тетрадь. В двух частях. Москва «Вентана-Граф», 2014 г.


Дополнительная учебная литература

1. Ланин Б.А, Л.Ю. Устинова. Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений М. «Вентана-Граф», 2017 г.

2. Литература: 6 класс: методические рекомендации [Б. А. Ланин, Л. Ю. устинова, В. М. Шамчикова и др. ]; под ред. Б. А. Ланина. – М.:Вентана-Граф, 2015. – 224 с.


Справочные пособия


  1. Грубер Е.И. Этимологический словарь русского языка. – Москва: Локид-Пресс, 2007.

  2. Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки. - М., 1963.

  3. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.: Просвещение, 1998.

  4. Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М.: Просвещение, 1997.

  5. Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.

  6. Михайлова О.А. Орфоэпический словарь русского языка. - Екатеринбург: Фактория, 2006.

  7. Срезневский И.И. Словарь древнерусского языка. - М.: Книга, 1989.

  8. Чернец Л.В. Школьный словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 2005.

  9. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х томах. – М.: Астрель. АСТ, 2004.

  10. Шанский Н.М. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Дрофа, 2007.


Мультимедийные пособия


1.DVD диск. Уроки литературы Кирилла и Мефодия (6 класс)PC-CD (DVD-Box)-М.: Кирилл и мефодий,2009.

2.Коровина, В. Я. Фонохрестоматия к учебнику «Литература,5 класс».В.Я. Коровина,В.П.Журавлев,В.И. Коровин.-М.:Просвещение,2013.-1 электрон,опт.диск (CD-ROM).

3.Музыкальная шкатулка. Хрестоматия для школьников 5-8-х классов на двух CD – ROM. 4.Коллекция музыкальных произведений русских и зарубежных композиторов;

5.Библиотека электронных наглядных пособий. Литература 5-11-х классов. М.: ООО «Дрофа» 2004, ООО «Физикон» 2004;




VIII. ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ


п/п

Дата проведения

Контрольная работа

Примечание

1.


Контрольная работа по теме «Фольклор».


2.


Контрольная работа.


3.


Контрольная работа.


4.


Контрольная работа «Лирика XIX века».


5.


Повторение. Наедине с поэтом. Контрольная работа. Стихотворения поэтов ХХ века.


6.


Контрольная работа.


7.


Контрольная работа.


8.


Итоговая контрольная работа.



IX. ТЕМЫ ПРОЕКТНЫХ РАБОТ

  1. Мистика и реальность в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».

  2. Роль мистики в творчестве Н.В. Гоголя.

  3. Реальность и фантастика Н.В. Гоголя.

  4. Адресаты любовной лирики Михаила Юрьевича Лермонтова.

  5. Роль пейзажа в стихотворениях М.Ю. Лермонтова.

  6. Образ няни в жизни и творчестве А.С. Пушкина.

  7. Жанры бытовой, деловой и художественной речи в ранних рассказах А.П. Чехова.

  8. Книга вчера, сегодня, завтра.

  9. Семантика образа камня в художественном мире сборника О. Мандельштама «Камень».

  10. Образ учителя в произведениях писателей XX века (на примере 2-3 произведений - Распутин «Уроки французского», Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»).





















X. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД


п/п

Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий)

1

Повторение: лирические и эпические жанры фольклора (былины, сказки, предания, легенды).

Различать образы лирического героя и автора в лирике, рассказчика и повествователя в эпическом произведении

2

Героический эпос. Былина.

«Илья Муромец и Соловей-Разбойник»

Былинные богатыри как выразители народного идеала, их сила и скромность. Историческая основа былин. Традиционные былинные сюжеты. Образ сказителя в былинах, его оценка происходящих в былинах событий.

Выразительно читать фрагмент былины. Характеризовать героя былины как воплощение русского национального характера.

Объяснять метафорическую природу художественного образа, его обобщающее значение и наличие оценочного значения в словесном образе.

Выявлять в тексте разные виды художественных образов (образ человека, образ природы, образ времени года, образ животного, образ события, образ предмета).

Выявлять особенности героического эпоса других народов.

Учитывать жизненную основу и художественную условность, индивидуальную неповторимость и типическую обобщённость художественного образа.

Отличать стихотворную речь от прозаической, находить основные признаки стихотворной речи, характеризовать отличия былинного стиха от песенного, рифмованного от нерифмованного.


3

Героическое сказание.

Сказание о нартах: «Песнь о Бадыноко» (фрагменты)

Сила, доблесть и мужество богатыря Бадыноко, его честность и благородство. Авторская характеристика героя. Нравственный выбор героя. Воплощение в образе Бадыноко идеальных качеств народа.

Тема для обсуждения. Герои эпоса: национальные и общечеловеческие черты.


4

Рыцарская героическая поэма.

«Песнь о Роланде» (фрагменты)

Рыцарский героический эпос. Представление об идеальном герое: образы Роланда и Оливье. Подвиги рыцарей во славу родины и короля.


5

Русские народные песни.

Историческая песня (о Стеньке Разине, Емельяне Пугачёве и других народных героях) — по выбору учителя.

Исторические факты и вымысел в песнях. Образ народного героя. Связь с былинами.

Лирическая песня («Цвели в поле цветики, да споблекли…», «Породила меня маменька…» и др.) — по выбору учителя.

Исповедальность лирической песни, её диалогичность. Образы «доброго молодца» и «красной девицы». Напевность и мелодичность песни.


6

В.А. Жуковский. «Лесной царь»

Фантастический сюжет. «Романтика ужасов» в балладе. Диалогичность произведения. «Лесной царь» Жуковского и «Лесной царь» Гёте.

Тема для обсуждения. Два Лесных царя (по одноимённой статье М.И. Цветаевой). Баллада Жуковского — перевод или оригинальное произведение?

Отмечать особенности поэзии русского романтизма на уровне языка, композиции, образа времени и пространства, образа романтического героя.

Выступать с развёрнутыми сообщениями, обобщающими такие наблюдения. Письменно оформлять результаты выступления.

Воспринимать художественную условность как специфическую характеристику искусства в различных формах — от правдоподобия до фантастики.

Характеризовать отличия былинного стиха от песенного, рифмованного от нерифмованного. Конспектировать и реферировать источники, необходимые для подготовки индивидуальной школьной исследовательской работы

7

А.С. Пушкин. «Песнь о Вещем Олеге»

Исторический сюжет. Летописи и «Песнь…». Образ кудесника, его свободный правдивый дар, равный дару поэта. Своеобразие языка произведения, стилистическая роль высокой поэтической лексики.

Повторение: былина — песня — баллада — сказка.


8

А.Н. Островский.

«Снегурочка».

Фольклорные корни образа Снегурочки. Преданность героини. Тема предательства в сказке.

Выявлять черты фольклорной традиции в литературных произведениях, определять художественные функции фольклорных мотивов, образов, поэтических средств в литературном произведении.

Учитывать специфику происхождения, форм бытования, жанровое своеобразие двух основных ветвей словесного искусства — фольклорной и литературной

9

В.М. Гаршин.

«Attalea prinsceps».

Стремление к свободе главной героини. Дружба пальмы и маленькой травки. Нетрадиционность сказочного финала. Средства создания сказочного повествования. Символика сказки.



В.А. Каверин.

«Лёгкие шаги».

Две Снегурочки. Сходство Насти с фольклорной Снегурочкой и отличия от неё. Снегурочка среди современных людей. Приёмы создания сказочных ситуаций. Особенности рассказывания.



11

А. де Сент-Экзюпери.

«Маленький принц» (фрагменты).

Афористичность сказки. Аллегорическая основа произведения.


12

А.В. Кольцов.

«Косарь», «Кольцо», «Не шуми ты, рожь…», «Разлука», «Русская песня»

Фольклорные традиции в стихотворениях Кольцова. Картины природы, их роль в создании образов главного героя и героини.

Читать выразительно произведение с учётом его жанровой специфики.

13

Д. Дефо.

«Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» (главы по выбору учителя).

Образ путешественника в литературе. Человек на необитаемом острове: его мужество и умение противостоять жизненным невзгодам. Преобразование мира как жизненная потребность человека.

Выявлять признаки художественной традиции фольклора и литературы предшествующих эпох в творчестве писателя, его новаторство, проявившееся на разных уровнях (постановки проблемы, языка, жанровой формы произведения и т. п.).

Воспринимать форму и содержание литературного произведения в свете общеэстетических характеристик искусства и литературы определённой эпохи.

Писать сочинение.

14

А.С. Грин.

«Алые паруса».

Алые паруса как образ мечты. Дружная скромная жизнь Ассоль и Лонгрена. Встреча с «волшебником» — знак судьбы. Детство и юность Грея, его взросление и мужание. Воплощение мечты как сюжетный приём.


15

Э.А. По.

«Золотой жук».

Литературные истоки детективного жанра. Поиски сокровищ капитана Кидда. Логическая загадка и её объяснение Вильямом Леграном. Смена рассказчика. Приключенческий рассказ и детектив.


16

А.С. Пушкин. «Узник», «Зимняя дорога», «Туча».

Отличать стихотворную речь от прозаической, находить основные признаки стихотворной речи, характеризовать отличия стиха рифмованного от нерифмованного. Определять виды рифм и способы рифмовки двусложных и трёхсложных размеров стиха на примере изучаемых стихотворных произведений, созданных в рамках силлабо-тонической системы стихосложения.

Читать выразительно произведение с учётом его жанровой специфики.

17

Е.А. Боратынский. «Водопад».


18

М.Ю. Лермонтов. «Три пальмы».


19

С.А. Есенин. «В зимний вечер по задворкам...», «Сыплет черёмуха снегом...», «Край любимый! Сердцу снятся…», «Топи да болота...»


20

Б.Л. Пастернак. «Снег идёт». Д.С. Самойлов. «Перед снегом».

Е.А. Евтушенко. «Идут белые снеги…».

Б.Ш. Окуджава.

«Полночный троллейбус».

Авторское мироощущение и читательские впечатления. Автор и пейзаж в лирическом стихотворении, особенности пейзажа в стихотворениях разных авторов.

Образы природы как средство раскрытия души лирического героя. Философский смысл пейзажных стихотворений, их симво­лика.


21

В.В. Маяковский.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

Характеризовать ритмико-метрические особенности произведений, читать выразительно.

22

М.B. Цветаева. «Моим стихам, написанным так рано...».

В.Ф. Ходасевич. «Поэту»

Образ поэта в лирике. Самоирония и провозглашение ценности поэтического творчества

Соотносить персонаж и прототип, образы автора и биографического автора, лирического героя и поэта.

23

А.С. Пушкин.

«Повести Белкина».

Из биографии поэта (к истории создания «Повестей Белкина»).

«Выстрел» или «Метель» (по выбору учителя).

«Выстрел».

Картины офицерского быта. Сильвио и его обидчики. Тайная мысль героя: месть или попытка отстоять своё достоинство? Дуэль как способ разрешения конфликта и как игра человека с собственной судьбой. Сопоставление двух дуэлей. Образ графа. Поведение человека чести перед лицом смерти. Рассказчик в «Выстреле».

Тема для обсуждения. Человек в противостоянии своей судьбе.

«Метель».

Привязанность Марии Гавриловны к Владимиру: искреннее чувство или подражание любовным романам? Метель как образ Судьбы, вмешивающейся в жизнь героев. Авантюрный сюжет.

Бурмин и Мария Гавриловна. Роль рассказчика в повести, его отношение к героям.

Определять тему и идею произведения, пересказывать сюжет, характеризовать персонажей, давать их сравнительные характеристики, определять основной конфликт, группировку образов, основные этапы развития сюжета, характеризовать своеобразие языка писателя.

Писать сочинение с элементами литературоведческого анализа.


24

М.Ю. Лермонтов.

«Бородино».

Из биографии поэта (к истории создания стихотворения).

Историческая основа стихотворения.

Героизм русского народа, патриотический пафос в стихотворении. Роль эпитета в поэтическом описании действия. Яркость и выразительность языка Лермонтова.

Читать выразительно художественный текст, в том числе наизусть, участвовать в инсценировании литературного произведения, чтении по ролям.

25

Н.В. Гоголь.

«Вечера на хуторе близ Диканьки».

Из биографии (к истории создания цикла).

«Ночь перед Рождеством»

Фольклорные мотивы в повести.

Поэтизация казачьей вольности и чувства любви в ранних произведениях Н.В. Гоголя. Комическое у Гоголя.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Владеть такими видами пересказа, как сжатый пересказ, пересказ с изменением лица рассказчика и др.

26

И.С. Тургенев.

«Муму».

Из биографии (к истории создания рассказа).

Образ Герасима. Герасим и собачка Муму: раскрытие душевных качеств главного героя. Картины крепостного быта. Образ своенравной барыни. Трагическая развязка рассказа. Смысл концовки.

Автор и рассказчик.

Тема для обсуждения. Образ положительного героя в русской классической литературе.


27

С.Т. Аксаков.

«Детские годы Багрова-внука».

Из биографии (детские годы писателя). Разбор двух-трёх глав повести (по выбору учителя)

Определять общее и индивидуальное, неповторимое в литературном образе родины в творчестве русских писателей.

Анализировать различные формы выражения авторской позиции в произведении, характеризовать формы проявления авторской позиции в эпосе.

Писать сочинение (сравнение образа детства у разных писателей)

28

Л.Н. Толстой.

«Детство» (главы по выбору учителя)

Из биографии (детские годы писателя).

Автобиографичность произведения, автор и рассказчик, особенности повествования. Образ Николеньки Иртеньева: события, увиденные глазами десятилетнего ребёнка и анализируемые взрослым человеком. Система персонажей: семья Иртеньевых — папенька, матушка, Володя, Любочка, отношения в семье. Учитель Карл Иванович и Наталья Саввишна — простые добрые люди, любящие детей. Тема воспитания и становления характера.


29

М. Горький.

«Детство».

Из биографии (детские годы писателя). Кто рассказывает о детстве (голоса героя-рассказчика и автора). Взросление маленького человека, борьба за своё достоинство. Образ бабушки как воплощение народной мудрости и душевного тепла. Картины природы в повести.

Тема для обсуждения. Серёжа Багров, Николенька Иртеньев, Алёша Пешков и мои сверстники: общее и различное.



30

Ю.Я. Яковлев.

«Багульник», «Разбуженный соловьём» (по выбору учителя)

Человек в общении с природой. Образ багульника, его роль в рассказе. Природа и воспитание человеческой души.

Воспринимать форму и содержание литературного произведения в свете общеэстетических характеристик искусства и литературы определённой эпохи. Пересказывать содержание художественного произведения подробно, максимально используя характерные для стиля писателя слова, выражения, синтаксические конструкции.

Писать сочинение на вольную тему.

31

А.Г. Алексин.

«Мой брат играет на кларнете».

Ребёнок в мире взрослых и «взросление» отношений между детьми. Конфликт между различными поколениями в повести. Нравственное изменение героев в ходе развития сюжетного действия. Отстаивание правды, добра и справедливости.


32

В.К. Железников.

«Чучело».

Человек в коллективе. Личность в противостоянии агрессивной и несправедливой толпе (феномен «белой вороны»). Равнодушные взрослые. Предательство Димки Сомова. Достоинство и самоуважение главной героини повести.


33

Ю.П. Мориц.

«Всадник Алёша».

Скорое взросление и трудный выбор Алёши. Поездка Алёши к отцу и брату. Возможность возвращения к прежней жизни. Символика названия.

Тема для обсуждения. Воспитание и становление характера в детской литературе. Нравственный выбор как основа сюжета.


34

Повторение и обобщение изученного в 6 классе — 1ч.

Выступать с развёрнутыми письменными сообщениями, обобщающими сделанные наблюдения. Писать контрольное сочинение.




XI. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД



урока

Тема урока

Дата

По плану

По факту

1.

Повторение. Жанры фольклора.



2.

Повторение. Жанры фольклора.



3.

Истоки литературы. Фольклор. Героический эпос. Былина.



4.

Истоки литературы. Фольклор. Героический эпос. Былина.



5.

Героический эпос. Былина. Развитие речи.



6.

Былина «Садко».



7.

Героическое сказание. Сказание о нартах «Песнь о Бадыноко».



8.

Эпос народов России и Ближнего зарубежья. Внеклассное чтение.



9.

Рыцарский героический эпос.



10.

Рыцарский героический эпос.



11.

Рыцарский героический эпос.



12.

Русские народные песни. Виды народных песен, художественные особенности.



13.

Исторические народные песни.



14.

Лирические народные песни.



15.

Контрольная работа по теме «Фольклор».



16.

Развитие фольклорных жанров в литературе. В. А. Жуковский. Жанровые особенности баллады.



17.

Баллада В. А. Жуковского «Лесной царь».



18.

Развитие речи: баллада В. А. Жуковского «Лесной царь».



19.

Развитие фольклорных жанров в литературе. А. С. Пушкина. Баллада «Слово о полку Игореве».



20.

Развитие речи: баллада А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».



21.

А. Н. Островский. Пьеса-сказка «Снегурочка». Фольклорная основа произведения.



22.

Проблематика произведения «Снегурочка». Образ главной героини.



23.

Развитие речи: творческая работа по пьесе-сказке А. Н. Островского «Снегурочка».



24.

Контрольная работа. Знакомство с личностью В. М. Гаршина. Образ оранжереи и директора ботанического сада.



25.

В. М. Гаршин. Гибель гордой пальмы.



26.

Жизнь и творчество В. А. Каверина. Сказка «Лёгкие шаги».



27.

Изучение текста сказки В. А. Каверина «Лёгкие шаги».



28.

Литературная сказка В. А. Каверина. Творческий проект.



29.

Биография А. де Сент-Экзюпери.



30.

«Маленький принц» - философская сказка.



31.

А. де Сент-Экзюпери. Письменная работа по сказке «Маленький принц».



32.

Литературная песня. А. В. Кольцов.



33.

Контрольная работа.



34.

О жизни и творчестве Д. Дефо. Жанр путешествия.



35.

Образ мечты в литературе: путешествия, приключения, детектив. Д. Дефо.



36.

Образ мечты в литературе: путешествия, приключения, детектив. Д. Дефо.



37.

В школьном кинотеатре: фильм «Приключения Робинзона». Письменная работа.



38.

О жизни и творчестве А. Грина.



39.

Тема мечты в повести А. Грина «Алые паруса». Интерпретация произведения.



40.

Изобразительно-выразительные средства повести-феерии А. Грина «Алые паруса».



41.

Изобразительно-выразительные средства повести-феерии А. Грина «Алые паруса».



42.

Эдгар Аллан По. Рассказ «Золотой жук».



43.

Загадка «Золотого жука».



44.

А. С. Пушкин. Лирика. «Туча». «Зимняя дорога».



45.

А. С. Пушкин. Лирика. «Туча». «Зимняя дорога».



46.

Е. А. Баратынский. Лирика.



47.

Е. А. Баратынский. Водопад.



48.

М. Ю. Лермонтов. Лирика.



49.

Контрольная работа «Лирика XIX века».



50.

С. А. Есенин. Лирика.



51.

С. А. Есенин. Лирика.



52.

Б. Л. Пастернак, Д. Самойлов, Е. А. Евтушенко, Б. Ш. Окуджава. Лирика.



53.

Б. Л. Пастернак, Д. Самойлов, Е. А. Евтушенко, Б. Ш. Окуджава. Лирика.



54.

М. И. Цветаева, В. Ф. Ходасевич. Лирика.



55.

М. И. Цветаева, В. Ф. Ходасевич. Лирика.



56.

В. В. Маяковский. Лирика.



57.

В. В. Маяковский. Лирика.



58.

Интерпретация стихотворения.



59.

Интерпретация стихотворения.



60.

Внеклассное чтение. Представление ученических презентаций, посвящённых поэзии.



61.

Повторение. Наедине с поэтом. Контрольная работа. Стихотворения поэтов ХХ века.



62.

Страницы классики. А. С. Пушкин. «Повести Белкина».



63.

Страницы классики. А. С. Пушкин. Повесть «Выстрел».



64.

Страницы классики. А. С. Пушкин. «Повести Белкина». Сильвио.



65.

Страницы классики. А. С. Пушкин. «Выстрел». «В гостях у графа».



66

Страницы классики. А. С. Пушкин. Композиция повести «Выстрел».



67

А. С. Пушкин. «Повести Белкина». Письменная работа. Контрольная работа.



68.

Страницы классики. М. Ю. Лермонтов. «Бородино».



69.

Страницы классики. М. Ю. Лермонтов. Работа над композицией и пафосом стихотворения «Бородино».



70.

Страницы классики. М. Ю. Лермонтов. Герои стихотворения «Бородино».



71.

Н. В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Иван Петрович Белкин и Рудый Панько.



72.

Н. В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Есть ли чувство юмора у жителей Диканьки?



73.

Н. В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Вакула и Оксана.



74.

Н. В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки». В поисках черевичек.



75.

Н. В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Весёлое возвращение домой.



76.

И. С. Тургенев. «Муму». Спасское-Лутовиново.



77.

И. С. Тургенев. «Муму». Власть барыни.



78.

И. С. Тургенев. «Муму». Замужество Татьяны.



79.

И. С. Тургенев. «Муму». У Герасима появилась Муму.



80.

И. С. Тургенев. «Муму». Судьба Герасима после гибели Муму.



81.

С. Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука».



82.

Л. Н. Толстой. «Детство». Работа над писательским замыслом.



83.

Л. Н. Толстой. «Детство». Один день из моей жизни.



84.

Л. Н. Толстой. «Детство». Что осталось после отъезда Ивиных.



85.

Л. Н. Толстой. «Детство». Взросление Николеньки Иртеньева.



86.

М. Горький. Автобиографичность повести «Детство».



87.

М. Горький. «Детство». Знакомство Алёши с семьёй матери. Первые впечатления.



88.

М. Горький. «Детство». Самые светлые и добрые люди в доме деда.



89.

М. Горький. «Детство». Контрольная работа.



90.

Ю. Я. Яковлев. «Багульник». В мире рассказов Ю. Я. Яковлева.



91.

Ю. Я. Яковлев. «Багульник». Образ багульника, его роль в рассказе.



92.

А. Г. Алексин. «Мой брат играет на кларнете».



93.

А. Г. Алексин. «Мой брат играет на кларнете».



94

А. Г. Алексин. «Мой брат играет на кларнете».



95.

В. К. Железников. «Чучело».



95.

В. К. Железников. «Чучело».



96.

В. К. Железников. «Чучело».



97.

Ю. П. Мориц. «Всадник Алёша».



98.

Ю. П. Мориц. «Всадник Алёша».



99.

Урок повторения и систематизации сведений по теории литературы.



100.

Урок-праздник «Чтение с увлечением».



101.

Итоговая контрольная работа.



102.

Урок внеклассного чтения. Т. Г. Габбе. Город мастеров, или Сказка о двух горбунах.

















«Согласовано» Рассмотрено

Зам. директора по НМР на заседании ШМО учителей русского языка и литературы

_________Меркурьева Л.В. Протокол №______от «___»___________ ______г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!