СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике для 8 класса

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

Данная рабочая программа учебного курса «Информатика» для 8 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе следующих документов:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции от 02.07.2021 г.).
  2. Приказ Минобрнауки России от 17.12010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (ред. от 11.12.2020 г.).
  3. Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.09.2020 г. №28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
  4. СанПиН 1.2.3685-21 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»».
  5. Примерная образовательная программа учебного предмета «Информатика» для образовательных организаций, реализующих образовательные программы основного общего образования от 18.03.2022 г. № 1/20.
  6. Методическое письмо «О преподавании  учебного предмета Информатика и ИКТ в 2022-2023 учебном году в общеобразовательных учреждениях».
  7. Приказ Министерства просвещения РФ №345 от 28.12.2018 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» и имеющих государственную аккредитацию, на 2022/2023 учебный год.
  8. Авторская программа курса информатики для 5-9 классов основной общеобразовательной школы «Информатика. Программа для основной школы: 5-6, 7-9 классы». Босовой Л.Л., М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2022 г.

 

Цель программы

Формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения, имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики; совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, навыков информационного моделирования, исследовательской деятельности и т.д.; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников.

Задачи программы

  • Овладеть умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий, организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты.
  • Развить познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности средствами ИКТ.
  • Воспитать ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательное отношение к полученной информации.
  • Выработать навыки применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

 

Личностные результаты:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ.

 

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию путём дихотомического деления (на основе отрицания);
  • строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • создавать математические модели;
  • составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
  • преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст, диаграмму и  вычитывать все уровни текстовой информации;
  • уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность;
  • понимая позицию другого человека, различать в его речи или созданных им текстах: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
  • самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;
  • уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей.

 

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных или их искать самостоятельно;
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
  • подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;
  • работая по предложенному или самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);
  • планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
  • работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и с целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);
  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.

 

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
  • отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
  • в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;
  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

 

Предметные результаты:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель - и их свойствах;
  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами - линейной, условной и циклической;
  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

 

Планируемые результаты обучения информатике и ИКТ

 

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.

 

Выпусник получит представление:

  • об алгоритмах обработки информации, их свойствах, основных алгоритмических конструкциях; о способах разработки и программной реализации алгоритмов;
  • о программном принципе работы компьютера – универсального устройства обработки информации; о направлениях развития компьютерной техники;
  • о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.

 

Выпускник будет уметь:

  • кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования;
  • переводить единицы измерения количества информации; оценивать количественные  параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
  • записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
  • записывать и преобразовывать логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения;
  • формально исполнять алгоритмы для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд, обрабатывающие цепочки символов или списки, записанные на естественном и алгоритмическом языках;
  • формально исполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций  ветвления (условные операторы) и повторения (циклы);
  • использовать стандартные алгоритмические конструкции для построения алгоритмов для формальных исполнителей;
  • составлять линейные алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
  • создавать алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции ветвления (в том числе с логическими связками при задании условий) и повторения;
  • создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной  среде программирования.

 

Выпускник получит возможность:

  • углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
  • научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;
  • научиться оценивать информационный объём сообщения, записанного символами произвольного алфавита;
  • переводить небольшие десятичные числа из восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную систему счисления;
  • научиться решать логические задачи с использованием таблиц истинности;
  • научиться решать логические задачи путем составления логических выражений и их преобразования с использованием основных свойств логических операций;
  • исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;
  • составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального исполнителя с заданной системой команд;
  • определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих решение поставленной задачи, которые могут быть составлены для формального исполнителя с заданной системой команд;
  • подсчитывать количество тех или иных символов в цепочке символов, являющейся результатом работы алгоритма;
  • по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
  • исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические алгоритмы обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива; суммирование элементов массива с определёнными индексами; суммирование элементов массива, с заданными свойствами; определение количества элементов массива с заданными свойствами; поиск наибольшего/ наименьшего элементов массива и др.);
  • разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции;
  • разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.

 

Содержание учебного курса

 

    1. Математические основы информатики. (13 ч.).

 

Общие сведения о системах счисления. Десятичная система счисления. ТБ и организация рабочего места: система счисления (система счисления, цифра, алфавит); виды систем счисления (позиционная система счисления, непозиционная система счисления, унарная система счисления); десятичная система счисления (основание системы счисления, свернутая форма записи числа, развернутая форма записи числа, примеры перевода в десятичную систему счисления). (1 ч.).

Двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления: двоичная система счисления (двоичная система счисления, примеры перевода в двоичную систему счисления); восьмеричная система счисления (восьмеричная система счисления, примеры перевода в восьмеричную систему счисления); шестнадцатеричная система счисления (шестнадцатеричная система счисления, примеры перевода в шестнадцатеричную систему счисления). (1 ч.).

Практическая работа №1: «Перевод чисел из одной системы счисления в другую и арифметические вычисления. Решение задач». (1 ч.).

Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q. Двоичная арифметика: правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q; двоичная арифметика (двоичная арифметика, правила сложения, правила умножения, правила вычитания, примеры двоичной арифметики). (1 ч.).

Практическая работа №2: «Арифметические вычисления с использованием двоичной арифметики. Решение задач». (1 ч.).

Представление целых чисел: представление целых чисел (бит, разряд, беззнаковое представление целых чисел, прямой код, дополнительный код, примеры представлений целых чисел). (1 ч.).

Представление вещественных чисел: представление вещественных чисел (мантисса числа, порядок числа, экспоненциальная форма записи чисел, примеры представлений вещественных чисел). (1 ч.).

Практическая работа №3: «Представление целых вещественных чисел. Решение задач». (1 ч.).

Высказывание. Логические операции: высказывание (высказывание, алгебра логики, логические переменные, логические значения); логические операции (логическая операция, простые высказывания, сложные высказывания, конъюнкция, дизъюнкция, инверсия, логическое выражение, примеры решений задач с использованием логических операций). (1 ч.).

Построение таблиц истинности для логических выражений. Свойства логических операций: правила построения таблиц истинности для логических высказываний, равносильное логическое выражение; свойства логических операций (переместительный закон, сочетательный закон, распределительный закон, закон двойного отрицания, закон исключительного третьего, закон повторения, законы операций с 0 и 1, законы общей инверсии, примеры решений задач). (1 ч.).

Логические элементы. Решение логических задач: логические элементы (логический элемент «И» - конъюнктор, логический элемент «ИЛИ» - дизъюнктор, логический элемент «НЕ» - инвентор, примеры решений задач). (1 ч.).

Практическая работа №4: Построение таблиц истинности. Решение логических задач». (1 ч.).

Контрольная работа №1 по пройденной главе: «Математические основы информатики». (1 ч.).

 

 

 

 

    1. Основы алгоритмизации. (10 ч.).

 

Алгоритмы. Исполнители алгоритмов. Свойства алгоритмов: алгоритм (алгоритм, примеры алгоритмов, общая схема работы алгоритма); исполнитель алгоритма (исполнитель, среда исполнителя, система команд исполнителя (СКИ), режимы работы исполнителя, примеры исполнителей алгоритма); свойства алгоритма (дискретность, понятность, определенность, результативность, массовость, примеры свойств алгоритма). (1 ч.).

Практическая работа №5: «Знакомство с графическим учебным исполнителем (ГРИС)». (1 ч.).

Способы записи алгоритмов. Объекты алгоритмов: способы записи алгоритма (словесное описание, построчная запись, блок-схема, школьный алгоритмический язык, примеры способов записи алгоритмов); объекты алгоритмов (величина, константа, переменная, величина определенного типа, выражение, арифметическое выражение, логическое выражение, строковое выражение, команда присваивания, табличные величины, линейная таблица – одномерный массив, прямоугольная таблица – двумерный массив). (1 ч.).

Практическая работа №6: «Работа в графическом учебном исполнителе (ГРИС): построение линейных алгоритмов». (1 ч.).

Основные алгоритмические конструкции. Следование: основные алгоритмические конструкции (следование, линейный алгоритм, примеры линейных алгоритмов и решений задач с использованием линейных алгоритмов). (1 ч.).

Основные алгоритмические конструкции. Ветвление: основные алгоритмические конструкции (ветвление, разветвляющиеся алгоритмы, операция сравнения, простые условия, составные условия, примеры разветвляющихся алгоритмов и решений задач с использованием разветвляющихся алгоритмов). (1 ч.).

Практическая работа №7: «Работа в графическом учебном исполнителе (ГРИС): построение алгоритмов с ветвлением». (1 ч.).

Основные алгоритмические конструкции. Повторение: основные алгоритмические конструкции (повторение, циклические алгоритмы, тело цикла, цикл с заданным условием продолжения работы – цикл с предусловием, цикл с заданным условием окончания работы – цикл с постусловием, цикл с заданным числом повторений, примеры циклических алгоритмов и решений задач с использованием циклических алгоритмов). (1 ч.).

Практическая работа №8: «Работа в графическом учебном исполнителе (ГРИС): построение циклических алгоритмов». (1 ч.).

Контрольная работа №2 по пройденной главе: «Основы алгоритмизации». (1 ч.).

 

    1. Начала программирования. (10 ч.).

 

Общие сведения о языке программирования Pascal. Организация ввода и вывода данных. Основы языка программирования Pascal: языки программирования (языки программирования, программы); язык программирования Pascal (язык программирования Pascal, служебные слова, алфавит); типы данных в языке Pascal (типы данных – целочисленный тип, вещественный тип, символьный тип, строковый тип, логический тип); структура программы на языке Pascal (операторы, общий вид программы, заголовок программы, блок описания используемых данных, блок описания действий по преобразованию данных); оператор присваивания (оператор присваивания); организация ввода и вывода данных (вывод данных, формат вывода, ввод данных с клавиатуры). (1 ч.).

Практическая работа №9: «Разработка программ на языке Pascal с использованием оператора ввода, вывода, присваивания». (1 ч.).

Программирование линейных алгоритмов. Примеры на языке программирования Pascal с разбором конструкций: числовые типы данных (целочисленный тип данных, символьный и строковый тип данных, логический тип данных, примеры решений задач с использованием линейных алгоритмов). (1 ч.).

Практическая работа №10: «Разработка программ на языке Pascal с использованием оператора ветвления и логических операций». (1 ч.).

Программирование разветвляющихся алгоритмов. Примеры на языке программирования Pascal с разбором конструкций: условный оператор, составной оператор, многообразие способов записи ветвлений, примеры решений задач с использованием разветвляющихся алгоритмов. (1 ч.).

Практическая работа №11: «Работа с готовыми программами на языке Pascal с использованием оператора ветвления». (1 ч.).

Программирование циклических алгоритмов с заданным условием работы, числом повторений. Примеры на языке программирования Pascal с разбором конструкций: программирование циклов с заданным условием продолжения работы, программирование с заданным условием окончания работы, программирование циклов с заданным числом повторений, различные варианты программирования циклического алгоритма, примеры решений задач с использованием циклических алгоритмов. (1 ч.).

Практическая работа №12: «Работа с готовыми программами на языке Pascal с использованием цикла с заданным условием работы». (1 ч.).

Практическая работа №13: «Разработка программ на языке Pascal с использованием цикла с заданным числом повторений». (1 ч.).

Контрольная работа №3 по пройденной главе: «Начала программирования». (1 ч.).

 

Итоговое повторение. (1 ч.).

 

Итоговое повторение по всем изученным главам учебного курса. (1 ч.).

 

Место учебного курса в учебном плане

Программа рассчитана на 34 учебных часа из расчета 1 учебный час в неделю, в соответствии с учебным планом школы, предусматривающем 34 учебные недели.

 

Тематическое планирование

№ главы

Название главы

Примерные сроки

Место проведения

Количество часов

Практические работы

Контрольные работы

Примерные сроки

1.

«Математические основы информатики»

Центр «Точка роста»

13

4

1

1-13 неделя

2.

«Основы алгоритмизации»

Центр «Точка роста»

10

4

1

14-23 неделя

3.

«Начала программирования»

Центр «Точка роста»

10

5

1

24-33 неделя

Итоговое повторение

Центр «Точка роста»

1

-

-

34 неделя

 

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Дата проведения

Тема урока

Количество часов

Глава 1: «Математические основы информатики».

13

1.

 

Общие сведения о системах счисления. Десятичная система счисления. ТБ и организация рабочего места.

1

2.

 

Двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления.

1

3.

 

Практическая работа №1: «Перевод чисел из одной системы счисления в другую и арифметические вычисления. Решение задач».

1

4.

 

Правила перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q. Двоичная арифметика.

1

5.

 

Практическая работа №2: «Арифметические вычисления с использованием двоичной арифметики. Решение задач».

1

6.

 

Представление целых чисел.

1

7.

 

Представление вещественных чисел.

1

8.

 

Практическая работа №3: «Представление целых вещественных чисел. Решение задач».

1

9.

 

Высказывание. Логические операции.

1

10.

 

Построение таблиц истинности для логических выражений. Свойства логических операций.

1

11.

 

Логические элементы. Решение логических задач.

1

12.

 

Практическая работа №4: «Построение таблиц истинности. Решение логических задач».

1

13.

 

Контрольная работа №1 по пройденной главе: «Математические основы информатики».

1

Глава 2: «Основы алгоритмизации».

10

14.

 

Алгоритмы. Исполнители алгоритмов. Свойства алгоритмов.

1

15.

 

Практическая работа №5: «Знакомство с графическим учебным исполнителем (ГРИС)».

1

16.

 

Способы записи алгоритмов. Объекты алгоритмов.

1

17.

 

Практическая работа №6: «Работа в графическом учебном исполнителе (ГРИС): построение линейных алгоритмов».

1

18.

 

Основные алгоритмические конструкции. Следование.

1

19.

 

Основные алгоритмические конструкции. Ветвление.

1

20.

 

Практическая работа №7: «Работа в

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике для 8 класса»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Хмельниковская

средняя общеобразовательная школа





«Согласовано»

Руководитель МО

/Зеткина Г. Н./

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

/Зеткина Г. Н./

«Утверждаю»

Директор МОУ Хмельниковская СОШ

/Мироненко Т. В./

(подпись)


Протокол №129 от «1» сентября 2022 г.

(подпись)


«1» сентября 2022 г.

(подпись)


Приказ по школе №129 от «1» сентября 2022 г.






Рабочая программа по учебному предмету «Информатика» для 8 класса

основного общего образования





Составил: учитель информатики

Строителев С. Н.







2022-2023 уч. год.

Пояснительная записка

Данная рабочая программа учебного курса «Информатика» для 8 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе следующих документов:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции от 02.07.2021 г.).

  2. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (ред. от 11.12.2020 г.).

  3. Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.09.2020 г. №28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

  4. СанПиН 1.2.3685-21 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»».

  5. Примерная образовательная программа учебного предмета «Информатика» для образовательных организаций, реализующих образовательные программы основного общего образования от 18.03.2022 г. № 1/20.

  6. Методическое письмо «О преподавании учебного предмета Информатика и ИКТ в 2022-2023 учебном году в общеобразовательных учреждениях».

  7. Приказ Министерства просвещения РФ №345 от 28.12.2018 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» и имеющих государственную аккредитацию, на 2022/2023 учебный год.

  8. Авторская программа курса информатики для 5-9 классов основной общеобразовательной школы «Информатика. Программа для основной школы: 5-6, 7-9 классы». Босовой Л.Л., М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2022 г.


Цель программы

Формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения, имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики; совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, навыков информационного моделирования, исследовательской деятельности и т.д.; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников.

Задачи программы

  • Овладеть умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий, организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты.

  • Развить познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности средствами ИКТ.

  • Воспитать ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательное отношение к полученной информации.

  • Выработать навыки применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.


Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностные результаты:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ.


Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию путём дихотомического деления (на основе отрицания);

  • строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • создавать математические модели;

  • составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).

  • преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст, диаграмму и вычитывать все уровни текстовой информации;

  • уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность;

  • понимая позицию другого человека, различать в его речи или созданных им текстах: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

  • самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;

  • уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей.


Регулятивные УУД:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;

  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных или их искать самостоятельно;

  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

  • подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;

  • работая по предложенному или самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);

  • планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;

  • работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и с целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);

  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.


Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);

  • отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

  • в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;

  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.


Предметные результаты:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель - и их свойствах;

  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами - линейной, условной и циклической;

  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.


Планируемые результаты обучения информатике и ИКТ


Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.


Выпусник получит представление:

  • об алгоритмах обработки информации, их свойствах, основных алгоритмических конструкциях; о способах разработки и программной реализации алгоритмов;

  • о программном принципе работы компьютера – универсального устройства обработки информации; о направлениях развития компьютерной техники;

  • о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.


Выпускник будет уметь:

  • кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования;

  • переводить единицы измерения количества информации; оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

  • записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;

  • записывать и преобразовывать логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения;

  • формально исполнять алгоритмы для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд, обрабатывающие цепочки символов или списки, записанные на естественном и алгоритмическом языках;

  • формально исполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы);

  • использовать стандартные алгоритмические конструкции для построения алгоритмов для формальных исполнителей;

  • составлять линейные алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);

  • создавать алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции ветвления (в том числе с логическими связками при задании условий) и повторения;

  • создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования.


Выпускник получит возможность:

  • углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;

  • научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;

  • научиться оценивать информационный объём сообщения, записанного символами произвольного алфавита;

  • переводить небольшие десятичные числа из восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную систему счисления;

  • научиться решать логические задачи с использованием таблиц истинности;

  • научиться решать логические задачи путем составления логических выражений и их преобразования с использованием основных свойств логических операций;

  • исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;

  • составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального исполнителя с заданной системой команд;

  • определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих решение поставленной задачи, которые могут быть составлены для формального исполнителя с заданной системой команд;

  • подсчитывать количество тех или иных символов в цепочке символов, являющейся результатом работы алгоритма;

  • по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;

  • исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические алгоритмы обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива; суммирование элементов массива с определёнными индексами; суммирование элементов массива, с заданными свойствами; определение количества элементов массива с заданными свойствами; поиск наибольшего/ наименьшего элементов массива и др.);

  • разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции;

  • разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.


Содержание учебного курса


    1. Математические основы информатики. (13 ч.).


Общие сведения о системах счисления. Десятичная система счисления. ТБ и организация рабочего места: система счисления (система счисления, цифра, алфавит); виды систем счисления (позиционная система счисления, непозиционная система счисления, унарная система счисления); десятичная система счисления (основание системы счисления, свернутая форма записи числа, развернутая форма записи числа, примеры перевода в десятичную систему счисления). (1 ч.).

Двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления: двоичная система счисления (двоичная система счисления, примеры перевода в двоичную систему счисления); восьмеричная система счисления (восьмеричная система счисления, примеры перевода в восьмеричную систему счисления); шестнадцатеричная система счисления (шестнадцатеричная система счисления, примеры перевода в шестнадцатеричную систему счисления). (1 ч.).

Практическая работа №1: «Перевод чисел из одной системы счисления в другую и арифметические вычисления. Решение задач». (1 ч.).

Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q. Двоичная арифметика: правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q; двоичная арифметика (двоичная арифметика, правила сложения, правила умножения, правила вычитания, примеры двоичной арифметики). (1 ч.).

Практическая работа №2: «Арифметические вычисления с использованием двоичной арифметики. Решение задач». (1 ч.).

Представление целых чисел: представление целых чисел (бит, разряд, беззнаковое представление целых чисел, прямой код, дополнительный код, примеры представлений целых чисел). (1 ч.).

Представление вещественных чисел: представление вещественных чисел (мантисса числа, порядок числа, экспоненциальная форма записи чисел, примеры представлений вещественных чисел). (1 ч.).

Практическая работа №3: «Представление целых вещественных чисел. Решение задач». (1 ч.).

Высказывание. Логические операции: высказывание (высказывание, алгебра логики, логические переменные, логические значения); логические операции (логическая операция, простые высказывания, сложные высказывания, конъюнкция, дизъюнкция, инверсия, логическое выражение, примеры решений задач с использованием логических операций). (1 ч.).

Построение таблиц истинности для логических выражений. Свойства логических операций: правила построения таблиц истинности для логических высказываний, равносильное логическое выражение; свойства логических операций (переместительный закон, сочетательный закон, распределительный закон, закон двойного отрицания, закон исключительного третьего, закон повторения, законы операций с 0 и 1, законы общей инверсии, примеры решений задач). (1 ч.).

Логические элементы. Решение логических задач: логические элементы (логический элемент «И» - конъюнктор, логический элемент «ИЛИ» - дизъюнктор, логический элемент «НЕ» - инвентор, примеры решений задач). (1 ч.).

Практическая работа №4: Построение таблиц истинности. Решение логических задач». (1 ч.).

Контрольная работа №1 по пройденной главе: «Математические основы информатики». (1 ч.).





    1. Основы алгоритмизации. (10 ч.).


Алгоритмы. Исполнители алгоритмов. Свойства алгоритмов: алгоритм (алгоритм, примеры алгоритмов, общая схема работы алгоритма); исполнитель алгоритма (исполнитель, среда исполнителя, система команд исполнителя (СКИ), режимы работы исполнителя, примеры исполнителей алгоритма); свойства алгоритма (дискретность, понятность, определенность, результативность, массовость, примеры свойств алгоритма). (1 ч.).

Практическая работа №5: «Знакомство с графическим учебным исполнителем (ГРИС)». (1 ч.).

Способы записи алгоритмов. Объекты алгоритмов: способы записи алгоритма (словесное описание, построчная запись, блок-схема, школьный алгоритмический язык, примеры способов записи алгоритмов); объекты алгоритмов (величина, константа, переменная, величина определенного типа, выражение, арифметическое выражение, логическое выражение, строковое выражение, команда присваивания, табличные величины, линейная таблица – одномерный массив, прямоугольная таблица – двумерный массив). (1 ч.).

Практическая работа №6: «Работа в графическом учебном исполнителе (ГРИС): построение линейных алгоритмов». (1 ч.).

Основные алгоритмические конструкции. Следование: основные алгоритмические конструкции (следование, линейный алгоритм, примеры линейных алгоритмов и решений задач с использованием линейных алгоритмов). (1 ч.).

Основные алгоритмические конструкции. Ветвление: основные алгоритмические конструкции (ветвление, разветвляющиеся алгоритмы, операция сравнения, простые условия, составные условия, примеры разветвляющихся алгоритмов и решений задач с использованием разветвляющихся алгоритмов). (1 ч.).

Практическая работа №7: «Работа в графическом учебном исполнителе (ГРИС): построение алгоритмов с ветвлением». (1 ч.).

Основные алгоритмические конструкции. Повторение: основные алгоритмические конструкции (повторение, циклические алгоритмы, тело цикла, цикл с заданным условием продолжения работы – цикл с предусловием, цикл с заданным условием окончания работы – цикл с постусловием, цикл с заданным числом повторений, примеры циклических алгоритмов и решений задач с использованием циклических алгоритмов). (1 ч.).

Практическая работа №8: «Работа в графическом учебном исполнителе (ГРИС): построение циклических алгоритмов». (1 ч.).

Контрольная работа №2 по пройденной главе: «Основы алгоритмизации». (1 ч.).


    1. Начала программирования. (10 ч.).


Общие сведения о языке программирования Pascal. Организация ввода и вывода данных. Основы языка программирования Pascal: языки программирования (языки программирования, программы); язык программирования Pascal (язык программирования Pascal, служебные слова, алфавит); типы данных в языке Pascal (типы данных – целочисленный тип, вещественный тип, символьный тип, строковый тип, логический тип); структура программы на языке Pascal (операторы, общий вид программы, заголовок программы, блок описания используемых данных, блок описания действий по преобразованию данных); оператор присваивания (оператор присваивания); организация ввода и вывода данных (вывод данных, формат вывода, ввод данных с клавиатуры). (1 ч.).

Практическая работа №9: «Разработка программ на языке Pascal с использованием оператора ввода, вывода, присваивания». (1 ч.).

Программирование линейных алгоритмов. Примеры на языке программирования Pascal с разбором конструкций: числовые типы данных (целочисленный тип данных, символьный и строковый тип данных, логический тип данных, примеры решений задач с использованием линейных алгоритмов). (1 ч.).

Практическая работа №10: «Разработка программ на языке Pascal с использованием оператора ветвления и логических операций». (1 ч.).

Программирование разветвляющихся алгоритмов. Примеры на языке программирования Pascal с разбором конструкций: условный оператор, составной оператор, многообразие способов записи ветвлений, примеры решений задач с использованием разветвляющихся алгоритмов. (1 ч.).

Практическая работа №11: «Работа с готовыми программами на языке Pascal с использованием оператора ветвления». (1 ч.).

Программирование циклических алгоритмов с заданным условием работы, числом повторений. Примеры на языке программирования Pascal с разбором конструкций: программирование циклов с заданным условием продолжения работы, программирование с заданным условием окончания работы, программирование циклов с заданным числом повторений, различные варианты программирования циклического алгоритма, примеры решений задач с использованием циклических алгоритмов. (1 ч.).

Практическая работа №12: «Работа с готовыми программами на языке Pascal с использованием цикла с заданным условием работы». (1 ч.).

Практическая работа №13: «Разработка программ на языке Pascal с использованием цикла с заданным числом повторений». (1 ч.).

Контрольная работа №3 по пройденной главе: «Начала программирования». (1 ч.).


Итоговое повторение. (1 ч.).


Итоговое повторение по всем изученным главам учебного курса. (1 ч.).


Место учебного курса в учебном плане

Программа рассчитана на 34 учебных часа из расчета 1 учебный час в неделю, в соответствии с учебным планом школы, предусматривающем 34 учебные недели.


Тематическое планирование

главы

Название главы

Примерные сроки

Место проведения

Количество часов

Практические работы

Контрольные работы

Примерные сроки

1.

«Математические основы информатики»

Центр «Точка роста»

13

4

1

1-13 неделя

2.

«Основы алгоритмизации»

Центр «Точка роста»

10

4

1

14-23 неделя

3.

«Начала программирования»

Центр «Точка роста»

10

5

1

24-33 неделя

Итоговое повторение

Центр «Точка роста»

1

-

-

34 неделя


Календарно-тематическое планирование

урока

Дата проведения

Тема урока

Количество часов

Глава 1: «Математические основы информатики».

13

1.


Общие сведения о системах счисления. Десятичная система счисления. ТБ и организация рабочего места.

1

2.


Двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления.

1

3.


Практическая работа №1: «Перевод чисел из одной системы счисления в другую и арифметические вычисления. Решение задач».

1

4.


Правила перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q. Двоичная арифметика.

1

5.


Практическая работа №2: «Арифметические вычисления с использованием двоичной арифметики. Решение задач».

1

6.


Представление целых чисел.

1

7.


Представление вещественных чисел.

1

8.


Практическая работа №3: «Представление целых вещественных чисел. Решение задач».

1

9.


Высказывание. Логические операции.

1

10.


Построение таблиц истинности для логических выражений. Свойства логических операций.

1

11.


Логические элементы. Решение логических задач.

1

12.


Практическая работа №4: «Построение таблиц истинности. Решение логических задач».

1

13.


Контрольная работа №1 по пройденной главе: «Математические основы информатики».

1

Глава 2: «Основы алгоритмизации».

10

14.


Алгоритмы. Исполнители алгоритмов. Свойства алгоритмов.

1

15.


Практическая работа №5: «Знакомство с графическим учебным исполнителем (ГРИС)».

1

16.


Способы записи алгоритмов. Объекты алгоритмов.

1

17.


Практическая работа №6: «Работа в графическом учебном исполнителе (ГРИС): построение линейных алгоритмов».

1

18.


Основные алгоритмические конструкции. Следование.

1

19.


Основные алгоритмические конструкции. Ветвление.

1

20.


Практическая работа №7: «Работа в графическом учебном исполнителе (ГРИС): построение алгоритмов с ветвлением».

1

21.


Основные алгоритмические конструкции. Повторение.

1

22.


Практическая работа №8: «Работа в графическом учебном исполнителе (ГРИС): построение циклических алгоритмов».

1

23.


Контрольная работа №2 по пройденной главе: «Основы алгоритмизации».

1

Глава 3: «Начала программирования».

10

24.


Общие сведения о языке программирования Pascal. Организация ввода и вывода данных. Основы языка программирования Pascal.

1

25.


Практическая работа №9: «Разработка программ на языке Pascal с использованием оператора ввода, вывода, присваивания».

1

26.


Программирование линейных алгоритмов. Примеры на языке программирования Pascal с разбором конструкций.

1

27.


Практическая работа №10: «Разработка программ на языке Pascal с использованием оператора ветвления и логических операций».

1

28.


Программирование разветвляющихся алгоритмов. Примеры на языке программирования Pascal с разбором конструкций.

1

29.


Практическая работа №11: «Работа с готовыми программами на языке Pascal с использованием оператора ветвления».

1

30.


Программирование циклических алгоритмов с заданным условием работы, числом повторений. Примеры на языке программирования Pascal с разбором конструкций.

1

31.


Практическая работа №12: «Работа с готовыми программами на языке Pascal с использованием цикла с заданным условием работы».

1

32.


Практическая работа №13: «Разработка программ на языке Pascal с использованием цикла с заданным числом повторений».

1

33.


Контрольная работа №3 по пройденной главе: «Начала программирования».

1

Итоговое повторение.

1

34.


Итоговое повторение по всем изученным главам учебного курса.

1


Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства:

  • Компьютер (ноутбук) – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видеоизображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.

  • Проектор, подсоединяемый к компьютеру (ноутбуку), видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.

  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и компьютерная мышь (разнообразные устройства аналогичного назначения).

  • Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденнуюи созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.

  • Акустические колонки – устройство для воспроизведения звука, состоит из акустического оформления и вмонтированных в него излучающих головок (обычно динамических).




Программные средства:

  • Операционная система (Widows 7).

  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

  • Антивирусная программа (Dr. Web).

  • Клавиатурный тренажер (Руки солиста).

  • Язык программирования (АВС Pascal).

  • Программа-архиватор.

  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый процессор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций, электронные таблицы, базы данных (Libre Office, Microsoft Office).

  • Браузеры (Google Chrome, Mozilla Firefox).

  • Программа для распознавания текстов (ABBYY FineReader).

  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).


Учебно-методическое обеспечение:

  • Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы: 5-6 классы. 7-9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2022 г.

  • Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2022 г.

  • Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2022 г.

  • Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7–9 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2022 г.



Цифровые образовательные ресурсы:

  • Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 8 класса (УМК Босова Л.Л. и др. 5-9 кл.): https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/eor7.php

  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru

  • Сетевые компьютерные практикумы по курсу «Информатика»: http://window.edu.ru/

  • Сайт Константина Полякова: http://kpolyakov.narod.ru

  • Клякс@.net: Информатика в школе. Компьютер на уроках: http://www.klyaksa.net/

  • Российская электронная школа: https://resh.edu.ru/subject/19/





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!