СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Пояснительная записка
Данная рабочая программа учебного курса «Информатика» для 8 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе следующих документов:
Цель программы
Формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения, имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики; совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, навыков информационного моделирования, исследовательской деятельности и т.д.; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников.
Задачи программы
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
Регулятивные УУД:
Коммуникативные УУД:
Предметные результаты:
Планируемые результаты обучения информатике и ИКТ
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.
Выпусник получит представление:
Выпускник будет уметь:
Выпускник получит возможность:
Содержание учебного курса
Общие сведения о системах счисления. Десятичная система счисления. ТБ и организация рабочего места: система счисления (система счисления, цифра, алфавит); виды систем счисления (позиционная система счисления, непозиционная система счисления, унарная система счисления); десятичная система счисления (основание системы счисления, свернутая форма записи числа, развернутая форма записи числа, примеры перевода в десятичную систему счисления). (1 ч.).
Двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления: двоичная система счисления (двоичная система счисления, примеры перевода в двоичную систему счисления); восьмеричная система счисления (восьмеричная система счисления, примеры перевода в восьмеричную систему счисления); шестнадцатеричная система счисления (шестнадцатеричная система счисления, примеры перевода в шестнадцатеричную систему счисления). (1 ч.).
Практическая работа №1: «Перевод чисел из одной системы счисления в другую и арифметические вычисления. Решение задач». (1 ч.).
Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q. Двоичная арифметика: правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q; двоичная арифметика (двоичная арифметика, правила сложения, правила умножения, правила вычитания, примеры двоичной арифметики). (1 ч.).
Практическая работа №2: «Арифметические вычисления с использованием двоичной арифметики. Решение задач». (1 ч.).
Представление целых чисел: представление целых чисел (бит, разряд, беззнаковое представление целых чисел, прямой код, дополнительный код, примеры представлений целых чисел). (1 ч.).
Представление вещественных чисел: представление вещественных чисел (мантисса числа, порядок числа, экспоненциальная форма записи чисел, примеры представлений вещественных чисел). (1 ч.).
Практическая работа №3: «Представление целых вещественных чисел. Решение задач». (1 ч.).
Высказывание. Логические операции: высказывание (высказывание, алгебра логики, логические переменные, логические значения); логические операции (логическая операция, простые высказывания, сложные высказывания, конъюнкция, дизъюнкция, инверсия, логическое выражение, примеры решений задач с использованием логических операций). (1 ч.).
Построение таблиц истинности для логических выражений. Свойства логических операций: правила построения таблиц истинности для логических высказываний, равносильное логическое выражение; свойства логических операций (переместительный закон, сочетательный закон, распределительный закон, закон двойного отрицания, закон исключительного третьего, закон повторения, законы операций с 0 и 1, законы общей инверсии, примеры решений задач). (1 ч.).
Логические элементы. Решение логических задач: логические элементы (логический элемент «И» - конъюнктор, логический элемент «ИЛИ» - дизъюнктор, логический элемент «НЕ» - инвентор, примеры решений задач). (1 ч.).
Практическая работа №4: Построение таблиц истинности. Решение логических задач». (1 ч.).
Контрольная работа №1 по пройденной главе: «Математические основы информатики». (1 ч.).
Алгоритмы. Исполнители алгоритмов. Свойства алгоритмов: алгоритм (алгоритм, примеры алгоритмов, общая схема работы алгоритма); исполнитель алгоритма (исполнитель, среда исполнителя, система команд исполнителя (СКИ), режимы работы исполнителя, примеры исполнителей алгоритма); свойства алгоритма (дискретность, понятность, определенность, результативность, массовость, примеры свойств алгоритма). (1 ч.).
Практическая работа №5: «Знакомство с графическим учебным исполнителем (ГРИС)». (1 ч.).
Способы записи алгоритмов. Объекты алгоритмов: способы записи алгоритма (словесное описание, построчная запись, блок-схема, школьный алгоритмический язык, примеры способов записи алгоритмов); объекты алгоритмов (величина, константа, переменная, величина определенного типа, выражение, арифметическое выражение, логическое выражение, строковое выражение, команда присваивания, табличные величины, линейная таблица – одномерный массив, прямоугольная таблица – двумерный массив). (1 ч.).
Практическая работа №6: «Работа в графическом учебном исполнителе (ГРИС): построение линейных алгоритмов». (1 ч.).
Основные алгоритмические конструкции. Следование: основные алгоритмические конструкции (следование, линейный алгоритм, примеры линейных алгоритмов и решений задач с использованием линейных алгоритмов). (1 ч.).
Основные алгоритмические конструкции. Ветвление: основные алгоритмические конструкции (ветвление, разветвляющиеся алгоритмы, операция сравнения, простые условия, составные условия, примеры разветвляющихся алгоритмов и решений задач с использованием разветвляющихся алгоритмов). (1 ч.).
Практическая работа №7: «Работа в графическом учебном исполнителе (ГРИС): построение алгоритмов с ветвлением». (1 ч.).
Основные алгоритмические конструкции. Повторение: основные алгоритмические конструкции (повторение, циклические алгоритмы, тело цикла, цикл с заданным условием продолжения работы – цикл с предусловием, цикл с заданным условием окончания работы – цикл с постусловием, цикл с заданным числом повторений, примеры циклических алгоритмов и решений задач с использованием циклических алгоритмов). (1 ч.).
Практическая работа №8: «Работа в графическом учебном исполнителе (ГРИС): построение циклических алгоритмов». (1 ч.).
Контрольная работа №2 по пройденной главе: «Основы алгоритмизации». (1 ч.).
Общие сведения о языке программирования Pascal. Организация ввода и вывода данных. Основы языка программирования Pascal: языки программирования (языки программирования, программы); язык программирования Pascal (язык программирования Pascal, служебные слова, алфавит); типы данных в языке Pascal (типы данных – целочисленный тип, вещественный тип, символьный тип, строковый тип, логический тип); структура программы на языке Pascal (операторы, общий вид программы, заголовок программы, блок описания используемых данных, блок описания действий по преобразованию данных); оператор присваивания (оператор присваивания); организация ввода и вывода данных (вывод данных, формат вывода, ввод данных с клавиатуры). (1 ч.).
Практическая работа №9: «Разработка программ на языке Pascal с использованием оператора ввода, вывода, присваивания». (1 ч.).
Программирование линейных алгоритмов. Примеры на языке программирования Pascal с разбором конструкций: числовые типы данных (целочисленный тип данных, символьный и строковый тип данных, логический тип данных, примеры решений задач с использованием линейных алгоритмов). (1 ч.).
Практическая работа №10: «Разработка программ на языке Pascal с использованием оператора ветвления и логических операций». (1 ч.).
Программирование разветвляющихся алгоритмов. Примеры на языке программирования Pascal с разбором конструкций: условный оператор, составной оператор, многообразие способов записи ветвлений, примеры решений задач с использованием разветвляющихся алгоритмов. (1 ч.).
Практическая работа №11: «Работа с готовыми программами на языке Pascal с использованием оператора ветвления». (1 ч.).
Программирование циклических алгоритмов с заданным условием работы, числом повторений. Примеры на языке программирования Pascal с разбором конструкций: программирование циклов с заданным условием продолжения работы, программирование с заданным условием окончания работы, программирование циклов с заданным числом повторений, различные варианты программирования циклического алгоритма, примеры решений задач с использованием циклических алгоритмов. (1 ч.).
Практическая работа №12: «Работа с готовыми программами на языке Pascal с использованием цикла с заданным условием работы». (1 ч.).
Практическая работа №13: «Разработка программ на языке Pascal с использованием цикла с заданным числом повторений». (1 ч.).
Контрольная работа №3 по пройденной главе: «Начала программирования». (1 ч.).
Итоговое повторение. (1 ч.).
Итоговое повторение по всем изученным главам учебного курса. (1 ч.).
Место учебного курса в учебном плане
Программа рассчитана на 34 учебных часа из расчета 1 учебный час в неделю, в соответствии с учебным планом школы, предусматривающем 34 учебные недели.
Тематическое планирование
№ главы |
Название главы |
Примерные сроки |
||||
Место проведения |
Количество часов |
Практические работы |
Контрольные работы |
Примерные сроки |
||
1. |
«Математические основы информатики» |
Центр «Точка роста» |
13 |
4 |
1 |
1-13 неделя |
2. |
«Основы алгоритмизации» |
Центр «Точка роста» |
10 |
4 |
1 |
14-23 неделя |
3. |
«Начала программирования» |
Центр «Точка роста» |
10 |
5 |
1 |
24-33 неделя |
Итоговое повторение |
Центр «Точка роста» |
1 |
- |
- |
34 неделя |
Календарно-тематическое планирование
№ урока |
Дата проведения |
Тема урока |
Количество часов |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Глава 1: «Математические основы информатики». |
13 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. |
|
Общие сведения о системах счисления. Десятичная система счисления. ТБ и организация рабочего места. |
1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. |
|
Двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. |
1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. |
|
Практическая работа №1: «Перевод чисел из одной системы счисления в другую и арифметические вычисления. Решение задач». |
1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. |
|
Правила перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q. Двоичная арифметика. |
1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. |
|
Практическая работа №2: «Арифметические вычисления с использованием двоичной арифметики. Решение задач». |
1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. |
|
Представление целых чисел. |
1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. |
|
Представление вещественных чисел. |
1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. |
|
Практическая работа №3: «Представление целых вещественных чисел. Решение задач». |
1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. |
|
Высказывание. Логические операции. |
1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10. |
|
Построение таблиц истинности для логических выражений. Свойства логических операций. |
1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11. |
|
Логические элементы. Решение логических задач. |
1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12. |
|
Практическая работа №4: «Построение таблиц истинности. Решение логических задач». |
1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13. |
|
Контрольная работа №1 по пройденной главе: «Математические основы информатики». |
1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Глава 2: «Основы алгоритмизации». |
10 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14. |
|
Алгоритмы. Исполнители алгоритмов. Свойства алгоритмов. |
1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15. |
|
Практическая работа №5: «Знакомство с графическим учебным исполнителем (ГРИС)». |
1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16. |
|
Способы записи алгоритмов. Объекты алгоритмов. |
1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17. |
|
Практическая работа №6: «Работа в графическом учебном исполнителе (ГРИС): построение линейных алгоритмов». |
1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18. |
|
Основные алгоритмические конструкции. Следование. |
1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19. |
|
Основные алгоритмические конструкции. Ветвление. |
1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20. |
|
Практическая работа №7: «Работа в
Просмотр содержимого документа
|
«Согласовано» Руководитель МО /Зеткина Г. Н./ | «Согласовано» Заместитель директора по УВР /Зеткина Г. Н./ | «Утверждаю» Директор МОУ Хмельниковская СОШ /Мироненко Т. В./ |
(подпись) Протокол №129 от «1» сентября 2022 г. | (подпись) «1» сентября 2022 г. | (подпись) Приказ по школе №129 от «1» сентября 2022 г. |
Рабочая программа по учебному предмету «Информатика» для 8 класса
основного общего образования
Составил: учитель информатики
Строителев С. Н.
2022-2023 уч. год.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа учебного курса «Информатика» для 8 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе следующих документов:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции от 02.07.2021 г.).
Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (ред. от 11.12.2020 г.).
Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.09.2020 г. №28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
СанПиН 1.2.3685-21 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»».
Примерная образовательная программа учебного предмета «Информатика» для образовательных организаций, реализующих образовательные программы основного общего образования от 18.03.2022 г. № 1/20.
Методическое письмо «О преподавании учебного предмета Информатика и ИКТ в 2022-2023 учебном году в общеобразовательных учреждениях».
Приказ Министерства просвещения РФ №345 от 28.12.2018 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» и имеющих государственную аккредитацию, на 2022/2023 учебный год.
Авторская программа курса информатики для 5-9 классов основной общеобразовательной школы «Информатика. Программа для основной школы: 5-6, 7-9 классы». Босовой Л.Л., М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2022 г.
Цель программы
Формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения, имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики; совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, навыков информационного моделирования, исследовательской деятельности и т.д.; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников.
Задачи программы
Овладеть умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий, организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты.
Развить познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности средствами ИКТ.
Воспитать ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательное отношение к полученной информации.
Выработать навыки применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Личностные результаты:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию путём дихотомического деления (на основе отрицания);
строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
создавать математические модели;
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст, диаграмму и вычитывать все уровни текстовой информации;
уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность;
понимая позицию другого человека, различать в его речи или созданных им текстах: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;
уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей.
Регулятивные УУД:
самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных или их искать самостоятельно;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;
работая по предложенному или самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);
планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и с целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;
учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметные результаты:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель - и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами - линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Планируемые результаты обучения информатике и ИКТ
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.
Выпусник получит представление:
об алгоритмах обработки информации, их свойствах, основных алгоритмических конструкциях; о способах разработки и программной реализации алгоритмов;
о программном принципе работы компьютера – универсального устройства обработки информации; о направлениях развития компьютерной техники;
о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.
Выпускник будет уметь:
кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования;
переводить единицы измерения количества информации; оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
записывать и преобразовывать логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения;
формально исполнять алгоритмы для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд, обрабатывающие цепочки символов или списки, записанные на естественном и алгоритмическом языках;
формально исполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы);
использовать стандартные алгоритмические конструкции для построения алгоритмов для формальных исполнителей;
составлять линейные алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
создавать алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции ветвления (в том числе с логическими связками при задании условий) и повторения;
создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования.
Выпускник получит возможность:
углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;
научиться оценивать информационный объём сообщения, записанного символами произвольного алфавита;
переводить небольшие десятичные числа из восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную систему счисления;
научиться решать логические задачи с использованием таблиц истинности;
научиться решать логические задачи путем составления логических выражений и их преобразования с использованием основных свойств логических операций;
исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;
составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального исполнителя с заданной системой команд;
определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих решение поставленной задачи, которые могут быть составлены для формального исполнителя с заданной системой команд;
подсчитывать количество тех или иных символов в цепочке символов, являющейся результатом работы алгоритма;
по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические алгоритмы обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива; суммирование элементов массива с определёнными индексами; суммирование элементов массива, с заданными свойствами; определение количества элементов массива с заданными свойствами; поиск наибольшего/ наименьшего элементов массива и др.);
разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции;
разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.
Содержание учебного курса
Математические основы информатики. (13 ч.).
Общие сведения о системах счисления. Десятичная система счисления. ТБ и организация рабочего места: система счисления (система счисления, цифра, алфавит); виды систем счисления (позиционная система счисления, непозиционная система счисления, унарная система счисления); десятичная система счисления (основание системы счисления, свернутая форма записи числа, развернутая форма записи числа, примеры перевода в десятичную систему счисления). (1 ч.).
Двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления: двоичная система счисления (двоичная система счисления, примеры перевода в двоичную систему счисления); восьмеричная система счисления (восьмеричная система счисления, примеры перевода в восьмеричную систему счисления); шестнадцатеричная система счисления (шестнадцатеричная система счисления, примеры перевода в шестнадцатеричную систему счисления). (1 ч.).
Практическая работа №1: «Перевод чисел из одной системы счисления в другую и арифметические вычисления. Решение задач». (1 ч.).
Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q. Двоичная арифметика: правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q; двоичная арифметика (двоичная арифметика, правила сложения, правила умножения, правила вычитания, примеры двоичной арифметики). (1 ч.).
Практическая работа №2: «Арифметические вычисления с использованием двоичной арифметики. Решение задач». (1 ч.).
Представление целых чисел: представление целых чисел (бит, разряд, беззнаковое представление целых чисел, прямой код, дополнительный код, примеры представлений целых чисел). (1 ч.).
Представление вещественных чисел: представление вещественных чисел (мантисса числа, порядок числа, экспоненциальная форма записи чисел, примеры представлений вещественных чисел). (1 ч.).
Практическая работа №3: «Представление целых вещественных чисел. Решение задач». (1 ч.).
Высказывание. Логические операции: высказывание (высказывание, алгебра логики, логические переменные, логические значения); логические операции (логическая операция, простые высказывания, сложные высказывания, конъюнкция, дизъюнкция, инверсия, логическое выражение, примеры решений задач с использованием логических операций). (1 ч.).
Построение таблиц истинности для логических выражений. Свойства логических операций: правила построения таблиц истинности для логических высказываний, равносильное логическое выражение; свойства логических операций (переместительный закон, сочетательный закон, распределительный закон, закон двойного отрицания, закон исключительного третьего, закон повторения, законы операций с 0 и 1, законы общей инверсии, примеры решений задач). (1 ч.).
Логические элементы. Решение логических задач: логические элементы (логический элемент «И» - конъюнктор, логический элемент «ИЛИ» - дизъюнктор, логический элемент «НЕ» - инвентор, примеры решений задач). (1 ч.).
Практическая работа №4: Построение таблиц истинности. Решение логических задач». (1 ч.).
Контрольная работа №1 по пройденной главе: «Математические основы информатики». (1 ч.).
Основы алгоритмизации. (10 ч.).
Алгоритмы. Исполнители алгоритмов. Свойства алгоритмов: алгоритм (алгоритм, примеры алгоритмов, общая схема работы алгоритма); исполнитель алгоритма (исполнитель, среда исполнителя, система команд исполнителя (СКИ), режимы работы исполнителя, примеры исполнителей алгоритма); свойства алгоритма (дискретность, понятность, определенность, результативность, массовость, примеры свойств алгоритма). (1 ч.).
Практическая работа №5: «Знакомство с графическим учебным исполнителем (ГРИС)». (1 ч.).
Способы записи алгоритмов. Объекты алгоритмов: способы записи алгоритма (словесное описание, построчная запись, блок-схема, школьный алгоритмический язык, примеры способов записи алгоритмов); объекты алгоритмов (величина, константа, переменная, величина определенного типа, выражение, арифметическое выражение, логическое выражение, строковое выражение, команда присваивания, табличные величины, линейная таблица – одномерный массив, прямоугольная таблица – двумерный массив). (1 ч.).
Практическая работа №6: «Работа в графическом учебном исполнителе (ГРИС): построение линейных алгоритмов». (1 ч.).
Основные алгоритмические конструкции. Следование: основные алгоритмические конструкции (следование, линейный алгоритм, примеры линейных алгоритмов и решений задач с использованием линейных алгоритмов). (1 ч.).
Основные алгоритмические конструкции. Ветвление: основные алгоритмические конструкции (ветвление, разветвляющиеся алгоритмы, операция сравнения, простые условия, составные условия, примеры разветвляющихся алгоритмов и решений задач с использованием разветвляющихся алгоритмов). (1 ч.).
Практическая работа №7: «Работа в графическом учебном исполнителе (ГРИС): построение алгоритмов с ветвлением». (1 ч.).
Основные алгоритмические конструкции. Повторение: основные алгоритмические конструкции (повторение, циклические алгоритмы, тело цикла, цикл с заданным условием продолжения работы – цикл с предусловием, цикл с заданным условием окончания работы – цикл с постусловием, цикл с заданным числом повторений, примеры циклических алгоритмов и решений задач с использованием циклических алгоритмов). (1 ч.).
Практическая работа №8: «Работа в графическом учебном исполнителе (ГРИС): построение циклических алгоритмов». (1 ч.).
Контрольная работа №2 по пройденной главе: «Основы алгоритмизации». (1 ч.).
Начала программирования. (10 ч.).
Общие сведения о языке программирования Pascal. Организация ввода и вывода данных. Основы языка программирования Pascal: языки программирования (языки программирования, программы); язык программирования Pascal (язык программирования Pascal, служебные слова, алфавит); типы данных в языке Pascal (типы данных – целочисленный тип, вещественный тип, символьный тип, строковый тип, логический тип); структура программы на языке Pascal (операторы, общий вид программы, заголовок программы, блок описания используемых данных, блок описания действий по преобразованию данных); оператор присваивания (оператор присваивания); организация ввода и вывода данных (вывод данных, формат вывода, ввод данных с клавиатуры). (1 ч.).
Практическая работа №9: «Разработка программ на языке Pascal с использованием оператора ввода, вывода, присваивания». (1 ч.).
Программирование линейных алгоритмов. Примеры на языке программирования Pascal с разбором конструкций: числовые типы данных (целочисленный тип данных, символьный и строковый тип данных, логический тип данных, примеры решений задач с использованием линейных алгоритмов). (1 ч.).
Практическая работа №10: «Разработка программ на языке Pascal с использованием оператора ветвления и логических операций». (1 ч.).
Программирование разветвляющихся алгоритмов. Примеры на языке программирования Pascal с разбором конструкций: условный оператор, составной оператор, многообразие способов записи ветвлений, примеры решений задач с использованием разветвляющихся алгоритмов. (1 ч.).
Практическая работа №11: «Работа с готовыми программами на языке Pascal с использованием оператора ветвления». (1 ч.).
Программирование циклических алгоритмов с заданным условием работы, числом повторений. Примеры на языке программирования Pascal с разбором конструкций: программирование циклов с заданным условием продолжения работы, программирование с заданным условием окончания работы, программирование циклов с заданным числом повторений, различные варианты программирования циклического алгоритма, примеры решений задач с использованием циклических алгоритмов. (1 ч.).
Практическая работа №12: «Работа с готовыми программами на языке Pascal с использованием цикла с заданным условием работы». (1 ч.).
Практическая работа №13: «Разработка программ на языке Pascal с использованием цикла с заданным числом повторений». (1 ч.).
Контрольная работа №3 по пройденной главе: «Начала программирования». (1 ч.).
Итоговое повторение. (1 ч.).
Итоговое повторение по всем изученным главам учебного курса. (1 ч.).
Место учебного курса в учебном плане
Программа рассчитана на 34 учебных часа из расчета 1 учебный час в неделю, в соответствии с учебным планом школы, предусматривающем 34 учебные недели.
Тематическое планирование
№ главы | Название главы | Примерные сроки | |||||||||
Место проведения | Количество часов | Практические работы | Контрольные работы | Примерные сроки | |||||||
1. | «Математические основы информатики» | Центр «Точка роста» | 13 | 4 | 1 | 1-13 неделя | |||||
2. | «Основы алгоритмизации» | Центр «Точка роста» | 10 | 4 | 1 | 14-23 неделя | |||||
3. | «Начала программирования» | Центр «Точка роста» | 10 | 5 | 1 | 24-33 неделя | |||||
Итоговое повторение | Центр «Точка роста» | 1 | - | - | 34 неделя |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Количество часов | |
Глава 1: «Математические основы информатики». | 13 | |||
1. |
| Общие сведения о системах счисления. Десятичная система счисления. ТБ и организация рабочего места. | 1 | |
2. |
| Двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. | 1 | |
3. |
| Практическая работа №1: «Перевод чисел из одной системы счисления в другую и арифметические вычисления. Решение задач». | 1 | |
4. |
| Правила перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q. Двоичная арифметика. | 1 | |
5. |
| Практическая работа №2: «Арифметические вычисления с использованием двоичной арифметики. Решение задач». | 1 | |
6. |
| Представление целых чисел. | 1 | |
7. |
| Представление вещественных чисел. | 1 | |
8. |
| Практическая работа №3: «Представление целых вещественных чисел. Решение задач». | 1 | |
9. |
| Высказывание. Логические операции. | 1 | |
10. |
| Построение таблиц истинности для логических выражений. Свойства логических операций. | 1 | |
11. |
| Логические элементы. Решение логических задач. | 1 | |
12. |
| Практическая работа №4: «Построение таблиц истинности. Решение логических задач». | 1 | |
13. |
| Контрольная работа №1 по пройденной главе: «Математические основы информатики». | 1 | |
Глава 2: «Основы алгоритмизации». | 10 | |||
14. |
| Алгоритмы. Исполнители алгоритмов. Свойства алгоритмов. | 1 | |
15. |
| Практическая работа №5: «Знакомство с графическим учебным исполнителем (ГРИС)». | 1 | |
16. |
| Способы записи алгоритмов. Объекты алгоритмов. | 1 | |
17. |
| Практическая работа №6: «Работа в графическом учебном исполнителе (ГРИС): построение линейных алгоритмов». | 1 | |
18. |
| Основные алгоритмические конструкции. Следование. | 1 | |
19. |
| Основные алгоритмические конструкции. Ветвление. | 1 | |
20. |
| Практическая работа №7: «Работа в графическом учебном исполнителе (ГРИС): построение алгоритмов с ветвлением». | 1 | |
21. |
| Основные алгоритмические конструкции. Повторение. | 1 | |
22. |
| Практическая работа №8: «Работа в графическом учебном исполнителе (ГРИС): построение циклических алгоритмов». | 1 | |
23. |
| Контрольная работа №2 по пройденной главе: «Основы алгоритмизации». | 1 | |
Глава 3: «Начала программирования». | 10 | |||
24. |
| Общие сведения о языке программирования Pascal. Организация ввода и вывода данных. Основы языка программирования Pascal. | 1 | |
25. |
| Практическая работа №9: «Разработка программ на языке Pascal с использованием оператора ввода, вывода, присваивания». | 1 | |
26. |
| Программирование линейных алгоритмов. Примеры на языке программирования Pascal с разбором конструкций. | 1 | |
27. |
| Практическая работа №10: «Разработка программ на языке Pascal с использованием оператора ветвления и логических операций». | 1 | |
28. |
| Программирование разветвляющихся алгоритмов. Примеры на языке программирования Pascal с разбором конструкций. | 1 | |
29. |
| Практическая работа №11: «Работа с готовыми программами на языке Pascal с использованием оператора ветвления». | 1 | |
30. |
| Программирование циклических алгоритмов с заданным условием работы, числом повторений. Примеры на языке программирования Pascal с разбором конструкций. | 1 | |
31. |
| Практическая работа №12: «Работа с готовыми программами на языке Pascal с использованием цикла с заданным условием работы». | 1 | |
32. |
| Практическая работа №13: «Разработка программ на языке Pascal с использованием цикла с заданным числом повторений». | 1 | |
33. |
| Контрольная работа №3 по пройденной главе: «Начала программирования». | 1 | |
Итоговое повторение. | 1 | |||
34. |
| Итоговое повторение по всем изученным главам учебного курса. | 1 |
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства:
Компьютер (ноутбук) – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видеоизображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
Проектор, подсоединяемый к компьютеру (ноутбуку), видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и компьютерная мышь (разнообразные устройства аналогичного назначения).
Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденнуюи созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
Акустические колонки – устройство для воспроизведения звука, состоит из акустического оформления и вмонтированных в него излучающих головок (обычно динамических).
Программные средства:
Операционная система (Widows 7).
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа (Dr. Web).
Клавиатурный тренажер (Руки солиста).
Язык программирования (АВС Pascal).
Программа-архиватор.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый процессор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций, электронные таблицы, базы данных (Libre Office, Microsoft Office).
Браузеры (Google Chrome, Mozilla Firefox).
Программа для распознавания текстов (ABBYY FineReader).
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Учебно-методическое обеспечение:
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы: 5-6 классы. 7-9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2022 г.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2022 г.
Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2022 г.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7–9 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2022 г.
Цифровые образовательные ресурсы:
Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 8 класса (УМК Босова Л.Л. и др. 5-9 кл.): https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/eor7.php
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru
Сетевые компьютерные практикумы по курсу «Информатика»: http://window.edu.ru/
Сайт Константина Полякова: http://kpolyakov.narod.ru
Клякс@.net: Информатика в школе. Компьютер на уроках: http://www.klyaksa.net/
Российская электронная школа: https://resh.edu.ru/subject/19/
© 2023, Строителев Сергей Николаевич 318 0