Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 65»
Рабочая программа
Информатика
для обучающихся 7 -9 классов
(новая редакция)
Обсуждено на заседании Составитель: Пискунова Е.С.
методического объединения учитель информатики
МБОУ «СОШ № 65»
протокол № _______
от _______________
руководитель м/о
____________ Т.Е. Матвиенко
Утверждено Педагогическим советом:
Протокол № _______
от _______________
Директор МБОУ «СОШ № 65»
_______ Л.А. Пятибратова
Содержание
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Информатика……………..…. 3
2. Содержание учебного предмета Информатика …………………...........……………..….5
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы………………………………………….…….….................................................10
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Информатика»
Рабочая программа по учебному предмету «Информатика» разработана на основе ФГОС основного общего образования и предназначена для обучающихся 7-9 классов.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и согласно учебному плану школы на изучение информатики и ИКТ на этапе основного общего образования выделяется 1102 часа. В том числе: в 7 классе – 34 часа, в 8 классе – 34 часа, в 9 классе- 34 часов.
Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности. Они включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность информатики заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ) имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении.
Образовательные результаты сформулированы в деятельностной форме, это служит основой для разработки контрольных измерительных материалов основного общего образования по информатике.
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты изучения предметной области "информатика" должны отражать:
1) формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
2) развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами - линейной, условной и циклической;
3) формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
4) формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
5) формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
2. Содержание учебного предмета «Информатика»
7 класс
1. Объекты и их имена
Объекты и их имена. Признаки объектов. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов.
Системы объектов. Система и окружающая среда. Персональный компьютер как система.
Компьютерный практикум
Практическая работа №1 «Основные объекты операционной системы Windows».
Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы».
Практическая работа №3 «Создаем текстовые объекты».
2. Информационное моделирование
Модели объектов и их назначение.
Простейшие управляемые компьютерные модели.
Словесные информационные модели.
Многоуровневые списки.
Математические модели.
Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Сложные таблицы. Табличное решение логических задач. Электронные таблицы.
Вычислительные таблицы. Таблица как средство моделирования ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению, ввод математических формул и вычисления по ним. Представление формульной зависимости на графиках.
Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.
Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.
Компьютерный практикум
Практическая работа №4 «Создаем словесные модели».
Практическая работа №5 «Многоуровневые списки».
Практическая работа №6 «Создаем табличные модели».
Практическая работа №7 «Создаем вычислительные таблицы в Word».
Практическая работа №8 «Знакомимся с электронными таблицами в Excel».
Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики».
Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья».
Практическая работа №11 «Графические модели».
Практическая работа №12 «Итоговая работа».
3. Алгоритмика
Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов.
Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Использование вспомогательных алгоритмов. Цикл повторить n раз.
Исполнитель Робот. Управление Роботом. Цикл «пока». Ветвление.
Компьютерный практикум
8 класс
1. Информация и информационные процессы – 8 ч
Информация в природе, обществе и технике. Информация и информационные процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация и информационные процессы. Информация и информационные процессы в технике. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.
Практические работы:
Практическая работа № 1 «Вычисление количества информации с помощью калькулятора».
Практическая работа № 2 «Тренировка ввода текстовой и цифровой информации с клавиатуры».
2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации – 11 ч
Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. Оперативная память. Долговременная память. Файлы и файловая система. Файл. Файловая система. Работа с файлами и дисками. Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Прикладное программное обеспечение. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Правовая охрана программ и данных. Защита информации. Правовая охрана информации. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы. Защита информации.
Практические работы:
Практическая работа № 3 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».
Практическая работа № 4 «Форматирование, проверка и дефрагментация дискет».
Практическая работа № 5 «Определение разрешающей способности мыши».
Практическая работа № 6 «Установка даты и времени».
Практическая работа № 7 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение».
Коммуникационные технологии – 14 ч
Поиск и передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть. Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина. Электронная почта. Файловые архивы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.
Практические работы:
Практическая работа № 8 «Предоставление доступа к диску на компьютере в локальной сети».
Практическая работа № 9 «Подключение к Интернету».
Практическая работа № 10 «География Интернета».
Практическая работа № 11 «Путешествие по Всемирной паутине».
Практическая работа № 12 «Работа с электронной Web-почтой».
Практическая работа № 13 «Загрузка файлов из Интернета».
Практическая работа № 14 «Поиск информации в Интернете».
Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».
Итоговое повторение 1 ч
9 класс
Повторение (1 часа)
Формы представления информации в ПК, кодирование, принципы записи чисел в позиционных системах счисления. Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения информации.
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации (7 часов)
Представление графической информации. Кодирование цвета, цветовая модель RGB. Кодирование графической информации.
Компьютерная графика: растровый и векторный способы представления графической информации. Рисунок как информационный объект.
Рисунки и фотографии. Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора, сканера, графического планшета, использование готовых графических объектов. Геометрические и стилевые преобразования. Использование примитивов и шаблонов.
Графический редактор, его интерфейс. Создание и редактирование графического файла. Форматы графических файлов. Сканирование рисунков и фотографий.
Чертежи. Двухмерная и трехмерная графика. Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов. Диаграммы планы, карты. Образовательные области приоритетного освоения: черчение, материальные технологии, искусство, география, естественно научные дисциплины.
Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж. Использование простых анимационных графических объектов. Представление звуковой информации. Кодирование (оцифровка) звука. Частота дискретизации, глубина кодирования. Аудиозапись как информационный объект. Компьютерные средства записи и воспроизведения звука. Форматы звуковых файлов.
Компьютерные презентации, их мультимедийный характер. Дизайн и разметка слайдов. Редактор презентаций, его интерфейс. Создание и редактирование презентации. Шаблоны оформления и разметки. Добавление и удаление слайдов, сортировка слайдов. Создание слайдов с включением графических объектов и звука. Использование эффектов анимации, и смены слайдов.
Кодирование и обработка текстовой информации (6 часов)
Представление текстовой информации. Кодовая таблица ASCII. Текст как информационный объект. Понятие алфавита как набора символов, используемых при записи текста. Структура текста: страницы, абзацы, строки, слова, символы.
Текстовый редактор как пример прикладной программы. Интерфейс программы: меню и инструментальные панели. Выполнение операций по созданию и сохранению текстовых документов. Ввод и редактирование текста: добавление, удаление и замена символов. Работа с фрагментами текста. Быстрое перемещение по тексту. Проверка правописания.
Параметры страницы, нумерация страниц. Создание и удаление колонтитулов.
Форматирование текста: параметры шрифта, параметры абзаца. Использование формата по образцу. Разделы, использование разделов при разбиении текста на колонки.
Нумерованные и маркированные списки. Форматирование списков.
Таблицы: создание и заполнение таблиц. Перемещение в пределах таблиц. Редактирование таблиц: добавление и удаление строк и столбцов. Объединение и разбиение ячеек. Форматирование ячеек.
Графические возможности текстового редактора. Включение графических объектов в текст. Понятие гипертекста и гиперссылки. Создание оглавлений. Подготовка текста к печати. Предварительный просмотр текста. Печать текстового документа.
Кодирование и обработка числовой информации (7 часов)
Представление числовой информации. Позиционные системы счисления. Двоичное представление числовой информации в компьютере.
Таблица как информационный объект. Хранение и наглядное представление числовой информации с помощью электронных таблиц. Структура электронной таблицы: листы, строки, столбцы и ячейки. Адресация ячеек. Перемещение по таблице.
Ввод и редактирование текстовых и числовых данных. Форматирование ячеек. Объединение ячеек и отмена объединения.
Ввод формул, использование встроенных функций. Понятие диапазона ячеек.
Копирование формул. Относительная и абсолютная адресация ячеек.
Мастер диаграмм, построение и редактирование диаграмм и графиков.
Базы данных . Поиск данных в готовой базе. Создание записей в базе данных.
Основы алгоритмизации и программирования (8 часов)
Понятие алгоритма, свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов (алгоритмический язык, блок-схемы). Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение.
Формальные исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ).
Алгоритмы работы с числовыми данными. Ввод и вывод данных, выполнение арифметических операции над данными.,
Логические значения, операции, выражения.
Алгоритмы работы с логическими данными. Основные логические операции (ИЛИ, И, НЕ) и правила их выполнения. Основные законы формальной логики. Логические выражения, их использование в алгоритмических конструкциях ветвления и повторения.
Образовательные объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми аргонизмами.
Выделение в задаче подзадач, вспомогательные алгоритмы. Передача данных через параметры.
Языки программирования как средство записи алгоритмов для их исполнения компьютером. Операторы языка программирования, синтаксис и семантика языка программирования. Трансляция программ, преобразование исходного текста в исполняемый код. Режимы компиляции и интерпретации.
Описание данных, типы данных. Простые данные и структуры (числовые массивы, цепочки символов).
Выражения, правила вычисления выражений. Оператор присваивания. Операторы ввода и вывода.
Операторы ветвления. Использование логических выражений в условных операторах. Операторы цикла (с пред- и постусловием, с параметром). Использование логических выражений в качестве условий продолжения (завершения) цикла. Правила записи цикла. Подпрограммы как средство записи вспомогательных алгоритмов. Процедуры и функции. Механизм параметров, правила использования параметров в подпрограммах.
Области видимости переменных. Глобальные и локальные данные.
Основные алгоритмы работы с одномерными массивами (поиск и сортировка). Реализация этих алгоритмов в виде компьютерных программ.
Основные алгоритмы работы с цепочками символов (поиск слов и отдельных символов, добавление и удаление слов и символов). Реализация этих алгоритмов в виде компьютерных программ.
Этапы разработки программы: анализ - алгоритмизация - кодирование - отладка - тестирование.
Моделирование и формализация (4 часов)
Моделирование как средство познания окружающего мира и прогнозирования. Способы классификации моделей.
Информационное моделирование как замена реального объекта (процесса) информационным объектом (процессом). Этапы построения информационной модели: определение целей моделирования - выбор существенных характеристик моделируемого объекта (процесса) - формализация - проверка адекватности модели.
Примеры построения математических, табличных и сетевых моделей.
Компьютерное моделирование. Реализация информационной модели в виде структуры данных и алгоритма ее использования.
Электронные таблицы как средство компьютерного моделирования.
Информатизация общества (1 часа)
Поиск информации в Интернете. Компьютерные энциклопедии и справочники. Информация в компьютерных сетях, не компьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; Поисковые машины; формулирование запросов.
Архивирование и разархивирование. Защита информации от компьютерных вирусов.
Оценка количественных параметров информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения объектов, скорость передачи и обработки объектов, стоимость информационных продуктов, услуг связи.
Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, материальные технологии, обществознание (экономика).
Информационные процессы в обществе, образовательные информационные ресурсы.
Информационные ресурсы общества.
Этика и право при создании и использовании информации.
Информационная безопасность.
Правовая охрана информационных ресурсов.
ВСЕГО – 68 часов
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение
Тематический план
№ | Название темы | Количество часов |
7 класс |
1 | Объекты и системы | 6 |
2 | Информационное моделирование | 20 |
3 | Алгоритмика | 7 |
| Резерв | 1 |
| Итого: | 34 |
8 класс |
1 | Информация и информационные процессы | 8 |
2 | Компьютер как универсальное устройство обработки информации | 11 |
3 | Коммуникационные технологии | 14 |
| Резерв | 1 |
| Итого: | 34 |
9 класс |
| Повторение | 1 |
1 | Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации | 7 |
2 | Кодирование и обработка текстовой информации | 6 |
3 | Кодирование и обработка числовой информации | 7 |
4 | Основы алгоритмизации и программирования | 8 |
5 | Моделирование и формализация | 4 |
6 | Информатизация общества | 1 |
| Итого: | 34 |
| Всего: | 102 |
Тематическое планирование, 7-9 класс, 102 часа
7- класс (34 часа)
№п\п | Тематика урока | Кол-во часов | Дата проведения |
Объекты и системы 6ч |
1. | Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты и их имена. Признаки объектов. Практическая работа № 1 | 1 | |
2. | Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Практическая работа № 2 | 1 | |
3. | Состав объектов. Практическая работа № 3 (задание 1-3) | 1 | |
4. | Системы объектов. Практическая работа № 3 (задание 4-6) | 1 | |
5. | Система и окружающая среда. Практическая работа № 3 (задание 7-9) | 1 | |
6. | Персональный компьютер как система. Контрольная работа. | 1 | |
Информационное моделирование 20 ч |
7. | Модели объектов и их назначение. Практическая работа № 4 (задание 1-3) | 1 | |
8. | Информационные модели. Практическая работа № 11 | 1 | |
9. | Словесные информационные модели. Практическая работа № 4 (задание 4,5) | 1 | |
10. | Работа со словесными информационными моделями. Практическая работа № 4 (задание 6,7) | 1 | |
11. | Создание и оформление словесных информационных моделей. Практическая работа № 4 (задание 8,9) | 1 | |
12. | Многоуровневые списки. Практическая работа № 5 | 1 | |
13. | Математические модели. Контрольная работа | 1 | |
14. | Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Практическая работа № 6 (задание 1,2) | 1 | |
15. | Простые таблицы. Практическая работа № 6 (задание 3,4) | 1 | |
16. | Сложные таблицы. Практическая работа № 6 (задание 5,6) | 1 | |
17. | Табличное решение логических задач. Практическая работа № 6 (задание 7) | 1 | |
18. | Вычислительные таблицы. Практическая работа № 7 | 1 | |
19. | Электронные таблицы. Практическая работа № 8 (задание 1-3) | 1 | |
20. | Работа с электронными таблицами. Практическая работа № 8 (задание 4-6) | 1 | |
21. | Графики и диаграммы. Наглядное изменение процессов изменения величин. Практическая работа № 9 (задание 1-3) | 1 | |
22. | Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Практическая работа № 9 (задание 4) | 1 | |
23. | Графики и диаграммы. Визуализация многорядных данных. Практическая работа № 9 (задание 5-7) | 1 | |
24. | Многообразие схем. Практическая работа № 10 (задание 1,2) | 1 | |
25. | Информационные модели на графах. Практическая работа № 10 (задание 3-5) | 1 | |
26. | Деревья. Контрольная работа Практическая работа № 10 (задание 6,7) | 1 | |
Алгоритмика 7ч |
27. | Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. | 1 | |
28. | Исполнитель Чертежник. Использование вспомогательных алгоритмов. | 1 | |
29. | Исполнитель Чертежник. Цикл повторить n раз. | 1 | |
30. | Исполнитель Робот. Управление Роботом. | 1 | |
31. | Исполнитель Робот. Цикл «пока». | 1 | |
32. | Исполнитель Робот. Ветвление | 1 | |
33. | Проверочная работа | 1 | |
Резерв 1ч |
34 | Итоговый проект. Практическая работа №12. | 1 | |
Всего: 34 часа |
8 – класс (34 часа)
№ | Тема урока | Кол.час. | Дата |
Информация и информационные процессы – 8 ч |
1 | Вводный инструктаж по ТБ в кабинете. Информация в живой и неживой природе. | 1 | |
2 | Человек и информация. Информационные процессы в технике. | 1 | |
3 | Знаковые системы. | 1 | |
4 | Кодирование информации. Повторение материала. | 1 | |
5 | Вводный контроль | 1 | |
6 | Количество информации. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 1 «Вычисление количества информации с помощью калькулятора». | 1 | |
7 | Алфавитный подход к определению количества информации. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 2 «Тренировка ввода текстовой и цифровой информации с клавиатуры». | 1 | |
8 | Контрольная работа №1 по теме «Информация и информационные процессы» | 1 | |
Компьютер как универсальное устройство обработки информации – 11 ч |
9 | Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. | 1 | |
10 | Устройства ввода и вывода информации. | 1 | |
11 | Оперативная память. Долговременная память. | 1 | |
12 | Файлы. Файловая система. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 3 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера». | 1 | |
13 | Работа с файлами и дисками. Инструктаж по ТБ Практическая работа № 4 «Форматирование, проверка и дефрагментация дискет». | 1 | |
14 | Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 5 «Определение разрешающей способности мыши». | 1 | |
15 | Прикладное программное обеспечение. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 6 «Установка даты и времени». | 1 | |
16 | Графический интерфейс операционных систем. | 1 | |
17 | Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 7 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение». | 1 | |
18 | Правовая охрана программ и данных | 1 | |
19 | Контрольная работа №2 по теме «Компьютер как универсальное устройство обработки информации.» | 1 | |
Коммуникационные технологии – 14 ч |
20 | Передача информации. | 1 | |
21 | Локальные компьютерные сети. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 8 «Предоставление доступа к диску на компьютере в локальной сети». | 1 | |
22 | Глобальная компьютерная сеть Интернет. Состав Интернета. Практическая работа № 9 «Подключение к Интернету». | 1 | |
23 | Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 10 «География Интернета». | 1 | |
24 | Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 11 «Путешествие по Всемирной паутине». | 1 | |
25 | Электронная почта. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 12 «Работа с электронной Web-почтой». | 1 | |
26 | Файловые архивы. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 13 «Загрузка файлов из Интернета». | 1 | |
27 | Поиск информации в Интернете. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 14 «Поиск информации в Интернете». | 1 | |
28 | Электронная коммерция в Интернете. Общение, звук и видео в Интернете. | 1 | |
29 | Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. | 1 | |
30 | Форматирование текста на Web-странице. Инструктаж по Тб. Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML». | 1 | |
31 | Вставка изображений и гиперссылок на Web-страницы. | 1 | |
32 | Списки и интерактивные формы на Web-страницах | 1 | |
33 | Контрольная работа№3 по теме «Коммуникационные технологии». | 1 | |
Повторение 1ч |
34 | Повторение материала. Решение упражнений. | 1 | |
ИТОГО: | 34 | |
9 – класс (34 часов)
№ | Тема | Кол. часов | Дата |
Повторение – 1 ч |
1-2 | Техника безопасности при работе с компьютером. Количество информации как мера уменьшения неопределенности. Определение количества информации. | 1 | |
Глава 1. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации - 7 ч |
3-4 | Кодирование графической информации. Растровая и векторная графика. Практическая работа №1.1 «Кодирование графической информации». | 1 | |
5-6 | Растровая и векторная графика (продолжение). Практическая работа №1.2 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе». | 1 | |
7-8 | Входная диагностика. Практическая работа №1.3 « Создание рисунков в векторном графическом редакторе». | 1 | |
9-10 | Растровая и векторная анимация. Практическая работа №1.4 «Анимация». | 1 | |
11-12 | Кодирование и обработка звуковой информации. Практическая работа № 1.5. «Кодирование и обработка звуковой информации». | 1 | |
13-14 | Цифровое фото и видео. Практическая работа № 1.6 «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу». | 1 | |
15-16 | Практическая работа № 1.7.» Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа» Тестирование по теме «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации» | 1 | |
Глава 2. Кодирование и обработка текстовой информации - 6 ч. |
17-18 | Кодирование текстовой информации Создание документов в текстовых редакторах. Практическая работа № 2.1. «Кодирование текстовой информации» | 1 | |
19-20 | Ввод, редактирование, сохранение и печать документов. Форматирование документа. Практическая работа № 2.2.» Вставка в документ формул». Практическая работа № 2.3. «Форматирование символов и абзацев». | 1 | |
21-22 | Нумерованные и маркированные списки Практическая работа № 2.4. «Создание и форматирование списков» | 1 | |
23-24 | Таблицы Практическая работа № 2.5. « Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными» | 1 | |
25-26 | Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов Практическая работа № 2.6. « Перевод текста с помощью компьютерного словаря» Зачетное занятие по теме «Обработка текстовой информации» | 1 | |
27-28 | Практическая работа № 2.7. «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа». Тестирование по теме «Кодирование и обработка текстовой информации» | 1 | |
Глава 3. Кодирование и обработка числовой информации - 7 ч |
29-30 | Кодирование числовой информации Представление числовой информации с помощью систем счисления Практическая работа № 3.1. « Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора» | 1 | |
31-32 | Арифметические операции в позиционных системах счисления Двоичное кодирование чисел в компьютере. Контрольный срез знаний по теме «Перевод чисел из одной СС в другую» | 1 | |
33-34 | Электронные таблицы. Основные параметры. Основные типы и форматы данных Практическая работа № 3.2.1 «Относительные, абсолютные, смешанные ссылки в ЭТ, создание таблиц значений функций в ЭТ». | 1 | |
35-36 | Продолжение Практической работы № 3.2.1 «Относительные, абсолютные, смешанные ссылки в ЭТ, создание таблиц значений функций в ЭТ». | 1 | |
37-38 | Построение диаграмм и графиков в ЭТ. Практическая работа № 3.4. «Построение диаграмм различных типов» | 1 | |
39-40 | Базы данных в электронных таблицах Представление базы данных в виде таблицы и формы. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах Практическая работа № 3.5. «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах». | 1 | |
41-42 | Тестирование «Кодирование и обработка числовой информации» Зачетная практическая работа по теме «Кодирование и обработка числовой информации» | 1 | |
Глава 4. Основы алгоритмизации и программирования – 6 ч |
43-44 | Алгоритм, его свойства и формальное исполнение. Способы описания алгоритмов. Блок – схемы. Исполнители алгоритмов. Выполнение алгоритмов компьютером. Языки программирования, их классификация. | 1 | |
45-46 | Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения. Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания. Правила записи программы. | 1 | |
47-48 | Линейный алгоритм. Трассировка. Функции в языках программирования. Практическая работа № 4.1. «Знакомство с системами программирования». | 1 | |
49-50 | Линейные программы. Практическая работа № 4.2 Проект «Разработка линейной программы с использованием математических функций при записи арифметического выражения» | 1 | |
51-52 | Алгоритмическая структура «ветвление» Практическая работа № 4.3. Проект «Разработка программы, содержащей оператор ветвления» | 1 | |
53-54 | Алгоритмическая структура «выбор» Практическая работа № 4.4. Проект «Разработка программы, содержащей оператор выбора» | 1 | |
55-56 | Алгоритмическая структура «цикл». Виды циклов. Практическая работа № 4.5. Проект «Разработка программы, содержащей оператор цикла» | 1 | |
57-58 | Практическая работа № 4.6. Проект «Разработка программы, с использованием логических операций» Тестирование по теме «Основы алгоритмизации и программирования» | 1 | |
Глава 5. Моделирование и формализация - 8 ч |
59-60 | Окружающий мир как иерархическая система Моделирование, формализация, визуализация Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Практическая работа № 5.1 «Построение и исследование физических моделей с помощью ЭТ» | 1 | |
61-62 | Построение математической модели Практическая работа № 5.2. Проект «Создание чертежа в системе автоматизированного проектирования» | 1 | |
63-64 | Экспертные системы. Практическая работа № 5.3. «Постановка и проведение эксперимента в виртуальной компьютерной лаборатории» | 1 | |
65-66 | Информационные модели управления объектами. Практическая работа № 5.3. Проект «Модели систем управления, разработанные на языке объектно-ориентированного программирования» | 1 | |
Глава 6. Информатизация общества – 2 ч |
67-68 | Информационное общество Информационная культура Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий | 1 | |
| Итого | 34 ч | |
3