СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка по краеведению

Категория: Истоки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка по краеведению»



Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

туристско-краеведческой направленности

«Краевед»



Возраст обучающихся: 10-14 лет

Срок реализации: 2 года







Автор-составитель:

А.Г.Каримова,

педагог дополнительного образования,











ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьника, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. «Малая Родина» ребёнка — это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места города, его исторические и культурные центры, промышленные предприятия города, это и известные люди, гордость и слава нашего района.

На современном этапе развития общества изучение родного района становится актуальным как ведущий фактор воспитания патриотизма.

Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися территории своего района. Краеведение развивает у учащихся наблюдательность, мышление, воспитание воли, любознательности, познавательных интересов, собирательской активности, увлечению наукой.

При изучении «своей местности» у учащихся формируются правильные представления о многих объектах, явлениях и процессах, которые, в свою очередь, служат основой для понятий. Благодаря краеведению решается важная педагогическая проблема – соединение обучения с жизнью. В последнее десятилетие по России в целом возрос интерес к проблемам изучения родного района. С одной стороны, это дань моде, с другой — насущная необходимость, и диктуется она потребностями общества в создании условий для становления гражданина.

Особенностью данной программы является организация индивидуальной и коллективно-творческой деятельности учащихся по приобретению новых знаний об истории и культуре родного района из разных источников информации, творческая переработка информации и создание самостоятельных исследований, проектов.

Программа призвана обогатить знаниями об историческом прошлом нашего края, культурных традициях прошлого и настоящего, воспитывать школьников на примерах мужества, героизма и мудрости, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма.

Основная цель программы – формирование патриотического сознания школьников на основе изучения истории и культуры родного района.


Задачи программы:


Обучающие:

-развитие познавательного интереса к своей малой родине через различные формы работы;

-формирование у учащихся комплексных знаний о родном крае;

- освоение историко–обществоведческих знаний об окружающем мире, распределенных во времени и пространстве (история села ,рода, района, Республики Башкортостан);

Развивающие:

- воображение как основы для решения творческих задач;

- мышление как умение анализировать, сравнивать, обобщать факты;

- выявлять степень достоверности и вариативности оценки одних и тех

же событий в разных исторических источниках;

- эстетические чувства в ходе знакомства с народными промыслами и фольклорным наследием родного района.


Воспитательные:

-воспитание положительной привычки учащихся в организации собственного досуга на основе реализации деятельностного подхода;

- воспитание творческой личности в процессе осуществления речевой, трудовой и эстетической деятельности;

- воспитание бережного отношения к этнокультурному наследию родного района.


Программа предназначена для учащихся 10-14 лет.

Срок реализации программы 2 года.


Формы и режим занятий.


Формы работы

- Экскурсии и походы по родному краю.

- Художественное творчество учащихся.

- Выступления перед сверстниками по итогам проделанной работы

- Встречи с земляками: поэтами, художниками, ветеранами, людьми разных профессий.

- Устные журналы, беседы.

- Тематические праздники.

- Походы, дни здоровья

- Сбор и оформление материалов для школьного музея

- Проектная и исследовательская деятельность учащихся

- Участие в районных конкурсах по краеведению

- Музейные уроки


Режим занятий.    

Программа кружка рассчитана на 2 года. Занятия 2 часа в неделю, 56 часов в год.


Планируемые результаты.


К концу учебного года учащиеся будут знать:

- год основания и даты основных этапов образования города;

-некоторые виды народных промыслов ;

-народные праздники, обычаи, игры;

-самые крупные предприятия района;

-историко-культурные достопримечательности;

- названия наиболее известных улиц;

-животный и растительный мир Благоварского района;

-фамилии, имена, отчества своих прародителей в 3-4 поколениях;

-профессии своих родителей, бабушек, дедушек;

-выдающиеся люди – уроженцы с.Тан, Благоварского района;

-историко-культурные достопримечательности района;

-об истории и традициях родной школы;

-малые жанры устного народного творчества (загадки, колыбельные песни, поговорки, считалки);

-имена поэтов, писателей, художников, артистов с.Тан, Благоварского района;

Будут уметь:

-находить свой район, село на карте Башкортостана;

-объяснять историю основания с.Тан, сёл СП Тановский сельсовет, создания Благоварского района;

-объяснять изображение на гербе района;

-ориентироваться в Благоварском районе;

-проявлять уважение к людям разного возраста и разных профессий;

-во время досуга и в праздники играть в народные игры;

-получать из разных источников информацию о селе Тан и Благоварском районе и оценивать ее;

-описывать отдельные (изученные) события из истории села, жизни, быта и культуры;

-объяснить появление своей фамилии;

-различать следы исторического прошлого в современной действительности;

-передавать свое отношение к увиденному, услышанному, прочитанному через рисунок, драматизацию;

-составлять свое родословное древо.

Формы подведения итогов:

Опрос, контрольное занятие, самостоятельная работа, выставка, защита рефератов, конкурс, презентация краеведческо-исследовательских и творческих работ, самоанализ, взаимозачет, коллективный анализ работ, отзыв, коллективная рефлексия и др.

Документальные формы подведения итогов реализации образовательной программы необходимы для подтверждения достоверности полученных результатов освоения программы и могут быть использованы для проведения педагогом, родителями и органами управления образованием своевременного анализа результатов.

Портфолио учащихся и т.д. — документальные формы, в которых могут быть отражены достижения каждого обучающегося.







Учебный план

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы

аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

  1. Вводные занятия ( 12 часов)

1

Введение. Краеведение- наука о родном крае. Цели и задачи кружка.

Музеи, их задачи, роль и значение в собирании, охране, изучении и пропаганде исторического наследия.

2

2



2

Ревизия музейного уголка. Инструктаж по ведению исследовательской работы. Инструктаж по технике безопасности.

2

1

1

зачет

3

Основы музееведения. Распределение экскурсоводов.

2

2


зачет

4

Как правильно подготовить и провести экскурсию

2

1

1

зачет

5

Репетиция экскурсий по музейному уголку

2

1

1

зачет

6

Проведение экскурсий для учащихся 1- 5 классов

2

1

1

зачет

  1. Этнография ( 6 часов)

7

У истоков родного района. Знакомство с историей основания Благоварского района. История родного района

Благоварский район на карте Башкортостана

Наши соседи. Карта Благоварского района.

2

1

1

зачет

8

Символика Благоварского района. Герб, флаг.

Памятники истории и культуры Благоварского района. Достопримечательности родного села, района

Изучение зданий, имеющих историческое значение

2

1

1

зачёт

9

Улицы моего села .Название улиц с.Тан и их история.

2

1

1

зачёт

  1. История и люди (18 часов)

10

История и люди .Кто из известных людей посещал с.Тан

2

2


зачёт

11

Достопримечательности с.Тан, Благоварского района

2

2


фотоотчет

12

«Мастера золотые руки». Знакомство с жителями села, Благоварского района, занимающихся творчеством.

2

1

1

фотоотчет

13

Встреча с художником Рафисом Зайнетдиновым.

2

1

1

зачет

14

Таланты родного района, знакомство с талантливыми людьми Благоварского района.

2

1

1

зачёт

15

Поэты и писатели Благоварского района

Встреча с поэтами Благоварского района

2

1

1

зачёт

16

Артисты Благоварского района

2

1

1

зачёт

17

Художники Благоварского района

2

1

1

зачет

18

Оформление творческих проектов по теме: Замечательные люди Благоварского района.

2

1

1

зачет

  1. Моя родословная (6 часов)

19

Моя родословная .Что означают наши имена и фамилии.

2

1

1

зачёт

20

Составление генеалогического древа

2

1

1

зачёт

21

Оформление творческих работ о своей семье.

2

1

1

зачёт

  1. Благоварскийрайон в годы ВОВ (4 часа)

22

Изучение темы «Тыл в годы Великой Отечественной войны». Знакомство с книгой “Памяти”. Наши земляки – участники Великой Отечественной войны.

2

1

1

Зачет

23

Оформление творческих работ об участниках ВОВ.

2

1

1

зачёт

  1. Производство. Система образования, праздники и традиции родного района.

История школы. Итоговое занятие (10 часов)

24

Предприятия и организации Благоварского района


2

1

1

зачёт

25

Система образования Благоварского района

Учебные заведения Благоварского района. Оформление творческих работ

2

2


зачёт

26

Праздники, обычаи и традиции родного района.

2

1

1

зачёт

27

История родной школы. Традиции родной школы

2

1

1

Зачет

28

Итоговое занятие Смотр-конкурс творческих проектов «Выпускники школы»


2

1

1

Фотоотчёт


ИТОГО:

56

33

23


Содержание программы

Вводные занятия (12 часов)

Введение. Краеведение- наука о родном крае. Цели и задачи кружка.

Музеи, их задачи, роль и значение в собирании, охране, изучении и пропаганде исторического наследия. Ревизия музейного уголка. Инструктаж по ведению исследовательской работы. Инструктаж по технике безопасности. Основы музееведения. Распределение экскурсоводов. Как правильно подготовить и провести экскурсию. Репетиция экскурсий по музейному уголку. Проведение экскурсий для учащихся 1- 5 классов.

Из них Практические работы – 4 часа.

  1. Этнография ( 6 часов)

У истоков родного района. Знакомство с историей основания Благоварского района. История родного района. Благоварский район на карте Башкортостана. Наши соседи. Карта Благоварского района. Символика Благоварского района.Герб, флаг.

Памятники истории и культуры Благоварского района. Достопримечательности родного села, района

Изучение зданий, имеющих историческое значение. Улицы моего села .Название улиц с.Тан и их история.

Из них Практические работы – 3 часа.

  1. История и люди (18 часов)

История и люди. Кто из известных людей посещал с.Тан. «Мастера золотые руки».Знакомство с жителями Тан, занимающихся творчеством. Встреча с художником Зайнетдиновым Р.Р. Изучение творческих работ скульптора Зайнетдинова Р.Р. Таланты родного района. Знакомство с талантливыми людьми Благоварского района. Поэты и писатели Благоварского района. Встреча с поэтами Благоварского района. Артисты Благоварского района. Художники Благоварского района.

Из них Практические работы – 7 часов..

  1. Моя родословная (6 часов)

Моя родословная. Что означают наши имена и фамилии. Составление генеологического древа.

Из них Практические работы – 3 часа.

  1. Благоварский район в годы ВОВ (4 часа)

Изучение темы «Тыл в годы Великой Отечественной войны». Знакомство с книгой “Памяти”. Наши земляки – участники Великой Отечественной войны. Оформление творческих работ об участниках ВОВ.

Из них Практические работы – 2 часа.

  1. Производство. Система образования, Праздники и традиции родного района.

История школы. Итоговое занятие (10 часов)

Предприятия и организации Благоварского района. Система образования Благоварского района. Учебные заведения Благоварского района. Праздники, обычаи и традиции родного района. История родной школы. Традиции родной школы. Выпускники школы. Итоговое занятие. Из них Практические работы – 4 часа.


Методическое обеспечение.

Принципы, методы, формы, технологии обучения, воспитания и развития.

Принципы воспитания и обучения. В кружковой работе можно выделить следующие принципы воспитания и развития учащихся:
- гуманистическая направленность воспитания;

- целенаправленность и целесообразность воспитания;

- коллективность воспитания (воспитание в коллективе и через коллектив);

- единство разумной требовательности и уважительное отношение к личности;

- обеспечение в процессе воспитания единства слова и дела, научной теории и практики;

- стимулирование воспитательной деятельности и проявление высокого уровня воспитанности;

- опора на положительное в человеке;

- деятельностный подход – воспитание в различных видах деятельности;

- единство воспитания, самовоспитания и перевоспитания;

- комплексный подход к воспитанию с учетом активного функционирования всех элементов процесса воспитания.

Принципы обучения:
- связь обучения с жизнью;

- связь теории и практики;

- научности обучения;

- доступности и высокого уровня трудности обучения;

- систематичности;

- наглядности;

- прочности и действенности результатов;

-творческой активности и самостоятельности обучающихся при руководящей роли педагога;

- сочетание коллективных и индивидуальных форм учебной работы;

- гуманный, воспитывающий и развивающий характер обучения.
Методы обучения:
– словесные методы: рассказ, беседа, инструктаж и т. д.;

– практические методы: упражнение, тренировка, самоуправление и т. д.;

– наглядные методы: иллюстрирование, показ и т. д. Существует еще одна классификация по источникам познания:

– метод формирования знаний: рассказ, беседа, инструктаж, иллюстрирование и т. д.;

– метод формирования поведения: упражнение, тренировка, самоуправление и т. д.;

Формы обучения: 

- Индивидуальная форм; 

- Групповая форма;

- Фронтальная форма; 


Материально-техническое оснащение:

-методическая литература по краеведению;

- репродукции картин художников Благоварского района

- фотографии с видами Благоварского района ;

- фотографии из семейных альбомов:

- карты Республики Башкортостан, Благоварского района;

- символика Благоварского района.

Занятия строятся соответственно возрастным особенностям: определяются методы проведения занятий, подход к распределению заданий, организуется коллективная работа, планируется время для теории и практики. Каждое занятие включает в себя элементы теории, практику, демонстрации. Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ, оценка. Наиболее подходящая форма оценки — презентации, защита работ, выступления.



ЛИТЕРАТУРА:



1.Нормативно-правовые документы:

-Конвенция о правах ребенка (принята 20 ноября 1989 г. Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН)

-Закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ

-Приказ министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. №1008 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"

-Письмо Минобразования РФ от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей».

-Письмо Минобрнауки России от 11.12. 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»

-Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"(утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. N 41)


2.Основной список:

-Муниров Р.Р.Учителю о краеведении:Учебное пособие.Уфа:ИРО РБ,2015.

-Фахретдинова Ф.Р.Организация научного общества учащихся в школе: методические рекомендации-Уфа:ИРО РБ,2017.

-Р.Т.Азнабаев.Знаешь ли ты свои корни?Научно-методическое пособие по подготовке и проведению народного праздника «Шежере байрамы»-Уфа:»Белая река»,2016.

-Асадуллина-Ибрагимова Н.И. В помощь организаторам праздника «Шежере байрамы»-Уфа:Институт истории, языка и литературы УНЦ РАН.


3.Дополнительный список:

-С.И.Хамидуллин История башкирских родов.Минг.Том 17.ч.2-Уфа:Институт истории, языка и литературы УНЦ РАН, 2016;

-Р.Г.Кузеев Башкирские родословные-Уфа:Китап,2002;

-Р.З.Янгужин Башкирские племена- Уфа:Китап,1998;

-Курбангулов Р.Г.На памть потомкам.-Уфа:Гилем,2002;

- Курбангулов Р.Г.Из истории сел и деревень Благоварского района.-Уфа:Гилем,2002;

-М.Р.Ижбулатов Шеджере-Казань: «Магариф-Вакыт», 2014;

-А.ГКильдибеков Шамей-Уфа: «ХАН»,2007.


4. Интернет ресурсы

rgo-rb.ru›2017/06/kraevedcheskaya-literatura/


6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!