СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка "Краеведение"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа предназначена для работы в школьном музее.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Краеведение"»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Николо-Поломская средняя общеобразовательная школа» Парфеньевского муниципального района Костромской области





Рассмотрено Согласовано Утверждаю

Руководитель МО Заместитель директора по УВР Директор школы

учителей __________ _________/____________/ __________/_____________/

________/_________/ «___» ___________2017 г Приказ №______

Протокол №_______

от «___» __________2017 г от «___» ___________2017 г







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КРУЖКА «КРАЕВЕДЕНИЕ»

_______________________________________________________________



(наименование учебного курса, предмета, дисциплины, модуля)





Составитель (составители) программы:



Груздева Татьяна Григорьевна

Учитель 1 квалификационной категории



2017 год



Пояснительная записка.

Все мы – граждане своей Родины. Воспитание краеведческой культуры, нравственной позиции гражданина по отношению к родному краю – одно из основных направлений общей стратегии воспитания. Это должен быть не потребитель или пассивный наблюдатель, а хранитель и созидатель природы и культуры, понимающий и любящий свою малую родину. Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно.

Программа кружка дополнительного образования по краеведению «Мой родной край» составлена для работы со школьниками среднего и старшего звена и направлена на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Материалы программы могут быть использованы на уроках окружающего мира в начальной школе, на уроках истории при изучении тем с использованием краеведческого материала, на внеклассных занятиях. Изучение родного края способствует воспитанию патриотического курса, дает возможность привлечь к поисково-исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальная проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний. Программа обучения рассчитана на школьников 5-9 классов. В ее основе - развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.

Цель программы: Формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интереса к истории Костромской области.

Задачи программы:

Обучающие:

Познакомить ребят с культурными учреждениями района, области; историей возникновения и развития малой родины. Формировать культуру поведения в природе. Обогащать представления об окружающем мире. Учить детей быть ответственными за свои поступки.  

Развивающие:

Способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение). Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к окружающей среде родного края, необходимость рационально относиться к компонентам неживой природы. Прививать любовь к природе, желание о ней заботиться.

Программа кружка дополнительного образования по краеведению «Мой край родной» предполагает другой стиль общения учителя и учеников. Такая форма организации занятий способствует не назидательному изучению основ краеведения, а развивает интерес к истории родного края, научно-познавательной деятельности на основе организованной работы по наблюдению за окружающей средой, экскурсионной деятельности, ведет к эстетическим переживаниям, практической готовности созидать вокруг себя, бережному обращению с вещами не только потому, что это чей-то труд, но еще и потому, что затрачены материалы, взятые из природы.

В программе представлены разнообразные виды деятельности детей, обеспечивающие полноценное усвоение краеведческих знаний и верное их применение в игровой, трудовой, познавательной, учебной, творческой деятельности.

В процессе работы программой предусматриваются коллективные (экскурсии, чтение художественной литературы, наблюдения, целенаправленные прогулки, краеведческие викторины, знакомства с творчеством художников, поэтов, писателей Парфеньевского района и Костромского края, прослушивание музыкальных произведений, просмотр видеозаписей) и индивидуальные занятия (анкетирование, тестирование, дидактические игры, краеведческие задания, заучивание стихотворений, поговорок, пословиц; изготовление кормушек, диагностика). Работа строится таким образом, чтобы в процессе краеведческого воспитания осуществляется формирование гражданских навыков у воспитанников через познавательный, досуговый, исследовательский блоки, а также через практические занятия. Содержание познавательного блока составляют сведения о природе нашего края, истории образования области и города, людях, населяющих Костромской край. Для того, чтобы занятия кружка были интересны и не утомляли детей, целесообразно предусмотреть смену видов деятельности: познавательной, игровой, творческой, трудовой, исследовательской. Активизации деятельности воспитанников способствуют занятия в классной комнате, экскурсии в музеи, коллективные творческие дела, выставки работ, встречи с интересными людьми. Значительное место отводится практической деятельности. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье - сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо– туристические технологии, проектные технологии.

Программа кружка дополнительного образования по краеведению «Мой край родной» предусматривает следующие формы контроля знаний, умений и навыков: разноуровневые тестовые проверочные работы, отчеты по экскурсиям, практическим работам, защиту проектов.


В музее создается Совет, в состав которого входят учащиеся школы с 5 по 9 класс.

В совете музея выбираются:

председатель музея, экскурсоводы, информационный отдел, культурно-массовый отдел, организационный отдел.

В музее проводятся занятия, экскурсии, различные мероприятия, активом музея реализуются социальные проекты и образовательные программы, что позволяет решать одну из главных задач воспитательного процесса школы — воспитание патриотизма.

Музей работает по нескольким приоритетным направлениям: экспозиционно-оформительское, поисково-исследовательское, научно-методическое и экскурсионное направление.

1.экспозиционно-оформительское направление:

Цель: - оформление экспозиций, стендов и витрин, выставок;

- уход за экспонатами и их реставрация;

В музее имеются стенды для сменных экспозиций и тематических выставок, что позволяет проводить экскурсии, лекции и выставки. При проведении экскурсий и мероприятий активно используется ИКТ. Весь собранный материал составляет фонд музея

2.Поисково-исследовательское направление реализовывается через следующие формы работы:

-Сбор материала о ветеранах ВО войны, тружениках тыла.

-История улиц нашего поселка, игры детства и т.д.

В процессе исследовательской работы происходит социальная адаптация поисковика-краеведа, так как через личностное отношение к существующей проблеме выявляются его гражданская позиция, ценностные ориентиры и приоритеты.

Ученики нашей школы активно занимаются различными историческими исследованиями. Особенно интересны такие темы как жизнь жителей нашего села в прошлом веке, особенно во время Великой Отечественной войны. Взаимопомощь и сотрудничество учеников и учителей в исследовательской работе дает положительные результаты: опросы, проведенные среди учащихся, показали, что учащиеся интересуются работой музея, принимают участие в подготовке музейных мероприятий, у них есть желание посещать его, большинство хотят стать экскурсоводами. Это направление дало возможность учащимся проявить себя в исследовательской работе, проявить свои исследовательские умения.

3.научно-методическое направление музея включает в себя:

- использование музейной информации в учебно-воспитательном процессе школы;

Цель: Помощь учителю в подборе и проведении необходимого материала для тематических классных часов. Помощь в организации интегрированных уроков с элементами краеведения:

Посредством музея создается обратная связь между учеником и учителем, классом и классным руководителем, музей помогает учителю в подборе необходимого материала для тематических классных часов, разрабатывает тематические экскурсии по стендам и экспозициям музея. Кроме того, в музее есть прекрасный материал, необходимый для уроков краеведения, истории, географии, экологии, рисования. Преподаватели этих предметов используют музей не только при подготовке к урокам, но и могут провести урок в помещении школьного музея.

Классные руководители за основу своего планирования работы с классом берут музейные проекты. Педагоги на своих уроках используют элементы музейной педагогики, такие, как урок в музее, интерактивная экспозиция, сочинение по увиденному и услышанному и др. Таким образом, музей из замкнутого пространства превращается в открытую систему. Именно в таком музее может быть воплощена идея сотворчества учащихся, учителей и родителей.

4.Экскурсионное направление заключается в:

- подготовке экскурсоводов из состава учащихся школы;

- проведение экскурсий в музее;

Цель: организация обзорных, тематических экскурсий, поиск информации и подготовка новых экскурсий, проведение беседы, устных журналов, презентаций.

Экскурсия – это одно из средств коммуникации, в процессе которой возникает диалог субъекта и объекта посредством зрительного (наглядного), моторного и вербального восприятия. Экскурсия – это выход, выступление, с определенной и к определенной цели, когда учащийся «встречается» с объектом изучения в естественной обстановке, в среде его обитания. Экскурсии стали органической частью школьного образовательно - воспитательного процесса.
Наш музей способствует изучению историко-культурного наследия села, развитию чувства уважения к старшему поколению, вовлечению учащихся в социально значимую деятельность, оказывает благотворное влияние на жителей разных возрастов (школьников, молодёжь, родителей, ветеранов). Учащиеся постигают азы исследовательской деятельности. Они учатся выбирать и формулировать темы исследования, заниматься поиском и сбором источников. 
 Встреча с прошлым помогает им лучше понимать настоящее.

Занятия проходят 1 раз в неделю в течение 1 академического часа, в год 34 часа.


Содержание программы

Курс программы состоит из 13 разделов.

1 раздел - «Введение в краеведение»

Этот раздел программы направлен на формирование начал краеведческой культуры, осознанно-правильного отношения к родному краю. В ребенка закладывается первоначальное представление о возникновении села Парфеньева, происхождении Парфеньевского района.

2 раздел - «Мой край на карте Родины»

В этом разделе программы дети знакомятся с границами территории и географическим положением Костромкого края, сравнивают с картой Российской Федерации. Знакомятся с историей появления славян на Костромской земле; с историей возникновения города Костромы.

3 раздел – «Я и моя семья»

Раздел нацелен познакомить учащихся с творчеством и жизнью Е. Честнякова, заострить внимание на значение патриотизма в его творчестве. Рассказать, что связывает род Пушкиных с нашим краем.

Создать представление о подвиге И. Сусанина, рассказать о роде Сусаниных. Познакомить детей с родоначальниками рода Лермонтовых и его историей в Костромском крае.

Многие дети совсем не знают историю своей семьи. В этом разделе дети готовят сообщения о членах своей семьи, составляют свое генеалогическое древо.

4 раздел – Дом, в котором я живу или хотел бы жить»

Раздел знакомит ребят с произведениями русского деревянного зодчества на примере памятников архитектуры Костромской области. (церкви, монастыри, соборы). На основе фотографий и иллюстраций дети рассматривают фасады и интерьеры старых домов. Раскрывается понятие «Мой дом – моя крепость». Дети сравнивают современное жилье с жилищем людей прошлых времен.

5 раздел – «Моя улица»

В этом разделе программы учащиеся знакомятся с названием улиц поселка, их историей, расположением домов. Историческими объектами поселка.

6 раздел – «Наша школа»

Дети знакомятся с историей своей школы.

7 раздел – «Моя малая Родина»

Раздел направлен на знакомство с историей возникновения родного поселка. Дается представление о возникновении поселка; просхождении Пафеньевского района. Рассматривают историю некоторых названий, характерных для нашей местности. Показывается роль коренных жителей области в развитии истории и культуры края. Анализируется, как изменился поселок за время его становления. Можно предложить детям пофантазировать на тему «Наш поселок через 100 лет».

8 раздел – «Природа нашего края»

В этом разделе дети знакомятся с растительным и животным миром Костромской области. Видовым составом растительного покрова и животного мира природного комплекса нашей природной зоны; животным миром рек, водоемов; сроками сбора лекарственных растений и правилами их заготовки; сроками и количеством промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон.

9 раздел – «Что дает наш край стране»

Этот раздел знакомит детей с промышленными предприятиями Парфеньевского района, области.

10 раздел – «Наш край богат талантами»

Дети знакомятся с творчеством художников, писателей, поэтов родного края. Посещают выставки краеведческого музея.

11 раздел – «Наш край в годы Великой Отечественной войны»

Раздел направлен на знакомство с людьми-тружениками тыла, героями ВОВ.

12 раздел – «Герб района»

Знакомство с гербами области и района, историей их создания, смысловым значением.

13 раздел – «Природа в опасности»

В этом разделе дети знакомятся с понятием «Красная книга», узнают о редких видах растительного и животного мира Костромского края.


Примерный тематический план.


п/п

Наименование раздела

Количество часов


теория

практика

Экскур

сии

Массовые мероприятия

всего

1.

Введение в краеведение

1

-

-

-

1

2.

Мой край на карте Родины

1

1

-

-

2

3 .

Я и моя семья

1

2

-

-

3

4.

Дом, в котором я живу или хотел бы жить

1

1

-

-

2

5.

Моя улица

-

1

1

-

2

6.

Наша школа

-

1

1

-

2

7.

Моя малая Родина

-

1

1

-

2

8.

Природа нашего края

3

3

-

1

6

9.

Что дает наш край стране

-

1

1

-

2

10.

Наш край богат талантами

-

1

1

-

2

11.

Наш край в годы Великой Отечественной войны

2

1

1

1

5

12.

Герб района

1

1

-

-

2

13.

Природа в опасности.

1

1



2


ИТОГО:

11

15

6

2

34


Ожидаемые результаты

Воспитанники должны знать:

- Основы экологической и краеведческой культуры.

- Некоторые особенности природы своего края.

- Историю своей семьи.

- Общее представление о предмете и многообразии знаний о родном крае.

- Общее представление о “следах времени”, об изменениях облика города.

- Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны.

- Правила поведения в природе.

- Особенности труда людей наиболее распространенных профессий.

Воспитанники должны уметь:

- Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством руководителя кружка.

-Посещать музеи и другие культурные учреждения.

Список литературы

1.Актуальные вопросы деятельности общественных музеев. М., 1980.

2.Голышева Л.Б. Музейная педагогика/Преподавание истории в школе №2, 2003 г.

3.Методика историко-краеведческой работы в школе, под ред. Н.С. Борисова. М., 1982

4.Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам в школе. Спб., 2002.

5.Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории, М., 1974.

6.Садкович Н.П., Практические рекомендации по созданию текста истории школы/Преподавание истории в школе «2, 2003 г.

7.Смирнов В.Г., Художественное краеведение в школе, М., 1987.

8.Туманов В.Е., Школьный музей, М., 2002



8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!