СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа для 10-11 классов по литературе (профильный уровень)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для 10-11 класса по  литературе

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для 10-11 классов по литературе (профильный уровень)»

Требования к уровню подготовки выпускников


В результате изучения литературы на профильном уровне ученик должен

знать/понимать:

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв., этапы их творческой эволюции;

  • историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;

  • основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;

  • раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией; выявлять "сквозные темы" и ключевые проблемы русской литературы;

  • соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;

  • определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;

  • сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;

  • выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;

  • выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • составлять планы и тезисы статей на литературные темы, готовить учебно-исследовательские работы;

  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы.


Содержание учебного предмета


Русская литература XIX века

А.С. Пушкин

Стихотворения: "Погасло дневное светило...", "Свободы сеятель пустынный...", "Разговор книгопродавца с поэтом", "Подражания Корану" (IX. "И путник усталый на Бога роптал...") "Элегия", ("Безумных лет угасшее веселье..."), "...Вновь я посетил...", «И я слыхал, что Божий свет», «Мне вас не жаль, года весны моей», «Если жизнь тебя обманет», «Возрождение», «Цветок».

М.Ю. Лермонтов

Стихотворения: "Молитва" ("Я, Матерь Божия, ныне с молитвою..."), "Как часто, пестрою толпою окружен...", "Валерик", "Сон" ("В полдневный жар в долине Дагестана..."), "Выхожу один я на дорогу..."; «Воздушный корабль», «Наполеон», «Не говори: одним высоким...», «В неверный час меж днём и темнотой...», «Поле Бородина».

Поэма "Демон".

Н.В. Гоголь

«Петербургские повести». Повесть «Портрет».

А.Н. Островский

Драма "Гроза"

Комедия "Лес".

Н.А. Добролюбов. "Луч света в темном царстве" (фрагменты); А.А. Григорьев. "После "Грозы" Островского. Письма к И.С. Тургеневу" (фрагменты).

И.А. Гончаров

Роман "Обломов".

Очерки "Фрегат Паллада" (фрагменты).

Н.А. Добролюбов. "Что такое обломовщина?" (фрагменты); А.В. Дружинин. "Обломов", роман И.А. Гончарова" (фрагменты).

И.С. Тургенев

Роман "Отцы и дети".

Д.И. Писарев. "Базаров" (фрагменты).

Ф.И. Тютчев

Стихотворения: "Silentium!", "He то, что мните вы, природа...", "Умом Россию не понять...", "О, как убийственно мы любим...". "Нам не дано предугадать...", "Природа - сфинкс. И тем она верней...", "К.Б." ("Я встретил вас - и все былое..."), «День и ночь», "В душном воздухе молчанье...", «Слезы людские, о слезы людские…», «Пошли господь свою отраду…», «Святая ночь на небосклон взошла».

А.А. Фет

Стихотворения: "Это утро, радость эта...", "Шепот, робкое дыханье...", "Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...", "Еще майская ночь", «Я пришел к тебе с приветом...», «На заре ты ее не буди...», «Заря прощается с землей...» "Нет, я не изменил", "Еще люблю, еще томлюсь".

А.К. Толстой

"Средь шумного бала", «Ой стоги, стоги», «Край ты мой, родимый край», баллады «Порой веселой мая…», «Василий Шибанов»

Н.А. Некрасов

Стихотворения: "В дороге", "Вчерашний день, часу в шестом...", "Мы с тобой бестолковые люди...", "Поэт и Гражданин", "Элегия" ("Пускай нам говорит изменчивая мода..."), "О Муза! я у двери гроба...", «Родина», «Рыцарь на час», "Орина – мать солдатская«, »Внимая ужасам войны", «Тройка».

Поэма "Кому на Руси жить хорошо" .

Н.Г. Чернышевский

Роман "Что делать?" (обзор).

Н С. Лесков

Сказ «Левша»

М.Е. Салтыков-Щедрин

"История одного города" (обзорное изучение).

Ф.М. Достоевский

Роман "Преступление и наказание".

Очерк "Пушкин".

Н.Н. Страхов. "Преступление и наказание" (фрагменты).

Л.Н. Толстой

Роман-эпопея "Война и мир".

А.П. Чехов

Рассказы: "Попрыгунья", "Палата N 6", "Студент", "Дом с мезонином", "Ионыч", "Человек в футляре", "Крыжовник", "О любви", "Дама с собачкой", «Тоска», повесть «Степь».

Пьеса "Вишневый сад". «Дядя Ваня»

Русская литература XX века

И.А. Бунин

Стихотворения: «Песня», «Осыпаются астры в садах», «Одиночество», «Мы встретились случайно», «Мы рядом шли».

Рассказы: "Антоновские яблоки", "Господин из Сан-Франциско", "Темные аллеи", "Чистый понедельник", «Руся», «Красавица».

  1. И. Куприн

«Гранатовый браслет»

Л.Н. Андреев

«Иуда Искариот»

М. Горький

Пьеса "На дне". «Мать», «Дело Артамоновых».

Поэзия конца XIX - начала XX в.

К.Д. Бальмонт «Колокольный звон», Н.С. Гумилев «В пути», В.В. Хлебников «Жизнь», Мне мало надо!»

Л.А.Блок

Стихотворения: "Незнакомка", "Россия", "Ночь, улица, фонарь, аптека...", "В ресторане", "Река раскинулась. Течет, грустит лениво..." (из цикла "На поле Куликовом"), "На железной дороге", «Вхожу я в темные храмы...», «Я, отрок, зажигаю свечи...», «Предчувствую Тебя...», «Мне страшно с Тобою встречаться...», «О доблестях, о подвигах, о славе...»

Поэма "Двенадцать".

  1. В. Маяковский

Стихотворения: "А вы могли бы?", "Послушайте!", "Скрипка и немножко нервно", "Лиличка!", "Юбилейное", "Прозаседавшиеся", «Утро», «Ночь», «Война объявлена», «Вам!», «Мама и убитый немцами вечер»

Поэма "Облако в штанах"

  1. А. Есенин

Стихотворения: "Гой ты, Русь, моя родная!..", "Не бродить, не мять в кустах багряных...", "Мы теперь уходим понемногу...", "Письмо матери", "Спит ковыль. Равнина дорогая...", "Шаганэ ты моя, Шаганэ...", "Не жалею, не зову, не плачу...", "Русь Советская", «Песнь о собаке», «О красном вечере задумалась дорога...», «Я покинул родимый дом...», «Каждый труд благослови, удача!..», «Гори, звезда моя, не падай...».

Поэма «Анна Снегина».

М.И. Цветаева

Стихотворения: "Моим стихам, написанным так рано...", "Стихи к Блоку" ("Имя твое - птица в руке..."), "Кто создан из камня, кто создан из глины...", "Тоска по родине! Давно...", «Идешь, на меня похожий...», «Говорила мне бабка лютая...», «Кабы нас с тобой да судьба свела...», «Если душа родилась крылатой...», «Кто создан из камня, кто создан из глины...».

О.Э. Мандельштам

Стихотворения: "Notre Dame", "Бессонница. Гомер. Тугие паруса...", "За гремучую доблесть грядущих веков...", "Я вернулся в мой город, знакомый до слез...", «Я изучил науку расставанья...», «Отравлен хлеб и воздух выпит...», «Мы живем, под собою не чуя страны...»

А.А. Ахматова

Стихотворения: "Песня последней встречи", "Сжала руки под темной вуалью...", "Мне ни к чему одические рати...", "Мне голос был. Он звал утешно...", "Родная земля«Перед весной бывают дни такие...», «Я научила женщин говорить...», «Не с теми я, кто бросил землю...»

Поэма "Реквием".

Б.Л. Пастернак

Стихотворения: "Февраль. Достать чернил и плакать!..", "Определение поэзии", "Во всем мне хочется дойти...", "Гамлет", "Зимняя ночь", «Метель», «Во всем мне хочется дойти до самой сути...», «Быть знаменитым некрасиво...»

Роман "Доктор Живаго" (обзорное изучение с анализом фрагментов).

М.А. Булгаков

Романы: "Белая гвардия" или "Мастер и Маргарита".

И.Э. Бабель

Рассказы «Измена», «Мой первый гусь»

Е.И. Замятин

Роман "Мы"

A.X. Платонов

Повесть «Котлован»

М.А. Шолохов

Роман-эпопея "Тихий Дон" .

B.З. Набоков

Роман «Машенька»

Н.А. Заболоцкий

«Я не ищу гармонии в природе...», «Вчера, о смерти размышляя...», «Метаморфозы»

AT. Твардовский

Стихотворения: "Вся суть в одном-единственном завете...", "Памяти матери", "Я знаю: никакой моей вины...", «В тот день, когда кончилась война», «Береза», «Нет, жизнь меня не обделила»

B.T. Шаламов

"Колымские рассказы".

А.И. Солженицын

Повесть "Один день Ивана Денисовича".

Роман "Архипелаг Гулаг" (фрагменты).

Проза второй половины XX века

В.С. Гроссман. Роман «Жизнь и судьба», В.Л. Кондратьев. Повесть «Сашка», В.Г. Распутин. Повесть «Прощание с Матёрой».

Поэзия второй половины XX века

Б.А. Ахмадулина «Свеча», «По улице моей который год…». И.А. Бродский «Помнишь свалку вещей на железном стуле…», «Знаешь, когда зима тревожит бор Красноносом…». Е.А. Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет…», «Я жаден до людей».

Драматургия второй половины XX века

А.Н. Арбузов «Мой бедный Марат». А.В. Вампилов «Старший сын».

Литература последнего десятилетия

Ф.Д. Кривин. Рассказ «Простое, как мычание».

В. Ползкова. Стихотворение «Яблоко»

Литература народов России.

Р. Гамзатов Стихотворение «Берегите матерей»

М. Джалиль. Стихотворение «Варварство»

Зарубежная литература

Проза

Э.Т.А. Гофман «Житейские воззрения кота Мурра», Г. Ибсен «Пер Гюнт», Ф. Кафка «Превращение», Г. Мопассан «Пышка», Г. Флобер «Госпожа Бовари».

Поэзия

Ш. Бодлер «Альбатрос», Г. Гейне «Крик сердца», А. Рембо «Ощущение», «Пьяный корабль».



Основные историко-литературные сведения

Русская литература XIX века

Русская литература в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, "праведничество", борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека).

Нравственные устои и быт разных слоев русского общества (дворянство, купечество, крестьянство). Роль женщины в семье и общественной жизни. Тема Родины и природы в русской литературе и литературе других народов России.

Национальное самоопределение русской литературы. Общеевропейские историко-­культурные и художественные предпосылки романтизма и национальные особенности его русской ветви. Романтизм в русской литературе и литературе других народов России. Дух бунтарства и отражение трагического конфликта личности и мироздания, героя и общества в романтических произведениях. Преобладание поэзии в литературе 1800-1820-х годов. Роль романтической лирики в развитии психологизма; формирование в ней символической образности. Особенности поэтического слова в романтической лирике.

Становление классической прозы в русской литературе 1830-1840-х годов. Формирование реализма как новой ступени познания и художественного освоения мира и человека. Общее и особенное в реалистическом отражении действительности в русской и литературе других народов России. Проблема человека и среды. Осмысление взаимодействия характера и обстоятельств. Внимание к социальным "низам". Универсальность художественных образов.

Журналистика 50-70-х гг. XIX века. Роль литературной критики в общественно­культурном развитии России. Создание классических образцов русского романа, получивших мировое признание. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Проблема судьбы, веры и безверия, смысла жизни и тайны смерти. Выявление опасности своеволия и прагматизма. Понимание свободы как ответственности за совершенный выбор. Идея нравственного самосовершенствования. Споры о путях улучшения мира: революция или эволюция и духовное возрождение человека.

Традиции и новаторство в русской поэзии. Развитие русской философской лирики. Проблема счастья и общественного служения. Образ русской женщины. Возвышенное и трагическое звучание темы любви.

Формирование национального театра. Демократизация русской литературы. Размышления о народе и ответственности перед ним. Отражение картин народной жизни, традиций, быта.

Сатира в литературе второй половины XIX в., формы ее выражения. Историзм и психологизм. Расцвет малых прозаических форм в последние десятилетия XIX века.

Формирование и развитие литературного языка. Классическая русская литература и ее мировое признание.

Русская литература XX века

Традиции и новаторство в русской литературе на рубеже XIX-XX веков. Новые литературные течения. Поиски и эксперименты. Усложнение картины мира. Отношение к традициям. Модернизм.

Трагические события начала века (Первая мировая война, революция, Гражданская война, массовые репрессии, коллективизация) и их отражение в русской литературе и литературе других народов России. Конфликт человека и эпохи.

Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. "Социалистический реализм" в литературе советского периода. Государственное регулирование и творческая свобода в советской литературе. Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Сатира в литературе. Проблема "художник и власть".

Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе и литературе других народов России.

Новое понимание русской истории. Влияние "оттепели" 1960-х годов на развитие литературы. Литературно-художественные журналы, их место в общественном сознании. "Лагерная" тема. "Деревенская" проза. Постановка острых нравственных и социальных проблем (человек и природа, проблема исторической памяти, ответственность человека за свои поступки, человек на войне). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала в русской литературе и литературе других народов России.

Поэтические искания. Развитие традиционных тем русской лирики (темы любви, гражданского служения, единства человека и природы). Основные тенденции современного литературного процесса.

Литература народов России

Отражение в национальных литературах общих и специфических духовно-нравственных и социальных проблем.

Произведения писателей-представителей народов России как источник знаний о культуре, нравах и обычаях разных народов, населяющих многонациональную Россию. Переводы произведений национальных писателей на русский язык.

Плодотворное творческое взаимодействие русской литературы и литературы других народов России в обращении к общенародной проблематике: сохранению мира на земле, экологии природы, сбережению духовных богатств, гуманизму социальных взаимоотношений.

Общность духовно-нравственных идеалов разных национальных литератур, многообразие их художественного воплощения.

Роль русского языка как языка межнационального общения, открывающего доступ к произведениям литератур различных народов России. Проблемы литературно-художественного двуязычия. Русскоязычные национальные литературы народов России. Русский язык как средство создания национально-окрашенной художественной образности.

Зарубежная литература

Единство и многообразие мирового литературного процесса. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них "вечных" проблем бытия. Постановка в литературе острых социально-нравственных проблем, протест писателей против унижения человека, воспевание человечности, чистоты и искренности человеческих отношений. Общегуманистическая тематика произведений европейской литературы. Проблемы самопознания, выбора жизненного идеала и жизненного пути. Художественные искания писателей XIX-XX вв. Влияние зарубежной литературы на русскую литературу XX в. Обращение писателей к парадоксам бытия, взаимодействие реального и фантастического, истории и мифа. Утопия и антиутопия в литературе. Тема молодежи в зарубежной литературе.

Основные теоретико-литературные понятия

  • Художественная литература как искусство слова.

  • Художественный образ. Художественное время и пространство.

  • Содержание и форма. Поэтика.

  • Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика.

  • Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм. Модернизм и постмодернизм. Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей XIX -XX веков.

  • Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман-эпопея, роман, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада, песня; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.

  • Авторская позиция. Пафос. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Фабула. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.

  • Речевая характеристика героя: диалог, монолог, внутренняя речь. Сказ.

  • Деталь. Символ. Подтекст.

  • Психологизм. Народность. Историзм.

  • Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.

  • Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Звукопись: аллитерация, ассонанс.

  • Гипербола. Аллегория.

  • Стиль.

  • Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр. Ритм. Рифма. Строфа.

  • Литературная критика.




Данная программа рассчитана на 350 ч, предусмотренных в Федеральном
базисном (образовательном) учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации Обязательное изучение литературы осуществляется в следующем объеме 10 класс – 175 часов, 11 класс – 175 часов.

Раздел

10 класс

11 класс

Русская литература   XIX века.

171

165

Русская литература ХХ века.


2

Литература последнего десятилетия


2

Литература народов России.


2

Зарубежная литература

4

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!