СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа для 10-11 классов по родному (русскому) языку и литературе (профильный уровень)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для 10 класса по родному (русскому) языку и литературе

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для 10-11 классов по родному (русскому) языку и литературе (профильный уровень)»

  1. Требования к уровню подготовки выпускников


В результате изучения курса родного языка и литературы учащийся должен

знать/понимать

- функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;


- системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;


- понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;


- компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;


- основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;


- смысл языка и истории, литературы и культуры русского и других народов;


- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;


- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;


- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения, а также в области художественного слова.


уметь


- проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;


- разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;


- проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;


- оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;


- объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;


аудирование и чтение


- использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;


- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;


- владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;


говорение и письмо


- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения, а также в области художественного слова; редактировать собственный текст;


- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;


- применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;


- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;


информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования:

- адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;


- использовать основные виды чтения (просмотрововое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;


- осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим организовывать процесс аудирования;


- осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;


- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;


- свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку и литературе;


- передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование;


- использовать информацию исходного текста других видов деятельности (при составлении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, рефератов);


создание устного и письменного речевого высказывания:


- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения, а также в области художественного слова;


- формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;


- выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;


- высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушанном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста;


- владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тексты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;


- создавать устное высказывание на лингвистические и литературоведческие темы;


- владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии;


- оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания;

- проводить разные виды языкового разбора;


- опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;


- анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка;


соблюдение языковых норм и правил речевого общения:


- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;


- соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;

- эффективно использовать языковые единицы в речи;

- соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;


- участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия;


- фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников.


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:


- осознания родного языка и литературы как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

- углубления лингвистических и литературоведческих знаний, расширения кругозора в области филологических наук и получения высшего филологического образования;


- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;


- увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке через наблюдение за собственной речью;


- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;


- удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук;


- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.



2. Содержание учебного предмета


Общие сведения о языке

Роль языка в обществе.


Русский язык как многофункциональная знаковая система и общественное явление. Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго).


История развития русского языка. Формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа. Осознание национального своеобразия русского языка.


Периоды в истории развития русского языка.


Место и назначение русского языка в современном мире. Взаимосвязь языка и истории, языка и культуры русского и других народов. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.


Литературный язык и его нормы, их применение в речевой практике. Орфоэпические, акцентологические, лексико-фразеологические, грамматические, орфографические, пунктуационные нормы языка. Соблюдение норм речевого поведения в различных сферах общества.


Роль языка в художественном произведении (жанр, идейно-тематическое содержание, сюжет, композиция, образная система. Анализ языковых особенностей жанра.


Словари русского языка Лингвистические справочники, их использование.

Текст. Функциональные разновидности русского литературного языка

Что такое текст? Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.


Текст. Способы и средства связи между частями текста. Преобразование текста.


Абзац. Типы речи. Повествование. Описание. Литературный язык и его нормы, их применение в речевой практике.


Рассуждение. Речеведческий анализ текста. Виды сокращений текста. План. Тезис. Выписки. Конспект. Тематический конспект. Реферат. Аннотация. Рецензия.


Стили речи

Функциональные стили речи. Культура учебно-научного и делового общения.





Функциональные стили речи. Научный стиль

Научный стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки научного


стиля

Разновидности научного стиля. Особенности научно - популярного подстиля речи.

Основные жанры научного стиля. Виды лингвистических словарей


Официально-деловой стиль

Официально-деловой стиль, сфера его использования, назначение, основные признаки


Основные жанры официально-делового стиля. Форма и структура делового документа

Публицистический стиль


Признаки публицистического стиля. Жанры. Путевой очерк

Портретный очерк

Проблемный очерк

Публичное выступление


Овладение культурой публичной речи. Трудные вопросы орфографии и пунктуации Анализ тестов


Язык художественной литературы

Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка

Основные признаки художественной речи


Использование изобразительно-выразительных средств в художественной речи Использование разных стилей в художественных произведений. Подготовка к семинару Культура письменного общения.


Культура работы с текстами разных типов, стилей, жанров Тип текста рассуждения




3. Календарно-тематическое планирование



Название раздела

Количество часов

10 класс

11 класс

Общие сведения о языке

1

1

Текст. Функциональные разновидности русского литературного языка

22


Функциональные стили речи. Научный стиль

11


Официально-деловой стиль


11

Публицистический стиль.


9

Разговорный стиль


4

Язык художественной литературы


8

Повторение изученного

1

1


35

34




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!