ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа «Основы светской этики» для учащихся 4 класса разработана на основе программы «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» (авторы Данилюк А. Я. Издательство «Просвещение», 2012), рекомендованной Министерством образования и науки РФ. Составлена в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами образования и учебным планом образовательного учреждения.
Общая характеристика учебного предмета
Основной целью предмета «Основы светской этики», призванного решать задачи социализации и воспитания, является формирование у младших школьников мотивации к нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Основные задачи комплексного учебного курса:
знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально- государственного, духовного единства российской жизни.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России и основано на определённой системе базовых национальных ценностей.
Ценностные ориентиры содержания предмета «Основы светской этики» реализуются по направлениям.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве. Все направления дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
Место предмета «Основы светской этики» в учебном плане
Предмет «Основы светской этики изучается как модуль в предметной области «Основы религиозной культуры и светской этики» в 4-ом классе (1 час в неделю, 34 часа).
Право выбора предмета предоставляется родителям обучающихся или лицам, официально их заменяющим.
При изучении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» предполагается интеграция с предметами «Литература», «Музыка», «История», «Изобразительное искусство».
Содержание курса «Основы светской этики» (34 часа)
Россия - наша Родина. Что такое светская этика? Мораль и культура. Особенности морали. Добро и зло. Добродетели и пороки. Свобода и моральный выбор человека. Свобода и ответственность. Моральный долг. Справедливость. Альтруизм и эгоизм. Что значит быть моральным? Дружба. Что значит быть моральным? Род и семья - исток нравственных отношений. Нравственный поступок. Золотое правило нравственности. Стыд, вина и извинения. Честь и достоинство. Совесть. Нравственные идеалы. Жизнь человека - высшая нравственная ценность. Нравственные идеалы. Образцы нравственности в культуре Отечества. Этикет. Семейные праздники. Любовь и уважение к Отечеству.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Основы светской этики»
Обучение по программе курса «Основы светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
-формирование основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину;
-формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; воспитание доверия и уважения к представителям разных народов и вероисповеданий, уважительного и бережного отношения к их культуре;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознание ценности человеческой жизни;
-формирование национальной и гражданской самоидентичности, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
-развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях, социальной справедливости и свободе;
-развитие этических чувств как регулятора морального поведения;
-воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов, искать компромиссы в спорных ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов;
-развитие мотивации к продуктивной созидательной деятельности;
-формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
- овладение способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности; поиска оптимальных средств ее достижения;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- совершенствование умений в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- совершенствование умений в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- формирование готовности слушать собеседника и вести диалог; готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; умения излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- совершенствование организационных умений в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути ее достижения, умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
- знакомство с общечеловеческими нормами морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
-освоение основополагающих понятий курса «Основы светской этики»;
-формирование умения устанавливать взаимосвязь между культурой, моралью и повседневным поведением людей; анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами культуры и морали; формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности;
-развитие эстетической сферы, способности к эмоциональному отклику на произведения искусства; ценностного отношения к памятникам истории и культуры; формирование общекультурной эрудиции.
Ожидаемые результаты формирования УУД
В области познавательных общих учебных действий обучающиеся получат возможность совершенствовать:
- умения в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий;
- навыки смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;
- логические действия анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
В области коммуникативных общих учебных действий обучающиеся получат возможность:
- совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях;
- адекватно использовать речевые средства и средства информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- совершенствовать умения осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- формировать готовность слушать собеседника и вести диалог; готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;
- совершенствовать умения излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, интерпретацию и оценку событий, явлений и фактов.
В области регулятивных общих учебных действий обучающиеся получать возможность:
- совершенствовать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности; поиска оптимальных средств ее достижения;
- формировать и совершенствовать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути ее достижения, умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
В области личностных общих учебных действий обучающиеся получат возможность:
- формировать основы российской гражданской идентичности, развивать чувство гордости за свою Родину;
- формировать образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;
- развивать доверие и уважение к представителям разных народов и вероисповеданий, уважительного и бережного отношения к их культуре;
- развивать самостоятельность и ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях, социальной справедливости и свободе;
- развить этические чувства как регулятор морального поведения;
- воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание;
- развивать начальные формы регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии;
- развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов, искать компромиссы в спорных ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов;
- развивать мотивацию к продуктивной созидательной деятельности;
- формировать бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
Формы и виды организации учебной деятельности на уроках
Формы и виды учебной деятельности основываются на сочетании различных методов обучения:
словесных, которые наиболее успешно решают задачу формирования теоретических и фактических знаний, а их применение способствует развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности;
наглядных, которые наиболее успешно решают задачу развития образного мышления, познавательного интереса, воспитания художественного вкуса и формирования культурной эрудиции;
практических, проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы, применение которых необходимо для закрепления теоретических знаний и способствует совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере, развитию самостоятельности мышления и познавательного интереса;
репродуктивных, необходимых для получения фактических знаний, развития наглядно-образного мышления, памяти, навыков учебного труда;
индуктивных и дедуктивных, оптимальное чередование которых (с преобладанием индуктивных) обеспечит сохранение логики содержания и будет способствовать развитию логического и предметного мышления.
Изучаемый учебный материал в рамках курса выступает как материал для создания учебной ситуации, которая проектируется с учетом возраста, специфики учебного предмета, меры сформированности действий учащихся (исполнительских, или ориентировочных).
Взаимосвязь учебной и внеурочной деятельности является важным и необходимым общим условием эффективности целостного учебно-воспитательного процесса в начальных классах, что создает дополнительные возможности для увеличения объема и повышения качества знаний учащихся.
Материально-техническое обеспечение курса
«Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» (сост. Данилюк А. Я. ) – М.: «Просвещение», 2012
Электронное пособие к каждому модулю курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Тематическое планирование учебного курса «Основы светской этики»
№ | Тема урока | Основное содержание | Виды деятельности учащихся | Планируемые результаты | Дата проведения |
1 | Россия - наша Родина. | Знакомятся с новым предметом, осваивают основополагающие понятия курса. | Творческая работа «Составление предложений со словами Россия, Отечество, патриот, президент, духовные ценности» | Знать, понимать и принимать ценности: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России. Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий | |
2 | Что такое светская этика? | Дискуссия Знакомятся с общественными нормами нравственности и морали. | Творческая работа «Составление предложений со словами культура». | Иметь представления о светской этике и её роли в истории и современности России. Уметь излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. | |
3 | Мораль и культура. | Знакомятся с историей развития представлений человечества о морали и нравственности. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Знакомство с основами светской морали, понимание ее значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе. Развитие навыков сотрудничества | |
4 | Особенности морали. | Беседа, режиссёрская игра «Смотритель за моралью» | Самостоятельная работа «Выписать из пособия основные особенности морали как вида духовно- нравственной культуры» | Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию. Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий | |
5 | Добро и зло. | Знакомятся с основными определениями понятий этики, культуры, морали. Дискуссия | Самостоятельная работа «Выписать 2-3 предложения, которые показались особенно важными» | Понимать и сопереживать чувствам других людей, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий | |
6 | Добро и зло. | |
7 | Добродетели и пороки. | Знакомятся с основными определениями понятий этики, культуры, морали | Групповая работа «Работа со словарями» Самостоятельная работа «Найти в тексте два определения добродетели, подчеркнуть их» | Уметь уважительно относиться к иному мнению, истории и культуре других народов. | |
8 | Добродетели и пороки | |
9 | Свобода и моральный выбор человека. | Дискуссия «Главная добродетель в жизни человека....» Знакомятся с взаимосвязями между культурными, моральными традициями и поведением людей | Самостоятельная работа «Выписать из текста пособия, что предполагает свободный выбор». | Уметь осуществлять информационный поиск для выполнения учебной задачи. | |
10 | Свобода и ответственность. | Диспут « Условия, при которых возможно ответственное поведение» | Самостоятельная работа «Выписать из текста пособия, что входит в отношения ответственности» | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий | |
11 | Моральный долг. | Моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе религиозных традициях. | Самостоятельная работа «Составить предложение со словом долг» | Уметь осознавать ценности человеческой жизни. излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий | |
12 | Справедливость. | Моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре Развивают представление о морали и нравственности. | Самостоятельная работа «Составить план статьи из пособия» | Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести. | |
13 | Альтруизм и эгоизм. | Моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре Развивают представление о морали и нравственности. | Самостоятельная работа «Найти и выписать определения альтруизма и эгоизма» Работа в группах над содержанием сказок. | Уметь адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий | |
14 | Дружба. | Моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре Развивают представление о морали и нравственности. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Иметь представление о понятиях: дружба, бескорыстие, избирательность, порядочность, доверие, честность, ответственность. Осознавать ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. | |
15 | Что значит быть моральным? | Важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм. | Самостоятельная работа Продолжить предложение «Быть моральным - это значит ...» | Развитие этических чувств, как регуляторов морального поведения. | |
16 | Итоговая презентация творческих работ | Моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре Развивают представление о морали и нравственности. | Самостоятельная работа учащихся по составлению плана творческой работы. Творческая деятельность учащихся | Уметь слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную | |
17 | Обобщение по теме: Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества | |
18 | Род и семья - исток нравственных отношений | Взаимосвязь родственных отношений. | Ответы на вопросы анкеты; написать эссе; подготовить фотогазету | Иметь представление о понятиях: род, родословие, семья, фамилия, христианство, христиане. Уметь: проявлять взаимопомощь, стремиться совершать добрые дела; соизмерять свои потребности с потребностями членов семьи; | |
19 | Нравственный поступок | Взаимосвязь между мотивом и целью поступка. Беседа «Проделки Карлсона» с точки зрения признаков нравственного поступка». Игровые ситуации. | Самостоятельная работа: выписать из пособия пять компонентов нравственного поступка | Иметь представление о понятиях: Поступок. Нравственный поступок. Мотив. Цель поступка. Средства достижения цели. Действие. Результат. | |
20. | Золотое правило нравственности | Дискуссия. Излагают своё мнение по поводу значения этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей, общества Игровые ситуации по сюжету сказки А.Толстого «Золотой ключик» | Самостоятельная работа: выписать из пособия золотое правило нравственности в положительной или отрицательной формулировке | Ориентироваться в ситуациях морального выбора Уметь применять золотое правило нравственности. | |
21. | Стыд, вина и извинения | Дискуссия. Излагают своё мнение по поводу значения этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей, общества. | Коллективная рефлексия (электронное сопровождение к курсу). Учатся толерантному отношению друг к другу. Беседа по произведению Ф.Решетникова «Опять двойка» | Уметь анализировать понятие с выделением существенных и несущественных признаков. Усвоение понятий «стыд», «вина». Умение оценивать поступки героев произведений | |
22 | Честь и достоинство | Жизненные ситуации, нравственные проблемы в истории, повседневной жизни и сопоставлять их с нормами светской этики. Проект «Спортсмены России» | Коллективная рефлексия (электронное сопровождение к курсу Словарный диктант с элементами игры: кто больше вспомнит понятий, изученных на предыдущих уроках. | Уметь формулировать собственное мнение о достоинстве, кодексе чести | |
23 | Совесть | Жизненные ситуации, нравственные проблемы в истории, повседневной жизни и сопоставлять их с нормами светской этики. | Ролевая игра. Самостоятельная работа: составить план статьи | Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести. Уметь различать понятия стыд и совесть. | |
24 | Нравственные идеалы | Жизненные ситуации, нравственные проблемы в истории, повседневной жизни и сопоставлять их с нормами светской этики | Работа в группах. Самостоятельная работа: составить 5-6 предложений о подвигах русских богатырей или рыцарей | Умение анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами светской этики | |
25 | Нравственные идеалы | |
26. | Образцы нравственности в культуре Отечества | Жизненные ситуации, нравственные проблемы в истории, повседневной жизни и сопоставлять их с нормами светской этики. Анализ отрывков из литературных произведений | Ролевая игра : Рыцари, джентльмены, леди. | Знание норм-образцов нравственного поведения в культуре России. Умение работать с источниками информации | |
27. | Этикет | Жизненные ситуации, нравственные проблемы в истории, повседневной жизни и сопоставлять их с нормами светской этики. Анализ отрывков из литературных произведений | Работа в парах. Совершенствуют умения в области чтения и понимания прочитанного, ответов на вопросы разных типов построения высказывания. Работа в группах. Совершенствуют умения в области коммуникации | Иметь представление о понятии этикет, о значении речи для этикета Знать правила этикета, которые должен соблюдать школьник | |
28 | Семейные праздники | Появление праздников, их значение в семье и в стране. Жизненные ситуации, нравственные проблемы в истории, повседневной жизни и сопоставлять их с нормами светской этики. | Творческая работа «Подарок» | Иметь представление о понятиях Праздник, подарок, праздничный ритуал. Понимать значение праздников в стране и в семье. | |
29 | Жизнь человека - высшая нравственная ценность | Жизненные ситуации, нравственные проблемы в истории, повседневной жизни и сопоставлять их с нормами светской этики. | Работа в группах. Совершенствуют умения в области работы с источниками информации. | Понимать значение нравственных ценностей человека Формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | |
30 | Любовь и уважение к Отечеству | Многообразие национальных и религиозных культур и их общих ценностных основах. | Работа в парах. Совершенствуют умения в области чтения и понимания прочитанного, ответов на вопросы разных типов построения высказывания. Работа в группах. Совершенствуют умения в области коммуникации | Иметь представление о понятиях государство, гражданин. Формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | |
31 | Духовные традиции многонационального народа России | |
32 | Подготовка и защита проектов учащихся | Проверка усвоения предметных знаний и умений. | Самостоятельная деятельность | | |
33-34 | Тематические творческие работы учащихся | Выступления учащихся, презентация творческих работ и их обсуждение. | Самостоятельная работа учащихся по составлению плана творческой работы | Уметь слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную | |
ВСЕГО: 34 часа |