СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа для 4 класса по ФГОС (музыкальное искусство)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа включает в себя лучшие произведения русской и зарубежной музыки, а также произведения этнокультуры (осетинская профессиональная и народная музыка).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для 4 класса по ФГОС (музыкальное искусство)»

Сроки выполнения.

Темы раздела и уроков

Прослушиваемый материал.



Решаемые проблемы.

Планируемые результаты.


Понятия.

Предметные

результаты.

УУД



Первое полугодие: «Музыка моего народа».











1.















2.














3















4


«Первая четверть» Между музыкой моего народа и народов моей страны нет непереходимых границ».



«Вниз по матушке по Волге» русская народная песня.

"Афсати» осетинская народная героическая песня.


«Золотой лучик» Л.Цаллагова.









Вариации на тему «Вниз по матушке по Волге» А.Даргомыжский.


«Цола» осетинская народная песня.









Мелодия из 1 части фортепианного концерта №3 С.Рахманинова



Прослушивание:

«Солдатушки, бравы ребятушки»

«Шёл ленинградский паренёк»

«Цола»






Частушки- короткие народные песенки.

Чепена- осетинская шуточная песня.


«Озорные частушки» Р.Щедрин














Дать понятие многообразия жанров народных песен.















Народная музыка часто становится основой композиторских произведений.


Познакомить с трагическими вариациями А.Даргомыжского.






Почти вся русская народная музыка и выросшая из неё музыка русских композиторов легко поётся или, во всяком случае, её хочется петь.









Особенность частушки в том, что в ней может быть очень много куплетов

Иногда композиторы могут посмеяться так, что будет весело всем.

















Народная героическая песня,


Куплетная форма.














Вариации,

песня, сопровождение.













Песня, жанры русских и осетинских народных песен, декламация, речитатив.











Частушки

Шуточная песня




Шуточная пьеса










Уметь размышлять о музыкальных произведениях, как способе выражения чувств и мыслей человека.










Уметь узнавать образы народного музыкального творчества, фольклора и профессиональной музыки.









Различать жанры русских и осетинских народных песен.













Находить общие черты и различия в русской и осетинской народной музыке

Различать мелодии народного склада в композиторских произведениях.


















Р: Самостоятельно воспринимать народное и профессиональное музыкальное творчество.

П: высказывать своё мнение о содержании музыкального произведения.

К: выявлять общность истоков народной и профессиональной музыки.


Р: Самостоятельно подбирать ассоциативные ряды муз. произведениям.

П: выявлять общность истоков и особенности композиторской музыки.

К: творческое задание.




Р: самостоятельно образцы народно-музыкального творчества.

П: выявлять общность истоков народной русской и осетинской, и композиторской музыки

К: исполнение народных песен.





Р: самостоятельно эмоционально воспринимать народное и профессиональное композиторское творчество.

П: выявлять связь между историческими событиями и музыкальной темой.

К: высказывать свое мнение о содержании произведения.



5





«Солдатушки, браво ребятушки»- солдатская песня

«Эй, ухнем»- русская трудовая народная песня



«Песня косарей»- осетинская трудовая песня.




Новая по характеру маршевая русская народная песня.


Сопоставление песни с картиной И.Репина

«Бурлаки на Волге»

Исполнение на осетинском языке.

Сходство и различие двух народных песен.



Солдатская песня,






Уметь различать в музыке красоту родной земли и человека.






Р: самостоятельно выявлять истоки возникновения удивительной красоты народной музыки.

П: отвечать на вопросы учителя.

К: добиваться одновременного вступления в народных песнях.




6













7





















8














9


Образ народа в кантате С.Прокофьева «Александр Невский»



Хор «Вставайте, люди русские».


«Песня об Акиме» - осетинская героическая песня.



Обобщающий урок


« Мчится Терек» Р. Цорионти



«Шёл ленинградский паренёк» - современная русская народная песня.





Хор «Славься» из оперы М.Глинки «Иван Сусанин»








Закрепление пройденного музыкального материала.













Урок – концерт.


Кантата, особенности исполнения



Дать понятие о связи поэзии и музыки.

Особенности осетинских героических песен.








Куплетная форма, призывный интервал.

Олицетворение.



















Музыка по выбору учащихся.













«Мчится Терек» Р.Цорионти.


«Лучик золотой» Л.Цаллаговой.


«Вставайте, люди русские»










Несмотря на то что кантата посвящена событиям 13 века, песня- хор постоянно звучала в дни Великой Отечественной войны.





















Музыкальное прочтение стихотворения, музыкальная живопись, регистр, тембр.



Тембр


Регистр


Куплетная форма

Черты сходства и различия

Песенность в русской народной музыке

Танцевальность в осетинской народной музыке.


Кантата











Проследить связь времён в истории своего народа, и в музыке ,понять почему порой музыкальные произведения разных эпох так схожи.







Г.Габараев, автор текста песни использовал приём олицетворения.











Уметь различать образы, воплощенные в музыке.



Запомнить что «музыку сочиняет народ» , а композиторы эту музыку обрабатывают.


Различать народные песни по жанра.


Знать обычаи и традиции своего народа.












Р: самостоятельно выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки и поэзии, и их связи.

П: отвечать на вопросы учителя.

К:понимать формы построения музыкальных произведений.


Р: самостоятельно распознавать художественный смысл произведения.

П: сопоставлять музыкальные образы в звучании различных муз. инструментов.

К: выполнение творческого задания.









Находить общие

черты и различия в осетинской и русской народной музыке.

Уметь отличать народную музыку от композиторской.



Между музыкой моего народа и народов моей страны нет границ (продолжение).









1














2








3






«Композитор-имя ему народ. Музыкальные инструменты России».




Прослушивание:

«Веснянка»

П.Чайковский

«Концерт №1» -фрагмент.

«Школьный корабль» Г.Струве.




«Оркестр Русских Народных Инструментов.

(ОРНИ)

«Озорные частушки» Р.Щедрина

«Милая мама» Г.Гуржибеков.



Н.Римский -Корсаков «Пляска скоморохов»

( из оп. «Снегурочка»)



«Школьный корабль» Г.Струве.






Расширять представление о народной песне, как об источнике вдохновения.









Познакомить с ОРНИ и расширить знания о музыкальных символах русского народа - балалайка, гармонь.






Народная песня, музыка в народном стиле, тембр, народные муз. инструменты,









Балалайка, гармонь, баян, ОРНИ.






Различать тембры и звуки народных инструментов.











Различать музыкальные символы России.






Р: самостоятельно определять мелодику народной музыки.

П: различать народную и композиторскую.

К: выполнение творческого задания




Р: самостоятельно различать тембры народных инструментов входящих в состав ОРНИ.

П: знать народные обычаи, обряды.

К: исследовать историю создания муз. инструментов.








4














5



















6













7













8











«Музыкальные инструменты


«Вариации на тему Рококо»



А.Бородин «Ноктюрн»

( из «Квартета №2»)

П.Чайковский «Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром»





М.П.Мусоргский «Старый замок».



М.П.Мусоргский

«Старый замок»

( из сюиты «Картинки с выставки»)

Г.Гладков

«Бременские музыканты»

Песенка друзей .







«Счастье в сирени живет…



Прослушивание:

С.Рахманинов «Сирень»



Вокализ из Концерта №3 С.Рахманинова.



4. «Не молкнет сердце чуткое Шопена…»




Ф.Шопен «Полонез №3»


«Вальс №10»


«Мазурка ля-минор»



«Революционный этюд».





«Патетическая соната. Годы странствий


Л.Бетховен

«Соната №8 («Патетическая»)


М.Глинка

«Венецианская ночь»,


П.Чайковский

«Баркарола»









Дать понятие рококо в музыке.
















Дать расширенное представление о творчестве Мусоргского и старинной музыке.














Дать представление о картинах природы в музыке Рахманинова.











Познакомить с творчеством польского композитора Фредерика Шопена.















Познакомить с жанром - соната и жанрами камерной музыки





Рококо, виолончель, скрипка, струнный квартет, ноктюрн, вариация,

штрихи: легато, стаккато, акценты.








Рыцарь, трубадур, менестрель, бродячие музыканты, сюита, старинная музыка, пьеса.














Песня, романс, вокализ, сопрано, музыкальные жанры.










Музыкальный жанр: полонез. Вальс, мазурка, прелюдия, этюд, форма музыки: трёхчастная, куплетная.





Соната, музыкальный жанр, романс, баркарола, симфоническая увертюра, стиль-бельканто.





Знать приемы развития музыки: повтор, контраст, вариация, импровизация.













Различать понятие старинной музыки и её рисунок.
















Различать музыкальные жанры и муз. символы родной природы.









Знать и уметь распознавать жанры танцевальной музыки.
















Уметь распознавать и оценивать особенности жанров музыки.





Р: самостоятельно различать тембры музыкальных инструментов.

П: овладевать приемами мелодического варьирования, подпевания и ритмического сопровождения.

К: рассуждать о значении преобразующей силы в музыке.



Р: самостоятельно выявлять выразительные и изобразительные особенности старинной музыки.

П: понимать смысл муз. терминов.

К: творческое задание.










Р: знать и понимать музыку Рахманинова.

П: понимать смысл музыки Рахманинова.

К: творческое задание.






Р: самостоятельно различать мелодии танцевальной музыки.

П: отвечать на вопросы учителя.

К: размышлять о муз. произведениях, как способе выражения чувств и мыслей человека.




Р: самостоятельно выявлять интонационную линию в музыке.

П: узнавать музыкальные жанры.

К: понимать смысл терминов.




Третья четверть.









1












«В концертном зале»

( 1 час)


1. «Царит гармония оркестра»


М.Мусоргский

«Рассвет на Москве-реке»

М.Глинка

увертюра из оп. «Руслан и Людмила»

М.Моцарт

увертюра из оп. «Свадьба Фигаро»








Дать понятие оркестра и роли дирижера в нем.




Симфонич. оркестр, дирижер, увертюра, симфония.




Различать группы муз. инструментов входящих в симфонический оркестр.




Р: самостоятельно определять звучание муз. инструментов входящих в состав симфонического оркестра.

П: ориентироваться в музыкальных терминах.

К: различать и понимать жанры муз. произведения.






2.




















3







.












4










4























5.
















6.

«В музыкальном театре»




1. «М.Глинка опера

«Иван Сусанин»


М.Глинка фрагменты оперы «Иван Сусанин»






2. « Сцена в лесу»

Опера «Иван Сусанин»

-4 действие.








3. «М.Мусоргский опера «Хованщина» -

«Исходила младешенька



М.Мусоргский фрагменты оперы « Хованщина» - «Рассвет на Москве-реке»,

«Песня Марфы»




С.Прокофьев «Прогулка»,

«Мертвое поле» ( из кантаты «Александр Невский»)






4. «Восточные мотивы в музыке русских композиторов»




Прослушивание:

М.Мусоргский «Пляска персидок»

( из оп. «Хованщина»)

М.Глинка «Персидский хор»

( из оп. «Руслан и Людмила»)

А.Хачатурян «Колыбельная» , «Танец с саблями» ( балет «Гаяне»)






5. «Балет Игоря Стравинского «Петрушка»




Прослушивание:

Фрагменты балета

И. Стравинского «Петрушка»






6. «Театр музыкальной комедии»



Прослушивание:

И.Штраус «Вальс»

( из оперетты «Летучая мышь»)

Ф.Лоу «Я танцевать могу»

( из мюзикла «Моя прекрасная леди»)










Познакомить с исторической оперой М.Глинки «Иван Сусанин»








Познакомить с интонационным развитием образов в опере .







Познакомить с историческими событиями 18 века в России, отраженных в музыке Мусоргского.




















Дать представление о восточной тематике в музыке русских композиторов.




















Расширить представление о балете.



















Познакомить с опереттой и мюзиклом.





Музыкальный образ, полонез, мазурка, музыкальная драматургия, контраст.






Ария, речитатив,

Плачущие интонации, интонации народной песни




Песня-ария, куплетно-вариационная форма, вариантность интонаций.



















Восточные интонации, вариация, орнамент, контрастные образы, декорация.

















Музыка в народном стиле, оркестровые тембры.
















Оперетта, мюзикл.





Различать музыкальные образы разных персонажей оперы.








Уметь распознавать и понимать интонационные линии оперы.






Знать события отраженные в опере М.Мусоргского «Хованщина»




















Уметь распознавать мелодику восточной интонации от русской.





















Формирование основ музыкальной культуры.( балет)



















Уметь распознавать оперетту и мюзикл.





Р: эмоционально откликаться и выражать своё отношение к музыкальным образам.

П: рассказывать либретто муз. произведения.

К: выявлять особенности развития образов.




Р: самостоятельно выявлять особенности развития образов.

П: отвечать на вопросы учителя.

К: сопоставлять средства муз. выразительности.







Р: самостоятельно определять куплетно-выриационную форму в музыке.

П: отвечать на вопросы учителя.

К: творческое задание.
















Р: самостоятельно выявлять особенности развития муз. образов.

П: знать муз. термины.

К: творческое задание.















Р: самостоятельно

определять тембры муз. инструментов симф. оркестра.

П: логически анализировать и выявлять жанровую линию.

К: ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности.





Р: самостоятельно определять интонационную линию в музыке.

П: знать основные закономерности построения оперетты и мюзикла.

К: творческое задание.






7


















8















9





















10




«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»

( 4 часа)


1.«Прелюдия»




Прослушивание:

С.Рахманинов «Прелюдия до-диез минор»










2. «Исповедь души»





Прослушивание:

Ф.Шопен «Прелюдия №7»

«Прелюдия №20»,

«Этюд №12»






3. «Мастерство исполнителя. В интонации спрятан человек»




Прослушивание:

Л.Бетховен «Соната №8» («Патетическая»)

Вариации на тему РНП «Тонкая рябина»

И.Бах «Шутка»

Э.Григ «Утро», «Песня Сольвейг»







4. «Музыкальные инструменты. Гитара.»





Прослушивание:

Авторские песни.

Музыка для гитары.

Романс «Что ты клонишь над водами»

И.Бах «Чакона»для скрипки

К.Жако «Джазовая импровизация».









Дать представление о музыкальном жанре -прелюдия.
















Познакомить с жизнью и творчеством польского композитора Ф.Шопена.










Познакомить с многообразием жанров музыки.



















Познакомить с музыкальным инструментом -гитарой.






Прелюдия, форма в музыке -трехчастная.















Музыкальный жанр, этюд, развитие музыкального образа.











Жанры музыки, композитор, исполнитель, слушатель, интонационная выразительность муз. речи.














Гитара, обработка, переложение, импровизация, авторская песня, романс, бард.


















Уметь распознавать трехчастную форму в музыке.















Уметь различать муз. образы воплощенные в музыке












Уметь различать многообразие жанров музыки.



















Определять взаимосвязь музыки с другими видами искусства: литературой, ИЗО, кино, театром.






Р: определять и сопоставлять различные по смыслу интонации.

П:распознавать художественный смысл различных музыкальных форм.

К: соотносить особенности музыкального языка русской и зарубежной музыки.




Р: самостоятельно оценивать и соотносить содержание и муз. язык произведения.

П: определять особенности взаимодействия развития муз. образов.

К: Творческое задание.






Р: самостоятельно уметь распознавать жанры музыки.

П: знать музыкальные термины.

К: Творческое задание.
















Р: самостоятельно называть имена известных бардов.

П: уметь распознавать худ. смысл муз. произведений для гитары.

К:Творческое задание.



Четвертая четверть.











1.

















2











3.
























4

«О Росси петь, что стремиться в храм»

( 4 часа)



1. «Праздников праздник, торжество из торжеств»



Прослушивание:

П.Чесноков «Ангел вопияше»

С.Рахманинов «Богородице Дево, радуйся»

( из «Всенощного бдения»)

Ф.Шуберт «Аве, Мария»




2. «Светлый праздник»




Прослушивание:

Праздничный трезвон

С.Рахманинов «Светлый праздник»








3. «Кирилл и Мефодий»




Прослушивание:

Напев Киево-Печерской Лавры -«Земле Русская» - стихира всем святым.

В.Гаврилин «Вечерняя музыка» ( из симф. действа «Перезвоны»)







4. «Народные праздники. Троица»




Прослушивание:

Троицкие песни,

РНП «Березка»

П.Чайковский

«Симфония №4»-фрагм.







Познакомить с православными церковными праздниками.














Расширить представление о русских церковных праздниках.













Дать представление о жизни Кирилла и Мефодия – создателей славянской письменности.















Расширить представление о народных праздниках -поклонение Матушке-природе.






Икона, тропарь, молитва, величание.














Тропарь, волочебники,

Колокольные звоны: набат, трезвон, благовест.












Кириллица, азбука, икона, святой, стихира, гимн, величание, фреска.













Народный праздник, обычай, обряд, вторая жизнь народной песни, икона, троица, песня-хоровод.






Знать историю возникновения праздника Пасхи.















Уметь распознавать значение колокольных звонов.












Знать создателей славянской азбуки.



















Различать народный праздник от религиозного.






Р: самостоятельно различать жанры церковной музыки: тропарь, молитва, величание.

П: иметь представление о религиозных праздниках народов России и их традициях.

К: творческое задание.





Р: самостоятельно определять жанры церковной музыки: тропарь, молитва, величание.

П: иметь представление о традициях православных праздников.

К: выполнение творческого задания.




Р: сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников.

П: свободно ориентироваться в терминах: икона, фреска, молитва, стихира.

К: рассуждать о значении азбуки в наши дни.






Р: самостоятельно отличать главный признак народного праздника от религиозного.

П: знать историю создания иконы А.Рублева «Троица»

К: Объяснять смысл народного праздника.








5
















6
















7.














8.

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»

( 4 часа)




1. «Музыкальный сказочник»




Прослушивание:

Н.Римский-Корсаков симф. сюита «Шехерезада» -1 часть







2. «Рассвет на Москве-реке»




Прослушивание:

М.Мусоргский опера «Хованщина» - «Рассвет на Москве-реке»








3. «Мир композитора»



Прослушивание:

Музыка П.Чайковского.

Ф.Шопена, М.Мусоргского, М.Глинки, С.Рахманинова.

Доп. Муз материал.








4. «Обобщение»




Прослушивание:

Музыка использованная в течении года.







Познакомить с музыкой Н.Римского -Корсакова.














Образ Родины в музыке Мусоргского.















Закрепить понятия о музыкальных образах России, на основе музыки разных композиторов.











Формирование общего представления о музыкальной картине мира.







Опера, симфоническая сюита, музыкальная сказка, музыкальная живопись.










Симфоническая картина, гимн, величие, торжество, благовест.












Россия-Родина моя, вся Россия просится в песню,

Музыкальная природа России.











Колокольные звоны, опера, балет, сюита, музыкальная живопись, мюзикл, оперетта, народные праздники, хоровод, симфоническая картина, кантата, хор, оркестр, дирижер.


















Уметь образно ориентироваться в музыкальной живописи.













Различать изобразительность в музыке.














Формирование представления о роли музыки в жизни человека.












Развитие музыкально-эстетического чувства.













Р: самостоятельно пересказывать сюжет музыкальной сказки.

П: ориентироваться в музыкальных сюжетах главных героев .

К: творческое задание.






Р: самостоятельно выделять интонации помогающие услышать рассвет.

П: отвечать на вопросы учителя.

К: творческое задание.








Р: самостоятельно уметь воспринимать музыку и выражать своё отношение.

П: ориентироваться в муз. терминах.

К: различать жанры музыки.







Р: самостоятельно овладевать муз. навыками

П: ориентироваться в музыкальных терминах.

К: знать основы музыкальной культуры Родины и родного края.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!