СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа здоровьесберегающего воспитания

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Необходимость создания программы: ухудшение здоровья обучающихся в связи с изменениями экологической обстановки, отношения к своему здоровью, социального благополучия.

         ЦЕЛЬ: формирование у обучающихся понимания значимости сохранения, укрепления здоровья и навыков здорового образа жизни посредством здоровьесберегающих технологий.

         ЗАДАЧИ: 

         -отработать систему выявления уровня здоровья обучающихся и целенаправленного отслеживания в течение периода обучения; 

         -создать информационный банк показателей здоровья и образа жизни обучающихся;

         -  организовать систему профилактической работы по формированию ЗОЖ, вести просветительскую работу с обучающимися, родителями и учителями-предметниками;

         -формировать у обучающихся потребности ЗОЖ через урочную и внеурочную деятельность;

         -осуществлять медико-физиологический и психолого-педагогический мониторинг и диагностики за состоянием здоровья обучающихся; 

         -использовать здоровьесберегающие технологии на уроках с целью укрепления здоровья студентов.

Просмотр содержимого документа
«Программа здоровьесберегающего воспитания»

Паспорт программы

Необходимость создания программы: ухудшение здоровья обучающихся в связи с изменениями экологической обстановки, отношения к своему здоровью, социального благополучия.

ЦЕЛЬ: формирование у обучающихся понимания значимости сохранения, укрепления здоровья и навыков здорового образа жизни посредством здоровьесберегающих технологий.

ЗАДАЧИ:

-отработать систему выявления уровня здоровья обучающихся и целенаправленного отслеживания в течение периода обучения;

-создать информационный банк показателей здоровья и образа жизни обучающихся;

- организовать систему профилактической работы по формированию ЗОЖ, вести просветительскую работу с обучающимися, родителями и учителями-предметниками;

-формировать у обучающихся потребности ЗОЖ через урочную и внеурочную деятельность;

-осуществлять медико-физиологический и психолого-педагогический мониторинг и диагностики за состоянием здоровья обучающихся;

-использовать здоровьесберегающие технологии на уроках с целью укрепления здоровья студентов.

Сроки реализации программы. 2020 – 2024 гг.

Перечень основных блоков:

-педагогический (работа классного руководителя, учителей физической культуры,

-учителей-предметников;

-психологический (работа педагога-психолога);

-социальный (взаимодействие с родителями, учреждениями дополнительного образования);

-блок двигательной активности (физическое развитие)

Исполнители. Педагоги колледжа, родители, учреждения дополнительного образования.

Ожидаемые результаты.

-Разработка системы физкультурно-оздоровительной работы образовательного учреждения через совместную деятельность медицинских работников и педагогов по предупреждению заболеваний подростков, сохранению и своевременной коррекции здоровья студентов для достижения оптимальных результатов в учебной деятельности каждого студента.

-Организация систематического контроля за состоянием здоровья обучающихся и учителей на основе организации профилактических осмотров.

-Снижение заболеваемости всех участников образовательного процесса.

-Повышение уровня знаний по вопросам здоровья и его сохранения.

-Повышение качества обучения за счет уменьшения негативного воздействия процесса обучения и воспитания на психофизиологический статус подростков.

-Апробация элементов методик по ранней диагностике, прогнозу и коррекции трудностей социальной адаптации, предрасположенности к вредным привычкам.

-Разработка рекомендации для родителей, администрации колледжа, учителей - предметников, позволяющие систематизировать работу по проблеме здоровьесбережения.

-Включение в план работы колледжа и проведение Дней здоровья.

-Проведение классных часов и бесед по профилактике вредных привычек и безопасности.

-Повышение результативности участия в спортивных соревнованиях.

-Создание комнаты психологической разгрузки для обучающихся.

-Организация работы спортивных секций.

Система управления и контроля за реализацией программы. Контроль за реализацией мероприятий программы осуществляют исполнители в рамках должностной компетентности. Общее руководство осуществляет педагогический совет колледжа, инновационная группа учителей-предметников, психологическая служба. Формы контроля: результативность работы рассматривается 2 раза в год на МО классных руководителей. Предлагаемая модель здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения является последовательной системой реализации комплексной программы сохранения и укрепления здоровья студентов.

















ВВЕДЕНИЕ

Повышение качества образования является актуальной проблемой современной России. Ее решение связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса.

Одной из главных задач образовательной организации должно стать создание условий для разработки мер по внедрению здоровьесберегающих технологий в процесс обучения и воспитания. Основной целью при решении задач здоровьесбережения является поиск эффективных форм образования, направленных на оздоровление студентов и формирование у них системы ценностей с приоритетом здоровья как одной из высших ценностей. Физкультурно-оздоровительная деятельность и достигнутый уровень физического совершенства эффективно влияют на овладение профессионально-прикладными умениями и навыками, физическое состояние и дальнейшую дееспособность обучающихся. В связи с этим процесс физического воспитания решает задачи профессионально-прикладной физической подготовки. При этом определяются условия формирования профессионально важных физических и психофизиологических качеств человека.

Здоровьесберегающие технологии в образовании есть не что иное, как функциональная система организационных способов управления учебно-познавательной и практической деятельностью студентов с целью сохранения и укрепления их здоровья на основе личностно ориентированного подхода.

Определяя концепцию системы здоровьесбережения, следует учитывать овладение необходимым объемом знаний об организме, формирование мотивации к здоровому образу жизни и потребности в нем. Доминирующую позицию при этом занимает объем двигательной активности, так как гиподинамия приводит к нарушению функционального состояния организма, понижению умственной и физической работоспособности. Также необходимо развивать культуру здоровья и здорового образа жизни, проводить оздоровительно-профилактическую деятельность среди молодежи. Эффективность системы здоровьесбережения обеспечивается единой образовательной концепцией колледжа, в соответствии с которой в каждом изучаемом предмете должна быть отражена идея защиты здоровья студента – будущего специалиста.

Учебная дисциплина «Физическая культура» входит в раздел учебного плана федерального государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО), является обязательной составляющей гуманитарного компонента образования. Учебный материал дисциплины предусматривает овладение студентами системой научно-практических и специальных знаний и компетенций, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры общества и личности, формирования умения их адаптивного, творческого использования для личностного и профессионального развития, самосовершенствования, организации здорового образа жизни при выполнении учебной, профессиональной и социо-культурной деятельности.

Существенное значение в повышении мотивации к занятиям физической культурой и спортом имеет использование инновационных подходов и современных оздоровительных технологий в учебно-образовательном процессе физического воспитания студенческой молодежи. Образовательный процесс колледжа должен включать в себя формы контроля сформированности компетенций, позволяющие преподавателю четко направлять свою деятельность, а студенту – осознавать свои достижения и недостатки и корректировать их.

В связи с этим на систему образования в целом и систему профессионального образования в частности, как на структуру, обеспечивающую социальное развитие личности, помимо специальных задач ложится и задача сохранения физического, психического и нравственного здоровья студентов. При этом среднее профессиональное образование занимает свою определённую ступеньку в структуре общественного воспитания личности, являясь важнейшим институтом формирования образованной, квалифицированной, культурной и интеллектуальной элиты государства. Вместе с тем, в условиях продолжающегося социального расслоения, отсутствия у молодых граждан равных шансов на получение образования, достойной работы, медицинских, социально-бытовых и других услуг нарастает неудовлетворенность жизнью, апатия, увеличивается количество стрессов, что вызывает проблему дезадаптации личности в обществе и ряд негативных явлений в молодежной среде:

  • ухудшается состояние здоровья молодежи. В среднем в России лишь 10 % выпускников школ могут считаться абсолютно здоровыми, а 45-50 % - имеют серьезные отклонения в физическом и психическом развитии;

  • размываются духовные ценности и ориентиры;

  • сохраняется высокий уровень преступности в молодежной среде;

  • растет алкоголизация и наркомания среди молодежи.

В связи с этим особого внимания заслуживают проблемы здоровьесберегающего воспитания студентов: создание новых подходов к гигиеническому воспитанию, формирование навыков здорового образа жизни.





I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Целями программы являются:

1. Воспитание психически здорового и личностно развитого студента, способного самостоятельно справляться с жизненными проблемами.

2. Развитие стереотипов здорового образа жизни у студентов, выработка личностных стратегий поведения, препятствующих возникновению аддиктивного и девиантного поведения.

Для достижения указанных целей решаются следующие задачи:

  • создание условий в молодежной среде для позитивного общения, восприятия информации, творческой атмосферы в рамках совместной деятельности;

  • разработка и внедрение программы профилактики аддиктивного поведения студентов;

  • обеспечение психологической поддержки учебно-воспитательного процесса;

  • проведение мероприятий, направленных на помощь студентам в выявлении личностных ресурсов, способствующих формированию здорового образа жизни;

  • обучение преподавателей методам профилактики аддиктивного поведения студентов;

  • разработка методического материала для кураторов по организации и проведению профилактических мероприятий.

























II. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

  1. Создание нормативно-правовой базы

здоровьесберегающего воспитания

Нормативно-правовая база по организации здоровьесберегающего воспитания

студентов ГБПОУ «АЛК» основывается на следующих документах:

1. Устав ГБПОУ «АЛК».

2. План воспитательной работы ГБПОУ «АЛК».

3. Государственные программы здоровьесберегающего характера.

4. Программы и рекомендации Министерства образования и науки РФ по

организации здоровьесберегающей работы со студентами.

2. Система мер по пропаганде здоровьесберегающего воспитания


Предусматривается система мер по пропаганде здоровьесберегающего

воспитания:

  • разработка программ и конкретных рекомендаций по здоровьесберегающему воспитанию студентов ГБПОУ «АЛК»;

  • проведение мероприятий по профилактике аддиктивного и девиантного поведения и формированию здорового образа жизни;

  • пропаганда здорового образа жизни в СМИ, сайт колледжа, др. интернет ресурсы;

  • проведение Дня здоровья;

  • организация спортивных соревнований среди студентов.

3. Формы реализации программы


Основными формами реализации программы здоровьесберегающего

воспитания студентов ГБПОУ «АЛК» являются:

1. Семинары;


2. Социально-психологические исследования;

3. Тренинги;

4. Лекции;

5. Беседы;

6. Спортивные соревнования; 7.Акции.

III. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

В результате осуществления Программы ожидается:

1. Стабилизация показателей, характеризующих социальные девиации среди

студентов.

2. Сокращение темпов роста заболеваемости студентов.

3. Формирование навыков здорового образа жизни у студентов и

высокоэффективных поведенческих стратегий.

4. Повышение уровня психического и физического здоровья студентов.





































Модель личности студента.

Подготовка к здоровому образу жизни подростка на основе здоровьесберегающих технологий является приоритетным направлением деятельности «Школы здоровья». В качестве основополагающей линии развития нашего колледжа в этом направлении выбрана концепция здоровьесберегающего образования. Колледж должен стать «антропоцентричным», т.е. центром всех учебно-воспитательных воздействий является конкретный студент, и соответственно, все способы и формы организации студенческой жизни подчинены целям его всестороннего личностного развития. Модель технологий обучения в здоровьесберегающем колледже существенно отличается от других существующих моделей и педагогических систем. Она предоставляет студенту большую свободу выбора в процессе обучения. В ее рамках не студент подстраивается под сложившийся обучающий стиль преподавателя, а преподаватель, обладая разнообразным технологическим инструментарием, согласует свои приемы и методы работы с познавательным стилем ребенка. Это требует разработки новых подходов к организации учебного процесса в плане дальнейшего развития технологий индивидуализации обучения и здоровьесбережения. Учет индивидуальных особенностей обучающихся в педагогической деятельности – это комплексная задача, требующая перестройки организации учебного процесса, которая может быть решена несколькими путями:

-вариативностью образовательной среды на основе принципов профилизации обучения;

- дифференциацией обучения;

-индивидуализацией учебного процесса с учетом личностных особенностей обучающихся;

-разработкой индивидуальных образовательных программ для подростков с особенностями развития и педагогически запущенных студентов;

-индивидуальными портфолио в системе дистанционного образования.

Работникам колледжа необходимо знать, какие результаты должны быть получены в ходе их деятельности по реализации решений, направленных на обеспечение здоровьесбережения обучающихся. Для этого была создана прогнозируемая модель личности студента:





Модель выпускника первого года обучения

-знание основ личной гигиены, выполнение правил гигиены;

-владение основами личной гигиены и здорового образа жизни.

Модель выпускника второго года обучения

-знание основ строения и функционирования организма человека;

- знание изменений в организме человека в пубертатный период;

-умение оценивать свое физическое и психическое состояние;

- знание влияния алкоголя, курения, наркомании на здоровье человека;

-поддержание физической формы;

- телесно-мануальные навыки, связанные с укреплением силы, выносливости, ловкости;

Модель выпускника третьего года обучения

- гигиена умственного труда.

-стремление к самосовершенствованию, саморазвитию и профессиональной пригодности через физическое совершенствование и заботу о своем здоровье;

-убеждение в пагубности для здоровья и дальнейшей жизни вредных привычек;

- знание различных оздоровительных систем;

Модель выпускника четвертого года обучения

- умение поддерживать здоровый образ жизни, индивидуальный для каждого человека;

-способность вырабатывать индивидуальный образ жизни;

- гигиена умственного труда.



Реализация программы направлена на формирование у обучающихся культуры отношения к своему здоровью, что включает в себя:

-культуру физиологическую (способность управлять физиологическими процессами и наращивать резервные мощности организма);

-культуру физическую (способность управлять физическими природосообразными движениями);

-культуру психологическую (способность управлять своими чувствами и эмоциями);

-культуру интеллектуальную (способность управлять своими мыслями и контролировать их);

Базовыми компонентами на всех ступенях являются:

-формирование ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и здорового образа жизни;

-формирование системы знаний по овладению методами оздоровления организма;

-формирование положительной мотивации, направленной на занятия физическими упражнениями, различными видами спорта;

-формирование основ медицинских знаний по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку.

Методы контроля над реализацией программы:

-проведение заседаний Методического совета колледжа;

-посещение и взаимопосещение уроков, проводимых по ЗОЖ;

-создание методической копилки опыта;

-мониторинг состояния здоровья обучающихся и морально-психологического климата в колледже.

-сбор статистики о динамике развития мотивации к обучению.

-контроль за организацией учебного процесса, распределением учебной нагрузки, объемом домашних заданий, внеколледжной образовательной деятельностью обучающихся в свете формирования здорового образа жизни.

Мероприятия по реализации программы

здоровьесберегающего воспитания на 2020 – 2024 гг.



Мероприятия

Исполнитель

Дата

1.

Корректировка программы здоровьесберегающего воспитания (ЗСВ) студентов ГБПОУ «АЛК»

Зав. отделом по ВР, руководитель ф.в., преподаватели ф.в., преподаватель БЖ

Ежегодно, в первом семестре учебного года

2.

Включение мероприятий программы ЗСВ в планы воспитательной и спортивно-массовой работы колледжа

Зав. отделом по ВР, руководитель ф.в., преподаватели ф.в., преподаватель БЖ

Ежегодно

3.

Организация и проведение классных часов по профилактике аддиктивного и девиантного поведения и формирования здорового образа жизни.

Кураторы

Весь период

5.

Планирование, организация и проведение спортивно-массовых мероприятий для студентов

Руководитель ф.в., преподаватели ф.в., руководители секций, спорт. актив колледжа и студ. общежития

Весь период

5.1.

Соревнования по различным видам спорта внутри колледжа

Руководитель ф.в., преподаватели ф.в, руководители секций

Ежегодно, по планам спортивно-массовой работы

5.2.

Конкурсы по физической подготовке студентов допризывного и призывного возраста

Руководитель ф.в., преподаватели ф.к., преподаватель-организатор БЖ

Весь период

5.3.

День здоровья

Руководитель ф.в., преподаватели ф.в, кураторы

Ежегодно – май-июнь

6.

Проведение социально-психологической диагностики студентов по вопросам отклоняющегося поведения. Коррекция отклоняющегося поведения (привлечение студентов к участию в мероприятиях, труду, спорту, проведение индивидуальные беседы, и т.д.)


Педагог-психолог, кураторы, воспитатели общежития

Весь период

7.

Организация и проведение обучающих семинаров для кураторов “Методы профилактики аддиктивного и девиантного поведения студентов”

Педагог-психолог



Весь период

8.

Беседы со студентами по вопросам физического и психического здоровья

Педагог-психолог, руководитель ф.в., преподаватели ф.в., преподаватель-организатор БЖ



Весь период

9.

Публикация материалов о ЗСВ СМИ, сайте колледжа, др. интернет ресурсы.

УВР, руководитель ф.в., преподаватели ф.в., педагог-психолог

Весь период

10.

Организация встреч студентов с медицинскими работниками по вопросам личной гигиены, здорового образа жизни


Зав. отделом по ВР, педагог-психолог, кураторы

Весь период

11.

Информационно – профилактические встречи с работниками ОУУП и ПДН, УИИ МО МВД РФ «Фроловский»

Зав. отделом по ВР


Весь период

12.

Проведение тематических акций:

- «Нет наркотикам!»

- по профилактике ВИЧ, СПИД

- по профилактике алкоголизма и табакокурения

Зав. отделом по ВР,

кураторы, студ. профком, студ. совет

Ежегодно

13.

Проведение индивидуальных консультаций для студентов по вопросам здорового образа жизни, профилактики асоциального поведения

Педагог-психолог

Весь период

14.

Организация и проведение культурно-просветительных мероприятий здоровьесберегающего характера для студентов

Зав. отделом по ВР, студ. профком, кураторы

Весь период

15.

Создание базы данных об уровне физической подготовки студентов

Руководитель ф.в., преподаватели ф.в.

Ежегодно

16.

Укрепление материально-технической базы учебного заведения для занятия физкультурой и спортом

Руководитель ф.в., преподаватели ф.в, руководители секций

Весь период

17.

Развитие системы спортивных секций, кружков художественной самодеятельности

Руководитель ф.в., преподаватели ф.в., педагоги доп. образования, музыкальный руководитель

Весь период

18.

Участие в районных, городских, областных, всероссийских спартакиадах, турнирах по различным видам спорта и др. спортивно-оздоровительных мероприятиях

Руководитель ф.в., преподаватели ф.в, руководители секций

Ежегодно

19.

Участие в районных, городских, областных профилактических акциях по ЗСВ




Зав. отделом по ВР, кураторы, студ. профком, студ. совет

Весь период

20.

Наблюдение за поведением студентов во время занятий и вне учебной ситуации, консультирование студентов нового набора по вопросам адаптации в колледже по различным вопросам

Зав. отделом по ВР,

зам. директора по УР,

зав. отделением

Весь период

21.

Создание банка данных студентов, находящихся в социально – опасном положении.

Зав. отделом по ВР,

педагог – психолог,
кураторы, воспитатели

Ежегодно

22.

Доклад на родительском собрании (в пределах 10 мин.):

«Роль семейного общения в профилактике девиантного поведения и негативных привычек у подростков». Доклады по другим профильным темам.


Зав. отделом по ВР, кураторы, педагог-психолог

Ежегодно, ноябрь

23.

Методсовет кураторов на тему:

«Здоровьесбережение в образовательном пространстве –важная составляющая гуманизации политики в сфере образования».

Зав.отделом по ВР,

педагог-психолог




Ежегодно






24.

Психологическое тестирование в группах нового набора

по выявлению студентов, склонных к девиантному поведению


Кураторы, педагог-психолог

Ежегодно, сентябрь-октябрь

25.

Анкетирование по определению уровня психологической адаптации студентов к новым ФГОСам

Председатели цикловых комиссий

Ежегодно, декабрь.

26.

Рейды-проверки в общежитие с целью проверки соблюдения студентами режима дня, питания, правил личной и общей гигиены


Кураторы, преподаватели

Ежедневно

27.

Тематический классный час:

«Здоровье – путь к успешной карьере»

Кураторы

Ежегодно

28.

Анкетирование «Мое отношение к алкоголю, табакокурению, наркотикам» (для групп нового набора)

Кураторы

октябрь

29.

Лыжные прогулки


Руководитель ф.в., преподаватели ф.в., кураторы

Ежегодно, январь-март

30.

Всемирный день борьбы со СПИДом (конкурс плакатов)

Студ. совет

Ежегодно, 1 декабря

31.

Акция «Бросаем курить вместе»,

«Брось сигарету – получишь конфету»


Студ. совет

Ноябрь,

Ежегодно

32.

Конкурс плакатов «Сделай свой выбор» и (или) выставка творческих работ (плакат, рисунок) в рамках ежегодной всероссийской акции «Спорт – альтернатива пагубным привычкам».

Руководитель ф.в., кураторы, студ. совет

Ноябрь

33.

«День профилактики»

Встречи-беседы с врачами специалистами венерологом, гинекологом, наркологом


Зав. отделом по ВР

Ежегодно

34.

Контроль за состоянием здоровья студентов (прохождение ими мед. осмотра, профилактических прививок и т.д.)




Мед. работник, руководитель ф.в., преподаватели ф.в.,

кураторы

Ежегодно

35.

Анкетирование «Мое отношение к алкоголю, табакокурению, наркотикам» (для групп нового набора)

Кураторы, педагог-психолог

Ежегодно, октябрь

36.

Проведение индивидуальных бесед и общих собраний

со студентами, проживающими в общежитии

Воспитатель студенческого общежития

Ежемесячно, по плану ВР общежития








Ожидаемые результаты формирования ЗОЖ

Уровень Примитивно-поведенческий:

- Формирование навыков санитарногигиенической культуры

- Приобщение к гигиенической культуре

- Организация здорового образа жизни

Прогнозируемые результаты: Отсутствие вредных привычек.

Уровень Эмоциональный:

- Приобщение к здоровому образу жизни

- Формирование полового самосознания и здорового образа жизни

- Воспитание грамотного отношения к медико- профилактическим мерам как средству сохранения здоровья человека

Прогнозируемые результаты: Стремление к ведению здорового образа жизни





Заместитель директора по воспитательной работе: Селивёрстова Г.Н.

Руководитель физического воспитания: Чекунов А.В.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!