Паспорт программы
Необходимость создания программы: ухудшение здоровья обучающихся в связи с изменениями экологической обстановки, отношения к своему здоровью, социального благополучия.
ЦЕЛЬ: формирование у обучающихся понимания значимости сохранения, укрепления здоровья и навыков здорового образа жизни посредством здоровьесберегающих технологий.
ЗАДАЧИ:
-отработать систему выявления уровня здоровья обучающихся и целенаправленного отслеживания в течение периода обучения;
-создать информационный банк показателей здоровья и образа жизни обучающихся;
- организовать систему профилактической работы по формированию ЗОЖ, вести просветительскую работу с обучающимися, родителями и учителями-предметниками;
-формировать у обучающихся потребности ЗОЖ через урочную и внеурочную деятельность;
-осуществлять медико-физиологический и психолого-педагогический мониторинг и диагностики за состоянием здоровья обучающихся;
-использовать здоровьесберегающие технологии на уроках с целью укрепления здоровья студентов.
Сроки реализации программы. 2020 – 2024 гг.
Перечень основных блоков:
-педагогический (работа классного руководителя, учителей физической культуры,
-учителей-предметников;
-психологический (работа педагога-психолога);
-социальный (взаимодействие с родителями, учреждениями дополнительного образования);
-блок двигательной активности (физическое развитие)
Исполнители. Педагоги колледжа, родители, учреждения дополнительного образования.
Ожидаемые результаты.
-Разработка системы физкультурно-оздоровительной работы образовательного учреждения через совместную деятельность медицинских работников и педагогов по предупреждению заболеваний подростков, сохранению и своевременной коррекции здоровья студентов для достижения оптимальных результатов в учебной деятельности каждого студента.
-Организация систематического контроля за состоянием здоровья обучающихся и учителей на основе организации профилактических осмотров.
-Снижение заболеваемости всех участников образовательного процесса.
-Повышение уровня знаний по вопросам здоровья и его сохранения.
-Повышение качества обучения за счет уменьшения негативного воздействия процесса обучения и воспитания на психофизиологический статус подростков.
-Апробация элементов методик по ранней диагностике, прогнозу и коррекции трудностей социальной адаптации, предрасположенности к вредным привычкам.
-Разработка рекомендации для родителей, администрации колледжа, учителей - предметников, позволяющие систематизировать работу по проблеме здоровьесбережения.
-Включение в план работы колледжа и проведение Дней здоровья.
-Проведение классных часов и бесед по профилактике вредных привычек и безопасности.
-Повышение результативности участия в спортивных соревнованиях.
-Создание комнаты психологической разгрузки для обучающихся.
-Организация работы спортивных секций.
Система управления и контроля за реализацией программы. Контроль за реализацией мероприятий программы осуществляют исполнители в рамках должностной компетентности. Общее руководство осуществляет педагогический совет колледжа, инновационная группа учителей-предметников, психологическая служба. Формы контроля: результативность работы рассматривается 2 раза в год на МО классных руководителей. Предлагаемая модель здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения является последовательной системой реализации комплексной программы сохранения и укрепления здоровья студентов.
ВВЕДЕНИЕ
Повышение качества образования является актуальной проблемой современной России. Ее решение связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса.
Одной из главных задач образовательной организации должно стать создание условий для разработки мер по внедрению здоровьесберегающих технологий в процесс обучения и воспитания. Основной целью при решении задач здоровьесбережения является поиск эффективных форм образования, направленных на оздоровление студентов и формирование у них системы ценностей с приоритетом здоровья как одной из высших ценностей. Физкультурно-оздоровительная деятельность и достигнутый уровень физического совершенства эффективно влияют на овладение профессионально-прикладными умениями и навыками, физическое состояние и дальнейшую дееспособность обучающихся. В связи с этим процесс физического воспитания решает задачи профессионально-прикладной физической подготовки. При этом определяются условия формирования профессионально важных физических и психофизиологических качеств человека.
Здоровьесберегающие технологии в образовании есть не что иное, как функциональная система организационных способов управления учебно-познавательной и практической деятельностью студентов с целью сохранения и укрепления их здоровья на основе личностно ориентированного подхода.
Определяя концепцию системы здоровьесбережения, следует учитывать овладение необходимым объемом знаний об организме, формирование мотивации к здоровому образу жизни и потребности в нем. Доминирующую позицию при этом занимает объем двигательной активности, так как гиподинамия приводит к нарушению функционального состояния организма, понижению умственной и физической работоспособности. Также необходимо развивать культуру здоровья и здорового образа жизни, проводить оздоровительно-профилактическую деятельность среди молодежи. Эффективность системы здоровьесбережения обеспечивается единой образовательной концепцией колледжа, в соответствии с которой в каждом изучаемом предмете должна быть отражена идея защиты здоровья студента – будущего специалиста.
Учебная дисциплина «Физическая культура» входит в раздел учебного плана федерального государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО), является обязательной составляющей гуманитарного компонента образования. Учебный материал дисциплины предусматривает овладение студентами системой научно-практических и специальных знаний и компетенций, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры общества и личности, формирования умения их адаптивного, творческого использования для личностного и профессионального развития, самосовершенствования, организации здорового образа жизни при выполнении учебной, профессиональной и социо-культурной деятельности.
Существенное значение в повышении мотивации к занятиям физической культурой и спортом имеет использование инновационных подходов и современных оздоровительных технологий в учебно-образовательном процессе физического воспитания студенческой молодежи. Образовательный процесс колледжа должен включать в себя формы контроля сформированности компетенций, позволяющие преподавателю четко направлять свою деятельность, а студенту – осознавать свои достижения и недостатки и корректировать их.
В связи с этим на систему образования в целом и систему профессионального образования в частности, как на структуру, обеспечивающую социальное развитие личности, помимо специальных задач ложится и задача сохранения физического, психического и нравственного здоровья студентов. При этом среднее профессиональное образование занимает свою определённую ступеньку в структуре общественного воспитания личности, являясь важнейшим институтом формирования образованной, квалифицированной, культурной и интеллектуальной элиты государства. Вместе с тем, в условиях продолжающегося социального расслоения, отсутствия у молодых граждан равных шансов на получение образования, достойной работы, медицинских, социально-бытовых и других услуг нарастает неудовлетворенность жизнью, апатия, увеличивается количество стрессов, что вызывает проблему дезадаптации личности в обществе и ряд негативных явлений в молодежной среде:
ухудшается состояние здоровья молодежи. В среднем в России лишь 10 % выпускников школ могут считаться абсолютно здоровыми, а 45-50 % - имеют серьезные отклонения в физическом и психическом развитии;
размываются духовные ценности и ориентиры;
сохраняется высокий уровень преступности в молодежной среде;
растет алкоголизация и наркомания среди молодежи.
В связи с этим особого внимания заслуживают проблемы здоровьесберегающего воспитания студентов: создание новых подходов к гигиеническому воспитанию, формирование навыков здорового образа жизни.
I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Целями программы являются:
1. Воспитание психически здорового и личностно развитого студента, способного самостоятельно справляться с жизненными проблемами.
2. Развитие стереотипов здорового образа жизни у студентов, выработка личностных стратегий поведения, препятствующих возникновению аддиктивного и девиантного поведения.
Для достижения указанных целей решаются следующие задачи:
создание условий в молодежной среде для позитивного общения, восприятия информации, творческой атмосферы в рамках совместной деятельности;
разработка и внедрение программы профилактики аддиктивного поведения студентов;
обеспечение психологической поддержки учебно-воспитательного процесса;
проведение мероприятий, направленных на помощь студентам в выявлении личностных ресурсов, способствующих формированию здорового образа жизни;
обучение преподавателей методам профилактики аддиктивного поведения студентов;
разработка методического материала для кураторов по организации и проведению профилактических мероприятий.
II. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Создание нормативно-правовой базы
здоровьесберегающего воспитания
Нормативно-правовая база по организации здоровьесберегающего воспитания
студентов ГБПОУ «АЛК» основывается на следующих документах:
1. Устав ГБПОУ «АЛК».
2. План воспитательной работы ГБПОУ «АЛК».
3. Государственные программы здоровьесберегающего характера.
4. Программы и рекомендации Министерства образования и науки РФ по
организации здоровьесберегающей работы со студентами.
2. Система мер по пропаганде здоровьесберегающего воспитания
Предусматривается система мер по пропаганде здоровьесберегающего
воспитания:
разработка программ и конкретных рекомендаций по здоровьесберегающему воспитанию студентов ГБПОУ «АЛК»;
проведение мероприятий по профилактике аддиктивного и девиантного поведения и формированию здорового образа жизни;
пропаганда здорового образа жизни в СМИ, сайт колледжа, др. интернет ресурсы;
проведение Дня здоровья;
организация спортивных соревнований среди студентов.
3. Формы реализации программы
Основными формами реализации программы здоровьесберегающего
воспитания студентов ГБПОУ «АЛК» являются:
1. Семинары;
2. Социально-психологические исследования;
3. Тренинги;
4. Лекции;
5. Беседы;
6. Спортивные соревнования; 7.Акции.
III. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
В результате осуществления Программы ожидается:
1. Стабилизация показателей, характеризующих социальные девиации среди
студентов.
2. Сокращение темпов роста заболеваемости студентов.
3. Формирование навыков здорового образа жизни у студентов и
высокоэффективных поведенческих стратегий.
4. Повышение уровня психического и физического здоровья студентов.
Модель личности студента.
Подготовка к здоровому образу жизни подростка на основе здоровьесберегающих технологий является приоритетным направлением деятельности «Школы здоровья». В качестве основополагающей линии развития нашего колледжа в этом направлении выбрана концепция здоровьесберегающего образования. Колледж должен стать «антропоцентричным», т.е. центром всех учебно-воспитательных воздействий является конкретный студент, и соответственно, все способы и формы организации студенческой жизни подчинены целям его всестороннего личностного развития. Модель технологий обучения в здоровьесберегающем колледже существенно отличается от других существующих моделей и педагогических систем. Она предоставляет студенту большую свободу выбора в процессе обучения. В ее рамках не студент подстраивается под сложившийся обучающий стиль преподавателя, а преподаватель, обладая разнообразным технологическим инструментарием, согласует свои приемы и методы работы с познавательным стилем ребенка. Это требует разработки новых подходов к организации учебного процесса в плане дальнейшего развития технологий индивидуализации обучения и здоровьесбережения. Учет индивидуальных особенностей обучающихся в педагогической деятельности – это комплексная задача, требующая перестройки организации учебного процесса, которая может быть решена несколькими путями:
-вариативностью образовательной среды на основе принципов профилизации обучения;
- дифференциацией обучения;
-индивидуализацией учебного процесса с учетом личностных особенностей обучающихся;
-разработкой индивидуальных образовательных программ для подростков с особенностями развития и педагогически запущенных студентов;
-индивидуальными портфолио в системе дистанционного образования.
Работникам колледжа необходимо знать, какие результаты должны быть получены в ходе их деятельности по реализации решений, направленных на обеспечение здоровьесбережения обучающихся. Для этого была создана прогнозируемая модель личности студента:
Модель выпускника первого года обучения
-знание основ личной гигиены, выполнение правил гигиены;
-владение основами личной гигиены и здорового образа жизни.
Модель выпускника второго года обучения
-знание основ строения и функционирования организма человека;
- знание изменений в организме человека в пубертатный период;
-умение оценивать свое физическое и психическое состояние;
- знание влияния алкоголя, курения, наркомании на здоровье человека;
-поддержание физической формы;
- телесно-мануальные навыки, связанные с укреплением силы, выносливости, ловкости;
Модель выпускника третьего года обучения
- гигиена умственного труда.
-стремление к самосовершенствованию, саморазвитию и профессиональной пригодности через физическое совершенствование и заботу о своем здоровье;
-убеждение в пагубности для здоровья и дальнейшей жизни вредных привычек;
- знание различных оздоровительных систем;
Модель выпускника четвертого года обучения
- умение поддерживать здоровый образ жизни, индивидуальный для каждого человека;
-способность вырабатывать индивидуальный образ жизни;
- гигиена умственного труда.
Реализация программы направлена на формирование у обучающихся культуры отношения к своему здоровью, что включает в себя:
-культуру физиологическую (способность управлять физиологическими процессами и наращивать резервные мощности организма);
-культуру физическую (способность управлять физическими природосообразными движениями);
-культуру психологическую (способность управлять своими чувствами и эмоциями);
-культуру интеллектуальную (способность управлять своими мыслями и контролировать их);
Базовыми компонентами на всех ступенях являются:
-формирование ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и здорового образа жизни;
-формирование системы знаний по овладению методами оздоровления организма;
-формирование положительной мотивации, направленной на занятия физическими упражнениями, различными видами спорта;
-формирование основ медицинских знаний по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку.
Методы контроля над реализацией программы:
-проведение заседаний Методического совета колледжа;
-посещение и взаимопосещение уроков, проводимых по ЗОЖ;
-создание методической копилки опыта;
-мониторинг состояния здоровья обучающихся и морально-психологического климата в колледже.
-сбор статистики о динамике развития мотивации к обучению.
-контроль за организацией учебного процесса, распределением учебной нагрузки, объемом домашних заданий, внеколледжной образовательной деятельностью обучающихся в свете формирования здорового образа жизни.
Мероприятия по реализации программы
здоровьесберегающего воспитания на 2020 – 2024 гг.
№ | Мероприятия | Исполнитель | Дата |
1. | Корректировка программы здоровьесберегающего воспитания (ЗСВ) студентов ГБПОУ «АЛК» | Зав. отделом по ВР, руководитель ф.в., преподаватели ф.в., преподаватель БЖ | Ежегодно, в первом семестре учебного года |
2. | Включение мероприятий программы ЗСВ в планы воспитательной и спортивно-массовой работы колледжа | Зав. отделом по ВР, руководитель ф.в., преподаватели ф.в., преподаватель БЖ | Ежегодно |
3. | Организация и проведение классных часов по профилактике аддиктивного и девиантного поведения и формирования здорового образа жизни. | Кураторы | Весь период |
5. | Планирование, организация и проведение спортивно-массовых мероприятий для студентов | Руководитель ф.в., преподаватели ф.в., руководители секций, спорт. актив колледжа и студ. общежития | Весь период |
5.1. | Соревнования по различным видам спорта внутри колледжа | Руководитель ф.в., преподаватели ф.в, руководители секций | Ежегодно, по планам спортивно-массовой работы |
5.2. | Конкурсы по физической подготовке студентов допризывного и призывного возраста | Руководитель ф.в., преподаватели ф.к., преподаватель-организатор БЖ | Весь период |
5.3. | День здоровья | Руководитель ф.в., преподаватели ф.в, кураторы | Ежегодно – май-июнь |
6. | Проведение социально-психологической диагностики студентов по вопросам отклоняющегося поведения. Коррекция отклоняющегося поведения (привлечение студентов к участию в мероприятиях, труду, спорту, проведение индивидуальные беседы, и т.д.) | Педагог-психолог, кураторы, воспитатели общежития | Весь период |
7. | Организация и проведение обучающих семинаров для кураторов “Методы профилактики аддиктивного и девиантного поведения студентов” | Педагог-психолог | Весь период |
8. | Беседы со студентами по вопросам физического и психического здоровья | Педагог-психолог, руководитель ф.в., преподаватели ф.в., преподаватель-организатор БЖ | Весь период |
9. | Публикация материалов о ЗСВ СМИ, сайте колледжа, др. интернет ресурсы. | УВР, руководитель ф.в., преподаватели ф.в., педагог-психолог | Весь период |
10. | Организация встреч студентов с медицинскими работниками по вопросам личной гигиены, здорового образа жизни | Зав. отделом по ВР, педагог-психолог, кураторы | Весь период |
11. | Информационно – профилактические встречи с работниками ОУУП и ПДН, УИИ МО МВД РФ «Фроловский» | Зав. отделом по ВР | Весь период |
12. | Проведение тематических акций: - «Нет наркотикам!» - по профилактике ВИЧ, СПИД - по профилактике алкоголизма и табакокурения | Зав. отделом по ВР, кураторы, студ. профком, студ. совет | Ежегодно |
13. | Проведение индивидуальных консультаций для студентов по вопросам здорового образа жизни, профилактики асоциального поведения | Педагог-психолог | Весь период |
14. | Организация и проведение культурно-просветительных мероприятий здоровьесберегающего характера для студентов | Зав. отделом по ВР, студ. профком, кураторы | Весь период |
15. | Создание базы данных об уровне физической подготовки студентов | Руководитель ф.в., преподаватели ф.в. | Ежегодно |
16. | Укрепление материально-технической базы учебного заведения для занятия физкультурой и спортом | Руководитель ф.в., преподаватели ф.в, руководители секций | Весь период |
17. | Развитие системы спортивных секций, кружков художественной самодеятельности | Руководитель ф.в., преподаватели ф.в., педагоги доп. образования, музыкальный руководитель | Весь период |
18. | Участие в районных, городских, областных, всероссийских спартакиадах, турнирах по различным видам спорта и др. спортивно-оздоровительных мероприятиях | Руководитель ф.в., преподаватели ф.в, руководители секций | Ежегодно |
19. | Участие в районных, городских, областных профилактических акциях по ЗСВ | Зав. отделом по ВР, кураторы, студ. профком, студ. совет | Весь период |
20. | Наблюдение за поведением студентов во время занятий и вне учебной ситуации, консультирование студентов нового набора по вопросам адаптации в колледже по различным вопросам | Зав. отделом по ВР, зам. директора по УР, зав. отделением | Весь период |
21. | Создание банка данных студентов, находящихся в социально – опасном положении. | Зав. отделом по ВР, педагог – психолог, кураторы, воспитатели | Ежегодно |
22. | Доклад на родительском собрании (в пределах 10 мин.): «Роль семейного общения в профилактике девиантного поведения и негативных привычек у подростков». Доклады по другим профильным темам. | Зав. отделом по ВР, кураторы, педагог-психолог | Ежегодно, ноябрь |
23. | Методсовет кураторов на тему: «Здоровьесбережение в образовательном пространстве –важная составляющая гуманизации политики в сфере образования». | Зав.отделом по ВР, педагог-психолог | Ежегодно |
24. | Психологическое тестирование в группах нового набора по выявлению студентов, склонных к девиантному поведению | Кураторы, педагог-психолог | Ежегодно, сентябрь-октябрь |
25. | Анкетирование по определению уровня психологической адаптации студентов к новым ФГОСам | Председатели цикловых комиссий | Ежегодно, декабрь. |
26. | Рейды-проверки в общежитие с целью проверки соблюдения студентами режима дня, питания, правил личной и общей гигиены | Кураторы, преподаватели | Ежедневно |
27. | Тематический классный час: «Здоровье – путь к успешной карьере» | Кураторы | Ежегодно |
28. | Анкетирование «Мое отношение к алкоголю, табакокурению, наркотикам» (для групп нового набора) | Кураторы | октябрь |
29. | Лыжные прогулки | Руководитель ф.в., преподаватели ф.в., кураторы | Ежегодно, январь-март |
30. | Всемирный день борьбы со СПИДом (конкурс плакатов) | Студ. совет | Ежегодно, 1 декабря |
31. | Акция «Бросаем курить вместе», «Брось сигарету – получишь конфету» | Студ. совет | Ноябрь, Ежегодно |
32. | Конкурс плакатов «Сделай свой выбор» и (или) выставка творческих работ (плакат, рисунок) в рамках ежегодной всероссийской акции «Спорт – альтернатива пагубным привычкам». | Руководитель ф.в., кураторы, студ. совет | Ноябрь |
33. | «День профилактики» Встречи-беседы с врачами специалистами венерологом, гинекологом, наркологом | Зав. отделом по ВР | Ежегодно |
34. | Контроль за состоянием здоровья студентов (прохождение ими мед. осмотра, профилактических прививок и т.д.) | Мед. работник, руководитель ф.в., преподаватели ф.в., кураторы | Ежегодно |
35. | Анкетирование «Мое отношение к алкоголю, табакокурению, наркотикам» (для групп нового набора) | Кураторы, педагог-психолог | Ежегодно, октябрь |
36. | Проведение индивидуальных бесед и общих собраний со студентами, проживающими в общежитии | Воспитатель студенческого общежития | Ежемесячно, по плану ВР общежития |
Ожидаемые результаты формирования ЗОЖ
Уровень Примитивно-поведенческий:
- Формирование навыков санитарногигиенической культуры
- Приобщение к гигиенической культуре
- Организация здорового образа жизни
Прогнозируемые результаты: Отсутствие вредных привычек.
Уровень Эмоциональный:
- Приобщение к здоровому образу жизни
- Формирование полового самосознания и здорового образа жизни
- Воспитание грамотного отношения к медико- профилактическим мерам как средству сохранения здоровья человека
Прогнозируемые результаты: Стремление к ведению здорового образа жизни
Заместитель директора по воспитательной работе: Селивёрстова Г.Н.
Руководитель физического воспитания: Чекунов А.В.