СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Средовой подход как основа здоровьесберегающего воспитания обучающихся в контексте экопсихологии

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация. В статье рассмотрены сущность и особенности средового

подхода в образовании; возможности проектирования здоровьесберегающего

воспитания обучающихся в контексте экопсихологии на основе средового

подхода, существенно обогащающего как сами программы, так и результаты

обучения. Статья предназначена для всех интересующихся проблемами

методологии общего образования и здоровьесберегающего образования.

Ключевые слова: средовой подход, здоровьесбережение, психология

окружающей среды, экология здоровья, экопсихология, экотерапия.

Annоtation. The article examines the nature and characteristics

of environmental approach in education; the possibility of designing health-

education of students on the basis of environmental approach, greatly enriching

themselves of the program and the learning outcomes. This article is intended for

anyone interested in the methodology's problems of general education and health-

education.

Keywords: environmental approach, health preservation, environmental

psychology, ecopsychology, ecotherapy.

Введение. Одним из важнейших направлений деятельности педагогов и

других работников системы образования является воспитание и социализация

обучающихся в таких сферах, как отношение к природе и своему здоровью.

В статье 3 ФЗ «Об образовании в РФ» при обозначении государственной

политики в области образования обозначены такие ценности и принципы, как

«…гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья

человека, прав и свобод личности, …воспитание взаимоуважения, трудолюбия,

гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры,

бережного отношения к природе и окружающей среде…». Природа и здоровье,

наряду с другими категориями, обозначены как базовые национальные

ценности, включенные в концепцию духовно-нравственного развития и

воспитания гражданина РФ. При этом подчеркивается, что при единой

концептуальной основе воспитания и социализации школьников

педагогические работники могут осуществлять свободный выбор моделей,

форм и методов, ориентируясь при этом на те из них, которые оказываются

наиболее эффективными. Следует отметить, что программа воспитания и

социализации обучающихся пока имеет общий характер, а формы и модели

воспитательной практики по ряду направлений, в частности, по направлениям

здоровьесберегающего и экологического воспитания не конкретизированы и

только формируются.

Формулировка цели статьи. Значительным потенциалом для повышения эффективности мероприятий по здоровьесберегающему воспитанию и социализации школьников обладает средовой подход, связанный с новыми методологическими подходами в педагогике и активно развивающимися научными дисциплинами — психологией окружающей среды (environmentalpsychology), экопсихологией, экологией здоровья, экотерапией. Методы и формы этих научных дисциплин обладают большим потенциалом для здоровьесберегающего воспитания обучающихся и оказывают влияние на сознание и чувства обучающихся, их отношение к людям, к самому себе, формируют устойчивые моральные взгляды и убеждения, побуждают к переосмыслению собственного опыта через общение с природой, дают возможность пережить индивидуально-личностный опыт как значимый для себя в своем личностном развитии. Описание возможностей средового подхода для здоровьесберегающего воспитания и социализации обучающихся

в специальных и общеобразовательных организациях в контексте психологии

окружающей среды, экологии здоровья, экопсихологии и экотерапии выступает

как основная цель статьи.

Изложение основного материала статьи. Несмотря на всю пользу

интеллектуального развития обучающихся, влияния художественной культуры

и искусства, культурно-досуговых учреждений и самостоятельного

художественного творчества на их развитие, нельзя забывать о значении

природы для естественного развития человека, об общении с природой,

о принципе природосообразности обучения. Особенно в современной

городской среде, в пространстве мегаполисов обучающиеся не имеют

возможности достаточно часто общаться с природой, что сказывается на их

самочувствии — как физическом, так и психическом. Поскольку современная

действительность является довольно стрессовой в силу обилия информации и

непрерывного повсеместного информационного потока, ребенок как никто

другой нуждается в спокойном отдыхе, в уединении для восстановления сил,

в общении с природой. Еще К.Д. Ушинский писал: «Природа есть

могущественнейший агент в воспитании человека, и самое тщательное

воспитание без участия этого агента всегда будет отзываться сухостью,

односторонностью, неприятной искусственностью» [5, с. 140]. Городские

обучающиеся же постоянно погружены в «душную атмосферу запертых

зданий» (К.Д. Ушинский). А общение с природой в разных формах имеет

терапевтический эффект и улучшает как психическое, так и физическое

состояние.

В этой связи в современном мире актуализируется проблема

здоровьесберегающего воспитания и социализации обучающихся за счёт их

общения с окружающей природной средой. Значительным потенциалом

для повышения эффективности мероприятий по здоровьесберегающему

воспитанию и социализации школьников в связи с необходимостью

Просмотр содержимого документа
«Средовой подход как основа здоровьесберегающего воспитания обучающихся в контексте экопсихологии»

Начало формы

Конец формы

Педагогика

УДК: 371.7

аспирант Дмитриева Лариса Александровна

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования

(г. Санкт-Петербург), кафедра психологии

СРЕДОВОЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В КОНТЕКСТЕ ЭКОПСИХОЛОГИИ

Аннотация. В статье рассмотрены сущность и особенности средового

подхода в образовании; возможности проектирования здоровьесберегающего

воспитания обучающихся в контексте экопсихологии на основе средового

подхода, существенно обогащающего как сами программы, так и результаты

обучения. Статья предназначена для всех интересующихся проблемами

методологии общего образования и здоровьесберегающего образования.

Ключевые слова: средовой подход, здоровьесбережение, психология

окружающей среды, экология здоровья, экопсихология, экотерапия.

Annоtation. The article examines the nature and characteristics

of environmental approach in education; the possibility of designing health-

education of students on the basis of environmental approach, greatly enriching

themselves of the program and the learning outcomes. This article is intended for

anyone interested in the methodology's problems of general education and health-

education.

Keywords: environmental approach, health preservation, environmental

psychology, ecopsychology, ecotherapy.

Введение. Одним из важнейших направлений деятельности педагогов и

других работников системы образования является воспитание и социализация

обучающихся в таких сферах, как отношение к природе и своему здоровью.

В статье 3 ФЗ «Об образовании в РФ» при обозначении государственной

политики в области образования обозначены такие ценности и принципы, как

«…гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья

человека, прав и свобод личности, …воспитание взаимоуважения, трудолюбия,

гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры,

бережного отношения к природе и окружающей среде…». Природа и здоровье,

наряду с другими категориями, обозначены как базовые национальные

ценности, включенные в концепцию духовно-нравственного развития и

воспитания гражданина РФ. При этом подчеркивается, что при единой

концептуальной основе воспитания и социализации школьников

педагогические работники могут осуществлять свободный выбор моделей,

форм и методов, ориентируясь при этом на те из них, которые оказываются

наиболее эффективными. Следует отметить, что программа воспитания и

социализации обучающихся пока имеет общий характер, а формы и модели

воспитательной практики по ряду направлений, в частности, по направлениям

здоровьесберегающего и экологического воспитания не конкретизированы и

только формируются.

Формулировка цели статьи. Значительным потенциалом для повышения эффективности мероприятий по здоровьесберегающему воспитанию и социализации школьников обладает средовой подход, связанный с новыми методологическими подходами в педагогике и активно развивающимися научными дисциплинами — психологией окружающей среды (environmentalpsychology), экопсихологией, экологией здоровья, экотерапией. Методы и формы этих научных дисциплин обладают большим потенциалом для здоровьесберегающего воспитания обучающихся и оказывают влияние на сознание и чувства обучающихся, их отношение к людям, к самому себе, формируют устойчивые моральные взгляды и убеждения, побуждают к переосмыслению собственного опыта через общение с природой, дают возможность пережить индивидуально-личностный опыт как значимый для себя в своем личностном развитии. Описание возможностей средового подхода для здоровьесберегающего воспитания и социализации обучающихся

в специальных и общеобразовательных организациях в контексте психологии

окружающей среды, экологии здоровья, экопсихологии и экотерапии выступает

как основная цель статьи.

Изложение основного материала статьи. Несмотря на всю пользу

интеллектуального развития обучающихся, влияния художественной культуры

и искусства, культурно-досуговых учреждений и самостоятельного

художественного творчества на их развитие, нельзя забывать о значении

природы для естественного развития человека, об общении с природой,

о принципе природосообразности обучения. Особенно в современной

городской среде, в пространстве мегаполисов обучающиеся не имеют

возможности достаточно часто общаться с природой, что сказывается на их

самочувствии — как физическом, так и психическом. Поскольку современная

действительность является довольно стрессовой в силу обилия информации и

непрерывного повсеместного информационного потока, ребенок как никто

другой нуждается в спокойном отдыхе, в уединении для восстановления сил,

в общении с природой. Еще К.Д. Ушинский писал: «Природа есть

могущественнейший агент в воспитании человека, и самое тщательное

воспитание без участия этого агента всегда будет отзываться сухостью,

односторонностью, неприятной искусственностью» [5, с. 140]. Городские

обучающиеся же постоянно погружены в «душную атмосферу запертых

зданий» (К.Д. Ушинский). А общение с природой в разных формах имеет

терапевтический эффект и улучшает как психическое, так и физическое

состояние.

В этой связи в современном мире актуализируется проблема

здоровьесберегающего воспитания и социализации обучающихся за счёт их

общения с окружающей природной средой. Значительным потенциалом

для повышения эффективности мероприятий по здоровьесберегающему

воспитанию и социализации школьников в связи с необходимостью

учитывания возрастающей роли среды в развитии ребенка обладает, на наш

взгляд, средовой подход, тесно связанный с новыми методологическими

подходами в педагогике и активно развивающимися научными дисциплинами — психологией окружающей среды (environmentalpsychology),

экопсихологией, экологией здоровья, экотерапией.

Средовой подход не является новацией в педагогике: влияние среды

на развитие человека осознавали еще такие великие педагоги и философы, как

Платон, Аристотель, Д. Дидро, А. Дистервег, Дж. Локк, И.Г. Песталоцци, Ж.-

Ж. Руссо, К.Н. Венцель, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, П.Ф. Каптерев,

Я.А. Коменский, Я. Корчак, М.В. Крупенина, А.Ф. Лазурский, П.Ф. Лесгафт,

А.С. Макаренко, Н.И. Пирогов, С.Т. Шацкий и др. [1; 3; 4], этот подход

представлен в современных исследованиях Ю.В. Громыко, Ю.С. Мануйлова,

Н.Л. Селивановой, И. Шендрика, В.А. Ясвина и др. Рассматривая деятельность

обучающегося как среду, мы подразумеваем опосредованное управление

процессом формирования и развития личности и, в частности,

совершенствование самоорганизации, через создание определенных условий

деятельности обучающегося.

Средовой подход в воспитании как теория разработан учеником академика РАО Л.И. Новиковой руководителем лаборатории среды и средовых

явлений в образовании Нижегородского института развития образования

доктором педагогических наук Ю.С. Мануйловым, по определению которого,

средовой подход в воспитании является новым явлением, хотя и тесно

связанным с историей развития педагогики как науки и особой отрасли

социального управления [3]. Данный подход оформился как отражение

стремления отечественных ученых-педагогов разрешить противоречие между

тенденцией полнее использовать возможности среды и отсутствием

соответствующих технологий, то есть способов организации среды и

оптимизации ее влияния на личность школьника. Он выступает как одно

из условий реализации воспитания и является важным дополнением

к существующему инструментарию воспитательной системы. На уровне

обыденного сознания «средовой подход есть отношение человека к среде и

среды к ребенку, детям. В научном плане он представляет собой теорию и

технологию опосредованного управления (через среду) процессами

формирования и развития личности ребенка. В инструментальном плане

средовый подход — это система действий субъекта управления со средой,

направленных на превращение ее в средство диагностики, проектирования и

продуцирования воспитательного результата» [3]. В соответствии со средовым

подходом в воспитании диагностирование, проектирование и продуцирование

воспитательного результата допускается на основе учета и использования

возможностей среды.

В теоретическом и методическом планах средовой подход решает

проблему рационализации исследования и использования среды

в воспитательных целях за счет унификации языка, формализации и

систематизации структур научного знания, технологизации управленческих

процедур взаимодействия; раздвигает границы теории воспитательных систем;

дает целостное представление о среде и условиях ее превращения в инструмент

воспитания; вносит вклад в исследование феномена резонансного воздействия

как основы «нелинейного, мягкого управления» (И. Пригожин) в воспитании;

открывает широкие перспективы для обогащения теории воспитания знаниями

других научных дисциплин [2].

В рамках экологической психологии (экопсихологии) развивается

направление «психология образовательной среды». Исследования И.А. Баевой,

Е.А. Климова, В.В. Рубцова, Т.Г. Иволшиной, В.И. Панова, В.А. Ясвина

посвящены психологическому анализу современной образовательной среды [4].

Как отмечает современный исследователь Т.В. Менг, «исследование отношения

человек—окружающая среда становится характерной чертой познавательной

ситуации XXI века для исследователей в области социально-гуманитарных

наук. Это обусловлено стремительными изменениями общества, вызванными

экологическими, демографическими и экономическими факторами» [4, с. 73].

Психология окружающей среды исследует влияние среды на поведение,

здоровье и психологическое благополучие человека [9]. Одна из важных идей,

заложенных в психологии среды, состоит в том, что человеческие существа

способны к активному взаимодействию со средой, в том числе, в интересах

своего выживания: «Хотя имеется много вопросов, связанных

с взаимодействием человека со средой, которые требуют более пристального

изучения, концепция рационального человека (reasonablepersonmodel) и

используемые экспериментальные модели адаптивного оформления среды

(adaptivemuddling) служат основой для разработки и использования творческих

вмешательств, способных мобилизовать в людях самые лучшие качества.

Используемые вместе, данные концепции и модели позволяют сформировать

такие программы по работе с населением, которые раскроют заложенные в них

способности к исследованию и пониманию среды, повышению своей

компетентности, исполнению ответственных ролей, необходимых для решения

задачи сохранения среды и ее ресурсов. Данные концепции и модели связаны

с представлением о человеке как активном, целенаправленном субъекте,

а не только реципиенте информации, идущей из внешней среды и от экспертов»

[9, p. 32].

Одна из ключевых тем в исследованиях психологии окружающей среды

связана с признанием того факта, что сохранение, восстановление и создание

комфортной и здоровой среды обитания способствует ощущению

эмоционального комфорта, благополучия и повышает эффективность

поведения. Психология окружающей среды поддерживает идею участия

(participation) и ставит в качестве одной из задач повышение уровня

вовлеченности граждан в обустройство среды обитания, а также в различные

инициативы, направленные на поддержание ее в благополучном состоянии.

Данное направление работы связано не только с экологическим просвещением,

но и с формированием у людей готовности к заботе о среде обитания.

Активно развивающаяся область психологической науки —

экопсихология — занимается исследованием психических процессов,

состояний и личностных качеств, проявляемых в процессе взаимодействия

человека и разных социальных групп с природной средой. Экопсихология

также занимается углубленным исследованием саногенетического потенциала,

реализуемого в процессе такого взаимодействия, а потому, служит

фундаментальной основой для обоснования разных форм и методов экотерапии

[6; 7; 8; 9; 10]. Феномен экотерапии в настоящее время в нашей стране еще не

достаточно известен. Экотерапия включает в себя различные формы лечебно-

профилактической и психотерапевтической практик, характеризуется рядом

оригинальных теоретико-методологических положений и приемов

практической работы. Все виды экотерапии основаны на признании того, что

состояние окружающей человека среды в значительной мере определяет

состояние его здоровья, и что активное участие человека в сохранении

природной среды может выступать одним из действенных факторов

профилактики и лечения разных психических и физических заболеваний.

Экотерапия также нередко актуализирует задачи изменения сознания людей, их

отношения к природе и тем самым может включать элементы экологического

образования.

К примеру, A. Burls [6] использует в своих работах понятие «современная

экотерапия», понимая под ним такие виды экотерапевтической практики, при

которых клиенты включаются в какую-либо деятельность, связанную с заботой

о природе. При этом она апеллирует к данным исследований терапевтических,

восстановительных эффектов, связанных с тремя основными видами контактов

с природной средой:

 когда люди созерцают природные ландшафты или объекты (включая

образы природы на картинах, фотографиях или видеофильмах);

 когда они непосредственно погружены в природный ландшафт, но

занимают пассивную позицию;

 когда они активно вовлекаются в определенную деятельность,

взаимодействуя с природной средой.

Безусловно, все три вида контактов с природой используются в рамках

экотерапевтических программ, однако последний вид контактов обладает

наибольшими терапевтическими возможностями. Как отмечает A. Burls [6],

в рамках экотерапевтического подхода клиенты становятся активными

субъектами деятельности. Переставая быть исключительно теми, на кого

направлено воздействие, они сами начинают оказывать определенное

воздействие на окружающую среду. За счет этого более успешно достигаются

лечебно-реабилитационные эффекты и меняются поведение и образ жизни

клиентов. Они начинают чувствовать себя способными влиять на окружающую

среду и сообщество. Благодаря этому, они учатся заботиться о природе,

начинают воспринимать имеющиеся в их распоряжении природные очаги как

источники здоровья и благополучия.

Активная позиция педагогов и обучающихся как характеристика

«современной экотерапии» в полной мере согласуется с принципами средового

подхода к воспитанию и социализации школьников, предполагающего

формирование мотивационно-ценностных отношений в соответствующей среде

обучающихся в процессе осуществления ими совместной целенаправленной

деятельности, связанной с заботой об окружающее среде.

Особую роль здоровьесберегающее воспитание на основе средового

подхода может играть в специальных образовательных организациях.

Имеющиеся данные научных исследований красноречиво свидетельствуют о

том, что процесс психического развития и формирования личности ребенка

в интернатных образовательных учреждениях, в отсутствии полноценного

общения с родителями нередко осложняется дефицитом ценностно-смысловых

ориентаций, формированием неадекватной, неустойчивой, часто заниженной

самооценки, недостатками эмоционально-волевой сферы, поведенческими

нарушениями и асоциальными тенденциями.

При этом здоровьесберегающий потенциал взаимодействия учащихся

данных учреждений с природной средой используется явно недостаточно.

Экопсихология и экотерапия с присущими им разнообразными формами и

методами гармонизирующего, целебного воздействия на личность остаются

пока вне поля зрения работников образовательных организаций, не говоря уже

о последовательных, системных мероприятиях, использующих теорию и

методы экологически-ориентированных подходов в педагогике.

Различные образовательные институты, в том числе общеобразовательные и специальные образовательные организации, в той или

иной мере осуществляют работу по здоровьесберегающему воспитанию.

Однако, как показывает анализ научно-исследовательских работ в этой области

и мнений педагогов по этому поводу, здоровьесберегающее воспитание, во-

первых, организуется не системно, а во-вторых, имеет низкую эффективность и

результативность. Это обусловливает наличие значимого противоречия между

существующей недостаточно эффективной практикой здоровьесберегающего

воспитания и социализации обучающихся в специальных и

общеобразовательных организациях и потребностью современного российского

общества в формировании у молодого поколения здоровьесберегащей культуры

на основе средового подхода.

Выводы. Таким образом, мы подчеркиваем значимость

здоровьесберегающего образования обучающихся на основе средового подхода

в современном обществе. Реализация принципов и методов средового подхода

в контексте психологии окружающей среды, экологии здоровья, экопсихологии

и экотерапии поможет повысить эффективность практики

здоровьесберегающего воспитания и социализации обучающихся

в специальных и общеобразовательных организациях.

Литература:

1. Евстифеев, А.В. Исторические аспекты реализации средового

подхода в педагогической науке // Вестник Военного университета —2010. —

№ 3 (23). — С. 31-34.

2. Мануйлов, Ю.С. Концептуальные основы средового подхода

в воспитании // Вестник Костромского государственного университета им.

Н.А. Некрасова. Серия: Гуманитарные науки. — 2008. — № 4. — Том 14. —

С. 21-27.

3. Мануйлов, Ю.С. Средовой подход в воспитании: автореф. дис. … д-

ра пед. наук: 13.00.01 / Мануйлов Юрий Степанович. — М., 1998. — 49 с.

4. Менг, Т.В. Средовый подход к организации образовательного

процесса в современном вузе // Известия Российского государственного

педагогического университета им. А.И. Герцена. — 2008. — № 52. — С. 70-83.

5. Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт

педагогической антропологии / К.Д. Ушинский. Пед. соч.: в 6 тт. — М.,

1990. — Т. 5. — 528 с.

6. Burls, A. People and green spaces: Promoting public health and mental well-

being through eco-therapy // Journal of Public Mental Health. — 2007.– № 6 (3). —

P. 24-39.

7. Buzzell, L. and Chalquist, C. Ecotherapy: Healing with nature in mind. San

Francisco CA: Sierra Club Books, 2009.

8. Clinebell, H. Ecotherapy: healing ourselves, healing the earth: a guide

to ecologically grounded personality theory, spirituality, therapy and

education.Minneapolis, MN: Fortress, 1996.

9. De Young, R. Environmental psychology overview // Green organizations:

Driving change with IO psychology / ed. by S.R. Klein, A.H. Huffman. — New

York: Routledge, 2013. — P. 17–33.

10. Kopytin, A. and Rugh, M. (Eds.) Green Studio: Nature and the arts in

therapy. — Happauge, NY, 2016.

Дмитриева_ЛА.doc

Страница 10 из 10




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!