СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесберегающая программа

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная общешкольная программа здоровьесберегающего воспитания и физического развития "Здоровый ребёнок - счастливый ребёнок" разработана для учащихся, педагогического коллектива школы. Программа расчитана на формирование у учащихся здорового образа жизни.

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающая программа»

МКОУ Бабковская ООШ

Павловский муниципальный район

Воронежская область







Здоровьесберегающая программа



«Здоровый ребёнок – счастливый ребёнок»

















Автор:

Зам. директора по УВР

Петренко Светлана Ивановна



1. Паспорт программы

Наименование программы

Общешкольная программа здоровьесберегающего воспитания и физического развития учащихся МКОУ Бабковской ООШ «Здоровый ребёнок – счастливый ребёнок»

Обоснование разработки программы

Стратегическое направление государственной политики в области сохранения здоровья подрастающего поколения регламентируются федеральным и региональными законами «Об образовании», Семейным кодексом Российской Федерации, «Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», другими нормативными правовыми актами, определяющими роль родителей, школы, самих подростков в сохранении и укреплении их здоровья.

Разработчики программы

Зам. директора по УВР Петренко Светлана Ивановна


Цель программы


Создать условия для формирования у обучающихся основ здорового образа жизни, сознательного и гуманного отношения к себе и своему физическому и психическому здоровью и выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

Сроки реализации программы

Сентябрь 2016 – сентябрь 2019

Исполнители

программы

Педагогический и ученический коллективы школы, родители, структурные подразделения школы, члены творческих групп по различным направлениям деятельности.

Перечень разделов программы

  1. Паспорт программы.

  2. Обоснование программы и актуальность.

  3. Цели и задачи программы.

  4. Принципы организации здоровьесберегающего воспитания и физического развития.

  5. Система программных мероприятий.

  6. Ожидаемые результаты.

  7. Механизмы реализации программы.




Механизмы реализации Программы

Координационный совет по реализации программы «Здоровый ребёнок – счастливый ребёнок», созданный в МКОУ Бабковской ООШ, координирует работу структурных подразделений школы по обеспечению исполнения программы, разрабатывает и осуществляет выполнение программных мероприятий и создает условия для методического обеспечения программы.

Оценка эффективности реализации программы


Формирование у обучающихся основ здорового образа жизни, сознательного и гуманного отношения к себе, к своему физическому и психическому здоровью посредством здоровьесберегающих технологий и занятий спортом.

Пропаганда здорового образа жизни.

Повышение интеллектуального и творческого потенциала учащихся.

Куратор Программы

Петренко С.И., и.о.заместителя директора по УВР


Контроль за исполнением программы

Администрация МКОУ Бабковской ООШ


2. Обоснование программы и актуальность

Неоспоримо, что основная задача школы – подготовить ребенка, подростка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимое образование. Но может ли каждый профессионально подготовленный педагог, просто взрослый, ответственный человек бесстрастно относится к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, его прогрессивному ухудшению? Одним из ответов на этот, во многом риторический вопрос и стала востребованность учителями и руководителями образовательных учреждений здоровьесберегающих образовательных технологий.

Образование - необходимый, если не самый важный элемент социально- культурного и экономического развития страны. В этой связи на образование как целостную государственную систему, обеспечивающую социальное развитие личности, ложится, помимо прочих, задача сохранения физического, психического и нравственного здоровья подрастающего поколения.

Здоровье детей - это комплексный результат сложного взаимодействия человека с природой и обществом, включая влияние генетических задатков, социальных, культурных, экологических, медицинских и др. факторов.

Многочисленные исследования показывают, что за годы обучения в школе возрастает количество детей, имеющих нарушения зрения и осанки, приобретающих заболевания органов пищеварения и расстройство деятельности центральной нервной системы, что влияет как на качество освоения ими учебного материала, так и на социализацию школьников. Различные неблагоприятные социальные процессы ведут к возрастанию и распространению среди подростков алкоголизма, наркомании и табакокурения.

Самое ценное, что есть у человека - жизнь, а самое ценное в его жизни - здоровье, за которое бороться приходится порою с самого рождения. Невежество в вопросах здорового образа жизни будет дорого стоить тем, кто не позаботился о нем своевременно.

Понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии» (ЗОТ) появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет и до сих пор воспринимается многими педагогами как аналог санитарно-гигиенических норм и мероприятий. Так, К.В. Дубов (2002) определяет их как «полноценное медицинское обеспечение работы школы». А.Н. Акимова (2002) включает в это понятие, гигиенически правильно составленное расписание занятий, своевременное проведение прививок и профилактику «школьных заболеваний». Некоторые ученые (Э.Н. Вайнер, 2001, К.К. Хрюндель, 2002 и др.) относят к здоровьесберегающим технологиям систему Л. Занкова, методику НЛП (нейро-лингвистического программирования) и даже дианетику. Такие безответственные утверждения свидетельствуют об искаженном понимании термина «здоровьесберегающие образовательные технологии», примитивных представлениях о содержании работы, которую должна проводить школа для осуществления своей важнейшей задачи – сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Анализируя данные, полученные в ходе диспансеризации, выявлено, что абсолютно здоровых учащихся в школе практически не осталось. Увеличение числа заболеваний напрямую связано с переходом в старшие классы. Прежде всего, за годы обучения в школе «приобретаются» такие заболевания как сколиоз, понижение зрения, увеличение удельного веса. Если в начальном звене обучения данные отклонения в здоровье встречаются у учащихся от 3% до 7%, то в старших классах - от 5% до 10%.

С одной стороны, причинами ухудшения состояния здоровья являются такие факторы, как несоответствие системы обучения учащихся гигиеническим нормам, перегрузка учебных программ, интенсификация труда обучающихся, ухудшение экологической обстановки, стрессовые воздействия, недостаточное или несбалансированное питание, распространение нездоровых привычек, недостаточный уровень общей культуры в микросоциуме школы.

С другой стороны, учащимся очень трудно ориентироваться в огромном количестве информации, которая к ним поступает из интернета, телевизоров, рекламных роликов о различных видах биологически активных добавок, витаминах, методах лечения заболеваний и их профилактики, рекламе пищевых продуктов и т.д. Поэтому задача школы и родителей помочь детям правильно использовать полученную информацию, объяснить ее предназначение, научить ориентироваться в окружающем мире. Ведь все хотят видеть своих детей счастливыми и здоровыми, но не все задумываются о том, как это осуществить и что для этого предпринять. Здоровье не приходит само, его нужно укреплять и беречь, за него нужно бороться, потому что здоровье - это самое главное с жизни человека.

Приоритетность задач охраны и укрепления здоровья обучающихся обуславливает насущность принципиальных изменений в организации жизни школы как одного из ведущих социальных институтов, обеспечивающих формирование у подрастающего поколения ценностных установок по отношению к собственному здоровью. Сегодня в школе должны использоваться специальные программы, цель которых - формирование у обучающихся основ культуры здоровья.

Исходя из этого можно сделать вывод: сложившаяся ситуация требует новых конкретных стратегий, способных реально снизить уровень заболеваемости.

Программа «Здоровый ребёнок – счастливый ребёнок» разработана на основе мероприятий по охране здоровья, целью которой является улучшение здоровья и качества жизни подростков.

3. Цели и задачи программы

В процессе воспитания в соответствии с идеями здоровьесберегающих технологий ставится фундаментальная задача сформировать у школьника необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Беря во внимание вышесказанное можно поставить следующую цель.

Цель программы:

сформировать у ученика основы здорового образа жизни, сознательного и гуманного отношения к себе и своему физическому и психическому здоровью и выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

Основные задачи:

  • сформировать у учащихся смысловое представление об элементарных правилах здоровьесбережения;

  • создать элементарное представление об основных понятиях здорового образа жизни;

  • добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения(на уровне первоначального умения и навыка);

  • предупредить учащихся о непонимании основных понятий здорового образа; жизни на примерах сопоставления вредных привычек и здорового образа жизни

  • уточнить представление об элементарных правилах здоровьесбережения и навыках физического развития;

  • формирование практически необходимых знаний, умений, навыков для поддержания должного уровня психического и физического здоровья;

  • добиться выполнения правил здоровьесбережения учащимися в соответствии с требованиями их практического использования;

  • создание условий для сохранения физического и психического здоровья обучающихся;

  • пропаганда среди обучающихся и родителей принципов здорового, рационального питания;

  • достичь тесного сотрудничества педагогического коллектива, учащихся, родителей в организации здорового образа жизни.

4. Принципы программы.

Приведенные ниже принципы позволяют сформировать у педагогов, а через них - у учащихся и их родителей более четкое представление о здоровьесберегающей педагогике.

  1. Принцип ненанесения вреда – одинаково первостепенен и для медиков, и для педагогов и для родителей

  2. Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов предполагает, что все происходящее в образовательном учреждении – от разработки планов, программ до проверки их выполнения, включая проведение уроков, перемен, организацию внеурочной деятельности учащихся, подготовки педагогических кадров, работу с родителями и т.д. – должно оцениваться с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье учащихся и учителей.

  3. Принцип непрерывности и преемственности определяет необходимость проводить здоровьесберегающую работу в образовательных учреждениях не от случая к случаю, как часто бывает, а каждый день и на каждом уроке.

  4. Принцип субъект - субъектного взаимоотношения с учащимися. Связь главной задачи школы - образовательной – с заботой о здоровье учащихся проявляется на двух уровнях: содержательном и процессуальном. Первый определяется включением вопросов здоровья в содержание учебных программ; второй – обеспечением здоровьесберегающего характера (результата) проведения процесса обучения.

  5. Принцип формирования ответственности у учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих людей. Большая часть программы в своем направлении выражает стремление к достижению именно этой цели – сформированной ответственности у учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих людей.

  6. Принцип оздоровительно направленности – решает задачи укрепления здоровья ребенка в процессе обучения.

  7. Принцип связи теории с практикой – призывает настойчиво приучать учащихся применять свои знания по формированию, сохранению и укреплению здоровья на практике, используя окружающую действительность не только как источник знаний, но и как место их практического применения.

5. Система программных мероприятий

В качестве определенных мер по развитию здоровьесберегающего пространства образовательного учреждения нами разработаны программные мероприятия по следующим направлениям:

Нормативно-правовое обеспечение – разработка ряда документов, положений, подпрограмм с учетом новых программных условий для создания нормативно-правовой базы здоровьесберегающего воспитания.

Информационно-аналитическое обеспечение:

работа по информационно-аналитическому обеспечению программы предполагается по нескольким направлениям:

  • подготовка аналитических материалов по организации здоровьесберегающего процесса в образовательном учреждении и создание соответствующей базы данных;

  • Организация и проведение мониторинга здоровьесбережения обучающихся МКОУ Бабковской ООШ


Организационное обеспечение:

организационная деятельность обеспечивает координацию и создание условий для обеспечения деятельности формальных и общественных органов управления школой по организации здоровьесберегающего воспитания.

Информационно-просветительское обеспечение – предусматривает вовлечение родительской и городской общественности в мероприятия, проводимые школой по пропаганде здорового образа жизни, здоровьесберегающих технологий и рационального питания.







Мероприятия

Сроки


Просветительско-воспитательная работа с учащимися и родителями


1

Проведение классных родительских собраний с целью пропаганды здорового образа жизни, режима учебы и отдыха, организации горячего питания.

В течение года

2

Месячник «Внимание, дети!»

Сентябрь

3

Классные часы «Путь к здоровью», «Посеешь привычку – пожнешь характер», «Личная гигиена».

Ноябрь,

Апрель

4

Встречи с медицинским работником и беседы на темы: «Антигрипп», «Профилактика клещевого энцефалита»

Октябрь

март

5

Беседы инспектора ОДН «Ответственность за хранение и употребление ПАВ»

Декабрь,

Май

6

Конкурс плакатов, рисунков по пропаганде здорового образа жизни.

Апрель

7

Презентация «Личная гигиена девушек», «Личная гигиена юношей»

Март,

Апрель

8

Проведение инструктажей по технике безопасности

В течение года

9

Проведение бесед по теме «Оказание первой медицинской помощи при переломах, ушибах, порезах, сотрясении мозга, поражении электрическим током»

В течение года


Физкультурно-оздоровительная работа


1

День здоровья

Сентябрь,

апрель

1

Осенний марафон

Октябрь

2

Веселые старты

Декабрь

3

Малые олимпийские игры

Март

4

Минифутбол

Май

5

Первенство по волейболу

Январь

6

Первенство по теннису

октябрь

7

Сверкающая лыжня

Февраль

8

По зову души

Июнь


Профилактика здорового образа жизни


1

Акция «Защита»

Ноябрь

2

Акция «Дети улиц»

Февраль

3

Акция «За здоровый образ жизни»

Апрель

4

Тренинг «Профилактика вредных привычек» в «Городском центре медицинской профилактики»

Январь

5

Тренинг «Профилактика СПИД, ВИЧ»

Март

6

Агитбригада «Курение вредит вашему здоровью»

Декабрь

7

Профилактика школьного травматизма и ДТП

ежеквартально



6. Ожидаемые результаты

Правильность выбранного пути будет отражена, в первую очередь, в результатах ежегодных медицинских осмотров обучающихся, в их активном участии во внеклассных и внешкольных мероприятиях, в спортивных соревнованиях как школного, так и районного уровней, в повседневном поведении школьников.

В конечном итоге данная программ должна послужить инструментом к активному привлечению обучающихся для решения вопросов собственного здоровья и созданию безопасной окружающей среды.

Внедрение данной программы в школе должно привести к следующим результатам:

  1. Создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья обучающихся.

  2. Обеспечение статистического учета, контроля и анализа здоровья обучающихся.

  3. Создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности.

  4. Снижение количества наиболее часто встречающихся в школьном возрасте заболеваний.

  5. Выработка форм поведения, помогающих избежать опасностей для жизни и здоровья.

  6. Стимулирование внимания школьников и их родителей к вопросам здоровья, питания, рациональной двигательной активности.


  1. Механизмы реализации программы



Программа представляет собой три взаимосвязанных и взаимодополняющих области, которые составляют фундамент школьной системы здоровьесберегающего воспитания, целью которой является формирование и развитие здорового образа жизни учеников школы.

Блок профилактики,

пропаганды ЗОЖ



При помощи взаимодействия трех основных направлений программы:

  • Спортивно-оздоровительное

  • Здоровое и рациональное питание

  • Пропаганда и профилактика ЗОЖ

и решаются задачи здорового образа жизни учащихся.

Выделяется четвертое направление, вбирающее в себя наиболее значимые элементы трех предыдущих. Данное направление как раз и является здоровьесберегающей средой, целью которой стала личность учащегося со сформированными основами здорового образа жизни, гуманного отношения к себе, к своему физическому и психическому здоровью.


































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!