ПРИНЯТО Протокол №__ от «____»_______2022г. | | «Утверждаю» Директор Введено в действие Приказом № ____ от «____» ______ 2022г. |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
курса «Инфознайка»
для учащихся 2 __ класса
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
сроки реализации: 1 год
2022-2023 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Инфознайка» для 2-го класса составлена в соответствии с требованиями:
Положения о рабочей программе дополнительного образования Программа составлена для 2-го класса для обучения по одному часу в неделю – 35 часов в год (с 2 сентября по 31 мая) для обучающихся начальной школы. Она разработана в целях развития логического, алгоритмического и системного мышления, создания предпосылок успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой.
Рабочая программа к курсу «Инфознайка» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы: А.Л. Семенов,
Т.А. Рудченко. Информатика. 1 – 4 классы – М.: Просвещение, 2011.
Задачи изучения курса – научить ребят:
работать в рамках заданной среды по четко оговоренным правилам;
ориентироваться в потоке информации: просматривать, сортировать, искать необходимые сведения;
читать и понимать задание, рассуждать, доказывать свою точку зрения;
работать с графически представленной информацией: таблицей, схемой и т. п.;
планировать собственную и групповую работу, ориентируясь на поставленную цель, проверять и корректировать планы;
анализировать языковые объекты;
использовать законы формальной логики в мыслительной деятельности.
Основными принципами отбора материала являются:
учет возрастных психологических возрастных особенностей детей младшего школьного возраста;
интеграция - установление устойчивых связей между разными учебными предметами;
дифференциация обучения: разноуровневость предлагаемых заданий; педагогическая поддержка как «сильным», так и неуспевающим учащимся;
учет психологических особенностей и возможностей младшего школьника, его индивидуальности и способностей.
В содержании курса условно можно выделить следующие содержательные линии:
Основные информационные объекты и структуры (цепочка, мешок, дерево, таблица).
Основные информационные действия (в том числе логические) и процессы (поиск объекта по описанию, построение объекта по описанию, группировка и упорядоченье объектов, выполнение инструкции, в том числе программы или алгоритма и проч.).
Основные информационные методы (метод перебора полного или систематического, метод проб и ошибок, метод разбиения задачи на подзадачи и проч.).
Практика работы на компьютере.
Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СD).
Планируемые результаты изучения курса «Инфознайка».
Планируемый результат обучения – формирование умений, отвечающих как обязательным требованиям к подготовке выпускников начальной школы, так и содержанию математической информатики. Многие осваиваемые умения при этом являются общеинтеллектуальными и предполагается возможность их переноса на более широкий жизненный (в том числе – учебный) контекст деятельности учащегося.
Результаты изучения:
Личностные результаты
Создание условий для формирования следующих умений:
положительно относиться к учению;
проявлять интерес к содержанию предмета информатика;
принимать одноклассников, помогать им, отзываться на помощь от взрослого и детей;
чувствовать уверенность в себе, верить в свои возможности;
самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения, самые простые и общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
с помощью педагога планировать предстоящую практическую деятельность;
под контролем педагога выполнять предлагаемые задания.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
с помощью педагога определять и формулировать цель деятельности на занятии;
учиться проговаривать последовательность действий на занятии;
учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради;
учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии.
Познавательные универсальные учебные действия:
с помощью педагога анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже известного;
ориентироваться в материале на страницах рабочей тетради;
находить ответы на предлагаемые вопросы, используя рабочую тетрадь, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками;
делать выводы о результате совместной работы всего класса;
преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
учиться слушать и слышать педагога и одноклассников, совместно обсуждать предложенную или выявленную проблему.
Предметные результаты (по разделам)
1. ИКТ-компетентность.
Учащиеся должны знать:
знать и понимать правила работы на обычном и на проектном занятии;
знать и понимать правила работы на занятии с использованием ИКТ;
иметь представление об условии задачи как системе ограничений;
иметь представление о необходимости самостоятельной проверки правильности своего решения.
Учащиеся должны уметь:
правильно работать с тетрадью, а также с материалами к проектам;
соблюдать требования безопасности, гигиены и эргономики при работе со средствами ИКТ;
войти в рабочее пространство сайта, введя собственный логин и пароль, открыть нужный урок; выйти из своего рабочего пространства в конце занятия;
при работе с компьютерными задачами и проектами: сохранить результаты своей работы (нажав кнопку «сохранить и выйти» в среде решения задач либо выбрав в меню «сохранить» при работе в сторонних программных продуктах);
при работе с компьютерными задачами: отменить своё неверное действие (при помощи кнопки «отмена»), начать решение задачи заново (при помощи кнопки «начать сначала»).
2. Базисные объекты и их свойства.
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
искать одинаковые объекты, в том числе в большом массиве;
строить совокупность заданной мощности, в которой все объекты разные (бусины, буквы, цифры и др.)
правильно выполнять все допустимые действия с базисными объектами (обведи, соедини, пометь галочкой и пр.);
выполнять все допустимые действия с базисными объектами (обведи, соедини, пометь галочкой и пр.) в компьютерных задачах при помощи инструментов «карандаш», «ластик», «галочка», «лапка» и др.;
проверять перебором выполнение заданного единичного или двойного условия для объектов совокупности (мощностью до 25 объектов).
в компьютерных задачах: сравнивать объекты наложением; при помощи сравнения наложением находить пару одинаковых, наименьшую, наибольшую фигурку по указанному параметру.
3. Цепочка.
Учащиеся должны знать:
иметь представление о цепочке как о конечной последовательности элементов;
знать все понятия, относящиеся к общему и частичному порядку объектов в цепочке;
иметь представление о длине цепочки и о цепочке цепочек;
иметь представление об индуктивном построении цепочки;
иметь представление о процессе шифрования и дешифрования конечных цепочек небольшой длины (слов).
Учащиеся должны уметь:
строить и достраивать цепочку по системе условий;
выделять одинаковые и разные цепочки из набора;
выполнять операцию склеивания цепочек, строить и достраивать склеиваемые цепочки по заданному результату склеивания;
оперировать порядковыми числительными, а также понятиями: последний, предпоследний, третий с конца и т. п., второй после, третий перед и т. п.;
оперировать понятиями: следующий / предыдущий, идти раньше / идти позже;
оперировать понятиями: после каждой бусины, перед каждой бусиной;
строить цепочки по индуктивному описанию;
строить цепочку по мешку ее бусин и заданным свойствам;
шифровать и дешифровать слова с опорой на таблицу шифрования;
в компьютерных задачах: решать задачи по построению цепочки при помощи инструментов «цепочка» и «лапка» и библиотеки бусин.
4. Мешок.
Учащиеся должны знать:
иметь представление о мешке как неупорядоченной совокупности элементов;
знать основные понятия, относящиеся к структуре мешка: есть в мешке, нет в мешке, есть три бусины, всего три бусины и пр.;
иметь представление о мешке бусин цепочки;
иметь представление о классификации объектов по 1–2 признакам.
Учащиеся должны уметь:
организовывать полный перебор объектов (мешка);
оперировать понятиями все / каждый, есть / нет / всего в мешке;
строить и достраивать мешок по системе условий;
проверять перебором выполнение заданного единичного или двойного условия для совокупности мешков (мощностью до 8 мешков).
выделять из набора одинаковые и разные мешки;
использовать и строить одномерные и двумерные таблицы для мешка;
выполнять операцию склеивания двух мешков цепочек, строить и достраивать склеиваемые мешки цепочек по заданному результату склеивания;
сортировать объекты по одному и двум признакам;
строить мешок бусин цепочки;
в компьютерных задачах: решать задачи на построение мешка при помощи инструмента «лапка» и библиотеки бусин.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
1. Правила игры (4 часа)
Правила работы с учебником, рабочей тетрадью (листами определений и задачами). Правило раскрашивания. Цвет. Области. Одинаковые, разная. Обведи, соедини.
2. Базисные объекты и их свойства (3 часа)
Основные объекты курса: фигурки, бусины, буквы и цифры. Свойства основных объектов: цвет, форма, ориентация на листе. Одинаковые и разные объекты. Допустимые действия с основными объектами: раскрась, обведи, соедини, нарисуй в окне, вырежи и наклей в окно. Проект «Одинаковые фигурки, или Разделяй и властвуй» – поиск одинаковых объектов в большом массиве с использованием разбиения задачи на подзадачи.
3. Цепочка (15 часов)
Понятие о цепочке как о конечной последовательности объектов. Одинаковые и разные цепочки. Общий порядок бусин в цепочке – понятия: первый, второй, третий и т. п., последний, предпоследний. Частичный порядок объектов в цепочке – понятия: следующий/предыдущий, идти раньше/ идти позже, второй перед, третий после и т. п. Понятия перед каждой и после каждой для объектов в цепочке. Длина цепочки как число объектов в ней. Цепочка цепочек – цепочка, состоящая из цепочек. Цепочка слов, цепочка чисел. Операция склеивания цепочки цепочек. Операция раскрытия цепочки мешков.
4. Мешок (12 часов)
Понятие мешка как неупорядоченной конечной структуры (мультимножества). Одинаковые и разные мешки. Проект «Одинаковые мешки» – поиск одинаковых мешков в ситуации большого количества объектов и мешков. Понятие мешок бусин цепочки. Понятия все/каждый для элементов мешка. Понятия есть/нет для мешка. Классификация объектов по одному и по двум признакам. Одномерная и двумерная таблица для мешка. Цепочка мешков.
Календарно-тематическое планирование
Класс: 2
Педагог: _______
Количество часов: 35
№ занятия | Тема занятия | Дата проведения |
По плану | По факту |
Правила игры (4ч). |
| Раскрась, как хочешь. Правило раскрашивания. Цвет. | 09.09.22 | |
| Области. | 16.09.22 | |
| Одинаковые (такая же), разная. | 23.09.22 | |
| Обведи, соедини. | 30.09.22 | |
Базисные объекты и их свойства (3ч). |
| Бусины. Одинаковые бусины, разные бусины. | 07.10.22 | |
| Нарисуй в окне, вырежи и наклей в окно. | 14.10.22 | |
| Все, каждый. Буквы и цифры. | 21.10.22 | |
Цепочка (15ч). |
| Цепочка. | 28.10.22 | |
| Сколько всего областей. | 11.11.22 | |
| Истинные и ложные утверждения. | 18.11.22 | |
| Есть – нет. | 25.11.22 | |
| Одинаковые цепочки, разные цепочки. | 02.12.22 | |
| Бусины в цепочке (следующая, предыдущая, отсчет от конца). | 09.12.22 | |
| Подготовка к контрольной работе. Работа с цепочками. | 16.12.22 | |
| Контрольная работа № 1 по теме «Цепочки». | 23.12.22 | |
| Анализ контрольной работы. Решение дополнительных трудных задач. | 13.01.23 | |
| Алфавитная цепочка. Слово. | 20.01.23 | |
| Раньше – позже. | 27.01.23 | |
| Имена. Если бусина не одна. Если бусины нет. | 03.02.23 | |
| Проект «Буквы и знаки в русском тексте». | 10.02.23 | |
| Словарь. | 17.01.23 | |
| Бусины в цепочке (отсчет от любой бусины). | 24.01.23 | |
Мешок (13ч). |
| Мешок. | 03.03.23 | |
| Одинаковые и разные мешки. | 10.03.23 | |
| Мешок бусин цепочки. | 17.03.23 | |
| Понятия все/каждый для элементов мешка. | 24.03.23 | |
| Таблица для мешка (одномерная). | 07.04.23 | |
| Контрольная работа №2 по теме «Мешок». | 14.04.23 | |
| Анализ контрольной работы. Решение дополнительных и трудных задач. | 21.04.23 | |
| Дерево. Следующие, предыдущие, корневые бусины. | 28.04.23 | |
| Уровни дерева. | 05.05.23 | |
| Таблица для мешка (двумерная). | 12.05.23 | |
| Построение таблиц для мешка. | 19.05.23 | |
| Закрепление изученного | 26.05.23 | |
| Что узнали? Чему научились? | 26.05.23 | |
Список рекомендуемой учебно-методической литературы.
Для учителя:
Рудченко Т.А., Семёнов А.Л. Сборник рабочих программ. Информатика. 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2014 г.
Информатика. Книга для учителя для 2 класса начальной школы. / А.Л. Семенов, Т.А. Рудченко, Архипова Е.С. – М.: Просвещение, 2012 г.
Рудченко Т.А., Архипова Е.С. Информатика. 2 класс. Поурочные разработки. – М.: Просвещение: Ин-т новых технологий, 2012 г.
Перечень Интернет-ресурсов и цифровых образовательных ресурсов:
CD. Информатика для детей. 1-4 классы. – ООО «1С: Образовательная коллекция», 2007 г.
CD. Мир информатики. 1-2 год обучения. Программа-тренажер. – ООО «Кирилл и Мефодий», 2011 г.
CD. Интеллектуальный тренажер. Тренируем ум. – ООО «Открытый урок», 2015 г.
http://nachalka.seminfo.ru – ФГОС НОО. Учебно-методический портал.
http://edu.ru – Система федеральных образовательных порталов.
http://school.edu.ru – Российский общеобразовательный портал.
http://school-collection.edu.ru – Цифровые образовательные ресурсы.
http://www.uroki.net – Образовательный портал.
http://www.klyaksa.net – «Клякс@.net»- материалы по информатике.
http://eois.mskobr.ru – Единая Образовательная Информационная Среда.
http://www.kinder.ru –Каталог детских ресурсов Рунета.
http://school.holm.ru – Школьный мир: каталог образовательных ресурсов.
www.1september.ru – Сайт ИД «Первое сентября».
http://testedu.ru – Образовательные тесты.
Наглядные пособия.
1. Натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы, объекты-заместители).
2. Изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы. таблицы).
4. Специализированная мебель.
Компьютерный стол.
5. Технические средства обучения.
2. Компьютеры.
3. Интерактивная доска.