Просмотр содержимого документа
«Программирование разветвляющихся алгоритмов. Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений. 9 класс»
9 класс
Программирование разветвляющихся алгоритмов. Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений
Цель урока:
образовательные – умение записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие алгоритмическую конструкцию ветвление;
развивающие – алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе; представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности.
воспитательные– воспитание воли, дисциплины, самодисциплины, самооценки.
Решаемые учебные задачи:
1) рассмотреть формат и назначение составного оператора;
2) подвести учащихся к выводу, что для решения одной и той же задачи
можно разработать разные алгоритмы;
3) сформировать умение записывать на языке программирования короткие алгоритмы с ветвлениями.
Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
- составной оператор;
- вложенные ветвления.
Используемые на уроке средства ИКТ и оборудование:
персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
ПК учащихся, листы самооценки.
Электронные образовательные ресурсы
презентация «Программирование разветвляющихся алгоритмов»
План урока
1. Оргмомент 3 мин
2. Актуализация знаний 3 мин
3. Зачёт 7 мин
4. Проверка д/з 10 мин
5.Новая тема 7 мин
6. Закрепление 10 мин
7. Итоги, д/з 5 мин
Ход урока
Деятельность учителя 1.Оргмомент 12:40 Проверить готовность к уроку, объясняет, что нужно внести в отметку за урок свой результат Выдаёт д/з | Деятельность ученика Проверить наличие на столе учебных принадлежностей Записать д/з |
2. Актуализация знаний12:43 - Напомните, какие бывают виды алгоритмов? - Какой вид алгоритма использован в данной задаче: Если друг на день рождения Пригласил тебя к себе, То оставь подарок дома — Пригодится самому... -Что представляет с собой структура программы на Языке Паскаль? Приглашает к доске ученика -Соберите структуру программы … | Отвечают на вопрос - Линейные - с ветвление - с повторением (циклические) Алгоритм с ветвлением или разветвляющийся алгоритм Если … то … Выходит 1 ученик к доске работа с интерактивной доской отметка за урок |
3. Зачёт 12:46 Для проверки знаний и умений анализировать программы, по домашнему параграфу сейчас будет зачёт, подпишите работы. Раздаёт листочки. Ответы(слайд) 1вар 2вар 25 1) 8 144 2) 32 0 3) 1 | Выполняют зачётную работу. Обмениваются работами, выполняют взаимопроверку, отметка за урок свой результат |
4. Проверка д/з 12:53 Проверим домашнюю задачу. Запускаем Паскаль, набираем программу, тестируем для значений 1,2,1 не существует 3,4,5 существует program Z_dom; var a, b, c: integer; begin readln(a, b, c); if (a + b c) and (a + c b) and (b + c a) then writeln('существует') else writeln('не существует') end. Выходим на сайт дистанционной подготовкиhttp: http://informatics.mccme.ru/ под логином и паролем Для сайта подкорректируйте программу program Z_dom; var a,b,c:integer; begin readln(a); readln(b); readln(c); if(a+bc)and(a+cb)and(b+ca) then writeln('YES') else writeln('NO') end. Проверяет задачу на сайте Задача- проблема Выводит вопрос задачи на экран -Как нужно изменить программу, если треугольник существует, то, чтобы она выводила на экран, вид треугольника по сторонам равносторонний, равнобедренный, разносторонний? -Как вы думаете? -Как называется такой оператор? Такой оператор называется составным оператором, а в структуре программы могут быть вложенные ветвлнения | Работа с рабочей тетради Набирают программу, проверяют, загружают на сайт Ставят 5б или 0б , - отметка за задачу На сайте выбирают Условный оператор Условия задачи Задача T. Существует ли треугольник? (в правой колонке) Ученики предлагают свои варианты добавить ещё одно if ? (если не отвечают) Сложный оператор |
(Выключить экран проектора) Физульт минутка Встали, подтянулись вдохнули-выдохнули, двигаем глазками пол-потолок-окно-стена, потолок-окно-стена-пол. Ещё раз вдохнули – выдохнули, сели. | Выполняют упражнения |
5. Новая тема 13:03 Программирование разветвляющихся алгоритмов. Составной оператор. Как вы думаете, что мы должны с вами сегодня узнать на уроке? -научиться записывать структуру «ветвление» на языке программирования, который содержит составной оператор. На слайде В условном операторе и после then, и после else можно использовать только один оператор. Если в условном операторе после then или после else нужно выполнить несколько операторов, то используют составной оператор – конструкцию вида: begin end Кроме это могут встречаться вложенные ветвления. Возможна следующая конструкция: if then if then else else else всегда относится к ближайшему оператору if на слайде(блок схему задачи-проблемы) начало a, b, c (a+bc)and(a+cb)and(b+ca)? да нет (a=b) and (a=c) Не существует да нет Равносторонний (a=b)or (a=c)or(b=c) нет да Равнобедренный разносторонний конец | Работают в тетради Записывают число Тему отвечают на вопрос, определяют цель урока самостоятельно - записать разветвляющийся алгоритм на языке программирования и на компьютере, использовать составной оператор |
6. Закрепление 13:10 Предлагает набрать на компьютере program treugolnik; var a,b,c:integer; begin readln(a,b,c); if(a+bc)and(a+cb)and(b+ca) then begin if (a = b) and (a = c) then writeln('равносторонний') else if (a = b) or (a = c) or (b = c) then writeln('равнобедренный') else writeln('разносторонний'); end else writeln('не существует') end. | Анализируют выдвигают предположения, стараются набирают программу на компьютере |
6. Итоги, д/з 13:20 Назовите цель урока? Достигли ли вы цели урока? Что осталось для вас не ясным, не понятным? Зачем нужен оператор условия if … then … else…? (чтобы записать задачу с ветвлением на языке программирования) Зачем нужен составной оператор? Д/з написать программу. | Делают выводы Отвечают Формулируют результат урока |
Приложение1
program Z_dom;
var
a, b, c: integer;
begin
readln(a, b, c);
if (a + b c) and (a + c b) and (b + c a)
then
begin
writeln('существует');
if (a = b) and (a = c) and (b = c) then writeln('равносторонний')
else
if (a = b) or (a = c) or (b = c) then writeln('равнобедренный')
else writeln('разносторонний');
end
else
writeln('не существует')
end.
Деятельность на уроке | Сумма баллов | Оценка |
Зачет 0-3б | Проверка д/з 0б-нет д/з 1б – есть | Задача-сайт 0б, 5б | | |
| | | | |
Деятельность на уроке | Сумма баллов | Оценка |
Зачет 0-3б | Проверка д/з 0б-нет д/з 1б – есть | Задача-сайт 0б, 5б | | |
| | | | |
Деятельность на уроке | Сумма баллов | Оценка |
Зачет 0-3б | Проверка д/з 0б-нет д/з 1б – есть | Задача-сайт 0б, 5б | | |
| | | | |
Деятельность на уроке | Сумма баллов | Оценка |
Зачет 0-3б | Проверка д/з 0б-нет д/з 1б – есть | Задача-сайт 0б, 5б | | |
| | | | |
Деятельность на уроке | Сумма баллов | Оценка |
Зачет 0-3б | Проверка д/з 0б-нет д/з 1б – есть | Задача-сайт 0б, 5б | | |
| | | | |
Вар 1 ФИ вар2 ФИ
1.Что получиться в результате работы данной программы, если с клавиатуры ввели число -25. program n1; var k:real;n:integer; begin read(n); if n0 then k:=sqrt(n); if n0 then k:=abs(n); if n=0 then writeln('0'); writeln(k) end. 2. Что получиться в результате работы данной программы, если с клавиатуры ввели число 12 program n2; var s,t:integer; begin read(s); if (s mod 3=0) then t:=sqr(s) else t:= 2*s; writeln(t) end. 3. Что получиться в результате работы данной программы, если с клавиатуры ввели число 15 program n3; var s,t:integer; begin t:=0; read(s); if (s mod 2=0) and (s mod 3=0) then t:=t+1 else t:= 3*t; writeln(t) end. | 1.Что получиться в результате работы данной программы, если с клавиатуры ввели число 64. program n1; var k:real;n:integer; begin read(n); if n0 then k:=sqrt(n); if n0 then k:=abs(n); if n=0 then writeln('0'); writeln(k) end. 2. Что получиться в результате работы данной программы, если с клавиатуры ввели число 16 program n2; var s,t:integer; begin read(s); if (s mod 3=0) then t:=sqr(s) else t:= 2*s; writeln(t) end. 3. Что получиться в результате работы данной программы, если с клавиатуры ввели число 24 program n3; var s,t:integer; begin t:=0; read(s); if (s mod 2=0) and (s mod 3=0) then t:=t+1 else t:= 2*t; writeln(t) end. |