СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программирование разветвляющихся алгоритмов. Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений. 9 класс

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме "Составной оператор. Многообразие способов записи ветвления"

Просмотр содержимого документа
«Программирование разветвляющихся алгоритмов. Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений. 9 класс»

­­­­­­9 класс

Программирование разветвляющихся алгоритмов. Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений

Цель урока:

образовательные – умение записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие алгоритмическую конструкцию ветвление;

развивающие – алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе; представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности.

воспитательные– воспитание воли, дисциплины, самодисциплины, самооценки.

Решаемые учебные задачи:

1) рассмотреть формат и назначение составного оператора;

2) подвести учащихся к выводу, что для решения одной и той же задачи

можно разработать разные алгоритмы;

3) сформировать умение записывать на языке программирования короткие алгоритмы с ветвлениями.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

- составной оператор;

- вложенные ветвления.

Используемые на уроке средства ИКТ и оборудование:

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся, листы самооценки.

Электронные образовательные ресурсы

презентация «Программирование разветвляющихся алгоритмов»

План урока

1. Оргмомент 3 мин

2. Актуализация знаний 3 мин

3. Зачёт 7 мин

4. Проверка д/з 10 мин

5.Новая тема 7 мин

6. Закрепление 10 мин

7. Итоги, д/з 5 мин

Ход урока

Деятельность учителя

1.Оргмомент 12:40

Проверить готовность к уроку, объясняет, что нужно внести в отметку за урок свой результат

Выдаёт д/з

Деятельность ученика

Проверить наличие на столе учебных принадлежностей

Записать д/з


2. Актуализация знаний12:43

- Напомните, какие бывают виды алгоритмов?



- Какой вид алгоритма использован в данной задаче:

Если друг на день рождения

Пригласил тебя к себе,

То оставь подарок дома —

Пригодится самому...

-Что представляет с собой структура программы на Языке Паскаль?

Приглашает к доске ученика

-Соберите структуру программы …



Отвечают на вопрос

- Линейные

- с ветвление

- с повторением (циклические)

Алгоритм с ветвлением или разветвляющийся алгоритм

Если … то …


Выходит 1 ученик к доске


работа с интерактивной доской

отметка за урок


3. Зачёт 12:46

Для проверки знаний и умений анализировать программы, по домашнему параграфу сейчас будет зачёт, подпишите работы.

Раздаёт листочки.

Ответы(слайд)

1вар 2вар

  1. 25 1) 8

  2. 144 2) 32

  3. 0 3) 1



Выполняют зачётную работу.


Обмениваются работами, выполняют взаимопроверку,


отметка за урок свой результат


4. Проверка д/з 12:53

Проверим домашнюю задачу.

Запускаем Паскаль, набираем программу, тестируем для значений

1,2,1 не существует

3,4,5 существует

program Z_dom;

var

a, b, c: integer;

begin

readln(a, b, c);

if (a + b c) and (a + c b) and (b + c a)

then

writeln('существует')

else

writeln('не существует')

end.

Выходим на сайт дистанционной подготовкиhttp: http://informatics.mccme.ru/ под логином и паролем

Для сайта подкорректируйте программу

program Z_dom;

var a,b,c:integer;

begin

readln(a);

readln(b);

readln(c);

if(a+bc)and(a+cb)and(b+ca)

then

writeln('YES')

else

writeln('NO')

end.

Проверяет задачу на сайте

Задача- проблема

Выводит вопрос задачи на экран

-Как нужно изменить программу, если треугольник существует, то, чтобы она выводила на экран, вид треугольника по сторонам

равносторонний,

равнобедренный,

разносторонний?

-Как вы думаете?

-Как называется такой оператор?

Такой оператор называется составным оператором, а в структуре программы могут быть вложенные ветвлнения


Работа с рабочей тетради

Набирают программу, проверяют, загружают на сайт

Ставят 5б или 0б , - отметка за задачу









На сайте выбирают

Условный оператор

Условия задачи

Задача T. Существует ли треугольник? (в правой колонке)













Ученики предлагают

свои варианты

добавить ещё одно if




?

(если не отвечают)

Сложный оператор

(Выключить экран проектора)


Физульт минутка

Встали, подтянулись вдохнули-выдохнули, двигаем глазками пол-потолок-окно-стена, потолок-окно-стена-пол. Ещё раз вдохнули – выдохнули, сели.




Выполняют упражнения



5. Новая тема 13:03

Программирование разветвляющихся алгоритмов.

Составной оператор.

Как вы думаете, что мы должны с вами сегодня узнать на уроке?



-научиться записывать структуру «ветвление» на языке программирования, который содержит составной оператор.


На слайде

В условном операторе и после then, и после else

можно использовать только один оператор.

Если в условном операторе после then или после else

нужно выполнить несколько операторов, то

используют составной оператор – конструкцию вида:

begin end

Кроме это могут встречаться вложенные ветвления.

Возможна следующая конструкция:

if then

if

then

else

else

else всегда относится к ближайшему оператору if

на слайде(блок схему задачи-проблемы)

начало



­

a, b, c




(a+bc)and(a+cb)and(b+ca)?


да

нет





(a=b)

and

(a=c)

Не существует


да

нет







Равносторонний

(a=b)or

(a=c)or(b=c)


нет


да






Равнобедренный

разносторонний








конец






Работают в тетради

Записывают число

Тему

отвечают на вопрос,

определяют цель урока

самостоятельно

- записать разветвляющийся алгоритм на языке программирования

и на компьютере, использовать составной оператор


6. Закрепление 13:10

Предлагает набрать на компьютере

program treugolnik;

var a,b,c:integer;

begin

readln(a,b,c);

if(a+bc)and(a+cb)and(b+ca)

then

begin

if (a = b) and (a = c) then writeln('равносторонний')

else

if (a = b) or (a = c) or (b = c) then writeln('равнобедренный')

else writeln('разносторонний');

end

else

writeln('не существует')

end.

Анализируют выдвигают предположения, стараются набирают программу на компьютере












6. Итоги, д/з 13:20

Назовите цель урока?

Достигли ли вы цели урока?

Что осталось для вас не ясным, не понятным?

Зачем нужен оператор условия if … then … else…?

(чтобы записать задачу с ветвлением на языке программирования)

Зачем нужен составной оператор?

Д/з написать программу.


Делают выводы

Отвечают

Формулируют результат урока




Приложение1

program Z_dom;


var

a, b, c: integer;


begin

readln(a, b, c);

if (a + b c) and (a + c b) and (b + c a)

then

begin

writeln('существует');

if (a = b) and (a = c) and (b = c) then writeln('равносторонний')

else

if (a = b) or (a = c) or (b = c) then writeln('равнобедренный')

else writeln('разносторонний');

end

else

writeln('не существует')

end.




Деятельность на уроке

Сумма баллов

Оценка

Зачет

0-3б

Проверка д/з

0б-нет д/з

1б – есть

Задача-сайт

0б,













Деятельность на уроке

Сумма баллов

Оценка

Зачет

0-3б

Проверка д/з

0б-нет д/з

1б – есть

Задача-сайт

0б,













Деятельность на уроке

Сумма баллов

Оценка

Зачет

0-3б

Проверка д/з

0б-нет д/з

1б – есть

Задача-сайт

0б,













Деятельность на уроке

Сумма баллов

Оценка

Зачет

0-3б

Проверка д/з

0б-нет д/з

1б – есть

Задача-сайт

0б,













Деятельность на уроке

Сумма баллов

Оценка

Зачет

0-3б

Проверка д/з

0б-нет д/з

1б – есть

Задача-сайт

0б,











Вар 1 ФИ вар2 ФИ

1.Что получиться в результате работы данной программы, если с клавиатуры ввели число -25.

program n1;

var k:real;n:integer;

begin

read(n);

if n0 then k:=sqrt(n);

if n0 then k:=abs(n);

if n=0 then writeln('0');

writeln(k)

end.

2. Что получиться в результате работы данной программы, если с клавиатуры ввели число 12

program n2;

var s,t:integer;

begin

read(s);

if (s mod 3=0)

then

t:=sqr(s)

else t:= 2*s;

writeln(t)

end.

3. Что получиться в результате работы данной программы, если с клавиатуры ввели число 15

program n3;

var s,t:integer;

begin

t:=0;

read(s);

if (s mod 2=0) and (s mod 3=0)

then

t:=t+1

else

t:= 3*t;

writeln(t)

end.


1.Что получиться в результате работы данной программы, если с клавиатуры ввели число 64.

program n1;

var k:real;n:integer;

begin

read(n);

if n0 then k:=sqrt(n);

if n0 then k:=abs(n);

if n=0 then writeln('0');

writeln(k)

end.

2. Что получиться в результате работы данной программы, если с клавиатуры ввели число 16

program n2;

var s,t:integer;

begin

read(s);

if (s mod 3=0)

then

t:=sqr(s)

else t:= 2*s;

writeln(t)

end.

3. Что получиться в результате работы данной программы, если с клавиатуры ввели число 24

program n3;

var s,t:integer;

begin

t:=0;

read(s);

if (s mod 2=0) and (s mod 3=0)

then

t:=t+1

else

t:= 2*t;

writeln(t)

end.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!