Творческий проект (социальный)
«Профессии будущего»
Тип проекта: социальный.
Продукт: Буклет «Учебные заведения будущей профессии»
Продолжительность: март-апрель 2022г
Новому миру – новые профессии, возможно, в недалеком будущем рынок труда изменится до неузнаваемости. Предчувствуя это, я решила выяснить, какие профессии сейчас пользуются спросом.
Цель проекта: на основе анализа потребностей в выборе профессий учащихся нашего класса изучить учебные заведения по профессиям будущего.
Задачи проекта:
Познакомиться с профессиями своих родителей нашего класса.
Выявить, какую профессию выбираем в будущем.
Изучить учебные заведения наших будущих профессий.
Оформить полученные результаты как помощь при поступлении.
Участники: учащиеся 8 «б» класса и родители учащихся
Возраст участников: 14-15 лет
Место проведения: МАОУ «Саган – Нурская СОШ»
Актуальность моего проекта состоит в том, что мы задаемся вопросом: Кем я хочу стать в будущем? Какую профессию мне выбрать?
С самого детства мы берём пример с наших родителей, хотим быть похожими на них. Желание выбрать профессию в детстве постоянно меняется. Но, переступив порог подросткового возраста, мы уже начинаем задумываться о выборе будущей профессии, ставим перед собой конкретную цель и задачу, учитывая желание, время, перспективу, особенно для подросткового возраста это значимо и важно.
Одновременно со сменой интересов у подростков меняется и спрос на определённые, престижные специальности. Приходится задумываться, какую сферу деятельности нужно выбрать, чтобы, в итоге не остаться «за бортом» современной жизни. Найти себя в мире профессий означает достойно и качественно жить, чувствовать себя нужным людям.
Формы работы:
Классные часы, экскурсия на предприятие ОАО Разрез Тугнуйский, мастер-классы, встречи и беседы с родителями, просмотр презентаций о разных профессиях.
Проектная идея: Адресная помощь при поступлении в учебные заведения по профессиям будущего.
Центральным новообразованием подросткового и юношеского возраста становится самоопределение: жизненное, личностное, социальное и профессиональное. Жизненное самоопределение – выработка человеком ценностей, целей, смысла жизни.
Профессиональное самоопределение – выбор профессии и формирование критериев профессионализма (мы решаем, кем быть и каким быть в своей будущей профессиональной и трудовой жизни). Молодому человеку необходимо определиться с ближней и дальней перспективой, в т. ч. профессиональной. Ближняя перспектива – на ближайшие 2–3 года, дальняя перспектива – на 5–15 лет.
Есть немалое количество молодых людей, которые не хотят задумываться о будущем, откладывают все трудные вопросы «на потом». Решить главные возрастные задачи в этот период – самоопределиться – человек должен сам. Проектирование собственного профессионального жизненного пути – это серьезная задача. При ее решении следует учесть и собственные желания, и направленность вашей личности, и ваши способности и возможности.
Чтобы помочь подростку определить свой жизненный путь, я решила провести дифференцированный опрос по методике Е.А. Климова «Типы профессий». Количество человек, которые прошли мой опрос, составило 22 человека, для опроса был взят один 8 «б» класс МАОУ «Саган-Нурская СОШ». В ходе моего опроса я хотела узнать, на что опирались учащиеся при выборе профессии. Правильный ли выбор они сделали или куда больше лежит направленность, и не совершили ли ошибку.
Анализ полученных данных показал что:
120 баллов (1) - Человек – человек. Эти профессии направлены на работу с людьми. К ним относятся: учителя, врачи, журналисты, парикмахеры, врачи, юристы, военнослужащие и др.профессии.
92 балла(2) - Человек – природа. Здесь речь идёт о тех профессиях, представители которых связаны с природой. Это могут быть егеря, садовники, агрономы, экологи и др.
84 балла(3) - Человек – художественный образ. Сюда входят различные творческие профессии, такие как художник, актёр, певец, композитор, режиссер и др.
80 баллов(4) - Человек – техника. Представители данного типа профессий имеют непосредственное отношение к технике. Например, механики, технологи, инженеры, сантехники, мастера по ремонту стиральных машин и др.
67 баллов(5) - Человек – знак. Речь идёт о людях, работающих со знаковыми системами (цифрами, кодами, буквами и прочими символами). В данную категорию входят программисты, бухгалтера, финансисты, аналитики и др.
При выборе будущей профессии, выпускники обращают внимание на данные профессии. Перечисленные сферы очень важны.
Выделенные пять групп признаков по методике Е.А. Климова являются частично совпадающими. Предложенная классификация позволяет, во – первых дать обзорную схему карты мира профессий и, во – вторых составить примерную формулу определенной профессии.
Не исключено, что в России профессии будущего будут появляться чуть позже, чем в других странах. Таким образом, более интересные и перспективные профессии будущего имеют огромные отличия от тех, о которых могли думать наши с вами предки. Ситуация труда на современном рынке кардинально изменяется буквально каждый год, и те профессии, которые являлись более привлекательными и престижными, к сожалению, уже утратили свою популярность и стали невостребованными. Для возможности не остаться вовсе без работы, и грамотно сделать выбор будущей профессии необходимо постоянно следить за развитием событий.
Посетив ОАО «Разрез Тугнуйский», был проведен мастер-класс с привлечением специалистов, которые заняты в горной промышленности, на классных часах были проведены беседы по профориентации.
Учитывая опрос по данной методике, я решила выпустить буклет: «Учебные заведения будущей профессии»
Буклет позволит сориентироваться в выборе профессии и проинформирует, где можно будет получить перспективное базовое образование.
Изучив данный вопрос изнутри, я сделала вывод, что в будущем, я не остановлюсь на получении одной специальности. Чтобы не выпадать из современных тенденций, какие бы новые профессии не возникали на горизонте современного рынка занятости, чтобы найти себя и выбрать правильную дорогу нужно быть уверенным в себе и поставить цель и идти к ней. Данную работу проекта я буду развивать и продолжать, так как считаю, что она необходима и важна в работе профориентации.
Литература. Интернет-ресурсы
1.https://equity.today/professii-budushhego.html;
2.Пилюгина Е. И., Иванова М. Д. Актуальность профориентационной работы в образовательных учреждениях // Молодой ученый. — 2017. — №15. — С. 619-623. — URL https://moluch.ru/archive/149/42233/;
3.http://kolokol-6.ru/pages/profession/docs/prof01.pdf;
4.Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М.: Просвещение, 1991;
5.Резапкина Г.В. Я и моя профессия. – М.: Генезис, 2005;
6.Климов Е.А. Введение в психологию труда. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«МАОУ Саган-Нурская СОШ»
Исследовательская работа
«Профессии будущего»
Выполнила:
Рустамова Муддассира,8 класс
Руководитель:
Данилова Юлия Владимировна,
учитель русского языка и литературы
п. Саган-Нур 2022 г.