Проект «Наш город»
старшая группа
Автор проекта: Даниярова С.В.
»
Вид проекта: информационно-творческий
Продолжительность проекта: 1месяц
Участники проекта: воспитанники старшей группы; родители воспитанников.
« В краю, где я родился
Неповторимые места.
Привольна и красива
Родная сторона»
Вид проекта: информационно-творческий.
Срок реализации: 1 месяц
Актуальность
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили наш город.
Родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине. Цель проекта:
Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.
Задачи проекта:
- Создать условия для восприятия сведений культурном облике родного края;
- Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;
- Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;
- Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.
Проблема:
Дети не знают о том, что город, в котором они живут – это их малая родина. Не знают ничего о его истории, достопримечательностях. Многие дети не знают название своего родного города. Родители не считают важным знакомить детей с историей города, не задумываются над тем, что любовь и уважение к родному городу прививается с дошкольного возраста.
Основное направление: формирование глубинных чувств к родному краю, городу, семье, на основе социокультурного окружения детей.
Прогнозируемые результаты:
Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.
Сформированность предпосылок к развитию патриотических чувств, любви к родному краю, городу, чувство гордости за «малую Родину»;
Усвоение названий улиц, памятников, достопримечательностей города.
Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
Участники проекта
Дети 5-6 лет (Старшая группа), воспитатели, родители.
Реализация проекта
Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.
I этап - подготовительный, включает в себя:
• анкетирование родителей для выявления их знаний и представлений о родном городе, его истории, достопримечательностях,
• диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного города.
II этап - основной, включает в себя:
• организованная деятельность с детьми в соответствии с перспективным планом,
• совместные мероприятия с семьями воспитанников,
• пополнение развивающей среды,
• выставки детских работ.
Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом детей.
| Мероприятие | Ответственный, атрибуты |
1 | Анкетирование родителей. Диагностирование детей Цель: Выявить знания и представления детей и их родителей о родном городе, его истории, достопримечательностях. | Воспитатель Диагностические листы |
2 | НОД «Наш город Костанай» Цель: Уточнить знания детей о названии родного города. Познакомить с историей возникновения города. Вызвать у детей чувство восхищения красотой родного города. | Воспитатель. Конспект НОД. Презентация «Наш город» Карта города, альбом с фотографиями |
3 | Прослушивание песен о родном городе, чтение стихов, просмотр фотографий и презентаций Цель: Вызвать интерес к своему родному городу, прививать чувство гордости за него. | Воспитатель, родители(подбор фотографий) Фонотека, подборка стихов местных авторов, презентации детей 1-2 класса (бывших выпускников д/с) о родном городе и любимых местах. |
4 | Составление рассказов «Дом, в котором я живу» Цель: Закрепить с детьми знание своих домашних адресов | Воспитатель. Конспект НОД по развитию речи с использованием мнемотаблицы «дом в котором я живу» |
5 | Рассказы о достопримечательностях Цель: Прививать интерес к историко-культурному наследию, способствовать возникновению чувства гордости за архитектурный памятник города (Задания на дом) | Дети , родители, (мнемотаблицы для рассказа о достопримечательностях) |
6 | Знакомство с гербом города «Нарисуй герб семьи». Цель: Дать понятие о том, что такое герб, объяснить символику герба г.Костанай. Воспитывать уважительное отношение к символике города. | Воспитатель, родители (создание гербов семьи и описательных рассказов к ним) |
7 | Место работы родителей Цель: Закрепить знания детей об объектах культурного и социального назначения, располагающихся на территории нашего города Уточнить у детей знание профессий людей, работающих на этих объектах. | Воспитатель Родители, дети. |
8 | Они прославили наш город. Беседа о важности труда всех людей Цель: Вызвать у детей интерес к жизни города Костанай, чувство уважения и гордости за знаменитых земляков. | Воспитатель. Фото и открытки о предприятиях города и знаменитых людях. |
9 | Дидактическая игра «Путешествие по городу» Цель: Вызвать у детей интерес к истории возникновения исторических памятников города | Воспитатель, атрибуты к игре |
10 | Беседа «Чем помочь родному городу?» Цель:Вызвать у детей желание поддерживать чистоту и порядок во дворах, чтобы они были чистыми и красивыми. | Воспитатель, презентация «Чистый город», картинки с запрещающими и разрешающими знаками по экологии |
11 | Оформление газеты «Шагая по улицам города» Цель: Воспитывать любовь к родному городу, вспомнить его достопримечательности | Материалы для оформления газеты |
12 | Фотовыставка совместно с родителями «Природа родного края». Цель:Прививать любовь к родному городу, к родным местам; гордиться тем, что живёшь в г. Костанай | Воспитатель родители, дети Фото детей на фоне природы родного края. |
13 | Боевая слава города. Беседа о подвигах солдат в Великой Отечественной войне. Изготовление праздничных открыток Цель:Вызвать у детей желание подражать военнослужащим, быть такими же мужественными, смелыми | Воспитатель, материалы для изготовления открыток. Презентация «Подвиг народа» |
14 | Итоговое диагностирование детей. Повторное анкетирование родителей. Цель: Выявить знания детей и их родителей о городе Костанай в ходе реализации проекта. | Воспитатель Диагностические листы |
III этап: заключительный
-Награждение победителей конкурсов и родителей благодарственными письмами.
-Анализ результатов проектной деятельности.
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим «Наш город».
Цель: Расширять представления детей о родном городе
Задачи: Закреплять знания детей о профессиях нашего города, развивать умение высказываться полными предложениями, использовать в речи глаголы и прилагательные, воспитывать уважение к людям разных профессий, любовь к родному городу.
Материал: макет города, иллюстративный материал с профессиями.
Ход занятия:
Воспитатель: ребята вы любите путешествовать? (Ответы детей)
- Мы с вами отправимся на экскурсию по нашему городу.
- А как называется наш город? (Ответы детей)
- В начале мы отправимся путешествовать по старому городу Костанай.
- Посмотрите как наш город выглядел раньше(фото старого города).
- Так выглядел наш город, когда ваши родители были такими же маленькими как вы сейчас.
- Посмотрите и ответьте, какие дома были раньше? (Ответы детей)
Воспитатель: скажите, а какие сейчас дома в нашем городе? (Ответы детей)
Воспитатель: обратите внимание на эту фотографию, вам знакома эта улица? (Ответы детей)
Воспитатель: это улица АльФараби-главная улица нашего города. А теперь скажите, пожалуйста, на какой улице живёте вы? (Ответы детей)
Воспитатель: молодцы, вы знаете свой адрес, и много интересного о своем городе. Он большой и красивый. А кто же сделал его таким? (Ответы детей)
Воспитатель: правильно наш город построили строители, а помогают им плотники и маляра. Но кроме этих профессий есть ещё очень много других.
- Послушайте загадки и отгадайте их:
В этот дом идут с утра
Дети нашего двора.
Он уютный и большой,
Он всем детям как родной.
В нём они гуляют, спят,
На занятиях сидят,
Сказки слушают, танцуют,
Учатся читать, рисуют. (Детский сад)
Воспитатель: Правильно. А кто же работает в нашем детском саду?
Воспитатель: А зачем нам в детском саду такие профессии как повар, медик, дворник? (Ответы детей)
- Давайте продолжим наше путешествие. Посмотрите на фото с профессиями и найдите те, которые подходят для детского сада.
Воспитатель: молодцы, всё правильно. Следующая загадка
В этом доме нет дошкольников,
Но за то в нем много школьников.
Учатся считать, писать
и задачки все решать. (Школа)
Воспитатель: всё правильно.
- Подскажите, какие профессии есть в школе? (Ответы детей)
- Для чего дети ходят в школу? (Ответы детей)
- Чем дети занимаются в школе? (Ответы детей)
- Подберите, пожалуйста, фото с профессиями, которые относятся к школе.
Физ. минутка.
- Наше путешествие продолжается. Следующая загадка.
Здесь покупают и продают,
Здесь на витринах всё люди найдут
Могут продукты любые купить,
И для детей что-нибудь раздобыть. (Магазин)
Воспитатель: Кто же работает в магазине?
- Что делает продавец в магазине? (Ответы детей)
- Давайте вместе с вами подберём картинки, которые подходят к этой профессии.
Воспитатель: У вас всё получилось. Но у нас экскурсия не закончилась и на пути следующая загадка.
Можно здесь купить таблетки,
И микстуру заказать,
Витамины выбрать можно
По рецепту мази взять. (Аптека)
- Что из этих фото походит для этой профессии.
Воспитатель: Замечательно. Вы справились со всеми заданиями.
- Обратите внимание у нас здесь много макетов. Для чего они? И что это за макеты?
- Мы с вами долго путешествовали и видели много интересного, давайте вместе построим красивый город.
- На этом наша экскурсия закончилась.
- Дорогие ребята! Давайте стараться, чтобы наш родной город был чистым и красивым, и пожелаем ему расцвета и благополучия. Будем вместе с ним встречать рассветы и закаты, грустить и радоваться.
- Ребята скажите, о чём мы с вами сегодня говорили на занятии? (Ответы детей)
- Какие профессии в нашем городе существуют?
- Молодцы вы сегодня хорошо работали, отвечали на вопросы, мне очень понравилось.
- А вам понравилось наше занятие? (Ответы детей)