СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Причины и последствия аварий на химически опасных объектах

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить учащихся с общими сведениями об авариях на химически опасных объектах, их возможными причинами и последствиями.

Задачи:

воспитательные: формирование ответственности за личную безопасность и безопасность окружающих, ценностного отношения к своему здоровью и жизни.

образовательные: дать представление об основных характеристиках химического заражения при возникновении аварии на химически опасном объекте, об основных причинах и последствиях аварий.

развивающие: развивать эмоционально-волевые качества личности, необходимые для обеспечения безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, а также умение мыслить и анализировать.

Просмотр содержимого документа
«Причины и последствия аварий на химически опасных объектах»

План-конспект урока основ безопасности жизнедеятельности в 8 классе

разработала Афанасьева Ольга Ивановна

учитель МАОУ СОШ №5

Тема: Причины и последствия аварий на химически опасных объектах.

Цель: Познакомить учащихся с общими сведениями об авариях на химически опасных объектах, их возможными причинами и последствиями.

Задачи:

1. Воспитательные: формирование ответственности за личную безопасность и безопасность окружающих, ценностного отношения к своему здоровью и жизни.

2. Образовательные: дать представление об основных характеристиках химического заражения при возникновении аварии на химически опасном объекте, а также об основных причинах и последствиях аварий.

3. Развивающие: развивать эмоционально-волевые качества личности, необходимые для обеспечения безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, а также умение мыслить и анализировать.

Тип урока: комбинированный

Методы:

  1. устный, с элементами объяснения, рассуждения, обобщающей характеристики;

  2. наглядный, с использованием видеозаписей.

Технические средства (оборудование урока) :

Доска, проектор, видеоролик, а также учебник: Основы безопасности жизнедеятельности под редакцией Ю.Л.Воробьева

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Повторение пройденного материала.

  3. Актуализация.

  4. Раскрытие темы урока.

  5. Рефлексия.

  6. Домашнее задание.

Длительность урока – 40 минут.

План раскрытия темы:

  1. Рассмотреть причины возникновения аварий на химически опасном объекте.

  2. Основные характеристики химического заражения при аварии на ХОО.

  3. Опасные концентрации АХОВ в быту. Ртуть, характеристика.

  4. Просмотр видео: «Рекомендации МЧС», составление алгоритма действий в случае, если у вас разбился градусник.

Причины и последствия аварий на химически опасных объектах.

Время

Действия учителя

Действия учащихся

1 минута

Организационный момент

________

7 минут

Повторение пройденного материала:

Ответьте, пожалуйста на вопросы теста (на интерактивной доске) в рабочей тетради

1. Аварийно химически опасное вещество – это:

а) опасное, химическое вещество, применяемое в промышленности и в сельском хозяйстве, при аварийном выбросе которого может произойти загрязнение окруж. среды и поражению людей;

б) проникновение опасных веществ через органы дыхания и кожные покровы в организм человека;

в) лучистый поток энергии.

2. Хлор – это:

а) зеленовато-жёлтый газ с резким запахом;

б) парообразное вещество с запахом горького миндаля, от которого появляется металлический привкус во рту;

в) бесцветный газ с резким запахом (нашатырного спирта).

3. При аварии с утечкой хлора, вы оказались в своей квартире на 2-ом этаже 9-этажного здания. Как вы поступите?

а) Укроетесь в подвале здания;

б) Подниметесь на верхний этаж;

в) Останетесь в своей квартире

4. Имеет запах нашатырного спирта – это

а) аммиак

б) хлор

в) сероводород

5. Какой газ в 2,5 раза тяжелее воздуха

а) аммиак

б) хлор

в) сероводород

Поменяйтесь рабочими тетрадями, проверьте друг у друга ответы и поставьте оценки


Отвечают на вопросы
































Проверяют ответы, выставляют оценки

3 минуты

Актуализация:

Город, в котором мы живем – это крупный промышленный центр черной металлургии и машиностроения на Среднем Урале. Важное место в структуре промышленного производства также занимают выпуск транспортных средств и оборудования, химическая и нефтехимическая промышленность. С развитым промышленным производством связаны проблемы экологической обстановки. Нижний Тагил – один из самых загрязненных городов Урала. Наиболее распространенные загрязняющие вещества – окись углерода, окислы азота, сероводород. На предприятиях города хранятся, перерабатываются и применяются такие аварийно химически опасные вещества как хлор и аммиак. Для того чтобы своевременно и грамотно организовать защиту населения от последствия возможной аварии, необходимо знать основные причины возникновения.

Тема нашего урока: Причины и последствия аварий на химически опасных объектах.

Слушают




















Записывают тему

25 минут

Раскрытие темы урока:

ПРИЧИНАМИ АВАРИЙ НА ХИМИЧЕСКИ ОПАСНЫХ ОБЪЕКТАХ чаще всего бывают:

а) высокий уровень износа основных производственных фондов (технологического оборудования);

б) несовершенство технологий производства;

в) халатность промышленного персонала;

г) отсутствие современных систем управления технологическими процессами и противоаварийной защиты.

Кроме того, химическая авария может произойти в результате стихийного бедствия (чрезвычайной ситуации природного характера).

Большинство опасных химических веществ представляют угрозу для человека и при их вдыхании (ингаляционном воздействии), и при попадании на кожные покровы. ПОСЛЕДСТВИЯМИ АВАРИЙ НА ХИМИЧЕСКИ ОПАСНЫХ ОБЪЕКТАХ могут быть заражение окружающей среды опасными ядовитыми веществами и массовые поражения людей, животных и растений.

Массовое поражение людей может произойти, если при аварийном выбросе опасного химического вещества образуется очаг химического поражения, представляющий опасность для рабочих и служащих производственного участка (на объекте экономики), для населения жилых кварталов (в городе) и рабочих поселков или сельских населенных пунктов (в загородной зоне). Главный поражающий фактор здесь химическое заражение приземного слоя атмосферы. Возможно также заражение водных источников, почвы, растительности и т. д.

Особенно опасны аварии, при которых происходит неуправляемый выброс аварийно химически опасных веществ, возникающий в результате взрыва, пожара или поломки технологического оборудования, транспортной емкости или трубопровода. При таких авариях токсичные продукты выделяются в атмосферу в виде газа, пара или аэрозоля, образуя облако зараженного воздуха, которое может распространяться на большие расстояния.

Что необходимо знать для объективной оценки сложившейся ситуации при возникновении аварии с АХОВ?

1. уровень токсичности АХОВ;

2. форму и размер зоны заражения ;

3. скорость движения зараженного облака;

4. глубину зоны заражения.)

Уровень токсичности АХОВ

Для определения уровня токсичности АХОВ используется такая важная характеристика, как токсодоза.

Токсодоза – количественная характеристика токсичности АХОВ, соответствующая определенному уровню поражения при его воздействии на живой организм.

Форма и размер зоны заражения

Форма зоны заражения аварийно химически опасным веществом в значительной мере зависит от скорости ветра. Так, например, при скорости ветра 0,5 м/с она обычно напоминает окружность, от 0,6 до 1 м/с — полуокружность, от 1,1 м/с до 2 м/с — сектор с углом в 90°, более 2 м/с сектор с углом в 45°.

Форму и размер зоны заражения необходимо отобразить на доске.

Скорость движения зараженного облака

При скорости ветра 1 м/с облако за один час удалится от места аварии примерно на 3,5 км, при скорости 2 м/с — на 7, а при 3 м/с — на 10—11 км. Значительное увеличение скорости ветра (6—7 м/с и более) способствует быстрому рассеиванию облака.

Глубина зоны заражения

На глубину распространения и величину концентрации токсичного вещества в значительной степени влияют и другие погодные условия. Различают три степени вертикальной устойчивости атмосферы:

- инверсия;

- изотермия;

- конвекция.

Инверсия - повышение температуры воздуха по мере увеличения высоты.

Инверсия создает наиболее благоприятные условия для распространения опасных концентраций АХОВ

Изотермия характеризуется равновесием воздуха, типично для пасмурной погоды. Способствует застою паров АХОВ в приземном слое.

Конвекция характеризуется вертикальным перемещением воздуха с одних высот на другие, что приводит к рассеиванию зараженного облака, снижает концентрацию АХОВ и препятствует их распространению.

Рассмотрим пример аварии с разрушением 100-тонной емкости с АХОВ при скорости ветра - 2м/с:

- в случае инверсии опасное воздействие паров аммиака может сказываться на расстоянии порядка 4 км, хлора – до 20км;

- в случае изотермии опасное воздействие паров аммиака может сказываться на расстоянии порядка 1,3 км, хлора – до 4 км;

- в случае конвекции опасное воздействие паров аммиака может сказываться на расстоянии порядка 0,5 км, хлора – до 2 км.

Скажите, пожалуйста, при какой степени вертикальной устойчивости атмосферы во время аварии может сложиться более благоприятная обстановка? (конвекция)

Следует также сказать, что опасные концентрации АХОВ создаются и вне ХОО, по вине самого населения при небрежном обращении с такими веществами. Так, ежегодно фиксируется много случаев разлива такого высокотоксичного вещества, как ртуть.

Ртуть — единственный металл, находящийся в жидком состоянии при комнатной температуре. Ртуть замерзает при минус 39° С и закипает при 357° С. Она в 13,6 раза тяжелее воды. Она имеет свойство распадаться на мельчайшие капельки и растекаться.

В природе ртуть содержится в красноватом минерале киноварь. Киноварь входит в состав многих скальных пород, но в основном пород вулканического происхождения.

Ртуть имеет свойство легко испаряется. Для получения чистого металла из руды необходимо разогреть эту руду до температуры порядка 482° С. Пары собираются и конденсируются, и получается ртуть.

Ртуть широко применяется в электротехнике, электронике, приборостроении, металлургии, химии (термометры, барометры, реле, электрические звонки, лампы дневного света, кварцевые ртутные лампы), используется при производстве хлора и щелочей, для получения металлов высокой чистоты, как катализатор в органической химии.

Ртуть - вещество I класса опасности (по ГОСТ 17.4.1.02-83), тиоловый яд (чрезвычайно опасное химическое вещество). Ядовиты только пары и растворимые соединения ртути. При температуре 18°С начинается интенсивное испарение ртути в атмосферу, вдыхание такого воздуха способствует её накоплению в организме, откуда она уже не выводится (как и другие тяжелые металлы).

Опасность для человека. Пары ртути токсичны и опасны, интенсивно загрязняют окружающую среду. Попадая в организм человека через легкие, блокируют биологически активные группы белковой молекулы, вызывая острые и хронические отравления. Оказывают поражающее действие на центральную нервную систему, сердечно-сосудистую, желудочно-кишечный тракт, органы дыхания, печень, селезенку, почки. Поражающее действие проявляется, как правило, через определенный промежуток времени (при остром отравлении через 8-24 часа).

Признаки поражения: повышенная утомляемость, общая слабость, сонливость, апатия, эмоциональная неустойчивость, общая подавленность, раздражительность, головокружение, головные боли, ослабление памяти, синюха, потливость, повышенная температура, боли при глотании, воспалительные процессы в полости рта (ртутный стоматит), катаральные явления со стороны дыхательных путей, реже – воспаление легких, боли в желудке, желудочные расстройства, тошнота, рвота, признаки поражения почек, учащенные позывы на мочеиспускание, дрожание рук, языка, век, ног, тела. Возможен летальный исход.

Однако чтобы накопить серьезную долю ртути в организме, необходимо в течение нескольких месяцев или лет регулярно пребывать в помещении с серьезным превышением ПДК этого металла в воздухе.

Интоксикация со смертельным исходом развивается при вдыхании 2,5 г паров ртути.

Как мы применяем ртуть в быту?

Совершенно верно – градусник. Едва ли можно найти дом или квартиру, в которой нет градусника для измерения температуры тела – незаменимого прибора при любом недомогании. И, в большинстве своем, градусники в домах на постсоветском пространстве – ртутные.

Количество ртути в обычном градуснике составляет порядка двух-пяти грамм. Если вся ртуть испарится в комнате, площадью 18-20 квадратных метров, то концентрация паров ртути в помещении составит около 100 миллиграмм на кубометр. А это в 300 тысяч раз больше, нежели предельно допустимая концентрация для жилых зон, так как при нормативных показателях уровень ртути в жилых помещениях не должен превышать 0,0003 миллиграмма на кубический метр. Конечно же, это больше теоретические расчеты. Естественная вентиляция комнат к такому превышению никогда не приведет, да и для испарения всей ртути нужна очень высокая температура. Но без надлежащих действий градусник разбитый приведет к превышению ПДК паров ртути в 50-100 раз, что также немало и весьма опасно.

Нужно отметить и тот факт, что ртуть имеет свойство скапливаться в организме. То есть, не собрав ее тщательно, последствия от вдыхания испарений ртути могут проявляться спустя несколько недель.

Посмотрите видео «Рекомендации МЧС» и постарайтесь составить алгоритм действий, если у вас разбился градусник.

Прошу желающих зачитать свои алгоритмы, а остальных дополнить если потребуется.

Алгоритм:

  1. Вывести людей из помещения

  2. Закрыть двери.

  3. Открыть окна

  4. Надеть средства защиты

  5. Приготовить: (банку с водой, кисточку, клейкую ленту, листы бумаги, резиновую грушу)

  6. От края к середине подтянуть капли ртути, собрать их на лист бумаги и выгрузить в банку с водой.

  7. Мелкие капли убрать скотчем, кисточкой, выметая из щелей, резиновой грушей.

  8. С помощью фонарика проверить наличие оставшейся ртути.

  9. Протереть поверхность раствором марганцовки или мыльно-содовым раствором.

  10. Все предметы погрузить в банку с водой, закрыть крышкой и поместить в пакет.

  11. Для правильной утилизации позвонить в МЧС по телефону 01; 112

Запрещено:

- использовать веник;

- пылесос;

- чистящие химические средства;

- выбрасывать, как обычный бытовой мусор.


Слушают


Записывают основные причины аварий










Слушают
































Записывают в тетрадях











Записывают определение








Записывают зависимость формы зоны заражения от скорости ветра





Записывают зависимость скорости зараженного облака от скорости ветра









Записывают степени вертикальной устойчивости атмосферы



Записывают определение





Записывают определение




Записывают определение

















Отвечают на вопрос




Слушают









































































































Просматривают видео

Составляют алгоритм


Обсуждают, корректируют свои алгоритмы



3 минуты

Рефлексия:

Ребята, мы с вами рассмотрели следующие вопросы:

- причины возникновения аварий на химически опасном объекте;

- основные характеристики химического заражения при аварии на ХОО;

- опасные концентрации АХОВ в быту. Ртуть, характеристика;

- просмотрели видео: «Рекомендации МЧС», составили алгоритм действий в случае, если у вас разбился градусник.

Поставьте радостный смайлик напротив того вопроса, который вам был наиболее понятен.


1 минута

Домашнее задание: параграф 3.3

Записывают домашнее задание



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!