Предмет | ОБЖ |
Дата проведения | декабрь |
Класс | 8 |
Преподаватель-организатор ОБЖ | Поляков Александр Николаевич |
Тема урока, № урока | Урок № 14 Тема: «Аварии на химически опасных объектах и их последствия» |
Тип урока | Комбинированный |
Цель урока | познакомить учащихся с основными причинами аварий на химически опасных объектах и их последствиями, действием химических веществ на организм человека, мерам защиты. |
Задачи урока | Обучающие | Познакомить учащихся с понятиями «химически опасный объект», «химическая авария», «химическое загрязнение окружающей среды», дать общее представление о последствиях аварий на химически опасных объектах и о влиянии отравляющих веществ на организм человека. |
Развивающие | способствовать развитию у обучающихся общей культуры в области безопасности жизнедеятельности;развивать логическое мышление, творческие способности у школьников; развивать коммуникативные способности через составление монолога и диалога; развивать рефлексию (умение отделять то, что я знаю, от того, чего не знаю) и самооценку. |
Воспитывающие | воспитывать чувство ответственного отношения к своему здоровью, стремление к взаимопониманию между людьми;воспитывать чувство уважения к собеседнику, индивидуальную культуру общения;продолжить работу по формированию ответственности обучающихся за свою деятельность на уроке, умений самостоятельно добывать знания. |
Планируемые результаты | Предметные | формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения при ЧС;умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников; |
Метапредметные | познавательные УУД:умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии. регулятивные УУД: -умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; - владения основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения. коммуникативные УУД: -организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;работать индивидуально и в группе; - находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; -формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение |
Личностные | воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения при химической аварии |
Основные термины и понятия | Химически опасный объект, АХОВ, химическая авария, химическое вещество, токсичность. |
Межпредметные связи | Химия – «Опасное химическое вещество», «АХОВ» Биология – «Влияние химических веществ на организм человека» |
Ресурсы урока: | ТСО (компьютер, телевизор, проектор), презентация, видеофрагменты, учебники, раздаточный материал. |
Методы обучения | Объяснение, рассказ, дискуссия, чтение, конспектирование, иллюстрация |
Приемы работы | составление плана текста; заполнение таблицы по прочитанному материалу; составление логической схемы прочитанного; конспектирование. |
Технологии | Информационно-коммуникационная технология; обучение в сотрудничестве; |
Формы работы | Фронтальная Работа в парах Индивидуальная Работа в группах |
План урока |
Этапы урока задача этапа | Деятельность учителя | Деятельностьобучающихся |
I. Организационный момент(мотивация к учебной деятельности) Задача этапа:Настроить обучающихся на работу. Создать перед уроком атмосферу комфорта и доброжелательности | Приветствие. Приём доклада дежурного. Психологический настрой обучающихся на работу. Ребята, сегодня у нас урок по основам безопасности жизнедеятельности, нужно настроиться на плодотворную работу. Я уверен, что сегодня вы будете активны и хорошо покажите все свои знания и умения. | Приветствуют учителя. Информация дежурного об отсутствующих. |
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Задача этапа: Проверка знаний обучающихся по пройденной теме | Закрепление пройденного материала Задание 1. (фронтальный опрос) На бланках написать классификацию ЧС техногенного характера | Заполняют предложенный бланк задания Проводят взаимопроверку согласно эталона на слайде, оценивают выполненное задание, выставляют оценку и ставят свою фамилию |
| Задание 2. Составьте из слов паззлов определения: Авария Катастрофа Чрезвычайная ситуация техногенного характера. | 3 ученика на парте составляют правильно определение и затем прикрепляют на доске магнитами |
III. Мотивация (создание проблемной ситуации) | Ребята, кто может из вас сказать, что связывают эти две даты? Рис№1, Рис№2. Эти две фотографии? Эти два города? Слайд 1. | Рассуждают, дают свои сформулированные ответы |
IV. Выявление причин затруднения и постановка цели урока, (целеполагание). Задача этапа:Подвести обучающихся к самостоятельному определению темы урока. | Ребята, нам нужно определить тему и цель урока. Целеполагание: Посмотрите на фотографии изображенные на слайде. Все эти фотографии подобраны со смыслом. Слайд 2. Ребята, давайте определим тему и цель нашего урока. Если самостоятельно тему урока поставить трудно, то Слайд 3. Составьте предложение, из набора слов, определяющее тему нашего урока: 1. Объект 2. авария 3. химические вещества 4. последствия 5. признаки поражения Слайд 4 Тема урока: «Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия» Слайд 5. Ребята, что это такое? Слайд 6. Чтобы вы хотели по этой теме сегодня узнать, изучить? Какая будет цель нашего урока? Цель: 1.Познакомиться с химически опасными объектами; 2.Что такое химическая авария; 3. Основные признаки поражения АХОВ и их действие на организм человека. 4. Способы защиты от АХОВ. | Отвечают на вопросы учителя, рассуждают и приводят примеры. Рассуждают, дают свои сформулированные ответы Определяют тему урока. Рассуждают, дают свои сформулированные ответы Рассуждают, дают свои сформулированные ответы |
V. Основной этап «Открытие нового знания» (Изучение новой темы) Задача этапа: Поиск новых знаний обучающимися, путём рассуждений, анализа и сопоставления | Объяснение нового материала Ребята, как вы думаете, химические вещества всегда были или нет? Ребята, как вы думаете, как давно появились на планете химически опасные объекты? А для чего они используются? Какие явления лежат в основе работы этих объектов? Для этого мы пригласим эксперта в области ИСТОРИИ, который нам расскажет об истории появления химических веществ и химических объектов. Слайд 8-10. | Рассуждают, дают ответы Рассуждают, отвечают на вопросы Выступает эксперт из учеников, который заранее приготовился Слушают выступающего а затем обсуждают Слушают, задают вопросы, делают пометки в тетради |
VI. Самостоятельное выполнение учащимися задания под контролем учителя (Практическая работа) | Для того чтобы ответить на следующие вопросы, мы разделимся на 3 группы. Каждая группа получает свое задание, готовится, отвечает на поставленный вопрос, затем защищает свой вопрос. Задание 1. Виды ХОО (Приложение 1) Задание 2. Список ХОО в Смоленской области РФ (Приложение 2) Задание 3. Признаки поражения АХОВ и их воздействие на организм человека (аммиак, хлор, фосфорорганические вещества, угарный газ,синильная кислота) (Приложение 3) Слайд 11. | |
| Физкультминутка «Давайте разомнёмся» (ЧЕРЕЗ 20 минут после начала урока) | Встают из-за парт и выполняют под музыкальный видеоролик разминку для глаз, рук, ног, шеи и головы. |
| Ребята, а что такое ХОО? Слайд 12. Какие объекты относятся к ХОО? Это нам расскажет группа №1, которая готовилась по данному вопросу Ребята, а какие объекты из перечисленных выше являются химическо опасными? Слайд 13-14. А какиеХОО есть в России? Чтобы ответить на данный вопрос перед нами выступит группа № 2. Все ХОО можно разделить на группы; по их вредности на организм человека Все ХОО в РФ в основном сосредоточены в европейской части. В зоне возможной опасности проживает 40 млн. человек. Но есть такое понятие, как роза ветров. Тогда возможное поражение увеличивается в разы Слайд 15. А что такое химическая авария? Слайд 16. Как вы думаете, какие существуют типы аварий на ХОО? Для этого вспомним аварии на ХОО. Человеческий фактор Внешние события ( ЧС) Отказ оборудования Слайд 17-18. Что же такого опасного в отравлении химическими веществами? Группы критических органов. О них нам расскажет группа № 3, которая готовилась по данному вопросу. Слайд 19-20 Ребята, как вы думаете, к каким последствиям может привести отравление человека химическими препаратами? Правильно, к заболеванию. А к какому заболеванию? Слайд 23-26 Чтобы понять, каким образом действуют на организм АХОВ расскажет эксперт из области биологии Ребята, как вы думаете, какими особенностями обладают химические вещества? Слайд 27. | Записывают определение в тетради. Выступает Группа № 1 Кратко записывают виды ХОО в тетради Отвечают на вопросы Отвечает 2 группа Записывают в тетради Записывают определение Рассуждают, дают свои сформулированные ответы Слушают Записывают группы химичеси опасных веществ Смотрят видео, обсуждают Выступает 3 группа. Записывают в тетради группы Рассуждают, дают свои сформулированные ответы Отвечает группа 4 Записать в тетради кратко Рассуждают, дают свои сформулированные ответы |
VII. Закрепление Задача этапа: Активизировать вербальную память | Кто открыл периодическую систему химических элементов? ( русский химик Д.И.Менделеев,1869 г.) Какие виды химических веществ вы теперь знаете? (хлор, аммиак, сернистый ангедрит, дихлорэтан, синильная кислота, ртуть) Какое из них самые опасные? 1. а) хлор; б) аммиак; в) ртуть. | Обучающиеся формулируют свои ответы |
VIII. Рефлексия и оценивание. Задача этапа:выявить насколько обучающиеся были заинтересованы на уроке. Комментирование и выставление оценок | Какая была цель урока? 1. Познакомиться с ХОО; 2. Узнать, что такое токсичность; 3. Как действует химические вещества на организм человека.) Смогли мы ее достичь? Что нового вы узнали на уроке? Какой учебный вопрос у вас вызвал затруднение? Организует самооценку, обучающихся. (Можно и другой вариант) Обучающимся предлагается, выбрать один из трех предложенных цветных бумажных кругов, выйти к доске и закрепить его на соответствующей секции изображенного светофора. Зеленый – я был активен на уроке и отлично усвоил материал. Желтый – я старался быть активным на уроке и хорошо усвоил учебный материал. Красный – я был пассивен на уроке и плохо усвоил учебный материал. | Сравнивают цель урока и достигнутые результаты. Делают вывод, какой учебный вопрос они хорошо усвоили, а какой плохо. Оценивают свою деятельность на уроке Оценивают урок. Дают устную характеристику наиболее понравившимся этапам урока. Оценивают свою работу на уроке путем выхода к доске и размещения одного из выбранных цветных жетонов (кругов) на соответствующих цвету секциях светофора |
VIII. Домашнее задание Задача этапа:Продолжить закрепление полученных знаний во внеурочное время | Слайд 30 § 4.3, чтение, учим определения Творческое задание: составьте кроссворд с ключевым словом: ТОКСИЧНОСТЬ | Записывают домашнее задание. |
Химические вещества или соединения, применяемые в народнохозяйственных целях, которые при сбросе на поверхность земли или выбросе в атмосферу способны вызывать массовые поражения людей, животных и растений называются АХОВ (аварийно химически опасными веществами).
Способность вещества в малых концентрациях вызывать паталогические изменения в организме называют токсичностью.
Химическая авария – это выброс опасных химических веществ в концентрациях, создающих опасность для жизни и здоровья людей, животных и растений в течении определённого времени.
Основными признаками поражения хлором является: загрудинные боли, жжение и резь в глазах, сдёзотечение, мучительный сухой кашель, сильная одышка, учащение пульса, мокрота со слизью и отхаркивание пенистой жёлтой или красноватой жидкости.
Основными признаками поражения аммиаком является: сильное раздражение в глазах и в носу, частое чихание, слюнотечение, небольшая тошнота и головная боль, покраснение лица и потоотделение.
Основными признаками поражения фосфорорганическими соединениями являются: слюнотечение, сужение зрачков, затруднение дыхания, тошнота, рвота, судороги, паралич.
Основными признаками поражения угарным газом является: тяжесть и ощущение сдавливания головы, сильная боль во любу и висках, головокружение, шум в ушах, дрожь, покраснение кожи лица (ярко –алые пятна), учащение пульса, тошнота, появляется ощепенелость, безучастность, слабость, сонливость.
При аварийном выбросе аммиака необходимо укрыться в погребе или подвале.
При аварийном выбросе хлора необходимо подняться на верхние этажи здания.
Для защиты органов дыхания в очаге поражения хлором ватно-марлевую повязку луче смочить раствором питьевой соды.
Для защиты органов дыхания в очаге поражения аммиаком ватно-марлевую повязку луче смочить раствором уксусной кислоты.
Быстродействующий очаг заражения АХОВ характеризуется одномоментном поражением большого количества людей, быстрым появлением тяжёлых поражений, необходима эвакуация людей в один рейс.
Медленнодействующий очаг заражения АХОВ характеризуется постепенным увеличением количества пострадавших, есть запас времени для организации помощи в очаге, необходимо активное выявление пострадавших.
Установление водяных завесов на пути движения облака АХОВ (хлор, аммиак, сероводород) относятся к методам дегазации.
Обработка поверхности химическими растворами ( хлором, формалином, перекисью водорода и т.д.) относиться к методам дезинфекции.
1 июня 1974 года на химическом заводе в Великобритании в городе Фликсборо произошла авария на заводе «Нипро», который занимался производством аммония. По своей мощности взрыв был равен действию 45-тонного заряда тротила, если бы он был взорван на высоте 45 метров от земли. В результате инцидента погибли 55 человек и 75 получили ранения.
1. Фликсборо, Англия
В Китае в сентябре 1978 г. в результате аварии на химическом заводе в городе Сучжоу в реку попали 28 тонн цианистого натрия. Этого количества достаточно, чтобы погибли 48 миллионов человек, однако газета «Чжунгоцинняньбао» сообщила, что число жертв составило лишь 3 тысячи.
Одной из наиболее значительных мировых химических катастроф ХХ века взрыв на заводе компании UnionCarbide, случившийся 2 декабря 1984 года в Бхопале (Индия) и приведший к отравлению и гибели 4035 человек. Пострадало более 40 тыс. человек. От облака 43 тонн токсичного газа метилизоцианата (токсичность метилизоцината превышает токсичность фосгена в 2-3 раза), вырвавшегося с территории завода, была заражена территория длиной 5 км и шириной 2 км.
1 ноября 1986 года произошёл пожар на складе химической фабрики в Швейцарии. Во время тушения пожара в Рейн вылилось около 30 тонн сельскохозяйственных ядохимикатов. Погибли миллионы рыб, была заражена питьевая вода.
В 1988 году при железнодорожной катастрофе в г. Ярославле произошел разлив гептила, относящегося кАХОВ первого класса токсичности. В зоне возможного поражения оказались около 3 тысяч человек. В ликвидации последствий аварии участвовали около 2 тысяч человек и большое количество техники
В 1989 году произошла химическая авария в г. Ионаве (Литва). Около 7 тыс. т жидкого аммиака разлилось по территории завода, образовав озеро ядовитой жидкости с поверхностью около 10 тыс.кв. м. От возникшего пожара произошло возгорание склада с нитрофоской, ее термическое разложение с выделением ядовитых газов. Глубина распространения зараженного воздуха достигала 30 км и только благоприятные метеорологические условия не привели к поражению людей.
В августе 1991 года в Мексике во время железнодорожной катастрофы с рельсов сошли 32 цистерны с жидким хлором. В атмосферу было выброшено около 300 тонн хлора. В зоне распространения зараженного воздуха получили поражения различной степени тяжести около 500 человек, из них 17 человек погибли на месте. Из ближайших населенных пунктов было эвакуировано свыше тысячи жителей.