СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация " Средства выразительности"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Помогают ярко

нарисовать картину,

выразить мысль и чувство

Просмотр содержимого документа
«Презентация " Средства выразительности"»

Средства художественной выразительности эпитет повтор сравнение Помогают ярко нарисовать картину, выразить мысль и чувство. аллегория антитеза метафора синекдоха гипербола Порядок слов инверсия Риторический вопрос

Средства художественной выразительности

эпитет

повтор

сравнение

Помогают ярко

нарисовать картину,

выразить мысль и чувство.

аллегория

антитеза

метафора

синекдоха

гипербола

Порядок слов

инверсия

Риторический вопрос

Сравнение- изображение одного предмета путём сопоставления его с другим.   Способы выражения сравнения: 1 ) с помощью сравнительного оборота с союзами как, будто, словно, точно, как будто. А она за мною мчится и кусает, как волчица. 2)с помощью существительного в творительном падеже: Отчего же всё кругом завертелось , закружилось и помчалось колесом .(завертелось как колесо). Вывод: в художественном произведении сравнение помогает нарисовать явление, увидеть его  по-новому и передать чувство и мысль.

Сравнение- изображение одного предмета путём сопоставления его с другим.

Способы выражения сравнения:

1 ) с помощью сравнительного оборота с союзами как, будто, словно, точно, как будто.

А она за мною мчится и кусает, как волчица.

2)с помощью существительного в творительном падеже: Отчего же всё кругом завертелось , закружилось и помчалось колесом .(завертелось как колесо).

Вывод: в художественном произведении сравнение помогает нарисовать явление, увидеть его

по-новому и передать чувство и мысль.

Аллегория - иносказательное изображение явления  Например: Ложка дёгтя испортит бочку мёда. Мысль этой пословицы: плохое, даже если оно кажется маленьким и незначительным, может испортить большое хорошее дело. Прочитайте пословицы и докажите, что это аллегория, раскройте смысл:  Близок локоть, да не укусишь.  Волков бояться –в лес не ходить.  Под лежачий камень вода не течёт.  Соловья баснями не кормят. Вывод: аллегория в произведении словесности помогает ярко, выразительно показать в явлении главное.

Аллегория - иносказательное изображение явления

Например: Ложка дёгтя испортит бочку мёда. Мысль этой пословицы: плохое, даже если оно кажется маленьким и незначительным, может испортить большое хорошее дело.

Прочитайте пословицы и докажите, что это аллегория, раскройте смысл:

Близок локоть, да не укусишь.

Волков бояться –в лес не ходить.

Под лежачий камень вода не течёт.

Соловья баснями не кормят.

Вывод: аллегория в произведении словесности помогает ярко, выразительно показать в явлении главное.

Эпитет - художественное определение  предмета или явления Седые волосы- определение Серебряные седины –эпитет Добрый молодец, красна девица, чисто поле, верный конь Берёза- белоствольная, ветвистая, густая, нарядная, плакучая, стройная, весёлая. Задумчивая, милая, печальная, сияющая. Вывод: эпитеты в худ. произведении помогают ярко нарисовать явление с его неповторимыми признаками, делают предмет зримым, слышимым, осязаемым и передают мысль и настроение.

Эпитет - художественное определение предмета или явления

Седые волосы- определение

Серебряные седины –эпитет

Добрый молодец, красна девица, чисто поле, верный конь

Берёза- белоствольная, ветвистая, густая, нарядная, плакучая, стройная, весёлая. Задумчивая, милая, печальная, сияющая.

Вывод: эпитеты в худ. произведении помогают ярко нарисовать явление с его неповторимыми признаками, делают предмет зримым, слышимым, осязаемым и передают мысль и настроение.

Метафора -употребление слова в переносном значении на основе сходства между явлениями И стоит он, околдован Не мертвец и не живой- Сном волшебным очарован, Весь опутан. Весь окован Лёгкой цепью  пуховой . Сон употреблено в переносном значении: речь идёт о зимнем состоянии леса, похожем на сон. Цепь -это снег лежит на деревьях, как будто цепь, но она лёгкая. Вывод: в произведениях метафоры помогают ярко изобразить картину, выяснить сходство в непохожих на первый взгляд явлениях и передать мысль автора и эмоцию.

Метафора -употребление слова в переносном значении на основе сходства между явлениями

И стоит он, околдован

Не мертвец и не живой-

Сном волшебным очарован,

Весь опутан. Весь окован

Лёгкой цепью пуховой .

Сон употреблено в переносном значении: речь идёт о зимнем состоянии леса, похожем на сон.

Цепь -это снег лежит на деревьях, как будто цепь, но она лёгкая.

Вывод: в произведениях метафоры помогают ярко изобразить картину, выяснить сходство в непохожих на первый взгляд явлениях и передать мысль автора и эмоцию.

Олицетворение -это изображение неодушевленных предметов и животных в виде живых существ, способных действовать, чувствовать, мыслить. 1) Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет 2) Солнце село , день прошёл , скрипка поёт … 3) Робко месяц смотрит в очи,  Изумлён , что день не минул,  Но широко в область ночи  День объятия раскинул . Вывод: олицетворения помогают ярко изобразить явление, придать изображаемому определенную эмоциональную окраску, выразить мысль и единстве мира и человека.

Олицетворение -это изображение неодушевленных предметов и животных в виде живых существ, способных действовать, чувствовать, мыслить.

1) Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет

2) Солнце село , день прошёл , скрипка поёт …

3) Робко месяц смотрит в очи,

Изумлён , что день не минул,

Но широко в область ночи

День объятия раскинул .

Вывод: олицетворения помогают ярко изобразить явление, придать изображаемому определенную эмоциональную окраску, выразить мысль и единстве мира и человека.

Метонимия - употребление слова в переносном значении на основе связи , существующей между явлениями. 1)Съел целую тарелку супа- съел налитый в тарелку суп. 2)Читал Пушкина- произведение, написанное писателем. 3)Недаром помнит вся Россия (люди, которые живут )  Про день Бородина! (великая битва 1812года) 4)Волка ноги кормят (часть тела человека или животного, которой производится действие вместо самого действия)  Вывод: благодаря метонимии писатель может представить явление ярко, наглядно, конкретно, придать изображаемому определённую стилистическую и эмоциональную окраску.

Метонимия - употребление слова в переносном значении на основе связи , существующей между явлениями.

1)Съел целую тарелку супа- съел налитый в тарелку суп.

2)Читал Пушкина- произведение, написанное писателем.

3)Недаром помнит вся Россия (люди, которые живут )

Про день Бородина! (великая битва 1812года)

4)Волка ноги кормят (часть тела человека или животного, которой производится действие вместо самого действия)

Вывод: благодаря метонимии писатель может представить явление ярко, наглядно, конкретно, придать изображаемому определённую стилистическую и эмоциональную окраску.

Антитеза -противопоставление слов, предложений героев, картин, эпизодов. 1) Что ищет он к стране далёкой  Что кинул он в краю родном . 2)Рассказ Чехова «Толстый и тонкий». 3)Где стол был яств , там гроб стоит. Вывод: антитеза является средством изображения контрастов, противоречий жизни. Помогает выразить мысль и создать эмоциональную окраску текста.

Антитеза -противопоставление слов, предложений героев, картин, эпизодов.

1) Что ищет он к стране далёкой

Что кинул он в краю родном .

2)Рассказ Чехова «Толстый и тонкий».

3)Где стол был яств , там гроб стоит.

Вывод: антитеза является средством изображения контрастов, противоречий жизни. Помогает выразить мысль и создать эмоциональную окраску текста.

Синекдоха - употребление слова в переносном значении на основе количественной связи между явлениями(множественное единственное, часть-целое, определённое-неопределённое количество.) 1) Рука бойцов колоть устала- ед.ч. вместо мн.ч. армия 2)Одну минуточку - 60 сек.- немного времени, вместо неопределённого называется точное. 3) Москва подписала договор с Парижем –вместо договора между государствами называем столицы 4)Сколько лет , сколько зим -называется неопределённое количество вместо определённого  Вывод: синекдоха в произведениях помогает нарисовать картину и с большой точностью выразить мысль и чувство автора.

Синекдоха - употребление слова в переносном значении на основе количественной связи между явлениями(множественное единственное, часть-целое, определённое-неопределённое количество.)

1) Рука бойцов колоть устала- ед.ч. вместо мн.ч. армия

2)Одну минуточку - 60 сек.- немного времени, вместо неопределённого называется точное.

3) Москва подписала договор с Парижем –вместо договора между государствами называем столицы

4)Сколько лет , сколько зим -называется неопределённое количество вместо определённого

Вывод: синекдоха в произведениях помогает нарисовать картину и с большой точностью выразить мысль и чувство автора.

Гипербола - художественное преувеличение В сто сорок солнц закат пылал Вывод: гипербола в произведениях употребляется для изображения явлений и выражения авторского отношения к изображаемому.

Гипербола - художественное преувеличение

В сто сорок солнц закат пылал

Вывод: гипербола в произведениях употребляется для изображения явлений и выражения авторского отношения к изображаемому.

Порядок слов  в предложении Три правила построения предложений в тексе 1)не повторять одни и те же слова 2) использовать синтаксис в соответствии с требованиями стиля 3) использовать порядок слов для передачи смысла высказывания: Человек идёт по дороге -нейтральное выражение Идёт человек по дороге -разговорный характер. Надо мною синее небо -нейтральная окраска. Надо мною небо синее -эмоциональное высказывание. Вывод: порядок слов в предложении может иметь стилистическую и эмоциональную окраску.

Порядок слов в предложении

Три правила построения предложений в тексе

1)не повторять одни и те же слова

2) использовать синтаксис в соответствии с требованиями стиля

3) использовать порядок слов для передачи смысла высказывания:

Человек идёт по дороге -нейтральное выражение

Идёт человек по дороге -разговорный характер.

Надо мною синее небо -нейтральная окраска.

Надо мною небо синее -эмоциональное высказывание.

Вывод: порядок слов в предложении может иметь стилистическую и эмоциональную окраску.

Инверсия - необычный порядок слов в предложении, помогает выделить самое важное слово. 1) Тамара пошла в театр - обычный порядок слов  Тамара в театр пошла - инверсия 2)Вот к пальмам подходит, шумя, караван:  В тени их весёлый раскинулся стан… 3)Родник между ними из почвы бесплодной,  Журча, пробивался волною холодной… Вывод: инверсия в худ. произведениях помогает выделить наиболее значимое слово и таким образом передать мысль, а также создать стилистическую и эмоциональную окраску текста.

Инверсия - необычный порядок слов в предложении, помогает выделить самое важное слово.

1) Тамара пошла в театр - обычный порядок слов

Тамара в театр пошла - инверсия

2)Вот к пальмам подходит, шумя, караван:

В тени их весёлый раскинулся стан…

3)Родник между ними из почвы бесплодной,

Журча, пробивался волною холодной…

Вывод: инверсия в худ. произведениях помогает выделить наиболее значимое слово и таким образом передать мысль, а также создать стилистическую и эмоциональную окраску текста.

Повтор - повторение слова и одинаковое построение предложений Клянусь я первым днём творенья Клянусь его последним днём , Клянусь позором преступленья И вечной правды торжеством. лексический повтор: клянусь, днём синтаксический повтор:  Вывод: повторы в худ. произведении помогают изобразить явление и придать тексту эмоциональную окраску .

Повтор - повторение слова и одинаковое построение предложений

Клянусь я первым днём творенья

Клянусь его последним днём ,

Клянусь позором преступленья

И вечной правды торжеством.

лексический повтор: клянусь, днём

синтаксический повтор:

Вывод: повторы в худ. произведении помогают изобразить явление и придать тексту эмоциональную окраску .

Риторический вопрос и риторическое восклицание -изобразительные средства языка, которые служат для выражения сильного чувства. 1)Из повести Гоголя «Майская ночь»:  «Знаете ли вы украинскую ночь?  О, вы не знаете украинской ночи!»  2) Цветы, любовь, деревья, праздность,  Поля! Я предан вам душой. Вывод: риторические вопросы и восклицания помогают создать эмоциональную окраску речи.

Риторический вопрос и риторическое восклицание -изобразительные средства языка, которые служат для выражения сильного чувства.

1)Из повести Гоголя «Майская ночь»:

«Знаете ли вы украинскую ночь?

О, вы не знаете украинской ночи!»

2) Цветы, любовь, деревья, праздность,

Поля! Я предан вам душой.

Вывод: риторические вопросы и восклицания помогают создать эмоциональную окраску речи.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!