СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация -средства выразительности

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Средства выразительности"

Просмотр содержимого документа
«Презентация -средства выразительности»

Мет А фора – скрытое сравнение, основанное на сходстве между далёкими явлениями и предметами. В основе всякой метафоры лежит неназванное сравнение одних предметов с другим и, имеющими общий признак. Олицетвор Е ние – перенос признака осуществляется с живого предмета на неживой. Окс Ю морон  – сочетание противоположных, противоречащих друг другу по значению слов в одном художественном образе. ( горячий снег; пышное природы увяданье ) ЭпИтет  – слово, определяющее предмет или действие. ( А волны моря с печальным рёвом о камень бились)
  • Мет А фора – скрытое сравнение, основанное на сходстве между далёкими явлениями и предметами. В основе всякой метафоры лежит неназванное сравнение одних предметов с другим и, имеющими общий признак.
  • Олицетвор Е ние – перенос признака осуществляется с живого предмета на неживой.
  • Окс Ю морон – сочетание противоположных, противоречащих друг другу по значению слов в одном художественном образе. ( горячий снег; пышное природы увяданье )
  • ЭпИтет – слово, определяющее предмет или действие.

( А волны моря с печальным рёвом о камень бились)

Гип Е рбола – чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета. (В сто сорок солнц закат пылал В июнь катилось лето)  Перифр А за  – замена обычного однословного названия какого-либо предмета описательным выражением. (Лермонтов –автор «Героя нашего времени)  Сравн Е ние – сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить одно из них при помощи другого. (И деревья, как всадники, съехались в нашем саду)
  • Гип Е рбола – чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета.

(В сто сорок солнц закат пылал

В июнь катилось лето)

  • Перифр А за – замена обычного однословного названия какого-либо предмета описательным выражением.

(Лермонтов –автор «Героя нашего времени)

  • Сравн Е ние – сопоставление двух

явлений с тем, чтобы пояснить

одно из них при помощи другого.

(И деревья, как всадники, съехались в нашем саду)

Лит О та – намеренно неправдоподобное художественное преуменьшение изображаемого предмета. (мальчик с пальчик) Аллег О рия – иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного жизненного образа. (в басне «Стрекоза и Муравей» стрекоза –аллегория легкомыслия ) Метон И мия  – замена одного слова или понятия другим, имеющим с первым причинную или иную связь. (Я три тарелки съел) Эвфем И зм – употребление вместо грубого выражения более благозвучного (не врите – не говорите неправду)
  • Лит О та – намеренно неправдоподобное художественное преуменьшение изображаемого предмета.

(мальчик с пальчик)

  • Аллег О рия – иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного жизненного образа.

(в басне «Стрекоза и Муравей»

стрекоза –аллегория легкомыслия )

  • Метон И мия – замена одного слова или понятия другим, имеющим с первым причинную или иную связь.

(Я три тарелки съел)

  • Эвфем И зм – употребление вместо грубого выражения более благозвучного

(не врите – не говорите неправду)

 Син Е кдоха – разновидность метонимии ,при которой название целого заменяется названием его частей (А в двери – бушлаты, шинели, тулупы ), единственное число употребляется вместо множественного (Этой песни прошлогодней Нынче немец не певец).  Ир О ния – едкая, тонкая насмешка .

  • Син Е кдоха – разновидность метонимии ,при которой название целого заменяется названием его частей

(А в двери – бушлаты, шинели, тулупы ), единственное число употребляется вместо множественного

(Этой песни прошлогодней

Нынче немец не певец).

  • Ир О ния – едкая, тонкая насмешка .
 Пар О нимы – слова, схожие по звучанию, но разные по лексическому значению. (компания – кампания)  Фразеолог И змы – устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению. (как рыба в воде)

  • Пар О нимы – слова, схожие по звучанию, но разные по лексическому значению.

(компания – кампания)

Фразеолог И змы устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению.

(как рыба в воде)

Омонимы  – слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению. Диалектизмы – слова, употребляемые жителями той или иной местности. Слова разговорного стиля – это слова, свойственные повседневной, обиходной речи, имеющие признаки непринуждённости и поэтому не всегда уместны в речи книжной. Просторечные слова – слова, характеризующиеся грубоватостью, упрощённостью и служащие обычно для выражения разных отрицательных оценок.
  • Омонимы – слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.
  • Диалектизмы – слова, употребляемые жителями той или иной местности.
  • Слова разговорного стиля – это слова, свойственные повседневной, обиходной речи, имеющие признаки непринуждённости и поэтому не всегда уместны в речи книжной.
  • Просторечные слова – слова, характеризующиеся грубоватостью, упрощённостью и служащие обычно для выражения разных отрицательных оценок.
Профессионализмы  – слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии. Архаизмы  – это устаревшие синонимы современных слов, называющие те понятия, признаки, действия, которые сейчас существуют, но обозначаются другими словами. Устаревшие слова – слова, вышедшие из активного повседневного употребления .
  • Профессионализмы – слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии.
  • Архаизмы – это устаревшие синонимы современных слов, называющие те понятия, признаки, действия, которые сейчас существуют, но обозначаются другими словами.
  • Устаревшие слова – слова, вышедшие из активного повседневного употребления .
Вводные слова – это слова, с помощью которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает. Канцеляризмы  – это слова, словосочетания, грамматические формы и синтаксические конструкции, характерные для официально-делового стиля. Контекстные антонимы – это слова, которые в языке не противопоставлены по значению и являются антонимами только в тексте.
  • Вводные слова – это слова, с помощью которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает.
  • Канцеляризмы – это слова, словосочетания, грамматические формы и синтаксические конструкции, характерные для официально-делового стиля.
  • Контекстные антонимы – это слова, которые в языке не противопоставлены по значению и являются антонимами только в тексте.
АНТОНИМЫ  –СЛОВА ОДНОЙ ЧАСТИ РЕЧИ, НО ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ПО ЛЕКСИЧЕСКОМУ ЗНАЧЕНИЮ .  СИНОНИМЫ – СЛОВА, ВЫРАЖАЮЩИЕ ОДНО И ТО ЖЕ ПОНЯТИЕ, НО В ТО ЖЕ ВРЕМЯ РАЗЛИЧАЮЩИЕСЯ ОТТЕНКАМИ ЗНАЧЕНИЯ:  ПРИЯТЕЛЬ – ДРУГ.  КОНТЕКСТНЫЕ СИНОНИМЫ – СЛОВА, ЯВЛЯЮЩИЕСЯ СИНОНИМАМИ ТОЛЬКО В ДАННОМ ТЕКСТЕ.

АНТОНИМЫ –СЛОВА ОДНОЙ ЧАСТИ РЕЧИ, НО ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ПО ЛЕКСИЧЕСКОМУ ЗНАЧЕНИЮ . СИНОНИМЫ – СЛОВА, ВЫРАЖАЮЩИЕ ОДНО И ТО ЖЕ ПОНЯТИЕ, НО В ТО ЖЕ ВРЕМЯ РАЗЛИЧАЮЩИЕСЯ ОТТЕНКАМИ ЗНАЧЕНИЯ: ПРИЯТЕЛЬ – ДРУГ. КОНТЕКСТНЫЕ СИНОНИМЫ – СЛОВА, ЯВЛЯЮЩИЕСЯ СИНОНИМАМИ ТОЛЬКО В ДАННОМ ТЕКСТЕ.

ан А фора(единоначатие)  – это повторение отдельных слов или оборотов в начале предложения. Антит Е за –резкое противопоставление понятий, характеров, образов, создающее эффект резкого контраста . Восклицательные предложения –выражают эмоциональное отношение автора к описываемому(гнев, иронию, сожаление, радость, восхищение), побуждение к действию . Град А ция – нагнетание или ослабление сравнений, образов, эпитетов, метафор и других ивс художественной речи. инвЕрсия –обратный порядок слов.
  • ан А фора(единоначатие) – это повторение отдельных слов или оборотов в начале предложения.
  • Антит Е за –резкое противопоставление понятий, характеров, образов, создающее эффект резкого контраста .
  • Восклицательные предложения –выражают эмоциональное отношение автора к описываемому(гнев, иронию, сожаление, радость, восхищение), побуждение к действию .
  • Град А ция – нагнетание или ослабление сравнений, образов, эпитетов, метафор и других ивс художественной речи.
  • инвЕрсия –обратный порядок слов.
Многосоюзие (полисиндетон) – намеренный повтор союзов. Бессоюзие (асиндетон )- намеренный пропуск союзов. ПарцеллЯция – приём расчленения фразы на части или даже на отдельные слова. Лексический повтор – сознательное употребление одного и того же слова или сочетания слов с целью усилить значение этого образа, понятия и т.д. Риторический вопрос – вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а для того, чтобы привлечь внимание к тому или иному явлению. Риторическое обращение – подчёркнутое обращение к кому-либо или чему-либо для усиления поэтической выразительности.
  • Многосоюзие (полисиндетон) – намеренный повтор союзов.
  • Бессоюзие (асиндетон )- намеренный пропуск союзов.
  • ПарцеллЯция – приём расчленения фразы на части или даже на отдельные слова.
  • Лексический повтор – сознательное употребление одного и того же слова или сочетания слов с целью усилить значение этого образа, понятия и т.д.
  • Риторический вопрос – вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а для того, чтобы привлечь внимание к тому или иному явлению.
  • Риторическое обращение – подчёркнутое обращение к кому-либо или чему-либо для усиления поэтической выразительности.
Риторическое восклицание – средство создания эмоциональности речи, выражения авторской позиции. Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. Однородные члены предложения – слова, выполняющие одну и ту же синтаксическую функцию, относящиеся к одному слову, отвечающие на один и тот же вопрос, соединены друг с другом сочинительной связью. Умолчание – намеренный отрыв высказывания, передающий эмоциональность, взволнованность речи и предполагающий, что читатель догадается, что именно осталось невысказанным.
  • Риторическое восклицание – средство создания эмоциональности речи, выражения авторской позиции.
  • Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений.
  • Однородные члены предложения – слова, выполняющие одну и ту же синтаксическую функцию, относящиеся к одному слову, отвечающие на один и тот же вопрос, соединены друг с другом сочинительной связью.
  • Умолчание – намеренный отрыв высказывания, передающий эмоциональность, взволнованность речи и предполагающий, что читатель догадается, что именно осталось невысказанным.
Эпифора – одинаковая концовка нескольких предложений, усиливающая значение образа , понятия ит.д. Эллипсис  – пропуск какого-либо подразумеваемого члена предложения

Эпифора – одинаковая концовка нескольких предложений, усиливающая значение образа , понятия ит.д.

Эллипсис – пропуск какого-либо подразумеваемого члена предложения


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!