Просмотр содержимого документа
«Презентация -средства выразительности»
- Мет А фора – скрытое сравнение, основанное на сходстве между далёкими явлениями и предметами. В основе всякой метафоры лежит неназванное сравнение одних предметов с другим и, имеющими общий признак.
- Олицетвор Е ние – перенос признака осуществляется с живого предмета на неживой.
- Окс Ю морон – сочетание противоположных, противоречащих друг другу по значению слов в одном художественном образе. ( горячий снег; пышное природы увяданье )
- ЭпИтет – слово, определяющее предмет или действие.
( А волны моря с печальным рёвом о камень бились)
- Гип Е рбола – чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета.
(В сто сорок солнц закат пылал
В июнь катилось лето)
- Перифр А за – замена обычного однословного названия какого-либо предмета описательным выражением.
(Лермонтов –автор «Героя нашего времени)
- Сравн Е ние – сопоставление двух
явлений с тем, чтобы пояснить
одно из них при помощи другого.
(И деревья, как всадники, съехались в нашем саду)
- Лит О та – намеренно неправдоподобное художественное преуменьшение изображаемого предмета.
(мальчик с пальчик)
- Аллег О рия – иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного жизненного образа.
(в басне «Стрекоза и Муравей»
стрекоза –аллегория легкомыслия )
- Метон И мия – замена одного слова или понятия другим, имеющим с первым причинную или иную связь.
(Я три тарелки съел)
- Эвфем И зм – употребление вместо грубого выражения более благозвучного
(не врите – не говорите неправду)
- Син Е кдоха – разновидность метонимии ,при которой название целого заменяется названием его частей
(А в двери – бушлаты, шинели, тулупы ), единственное число употребляется вместо множественного
(Этой песни прошлогодней
Нынче немец не певец).
- Ир О ния – едкая, тонкая насмешка .
- Пар О нимы – слова, схожие по звучанию, но разные по лексическому значению.
(компания – кампания)
Фразеолог И змы – устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению.
(как рыба в воде)
- Омонимы – слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.
- Диалектизмы – слова, употребляемые жителями той или иной местности.
- Слова разговорного стиля – это слова, свойственные повседневной, обиходной речи, имеющие признаки непринуждённости и поэтому не всегда уместны в речи книжной.
- Просторечные слова – слова, характеризующиеся грубоватостью, упрощённостью и служащие обычно для выражения разных отрицательных оценок.
- Профессионализмы – слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии.
- Архаизмы – это устаревшие синонимы современных слов, называющие те понятия, признаки, действия, которые сейчас существуют, но обозначаются другими словами.
- Устаревшие слова – слова, вышедшие из активного повседневного употребления .
- Вводные слова – это слова, с помощью которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает.
- Канцеляризмы – это слова, словосочетания, грамматические формы и синтаксические конструкции, характерные для официально-делового стиля.
- Контекстные антонимы – это слова, которые в языке не противопоставлены по значению и являются антонимами только в тексте.
АНТОНИМЫ –СЛОВА ОДНОЙ ЧАСТИ РЕЧИ, НО ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ПО ЛЕКСИЧЕСКОМУ ЗНАЧЕНИЮ . СИНОНИМЫ – СЛОВА, ВЫРАЖАЮЩИЕ ОДНО И ТО ЖЕ ПОНЯТИЕ, НО В ТО ЖЕ ВРЕМЯ РАЗЛИЧАЮЩИЕСЯ ОТТЕНКАМИ ЗНАЧЕНИЯ: ПРИЯТЕЛЬ – ДРУГ. КОНТЕКСТНЫЕ СИНОНИМЫ – СЛОВА, ЯВЛЯЮЩИЕСЯ СИНОНИМАМИ ТОЛЬКО В ДАННОМ ТЕКСТЕ.
- ан А фора(единоначатие) – это повторение отдельных слов или оборотов в начале предложения.
- Антит Е за –резкое противопоставление понятий, характеров, образов, создающее эффект резкого контраста .
- Восклицательные предложения –выражают эмоциональное отношение автора к описываемому(гнев, иронию, сожаление, радость, восхищение), побуждение к действию .
- Град А ция – нагнетание или ослабление сравнений, образов, эпитетов, метафор и других ивс художественной речи.
- инвЕрсия –обратный порядок слов.
- Многосоюзие (полисиндетон) – намеренный повтор союзов.
- Бессоюзие (асиндетон )- намеренный пропуск союзов.
- ПарцеллЯция – приём расчленения фразы на части или даже на отдельные слова.
- Лексический повтор – сознательное употребление одного и того же слова или сочетания слов с целью усилить значение этого образа, понятия и т.д.
- Риторический вопрос – вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а для того, чтобы привлечь внимание к тому или иному явлению.
- Риторическое обращение – подчёркнутое обращение к кому-либо или чему-либо для усиления поэтической выразительности.
- Риторическое восклицание – средство создания эмоциональности речи, выражения авторской позиции.
- Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений.
- Однородные члены предложения – слова, выполняющие одну и ту же синтаксическую функцию, относящиеся к одному слову, отвечающие на один и тот же вопрос, соединены друг с другом сочинительной связью.
- Умолчание – намеренный отрыв высказывания, передающий эмоциональность, взволнованность речи и предполагающий, что читатель догадается, что именно осталось невысказанным.
Эпифора – одинаковая концовка нескольких предложений, усиливающая значение образа , понятия ит.д.
Эллипсис – пропуск какого-либо подразумеваемого члена предложения