"Речевая коммуникация и речевое поведение педагога"
Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности педагогов ДОУ.
Задачи: Уточнить и закрепить знания педагогов культурных и методических требований к речи педагога; Совершенствовать качество языкового оформления высказываний с использованием основных языковых норм; Способствовать формированию профессиональной коммуникативной компетентности педагогов.
Людмила Михайловна Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает "не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи".
К компонентам профессиональной речи педагога относятся:
- качество языкового оформления речи;
- ценностно-личностные установки педагога;
- коммуникативная компетентность;
- четкий отбор информации для создания высказывания;
- ориентация на процесс непосредственной коммуникации.
Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:
Правильность
Точность
Уместность
Логичность
Богатство
Чистота
Выразительность
Недостатки в речи педагогов:
• нечёткое артикулирование звуков в процессе речи;
• побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как пишутся («что» вместо «што»; «его» вместо «ево») ;
• произнесение слов с акцентом или с характерными особенностями местного говора;
• неправильное ударение в словах;
• монотонная речь, при которой у детей резко снижается интерес к содержанию высказывания;
• ускоренный темп речи, что очень затрудняет понимание речи детьми;
• многословие, наслоение лишних фраз, деталей;
• насыщение речи сложными грамматическими конструкциями и оборотами;
• использование просторечий и диалектизмов, устаревших слов;
• частое неоправданное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами («Танечка, вымой ручки! », «Катенька, убери чашечку со столика! ») ;
• засоренность речи словами – паразитами (ну, вот, так сказать и т. д.) ;
• копирование речи малышей, «сюсюканье»;
• использование в речи слов, непонятных детям, без уточнения их значения и т. д.
К речи педагога предъявляются следующие требования:
• правильно произносить все звуки родного языка;
• чётко произносить и артикулировать звуки, ясно проговаривать окончания слов и каждое слово во фразе;
• строго придерживаться в речи орфоэпических норм правильно ставить ударения в словах;
• использовать средства интонационной выразительности речи (силу голоса, ритм, темп, логические ударения, паузы) ;
• в общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкости;
• связно, в доступной форме передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции с учётом возраста ребёнка и уровня его речевого развития;
• использовать в разговоре с детьми и персоналом доброжелательный тон.
Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:
Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения, а также нормы образования и изменения слов.
Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.
1. Грамматическая правильность.
- Проспрягать глаголы: бежать, хотеть:
- Определить род существительных и употребить слово в правильной форме:
Хотеть.1 л. - ед.ч. - хочу, мн.ч - хотим.
2 л. - ед.ч. - хочешь, мн.ч - хотите.
3 л. - ед.ч. - хочет, мн.ч. - хотят.
Бежать.
1.л.- ед.ч. -бегу, мн.ч. - бежим.
2 л. - ед.ч. - бежишь, мн.ч - бежите.
3 л. - ед.ч. - бежит, мн.ч. - бегут.
Окна занавешены (тюль)
Лицо скрыто (вуаль)
Вымою голову (шампунь)
Голова покрыта (шаль)
тюлем
вуалью
шампунем
шалью
- Закончите предложения, употребив существительное в правильной форме:
колен .
Я встала, сняв ребенка с (колени).
В саду много (яблоня, вишня, смородина).
Карантин по гриппу продолжался 22 (сутки).
Я купила весь садовый инвентарь, кроме (грабли).
яблонь, вишен, смородины
двадцать двое суток
грабель
Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:
Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения, а также нормы образования и изменения слов.
Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.
2. Орфоэпическая правильность.
- Расставить ударение и прочесть слова:
звонят
красивее
баловать
балуешь
эксперт
свёкла
обеспечение.
- Правильно употребить слова в родительном падеже единственного числа:
бант
бинт
герб
гуляш
гусь
торт
ясли
звон я т
крас и вее
банта
бинта
герба
гуляша
гуся
торта
яслей
балов а ть
бал у ешь
эксп е рт
св ё кла
обесп е чение
- Правильно употребить слова в винительном падеже единственного числа:
доска,
река,
щека,
борода,
стена,
борона.
доску
реку
щеку
бороду
стену
борону
Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:
Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения, а также нормы образования и изменения слов.
Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.
3. Пословицы и поговорки (Исправьте ошибки в пословицах).
1 команда
После драки много хромых.
Одна голова – хорошо, а две – некрасиво.
Не откладывай на завтра то, что можно сделать послезавтра.
Пришел, увидел, купил.
У каждого своя голова на шее.
(Храбрых)
(Лучше)
(Сегодня)
(Победил)
(Плечах)
2 команда
Мало хотеть – надо клянчить.
Землю красит солнце, а человека – парикмахер.
Бесплатный сыр бывает только у мышки ловкой.
Испокон века телевизор растит человека.
(Уметь)
(Труд)
(В мышеловке)
(Книга)
Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:
Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения, а также нормы образования и изменения слов.
Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.
4. Инсценировка пословиц
У страха глаза велики.
Пуганая ворона куста боится.
У нашего Трошки задрожали ножки.
Прячется, как лягушка в камышах.
5. Современные слова
- Подберите синонимы к словам:
бесит, прикольно, невероятный, восхищение, красивый, круто.
Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:
Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения, а также нормы образования и изменения слов.
Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежи�