Primum non nocere! НЕ НАВРЕДИ!
Учитель. Педагог. Преподаватель.
- Статистика. Страшные цифры.
- Кому может навредить педагог?
- Чем может навредить педагог?
- Dura lex, sed lex.
- Кодекс педагогической этики.
ТОП-10 стран по количеству самоубийств на 100 000 человек населения в 2021 году:
Статистика. Страшные цифры.
Рост суицидов среди несовершеннолетних
В 1 пол-и 2021 года - 3064 попытки самоубийств и завершённых суицида.
В 2020 году – 2146 .
Рост 30%.
данные Единой межведомственной информационной системы
№
Страна
1
2
2021*
Литва
Россия
31.9
3
31.0
Гайана
4
Корея
5
29.2
26.9
Беларусь
6
Суринам
7
26.2
8
Казахстан
22.8
Украина
22.5
9
22.4
Лесото
10
Латвия
21.2
21.2
20% детских самоубийств приходится на май – время сдачи Государственной итоговой аттестации (ОГЭ и ЕГЭ).
Статистика. Страшные цифры.
По мнению экспертов, в большинстве случаев суицид становится для детей способом импульсивной эмоциональной разрядки из-за двойного воздействия со стороны родителей и учебных заведений .
«Проблема мне видится том, что сейчас все больше и больше требований к детям со стороны образовательных учреждений. Повышаются требования и со стороны родителей. Дети могут страдать годами, в то время как до этого нет никому дела», — подчеркнул детский суицидолог Центра экстренной психологической помощи Геннадий Банников.
Статистика. Страшные цифры.
Статистика ВПТ
- На психологическом учёте – 21% (в зоне психоэмоционального и поведенческого риска)
- 14% - лёгкая форма депрессивного состояния.
- 2 пол-е 2022 - 9% - субдепрессия (тяжёлая форма, работа с психоневрологом)
- 2018-2019-2020 – 1-2%
- Регулярное осенне-весеннее обострение .
(По результатам тестирования «Шкала депрессии Цунга»)
Кому может навредить педагог?
Готовы ли вы работать так,
чтобы не навредить ребёнку?
Основные проблемы:
- осознание самого себя;
- межличностные отношения и профессиональный выбор;
- образ взрослого оказывает влияние на формирование ценностно-смысловых ориентаций;
- важность мнения других делает подростков сверхчувствительными ко всей сфере отношений.
Подростковый возраст — важнейший и труднейший период в становлении человека. Именно в это время формируются:
- нравственные ценности;
- жизненные перспективы;
- происходит осознание себя, собственных возможностей, способностей, интересов.
СВОЯ КАРТИНА МИРА
Кому может навредить педагог?
Готовы ли вы работать так,
чтобы не навредить себе?
В результате на учительницу, поставившую двойку, завели уголовное дело по факту доведения до самоубийства:
-наказание в виде 15 лет тюрьмы;
- лишение права вести преподавательскую деятельность на срок до 10 лет.
«Ноябрь, 2018 год. Московский школьник. По данным сайта СК РФ, семиклассник отлично справлялся со всеми дисциплинами в школе, однако не смог выучить стихи и впал в отчаяние.
Не ответив на уроке и получив неудовлетворительную оценку, он пришёл домой после занятий и покончил с собой».
Чем может навредить педагог?
- Невежеством.
- Необъективной оценкой.
- Не погаси интерес.
- Грубостью.
- Насмешкой.
- Учит всех одинаково.
- Адаптивным обучением.
- Личной неприязнью.
Dura lex, sed lex.
Нормативные документы:
- Закон об образовании
- Конвенция о правах ребенка
- Декларация прав ребенка
- Концепция модернизации российского образования
- Государственные образовательные стандарты
- СанПиН
- Локальные акты и положения
Dura lex, sed lex.
Профессиональный стандарт педагога:
- Профессиональный стандарт — документ, устанавливающий требования к образованию, опыту работы и личным качествам представителя конкретной профессии.
- Абсолютно все профессиональные стандарты разрабатываются по единому шаблону, утвержденному приказом Минтруда России №147н от 12.04.2013г.
Dura lex, sed lex.
Часть первая: обучение
Часть вторая: воспитательная работа
Педагог должен:
- Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности.
- Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды.
- Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их.
Dura lex, sed lex.
Часть вторая: воспитательная работа
Педагог должен:
- Уметь находить (обнаруживать) ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание учащимися.
- Уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка(культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).
- Уметь защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях.
Dura lex, sed lex.
Часть третья: развитие
- Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку.
- Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития.
- Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами.
- Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.
Dura lex, sed lex.
Часть третья: развитие
- Знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей учащихся.
- Владение элементарными приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся, осуществление совместно с психологом мониторинга личностных характеристик ребенка.
- Умение (совместно с психологом и другими специалистами) составить психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности учащегося.
Dura lex, sed lex.
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ
- Вести себя достойно, соблюдать этические нормы поведения, быть внимательным и вежливым с учениками, родителями и членами коллектива школы. Быть нравственным примером учеников.
(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.п.1,6)
- Уважать личность ребенка, его человеческое достоинство.
(Конвенция о правах ребенка, ст.ст.2,12-17,19)
- Уважать права учащихся на выражение мнений и убеждений.
(Конвенция о правах ребенка, ст.ст.12,13)
Dura lex, sed lex.
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ
- Поддерживать дисциплину на основе уважения человеческого достоинства учащихся методами, исключающими физическое и психическое насилие по отношению к ученикам.
- (Конвенция о правах ребенка, ст.19, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.57, Закон РФ «Об образовании», ст.15. п.6)
Dura lex, sed lex.
УЧИТЕЛЬ ОБЯЗАН
- Оценивать ответ учащегося, а не его личность.
- (Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.65)
- Стараться найти положительные моменты в работе каждого учащегося.
- Принимать меры предосторожности для предупреждения несчастных случаев с учащимися. Нести ответственность за жизнь и здоровье учащихся во время урока.
- (Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.69)
Dura lex, sed lex.
УЧИТЕЛЮ ЗАПРЕЩЕНО
- Применять к учащемуся меры физического и психического насилия.
(Закон РФ «Об образовании», ст.15.п.6, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.57)
- Опаздывать на урок (Трудовой кодекс РФ, ст.21)
- Выгонять ученика с урока (Конституция РФ, ст.43)
- Выставлять в журнал оценку не за ответ, а за поведение учащегося (Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.65)
Dura lex, sed lex.
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников
Педагогические работники обязаны:
- соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;
- уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;
- учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;
Кодекс педагогической этики. Каким должен быть учитель?
Нормативные требования педагогической этики
Профессиональная этика
Педагогическая этика
кодекс поведения, обеспечивающий нравственный характер тех взаимоотношений между людьми, которые возникают в процессе из их профессиональной деятельности
изучает особенности этической морали, выясняет специфику реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает её функции, специфику содержания принципов, этических категорий и правил.
Кодекс педагогической этики. Каким должен быть учитель?
Совокупность нравственных требований + принципы и нормы педагогической морали
- Педагогическая мораль;
- Педагогическая справедливость;
- Педагогический долг;
- Педагогическая честь;
- Педагогический авторитет;
- Педагогическое сознание;
- Педагогический такт
«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»
«Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения»