СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Не навреди"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация подготовлена для сопровождения доклада по одноимённой теме на ИМС и рассматривает следующие моменты: Статистика. Страшные цифры; Кому может навредить педагог?; Чем может навредить педагог?;Dura lex, sed lex; Кодекс педагогической этики.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Не навреди"»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Воркутинский политехнический техникум»








ДОКЛАД

«Не навреди»

















Докладчик: О.С. Полуян, преподаватель












Воркута

2022


План выступления и краткое содержание

(при сопровождении презентации)



  1. Статистика. Страшные цифры (слайды 1,2,3,4,5).

ТОП-10 стран по количеству самоубийств на 100 000 человек населения в 2021 году: высокий уровень наблюдается в странах Восточной Европы (Россия, Украина, Беларусь, страны Балтии, скандинавские страны (кроме Норвегии), а также центрально-европейские страны (Германия, Швейцария, Австрия).

Страна

2021*

1

Литва

31.9

2

Россия

31.0

3

Гайана

29.2

4

Корея

26.9

5

Беларусь

26.2

6

Суринам

22.8

7

Казахстан

22.5

8

Украина

22.4

9

Лесото

21.2

10

Латвия

21.2



Наблюдается и рост суицидов среди несовершеннолетних. За первое полугодие 2021 года в стране было зафиксировано 3064 попытки самоубийств и завершённых суицида. Это на 30 процента больше, чем в 2020 году, когда произошло 2146 самоубийств и попыток их совершить. Примечательно, что 20% детских самоубийств приходится на май – время сдачи Государственной итоговой аттестации (ОГЭ и ЕГЭ). Таковы данные Единой межведомственной информационной системы.

По мнению экспертов, в большинстве случаев суицид становится для детей способом импульсивной эмоциональной разрядки из-за двойного воздействия со стороны родителей и учебных заведений. Такого мнения придерживается детский суицидолог Центра экстренной психологической помощи Геннадий Банников.

«Проблема мне видится том, что сейчас все больше и больше требований к детям со стороны образовательных учреждений. Повышаются требования и со стороны родителей, которые хотят от подростков того, что они зачастую сделать не могут — даже на физиологическом уровне. Например, с самого раннего возраста уже начинают отдавать их в секции и кружки, которые дают большую нагрузку», — рассказал он «Газете.Ru».

Общей тенденцией для всей страны является низкая выявляемость тревожно-депрессивных состояний, с которыми сталкиваются многие подростки, подчеркнул эксперт. Чаще всего дети страдают от депрессии, однако сами не понимают своё состояние и не могут обратиться за помощью, так как боятся встретить непонимание.

Статистика ВПТ.

  1. На психологическом учёте – 21% (в зоне психоэмоционального и поведенческого риска)

  2. 14% - лёгкая форма депрессивного состояния.

  1. 2 пол-е 2022 - 9% - субдепрессия (тяжёлая форма, работа с психоневрологом)

  2. 2018-2019-2020 – 1-2%

  3. Регулярное осенне-весеннее обострение.


(По результатам тестирования «Шкала депрессии Цунга»


2.Кому может навредить педагог? (слайды 6,7).

Подростковый возраст — важнейший период и, в каком-то смысле труднейший в становлении человека. Именно в это время формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, общение со сверстниками становится более интенсивным.

У подростков оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее. Основные проблемы, с которыми сталкиваются подростки, лежат в области осознания самого себя (какой я?), сфере межличностных отношений и профессионального выбора. Мнения других становятся крайнее важными для построения образа Я. Сверстники помогают научиться межличностным отношениям дружбы и любви, а образ близкого взрослого оказывает влияние на формирование ценностно-смысловых ориентаций. Важность мнения других делает подростков сверхчувствительными ко всей сфере отношений, и к интимно-личностным, и более широким социальным отношениям, определяющим смыслы их существования.

Когда у подростка проблемы с построением образа Я и личностными смыслами, формируются патологические свойства личности.

Покончить с собой в ноябре 2018 года также решил московский школьник. По данным сайта СК РФ, семиклассник отлично справлялся со всеми дисциплинами в школе, однако не смог выучить стихи и впал в отчаяние. Не ответив на уроке и получив неудовлетворительную оценку, он пришёл домой после занятий и покончил с собой.

В результате трагедии уголовное дело по факту доведения до самоубийства завели на учительницу, поставившую ребенку двойку. Статья предусматривает максимальное наказание в виде 15 лет тюрьмы. Педагогу также грозит лишение права вести преподавательскую деятельность на срок до 10 лет.


3.Чем может навредить педагог? (слайд 8)

1. Невежеством. Знай хорошо свой предмет. Педагогу может не хватать профессиональных знаний неправильно научит решать задачки, это подведёт на зачёте или экзамене.

2. Своей необъективной оценкой – развить комплекс неполноценности, обидеть. Насколько же многолики эти обиды…

3. Не погаси огонёк интереса. Неинтересно преподаёшь – и ребёнок перестаёт учиться, у него пропадает интерес, а интерес – это основа воспитания и образования. Если у ребёнка нет интереса – научить уже невозможно.

4. Грубостью – кричит, обижает – ученик будет бояться: молчать или будет протестовать (хамить).

5. Насмешкой. А если уж оскорбит…Наделит скорбью, как считали наши предки.

6. Учит всех одинаково, в одном темпе, с одинаковыми заданиями. Если всех учить одинаково, то кому-то не догнать, кто отстал, не понял и наоборот. Страдают все.

7. Адаптивным обучением – если педагог не учит добывать знания, а учит пользоваться уже готовой информацией. Это вред для ребёнка, который не провоцируется на деятельность, которого не провоцируют на развитие.

Адаптация – это способность пользоваться тем, что уже есть. Система образования сразу его перегружает сложным. Этим вызывается запредельное торможение, ребёнок отчуждается от предмета. Ребёнок не провоцируется на деятельность.

8. Личной неприязнью. Есть такой механизм: если педагог ребёнку не нравится, ребёнок не способен усвоить информацию от этого человека.

Мы постигаем профессию педагога эмпирическим путём. Выстраиваем правила для себя в соответствии со своими этическими нормами, профессиональными знаниями, опытом. Но эти правила написаны и в официальных документах.



4.Dura lex, sed lex. (слайды 9 – 19)

Выдержки из законов по части воспитательной работы и развития:

  1. Профессиональный стандарт "ПЕДАГОГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ" от 8 сентября 2015.

  2. Профессиональный стандарт ПЕДАГОГ (ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ДОШКОЛЬНОГО, НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ) (ВОСПИТАТЕЛЬ, УЧИТЕЛЬ)" от 18 октября 2013 г.

  3. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ.

  4. Рекомендации ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей».

  5. Конвенция о правах ребенка.

  6. Закон РФ «Об образовании».

  7. Трудовой кодекс РФ.

  8. Трудовой кодекс РФ.

  9. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ. Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников.

  10. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».



5.Кодекс педагогической этики. (слайды 20 – 22)

Совокупность нравственных требований, принципов и норм педагогической морали.

Педагогическая мораль. Признаёт такие нормы взаимоотношений между воспитателями и воспитуемыми (учениками), которые способствуют: развитию творческой личности; формированию человека, обладающего чувством собственного достоинства.

Педагогическая справедливость. Достоинство людей Права людей Обязанности людей , общественное признание

Педагогический долг. Глубокое осознание своего отношения к выбранной профессии

Педагогическая честь - особую требовательность к себе, стремление к пополнению профессиональных знаний и повышению педагогического мастерства, необходимость уважительного и требовательного отношения к учащимся и их родителям, умение разрешать сложные конфликты профессиональной деятельности.

Педагогический авторитет - это моральный статус педагога в коллективе учащихся и коллег, своеобразная форма дисциплины, при которой авторитетный и уважаемый педагог регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения

Педагогическое сознание - рассматривается как осознание (понимание и принятие) педагогом норм своего поведения, характера взаимоотношений в обществе и ценности качеств человеческой личности, что закрепляется во взглядах, представлениях, чувствах и привычках.

Педагогический такт - выступает реализацией педагогической морали и деятельности педагога, в которой совпадают мысль и действие:

    • уважительное отношение к личности

    • высокую требовательность

    • умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему

    • уравновешенность и самообладание

    • деловой тон в отношениях

    • принципиальность

    • внимательность и чуткость по отношению к людям и т.д.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!