СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация курса "Такие разные дети". Занятие 3.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация курса "Такие разные дети". Занятие 3.»

Занятие для педагогов, психологов и классных руководителей в рамках окружного семинара «Такие разные дети»  «Дети и родители».

Занятие для педагогов, психологов и классных руководителей

в рамках окружного семинара «Такие разные дети»

«Дети и родители».

 Основные вопросы:

Основные вопросы:

  Продолжи фразу: «Семья – это…», «Родитель…».

Продолжи фразу:

«Семья – это…»,

«Родитель…».

 «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности ребёнка уже в младенческом возрасте» (закон «Об образовании» РФ).

«Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности ребёнка уже в младенческом возрасте» (закон «Об образовании» РФ).

Упражнение  «Такая разная родительская любовь…» «Я твой начальник, а ты мой подчиненный»; «Слушайся, слушайся, слушайся»;  «Ты хоть что-нибудь можешь сделать толково или у тебя руки не оттуда растут?»;  «Ты такая замечательная девочка, и умница, и красавица, но характер у тебя... Не завидую тому, кто будет иметь несчастье на тебе жениться»; «Нет, не может быть, чтобы это нарисовала ты»; «О чем ты думала, когда это делала?»; «Ах ты, тупица!»;

Упражнение «Такая разная родительская любовь…»

  • «Я твой начальник, а ты мой подчиненный»;
  • «Слушайся, слушайся, слушайся»;
  • «Ты хоть что-нибудь можешь сделать толково или у тебя руки не оттуда растут?»;
  • «Ты такая замечательная девочка, и умница, и красавица, но характер у тебя... Не завидую тому, кто будет иметь несчастье на тебе жениться»;
  • «Нет, не может быть, чтобы это нарисовала ты»;
  • «О чем ты думала, когда это делала?»;
  • «Ах ты, тупица!»;
«Я не могу поверить, что это сделала ты»; «Ты никогда ничего не можешь сделать так, как следует!»; «Сколько раз я говорила тебе, что этого нельзя делать»; «Ну и что ты думаешь о своем поведении?»; «Ты — папуля номер два. Такая же, как и он, неряха!»; «Сядь прямо, перестань грызть ногти»; «Мы тебе дали все, а ты неблагодарный...»; «Разве ты не видишь, что папа устал, не приставай»; «Мне действительно очень нравится, как ты это сделал»; «Это свидетельствует, как много труда ты вложила»; «Я понимаю твое огорчение, потому что знаю, как ты старался»; «Я так горжусь тобой!»; «Ты и вправду оказываешь мне огромную помощь»; «Я действительно уважаю твое мнение».
  • «Я не могу поверить, что это сделала ты»;
  • «Ты никогда ничего не можешь сделать так, как следует!»;
  • «Сколько раз я говорила тебе, что этого нельзя делать»;
  • «Ну и что ты думаешь о своем поведении?»;
  • «Ты — папуля номер два. Такая же, как и он, неряха!»;
  • «Сядь прямо, перестань грызть ногти»;
  • «Мы тебе дали все, а ты неблагодарный...»;
  • «Разве ты не видишь, что папа устал, не приставай»;
  • «Мне действительно очень нравится, как ты это сделал»;
  • «Это свидетельствует, как много труда ты вложила»;
  • «Я понимаю твое огорчение, потому что знаю, как ты старался»;
  • «Я так горжусь тобой!»;
  • «Ты и вправду оказываешь мне огромную помощь»;
  • «Я действительно уважаю твое мнение».
Типы поведения родителей в процессе взаимодействия со школой: Требовательный родитель Критикующие родители Гиперопекающие родители (сверхопекающие) Отстранённые родители Ответственные родители

Типы поведения родителей в процессе взаимодействия со школой:

  • Требовательный родитель
  • Критикующие родители
  • Гиперопекающие родители (сверхопекающие)
  • Отстранённые родители
  • Ответственные родители
 Негативные особенности в отношениях, наблюдающихся у родителей  по отношению к детям:   сензитивность - повышенная эмоциональная чувствительность, склонность все близко принимать к сердцу, легко расстраиваться и волноваться; аффективность - эмоциональная возбудимость или неустойчивость настроения, чаще в сторону его снижения; тревожность - склонность к беспокойству, недостаточная внутренняя согласованность чувств и желаний или противоречивость личности в целом, обусловленная сочетанием трех предшествующих и трех последующих характеристик;

Негативные особенности в отношениях, наблюдающихся у родителей по отношению к детям:

  • сензитивность - повышенная эмоциональная чувствительность, склонность все близко принимать к сердцу, легко расстраиваться и волноваться;
  • аффективность - эмоциональная возбудимость или неустойчивость настроения, чаще в сторону его снижения;
  • тревожность - склонность к беспокойству, недостаточная внутренняя согласованность чувств и желаний или противоречивость личности в целом, обусловленная сочетанием трех предшествующих и трех последующих характеристик;

 Негативные особенности в отношениях, наблюдающихся у родителей  по отношению к детям:   доминантность - стремление играть значимую, ведущую роль в отношениях с окружающими; эгоцентричность - фиксация на своей точке зрения, отсутствие гибкости суждений; гиперсоциальность - повышенная принципиальность, утрированное чувство долга, трудность компромиссов.

Негативные особенности в отношениях, наблюдающихся у родителей по отношению к детям:

  • доминантность - стремление играть значимую, ведущую роль в отношениях с окружающими;
  • эгоцентричность - фиксация на своей точке зрения, отсутствие гибкости суждений;
  • гиперсоциальность - повышенная принципиальность, утрированное чувство долга, трудность компромиссов.
Захаров А.И. выделяет следующие психологические образы матерей, дети которых страдают неврозами и психологическими проблемами: «Царевна Несмеяна» «Снежная королева» «Спящая красавица» «Унтер-Пришибеев» «Суматошная мать» «Наседка» «Вечный ребенок»

Захаров А.И. выделяет следующие психологические образы матерей, дети которых страдают неврозами и психологическими проблемами:

  • «Царевна Несмеяна»
  • «Снежная королева»
  • «Спящая красавица»
  • «Унтер-Пришибеев»
  • «Суматошная мать»
  • «Наседка»
  • «Вечный ребенок»

 Часто причинами неэффективного родительского отношения являются:   педагогическая и психологическая неграмотность родителей; ригидные стереотипы воспитания; личностные проблемы и особенности родителя, вносимые в общение с ребенком; влияние особенностей общения в семье на отношения родителя с ребенком; эмоциональное непринятие (отвержение) ребенка родителями.

Часто причинами неэффективного родительского отношения являются:

  • педагогическая и психологическая неграмотность родителей;
  • ригидные стереотипы воспитания;
  • личностные проблемы и особенности родителя, вносимые в общение с ребенком;
  • влияние особенностей общения в семье на отношения родителя с ребенком;
  • эмоциональное непринятие (отвержение) ребенка родителями.

Типы неадекватного поведения родителей по отношению к своим детям (по А.И. Захарову)   1. Гиперпротекция  доминирующая и потворствующая; 2. Гипопротекция скрытая; 3. Повышенная моральная ответственность; 4. Эмоциональное отвержение; 5. Жестокое обращение; 6. Воспитание в культе болезни; 7. Противоречивое воспитание.

Типы неадекватного поведения родителей по отношению к своим детям (по А.И. Захарову)

1. Гиперпротекция  доминирующая и потворствующая;

2. Гипопротекция скрытая;

3. Повышенная моральная ответственность;

4. Эмоциональное отвержение;

5. Жестокое обращение;

6. Воспитание в культе болезни;

7. Противоречивое воспитание.

 Вопросы для обсуждения ситуаций:   Что происходит в этих ситуациях? В чём сходства и отличия этих ситуаций? Что делать педагогу, столкнувшись с такой моделью детско – родительских отношений? К чему могут привести такие ситуации?

Вопросы для обсуждения ситуаций:

  • Что происходит в этих ситуациях?
  • В чём сходства и отличия этих ситуаций?
  • Что делать педагогу, столкнувшись с такой моделью детско – родительских отношений?
  • К чему могут привести такие ситуации?

  « Детско – родительские отношения и их проекция на школьную жизнь ребёнка»

« Детско – родительские отношения

и их проекция

на школьную жизнь ребёнка»

  Проекция (от латинского projection – «бросание вперёд») – механизм психологической защиты, в результате которого внутреннее ошибочно воспринимается как приходящее извне.  Человек приписывает кому – то или чему – то собственные мысли, чувства, мотивы, черты характера, полагая, что он воспринял что – то приходящее извне, а не изнутри самого себя.  Проекция – это общий психологический механизм, с помощью которого субъективные содержания переносятся на объект.

Проекция (от латинского projection – «бросание вперёд») – механизм психологической защиты, в результате которого внутреннее ошибочно воспринимается как приходящее извне.

Человек приписывает кому – то или чему – то собственные мысли, чувства, мотивы, черты характера, полагая, что он воспринял что – то приходящее извне, а не изнутри самого себя.

Проекция – это общий психологический механизм, с помощью которого субъективные содержания переносятся на объект.

  «Ты должен работать хирургом, мы этого хотим, а твоя музыка тебе денег не принесет!» = «Я хочу, чтобы ты стал врачом, потому что я сам хочу им быть, но уже не имею такой возможности».

«Ты должен работать хирургом, мы этого хотим, а твоя музыка тебе денег не принесет!» = «Я хочу, чтобы ты стал врачом, потому что я сам хочу им быть, но уже не имею такой возможности».

Упражнение «Давно забытые чувства» Постарайтесь вспомнить какую - либо ситуацию из своего детства, вызвавшую в прошлом негативные эмоции. Поработайте с этой ситуацией по следующей схеме: 1. Вспомните детали возникновения данной ситуации; 2. Оцените свои чувства на момент проживания ситуации по 10-ти бальной шкале; 3. Опишите подробно свои эмоции и чувства; 4. Опишите данную ситуацию с негативной, а затем с положительной стороны; 5. Подумайте, за что, Вы могли бы быть благодарны данной ситуации; 6. Подумайте и напишите, как данная ситуация повлияла на Вашу жизнь.

Упражнение «Давно забытые чувства»

Постарайтесь вспомнить какую - либо ситуацию из своего детства, вызвавшую в прошлом негативные эмоции. Поработайте с этой ситуацией по следующей схеме:

1. Вспомните детали возникновения данной ситуации;

2. Оцените свои чувства на момент проживания ситуации по 10-ти бальной шкале;

3. Опишите подробно свои эмоции и чувства;

4. Опишите данную ситуацию с негативной, а затем с положительной стороны;

5. Подумайте, за что, Вы могли бы быть благодарны данной ситуации;

6. Подумайте и напишите, как данная ситуация повлияла на Вашу жизнь.

  «Родительский перенос»

«Родительский перенос»

   Перенос – феномен в психодинамической психологии, заключающийся в бессознательном перемещении ранее пережитых (особенно в детстве) чувств и отношений, проявляющихся к одному лицу, совсем на другое лицо.

Перенос – феномен в психодинамической психологии, заключающийся в бессознательном перемещении ранее пережитых (особенно в детстве) чувств и отношений, проявляющихся к одному лицу, совсем на другое лицо.

Упражнение «Шкатулка мудрости»  «Как грамотно выстроить траекторию взаимодействия учитель – ученик – родитель?»

Упражнение «Шкатулка мудрости»

«Как грамотно выстроить траекторию взаимодействия учитель – ученик – родитель?»

 «Взаимодействие учитель – ученик – родитель».  «Формы и методы работы с родителями учащихся в рамках безопасности образовательной среды»

«Взаимодействие

учитель – ученик – родитель».

«Формы и методы работы с родителями учащихся в рамках безопасности образовательной среды»

Педагогический союз учителя и родителей – могучая воспитательная сила.  «Без семьи мы – я имею в виду школу – были бы бессильны» (В.А. Сухомлинский).

Педагогический союз учителя и родителей – могучая воспитательная сила.

«Без семьи мы – я имею в виду школу – были бы бессильны» (В.А. Сухомлинский).

Типы взаимодействия:  сотрудничество, диалог, соглашение, опека, подавление, индифферентность, конфронтация.

Типы взаимодействия:

  • сотрудничество,
  • диалог,
  • соглашение,
  • опека,
  • подавление,
  • индифферентность,
  • конфронтация.

Значимые параметры сотрудничества :   Доверие Взаимное уважение Открытая коммуникация Честность Активное слушание партнерами друг друга Гибкость Забота, по отношению, друг к другу Полная доступность информации для обеих сторон и обмен ею.

Значимые параметры сотрудничества :

  • Доверие
  • Взаимное уважение
  • Открытая коммуникация
  • Честность
  • Активное слушание партнерами друг друга
  • Гибкость
  • Забота, по отношению, друг к другу
  • Полная доступность информации для обеих сторон и обмен ею.
  Пополнение «Шкатулки мудрости»

Пополнение «Шкатулки мудрости»

Спасибо за внимание!  Успехов в работе!

Спасибо за внимание! Успехов в работе!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!