Занятие для педагогов, психологов и классных руководителей
в рамках окружного семинара «Такие разные дети»
«Дети и родители».
Основные вопросы:
Продолжи фразу:
«Семья – это…»,
«Родитель…».
«Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности ребёнка уже в младенческом возрасте» (закон «Об образовании» РФ).
Упражнение «Такая разная родительская любовь…»
- «Я твой начальник, а ты мой подчиненный»;
- «Слушайся, слушайся, слушайся»;
- «Ты хоть что-нибудь можешь сделать толково или у тебя руки не оттуда растут?»;
- «Ты такая замечательная девочка, и умница, и красавица, но характер у тебя... Не завидую тому, кто будет иметь несчастье на тебе жениться»;
- «Нет, не может быть, чтобы это нарисовала ты»;
- «О чем ты думала, когда это делала?»;
- «Ах ты, тупица!»;
- «Я не могу поверить, что это сделала ты»;
- «Ты никогда ничего не можешь сделать так, как следует!»;
- «Сколько раз я говорила тебе, что этого нельзя делать»;
- «Ну и что ты думаешь о своем поведении?»;
- «Ты — папуля номер два. Такая же, как и он, неряха!»;
- «Сядь прямо, перестань грызть ногти»;
- «Мы тебе дали все, а ты неблагодарный...»;
- «Разве ты не видишь, что папа устал, не приставай»;
- «Мне действительно очень нравится, как ты это сделал»;
- «Это свидетельствует, как много труда ты вложила»;
- «Я понимаю твое огорчение, потому что знаю, как ты старался»;
- «Я так горжусь тобой!»;
- «Ты и вправду оказываешь мне огромную помощь»;
- «Я действительно уважаю твое мнение».
Типы поведения родителей в процессе взаимодействия со школой:
- Требовательный родитель
- Критикующие родители
- Гиперопекающие родители (сверхопекающие)
- Отстранённые родители
- Ответственные родители
Негативные особенности в отношениях, наблюдающихся у родителей по отношению к детям:
- сензитивность - повышенная эмоциональная чувствительность, склонность все близко принимать к сердцу, легко расстраиваться и волноваться;
- аффективность - эмоциональная возбудимость или неустойчивость настроения, чаще в сторону его снижения;
- тревожность - склонность к беспокойству, недостаточная внутренняя согласованность чувств и желаний или противоречивость личности в целом, обусловленная сочетанием трех предшествующих и трех последующих характеристик;
Негативные особенности в отношениях, наблюдающихся у родителей по отношению к детям:
- доминантность - стремление играть значимую, ведущую роль в отношениях с окружающими;
- эгоцентричность - фиксация на своей точке зрения, отсутствие гибкости суждений;
- гиперсоциальность - повышенная принципиальность, утрированное чувство долга, трудность компромиссов.
Захаров А.И. выделяет следующие психологические образы матерей, дети которых страдают неврозами и психологическими проблемами:
- «Царевна Несмеяна»
- «Снежная королева»
- «Спящая красавица»
- «Унтер-Пришибеев»
- «Суматошная мать»
- «Наседка»
- «Вечный ребенок»
Часто причинами неэффективного родительского отношения являются:
- педагогическая и психологическая неграмотность родителей;
- ригидные стереотипы воспитания;
- личностные проблемы и особенности родителя, вносимые в общение с ребенком;
- влияние особенностей общения в семье на отношения родителя с ребенком;
- эмоциональное непринятие (отвержение) ребенка родителями.
Типы неадекватного поведения родителей по отношению к своим детям (по А.И. Захарову)
1. Гиперпротекция доминирующая и потворствующая;
2. Гипопротекция скрытая;
3. Повышенная моральная ответственность;
4. Эмоциональное отвержение;
5. Жестокое обращение;
6. Воспитание в культе болезни;
7. Противоречивое воспитание.
Вопросы для обсуждения ситуаций:
- Что происходит в этих ситуациях?
- В чём сходства и отличия этих ситуаций?
- Что делать педагогу, столкнувшись с такой моделью детско – родительских отношений?
- К чему могут привести такие ситуации?
« Детско – родительские отношения
и их проекция
на школьную жизнь ребёнка»
Проекция (от латинского projection – «бросание вперёд») – механизм психологической защиты, в результате которого внутреннее ошибочно воспринимается как приходящее извне.
Человек приписывает кому – то или чему – то собственные мысли, чувства, мотивы, черты характера, полагая, что он воспринял что – то приходящее извне, а не изнутри самого себя.
Проекция – это общий психологический механизм, с помощью которого субъективные содержания переносятся на объект.
«Ты должен работать хирургом, мы этого хотим, а твоя музыка тебе денег не принесет!» = «Я хочу, чтобы ты стал врачом, потому что я сам хочу им быть, но уже не имею такой возможности».
Упражнение «Давно забытые чувства»
Постарайтесь вспомнить какую - либо ситуацию из своего детства, вызвавшую в прошлом негативные эмоции. Поработайте с этой ситуацией по следующей схеме:
1. Вспомните детали возникновения данной ситуации;
2. Оцените свои чувства на момент проживания ситуации по 10-ти бальной шкале;
3. Опишите подробно свои эмоции и чувства;
4. Опишите данную ситуацию с негативной, а затем с положительной стороны;
5. Подумайте, за что, Вы могли бы быть благодарны данной ситуации;
6. Подумайте и напишите, как данная ситуация повлияла на Вашу жизнь.
«Родительский перенос»
Перенос – феномен в психодинамической психологии, заключающийся в бессознательном перемещении ранее пережитых (особенно в детстве) чувств и отношений, проявляющихся к одному лицу, совсем на другое лицо.
Упражнение «Шкатулка мудрости»
«Как грамотно выстроить траекторию взаимодействия учитель – ученик – родитель?»
«Взаимодействие
учитель – ученик – родитель».
«Формы и методы работы с родителями учащихся в рамках безопасности образовательной среды»
Педагогический союз учителя и родителей – могучая воспитательная сила.
«Без семьи мы – я имею в виду школу – были бы бессильны» (В.А. Сухомлинский).
Типы взаимодействия:
- сотрудничество,
- диалог,
- соглашение,
- опека,
- подавление,
- индифферентность,
- конфронтация.
Значимые параметры сотрудничества :
- Доверие
- Взаимное уважение
- Открытая коммуникация
- Честность
- Активное слушание партнерами друг друга
- Гибкость
- Забота, по отношению, друг к другу
- Полная доступность информации для обеих сторон и обмен ею.
Пополнение «Шкатулки мудрости»
Спасибо за внимание! Успехов в работе!