СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация курса "Такие разные дети". Занятие 1.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация курса "Такие разные дети". Занятие 1.»

Занятие для педагогов, психологов и классных руководителей в рамках окружного семинара «Такие разные дети»   «Мы все разные, мы все удивительные!»

Занятие для педагогов, психологов и классных руководителей

в рамках окружного семинара «Такие разные дети»

«Мы все разные,

мы все удивительные!»

 Наиболее распространённые проблемы современного школьника :   Общее эмоциональное неблагополучие; Информационный перегруз; Несамостоятельность, избалованность; Погоня за успехом; Высокая конкуренция; Проблема разрешения конфликтов; Социальное расслоение; Дефицит времени; Рост ответственности за свой выбор;  Слабое здоровье и др.

Наиболее распространённые проблемы современного школьника :

  • Общее эмоциональное неблагополучие;
  • Информационный перегруз;
  • Несамостоятельность, избалованность;
  • Погоня за успехом;
  • Высокая конкуренция;
  • Проблема разрешения конфликтов;
  • Социальное расслоение;
  • Дефицит времени;
  • Рост ответственности за свой выбор;
  • Слабое здоровье и др.

 Типы учащихся по психологическим, социальным и физиологическим признакам:   Различия по темпераменту: сангвиник, флегматик, меланхолик, холерик; Различия по особенностям характера; Различия по ведущей модальности восприятия: аудиал, визуал, кинестетик; Различия по социально – психологическому статусу в коллективе: лидер, принятый, непринятый и т. п.; Дети с ослабленным здоровьем (школьные болезни); Гиперответственные дети (дети с синдромом отличника); Неуверенные в себе дети (дети с высоким уровнем тревожности, дети с низкой самооценкой); Чрезмерно – загруженные дети;

Типы учащихся по психологическим, социальным и физиологическим признакам:

  • Различия по темпераменту: сангвиник, флегматик, меланхолик, холерик;
  • Различия по особенностям характера;
  • Различия по ведущей модальности восприятия: аудиал, визуал, кинестетик;
  • Различия по социально – психологическому статусу в коллективе: лидер, принятый, непринятый и т. п.;
  • Дети с ослабленным здоровьем (школьные болезни);
  • Гиперответственные дети (дети с синдромом отличника);
  • Неуверенные в себе дети (дети с высоким уровнем тревожности, дети с низкой самооценкой);
  • Чрезмерно – загруженные дети;

 Типы учащихся по психологическим, социальным и физиологическим признакам:   9. Инфантилы (несамостоятельные, избалованные, гиперопекаемые дети); 10. Правополушарные; 11. Дети с ОВЗ; 12. Дети с признаками одарённости; 13. Невнимательные дети; 14. Быстроутомляемые дети; 15. Дети с синдромом дефицита внимания; 16. Различия по социально – материальному благополучию семьи (дети из неблагополучных семей, дети из богатых или малообеспеченных семей) и др.

Типы учащихся по психологическим, социальным и физиологическим признакам:

9. Инфантилы (несамостоятельные, избалованные, гиперопекаемые дети);

10. Правополушарные;

11. Дети с ОВЗ;

12. Дети с признаками одарённости;

13. Невнимательные дети;

14. Быстроутомляемые дети;

15. Дети с синдромом дефицита внимания;

16. Различия по социально – материальному благополучию семьи (дети из неблагополучных семей, дети из богатых или малообеспеченных семей) и др.

Тип нервной системы / темперамент Свойства нервных процессов  Психологические особенности  типов нервной деятельности.   Тип нервной системы / темперамент Свойства нервных процессов «Безудержный» / холерик  - сильный, неуравновешенный, подвижный   - сильный, уравновешенный, подвижный  - сильный, уравновешенный, инертный   - слабый, неуравновешенный, инертный или подвижный «Живой» / сангвиник  «Спокойный» / флегматик  «Слабый» / меланхолик

Тип нервной системы / темперамент

Свойства нервных процессов

Психологические особенности типов нервной деятельности.

Тип нервной системы / темперамент

Свойства нервных процессов

«Безудержный» / холерик

- сильный, неуравновешенный, подвижный

- сильный, уравновешенный, подвижный

- сильный, уравновешенный, инертный

- слабый, неуравновешенный, инертный или подвижный

«Живой» / сангвиник

«Спокойный» / флегматик

«Слабый» / меланхолик

Особенности свойств нервной системы

Особенности свойств нервной системы

Холерики  Положительные черты : активность и энергичность, понятливость, решительность, целеустремленность, настойчивость и общительность, убедительная речь. Отрицательные черты : нестабильность нервной системы, несдержанность и вспыльчивость, агрессивность, злопамятность, частая смена настроения, авторитарность.

Холерики

  • Положительные черты : активность и энергичность, понятливость, решительность, целеустремленность, настойчивость и общительность, убедительная речь.
  • Отрицательные черты : нестабильность нервной системы, несдержанность и вспыльчивость, агрессивность, злопамятность, частая смена настроения, авторитарность.

Флегматики Положительные черты : способность к концентрации, терпеливость и устойчивость к стрессам, миролюбие, рассудительность, обязательность, целеустремленность. Отрицательные черты : пассивность,  малоподвижность, инертность, неспособность принимать решения, упрямство и консерватизм .

Флегматики

  • Положительные черты :
  • способность к концентрации, терпеливость и устойчивость к стрессам, миролюбие, рассудительность, обязательность, целеустремленность.
  • Отрицательные черты : пассивность,  малоподвижность, инертность, неспособность принимать решения, упрямство и консерватизм .

Сангвиник Положительные черты : подвижность, быстрая адаптация к новым условиям, доброжелательность, увлеченность делом, общительность, жизнерадостность и оптимизм, выразительная речь, лидерство. Отрицательные черты : отсутствие усидчивости и несобранность, непостоянство и ненадежность, рассеянность, легкомыслие в поступках, недостаточная настойчивость.

Сангвиник

  • Положительные черты : подвижность, быстрая адаптация к новым условиям, доброжелательность, увлеченность делом, общительность, жизнерадостность и оптимизм, выразительная речь, лидерство.
  • Отрицательные черты : отсутствие усидчивости и несобранность, непостоянство и ненадежность, рассеянность, легкомыслие в поступках, недостаточная настойчивость.

Меланхолик Положительные черты : высокая чувствительность и способность к сочувствию, сердечность и мягкость характера, доброжелательность. Отрицательные черты : крайняя ранимость и застенчивость, неуверенность в себе и своих действиях, заниженная самооценка, замкнутость, инертность и излишняя пассивность.

Меланхолик

  • Положительные черты : высокая чувствительность и способность к сочувствию, сердечность и мягкость характера, доброжелательность.
  • Отрицательные черты : крайняя ранимость и застенчивость, неуверенность в себе и своих действиях, заниженная самооценка, замкнутость, инертность и излишняя пассивность.

Левое полушарие Правое полушарие Лучше узнаются стимулы Вербальные  Легко различимые  Знакомые Невербальные  Трудно различимые  Незнакомые Лучше воспринимаются задачи Оценка временных отношений  Установление сходства  Установление идентичности стимулов по названиям  Переход к вербальному кодированию Оценка пространственных отношений  Установление различий  Установление физической идентичности стимулов  Зрительно-пространственный анализ Особенности процессов восприятия Аналитичность  Последовательность (сукцессивность)  Абстрактность, обобщенность, инвариантное узнавание Целостность (гештальт)  Одновременность (симультанность)  Конкретное узнавание Предполагаемые морфофизиологические различия Фокусированное представительство элементарных функций Диффузное представительство элементарных функций

Левое полушарие

Правое полушарие

Лучше узнаются стимулы

Вербальные Легко различимые Знакомые

Невербальные Трудно различимые Незнакомые

Лучше воспринимаются задачи

Оценка временных отношений Установление сходства Установление идентичности стимулов по названиям Переход к вербальному кодированию

Оценка пространственных отношений Установление различий Установление физической идентичности стимулов Зрительно-пространственный анализ

Особенности процессов восприятия

Аналитичность Последовательность (сукцессивность) Абстрактность, обобщенность, инвариантное узнавание

Целостность (гештальт) Одновременность (симультанность) Конкретное узнавание

Предполагаемые морфофизиологические различия

Фокусированное представительство элементарных функций

Диффузное представительство элементарных функций

Репрезентативная система - преимущественный способ получения человеком информации из внешнего мира система, при помощи которой человек обращается к собственному внутреннему опыту способ получения человеком информации из внешнего мира

Репрезентативная система -

преимущественный способ получения человеком информации из внешнего мира

система, при помощи которой человек обращается к собственному внутреннему опыту

способ получения человеком информации из внешнего мира

ключевые слова: видеть, показывать, обозревать, наблюдать, смотреть, ярко, туманно…; наблюдательны; ориентированы на внешний вид; не отвлекаются на шум; в чтении успешны; хорошо запоминают образы; движения резкие и порывистые; дыхание быстрое, активная жестикуляция; обладают высоким голосом; глаза часто мигают; прищуриваются, хмурят брови; во время молчания губы сжаты; в разговоре большая дистанция с собеседником;
  • ключевые слова: видеть, показывать, обозревать, наблюдать, смотреть, ярко, туманно…;
  • наблюдательны; ориентированы на внешний вид;
  • не отвлекаются на шум;
  • в чтении успешны;
  • хорошо запоминают образы;
  • движения резкие и порывистые;
  • дыхание быстрое, активная жестикуляция;
  • обладают высоким голосом;
  • глаза часто мигают; прищуриваются, хмурят брови;
  • во время молчания губы сжаты;
  • в разговоре большая дистанция с собеседником;
ключевые слова: слушать, звучать, настраивать, оглушить, скрипеть, звенеть…  разговаривают сами с собой; легко отвлекаются на шум; говорят ритмично, легко повторяют услышанное; разговорчивы, любят дискуссии, споры, размышления; шевелят губами, проговаривая слова при чтении; при общении руки сложены на груди, мало жестикулируют; в разговоре средняя дистанция; дышат полной грудью .
  • ключевые слова: слушать, звучать, настраивать,

оглушить, скрипеть, звенеть…

  • разговаривают сами с собой;
  • легко отвлекаются на шум;
  • говорят ритмично, легко повторяют услышанное;
  • разговорчивы, любят дискуссии, споры, размышления;
  • шевелят губами, проговаривая слова при чтении;
  • при общении руки сложены на груди, мало жестикулируют;
  • в разговоре средняя дистанция;
  • дышат полной грудью .
ключевые слова: чувствовать, ощущать, касаться, вздох, потеплело, похолодало…  при чтении водит пальцем; слаб в деталях; лаконичен; запоминают посредством мышечной памяти; обладают хорошей координацией движений; дыхание глубокое , ритмичное; говорит медленно, соотносит слова с ощущениями; часто наклоняются вперёд; при общении стоят близко, касаясь людей.
  • ключевые слова: чувствовать, ощущать,

касаться, вздох, потеплело, похолодало…

  • при чтении водит пальцем;
  • слаб в деталях;
  • лаконичен;
  • запоминают посредством мышечной памяти;
  • обладают хорошей координацией движений;
  • дыхание глубокое , ритмичное;
  • говорит медленно, соотносит слова с ощущениями;
  • часто наклоняются вперёд;
  • при общении стоят близко, касаясь людей.
    При обучении визуалов : использовать: - слова, схемы, таблицы; выделять цветом важнейшие пункты или аспекты содержания; записывать действия; читать текст учебника самостоятельно; сравнение образов и обращение к прошлому; чтение по ролям; свободное выражение своих мыслей; хорошее освещение.

При обучении визуалов :

  • использовать: - слова, схемы, таблицы;
  • выделять цветом важнейшие пункты или аспекты содержания;
  • записывать действия;
  • читать текст учебника самостоятельно;
  • сравнение образов и обращение к прошлому;
  • чтение по ролям;
  • свободное выражение своих мыслей;
  • хорошее освещение.
    При обучении аудиалов:  использовать вариации; использование лингафонной системы; обстановка тишины; рассказывать; чтение стихов; ответы хором; анализ звуков; предпочтительны счёт и письмо; хорошо осваивают иностранные языки.

При обучении аудиалов:

  • использовать вариации;
  • использование лингафонной системы;
  • обстановка тишины;
  • рассказывать;
  • чтение стихов;
  • ответы хором;
  • анализ звуков;
  • предпочтительны счёт и письмо;
  • хорошо осваивают иностранные языки.
   При обучении кинестетиков:  использовать жесты, прикосновения; медленно излагать материал; предлагать задания, связанные с практической деятельностью; отбивать ритм стихов рукой или ногой; иногда стоять во время урока или отвечать сидя; сравнение чувств учащихся с чувствами автора произведения.

При обучении кинестетиков:

  • использовать жесты, прикосновения;
  • медленно излагать материал;
  • предлагать задания, связанные с практической деятельностью;
  • отбивать ритм стихов рукой или ногой;
  • иногда стоять во время урока или отвечать сидя;
  • сравнение чувств учащихся с чувствами автора произведения.
Замечания ученикам на языке его типа восприятия: визуалу – покачать головой или погрозить пальцем; аудиалу – сказать шёпотом: «Ш-ш-ш», «Потише»; кинестетику – легко прикоснуться к плечу.

Замечания ученикам на языке его типа восприятия:

  • визуалу – покачать головой или погрозить пальцем;
  • аудиалу – сказать шёпотом: «Ш-ш-ш», «Потише»;
  • кинестетику – легко прикоснуться к плечу.
Аудиальным людям  “ нравится, как звучит” идея, Визуальный человек “ видит возможности”, Кинестетик может испытывать “теплые чувства” к этой идее.

Аудиальным людям

“ нравится, как звучит” идея,

Визуальный человек

“ видит возможности”,

Кинестетик может

испытывать “теплые чувства” к этой идее.

Учащиеся «группы риска» гиперактивные дети, леворукие дети, педагогически запущенные дети, дети с задержкой психического развития, дети с проблемами в развитии, детей с эмоциональными нарушениями, дети со слабой нервной системой, инертные дети и другие.

Учащиеся «группы риска»

  • гиперактивные дети,
  • леворукие дети,
  • педагогически запущенные дети,
  • дети с задержкой психического развития,
  • дети с проблемами в развитии,
  • детей с эмоциональными нарушениями,
  • дети со слабой нервной системой,
  • инертные дети и другие.

 Рекомендации по работе с  гиперактивными детьми:   работу с гиперактивным ребенком строить индивидуально, при этом основное внимание отвлекаемости и слабой организации деятельности; по возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка с синдромом дефицита внимания и поощрять его хорошее поведение; во время уроков ограничивать до минимума отвлекающие факторы. Этому может способствовать, в частности, оптимальный выбор места за партой для гиперактивного ребенка - в центре класса напротив доски; предоставлять ребенку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения;

Рекомендации по работе с гиперактивными детьми:

  • работу с гиперактивным ребенком строить индивидуально, при этом основное внимание отвлекаемости и слабой организации деятельности;
  • по возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка с синдромом дефицита внимания и поощрять его хорошее поведение;
  • во время уроков ограничивать до минимума отвлекающие факторы. Этому может способствовать, в частности, оптимальный выбор места за партой для гиперактивного ребенка - в центре класса напротив доски;
  • предоставлять ребенку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения;
 Рекомендации по работе с  гиперактивными детьми:   учебные занятия строить по четко распланированному, стереотипному распорядку; научить гиперактивного ребенка пользоваться специальным дневником или календарем; задания, предлагаемые на уроке, писать на доске; на определенный отрезок времени девать только одно задание; дозировать ученику выполнение большого задания, предлагать его в виде последовательных частей и периодически контролировать ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы; во время учебного дня предусматривать возможность для двигательной «разрядки»: занятия физическим трудом, спортивные упражнения.

Рекомендации по работе с гиперактивными детьми:

  • учебные занятия строить по четко распланированному, стереотипному распорядку;
  • научить гиперактивного ребенка пользоваться специальным дневником или календарем;
  • задания, предлагаемые на уроке, писать на доске;
  • на определенный отрезок времени девать только одно задание;
  • дозировать ученику выполнение большого задания, предлагать его в виде последовательных частей и периодически контролировать ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы;
  • во время учебного дня предусматривать возможность для двигательной «разрядки»: занятия физическим трудом, спортивные упражнения.
 Рекомендации педагогам по работе с детьми с эмоциональными нарушениями:   1. Нельзя учить подавлять свои эмоции, важно научить правильно направлять, проявлять свои чувства. 2. Необходимо научить ребенка адекватным формам реагирования на те или иные ситуации или явления внешней среды. 3. Не нужно ограждать ребенка от отрицательных переживаний. Искусственное создание «тепличных условий» лишь на время снимает проблему. 4. Нельзя оценивать чувства ребёнка.

Рекомендации педагогам по работе с детьми с эмоциональными нарушениями:

  • 1. Нельзя учить подавлять свои эмоции, важно научить правильно направлять, проявлять свои чувства.
  • 2. Необходимо научить ребенка адекватным формам реагирования на те или иные ситуации или явления внешней среды.
  • 3. Не нужно ограждать ребенка от отрицательных переживаний. Искусственное создание «тепличных условий» лишь на время снимает проблему.
  • 4. Нельзя оценивать чувства ребёнка.
 Рекомендации по работе с учащимися со слабым типом нервной системы:   1) не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него; нужно дать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку; 2) желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме; 3) нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал; нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения; 4) лучше всего не заставлять отвечать новый, только что усвоенный на уроке материал; следует отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученику позаниматься дома;

Рекомендации по работе с учащимися со слабым типом нервной системы:

1) не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него; нужно дать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку;

2) желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме;

3) нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал; нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения;

4) лучше всего не заставлять отвечать новый, только что усвоенный на уроке материал; следует отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученику позаниматься дома;

 Рекомендации по работе с учащимися со слабым типом нервной системы:   5) путем построения правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «умница», «молодец» и т.д.) нужно формировать у него уверенность в своих силах, в своих знаниях; эта уверенность поможет ученику в экстремальных, стрессовых ситуациях экзаменов, контрольных, олимпиад и т.д.; 6) следует осторожно оценивать неудачи ученика, ведь он и сам очень болезненно относится к ним; 7) во время подготовки ответа нужно дать время для проверки и исправления написанного; 8) следует в минимальной степени отвлекать его, стараться не переключать его внимания, создавать спокойную, не нервозную обстановку.

Рекомендации по работе с учащимися со слабым типом нервной системы:

5) путем построения правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «умница», «молодец» и т.д.) нужно формировать у него уверенность в своих силах, в своих знаниях; эта уверенность поможет ученику в экстремальных, стрессовых ситуациях экзаменов, контрольных, олимпиад и т.д.;

6) следует осторожно оценивать неудачи ученика, ведь он и сам очень болезненно относится к ним;

7) во время подготовки ответа нужно дать время для проверки и исправления написанного;

8) следует в минимальной степени отвлекать его, стараться не переключать его внимания, создавать спокойную, не нервозную обстановку.

 Рекомендации по работе  с инертными учащимися:   При работе с инертными учениками нужно особо обратить внимание на следующие моменты: 1) не требовать от них немедленного включения в работу; их активность в выполнении нового вида заданий возрастает постепенно; 2) следует помнить, что инертные не могут проявлять высокую активность в выполнении разнообразных заданий, а некоторые вообще отказываются работать в таких условиях; 3) не нужно требовать от инертного ученика быстрого изменения неудачных формулировок, ему необходимо время на обдумывание нового ответа; они чаще следуют принятым стандартам в ответах, избегают импровизации;

Рекомендации по работе с инертными учащимися:

При работе с инертными учениками нужно особо обратить внимание на следующие моменты:

1) не требовать от них немедленного включения в работу; их активность в выполнении нового вида заданий возрастает постепенно;

2) следует помнить, что инертные не могут проявлять высокую активность в выполнении разнообразных заданий, а некоторые вообще отказываются работать в таких условиях;

3) не нужно требовать от инертного ученика быстрого изменения неудачных формулировок, ему необходимо время на обдумывание нового ответа; они чаще следуют принятым стандартам в ответах, избегают импровизации;

 Рекомендации по работе  с инертными учащимися:   4) поскольку инертные ученики с трудом отвлекаются от предыдущей ситуации (например, от дел, которыми они были заняты на перемене), не следует проводить их опрос в начале урока; 5) нужно избегать ситуаций, когда от инертного требуется быстрый устный ответ на неожиданный вопрос; инертным необходимо предоставить время на обдумывание и подготовку; 6) в момент выполнения заданий не следует их отвлекать, переключать внимание на что-либо другое; 7) нежелательно заставлять инертного ученика отвечать новый, только что пройденный материал: следует отложить его опрос до следующего раза, дав возможность позаниматься дома.

Рекомендации по работе с инертными учащимися:

4) поскольку инертные ученики с трудом отвлекаются от предыдущей ситуации (например, от дел, которыми они были заняты на перемене), не следует проводить их опрос в начале урока;

5) нужно избегать ситуаций, когда от инертного требуется быстрый устный ответ на неожиданный вопрос; инертным необходимо предоставить время на обдумывание и подготовку;

6) в момент выполнения заданий не следует их отвлекать, переключать внимание на что-либо другое;

7) нежелательно заставлять инертного ученика отвечать новый, только что пройденный материал: следует отложить его опрос до следующего раза, дав возможность позаниматься дома.

 Моделирование современного урока  с учетом психологических особенностей учащихся   Осуществление деятельности на уроке по методу проектов; Групповая работа; Проблемное обучение; Урок-экскурсия 

Моделирование современного урока с учетом психологических особенностей учащихся

  • Осуществление деятельности на уроке по методу проектов;
  • Групповая работа;
  • Проблемное обучение;
  • Урок-экскурсия 
  Подводя итог, хочу сделать акцент на безусловном принятии и поддержке каждого ученика. Это крайне важно в нашей работе. Верю, что каждый ребёнок – это уникальная личность с набором различных качеств, характеристик, ценностей и установок.  Поддержка – это та основа, на которой строится конструктивное взаимодействие с учениками. Поддержки много не бывает.  Но для того, чтобы принять каждого ребёнка мы в первую очередь должны принять и полюбить себя, со всеми достоинствами и недостатками. Я желаю вам любви, взаимопонимания с окружающими, творческих успехов и вдохновения.  И.А. Корнева

Подводя итог, хочу сделать акцент на безусловном принятии и поддержке каждого ученика. Это крайне важно в нашей работе. Верю, что каждый ребёнок – это уникальная личность с набором различных качеств, характеристик, ценностей и установок. Поддержка – это та основа, на которой строится конструктивное взаимодействие с учениками. Поддержки много не бывает.

Но для того, чтобы принять каждого ребёнка мы в первую очередь должны принять и полюбить себя, со всеми достоинствами и недостатками. Я желаю вам любви, взаимопонимания с окружающими, творческих успехов и вдохновения.

И.А. Корнева

Спасибо за внимание!  Успехов в работе!

Спасибо за внимание! Успехов в работе!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!