7 класс Урок 1 Тема: «Формула разности квадратов»
Зеленова Светлана Александровна
МБОУ Дубравская СШ
2018 г
Цели: Образовательные: организовать деятельность учащихся, направленную на самостоятельный вывод формулы разности квадратов; выработать умение распознавать формулу разности квадратов в различных ситуациях, выделять эту формулу среди других выражений, применять ее при преобразовании выражений.
Развивающие: развивать у учащихся математическую речь, способствовать развитию самостоятельности. Воспитательные: воспитывать интерес к математике, дисциплинированность, ответственное отношение к учебному труду.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Метод обучения: эвристическая беседа.
Структура урока
- Актуализация прежних знаний. ( слайды: 3)
- Формирование новых понятий и способов действия. (слайды:4, 5)
- Формирование умений и навыков. (слайды: 6, 8, 9, 10)
- Повторение. (слайды: 20)
- Рефлексия. ( слайд 21)
- Домашнее задание. (слайд 22)
1. Заполните таблицу
Одночлен
Квадрат
Одночлена
8
64
2. Запишите в виде алгебраического выражения:
1) Разность чисел m и n;
1) m – n
2) c 2 – d 2
2) Разность квадратов чисел c и d;
2) b 2 + k 3
3) Сумма квадрата числа b и куба числа k.
3. Выполнить умножение и привести
подобные члены:
1) (4 – m)(4 + m) =
4 2 - m 2
16 - m 2
16 + 4m – 4m - m 2 =
0,04 - с 2
0,2с - с 2 + 0,04 – 0,2с =
0,2 2 - с 2
2) (c + 0,2)(0,2 – с ) =
3) (4с – 3d)(4c + 3d) =
(4c) 2 – (3d) 2
16c 2 + 12cd – 12cd - 9d 2 =
16c 2 - 9d 2
При умножении суммы чисел на их разность
в результате получается разность их квадратов.
Что заметили? Сделайте вывод?
Формула сокращенного умножения
Формула разности квадратов
Разность квадратов двух чисел равна произведению
разности этих чисел и их суммы.
4. Вычислить, применяя формулу
сокращенного умножения.
2500 – 4 =
50 2 – 2 2 =
(50 + 2)(50 – 2) =
1) 52 · 48 =
2496;
(100 + 4)(100 – 4) =
100 2 – 4 2 =
2) 104 · 96 =
9984.
5. Выполнить умножение.
9c 2 – b 2 ;
(3c) 2 – b 2 =
1)(3c + b)(3c – b) =
64 - 0,01m 2 ;
2)(0,1m + 8)(8 – 0,1m) =
36c 8 - 0,25b 14 ;
((6c 4 ) 2 - ((0,5b 7 ) 2 =
3)(6c 4 – 0,5b 7 )(6c 4 – 0,5b 7 )=
Физкультминутка
(Найди ошибку!)
5 2 : 5=10
7
6. Решить уравнение:
(Работа в группе)
1) x 2 - 4(5 – x) = (x – 2)(x + 2);
2) (3x + 4)(4 – 3x) = 43 – 9(x + 1)(x - 5).
Проверка
1) x 2 - 4(5 – x) = (x – 2)(x + 2);
Решение
x 2 - 20 + 4x = x 2 – 4,
x 2 + 4x - x 2 = – 4 + 20,
4x = 16,
x = 4.
Ответ: 4.
2) (3x + 4)(4 – 3x) = 43 – 9(x + 1)(x - 5).
Решение
16 – 9x 2 = 43 – 9x 2 - 9x + 45x + 45,
– 9x 2 + 9x 2 + 9x - 45x = 43 + 45 - 16,
-36x = 72,
x = - 2.
Ответ: -2.
7. Вычисли:
(Самостоятельно, самопроверка)
1 уровень
2 уровень
3 уровень
19 · 21
198 · 202
997 ·1003
28 · 32
301 · 299
1999 · 2001
37 · 43
396 · 404
40003· 39997
Решение
19 · 21 = (20 – 1)(20 + 1) = 400 – 1 = 399.
Ответ: 399.
Решение
28 · 32 = (30 – 2)(30 + 2) = 900 – 4 = 896.
Ответ: 896.
Решение
37 · 43 = (40 – 3)(40 + 3) = 1600 – 9 = 1591.
Ответ: 1591.
Решение
198 · 202 = (200 – 2)(200 + 2) = 40000 – 4 = 39996.
Ответ: 39996.
Решение
301 · 299 = (300 + 1)(300 - 1) = 90000 – 1 = 89999.
Ответ: 89999.
Решение
396 · 404 = (400 – 4)(400 + 4) = 160000 – 4 = 159996.
Ответ: 159996.
Решение
997 · 1003 = (1000 – 3)(1000 + 3) =
=1000000 – 9 = 999991.
Ответ: 999991.
Решение
1999 · 2001 = (2000 – 1)(2000 + 1) =
=4000000 – 1 = 3999999.
Ответ: 3999999.
Решение
40003 · 39997 = (40000 + 3)(40000 - 3) =
=1600000000 – 9 = 1599999991.
Ответ: 1599999991.
Повторение
Разложить на множители:
(работа в паре, взаимопроверка)
1) 12mn + 4m;
2) -5k 6 b + 15k 3 b 4 c;
3) 8xy – y + 32x – 4 .
Рефлексия
Что открыли, узнали на уроке?
Оправдались ли ваши ожидания от урока?
Над чем заставил задуматься урок?
Домашнее задание:
1. Вычислить, применяя формулу сокращенного умножения.
1) 33 · 27 ;
2) 89 · 91.
2. Выполнить умножение.
1) (8n + m)(8n – m) ;
2) (4k 5 – 0,7c 6 )(0,7c 6 – 4k 5 ).
3.Придумайте задания по типу заданий 1 и 2. Решите их. (по выбору учащегося).