СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Читательская грамотность"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Читательская грамотность

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Читательская грамотность"»

 Н.А.Митина учитель  русского языка и литературы  МБОУ «ОЦ №10 Майкопского района»

Н.А.Митина учитель

русского языка и литературы

МБОУ «ОЦ №10 Майкопского района»

ЦЕЛИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ … обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования,  вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования  Указ Президента России от 7 мая 2018 год   От 22 до 25% населения страны не владеют  функциональным чтением.  Потери начинаются в… 5-6 классе…  Ребенок читает текст, не понимая прочитанного.  К 2022 году перед Россией стоит задача

ЦЕЛИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

  • … обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования,
  • вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования

Указ Президента России от 7 мая 2018 год

  • От 22 до 25% населения страны не владеют

функциональным чтением.

  • Потери начинаются в… 5-6 классе…
  • Ребенок читает текст, не понимая прочитанного.
  • К 2022 году перед Россией стоит задача "вернуться в

пятерку" стран по навыкам функционального чтения.

Из выступления Ольги Васильевой,

министра просвещения РФ,

30 июля 2018 г., Абакан

СИТУАЦИЯ В МИРЕ ОБРАЗОВАНИЯ Тенденции:   1960-е: Массовое образование должно формировать базовые навыки для успешной жизни в меняющемся обществе.  Начало XXI века: запрос рынка труда на развитие навыков XXI века («гибкие навыки», «универсальные навыки), появляется термин «грамотность».  Школьное образование становится лишь этапом обучения.  Устаревает содержание школьного образования: потребность в цифровой, финансовой, правовой, экологической грамотности…  Требуется не повторение лучших практик и моделей прошлого, а ориентация на будущее.  УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ И НОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ: ЧЕМУ УЧИТЬ СЕГОДНЯ ДЛЯ УСПЕХА ЗАВТРА. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования // Современная аналитика образования, № 2(19), 2018

СИТУАЦИЯ В МИРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Тенденции:

  • 1960-е: Массовое образование должно формировать базовые навыки для успешной жизни в меняющемся обществе.
  • Начало XXI века: запрос рынка труда на развитие навыков XXI века («гибкие навыки», «универсальные навыки), появляется термин «грамотность».
  • Школьное образование становится лишь этапом обучения.
  • Устаревает содержание школьного образования: потребность в цифровой, финансовой, правовой, экологической грамотности…
  • Требуется не повторение лучших практик и моделей прошлого, а ориентация на будущее.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ И НОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ: ЧЕМУ УЧИТЬ СЕГОДНЯ ДЛЯ УСПЕХА ЗАВТРА. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования // Современная аналитика образования, № 2(19), 2018

СОВРЕМЕННЫЕ НАВЫКИ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА  … Расширилось понимание традиционной грамотности, суть которой - в способности воспринимать и транслировать информацию в различных форматах (текстовых и визуальных, на языках естественных и формальных и т. д.). Умение обращаться с информацией стало основой для способности к дальнейшему обучению на протяжении всей жизни, для расширения возможностей участия в экономической и социальной жизни. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ И НОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ: ЧЕМУ УЧИТЬ СЕГОДНЯ ДЛЯ УСПЕХА ЗАВТРА. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования // Современная аналитика образования, № 2(19), 2018

СОВРЕМЕННЫЕ НАВЫКИ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА

… Расширилось понимание традиционной грамотности, суть которой - в способности воспринимать и транслировать информацию в различных форматах (текстовых и визуальных, на языках естественных и формальных и т. д.). Умение обращаться с информацией стало основой для способности к дальнейшему обучению на протяжении всей жизни, для расширения

возможностей участия в экономической и социальной жизни.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ И НОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ: ЧЕМУ УЧИТЬ СЕГОДНЯ ДЛЯ УСПЕХА ЗАВТРА. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования // Современная аналитика образования, № 2(19), 2018

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ – ЭТО  с пособность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни » [исследование PISA] ( цит. по Основные результаты международного исследования образовательных достижений учащихся PISA-2009: Аналитический отчет. М.: МАКС Пресс,2012. С. 8)

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ – ЭТО

с пособность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни » [исследование PISA]

( цит. по Основные результаты международного исследования образовательных достижений учащихся PISA-2009: Аналитический отчет. М.: МАКС Пресс,2012. С. 8)

СИТУАЦИЯ В ОБЛАСТИ ЧТЕНИЯ В РОССИИ 1. Российские четвероклассники обладают чрезвычайно высоким уровнем готовности к чтению для обучения (данные PIRLS). 2. Основное чтение для обучения (прежде  всего по учебникам истории, географии,  биологии и др.) начинается в 5-7 классах. К 9-10 классу (по данным PISA) читательская грамотность российских школьников российских учащихся оказывается существенно ниже мировых стандартов.

СИТУАЦИЯ В ОБЛАСТИ ЧТЕНИЯ В РОССИИ

1. Российские четвероклассники обладают чрезвычайно высоким уровнем готовности к чтению для обучения (данные PIRLS).

2. Основное чтение для обучения (прежде

всего по учебникам истории, географии,

биологии и др.) начинается в 5-7 классах.

  • К 9-10 классу (по данным PISA) читательская грамотность российских школьников российских учащихся оказывается существенно ниже мировых стандартов.
СИЛА И СЛАБОСТЬ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ: ПОИСК ИНФОРМАЦИИ П О Л У Ч А Е Т С Я , Е С Л И … -  ответ в тексте можно найти по ключевым словам вопроса (они практически совпадают) Н Е П О Л У Ч А Е Т С Я , Е С Л И … - понимать текст не обяза-тельно, достаточно найти фрагмент и процитировать - ответ нельзя найти с по-мощью формальных прие-мов, текст нужно понимать -  ответ расположен компактно, в одном абзаце - нужно работать с избы-точной или противоречивой информацией  - нужно объединять информацию из текста с графической

СИЛА И СЛАБОСТЬ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ:

ПОИСК ИНФОРМАЦИИ

П О Л У Ч А Е Т С Я , Е С Л И …

- ответ в тексте можно найти по ключевым словам вопроса (они практически совпадают)

Н Е П О Л У Ч А Е Т С Я , Е С Л И …

- понимать текст не обяза-тельно, достаточно найти фрагмент и процитировать

- ответ нельзя найти с по-мощью формальных прие-мов, текст нужно понимать

- ответ расположен компактно, в одном абзаце

- нужно работать с избы-точной или противоречивой информацией

- нужно объединять информацию из текста с графической

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ, АНАЛИЗ, ОЦЕНКА П О Л У Ч А Е Т С Я , Е С Л И … - Информация только текстовая Н Е П О Л У Ч А Е Т С Я , Е С Л И … - Несколько правильных ответов - Нет противоречий и возможности разной трактовки - Один правильный ответ  - нужно работать с неодно-значной информацией, ис-кать сходство в разных точ-ках зрения, различать обще-принятую и авторскую трактовку - Использовать наряду с текстом внетекстовое знание

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ, АНАЛИЗ, ОЦЕНКА

П О Л У Ч А Е Т С Я , Е С Л И …

- Информация только текстовая

Н Е П О Л У Ч А Е Т С Я , Е С Л И …

- Несколько правильных ответов

- Нет противоречий и возможности разной трактовки

- Один правильный ответ

- нужно работать с неодно-значной информацией, ис-кать сходство в разных точ-ках зрения, различать обще-принятую и авторскую трактовку

- Использовать наряду с текстом внетекстовое знание

 ПРИМЕНЕНИЕ П О Л У Ч А Е Т С Я , Е С Л И … - Можно опереться на готовый алгоритм Н Е П О Л У Ч А Е Т С Я , Е С Л И … - Применение соответствует - Нужно вычленять алгоритм использования самостоятельно типовым ситуациям - Нужно использовать наряду с текстом внетекстовое знание - Понятно, к какому предмету, теме, закону формуле нужно обратиться - Неясно, к знаниям из какой области нужно обращаться - Нужно действовать, а не воспроизводить

ПРИМЕНЕНИЕ

П О Л У Ч А Е Т С Я , Е С Л И …

- Можно опереться на готовый алгоритм

Н Е П О Л У Ч А Е Т С Я , Е С Л И …

- Применение соответствует

- Нужно вычленять алгоритм использования самостоятельно

типовым ситуациям

- Нужно использовать наряду с текстом внетекстовое знание

- Понятно, к какому предмету, теме, закону формуле нужно обратиться

- Неясно, к знаниям из какой области нужно обращаться

- Нужно действовать, а не воспроизводить

 ПРИМЕНЕНИЕ П О Л У Ч А Е Т С Я , Е С Л И … - Можно опереться на готовый алгоритм Н Е П О Л У Ч А Е Т С Я , Е С Л И … - Применение соответ-ствует типовым ситуациям - Нужно вычленять алгоритм использования самостоятельно - Понятно, к какому предмету, теме, закону формуле нужно обратиться - Нужно использовать наряду с текстом внетекстовое знание - Неясно, к знаниям из какой области нужно обращаться - Нужно действовать, а не воспроизводить

ПРИМЕНЕНИЕ

П О Л У Ч А Е Т С Я , Е С Л И …

- Можно опереться на готовый алгоритм

Н Е П О Л У Ч А Е Т С Я , Е С Л И …

- Применение соответ-ствует типовым ситуациям

- Нужно вычленять алгоритм использования самостоятельно

- Понятно, к какому предмету, теме, закону формуле нужно обратиться

- Нужно использовать наряду с текстом внетекстовое знание

- Неясно, к знаниям из какой области нужно обращаться

- Нужно действовать, а не воспроизводить

ГРУППЫ ЧИТАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ (МОДЕЛЬ РАО)  Группа 1. Общее понимание текста и ориентация в тексте (определение основной идеи текста, поиск в тексте информации, представленной в различном виде, формулирование прямых выводов и заключений). Группа 2. Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста (анализ, интерпретацию и обобщение информации, формулирование на ее основе сложных выводов и оценочных суждений). Группа 3. Использование информации из текста для различных целей: для решения различного круга задач без привлечения или с привлечением дополнительных знаний.

ГРУППЫ ЧИТАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ (МОДЕЛЬ РАО)

Группа 1. Общее понимание текста и ориентация в тексте (определение основной идеи текста, поиск в тексте информации, представленной в различном виде, формулирование прямых выводов и заключений).

Группа 2. Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста (анализ, интерпретацию и обобщение информации, формулирование на ее основе сложных выводов и оценочных суждений).

Группа 3. Использование информации из текста для различных целей: для решения различного круга задач без привлечения или с привлечением дополнительных знаний.

 ПРИМЕР ЗАДАНИЯ НА 1 ГРУППУ УМЕНИЙ С помощью таблицы, представленной в тексте, запиши, как называлась буква и какое число ей соответствовало: Ответ: буква – , число -

ПРИМЕР ЗАДАНИЯ НА 1 ГРУППУ УМЕНИЙ

С помощью таблицы, представленной в тексте, запиши, как называлась буква и какое число ей соответствовало:

Ответ: буква – , число -

ПРИМЕР ЗАДАНИЯ НА 1 ГРУППУ УМЕНИЙ  6 класс, Естествознание Выбери в приведенном ниже списке названия звёзд и подчеркни их. Вега, Волопас, Андромеда, Поллукс, Северная Корона,  Малый Пёс, Ригель  Легенда карты звездного неба  Арктур – название звезды ВОЛОПАС – название созвездия

ПРИМЕР ЗАДАНИЯ НА 1 ГРУППУ УМЕНИЙ

6 класс, Естествознание

Выбери в приведенном ниже списке названия звёзд и подчеркни их.

Вега, Волопас, Андромеда, Поллукс, Северная Корона, Малый Пёс, Ригель

Легенда карты звездного неба

Арктур – название звезды

ВОЛОПАС – название созвездия

ПРИМЕР ЗАДАНИЯ НА 2 ГРУППУ УМЕНИЙ   Языковедам известен строгий закон: если в словах старославянского языка или южнославянских языков содержатся звукосочетания ра- и ла -, то в русском, украинском и белорусском языке на месте ра- и ла - вы встретите оро - и оло -. Переведи» на старославянский: порох –    2)ворота - ___________ Старославянское Град   Русское брада   блато    город борода болото

ПРИМЕР ЗАДАНИЯ НА 2 ГРУППУ УМЕНИЙ

Языковедам известен строгий закон: если в словах старославянского языка или южнославянских языков содержатся звукосочетания ра- и ла -, то в русском, украинском и белорусском языке на месте ра- и ла - вы встретите оро - и оло -.

Переведи» на старославянский:

  • порох – 2)ворота - ___________

Старославянское

Град

Русское

брада

блато

город

борода

болото

  Стать чиновником в Древнем Китае было почётно, но совсем не просто. Положение чиновников давало власть, славу и деньги. Чтобы добиться подобного положения, требовалось сдать сложные экзамены.  Теоретически к экзаменам допускались все желающие, но практически сдать их могли только дети богатых земледельцев, имеющих время для освоения сложной письменности. Науки как таковые в школах не изучались. Благородный муж не должен был знать, например, математику, поскольку это наука ремесленников. Поэтому чиновники не владели специальными знаниями. Считалось, что чиновник может и не разбираться в делах того ведомства, которым управляет; главное, что он благодаря изучению древних трактатов достиг некоторой степени нравственного совершенства, и этого вполне достаточно.  Тот, кто прошел весь непростой путь получения учёных степеней  пользовался всеобщим уважением и даже носил одежду особого покроя, которая давала понять, что её обладатель не занимается физическим трудом. ПРИМЕР ЗАДАНИЯ НА 2 ГРУППУ УМЕНИЙ

Стать чиновником в Древнем Китае было почётно, но совсем не просто. Положение чиновников давало власть, славу и деньги. Чтобы добиться подобного положения, требовалось сдать сложные экзамены.

Теоретически к экзаменам допускались все желающие, но практически сдать их могли только дети богатых земледельцев, имеющих время для освоения сложной письменности. Науки как таковые в школах не изучались. Благородный муж не должен был знать, например, математику, поскольку это наука ремесленников. Поэтому чиновники не владели специальными знаниями. Считалось, что чиновник может и не разбираться в делах того ведомства, которым управляет; главное, что он благодаря изучению древних трактатов достиг некоторой степени нравственного совершенства, и этого вполне достаточно.

Тот, кто прошел весь непростой путь получения учёных степеней пользовался всеобщим уважением и даже носил одежду особого покроя, которая давала понять, что её обладатель не занимается физическим трудом.

ПРИМЕР ЗАДАНИЯ НА 2 ГРУППУ УМЕНИЙ

Выбери суждения, которые противоречат тексту.   Система подготовки чиновников в Древнем Китае была сложной и многоступенчатой.  Чиновником в Древнем Китае мог стать любой житель страны.  Чиновники в Древнем Китае обязаны были хорошо разбираться в том, чем они руководили.  Чиновники в Древнем Китае выделялись своим внешним обликом.  Быть чиновником в Древнем Китае было не только почётно, но и выгодно.

Выбери суждения, которые противоречат тексту.

  • Система подготовки чиновников в Древнем Китае была сложной и многоступенчатой.
  • Чиновником в Древнем Китае мог стать любой житель страны.
  • Чиновники в Древнем Китае обязаны были хорошо разбираться в том, чем они руководили.
  • Чиновники в Древнем Китае выделялись своим внешним обликом.
  • Быть чиновником в Древнем Китае было не только почётно, но и выгодно.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ НА 3 ГРУППУ УМЕНИЙ Вавилонские числа  Запиши, как изображали древние вавилоняне, числа 62 и 125.  Для понимания записи числа между вавилонскими цифрами необходимы «пробелы». Число – это две единицы рядом, то есть число 2, но если между ними есть промежуток, то эта запись будет означать один «шестидесяток» и одну единицу: 60 + 1 = 61

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ НА 3 ГРУППУ УМЕНИЙ

Вавилонские числа

Запиши, как изображали древние вавилоняне, числа 62 и 125.

Для понимания записи числа между вавилонскими цифрами необходимы «пробелы». Число – это две единицы рядом, то есть число 2, но если между ними есть промежуток, то эта запись будет означать один «шестидесяток» и одну единицу: 60 + 1 = 61

 Вода, насыщенная известняком, добирается до потолка пещеры и повисает на нём. Затем капля испаряется, а порода, растворённая в ней, остается на потолке или падает на пол. Таким образом создается известковая сосулька – сталактит, или появляется осадочный нарост, поднимающийся навстречу, – сталагмит. Скорость их роста зависит от скорости капели, влажности внутрипещерного воздуха, температуры. В нашей стране есть пещеры на севере Уральских гор и в Крыму. Где с большей вероятностью можно встретить крупные известняковые сталактиты и сталагмиты? Объясните – почему.

Вода, насыщенная известняком, добирается до потолка пещеры и повисает на нём. Затем капля испаряется, а порода, растворённая в ней, остается на потолке или падает на пол. Таким образом создается известковая сосулька – сталактит, или появляется осадочный нарост, поднимающийся навстречу, – сталагмит. Скорость их роста зависит от скорости капели, влажности внутрипещерного воздуха, температуры.

В нашей стране есть пещеры на севере Уральских гор и в Крыму. Где с большей вероятностью можно встретить крупные известняковые сталактиты и сталагмиты?

Объясните – почему.

КЛЮЧЕВАЯ ПРОБЛЕМА  В основной школе нет стратегии обучения чтению и пониманию.  На фоне падения интереса к чтению ученик не получает нового опыта и средств.

КЛЮЧЕВАЯ ПРОБЛЕМА

  • В основной школе нет стратегии обучения чтению и пониманию.
  • На фоне падения интереса к чтению ученик не получает нового опыта и средств.
ВКЛАД В ЧИТАТЕЛЬСКУЮ ГРАМОТНОСТЬ: МАТЕМАТИКА  Тексты, освещающие абстрактные вопросы.  Логическое обоснование, разъяснение, доказательные рассуждения. При чтении важно следить за логикой изложения. Ничего не пропускать!  Переходы от вербальной записи к графической и символической.  Правило, алгоритм, описание последовательности действий, которыми надо овладеть.  Повторять за автором преобразования и построения.  «Разворачивать» то, что свернуто, проверять на своих примерах.

ВКЛАД В ЧИТАТЕЛЬСКУЮ ГРАМОТНОСТЬ: МАТЕМАТИКА

  • Тексты, освещающие абстрактные вопросы.
  • Логическое обоснование, разъяснение, доказательные рассуждения. При чтении важно следить за логикой изложения. Ничего не пропускать!
  • Переходы от вербальной записи к графической и символической.
  • Правило, алгоритм, описание последовательности действий, которыми надо овладеть.
  • Повторять за автором преобразования и построения.
  • «Разворачивать» то, что свернуто, проверять на своих примерах.
ВКЛАД В ЧИТАТЕЛЬСКУЮ ГРАМОТНОСТЬ:  ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ  Работа с учебными, научно-популярными, справочными, публицистическими текстами.  Наличие новых терминов, которые нужно понимать в том числе из контекста.  Работа с графической информацией, в том числе графиками и диаграммами, фотографиями, схемами опытов, картами, рисунками, сопоставление ее с текстовой информацией  Работа с гипотезами, аргументами, границей знания/незнания…

ВКЛАД В ЧИТАТЕЛЬСКУЮ ГРАМОТНОСТЬ:

ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

  • Работа с учебными, научно-популярными, справочными, публицистическими текстами.
  • Наличие новых терминов, которые нужно понимать в том числе из контекста.
  • Работа с графической информацией, в том числе графиками и диаграммами, фотографиями, схемами опытов, картами, рисунками, сопоставление ее с текстовой информацией
  • Работа с гипотезами, аргументами, границей знания/незнания…
ВКЛАД В ЧИТАТЕЛЬСКУЮ ГРАМОТНОСТЬ: ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ  Целенаправленная работа с составными текстами (соотнесение информации из разных текстов и их фрагментов (в том числе учебных и научно-популярных, учебных и справочных, учебника и документов и т.п.). Карты.  Формирование умения ориентироваться в потоке социальной информации, который часто противоречив.  Оценка достоверности информации. Различение факта и мнения.  Работа с источниками разных эпох. Работа с хронологией. «Вертикаль» гуманитарного знания (прошлое - настоящее - будущее)…

ВКЛАД В ЧИТАТЕЛЬСКУЮ ГРАМОТНОСТЬ:

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

  • Целенаправленная работа с составными текстами

(соотнесение информации из разных текстов и их фрагментов (в том числе учебных и научно-популярных, учебных и справочных, учебника и документов и т.п.). Карты.

  • Формирование умения ориентироваться в потоке социальной информации, который часто противоречив.
  • Оценка достоверности информации. Различение факта и мнения.
  • Работа с источниками разных эпох. Работа с хронологией.
  • «Вертикаль» гуманитарного знания (прошлое - настоящее - будущее)…
НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ИЗМЕНЕНИЙ  Понимание, что такое читательская грамотность, группы читательских умений, типичные трудности чтения и понимания. «Принятие» необходимости работы с читательской грамотностью.  Отказ от попыток решить проблемы тренингом, от специальных «уроков читательской грамотности». Опыт не значит средства.  Взаимодействие предметников, работа во всех или почти во всех предметных областях.  Отказ от репрессивных мер. Реалистичные цели с учетом особенностей класса.

НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ИЗМЕНЕНИЙ

  • Понимание, что такое читательская грамотность, группы читательских умений, типичные трудности чтения и понимания.
  • «Принятие» необходимости работы с читательской грамотностью.
  • Отказ от попыток решить проблемы тренингом, от специальных «уроков читательской грамотности». Опыт не значит средства.
  • Взаимодействие предметников, работа во всех или почти во всех предметных областях.
  • Отказ от репрессивных мер.
  • Реалистичные цели с учетом особенностей класса.
ВОПРОСЫ УЧИТЕЛЯ И НЕ ТОЛЬКО Простые вопросы. Проверяют знание текста. Как? .. Кто? ..  Уточняющие вопросы. Требующие ответов «Да», «Нет» и проверяющие подлинность, достоверность текстовой информации и ее понимания:  Правда ли, что… ? Если я правильно понят, то… Объясняющие вопросы. Используются для анализа информации, выявляют причинно-следственные связи.  Почему…?  Обобщающие (творческие) вопросы. Подразумевают синтез полученной информации.  Что бы произошло (изменилось), если бы…? Оценочные вопросы. Направлены на выяснение критериев оценки явлений, событий, фактов.  Как вы относитесь к…? Что лучше? Практические вопросы. Нацелены на применение, поиск взаимосвязи между теорией и практикой.  Где может пригодиться знание?

ВОПРОСЫ УЧИТЕЛЯ И НЕ ТОЛЬКО

  • Простые вопросы. Проверяют знание текста. Как? .. Кто? ..
  • Уточняющие вопросы. Требующие ответов «Да», «Нет» и проверяющие подлинность, достоверность текстовой информации и ее понимания: Правда ли, что… ? Если я правильно понят, то…

Объясняющие вопросы. Используются для анализа информации, выявляют причинно-следственные связи. Почему…?

  • Обобщающие (творческие) вопросы. Подразумевают синтез полученной информации. Что бы произошло (изменилось), если бы…?
  • Оценочные вопросы. Направлены на выяснение критериев оценки явлений, событий, фактов. Как вы относитесь к…? Что лучше?
  • Практические вопросы. Нацелены на применение, поиск взаимосвязи между теорией и практикой. Где может пригодиться знание?
ВОПРОСЫ САМОМУ СЕБЕ О чем здесь говорится? Что именно об этом сообщается? Что мне уже известно об этом? Как это соотносится с тем, что я уже знаю? Что нового я узнал из текста? С чем это нужно не перепутать? К чему это можно применить? Что меня удивило? Заставило задуматься? На каком уровне подробности необходимо запомнить информацию из текста? …

ВОПРОСЫ САМОМУ СЕБЕ

  • О чем здесь говорится?
  • Что именно об этом сообщается?
  • Что мне уже известно об этом?
  • Как это соотносится с тем, что я уже знаю?
  • Что нового я узнал из текста?
  • С чем это нужно не перепутать?
  • К чему это можно применить?
  • Что меня удивило? Заставило задуматься?
  • На каком уровне подробности необходимо запомнить информацию из текста?
 2. Приём « Верите ли вы…»  может быть началом урока, связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию. Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения,  с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются. 3. Прием «Мозаика».  «Реконструкция текста»  Сложение целого текста из частей.  Текст разделяется на части (предложения, абзацы). Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения. В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы.

2. Приём « Верите ли вы…» может быть началом урока, связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию. Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения,  с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.

3. Прием «Мозаика». «Реконструкция текста»

Сложение целого текста из частей.  Текст разделяется на части (предложения, абзацы).

Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения.

В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы.

4 . «Кластер» Описание приёма: Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Суть приёма - представление информации в графическом оформлении. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда этот приём называют «наглядным мозговым штурмом». Цель приёма: Кластер используется, когда нужно собрать у учеников все идеи или ассоциации связанные с каким-либо понятием (например, с темой урока). Кластер - универсальный приём . Он отлично подходит для любой стадии урока .

4 . «Кластер»

Описание приёма: Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Суть приёма - представление информации в графическом оформлении.

Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда этот приём называют «наглядным мозговым штурмом».

Цель приёма: Кластер используется, когда нужно собрать у учеников все идеи или ассоциации связанные с каким-либо понятием (например, с темой урока).

Кластер - универсальный приём . Он отлично подходит для любой стадии урока .

5. Приём «Узкий» и «Широкий» вопросы »  Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса. Стратегия позволяет формировать: умение формулировать вопросы; умение соотносить понятия. «Узкий» предполагает однозначный краткий ответ.  «Широкий» - развернутый.  тема урока

5. Приём «Узкий» и «Широкий» вопросы » Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса.

Стратегия позволяет формировать: умение формулировать вопросы; умение соотносить понятия.

«Узкий» предполагает однозначный краткий ответ. «Широкий» - развернутый.

тема урока "Информационная безопасность" можно предложить детям.

«Узкий» вопрос. Какие группы информационных преступлений вы знаете?

«Широкий» вопрос. Какие примеры из жизни служат доказательством обеспечения информационной безопасности личности в нашем государстве?

Таблица  вопросов

«Узкие» вопросы

Кто?

«Широкие» вопросы

Дайте три объяснения, почему… ?

Что?

Когда?

Объясните, почему… ?

Может…?

Почему вы думаете… ?

Будет…?

Почему вы считаете… ?

В чём различие… ?

Мог ли…?

Как звать…?

Предположите, что будет, если… ?

Было ли…?

Что, если… ?

Верно ли?

Согласны ли вы…?

6 . Приём «Опорный конспект» или «Конкурс шпаргалок» Для формирования читательского умения находить и извлекать информацию из текста предлагаем задания, в которых требуется работать с графической информацией: извлекать информацию, ориентируясь на слова (подписи под рисунками, названия столбиков диаграммы, название таблиц, схем); понимать язык графика, схемы, диаграммы.  Технология приема:   Составить опорный конспект по изучаемой теме и «озвучить» его. Принять участие в «конкурсе шпаргалок». Конкурс шпаргалок — форма учебной работы, в процессе подготовки которой отрабатываются умения «сворачивать и разворачивать информацию» в определенных ограничительных условиях, количество слов и других единиц информации соответствует принятым условиям (например, на листе может быть не больше 10 слов, трех условных знаков, семи стрелок или линий). Лучшие «шпаргалки» по мере их использования на уроке вывешиваются на стенде. В конце изучения темы подводятся итоги.

6 . Приём «Опорный конспект» или «Конкурс шпаргалок»

Для формирования читательского умения находить и извлекать информацию из текста предлагаем задания, в которых требуется работать с графической информацией: извлекать информацию, ориентируясь на слова (подписи под рисунками, названия столбиков диаграммы, название таблиц, схем); понимать язык графика, схемы, диаграммы.

Технология приема:  

  • Составить опорный конспект по изучаемой теме и «озвучить» его.
  • Принять участие в «конкурсе шпаргалок».

Конкурс шпаргалок — форма учебной работы, в процессе подготовки которой отрабатываются умения «сворачивать и разворачивать информацию» в определенных ограничительных условиях, количество слов и других единиц информации соответствует принятым условиям (например, на листе может быть не больше 10 слов, трех условных знаков, семи стрелок или линий).

Лучшие «шпаргалки» по мере их использования на уроке вывешиваются на стенде. В конце изучения темы подводятся итоги.

7. Концептуальная таблица

Прием "концептуальная таблица" особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит. привести к пример: « Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»

Помещик

Окружающая обстановка

Манилов (познакомился в городе, ехал по приглашению)

портрет

Дом господский стоял одиноко на возвышении; скучно- сине-ватый лес; день не то ясный, не то мрачный, светло-серый; в доме чего-нибудь вечно недос-тавало; стены выкрашены какой-то голубенькой красной вроде серенькой

Коробочка (попал случайно во время дождя)

Небольшой домик, полный двор птиц, старенькие обои, картины с птицами, старинные маленькие зеркала, огромные перины

характер

На взгляд человек видный, приятный, улыбался заманчиво; был белокур, с голубыми глазами

Ноздрев (познакомился в городе, встретился в трактире в пути к Собакевичу)

Конюшня, где 2 лошади; пруд; псарня в отличном состоянии: был среди псов как отец семейства; плохие земли; в кабинете висели сабли и ружья, кинжалы, шарманка, трубки

Человек так себе, ни то ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан; дома говорил очень мало; много думал, фантазировал; уже 2 года читал 14-ю стр.

Женщина пожилых лет, в спальном чепце, с фланелью на шее

Отношение к просьбе Чичикова

Гостеприимная, торгует мёдом, пенькой, салом, перьями

Удивился, согласился передать бесплатно; не знает, сколько у него умерло крестьян

Среднего роста, черные густые волосы, румяные щеки, белые зубы, черные бакенбарды, свеж

Интересуется, зачем они ему; знает точное количество умер-ших (18 душ), боится понести убытку, хочет немного подож-дать, согласилась продать за 15 ассигнаций

Играет в карты, ли-хач, кутила, любит погулять; дома боль-ше дня не может уси-деть; исторический человек, рассказывает небылицы, врёт

«Зачем они тебе? Верно, что-нибудь затеял? Пока не скажешь, не сделаю»; не верит объяснени-ям Чичикова, называет его мо-шенником, предлагает купить в придачу коня, собак, шарманку; затеял драку, Чичиков еле-еле убежал от него

8.   Комплексный анализ текста.   Интерес к этому приему работы с текстом продиктован необходимостью подготовки учащихся к выпускным экзаменам в 9, 11 классах. Работа над анализом текста начинается в 5 классе на уроках русского языка и продолжается до 11 с учетом возраста и полученных знаний, но уже не только на уроках русского языка, а на уроках обществознания (задание ОГЭ). Ученики приучаются к первичным основам лингвистического комплексного анализа текста.

  • «Синквейн» (от англ. «путь мысли») имеет определённую схему, по которой мы раскрываем суть понятия, определения, правила, это  творческая работа , которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Пишется оно по определенным правилам:  1 строка –  одно существительное , выражающее главную тему синквейна;  2 строка –  два прилагательных , выражающих главную мысль;  3 строка –  три глагола , описывающие действия в рамках темы; 4 строка –  фраза , несущая определенный смысл;  5 строка – заключение в форме  существительного  (ассоциация с первым словом). 

Составляем синквейн на тему:

«Читательская грамотность». Работают все.

«Читательская грамотность»  ЧТЕНИЕ БАЗОВОЕ, УНИВЕРСАЛЬНОЕ ПОНИМАТЬ, РАЗМЫШЛЯТЬ ,  ИСПОЛЬЗОВАТЬ КЛЮЧЕВЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ  БУДУЩЕЕ

«Читательская грамотность»

ЧТЕНИЕ

БАЗОВОЕ, УНИВЕРСАЛЬНОЕ

ПОНИМАТЬ, РАЗМЫШЛЯТЬ ,

ИСПОЛЬЗОВАТЬ

КЛЮЧЕВЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ

БУДУЩЕЕ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!