Пояснительная записка.
ДКР, проведенная 18.02.17 г. показала, что выпускник испытывает трудности при написании комментария к проблеме исходного текста (критерий К2). Данный урок имеет целью формирование названного умения .
На уроке отрабатываются формирования УУД: личностных, метапредметных, предметных.
Задачи:
совершенствовать умение понимать прочитанный текст;
научить определять различные виды информации в исходном тексте и использовать их при написании комментария;
формировать коммуникативные компетенции;
совершенствовать умение создавать связный текст в письменной форме,
учить умению определять личные цели и оценивать свою деятельность на уроке.
Оборудование: Текст, приложения (раздаточный материал)
Слова на листе: подтекст, лицемерие, ханжество в унисон
План урока
Организационный момент.
Повторение. Работа с таблицей видов информации.
Заполнение листа целеполагания и самооценки.
Работа с текстом и заполнение таблицы в тетрадях.
Сообщение ученика о фразеологизме «крокодиловы слёзы».
Составление комментария.
Запись домашнего задания.
Рефлексия.
Ход урока
Организационный момент.
Заполнение тетрадей (дата, тема урока).
на столе лежат приложения в том порядке, в каком они понадобятся на уроке (Требования к комментарию. Таблица видов информации. Критерии оценивания сочинения. Лист целеполагания и самооценки. Текст Ал. П. Чехова «Слёзы крокодила». Информация о тексте. )
Повторение.
Вспомните, что значит «прокомментировать» проблему и каковы задачи комментария.? В ответе на этот вопрос используйте памятку «Требования к комментарию».
Что нужно для того, чтобы написать комментарий?
- Нужно понять текст.
3. Что значит «понять текст»?
- Уметь прочитать его, т. е. извлечь из него информацию, понять авторский замысел, идею.
4. Вспомните, как можно получить информацию в тексте?
1) Понять тему текста.
5. Что значит тема текста?
Это то, о чём говорится в тексте. Внешняя сторона текста. Чтобы определить тему текста, нужно ответить на вопрос: О ком (о чём) говорится в тексте?
6. Еще какая информация может быть в тексте?
- подтекстовая информация.
Эта такая информация, которая читатель получает, анализируя реплики героев, их мысли, детали портрета, название текста. Это скрытый смысл текста.
8. Какая ещё информация может быть в тексте?
- авторский замысел, идея. «Что хотел сказать автор?».
9. Попробуем сформулировать цель нашего урока.
Цели:
Научиться писать комментарий к сформулированной проблеме;
Задачи:
- понимать текст;
- научиться извлечь информации, использовать их при написании сочи-
нения;
- научиться создавать связный текст в письменной форме;
- научиться следовать требованиям критериев при написании сочинения.
III. Работа с листом целеполагания и самооценки.
Эти задачи перечислены в листе целеполагания и самооценки. Прочитайте ещё раз внимательно и определите, что для вас является главным, чему вы хотели бы сегодня научиться, отметьте нужные цели кружочком, т.е. мы учимся ставить личные цели и совершенствовать умение оценивать свою деятельность. (Ученик отмечает для себя цели).
IV.Работа с текстом и заполнение таблицы в тетради.
Чтение текста Александра Павловича Чехова (брат А. П. Чехова) «Слёзы крокодила»
(учитель).
Перед чтением дать задание: внимательно послушайте текст и ответьте на вопрос: «Каким вы увидели главного героя?»
Итак, кто главный герой рассказа, каким вы его увидели?
- Главный герой рассказа – Поликарп Семёнович Иудин. Думает одно, а поступает по-другому, т. е. внешняя сторона личности героя и внутренняя не совпадают.
3. Работа по таблице.
Поликарп Семёнович Иудин
Мысли героя Поступки героя
4.С чего начинается текст?
- С размышлений главного героя.
5. О чём он думает? Находим предложения
Мысли героя.
6.Каков же характер мыслей Поликарпа Семёновича?
- Мысли благие: жалость, сочувствие бедным, осуждение богатых.
7. Но вот герой начинает действовать. Каковы его поступки? Выделяем предложения.
8.Какого вида информацию мы искали, следя за поступками и мыслями героя?
- Фактуальную.
9. Что можно сказать о герое, исходя из этой информации?
- Неискренен: поступки не соответствуют размышлениям. Мысли говорят о сочувствии, а поступки противоположны мыслям – он обирает бедных.
10. Как это характеризует героя?
- Он лицемерен.
11. О чём же этот текст?
- О лицемерии.
12. Каково лексическое значение слова «лицемерие»?
Лицемерие – поведение, прикрывающее неискренность, притворство.
Ещё его можно назвать ханжой.
13. Как вы определили, что текст о лицемерии, ведь в тексте этого слова нет?
- Из названия «Слёзы крокодила». Есть фразеологизм «крокодиловы слёзы», здесь этот фразеологизм видоизменён.
V. Сообщение ученика о фразеологизме “крокодиловы слёзы».
(происхождение, значение фразеологизма, употребление в речи).
Почему рассказ назван «Слёзы крокодила», а не «Крокодиловы слёзы»?
- Автор даёт возможность читателю самому сделать выводы. Если бы рассказ имел название «Крокодиловы слёзы», это была бы прямая оценка, а так читатель должен подумать сам.
2. Что ещё помогло определить, что текст о лицемерии?
- «Говорящая» фамилия героя – Иудин. Иуда – предатель, он предал Иисуса Христа, хотя называл себя его учеником, последователем.
- Несоответствие поступков героя его мыслям (см. таблицу).
- Обращает на себя внимание тот факт, что возвышенная, пафосная лексика соседствует с приземлёнными жестами: «страдания», «в мироздании не было нищеты, продажности, позора», «человечество… породило этот бич» - и жесты: «вынул из кармана правую руку и почесал затылок», «вынул левую руку», скорбно провёл по лицу.
- Неестественность мыслей подчёркивается в предложении 4: «рассуждал в унисон с плачущим небом».
В унисон – созвучие из двух или нескольких звуков одинаковой высоты (воспроизводимых разными голосами или инструментами);
перен. : согласно, согласованно.
Как называется вся эта информация(«говорящая фамилия, название, лексика, жесты)?
- Подтекстовая, скрытая.
3. Цель урока – научиться создавать комментарий к проблеме исходного текста. Чего нам для этого не хватает?
- Формулировки проблемы.
4. Какая проблема волнует автора?
- Проблема лицемерия.
5. Попробуйте сформулировать проблему. В случае затруднения
обратитесь к памятке.
Проблема человеческого двуличия, лицемерия.
6. Сформулируйте позицию автора. Что хотел сказать нам автор?
Лицемер, двуличный человек достоин насмешки и презрения.
Часто в художественных текстах позиция автора бывает выражена не прямо, а опосредованно, как в данном тексте. Именно позицией автора будет заканчиваться комментарий (см. требования к комментарию).
VI. Выполнение тестового задания.
Какое высказывание противоречит содержанию теста?.
Поликарпу Семёновичу доставляет удовольствие мысленно сочувствовать обездоленным людям, чувствовать себя их моральным заступником, осуждающим несправедливость жизни.
Иудин искренне стремится помочь людям, попавшим в затруднительное положение.
Философствуя на тему несправедливого устройства мира, Иудин осуждает богатых за равнодушие к людскому горю.
Ростовщик беззастенчиво и безжалостно обирает бедняков.
Ответ: 2.
Убираем его. Все остальные варианты – не что иное, как аспекты проблемы лицемерия, двуличия, ханжества, которые и следует прокомментировать.
Материал для комментария собран, начнём его составлять.
VII. Составление комментария.
Чтение требований к комментарию.
Попробуйте передать сюжет рассказа 1-2 предложениями.
Обратимся к деформированному тексту (метод незаконченного предложения).
Главный герой ростовщик Поликарп Семёнович Иудин размышляет о ______________ , сочувствует ____________, осуждает_____________ и в то же время____________________.
Ученик вставляет пропущенные фразы, затем появляется содержание фразы полностью.
Главный герой ростовщик Поликарп Семёнович Иудин размышляет о несправедливости, существующей в мире, сочувствует обездоленным людям, осуждает богатых и в то же время беззастенчиво и безжалостно обирает нищих.
VIII. Запись домашнего задания.
Д/з: Работать над критерием К4 (Аргументация собственного мнения по проблеме)
IX.Рефлексия.
Какие цели вы поставили в начале урока? Чему учились?
В листе целеполагания и оценки отметь, достиг ли ты поставленной перед собой цели.
Поразмышляй об этом и укажи в листе самооценки, что и по какой причине не получилось (или устно)
Спасибо за работу.
Приложение.
Литература
Г. Т. Егораева. Русский язык. Комментарий к основной проблеме текста. Аргументация. Изд-во «Экзамен», М., 2013.
Н. А. Сенина, А. Г. Нарушевич. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки. М.: «Просвещение», 2010.
А. Г. Нарушевич. Формулируем, комментируем, аргументируем. Учимся писать сочинение на ЕГЭ по русскому языку. // Газета «Русский язык» №12, 2006.
И. Р. Гальперин Текст как объект лингвистического исследования. М.: «Просвещение», 1981.
Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. Словарь-справочник лингвистических терминов. М.: «Просвещение», 1976.
А. Г. Асмолов. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. М.: «Просвещение», 2011.
Образовательная система «Школа 2100» - качественное образование для всех. Сб. материалов. М.: Баласс, 2006.