СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к сочинению ЕГЭ по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ДКР, проведенная 18.02.17 г. показала, что выпускник испытывает трудности при  написании комментария к проблеме исходного текста (критерий К2). Данный урок имеет целью формирование названного умения .

На уроке отрабатываются формирования УУД: личностных, метапредметных, предметных.

Задачи:

  • совершенствовать умение понимать прочитанный текст;
  • научить определять различные виды информации в исходном тексте и использовать их при написании комментария;
  • формировать коммуникативные компетенции;
  • совершенствовать умение создавать связный текст в письменной форме,
  • учить умению определять личные цели и оценивать свою деятельность на уроке.

    Задачи:

  • совершенствовать умение понимать прочитанный текст;
  • научить определять различные виды информации в исходном тексте и использовать их при написании комментария;
  • формировать коммуникативные компетенции;
  • совершенствовать умение создавать связный текст в письменной форме,
  • учить умению определять личные цели и оценивать свою деятельность на уроке.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к сочинению ЕГЭ по русскому языку»

Пояснительная записка.

ДКР, проведенная 18.02.17 г. показала, что выпускник испытывает трудности при написании комментария к проблеме исходного текста (критерий К2). Данный урок имеет целью формирование названного умения .

На уроке отрабатываются формирования УУД: личностных, метапредметных, предметных.

Задачи:

  • совершенствовать умение понимать прочитанный текст;

  • научить определять различные виды информации в исходном тексте и использовать их при написании комментария;

  • формировать коммуникативные компетенции;

  • совершенствовать умение создавать связный текст в письменной форме,

  • учить умению определять личные цели и оценивать свою деятельность на уроке.

Оборудование: Текст, приложения (раздаточный материал)

Слова на листе: подтекст, лицемерие, ханжество в унисон



План урока

  1. Организационный момент.

  2. Повторение. Работа с таблицей видов информации.

  3. Заполнение листа целеполагания и самооценки.

  4. Работа с текстом и заполнение таблицы в тетрадях.

  5. Сообщение ученика о фразеологизме «крокодиловы слёзы».

  6. Составление комментария.

  7. Запись домашнего задания.

  8. Рефлексия.



Ход урока

  1. Организационный момент.

Заполнение тетрадей (дата, тема урока).

на столе лежат приложения в том порядке, в каком они понадобятся на уроке (Требования к комментарию. Таблица видов информации. Критерии оценивания сочинения. Лист целеполагания и самооценки. Текст Ал. П. Чехова «Слёзы крокодила». Информация о тексте. )

  1. Повторение.

  1. Вспомните, что значит «прокомментировать» проблему и каковы задачи комментария.? В ответе на этот вопрос используйте памятку «Требования к комментарию».

  2. Что нужно для того, чтобы написать комментарий?

- Нужно понять текст.

3. Что значит «понять текст»?

- Уметь прочитать его, т. е. извлечь из него информацию, понять авторский замысел, идею.

4. Вспомните, как можно получить информацию в тексте?

1) Понять тему текста.

5. Что значит тема текста?

Это то, о чём говорится в тексте. Внешняя сторона текста. Чтобы определить тему текста, нужно ответить на вопрос: О ком (о чём) говорится в тексте?

6. Еще какая информация может быть в тексте?

- подтекстовая информация.

Эта такая информация, которая читатель получает, анализируя реплики героев, их мысли, детали портрета, название текста. Это скрытый смысл текста.

8. Какая ещё информация может быть в тексте?

- авторский замысел, идея. «Что хотел сказать автор?».

9. Попробуем сформулировать цель нашего урока.

Цели:

Научиться писать комментарий к сформулированной проблеме;

Задачи:

- понимать текст;

- научиться извлечь информации, использовать их при написании сочи-

нения;

- научиться создавать связный текст в письменной форме;

- научиться следовать требованиям критериев при написании сочинения.

III. Работа с листом целеполагания и самооценки.

Эти задачи перечислены в листе целеполагания и самооценки. Прочитайте ещё раз внимательно и определите, что для вас является главным, чему вы хотели бы сегодня научиться, отметьте нужные цели кружочком, т.е. мы учимся ставить личные цели и совершенствовать умение оценивать свою деятельность. (Ученик отмечает для себя цели).

IV.Работа с текстом и заполнение таблицы в тетради.

  1. Чтение текста Александра Павловича Чехова (брат А. П. Чехова) «Слёзы крокодила»

(учитель).

Перед чтением дать задание: внимательно послушайте текст и ответьте на вопрос: «Каким вы увидели главного героя?»

  1. Итак, кто главный герой рассказа, каким вы его увидели?

- Главный герой рассказа – Поликарп Семёнович Иудин. Думает одно, а поступает по-другому, т. е. внешняя сторона личности героя и внутренняя не совпадают.

3. Работа по таблице.



Поликарп Семёнович Иудин

Мысли героя Поступки героя





4.С чего начинается текст?

- С размышлений главного героя.

5. О чём он думает? Находим предложения

Мысли героя.

6.Каков же характер мыслей Поликарпа Семёновича?

- Мысли благие: жалость, сочувствие бедным, осуждение богатых.

7. Но вот герой начинает действовать. Каковы его поступки? Выделяем предложения.

8.Какого вида информацию мы искали, следя за поступками и мыслями героя?

- Фактуальную.

9. Что можно сказать о герое, исходя из этой информации?

- Неискренен: поступки не соответствуют размышлениям. Мысли говорят о сочувствии, а поступки противоположны мыслям – он обирает бедных.

10. Как это характеризует героя?

- Он лицемерен.

11. О чём же этот текст?

- О лицемерии.

12. Каково лексическое значение слова «лицемерие»?

Лицемерие – поведение, прикрывающее неискренность, притворство.

Ещё его можно назвать ханжой.

13. Как вы определили, что текст о лицемерии, ведь в тексте этого слова нет?

- Из названия «Слёзы крокодила». Есть фразеологизм «крокодиловы слёзы», здесь этот фразеологизм видоизменён.

V. Сообщение ученика о фразеологизме “крокодиловы слёзы».

(происхождение, значение фразеологизма, употребление в речи).

  1. Почему рассказ назван «Слёзы крокодила», а не «Крокодиловы слёзы»?

- Автор даёт возможность читателю самому сделать выводы. Если бы рассказ имел название «Крокодиловы слёзы», это была бы прямая оценка, а так читатель должен подумать сам.

2. Что ещё помогло определить, что текст о лицемерии?

- «Говорящая» фамилия героя – Иудин. Иуда – предатель, он предал Иисуса Христа, хотя называл себя его учеником, последователем.

- Несоответствие поступков героя его мыслям (см. таблицу).

- Обращает на себя внимание тот факт, что возвышенная, пафосная лексика соседствует с приземлёнными жестами: «страдания», «в мироздании не было нищеты, продажности, позора», «человечество… породило этот бич» - и жесты: «вынул из кармана правую руку и почесал затылок», «вынул левую руку», скорбно провёл по лицу.

- Неестественность мыслей подчёркивается в предложении 4: «рассуждал в унисон с плачущим небом».

В унисон – созвучие из двух или нескольких звуков одинаковой высоты (воспроизводимых разными голосами или инструментами);

перен. : согласно, согласованно.

  1. Как называется вся эта информация(«говорящая фамилия, название, лексика, жесты)?

- Подтекстовая, скрытая.

3. Цель урока – научиться создавать комментарий к проблеме исходного текста. Чего нам для этого не хватает?

- Формулировки проблемы.

4. Какая проблема волнует автора?

- Проблема лицемерия.

5. Попробуйте сформулировать проблему. В случае затруднения

обратитесь к памятке.

Проблема человеческого двуличия, лицемерия.

6. Сформулируйте позицию автора. Что хотел сказать нам автор?

Лицемер, двуличный человек достоин насмешки и презрения.

Часто в художественных текстах позиция автора бывает выражена не прямо, а опосредованно, как в данном тексте. Именно позицией автора будет заканчиваться комментарий (см. требования к комментарию).

VI. Выполнение тестового задания.

Какое высказывание противоречит содержанию теста?.

  1. Поликарпу Семёновичу доставляет удовольствие мысленно сочувствовать обездоленным людям, чувствовать себя их моральным заступником, осуждающим несправедливость жизни.

  2. Иудин искренне стремится помочь людям, попавшим в затруднительное положение.

  3. Философствуя на тему несправедливого устройства мира, Иудин осуждает богатых за равнодушие к людскому горю.

  4. Ростовщик беззастенчиво и безжалостно обирает бедняков.

Ответ: 2.

Убираем его. Все остальные варианты – не что иное, как аспекты проблемы лицемерия, двуличия, ханжества, которые и следует прокомментировать.

Материал для комментария собран, начнём его составлять.

VII. Составление комментария.

  1. Чтение требований к комментарию.

  2. Попробуйте передать сюжет рассказа 1-2 предложениями.

  3. Обратимся к деформированному тексту (метод незаконченного предложения).

Главный герой ростовщик Поликарп Семёнович Иудин размышляет о ______________ , сочувствует ____________, осуждает_____________ и в то же время____________________.

Ученик вставляет пропущенные фразы, затем появляется содержание фразы полностью.

Главный герой ростовщик Поликарп Семёнович Иудин размышляет о несправедливости, существующей в мире, сочувствует обездоленным людям, осуждает богатых и в то же время беззастенчиво и безжалостно обирает нищих.

VIII. Запись домашнего задания.

Д/з: Работать над критерием К4 (Аргументация собственного мнения по проблеме)

IX.Рефлексия.

  1. Какие цели вы поставили в начале урока? Чему учились?

  2. В листе целеполагания и оценки отметь, достиг ли ты поставленной перед собой цели.

Поразмышляй об этом и укажи в листе самооценки, что и по какой причине не получилось (или устно)

Спасибо за работу.













































Приложение.













































Литература

  1. Г. Т. Егораева. Русский язык. Комментарий к основной проблеме текста. Аргументация. Изд-во «Экзамен», М., 2013.

  2. Н. А. Сенина, А. Г. Нарушевич. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки. М.: «Просвещение», 2010.

  3. А. Г. Нарушевич. Формулируем, комментируем, аргументируем. Учимся писать сочинение на ЕГЭ по русскому языку. // Газета «Русский язык» №12, 2006.

  4. И. Р. Гальперин Текст как объект лингвистического исследования. М.: «Просвещение», 1981.

  5. Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. Словарь-справочник лингвистических терминов. М.: «Просвещение», 1976.

  6. А. Г. Асмолов. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. М.: «Просвещение», 2011.

  7. Образовательная система «Школа 2100» - качественное образование для всех. Сб. материалов. М.: Баласс, 2006.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!