СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к сочинению егэ русский язык

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

презентация предназначена для подготовки к заданию 26 егэ по русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к сочинению егэ русский язык»

Выполнение задания 26 на ЕГЭ Написание сочинения – рассуждения по предложенному тексту

Выполнение задания 26 на ЕГЭ

Написание сочинения – рассуждения по предложенному тексту

Композиция  Построение сочинения , связь его частей в единое целое

Композиция

Построение сочинения ,

связь его частей в единое целое

Композиция Собственная позиция Позиция автора Комментарий 2 примера из текста Аргументы 2 примера Проблема текста Проблема Вывод 3

Композиция

Собственная позиция

Позиция автора

Комментарий

2 примера из текста

Аргументы

2 примера

Проблема текста

Проблема

Вывод

3

План написания сочинения 1. Сформулировать проблему 2. Прокомментировать проблему, включив в  комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, важны для понимания проблемы исходного текста. 3. Определить позицию автора по данной проблеме 4. Высказать собственное мнение ,согласившись или не согласившись с автором 5. Доказать свою точку зрения, приведя не менее двух аргументов (каждый из них даётся в новом абзаце): первый – из литературы, публицистики  второй – из собственного жизненного опыта 6. Итоговый вывод(заключение)

План написания сочинения

1. Сформулировать проблему

2. Прокомментировать проблему, включив в

комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, важны для понимания проблемы исходного текста.

3. Определить позицию автора по данной проблеме

4. Высказать собственное мнение ,согласившись или не согласившись с автором

5. Доказать свою точку зрения, приведя не менее двух аргументов (каждый из них даётся в новом абзаце):

  • первый – из литературы, публицистики
  • второй – из собственного жизненного опыта

6. Итоговый вывод(заключение)

Формулировка проблемы Проблема вопрос, который интересует автора исходного текста и вызывает его раздумья и размышления сложный вопрос, требующий разрешения В тексте может быть несколько проблем! Какую выбрать? Рекомендуется выбрать ту, которая: находится в центре внимания автора (главная, а не второстепенная) даёт больший простор для выражения собственных мыслей ( ученик знает, какие приведёт аргументы)

Формулировка проблемы

Проблема

  • вопрос, который интересует автора исходного текста и вызывает его раздумья и размышления
  • сложный вопрос, требующий разрешения

В тексте может быть несколько проблем!

Какую выбрать? Рекомендуется выбрать ту, которая:

  • находится в центре внимания автора (главная, а не второстепенная)
  • даёт больший простор для выражения собственных мыслей ( ученик знает, какие приведёт аргументы)
Способы формулировки проблемы В виде вопроса 1. Почему дети не думают о необходимости выражения  благодарности родителям? Нужно ли выражать свои  чувства по отношению к родителям?  2. Что делает детство счастливой порой?

Способы формулировки проблемы

  • В виде вопроса

1. Почему дети не думают о необходимости выражения

благодарности родителям? Нужно ли выражать свои

чувства по отношению к родителям?

2. Что делает детство счастливой порой?

Способы формулировки проблемы 2. Назывное предложение   Выражение благодарности к родителям. Всегда ли задумывается над этим молодое поколение?

Способы формулировки проблемы

2. Назывное предложение

Выражение благодарности к родителям. Всегда ли задумывается над этим молодое поколение?

Речевые клише для формулировки проблемы В своём тексте писатель(автор, публицист) … рассматривает( поднимает, привлекает внимание к проблеме, выдвигает на всеобщее рассуждение…) Текст писателя(публициста)… заставил меня задуматься над проблемой… Проблема сложная, серьёзная, острая, философская…

Речевые клише для формулировки проблемы

  • В своём тексте писатель(автор, публицист) … рассматривает( поднимает, привлекает внимание к проблеме, выдвигает на всеобщее рассуждение…)
  • Текст писателя(публициста)… заставил меня задуматься над проблемой…
  • Проблема сложная, серьёзная, острая, философская…
Типичные ошибки при формулировки проблемы Слова «проблема» и «тема» не являются синонимами , поэтому нельзя, подразумевая проблему, писать вместо этого слова «тема» Так начинать работу нельзя!  Автор данного текста затрагивает актуальную проблему . Это тема выражения чувства благодарности детей по отношению к своим родителям. В тексте может быть несколько проблем. Нужно выбрать одну и работать с ней, а не формулировать все проблемы и в дальнейшем комментировать каждую .

Типичные ошибки при формулировки проблемы

  • Слова «проблема» и «тема» не являются синонимами , поэтому нельзя, подразумевая проблему, писать вместо этого слова «тема»
  • Так начинать работу нельзя!

Автор данного текста затрагивает актуальную проблему . Это тема выражения чувства благодарности детей по отношению к своим родителям.

  • В тексте может быть несколько проблем. Нужно выбрать одну и работать с ней, а не формулировать все проблемы и в дальнейшем комментировать каждую .
Комментарий проблемы   Комментарий – это «разъяснительные примечания к какому-либо тексту» (словарь Ожегова), т.е. комментарий – это объяснение, толкование поднятой проблемы).

Комментарий проблемы

Комментарий – это «разъяснительные примечания к какому-либо тексту» (словарь Ожегова), т.е. комментарий – это объяснение, толкование поднятой проблемы).

Типы комментария Текстуальный комментарий предполагает объяснение текста, следуя за автором в раскрытии проблемы, т.е.связываете мысли автора со своими знаниями о жизни. Концептуальный - вы, опираясь на понимание проблемы, даете различного рода объяснения, т.е идете от действительности к тексту

Типы комментария

  • Текстуальный комментарий предполагает объяснение текста, следуя за автором в раскрытии проблемы, т.е.связываете мысли автора со своими знаниями о жизни.
  • Концептуальный - вы, опираясь на понимание проблемы, даете различного рода объяснения, т.е идете от действительности к тексту
Текстуальный комментарий Как автору удаётся привлечь внимание к данной проблеме? На каком материале автор раскрывает проблему( случай из жизни)? Какие поступки совершает герой и как это его характеризует? Какие имена известных людей, факты, цитаты, события упоминаются автором и для чего? Какие эмоции у автора вызывают описанные события и почему?

Текстуальный комментарий

  • Как автору удаётся привлечь внимание к данной проблеме?
  • На каком материале автор раскрывает проблему( случай из жизни)?
  • Какие поступки совершает герой и как это его характеризует?
  • Какие имена известных людей, факты, цитаты, события упоминаются автором и для чего?
  • Какие эмоции у автора вызывают описанные события и почему?
Речевые клише для введения текстуального комментария Чтобы привлечь внимание читателей…рассказывает историю…, повествует…, приводит факты…, на примере случая из жизни великого писателя… показывает… Чтобы лучше разобраться в этом злободневном вопросе, автор повествует о… Особенно грустно(страшно), по мнению автора, что…

Речевые клише для введения текстуального комментария

  • Чтобы привлечь внимание читателей…рассказывает историю…, повествует…, приводит факты…, на примере случая из жизни великого писателя… показывает…
  • Чтобы лучше разобраться в этом злободневном вопросе, автор повествует о… Особенно грустно(страшно), по мнению автора, что…
Важно помнить!!! Комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст. Нельзя пускаться в общие рассуждения по проблеме, отрываясь от текста. Комментировать надо именно то, как автор понимает эту проблему. Комментарий – не пересказ, не цитирование, а анализ постижения авторской логики в раскрытии проблемы данного текста.

Важно помнить!!!

  • Комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст.
  • Нельзя пускаться в общие рассуждения по проблеме, отрываясь от текста. Комментировать надо именно то, как автор понимает эту проблему.
  • Комментарий – не пересказ, не цитирование, а анализ постижения авторской логики в раскрытии проблемы данного текста.
Комментарий проблемы Концептуальный – интерпретация проблемы исходного текста( рассмотрение её актуальности и сопоставление различных точек зрения по данному вопросу: Как автору удаётся привлечь внимание к данной проблеме? К какой категории относится затронутая автором проблема( нравственная, философская, социальная, экологическая, психологическая)? Насколько данная проблема актуальна в наши дни? Почему эта проблема относится к разряду вечных ? Кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с этой проблемой? Традиционна эта проблема или нова? Если нова, то что стало причиной её появления, жизнеспособна ли она?

Комментарий проблемы

Концептуальный – интерпретация проблемы исходного текста( рассмотрение её актуальности и сопоставление различных точек зрения по данному вопросу:

  • Как автору удаётся привлечь внимание к данной проблеме?
  • К какой категории относится затронутая автором проблема( нравственная, философская, социальная, экологическая, психологическая)?
  • Насколько данная проблема актуальна в наши дни?
  • Почему эта проблема относится к разряду вечных ?
  • Кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с этой проблемой?
  • Традиционна эта проблема или нова? Если нова, то что стало причиной её появления, жизнеспособна ли она?
Речевые клише для введения концептуального комментария Эта проблема актуальна сегодня как никогда, и известный писатель не обошёл её вниманием… Действительно, проблема… очень серьёзна и затрагивает каждого из нас. Этот вопрос довольно часто поднимается в средствах массовой информации. Например, мы узнаём из новостей, что… Всё это, к сожалению, является результатом безответственной деятельности человека, его равнодушия к… Актуальность этой проблемы не подлежит сомнению. Психологами давно доказано:…Вот почему обозначенный вопрос так часто обсуждается в средствах массовой информации.

Речевые клише для введения концептуального комментария

  • Эта проблема актуальна сегодня как никогда, и известный писатель не обошёл её вниманием…
  • Действительно, проблема… очень серьёзна и затрагивает каждого из нас. Этот вопрос довольно часто поднимается в средствах массовой информации. Например, мы узнаём из новостей, что… Всё это, к сожалению, является результатом безответственной деятельности человека, его равнодушия к…
  • Актуальность этой проблемы не подлежит сомнению. Психологами давно доказано:…Вот почему обозначенный вопрос так часто обсуждается в средствах массовой информации.
Ошибки при написании комментария Подробный пересказ исходного текста и его обширное цитирование. Подмена комментария простым пересказом недопустима! Констатация в одном предложении актуальности проблемы и характеристика её как социальной, нравственной или философской. Необходимо показать, как автор раскрывает проблему. Формулируется одна проблема, а комментируется другая.

Ошибки при написании комментария

  • Подробный пересказ исходного текста и его обширное цитирование. Подмена комментария простым пересказом недопустима!
  • Констатация в одном предложении актуальности проблемы и характеристика её как социальной, нравственной или философской. Необходимо показать, как автор раскрывает проблему.
  • Формулируется одна проблема, а комментируется другая.
Пример текстуального комментария  Чтобы привлечь внимание читателей к данной проблеме, автор вспоминает своё детство, родителей, особенно маму. Она всегда была рядом, вела хозяйство. Это было «обыденно» и «незримо», как само собой разумеещееся. Но ей не было места в мальчишеских играх. И говорить слова благодарности, выражать чувства любви к матери в семье было не принято. Став взрослым, автор сожалеет о том, что не говорил матери о своей любви в детстве.

Пример текстуального комментария

Чтобы привлечь внимание читателей к данной проблеме, автор вспоминает своё детство, родителей, особенно маму. Она всегда была рядом, вела хозяйство. Это было «обыденно» и «незримо», как само собой разумеещееся. Но ей не было места в мальчишеских играх. И говорить слова благодарности, выражать чувства любви к матери в семье было не принято. Став взрослым, автор сожалеет о том, что не говорил матери о своей любви в детстве.

Позиция автора Позиция автора – это отношение автора текста к проблеме, о которой он размышляет. Если проблема текста – это некоторый вопрос, то позиция автора – это ответ на этот вопрос, поставленный в тексте. То, в чем автор видит решение проблемы.  Выявить позицию автора, значит, ответить на вопросы: Что хотел сказать автор читателям, создавая данный текст? Как сам автор оценивает описываемую в тексте жизненную ситуацию и поступки героев?

Позиция автора

Позиция автора – это отношение автора текста к проблеме, о которой он размышляет.

Если проблема текста – это некоторый вопрос, то позиция автора – это ответ на этот вопрос, поставленный в тексте. То, в чем автор видит решение проблемы.

Выявить позицию автора, значит, ответить на вопросы:

  • Что хотел сказать автор читателям, создавая данный текст?
  • Как сам автор оценивает описываемую в тексте жизненную ситуацию и поступки героев?
Речевые клише для формулировки позиции автора Позиция автора текста выражена ясно и раскрывается в следующем предложении:…НН уверен (утверждает, считает), что… Позиция автора текста довольно ясна. Публициста НН волнует (беспокоит, тревожит, возмущает) то, что… Автор, оставляя читателю право выбора, достаточно чётко обозначает своё отношение к проблеме (чего?)… Он убеждён, что… Позиция автора состоит в том, что…

Речевые клише для формулировки позиции автора

  • Позиция автора текста выражена ясно и раскрывается в следующем предложении:…НН уверен (утверждает, считает), что…
  • Позиция автора текста довольно ясна. Публициста НН волнует (беспокоит, тревожит, возмущает) то, что…
  • Автор, оставляя читателю право выбора, достаточно чётко обозначает своё отношение к проблеме (чего?)… Он убеждён, что…
  • Позиция автора состоит в том, что…
Пример формулировки позиции автора  Позиция автора просматривается довольно отчётливо. Он считает, что дети часто не задумываются о том, как важно уметь выразить свою благодарность родителям, потому что забота кажется им привычной. Но, став взрослыми, они часто сожалеют о том, что вовремя не произнесли слова любви и благодарности самым близким для них людям.

Пример формулировки позиции автора

Позиция автора просматривается довольно отчётливо. Он считает, что дети часто не задумываются о том, как важно уметь выразить свою благодарность родителям, потому что забота кажется им привычной. Но, став взрослыми, они часто сожалеют о том, что вовремя не произнесли слова любви и благодарности самым близким для них людям.

Формулирование собственного мнения. Речевые клише. Нельзя не согласиться с автором текста в том, что… В этом убеждают нас и примеры из русской классики. Вспомним роман( повесть, рассказ, произведение)… Я согласен с автором данного текста в том, что… Именно об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики. Вспомним… Я с интересом прочитал текст писателя НН. Автор помог мне увидеть проблему… с новой стороны. Сразу вспомнился случай из моей собственной жизни. Я согласен с автором данного текста и тоже считаю:… В доказательство справедливости своей точки зрения приведу следующие примеры.

Формулирование собственного мнения. Речевые клише.

  • Нельзя не согласиться с автором текста в том, что… В этом убеждают нас и примеры из русской классики. Вспомним роман( повесть, рассказ, произведение)…
  • Я согласен с автором данного текста в том, что… Именно об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики. Вспомним…
  • Я с интересом прочитал текст писателя НН. Автор помог мне увидеть проблему… с новой стороны. Сразу вспомнился случай из моей собственной жизни.
  • Я согласен с автором данного текста и тоже считаю:… В доказательство справедливости своей точки зрения приведу следующие примеры.
Что такое аргументы?  Аргументы – это основания, доводы, подтверждающие или опровергающие какую-либо мысль. Примеры из жизни, собственные наблюдения и выводы, пословицы, поговорки , афоризмы ( без объяснения) оцениваются одним баллом !!!!   ПРИМЕРЫ ИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ, ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЙ, НАУЧНОЙ (НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЙ) ЛИТЕРАТУРЫ оцениваются ДВУМЯ баллами.

Что такое аргументы?

Аргументы – это основания, доводы, подтверждающие или опровергающие какую-либо мысль.

  • Примеры из жизни, собственные наблюдения и выводы, пословицы, поговорки , афоризмы ( без объяснения) оцениваются одним баллом !!!!
  • ПРИМЕРЫ ИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ, ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЙ, НАУЧНОЙ (НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЙ) ЛИТЕРАТУРЫ оцениваются ДВУМЯ баллами.
Литературные произведения, которые могут стать аргументами вашей позиции.   рассказ «Телеграмма » К.Г.Паустовского повесть В.Распутина «Последний срок» роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» стихотворения Н.А.Некрасов, С. Есенина и др.

Литературные произведения, которые могут стать аргументами вашей позиции.

  • рассказ «Телеграмма » К.Г.Паустовского
  • повесть В.Распутина «Последний срок»
  • роман И.С.Тургенева «Отцы и дети»
  • стихотворения Н.А.Некрасов, С. Есенина и др.
ПОМНИТЕ!!!  Говоря о художественном тексте, недостаточно просто упомянуть автора и название произведения , необходимо также указать конкретных героев, их поступки, слова, мысли, которые показывают связь этого художественного произведения с рассматриваемой проблемой.

ПОМНИТЕ!!!

Говоря о художественном тексте, недостаточно просто упомянуть автора и название произведения , необходимо также указать конкретных героев, их поступки, слова, мысли, которые показывают связь этого художественного произведения с рассматриваемой проблемой.

Следует помнить! Каждый аргумент начинается с нового абзаца. Аргументы должны быть высказаны очень корректно.

Следует помнить!

  • Каждый аргумент начинается с нового абзаца.
  • Аргументы должны быть высказаны очень корректно.
Пример формулировки своей точки зрения.  Я согласен с автором данного текста и тоже считаю: необходимо выражать чувства любви и благодарности к своим родителям своевременно, чтобы не приходилось сожалеть об этом во взрослой жизни. В доказательство справедливости своей точки зрения приведу роман И.С.Тургенева «Отцы и дети», герой которого Евгений Васильевич Базаров, снисходительно относясь своим родителям, не выражал им чувство сыновьей любви, хотя они в этом очень нуждались. И лишь перед смертью он проявил свою любовь, в том числе и попрося Анну Сергеевну Одинцову позаботиться о родителях

Пример формулировки своей точки зрения.

Я согласен с автором данного текста и тоже считаю: необходимо выражать чувства любви и благодарности к своим родителям своевременно, чтобы не приходилось сожалеть об этом во взрослой жизни. В доказательство справедливости своей точки зрения приведу роман И.С.Тургенева «Отцы и дети», герой которого Евгений Васильевич Базаров, снисходительно относясь своим родителям, не выражал им чувство сыновьей любви, хотя они в этом очень нуждались. И лишь перед смертью он проявил свою любовь, в том числе и попрося Анну Сергеевну Одинцову позаботиться о родителях

Пример формулировки своей точки зрения. Данный текст позволил мне посмотреть на себя со стороны. Ведь я тоже не слишком часто говорю своим родителям о том, что я люблю их, благодарен им за заботу. Постараюсь…

Пример формулировки своей точки зрения.

Данный текст позволил мне посмотреть на себя со стороны. Ведь я тоже не слишком часто говорю своим родителям о том, что я люблю их, благодарен им за заботу. Постараюсь…

Заключение  Заключение должно подвести итог рассуждения по поводу проблемы, поставленной автором исходного текста В заключение вышесказанного ещё раз подчеркну:.. Всё вышесказанное позволяет сделать вывод:… Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, затронутой в тексте, и…

Заключение

Заключение должно подвести итог рассуждения по поводу проблемы, поставленной автором исходного текста

  • В заключение вышесказанного ещё раз подчеркну:..
  • Всё вышесказанное позволяет сделать вывод:…
  • Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, затронутой в тексте, и…
Заключение  Всё вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что необходимо любить своих родителей и почаще говорить им о своей любви.

Заключение

Всё вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что необходимо любить своих родителей и почаще говорить им о своей любви.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!