Подготовка к написанию сочинения. ЕГЭ. Русский язык
ПРОБЛЕМА
Структура сочинения-рассуждения ЕГЭ
- Введение
- Постановка проблемы
- Комментарий к проблеме
- Позиция автора
- Ваша позиция
- Первый литературный аргумент
- Второй аргумент
- Заключение
.
Круглова И. А.
27.01.15 17:52
Круглова И. А.
Алгоритм выявления проблемы
Алгоритм выявления проблемы
.
Как сформулиро - вать проблему?
27.01.15 17:52
Круглова И. А.
Как выбрать одну проблему из нескольких?
.
Типовые конструкции для формулирования проблемы
Типовые конструкции для формулирования проблемы
Используя алгоритм, определите проблему текста
- История человечества — это история его культуры, потому и покушения на культуру (а общечеловеческая культура состоит из множества национальных) всегда покушение на человечество в целом. Чингисхан сжигал города и уничтожал святыни не только по врождённой злобности, но и по причине отсутствия элементарной культуры, непониманию того, что, кроме коня и шатра, существуют в мире и другие реальные ценности. Это я говорю не в извинение Чингисхану, а с иной целью — объяснить, что цивилизованные вандалы действуют не от неведения, не от темноты, но опираясь на чёткую уверенность в том, что регресс, уничтожение высокой культуры в целом или же высокой культуры того или иного народа лично для них — благо. В одном случае приходит на ум мысль сжечь чужие города, а ценности из чужих музеев перетащить в свои, в другом — отменить, если удастся, Шаляпина, чтобы Шаляпин самим фактом своего явления в мир не подчёркивал бы, что кто-то никогда не сможет стать Шаляпиным. И вместо высокого акта приобщения к пикам искусства возникает зависть и агрессия.
- (По Н. Самвеляну)
Типичные ошибки учащихся и комментарий к ним
Тип ошибки
Пример из сочинения
1. Непонимание проблемы
Комментарий эксперта
В данном тексте поднимается проблема истории человечества и вооружённых конфликтов.
Автор сочинения, не вникая в суть текста , пытается сформулировать проблему, опираясь на первое выхваченное из контекста словосочетание (история человечества) и упоминание исторического лица (Чингисхан). Типичные причины подобной ошибки — невнимательное чтение, неумение отделять главную информацию текста от второстепенной.
Тип ошибки
Пример из сочинения
Комментарий эксперта
2. Неумение сформулировать проблему.
В тексте Н. Самвелян выдвигается проблема о значимости культуры для человека.
Ученик в целом понимает проблематику текста, однако не может правильно и точно сформулировать мысль . В одном предложении несколько ошибок: ошибка в употреблении фамилии автора (правильно: в тексте Н. Самвеляна); речевая ошибка — нарушение лексической
выдвигается проблема» сочетаемости: « (правильно: поднимается, затрагивается проблема); грамматическая ошибка — «проблема о значимости культуры» (правильно: проблема значимости культуры или В чём значимость культуры...).
Тип ошибки
Пример из сочинения
Комментарий эксперта
3 .
Подмена проблемы авторской позицией.
Проблема текста заключается в том, что нужно беречь и охранять культурное наследие человечества, а не уничтожать его.
Вместо формулирования проблемы (проблема отношения человека к культуре; В чём значимость культуры для человека и общества?; Почему мы должны беречь и сохранять культурное наследие человечества? ... ) формулируется позиция автора.
Тип ошибки
Пример из сочинения
Комментарий эксперта
4. Неоправданное расшире ние или сужение проблемы.
Человечество на протяжении всей своей истории совершенствовалось, стремилось к лучшему. Почему же в мире до сих пор существуют зависть и агрессия? Такой вопрос возникает после чтения текста Н. Самвеляна.
Ученик неоправданно расширяет проблематику текста , игнорируя ключевые слова текста (культура, покушение на культуру, уничтожение культуры) и опираясь только на информацию последнего предложения.
Тип ошибки
Пример из сочинения
Комментарий эксперта
5. Подмена формулировки проблемы переска зом.
Проблема текста в том, что история человечества — эта история его культуры. А Чингисхан сжигал города и уничтожал святыни, так как сам был бескультурным человеком.
Вместо обобщения информации текста в сочинении приведён пересказ первых двух предложений .
Исходный вариант
Отредактированный вариант
1) Автор текста размышляет, над проблемой о национальных конфликтах.
1) Автор текста размышляет над проблемой национальных конфликтов.
2) Кому выгодно разжигание национальных розней? Над этой проблемой рассуждает Ю. Лотман.
2) Кому выгодно разжигание нацио- нальной розни? Над этой проблемой рассуждает Ю. Лотман. •
3) В тексте поднимается проблема национализма народов.
4) Ю. Лотман ставит читателю проблему национальных конфликтов.
3) В тексте поднимается проблема межнациональной вражды.
4) Ю. Лотман предлагает читателям задуматься над проблемой межнациональных конфликтов.
5)Автор текста предлагает задуматься над следующей проблемой: можно ли избежать расовой дискриминации?
5) Автор текста предлагает задуматься над следующей проблемой: можно ли избежать межнациональных конфликтов?
№
Критерии оценивания ответа на задание 01
/
Баллы
Содержание сочинения
К1
Формулировка проблем исходного текста
Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет.
1
Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста.
0
ВНИМАНИЕ! НЕ ЗАБУДЬТЕ!
- Предлог ПО перед фамилией автора означает, что текст приводится в сокращении , с небольшими изменениями. Не следует писать , например: «в тексте по Д.Лихачёву поднимается проблема...» Лучше: « в тексте Д.Лихачёва поднимается проблема...» или «Д.Лихачёв поднимает проблему...»
- НЕ ЗАБУДЬТЕ!
- Не забудьте после текста прочитать информацию об авторе , чтобы избежать фактических ошибок.
- Например: Некрасов Виктор Платонович (1911-1987) — прозаик, участник Великой Отечественной войны, в своих произведениях правдиво отразил фронтовые будни.
- Информацию об авторе вы можете использовать в сочинении, чтобы избежать тавтологии, например: писатель —журналист — публицист — фамилия автора.
Определите, к какому типу относятся указанные проблемы. Установите соответствие.
- 1. В чём опасность политики национализма?
- 2. Можно ли избежать социальной несправедливости?
- 3. В чём смысл человеческой жизни?
- 4. Нужно ли заботиться об окружающих людях?
- 5. Имеет ли человек право вмешиваться в жизнь природы?
- А. Философская
- Б. Политическая
- В. Экологическая
- Г. Нравственная
- Д. Социальная
Прочитайте текст. Выберите правильную формулировку проблемы.
Человек выделился как человек в процессе познания природы. Познавая её, он осуществлял себя как мыслящее, творящее существо. Познание доставляло подлинное удовлетворение. Именно удовлетворение, наиболее полное, гармоничное, может быть, потому, что познание природы есть приобщение к ней и к вечности. И потому, что познание происходит через творчество, человек открывает новое, создаёт. Он творец, он создатель, он бог, человечество было сформировано не императорами, жрецами, полководцами, а теми, кто создал топор, колесо, самолёт, кто нашёл злаки, следил за звёздами, кто открыл железо, полупроводники, радиоволны. (Д. Гранин)
1) Что такое гармония?
2) Какова роль познания в процессе развития человека и человечества?
3) Каковы границы познания окружающего мира?
4) Каковы перспективы технического прогресса?
27.01.15 17:52
Круглова И. А.
Прочитайте текст. Укажите проблему, которая не рассматривается автором.
У нас есть своё место — и оно в России. Слово «уважать» подходит к взаимоотношениям между людьми, между народом и государством, между государствами, но только — не между человеком и его Родиной. Родину, простите за подзабытую банальность, можно только любить. По-всякому — с нежностью, с восхищением, с уважением, с горечью, с досадой, — но только любить... Поэтому нас-то на праздник Победы звать не надо. Мы придём — со слезами на глазах, как поётся в песне. Будем праздновать эту святую дату с уважением к прошлому Отечества и с надеждой, что уж следующий юбилей Победы отметим с уважением к настоящему Державы. А это, поверьте, немало для нашего неуважительного времени...
(По Ю. Полякову)
1) Проблема отношения человека к своей Родине.
2) Проблема исторической памяти.
3) Проблема взаимоотношений между государствами.
4) Проблема патриотизма.
Прочитайте текст. Укажите проблему, которая не рассматривается автором.
Павел Флоренский очень точно сравнил отношение подростков и молодых людей к родному дому как к гостинице. Пришли из школы или университета, умылись, переоделись, пообедали — и свободны, тогда как в Дом, в семью надо вкладывать свою заботу и работу: купить продуктов, заплатить за квартиру, отнести обувь в ремонт, вымыть лестницу, если подошла очередь, проверить уроки у сестрёнки, отвести её в музыкальную школу, поговорить с бабушкой о её самочувствии, ответить на письмо. Сколько целебных для семьи мелочей могут сделать детские и юношеские руки, было бы желание! Нет, мы тянемся к друзьям, с друзьями легче и проще. А через годы спохватываемся, спокойно наблюдая, как теперь уже наш сын, помахав рукой, каждый день исчезает в дверях, оставляя семью со всеми её проблемами. Где нет обилия мелких дел-забот, там не возникают и неожиданные задушевные разговоры, и молодёжь искренне убеждена, что не родители лучшие советчики... (По В. Харченко)
1) Проблема дружбы.
2) Проблема отношения к дому, к домашним делам.
3) Проблема отношений между членами семьи.
4) Проблемы взаимоотношений между поколениями.
Прочитайте текст. Самостоятельно сформулируйте проблему текста.
- ДВА БОГАЧА
- Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых, — я хвалю и умиляюсь.
- Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разорённый домишко.
- — Возьмём мы Катьку, — говорила баба, — последние наши гроши на неё пойдут, — не на что будет соли добыть, похлёбку посолить...
- — А мы её... и не солёную, — ответил мужик, её муж. Далеко Ротшильду до этого мужика!
- (Л. Толстой)
Прочитайте текст. Самостоятельно сформулируйте проблему текста.
- Разница между культурным и некультурным человеком может определяться несколькими способами. Но есть один практический критерий — человек сталкивается с непонятным; он может заинтересоваться или же обозлиться. Культурный человек заинтересуется, некультурный человек обозлится, раздражится. Проследите свою реакцию на такую ситуацию: я вхожу в комнату, там сидят люди и говорят на непонятном мне языке. Что я переживу? Любопытно, о чем они говорят... Или страх: они сговариваются против меня, они друг друга понимают, а я их не понимаю — я сейчас же должен вооружиться. Ломоносов предложил когда-то бессмертную формулу — «пугливые невежды». Невежды пугливы, подозрительны, им кажется, что весь мир в заговоре против них. И особенно они боятся людей, которых не понимают, которые чем-то не похожи на них, которые почему-то что-то там на скрипке играют... А чёрт его знает, чего он там на скрипке играет?..
- (Ю. Лотман)
Прочитайте текст. Самостоятельно сформулируйте проблему текста.
- В тот мой приезд, несмотря на конец апреля, стоял несусветный холод, и я, задвинув до отказа молнию на куртке, повернул в сторону Большого Ломовиса — малой речки моего детства. Не самое удачное время для прогулки, но поворачивать на пыльные улицы села не хотелось. Уже лучше бережком пройтись, по тропинкам юности. Я не узнавал знакомых мест. Берега реки были сплошь завалены хламом. Жители окрестных домов так постарались, что смердящие останки, исхлёстанные водой, вызывали тошноту.
- Что делаем, земляки?! Вода этой речки поила наших дедов и прадедов. Когда-то я и сам, голопузый, плескался в её родниковых струях. А теперь поверни голову — лишь гниющая тина да чёрная вода в обрывистых берегах. И дальше скользит взгляд: от школьного стадиона, когда-то веющего духом силы и состязательности, осталась груда искорёженного железа в лопухах.
- Родина малая. Речка малая.
- Малые горки и малый лесок...
- Нету на свете землицы роднее
- Этой вот самой, зажатой в горсти. (По А. Макарову)
Источники
- Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие / Н. А. Сенина, А. Г. Нарушевич.- Ростов н / Д:Легион-М, 2010.