СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подчинительные и сочинительные союзы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Подчинительные и сочинительные союзы»


Калашникова Ирина Валерьевна

ОБОУ «Лицей-интернат №1» г. Курска

Учитель русского языка и литературы

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ТЕМУ:


«ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ И

СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ»



КЛАСС: 7 «В»


ДАТА: 27.01.2022


УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ:

КАЛАШНИКОВА ИРИНА ВАЛЕРЬЕВНА



Цели урока:

  1. повторить и обобщить теоретические сведения о союзе как о служебной части речи, его роли в предложении;

  2. познакомить обучающихся с сочинительными и подчинительными союзами по их значению;

  3. показать отличия функций сочинительных и подчинительных союзов;

  4. научиться узнавать в тексте подчинительные и сочинительные союзы;

  5. отрабатывать навыки постановки знаков препинания при подчинительных и сочинительных союзах.

Планируемые результаты: умения различать сочинительные и подчинительные союзы по их признакам.

Тип урока: комбинированный.

Обучающая цель: прочное усвоение программного материала.

Развивающая цель: развитие умений и навыков обучающихся в постановке запятой в сочинительных и подчинительных союзах.

Воспитывающая цель: формирование личности через трудолюбие.

Ведущая компетенция: знания обучающихся пунктуационных структур.

Ведущий принцип: доступность.

Подход: личностно-ориентированный.

Технология: разноуровневой дифференциации.

Оборудование урока: проектор, ТСО, учебники, раздаточный дидактический материал.

Задачи урока:

Личностные:

  1. создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности;

  2. создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу;

  3. формирование сознательного отношения к собственному жизненному выбору.

Предметные:

  1. отличать сочинительные союзы от подчинительных;

  2. разграничивать виды сложных предложений;

  3. пунктуационно правильно оформлять предложения.

Метапредметные:

Регулятивные:

  1. формировать умения формулировать тему урока, цели урока, умение сохранять и принимать учебную задачу;

  2. контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

  1. развивать умение работать с текстом на уроке, связно излагать мысли;

  2. сохранять и развивать умение сотрудничать в паре;

  3. отвечать на вопросы, анализировать;

  4. формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные:

  1. извлекать нужную информацию;

  2. формировать умения работать с разными видами предложений в художественном тексте.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Здравствуйте, дети, уважаемые гости. Ребята, я рада всех вас видеть. Давайте подарим друг другу хорошее настроение, я улыбнусь Вам, Вы улыбнетесь мне. Я желаю Вам, чтобы сегодняшний урок обогатил Вас новыми знаниями, Вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножечко добрее. Садитесь.

II. Индивидуальная работа у доски.

Морфологический разбор причастия:

Остывшая за ночь степь окутана сизым туманом.

Остывшая – особая форма глагола – причастие.

I. (степь какая?) остывшая. Н.ф. – остывший.

II. Пост. пр.: действительное причастие, прошедшее время, совершенный вид.

Непост. пр.: Им. п., ед. ч., ж. р.

III. Какая степь? остывшая.

Разбор словосочетаний:

Весна пришла – не является словосочетанием.

У озера – не является словосочетанием, т.к. существительное с предлогом не являются словосочетанием.

Стоит и озаряется – однородные сказуемые не является словосочетанием.

Голубое небо – прил.+сущ. – именное.

Идти вверх – гл.+нар. – глагольное.

Синтаксический разбор предложений:

Вешняя вода проникла в глубь снега и разбудила сидящего на земле под снежным одеялом маленького розового лягушонка.

(повеств., невоскл., прост., полн., распростр., двусост., осложнено однородными сказуемыми).

III. Работа с классом. Фронтальный опрос. Повторение пройденного (слайд 2).

Ребята, какую мы вчера с Вами изучали тему? (союз).

Что мы называем союзом? (союз –служебная часть речи, которая связывает однородные члены и простые предложения в составе сложного).

Какие бывают союзы? (союзы бывают простые и составные, сочинительные и подчинительные).

Какое общее значение слова союз проявляется в понятии союз как часть речи? (связь, объединение).

Для чего созданы союзы? (союзы созданы для выражения логической связи между высказываниями, например ураган прошел, однако связи с городом не было).

Союз является ли членом предложения? (союз не является членом предложения, а союзное слово является членом предложения). (слайд 3)

Союзы состоящие из одного слова – простые? Приведите примеры простых союзов. (простые: а, что, и).

Союзы, состоящие из двух и более слов, это какие союзы? (составные).Приведите примеры составных союзов. (потому что, не только, как будто).

Дети, и тема нашего сегодняшнего урока какая? (сочинительные и подчинительные союзы).(слайд 4)

Сформулируйте цели нашего урока?

Дети, внимание на слайд. Сравним предложения.(слайд 5)

Ярко светит солнце, и тает снег.

Ребята, как Вы заметили, что части сложного предложения равноправны по отношению друг к другу.

Тает снег, потому что светит солнце.

Подчинительный союз связывает только такие предложения в составе сложного, которые зависят друг от друга, подчиняются они по смыслу одно другому. СПП состоит из главной части и придаточной.

IV. Закрепление. (слайд 6,7)

Понаблюдаем за союзами в тексте. Нас ждет станция «Литературная». Озаглавить. Спишите текст, расставьте необходимые знаки препинания. Союзы заключите в овал, определите их вид.

Вновь пр..шла весна. Зима улепётывала на полурастаявших и немощных ногах когда со..нце выталкивало её вон. Вслед за нею не отставая прибавлялись теплые дни чтобы поджеч.. старуху яркими пятнами и разорвать на (грязно)белые клочья. (Не) распустились ещё проснувшиеся почки и мертвые бурые листья пока л..жали пластом на земле. Обнажённые ветви не шелестели а только пот..хоньку трогали друг друга.

Определите вид союзов. При выполнении задания пользуйтесь таблицей «Сочинительные и подчинительные союзы», которая лежит на Вашем рабочем месте. (карточки)

V. Работа с учебником

Упражнение № 363

VI. Итоги урока. (слайд 8)

Дети, дайте оценку своей деятельности на сегодняшнем уроке. Пусть каждый проговорит это вслух.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Чем интересна для вас тема урока?

«На сегодняшнем уроке я понял, узнал, разобрался, что кроме сочинительных союзов существуют и подчинительные союзы».

VI. Выставление оценок.

VII. Домашнее задание.

§ 60, упражнение 362.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!