Технологическая карта урока
Тема: «Питание и режим рек»
Класс - 6
Предмет - география
Цель урока:
Формирование знаний о характере реки и способах питания рек
Задачи:
Образовательные:
познакомить учащихся с новыми понятиями, терминами, определениями (режим реки, пойма, паводок, порог, водопад, питание реки)
Развивающие:
продолжить формировать умения работать с географической картой
развивать умения применять знания на практике.
развивать умения делать выводы и обобщения.
Развивать умения групповой работы.
Воспитательные:
Тип урока:
Приобретение новых знаний.
Оборудование:
физическая карта полушарий, физическая карта России, атласы, картины с изображением рек, карточки с заданиями для работы, презентация.
Этапы урока | Деятельность на уроке | УУД |
Орг. момент | Проверка отсутствующих, формирование рабочих групп из учащихся. (можно предварительно) Настрой учеников на рабочий лад и объяснение правил игры. | | Регулятивные: волевая саморегуляция Познавательные: организация рабочего места |
Мотивационный момент. Определение темы урока-игры. | Показывает ребятам ребусы | Решают ребусы, формулируют тему урока. | П: анализ и синтез |
Мотивационный момент – настрой на игру «Литературная рыбалка». | Объясняет название игры: за время игры мы сочиним новое четверостишие, которым и подытожим нашу работу. | Слушают, задают вопросы | |
Этапы игры. 1. | Раздает детям листки со стихами, задает вопрос. Просит дать определение реки. (Приложение №1) | Дети читают стихи, дают свое определение реки, корректируют его | П: Смысловое чтение, работа с понятиями Р: коррекция |
2. Конкурс «Рыбалка» | Задает вопрос Предлагает «порыбачить.» (Приложение №2) | Отвечают на вопрос При помощи удочек с магнитами достают задания – загадки, зачитывают их и отвечают, объясняют, показывают на карте. | П: работа с картой, комбинаторное мышление |
Конкурс «Кто первый?» | Задает вопрос, поясняет правило данного этапа игры (отвечает тот, кто первым поднял руку), подводит к следующему этапу игры (Таким образом мы с вами повторили речную систему.) | Работают с картой Владимирской области, показывают на карте реки, поясняют ответы. | Л: ориентация в межличностных отношениях (Я-концепция) К: умение договариваться П: знаково-символические (работа с картой) |
Конкурс «Художники» | Дает задание. Задает вопрос: (Какие части вы подписали?) | Ребята рисуют, крепят на доску свои рисунки, поясняют, отвечают на вопрос. | П: моделирование П: знаково-символические (рисование) К. |
| Зачитывает детям стихотворение, задает вопросы (Приложение №3) | Отвечают на вопросы | П: анализ и синтез |
Конкурс « Кто больше?» | Задает задание и вопросы, Проверяет совместно с учащимися план или таблицу, иллюстрирует типы питания примерами. (Приложение №12) | Работают с тетрадями (записывают тему урока «Питание и режим рек».) Открывают в учебниках стр. 90, отвечают на вопрос учителя. Работают командой, заполняют карточки, зачитывают свои варианты | Р: составление плана, работа с таблицей П: поиск информации |
| Читает отрывок из поэмы Н.Некрасова “Дед Мазай и зайцы”: Раздает детям текст стихотворения. (Приложение №7) Задает детям вопросы: Какие понятия нам уже знакомы? Подчеркнем их. А можно ли найти в этом стихотворении определение половодья?? Когда оно происходит? (Приложение №4) Ребята отвечают Читает стихи (приложение№8) Раздает следующие строчки. (о р.Дон) Совместно с уч-ся выделяет особенности горной и равнинной реки, рассматривает рисунок на стр. 92. | Работают с текстом стихотворения Ребята отвечают | П: работа с текстом и понятиями П: работа с текстом стихотворения и понятиями П: работа с текстом и рисунками, умение передать содержание текста и рисунка П: логические действия (сравнение, подведение под понятие) |
Конкурс «Угадайка» | Говорит фразу: На реках мы можем встретить удивительное создание природы Читает стихи о водопаде, задает вопрос: о каком явлении идет речь в стихотворении? (приложение №6) Показывает фото знаменитых водопадов на слайдах | Ребята отвечают на вопросы учителя, рассматривают картинки на стр. 93и слайды. | П: работа с текстом, рисунками, фотографиями, Логические: подведение под понятие |
| Раздает последние строчки. Спрашивает: О каких понятиях по нашей теме здесь идет речь? (приложение №9,10) | Зачитывают, полученное стихотворение перечисляют понятия | П: работа с текстом и понятиями |
Домашнее задание | Задает домашнее задание: 1. Раздает распечатки со стихами. (приложение №11) Поясняет домашнее задание | Записывают в дневники и тетради задания | Работа с текстом, извлечение информации П: умение составлять тексты разного жанра Л.: умение выбирать задания соответственно своим возможностям П: поиск необходимой информации |
Рефлексия | Задает вопросы: - Что понравилось на уроке? - Что не понравилось? - Какие задания были трудными, какие легкими? | Отвечают на вопросы учителя | Р: оценка |
Приложения.
№1.
Гигантский ручей называют рекой,
По руслу бежит поток голубой.
№2.
Где волшебник-туман белый занавес ткет,
В снежных кручах Саян он начало берет.
Тесновато порой Енисею меж гор,
Словно конь молодой, рвется он на простор.
О какой части реки идет речь в этом стихотворении? Показать эту реку на карте.
Местные жители сложили такую поговорку о Байкале: «Сколько ему ни приносят богатств сыновья, разоряет дочка старика».
Как объяснить эту поговорку? Показать реку.
В Африке известная река,
К ней прибавьте срочно букву «к»
Слово все наоборот прочтите,
Город в Подмосковье отыщите.
О какой реке идет речь? Показать ее на карте.
Какая сибирская река состоит из личного местоимения и предлога?
Самая полноводная река мира??
Я – сибирская река,
Широка и глубока.
Букву «е» на «у» смени –
Стану спутником земли.
Самая длинная река мира.
№3.
Наступает в природе зима,
А на реках ледостав.
Покрывается река льдом,
Но под ним вода течет своим путем.
№4.
...Я раз за дровами
В лодке поехал - их много с реки
К нам половодье весной нагоняет —
Еду, ловлю их. Вода прибывает.
Вижу один островок небольшой —
Зайцы на нем собралися гурьбой.
С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам; уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину.
Тут я подъехал: лопочут ушами,
Сами ни с места; я взял одного,
Прочим скомандовал: прыгайте сами!
Прыгнули зайцы мои, — ничего!
Только уселась команда косая,
Весь островок пропал под водой.
№5.
ДОН
Где скрыта вечная струя,
Что вниз по руслу величаво
Уходит в дальние края?
Под невысокою березкой
Начало Дон свое берет;
№6.
С высоты большой срываясь,
Грозно он ревёт
И, о камни разбиваясь,
Пеною встаёт.
№7.
Весной в реки стекает вода
От растаявшего снега и льда.
Они переполняют и заливают водой
Часть речной долины, называемой поймой
А воды в реке подъем
Всяк половодьем назовет.
№8.
Есть горные речки, есть речки долин.
Все они разных длин и глубин.
№9.
Но все они к морю бегут, в океан,
К водным просторам, где ветер-буян.
№10.
Гигантский ручей называют рекой,
По руслу бежит поток голубой
Есть горные речки, есть речки долин.
Все они разных длин и глубин.
Но все они к морю бегут, в океан,
К водным просторам, где ветер-буян.
№11.
Иволга думала
Иволга готовила снадобье.
- Эх, Жигули мне бы надобны,
а то для огня не хватает полена,
В клюве нести его - это не дело!
Иль привезти мне машиной КАМАЗа
Уральские бревна, штук двадцать так сразу?!
№12
ЧЕМ ПИТАЕТСЯ РЕКА:
(Типы питания)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.