СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок географии "Реки (Питание и режим рек. Работа рек)".

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Есть в мире много всяких рек, Амур, Даугава и Миссури, Великих, сильных, полноводных, Рассветы там синей лазури. Коварных, тихих, благородных, Я слышал Конго, есть река, Воспел их в песнях человек. Темна, опасна, глубока. Есть Дон, Кубань, Урал, Ока, Есть Амазонка, Ориноко Есть Волга матушка-река. Текут они в дали далёкой, Меконг, Янцзы и Хуанхэ, Есть Нил великий, Ганг огромный, Где жёлтый берег вдалеке. Есть множество - больших и скромных Чтобы поддерживать свое течение река питается. Реки могут иметь разное питание - дождевое, снеговое, подземное, ледниковое. От питания и от климатических условий зависит изменение уровня воды в реке, ее температура и другие явления, то есть режим реки.(изменение уровня воды в реке)

Просмотр содержимого документа
«Урок географии "Реки (Питание и режим рек. Работа рек)".»

Урок № 10. 6 класс география

Тема: Реки (Питание и режим рек. Работа рек).

Цели: формирование знаний понятий «ледостав, половодье, паводок, межень, режим реки»; умений показывать на карте крупные реки; развивать умения, работать с картой, познавательный интерес; воспитывать аккуратность, внимание, усидчивость.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: интерактивные, объяснительно – иллюстративные – беседа, рассказ, частично – поисковые.

1.Ввод в урок. Мотивация учебной деятельности.

2. Работа по вопросам домашнего задания.

- ?. Закрепление знаний понятий по теме(работа по карточкам).

- ?. Вопросы стр. 111.

3.Работа по новому материалу.

Есть в мире много всяких рек, Амур, Даугава и Миссури,
Великих, сильных, полноводных, Рассветы там синей лазури.
Коварных, тихих, благородных, Я слышал Конго, есть река,
Воспел их в песнях человек. Темна, опасна, глубока.
Есть Дон, Кубань, Урал, Ока, Есть Амазонка, Ориноко
Есть Волга матушка-река. Текут они в дали далёкой,
Меконг, Янцзы и Хуанхэ, Есть Нил великий, Ганг огромный,
Где жёлтый берег вдалеке. Есть множество - больших и скромных

Чтобы поддерживать свое течение река питается. Реки могут иметь разное питание - дождевое, снеговое, подземное, ледниковое. От питания и от климатических условий зависит изменение уровня воды в реке, ее температура и другие явления, то есть режим реки.(изменение уровня воды в реке)

Рассказ учащегося. После рассказа реки, названные в рассказе, еще раз показываем на карте.

Многие реки получают исключительно дождевую воду. Среди них - две самые полноводные реки Земли: Амазонка и Конго.Они протекают в тех областях нашей планеты, где почти весь год выпадают обильные дожди, так что уровень воды в них довольно стабилен. Реки, которые берут начало высоко в горах и протекают по пустыне, питаются талыми водами горных ледников. В этих реках самый высокий уровень воды - летом, когда тают ледники. Чем жарче лето, тем выше их уровень. К таким рекам относится, например, Амударья. Большинство рек имеет смешанное питание. В зимнее время, когда реки покрыты льдом (ледостав), единственный источник их питания - выходы грунтовых вод в руслах. Если бы не подземные воды, реки зимой подо льдом вообще могли бы иссякнуть. Половодье - ежегодный продолжительный подъем уровня реки, примерно в одно и тоже время. Паводок – неожиданный подъем уровня воды в реке. Межень – самый низкий уровень воды в реке.

Скорость и направление течения реки зависят от рельефа поверхности, по которой течет река. Равнинные реки текут спокойно, плавно, в широких долинах

Михаил Лермонтов. Дары Терека Терек воет, дик и злобен, "Расступись, остарец-море,
Меж утесистых громад, Дай приют моей волне!
Буре плач его подобен, Погулял я на просторе
Слезы брызгами летят. Отдохнуть пора бы мне.
Но, по степи разбегаясь, Я родился у Казбека,
Он лукавый принял вид Вскормлен грудью облаков,
И, приветливо ласкаясь, С чуждой властью человека
Морю Каспию журчит: Вечно спорить был готов".

- Работа рек. Чем больше уклон реки, тем большую разрушительную работу она выполняет. Процесс разрушения рекой горных пород называется речной эрозией. В верховьях, где больший уклон и быстрее течение, река главным образом врезается в земную поверхность, углубляя свою долину. В средней части и в низовьях, где уклон и скорость течения реки уменьшаются, преобладает откладывания принесенных пород, подмывания берегов и размыв склонов долины. Вследствие этого долина реки расширяется. Река начинает "блуждать" по долине, извиваться, образуя петлеобразные изгибы - меандры. Вода сильно подмывает крутые берега, а возле пологих откладываются наносы. Из них образуются пляжи - пологие намывные берега. После длительного подмывания берегов изгибы русла становятся все круче, а перемычки у их основания сужаются. Во время наводнения или паводка вода может размыть перемычку и река получит новое выпрямленное русло. А изгиб старого русла станет старицу - озером серповидной формы, постепенно превратится в болото результате зарастания. Вследствие эрозии вырабатываются террасы - пологие участки со склонами-уступами.

В результате разрушительной работы река имеет не только жидкий (водный), но и твердый сток. Им называют весь твердый материал, который переносится рекой во взвешенном и растворенном виде.
- Закрепление понятий по теме.

Д/з: §34 вопросы 1-7.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!