СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Патриотическое воспитание.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Патриотическое воспитание.

Определение ценностных ориентации личности

 

Ценностные ориентации личности (ЦОЛ) – это отношение личности к тем объектам, ради которых совершается деятельность, их дифференцированная оценка в зависимости от личностной значимости для индивида. Ценностные ориентации образуют содержательную сторону направленности личности и выражают внутреннюю основу ее отношений к действительности. Они обнаруживаются в целях, идеалах, интересах, убеждениях и других проявлениях личности. 

Просмотр содержимого документа
«Методика ЦО М.Рокича»

Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича


М. Рокич различает два класса ценностей:

  • Терминальные – убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

  • Инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.


Это деление соответствует традиционному делению на ценности- цели и ценности – средства.

Респонденту предъявляется два списка ценностей. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер или раскладывает карточки по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

Для более глубокого проникновения в систему ценностных ориентаций возможны изменения инструкции (дополнения), которые дают дополнительную диагностическую информацию, позволяющие сделать более обоснованные выводы. Так после основной серии можно попросить испытуемого ранжировать карточки, отвечая на следующие вопросы:

  • В каком порядке и в какой степени (в процентах) реализованы данные ценности в вашей жизни?

  • Как на ваш взгляд, это сделал бы человек, совершенный во всех отношениях?


Стимульный материал.

Список А - терминальные ценности;

Список Б – инструментальные ценности;


Список А


Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)


Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом)


Здоровье (физическое и психическое)


Интересная работа


Красота природы и искусства


Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)


Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)


Наличие хороших и верных друзей


Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей)


Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)


Продуктивная жизнь (максимальное использование своих возможностей, сил и способностей)


Развитие (работа над собой, постоянное духовное и физическое совершенствование)


Развлечение (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей)


Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)


Счастливая семейная жизнь


Счастье других (благосостояние и развитие, совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)


Творчество (возможность творческой деятельности)


Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода внутренних противоречий, сомнений)


Список Б

Аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах


Воспитанность (хорошие манеры)


Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)


Жизнерадостность (чувство юмора)


Исполнительность (дисциплинированность)


Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)


Непримиримость к недостаткам в себе и других)


Образованность (широта знаний, высокая общая культура)


Ответственность (чувство долга, умение держать слово)


Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)


Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)


Смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов


Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)


Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)


Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)


Честность (правдивость, искренность)


Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)


Чуткость (заботливость)




























Методика «Ценностные ориентации»(2 вариант)

Инструкция:

1. Перед вами два набора из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача разложить их по порядку значимости для вас как принципов, которыми вы руководствуетесь в вашей жизни (каждый набор раскладывать по порядку отдельно).

Каждая ценность написана на отдельной карточке. Внимательно изучите карточки и, выбрав ту, которая для вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется последней и займет 18 место.

Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами.

Конечный результат зафиксируйте (запишите) в прилагаемом бланке ответов.


2. В списке Б (после того как вы проставили на бланке порядок значимости ценностей для вас) во втором столбике оцените по 5-бальной системе насколько в действительности (в данный возрастной период) развиты эти качества у Вас.



Список А


1 самостоятельность


2 Материальная обеспеченность


3 Взаимопонимание, хорошие отношения с друзьями


4 Креативность - реализация своих творческих возможностей,


5 независимость


6 Любовь


7 Общественное признание (авторитет и уважение окружающих, коллектива, товарищей)


8 Любимая и интересная работа


9 Счастливая семейная жизнь


10 Наличие хороших и верных друзей


11 Активная, деятельная жизнь


12 Целеустремленный, ответственный и настойчивый человек (умение добиваться своего)


13 Понять все, что меня окружает, возможность расширения своего образования, кругозора (познание)


14 Развлечения, отсутствие обязанностей


15 Дело, которое станет самым важным в моей жизни


16 Здоровье (физическое и психическое)


17 Любимый человек


18 Равенство




Список Б


Аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах




Воспитанность (хорошие манеры)




Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)




Жизнерадостность (чувство юмора)




Исполнительность (дисциплинированность)




Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)




Непримиримость к недостаткам в себе и других




Образованность (широта знаний, высокая общая культура)




Ответственность (чувство долга, умение держать слово)




Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)




Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)




Смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов




Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)




Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)




Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)




Честность (правдивость, искренность)




Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)




Чуткость (заботливость)





Просмотр содержимого документа
«Уровень воспитанности 5-11 клас»

Оценка уровня воспитанности учащихся

По индикатору отношение к обществу выбрана методика, разработанная профессором М.И. Рожковым для изучения социализированности личности учащегося. Уровень толерантности определяется по опрос­нику «Индекс толерантности»


Суждение

Балл 01234

1

1 . Стараюсь следить за своим внешним видом.

2. Я управляю собой, своим поведением, эмоциями.

3. Стараюсь быть терпимым к взглядам и мнениям других.

4. Умею организовывать свое время: смотрю фильмы, передачи, участвую в беседах, заставляющих задумываться о смысле жизни

 

2

5. Соблюдаю правила личной гигиены.

6. Стараюсь отказаться от вредных привычек.

7. Стараюсь заниматься спортом для укрепления здоровья (секции, группы, самоподготовка и т.п.).

8. Стараюсь правильно и регулярно питаться.

9. Соблюдаю режим дня

 

3

10. С уважением отношусь к государственной символике.

11. Я бережно отношусь к традициям и истории своего народа.

12. Я чувствую потребность в служении Отечеству и народу.

13. Я осознаю гражданские права и обязанности.

14. Терпимо отношусь к людям другой национальности

 

4

15. Стараюсь в свободное время посещать культурные центры (театры, музеи, выставки, библиотеки и т.д.).

16. Умею находить прекрасное в жизни.

17. Читаю произведения классиков русской и зарубежной литературы (помимо школьной программы). 18. Интересуюсь событиями, происходящими в культурной жизни.

19. Занимаюсь художественным или прикладным творчеством

 

5

20. Бережно отношусь к растительному миру.

21. Бережно отношусь к животному миру.

22. Стараюсь сохранять природу.

23. Помогаю природе (сажаю деревья, ухаживаю за животными и т.д.).

24. Привлекаю к сохранению природы (родных, друзей и др.)

 

6

25. Прислушиваюсь к мнению старших.

26. Стремлюсь поступать так, как решит большинство моих друзей.

27. Стараюсь поступать так, чтобы мои поступки признавались окружающими.

28. Желательно, чтобы все окружающие ко мне хорошо относились.

29. Стремлюсь не ссориться с друзьями

 

7

30. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.

31. Мне хочется быть впереди других в любом деле.

32. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.

33. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.

34. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие

 

8

35. За что бы я ни взялся - добиваюсь успеха.

36. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.

37. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.

38. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.

39. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца

 

9

40. Я умею прощать людей.

41. Считаю, что делать людям добро - это главное в жизни.

42. Мне нравится помогать другим.

43. Переживаю неприятности других как свои.

44. Стараюсь защищать тех, кого обижают

 

10

45. Считаю, что в средствах массовой информации может быть представлено любое мнение.

46. Нищие и бродяги сами не виноваты в своих проблемах.

47. Беженцам надо помогать больше, чем всем остальным, хотя у местных проблем не меньше.

 

Методика обработки анкеты


  1. Высчитывается средний балл по каждой группе показателей.


Показатели: 1. Самовоспита­ние.2. Отношение к здоровью.3. Патриотизм.4. Отношение к искусству. 5. Отношение к природе.6. Адаптированность . 7. Автономность. 8. Социальная активность. 9. Нравствен­ность 10. Социальная толерант­ность



2. Вычислить средний балл по классу и по каж­дой группе показателей, соотнести с числом анке­тируемых.

3.   На основании полученных данных построить диаграмму по оценке качества воспитанности:  

4. Уровень качества воспитанности можно опре­делить по следующей шкале: 0-1 - низкий уровень; 2-3 - средний уровень; 3-4 - высокий уровень.

  1. Высчитывается средний балл по каждой группе показателей.


Показатели: 1. Самовоспита­ние.2. Отношение к здоровью.3. Патриотизм.4. Отношение к искусству. 5. Отношение к природе.6. Адаптированность . 7. Автономность. 8. Социальная активность. 9. Нравствен­ность 10. Социальная толерант­ность



Вычислить средний балл по классу и по каж­дой группе показателей, соотнести с числом анке­тируемых.

3.   На основании полученных данных построить диаграмму по оценке качества воспитанности:  

4. Уровень качества воспитанности можно опре­делить по следующей шкале: 0-2 - низкий уровень; 2-3 - средний уровень; 3-4 - высокий уровень.

Далее

1.   Подсчитать сумму ответов «да» и сумму отве­тов «нет».

2.   Сложить полученные суммы по каждому уче­нику и классу, соотнести их с числом анкетируемых.

3.   На основании полученных данных построить диаграмму уровня готовности школьников к выбору профессии (для 10-11 кл.):

4. Оценить уровень готовности школьников к выбору профессии нужно по следующей шкале: 0-6 баллов - неготовность; 7-12 баллов - низкая готовность; 13-18 баллов - средняя готовность; 19-24 - высокая готовность.

  Организация исследования

Использование методики оценки качества вос­питанности должно происходить в соответствии с требованиями, предъявляемыми к процедуре дан­ного метода диагностики. Субъекты исследования должны хорошо знать и выполнять данные требова­ния. При проведении диагностики необходимо со­блюдать педагогический такт. Это позволит полу­чить достоверную информацию и не причинить вреда испытуемым.

Испытуемые в ходе проведения диагностического исследования заполняют специально разработанные бланки (см. табл. 2, 3, 4).

Бланки для учащихся

Укажите ваш пол.

Таблица 2

показателя воспитанности

Отношение

Предметы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Г13

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Таблица 3

1

01234

11

01234

21

01234

31

01234

41

01234

21

01234

2

01234

12

01234

22

01234

32

01234

42

01234

52

01234

3

01234

13

01234

23

01234

33

01234

43

01234

53

01234

4

01234

14

01234

24

01234

34

01234

44

01234

54

01234

5

01234

15

01234

25

01234

35

01234

45

01234

55

01234

6

01234

16

01234

26

01234

36

01234

46

01234

 

 

7

01234

17

01234

27

01234

37

01234

47

01234

 

 

8

01234

18

01234

28

01234

38

01234

48

01234

 

 

9

01234

19

01234

29

01234

39

01234

49

01234

 

 

10

01234

20

01234

30

01234

40

01234

50

01234

 

 

Таблица 4

1

да нет

5

да нет

9

да нет

13

да нет

17

да нет

21

да нет

2

да нет

6

да нет

10

да нет

14

да нет

18

да нет

22

да нет

3

да нет

7

да нет

11

да нет

15

да нет

19

да нет

23

да нет

4

да нет

8

да нет

12

да нет

16

да нет

20

да нет

24

да нет

Результаты опроса сводятся в следующую таблицу (табл. 5).

Таблица 5   Результаты диагностики оценки воспитанности класса (группы)




 

 

респондента

Пол

1

II

III

1

 

1

 

1

2

1

2

 

13

 

1

 

5

 

1

3

 

2

 

1 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ср. балл

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ср. балл по блоку

 

 

 

 

 

Σда

Σ да/ N

Σ нет

Σн ет/ N

 

 

 







Анализ и обсуждение результатов исследования

Для обработки и интерпретации результатов исследования в школе создается рабочая группа, в которую могут войти заместители директора по научно-методической и воспитательной работе, школьный психолог, социальный педагог.

 

Литература
1. Файзуллина, Г. З. Методика оценки воспитанности учащихся / Г. З. Файзуллина, И. В. Полякова, Л. В. Некрасова. - Методист. - N 1 - 2006. - с. 39-49.



Просмотр содержимого документа
«Уровень воспитанности учени анкета»

Уровень воспитанности учени­ка.


В этом помогут материалы, разработанные кандидатом педагогических наук, доцентом 1 МПГУ Н.П. Капустиным в учебном пособии "Менеджмент в управлении школой" под ре­дакцией Т.И. Шамовой (М.: NB Магистр, 1992).

Он предлагает ученикам каждой возрастной группы завести таблицу — разграфленные листы, где в первой графе указывается качество личности, во второй — оценка самого себя, в третьей — оценка родителей, в четвертой - оценка классного руководителя, в пятой — ито­говая оценка.

Вот какие качества личности вно­сятся в таблицу и по каким параметрам выстав­ляются оценки:

III классы.

  1. Любознательность

    • Мне интересно учиться ...

    • Я люблю читать…

    • Мне интересно находить ответы на непонятные вопросы…

    • Мне нравится выполнять домашние задания...

    • Я стремлюсь получать хорошие отметки…

  2. Трудолюбие

  • Я стараюсь в учебе…

  • Я внимателен…

  • Я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью…

  • Мне нравится помогать в семье в уборке по дому…

  • Мне нравится дежурство в школе…


  1. Бережное отношение к природе

  • К земле...

  • К растениям...

  • К животным...

  • К природе…

  1. Мое отношение к школе

  • Я выполняю правила для учащихся...

  • Я добр в отношениях с людьми...

  • Я участвую в делах класса и школы…

  1. Красивое в моей жизни

  • Я аккуратен в делах…

  • Я опрятен в делах…

  • Мне нравится все красивое вокруг меня…

  • Я вежлив в отношении с людьми…

  1. Как я отношусь к себе

  • Я сам управляю собой…

  • Я соблюдаю санитарно-гигиенические нормы…

  • У меня нет вредных привычек…

III - V классы

  1. Любознательность

    • Мне интересно учиться...

    • Я всегда выполняю домашние задания...

    • Я люблю читать…

    • Мне интересно находить ответы на непонят­ные вопросы…

  2. Прилежание

  • Я стараюсь в учебе…

  • Я внимателен…

  • Я помогаю другим и сам обращаюсь за помо­щью…

  • Мне нравится самообслуживание в школе и дома…

3. Отношение к природе

  • Я берегу землю...

  • Я берегу растения...

  • Я берегу животных...

  • Я берегу природу…

  1. Я и школа

  • Я выполняю правила для учащихся…

  • Я выполняю правила внутришкольной жизни…

  • Я участвую в делах класса и школы…

  • Я добр в отношении с людьми…

  • Я справедлив в отношениях с людьми…

  1. Прекрасное в моей жизни

  • Я аккуратен и опрятен...

  • Я соблюдаю культуру поведения…

  • Я ценю красоту в своих делах...

  • Я вижу прекрасное в жизни…

  1. Отношение к себе

  • Я сам управляю собой, своим поведением...

  • Я соблюдаю санитарно-гигиенические пра­вила ухода за собой...

  • Забочусь о здоровье...

  • Умею правильно распределять время учебы и отдыха...

  • У меня нет вредных привычек…

VI - IX классы.

  1. Эрудиция

    • Прочность и глубина знаний...

    • Культура речи...

    • Доказательность и аргументированность суж­дений...

    • Сообразительность...

    • Использование дополнительных источников…

  2. Отношение к труду

  • Старательность и добросовестность…

  • Самостоятельность...

  • Внимательность...

  • Бережливость...

  • Привычка к самообслуживанию…

  1. Я и природа (отношение к природе)

  • Бережливость к земле...

  • Бережливость к растениям...

  • Бережливость к животным…

  • Сохранность природы в повседневной жиз­недеятельности и труде...

  • Помощь природе…

  1. Я и общество (отношение к общественным нормам и закону)

  • Выполнение правил внутреннего распорядка...

  • Выполнение правил поведения для учащихся...

  • Следование нормам и правилам человеческо­го общежития...

  • Милосердие как противоположность жесто­кости...

  • Участие в жизни класса и школы…

  1. Эстетический вкус (отношение к прекрасному)

  • Аккуратность, опрятность...

  • Культурные привычки в жизни...

  • Внесение эстетики в жизнедеятельности...

  • Умение находить прекрасное в жизни...

  • Посещение культурных центров…


  1. Отношение к себе

  • Я сам управляю собой, своим поведением...

  • Умею организовать свое время...

  • Соблюдаю правила личной гигиены...

  • Забочусь о здоровье...

  • У меня нет вредных привычек…


X - XI классы.

  1. Интеллектуальный уровень

    • Эрудиция...

    • Культура речи...

    • Логика мышления (доказательность, аргу­ментированность)... Самостоятельность…

  2. Нравственная позиция

  • Доброта и сострадание вообще...

  • Доброта и сострадание к семье, близким, дру­зьям...

  • Долг перед родителями и старшими...

  • Долг по отношению к обществу...

  • Долг перед собой...

  • Равенство полов...

  • Следование нормам внутришкольной жизни...

  • Следование закону...

  • Следование этическим нормам...

  • Щедрость к слабым, больным, нуждающим­ся...

  • Умение прощать...

  • Гуманизм в отношениях с людьми…


Оценки выставляются по пятибалльной сис­теме:

  • всегда — 5,

  • часто — 4,

  • редко — 3,

  • нико­гда — 2,

  • у меня другая позиция — 1.


По каждому качеству (критерию) выводится средне арифметическая оценка, в результате чего учение имеет шесть оценок.

Оценивание проводится один раз в году — в апреле-мае. Ему предшествует большая работа с учащимися и родителями по разъяснению смыс­ла показателей всех указанных качеств личнос­ти и порядка их оценивания. На основании оце­нок составляется карта личной позиции учени­ка или карта воспитанности, в которую заносят­ся все 6 оценок.

Старшеклассникам по критерию "Интеллек­туальный уровень" выводится средняя оценка, а по критерию "Нравственная позиция" — ито­говая оценка за каждый показатель.

Экспертную группу избирают сами учащие­ся (2-3 ученика, 1-2 учителя).



Уровень воспитанности учащихся ____________ класса


Ф.И. уч-ся

Отношен.

к учебе

Отношен. к труду

Отношен.

к общей деятель-ности

Отношен. к

товарищам

Отношен.

к физкуль

туре

Уровень воспитан

ности


































































































































































При определении уровня воспитанности по каждому показателю необходимо пользоваться диагностической таблицей. Оценка записывается условным обозначением:

5 балов – (красным цвето)- ярко проявляестся: 4бала – (синим цветом) – проявляется: 3 бала – (желтым цветом)- слабо проявляется: 2 бала – (зеленым цветом)- не проявляется. Итоговая оценка выводится как средне арифметическое (сумма балов делится на 5).

5 - 4,5б - высокий уровень

4,5 — 3,9 - хороший уровень

3,8 - 2,9 балов – средний уровень

2,8 - 2 бала – низкий уровень

в классе__________ человек

__________ высокий уровень

__________ хороший уровень

__________ средний уровень

__________ низкий уровень

дата______________

классный руководитель:_______________________


(для более четкой картины уровня воспитанности рекомендуется оценка родителя, педагога,

ребенка (ребенок оценивает самого себя), а затем выводится средне арифметическое)







Для выявления результатов воспитательной работы

за весь учебный год можно взять следу­ющую анкету:


  • Какие общешкольные (классные) дела, меро­приятия в этом учебном году показались вам са­мыми интересными? Почему?

  • В каких из них вы непосредственно участво­вали как организатор? Какие прошедшие мероприятия вам показа­лись скучными, формальными, от которых сле­довало бы отказаться в новом учебном году?

  • Что нового вы предлагаете включить в план работы школы (класса) на будущее?

  • В каком деле вы сами можете принять учас­тие в качестве организатора?

  • Что вас не удовлетворяет во взаимоотноше­ниях одноклассников, учеников и учителей?

  • Что вы считаете главным достижением ваше­го школьного (классного) коллектива?

  • Как вы считаете — в этом учебном году жизнь в школе (классе) стала более (менее) интересной? Почему вы так думаете?



Просмотр содержимого документа
«ценностные ориентации»

Определение ценностных ориентации личности


Ценностные ориентации личности (ЦОЛ) – это отношение личности к тем объектам, ради которых совершается деятельность, их дифференцированная оценка в зависимости от личностной значимости для индивида. Ценностные ориентации образуют содержательную сторону направленности личности и выражают внутреннюю основу ее отношений к действительности. Они обнаруживаются в целях, идеалах, интересах, убеждениях и других проявлениях личности. Знание ценностных ориентации личности – важнейшая психологическая предпосылка организации успешной учебно-воспитательной работы как с отдельным школьником, так и с классом в целом.

Для выявления ЦОЛ может быть использована следующая методика. Школьникам раздается список высказываний, обозначающих различные жизненные ценности, и предлагается оценить их значимость по 7-балльной шкале: 1 – данная ценность не значима для меня; от 2 до 6 – ценность имеет определенную значимость для меня (чем выше балл, тем важнее ценность); 7 – ценность имеет для меня жизненно важное значение.


Таблица жизненных ценностей


1. Быть образованным (иметь широкие и глубокие знания, высокую общую культуру).

2. Одеваться по моде – красиво и элегантно.

3. Сделать карьеру.

4. Быть в курсе последних местных новостей.

5. Принимать на себя ответственность за решения и их исполнение

6. Уметь прощать ошибки и заблуждения других людей.

7. Понимать прекрасное в природе, искусстве, человеке.

8. Иметь педагогические способности (уметь учить и воспитывать людей).

9. Быть скромным.

10. Выступать с лекциями и беседами. Нести идеи, знания в массы

11. Знать последние достижения науки и техники.

12. Иметь свою благоустроенную квартиру.

13. Сознавать, понимать общественную полезность своего труда.

14. Иметь возможность общаться с друзьями и товарищами.

15. Быть инициативным и самостоятельным в решении задач.

16. Быть искренним в отношениях с людьми.

17. Быть уверенным в себе, в своих силах.

18. Уметь устанавливать хорошие взаимоотношения с нужными людьми.

19. Заниматься общественной работой.

20. Иметь личную автомашину.

23. Получать удовольствие от процесса своего труда.

24. Проводить время в приятном общении с друзьями.

25. Уметь быстро решать производственные житейские вопросы. Не уходить от их решения.

26. Быть ответственным в решении и проведении мероприятий.

27. Уметь сопереживать горю, беде другого человека,

28. Уметь быстро оценивать ситуацию и предвидеть возможные варианты хода событий.

29. Быть требовательным к себе.

30. Выполнять важные общественные поручения.

31. Расширять свой кругозор, образовательный уровень.

32. Получать высокую зарплату.

33. Приобрести богатый профессиональный опыт.

34. Обсуждать с товарищами школьные и личные вопросы.

35. Быть настойчивым и упорным в достижении цели. Идти к цели.

36. Быть бескорыстным,

37. Любить людей, быть терпеливым к их взглядам, привычкам.

38. Обладать организаторскими способностями (уметь организовав мобилизовать, сплотить людей).

39. Быть самокритичным, критически относиться к достигнутому.

40. Работать не только за деньги.

41. Иметь собственное мнение по самым разным вопросам.

42. Быть материально обеспеченным.

43. Быть хорошим специалистом, до тонкости знать свое дело.

44. Быть в хороших отношениях с одноклассниками.

45. Уметь владеть собой в трудных жизненных ситуациях.

45. Уметь словом и делом помочь друзьям и другим людям.

47. Быть жизнерадостным, иметь чувство юмора.

48. Быть выносливым, иметь хорошую волю.

49. Стремиться к самосовершенствованию.

50. Участвовать в решении общественных и государственных вопросов.


Ключ для обработки данных содержит 8 ценностных ориентации (шкал): на труд, общение, познание, общественную деятельность, материальные ценности, развитие нравственных, волевых, деловых качеств (см. таблицу). По каждой из них указаны соответственно номера высказываний, раскрывающих данную ценность.

Ключ дня обработки данных


ЦО на труд

ЦО на общение

ЦО на познание

ЦО на общественную деятельность

ЦО на материальные ценности

ЦО на развитие нравственных качеств

ЦО на развитие волевых качеств

ЦО на развитие деловых качеств

13

4

1

10

2

6

17

18

15

14

21

20

22

9

25

25

21

18

41

26

32

7

35

39

23

24

31

30

42

16

45

15

31

34

11

40

12

46

48

8

33

44

7

50


37

29

28

34

47

49

38


27

26


43





46



3





5








39








19



n = 9

7

7

7

5

11

7

6


Чтобы определить показатель ценностной ориентации личности, надо подсчитать сумму баллов, отмеченных учащимися по каждой шкале (ценности). Полученные результаты внести в формулу:

ЦОЛ = ,

где n – общее число ценностей в столбике (шкале);

S – сумма баллов, набранных учащимся по шкале.

Например: ЦО на труд включает 9 ценностей (13, 15, 21, 23, 31, 33, 34, 43, 3). По данной шкале сумма баллов составила 34. Получаем соотношение:

ЦОЛ1 = = 3,8

Аналогично подсчитывается ЦОЛ по остальным 7 (шкалам) (ЦОЛ2; ЦОЛ3 и т. д.).

Сопоставив значения ЦОЛ по всем шкалам, можно установить как из ценностей являются наиболее значимыми для учащихся. Надо помнить, что чем больше показатель ценностной ориентации личности, тем значимее (важнее) для учащегося та или иная группа ценностей.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!