Определение ценностных ориентации личности
Ценностные ориентации личности (ЦОЛ) – это отношение личности к тем объектам, ради которых совершается деятельность, их дифференцированная оценка в зависимости от личностной значимости для индивида. Ценностные ориентации образуют содержательную сторону направленности личности и выражают внутреннюю основу ее отношений к действительности. Они обнаруживаются в целях, идеалах, интересах, убеждениях и других проявлениях личности. Знание ценностных ориентации личности – важнейшая психологическая предпосылка организации успешной учебно-воспитательной работы как с отдельным школьником, так и с классом в целом.
Для выявления ЦОЛ может быть использована следующая методика. Школьникам раздается список высказываний, обозначающих различные жизненные ценности, и предлагается оценить их значимость по 7-балльной шкале: 1 – данная ценность не значима для меня; от 2 до 6 – ценность имеет определенную значимость для меня (чем выше балл, тем важнее ценность); 7 – ценность имеет для меня жизненно важное значение.
Таблица жизненных ценностей
1. Быть образованным (иметь широкие и глубокие знания, высокую общую культуру).
2. Одеваться по моде – красиво и элегантно.
3. Сделать карьеру.
4. Быть в курсе последних местных новостей.
5. Принимать на себя ответственность за решения и их исполнение
6. Уметь прощать ошибки и заблуждения других людей.
7. Понимать прекрасное в природе, искусстве, человеке.
8. Иметь педагогические способности (уметь учить и воспитывать людей).
9. Быть скромным.
10. Выступать с лекциями и беседами. Нести идеи, знания в массы
11. Знать последние достижения науки и техники.
12. Иметь свою благоустроенную квартиру.
13. Сознавать, понимать общественную полезность своего труда.
14. Иметь возможность общаться с друзьями и товарищами.
15. Быть инициативным и самостоятельным в решении задач.
16. Быть искренним в отношениях с людьми.
17. Быть уверенным в себе, в своих силах.
18. Уметь устанавливать хорошие взаимоотношения с нужными людьми.
19. Заниматься общественной работой.
20. Иметь личную автомашину.
23. Получать удовольствие от процесса своего труда.
24. Проводить время в приятном общении с друзьями.
25. Уметь быстро решать производственные житейские вопросы. Не уходить от их решения.
26. Быть ответственным в решении и проведении мероприятий.
27. Уметь сопереживать горю, беде другого человека,
28. Уметь быстро оценивать ситуацию и предвидеть возможные варианты хода событий.
29. Быть требовательным к себе.
30. Выполнять важные общественные поручения.
31. Расширять свой кругозор, образовательный уровень.
32. Получать высокую зарплату.
33. Приобрести богатый профессиональный опыт.
34. Обсуждать с товарищами школьные и личные вопросы.
35. Быть настойчивым и упорным в достижении цели. Идти к цели.
36. Быть бескорыстным,
37. Любить людей, быть терпеливым к их взглядам, привычкам.
38. Обладать организаторскими способностями (уметь организовав мобилизовать, сплотить людей).
39. Быть самокритичным, критически относиться к достигнутому.
40. Работать не только за деньги.
41. Иметь собственное мнение по самым разным вопросам.
42. Быть материально обеспеченным.
43. Быть хорошим специалистом, до тонкости знать свое дело.
44. Быть в хороших отношениях с одноклассниками.
45. Уметь владеть собой в трудных жизненных ситуациях.
45. Уметь словом и делом помочь друзьям и другим людям.
47. Быть жизнерадостным, иметь чувство юмора.
48. Быть выносливым, иметь хорошую волю.
49. Стремиться к самосовершенствованию.
50. Участвовать в решении общественных и государственных вопросов.
Ключ для обработки данных содержит 8 ценностных ориентации (шкал): на труд, общение, познание, общественную деятельность, материальные ценности, развитие нравственных, волевых, деловых качеств (см. таблицу). По каждой из них указаны соответственно номера высказываний, раскрывающих данную ценность.
Ключ дня обработки данных
ЦО на труд | ЦО на общение | ЦО на познание | ЦО на общественную деятельность | ЦО на материальные ценности | ЦО на развитие нравственных качеств | ЦО на развитие волевых качеств | ЦО на развитие деловых качеств |
13 | 4 | 1 | 10 | 2 | 6 | 17 | 18 |
15 | 14 | 21 | 20 | 22 | 9 | 25 | 25 |
21 | 18 | 41 | 26 | 32 | 7 | 35 | 39 |
23 | 24 | 31 | 30 | 42 | 16 | 45 | 15 |
31 | 34 | 11 | 40 | 12 | 46 | 48 | 8 |
33 | 44 | 7 | 50 | | 37 | 29 | 28 |
34 | 47 | 49 | 38 | | 27 | 26 | |
43 | | | | | 46 | | |
3 | | | | | 5 | | |
| | | | | 39 | | |
| | | | | 19 | | |
n = 9 | 7 | 7 | 7 | 5 | 11 | 7 | 6 |
Чтобы определить показатель ценностной ориентации личности, надо подсчитать сумму баллов, отмеченных учащимися по каждой шкале (ценности). Полученные результаты внести в формулу:
ЦОЛ = ,
где n – общее число ценностей в столбике (шкале);
S – сумма баллов, набранных учащимся по шкале.
Например: ЦО на труд включает 9 ценностей (13, 15, 21, 23, 31, 33, 34, 43, 3). По данной шкале сумма баллов составила 34. Получаем соотношение:
ЦОЛ1 = = 3,8
Аналогично подсчитывается ЦОЛ по остальным 7 (шкалам) (ЦОЛ2; ЦОЛ3 и т. д.).
Сопоставив значения ЦОЛ по всем шкалам, можно установить как из ценностей являются наиболее значимыми для учащихся. Надо помнить, что чем больше показатель ценностной ориентации личности, тем значимее (важнее) для учащегося та или иная группа ценностей.