Тема урока | Почему радуга разноцветная? |
Цели урока | Формировать первоначальные представления о причине возникновения радуги, познакомить детей с цветами радуги, их последовательностью, обеспечить опыт исследования и объяснения природных явлений. Развивать умения практического исследования природных объектов, формировать умение работать в группе. Воспитывать интерес к изучению нового,взаимоотношения между детьми, чувство дружбы;вызвать положительные эмоции. |
Тип урока | Урок открытия нового знания |
Новые понятия и термины, которые будут введены (или закреплены) в ходе урока | Преломление света, призма |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: научатся называть цвета радуги; отображать последовательность цветов радуги; получат возможность научиться высказывать предположения о причинах возникновения радуги; понимать учебную задачу и стремиться её выполнять. |
Метапредметные умения (УУД), которые будут формироваться в ходе урока | Познавательные: умение наблюдать и делать выводы; умение анализировать, сравнивать и выделять главное в предметах; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; умение с помощью учителя и самостоятельно проводить мини-исследования; высказывать своё предположение, ориентироваться в учебнике, оценивать результат своих действий. Коммуникативные: умение обмениваться мнениями, вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила, строить понятные речевые высказывания, слушать других участников урока. Личностные: проявление интереса к новому материалу; осознание своих возможностей в учении. |
Формы работы на уроке | фронтальная, индивидуальная, работа в группах |
Ресурсы | Учебник А. А. Плешаков «Окружающий мир 1 класс», Тема: «Почему радуга разноцветная?» Карточки с заданиями для групповой работы, учебник 1 класса «Окружающий мир» Фильм «Почему радуга разноцветная?» Музыкальная физ - минутка. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
I этап. Организационный момент. Цель– активизация обучающихся. | Проверяет готовность обучающихся к уроку, создает эмоциональный настрой | Обучающиеся получают мотивацию к учебной деятельности, готовятся к работе на уроке. | Здороваемся с гостями. -Ребята, поделитесь со мной мыслями, для чего вы пришли на урок? - Так как ваши цели совпали с моими, я предлагаю вместе со мной продолжить раскрывать секреты явлений природы. - Сегодня мы с вами будем работать в группах. Давайте вспомним правила работы в группах. Правила дружбы Уважай своего товарища Умей каждого выслушать Не кричи Не согласен - предлагай | Планирование учебного сотрудничества учитель-ученик (Коммуникативные УУД). |
II этап. Актуализация знаний. | Организует фронтальную работу по вопросам. | Отвечают на вопросы, обмениваются впечатлениями. Слушают и запоминают информацию. | - Вспомните, какие вы знаете явления природы? - Сегодня мы познакомимся еще с одним очень интересным явлением природы, а с каким, вы узнаете, когда ребята нам покажут одну притчу. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). |
III этап. Мотивация к учебной деятельности. Цель- создание условий для возникновения у обучающихся интереса включения в учебную деятельность. | Организует просмотр притчи. Организует формулировку темы урока учащимися. | Смотрят сценку поставленную учениками класса. С помощью учителя формулируют тему урока. | Былина - Какая тема нашего урока? Тема урока: «Почему радуга разноцветная?» | Уметь проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД) Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). |
IV этап. Постановка учебной задачи . Цель: формирование у обучающихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия. | Организует постановку задач урока учащимися. | С помощью учителя ставят задачи урока. Отвечают на вопросы. | -Дети, а кто из вас видел радугу? - Расскажите, что вы знаете о радуге. - А что бы вы хотели узнать о радуге на уроке? 1. Когда появляется радуга? 2. Почему появляется радуга? 3. Почему радуга разноцветная? 4. Как запомнить порядок цветов радуги? 5. Какая бывает радуга? 6. Можно ли получить радугу в классе? 7. Секретный вопрос. - Сколько задач перед нами? - Готовы, ответить на вопросы урока? | Уметь определять и формулировать задачи на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД). |
V этап. Открытие новых знаний. Цель– познакомить обучающихся с процессом возникновения радуги; с последовательностью цветов. | Включить обучающихся в обсуждение проблемных вопросов. Организует работу в группах, осуществляет контроль за выполнением задания. Организует практическую исследовательскую работу по изучению возникновения радуги Отмечает степень вовлечения обучающихся в работу, организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний | Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его. Работают в группах, осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Участвуют в исследовательской практической работе по изучению возникновения радуги Участвуют в беседе, высказывают собственное мнение | -Когда в небе появляется радуга? -Чтобы ответить на этот вопрос вы станете исследователями. Для этого вы будете выполнять работу в группах. 1)Решение проблемной ситуации 1.Исследовательская работа в группах: ребята читают текст, отвечают на вопрос: Как появляется радуга? Делают схему или рисунок на отдельном листе. 2. После обсуждения каждая группа вывешивает свою работу, отвечают на вопросы. 2) Почему появляется радуга? (фильм) - Разноцветная дуга появляется оттого, что луч света преломляется в капельках воды, а затем возвращается к наблюдателю под углом, расщепляется на составные части от красного до фиолетового цвета. - Кто уже может ответить на следующий вопрос? 3) Почему радуга разноцветная? - Причина этому солнечный свет. Мы считаем, что он белый но на самом деле он состоит из 7 цветов. Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их, как белый цвет. А когда на пути их встречается капли воды, лучик света преломляется и распадается на 7 цветов. Поэтому радуга разноцветная. | Уметь находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Дополнение и расширение имеющихся знаний. Проявляют интерес к новому учебному материалу. (Личностные УУД) |
VI этап. Физкультминутку | Проводит физкультминутку | Повторяют движения | | |
VII этап. Продолжение работы по теме урока. Цель: познакомить обучающихся с радугой. | Включить обучающихся в обсуждение проблемных вопросов. Организует фронтальную работу по учебнику Показ фильма. | Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его. Работают по учебнику Просмотр фильма | 4) Как запомнить последовательность цветов радуги? - В этом нам поможет Мудрая черепаха, она приглашает вас в учебник на с.40. - Рассмотрите рисунок. Назовите цвета радуги, начиная сверху. - Какую фразу подсказку предлагает вам Мудрая черепаха. - Муравьишка спрашивает, запомнили ли вы цвета радуги. (работа с конвертом № 2) 5) Какая бывает радуга? -Радуга мот быть совершенно разная. Более того каждый из нас видит ее по своему. Чаще всего мы радугу видим в виде дуги, но на самом деле она круглая. (фильм) 6) Можно ли получить радугу в классе? Рассматриваем приборы. Проводим свой опыт. | Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в учебнике (Регулятивные УУД) |
VIIIэтап. Рефлексия деятельности. | Организует рефлексию | | 7) Секретный вопрос. Получаем из 7 цветов один цвет. - На все ли поставленные вопросы мы получили ответы? - Что нового для себя вы узнали? - О чем бы вы хотели рассказать дома? | Прогнозируют результаты уровня усвоения изученного материала (Регулятивные УУД). |
IX этап. Подведение итога урока. Цель– подвести итог проделанной работе на уроке. | Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний. | Осуществляют самооценку собственной деятельности, соотносят цели и результаты. Участвуют в беседе, высказывают собственное мнение | - Где можно использовать знания и умения полученные сегодня на уроке? | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). |