СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Прямое и переносное значение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок в 5 классе "Прямое и переносное значение слова"

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Прямое и переносное значение"»


Тема: Прямое и переносное значение слова.


Единственное средство умственного общения людей есть слово, и для того чтобы общение это было возможно, нужно употреблять слова так, чтобы при каждом слове несомненно вызывались у всех соответствующие и точные понятия…

Л.Н.Толстой


Цели и задачи:


Образовательные задачи:

  1. Повторить изученное по теме “Лексика.»

  2. Научить различать прямое и переносное значение слова, употреблять в речи слова в переносном значении.

Развивающие задачи:

  1. Развивать творческую активность учащихся.

  2. Обогащать словарный запас языка, совершенствовать грамматический строй речи учащихся.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать осознанную потребность в знаниях, любовь к русскому языку.

  2. Совершенствовать учебные умения и навыки.

Тип урока: Урок закрепления и применения новых знаний на практике. Для выполнения некоторых видов работ на уроке и их проверки используется интерактивная доска.

Структура урока.

I. Организационный момент. Постановка задачи.

II. Повторение изученного.

Терминологический диктант.

По толкованию слова определить слово и записать его в начальной форме. У доски 1 ученик работает.

  1. Наука, изучающая словарный состав языка, называется…(лексикология)

  2. Словарный состав языка называется …(лексика)

  3. То, что обозначает слово, называется…(лексическое значение)

  4. Слово, имеющее одно лексическое значение, называется…(однозначное)

  5. Слово, имеющее два и более значений, называется…(многозначное)

  6. Словарь, по которому определяется лексическое значение слова, называется…(толковый словарь)

1. Запись предложения:

Поэт С. Наровчатов писал: «Чем сложнее становилось человеческое общество, тем сложнее и богаче становился язык».


- Объясните написание безударной гласной в корне глагола. (встань, станет)

- Подтвердите примерами, что словарный состав языка постоянно изменяется.


2. Отгадайте загадки:

- Стоит Антошка на одной ножке, кто ни пройдет, всяк поклонится. (Гриб)

- Сидит девица в темнице, а коса на улице. (Морковь)

- Черненька собачка свернувшись лежит, не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)

- Как вы догадались, что Антошка – это гриб, девица – морковь, а собачка – замок?

(по сходству)

1. Работа по теме урока.

Сегодня на уроке мы поговорим о словах, которые могут вызвать у вас затруднение в употреблении. Но сначала послушаем одну историю.

Собралась однажды Маша в школу, уже вышла из дома и вспомнила, что ключи-то она забыла.

Зашла обратно и кричит папе с порога, чтобы он ей ключи принес. Папа же принес ей целый набор гаечных ключей, растерялась Маша, не поняла, зачем ей это. Но все же разобрались они, какие ключи забыла девочка.

- Почему Маша и папа не правильно поняли друг друга?

- Наша задача с вами сегодня познакомиться с такими словами и научиться безошибочно употреблять их в речи.

- Прежде чем объявить тему сегодняшнего урока, я хочу задать вам вопрос, связанный с литературой, вы знаете, кто такой Илья Муромец?

(Народный богатырь, герой многих былин)


В одной из былин об Илье Муромце есть такие слова: «Слово, оно что яблочко: с одного-то боку зеленое, так с другого румяное, ты умей его перевертывать..»
--Вдумайтесь в смысл этого предложения: Слово, если рассматривать его с разных сторон, разное - «с одного боку зеленое», «с другого румяное». А главное: «Ты умей его
перевертывать», т.е. умей владеть словом, так как слово может иметь не одно значение.
Оказывается слово, кроме своего прямого значения, может иметь еще и другое,
переносное.


На доске написаны следующие словосочетания:

Седая голова - седая зима.


-Ребята, какой корень у этих слов?


- А какое значение  у этих слов?

Седой - побелевший от старости

На основе сходства (зима – тоже белая)


 -А как вы думаете, какое слово появилось первым?


- Правильно, потому что второе «Седая зима» появилось на основе сходства по цвету.

Мы с вами сейчас столкнулись с  явлением русского языка - прямым и переносным значением.

Запишем тему нашего сегодняшнего урока «Прямое и переносное значение слова»

В русском языке существует такой троп речи, как метафора, т.е. перенос признака с одного предмета или явления на другой на основе сходства.

- Как вы думаете, почему мы заговорили о загадках?


- Не заметили ли вы связи метафоры с многозначными словами?

(То и другое основано на сходстве).


Среди значений многозначных слов часто встречаются переносные значения. Это происходит, когда предметы или действия имеют какое-либо сходство с другими предметами или действиями. Значение слов в этом случае переносится с предмета на предмет, с действия на действие, с признака на признак.

Сравним пары словосочетаний:

Дорога к лесу и дорога жизни

Птица летит и время летит

Холодная погода и холодное сердце


- Какие из этих словосочетаний содержат слова в переносном значении? ( Второе словосочетания каждой пары содержат слова в переносном значении).

- Каковы общие значения слов?


В первом словосочетании существительное дорога имеет прямое значение: «путь, направление следования»; во втором – переносное значение: «жизненный путь, протяжённость жизни во времени». Общее значение – «направление, протяженность».

Глагол «летит» в первом словосочетании имеет прямое значение: «передвигаться по воздуху»; во втором – переносное значение: «быстро проходить». Общее значение – «быстро передвигаться».

Прилагательное «»холодная» в первом словосочетании имеет прямое значение: «имеющая низкую температуру»; прилагательное «холодное» во втором словосочетании имеет переносное значение: «равнодушное, бесчувственное, безразличное». Общее значение – «не дающее ощущение тепла».

- Как называется перенос значений по сходству? (Метафора)

Этот литературоведческий термин переводится с греческого языка как «перенос». («мета» - пере, «фора» - несу), т. е. метафора – употребление слов или оборотов речи в переносном значении.

Обогащением значения слова, а также приданием ему нового смысла часто занимаются поэты и писатели, когда им необходимо в своем произведении охарактеризовать предмет, подчеркнув его сходство с другим предметом. Создать более живую, образную картину природы.



Словосочетание «время летит» - частный вид метафоры, олицетворение: перенос свойств живого предмета (людей, животных) на неживое. Или наползал туман, идет снег. Метафора и олицетворение - тропы, средства выразительности языка.


2. Чтение теоретического материала учебника.


Физкультминутка.


Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали,

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем - поморгаем

И работать продолжаем. (Выполнение движений вслед за учителем)


3. Закрепление изученного материала.


1. Упр. 347.

2. Запишите ответы цифрами. (1 – прямое значение. 2 – переносное значение.)

Стеклянный взгляд, крылья самолёта, стеклянный сосуд, летит ворона, воет ветер, воет собака, вскипела вода, золотая цепочка, изумрудная трава, подошва горы, время летит.

Обменяйтесь тетрадками, и проверьте друг у друга диктант   Ответы: 2,2,1,1,2,1,1,1,2,2,2

- Поднимите руку, кто выполнил работу на оценку «5»?

3. Упр. 348. («Солнечный февраль», «Небывалый праздник», «Чудесное утро»)


Прилагательные в переносном значении: жемчужных, коралловых, сапфировых.


Синоним к словам необыкновенный, особенный, необычныйчудесный.


- На каком сходстве основаны переносные значения этих прилагательных? (На сходстве цвета: жемчужный – серебристо-белый, коралловый – красный, сапфировый – синий, голубой).


-Как вы думаете, почему И. Грабарь в описании февральского утра использовал не традиционные названия оттенков цвета, а прилагательные в переносном значении?

(Переносные значения в этом тексте являются средствами выразительности – эпитетами, они придают тексту торжественность, яркость, красоту).



4. Работа по карточкам.

Подчеркните слова с прямым значением одной чертой, а с переносным двумя.

Карточка 1(для слабого ученика)

1). Зол..тое к..льцо лежит в шкатулке у моей с.стры.

2). З.л.той луч со.нца осветил л.сную поляну.

Карточка 2.

1) Отец принес тяжёлую сумку.

2) Тяжелый взгляд у твоей подружки.

Карточка 3.

1) Сын уезжал в отпуск и с легким сердцем провожала его мать.

3) Портфель мальчика был ле.ким потому что учебников там (не)было.

Карточка 4

Гребень (петуха) - гребень (для волос)

Лисичка (зверек) - лисичка (гриб)

Спит (ребенок) – спит (природа)

Карточка 5

Нос (человека) - нос (корабля)

Идет (дождь) – идет (человек)

Золотые (серьги) – золотые (руки)

(После выполнения заданий ученики зачитывают предложения, указывая слова с переносным значением. Карточки с заданиями учитель проверяет по своему усмотрению во время работы)

5. Упр. 351 (устно)


6. Запишите в два столбика словосочетания: в один – с прямым значением, в другой – с переносным значением слов.

Тяжелый чемодан, тяжелый характер, легкая работа, легкая рука, железный гвоздь, железная дисциплина, золотая цепочка, золотые руки.

7. Со словами звезда, холодный, хрупкий, бежать составьте словосочетания так, чтобы каждое из этих слов было употреблено в прямом и переносном значении.

Словарный диктант. Запишите словосочетания, распределяя в 2 столбика: 1) с прямым значением; 2) с переносным значением:

Жар солнца – жар чувства, тяжесть багажа – тяжесть утраты, гибкость ума – гибкость ветки, каменное здание – каменное сердце, зрелый возраст – зрелый плод, молоть зерно – молоть вздор, строить планы – строить мост, хранить ценности – хранить молчание.


4. Самостоятельная работа.

1. Запись под диктовку.

Дождь уснул. От солнца же поднялась суета ветра, взъерошились деревья, забормотали травы и кустарники. И даже сам дождь снова встал на ноги, разбуженный щекочущей теплотой, и собирал свое тело в облака.

Задание: объяснить орфограммы, подчеркнуть основы предложений и указать, в каком значении употреблены глаголы (в прямом или переносном).

Самопроверка.


4. Тест (устный комментарий)



1. Словарный состав языка изучает наука:

1. фонетика
2. синтаксис
3. лексикология
4. пунктуация



2. Слово употреблено в переносном значении в обоих словосочетаниях:

1. каменное сердце, строить мост
2. жар солнца, каменное здание
3. золотые слова, строить планы



3. В каком ряду слова являются многозначными:

1. звезда, искусственный, каменный;
2. единственный, жалюзи, жокей;
3. каменистый, кафтан, композитор


4. Какое из сочетаний слов употреблено в переносном значении?

  1. тяжёлый камень

  2. холодный ветер

  3. сладкий сон

  4. острый нож


5. Какое из сочетаний слов употреблено в переносном значении?

  1. чёрствый хлеб

  2. чугунные ворота

  3. травы шепчутся

  4. золотая вещь


6.В каком сочетании слов глагол употреблен в прямом значении?

  1. плачет малыш

  2. плачут чайки

  3. плачет ветер

  4. плачут сосульки


7. В каком словосочетании прилагательное употреблено в прямом значении?

  1. мягкий хлеб

  2. мягкий характер

  3. мягкое наказание

  4. мягкий свет


8. В каком сочетании слов глагол употреблен в прямом значении?

  1. дремлет камыш

  2. спят кувшинки

  3. дремлет старик

  4. шепчет тростник


5. Подведение итогов

- Что такое прямое и переносное значения слова?

- На чем основано переносное значение слова?

- Чем метафора отличается от олицетворения? Какое понятие более широкое? (Олицетворение – частный вид метафоры, значит, метафора – более широкое понятие).


Рефлексия.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке? В чем отличие переносного значения слова от прямого? С какой целью оно употребляется?

(Слова с переносным значением не столько называют, сколько оценивают, характеризуют, позволяют выразить отношение человека к миру, выразить свои чувства. Они образны, картинны.)


 - В чём у вас было затруднение?


- За что бы вы похвалили себя на уроке?

Оцените свою работу. Поделитесь с товарищами своими открытиями.


Продолжите фразу:

- Сегодня на уроке мне удалось . . .

- На уроке я узнал…

- Мне запомнилось…

- На следующем уроке мне хочется…

- Больше всего мне понравилось…


Домашнее задание: пар. 66. упр. 352. или составить и записать 5 предложений с прямым и переносными значениями слов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!