СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок : "Прямое и переносное значение слова"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок : "Прямое и переносное значение слова"

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок : "Прямое и переносное значение слова"»

Тема урока: Прямое и переносное значение слова.

Цель урока: Форматировать представление о словах с прямым и переносным значением. Вырабатывать умение определять значение слова в контексте обобщать словарный запас языка, совершенствовать грамматический строй учащихся.

Метод: вопрос – ответ, групповая, индивидуальная.

Ход урока:

І. Орг.момент

1. приветствие

2. Психологический настрой. Тренинг «Солнышко»

Учащиеся на месте бумаги рисуют солнышко и на лучиках пишут пожелания друг другу. Зачитывается несколько пожеланий.

ІІ Повторение изученного

Терминологический диктант

По толкованию слова определить слова и записать его в нчальной форме. (Ребята записывают ответы в рабочие тетради)

  1. Наука. Изучающая словарный состав языка, называется ... (лексикология)

  2. Словарный состав языка называется (лексика)

  3. То, что обозначает слово, называется (лексическое знач)

  4. Слово , имеющее одно лексическое значение, называется (однозначное)

  5. Слово , имеющие два и более значений, называется (многозначное)

  6. Словарь , по которому определяется лексическое значение слова, называется (толковый словарь)

ІІІ усвоение нового материала.

  1. Ребята, давайте запишем термины «прямое значение». Сегодня мы свами будем выяснять, что означают эти слова.

  2. Прослушивание строк из «сказки» о царе Салтане. А.С. Пушкина (учащийся читает наизусть)

  • Что значит слово «золотой»?

Белка песенки поет

Да орешки все грызет

А орешки не простые ,

Все скорлупки золотые,

Ядра – чисты изумруд.

«золотые скорлупки» , то есть скорлупки из золота, слово «золотой» употребляетя в прямом значении.

Прослушивание отрывка из стихотворения поэта И.Никитина. (уч-ся читает наизусть)

Золотые нивы,

Гладь и блеск озер,

Светлые заливы,

Без конца простор.

  • Что значит «золотые нивы?»

Похожие на цвет золота. Здесь у слова на основе сходства по цвету появилось переносное значение.

  • Таким оброзом слово «золотой» может иметь и прямое и переносное значение.

  1. Работа с лингвитическим текстом (чтение, ответы на вопросы)

  • Что вы узнали о прямом и переносном значении слов.

ІV . закрепление

Слайд. Составление пластера.



  1. Распределительный диктант (первый столбик - прямое значение, второй, столбик – переносное значение)

  2. Тяжелый чемодан , легкая рука, железная дисциплина, железный гвоздь, олимпийские игры, тяжелый характер, холодный ветер, добрый человек, добрые дела, золотое сердце, золотое изделие.

V. работа в группах

І –гр. Тренировочные упражнения.

  1. Подчеркни горят дрова. Щеки на морозе горят.

  2. Лиса бежит в лес. Ручей бежит по камням.

  3. У моеог друга золотой характер. Археологи нашли золотой слиток.

ІІ – группа

Подчеркни словосочетания, в которых употреблены в прямом значении.

Грозовое облако, облако рора золотое кольцо, золотое сердце, гроит закат, горит огонь.

VІ. Игра. На слово в переносном значением – хлопок в ладошки.

Железный гвоздь – железная воля.

Зеленый лес – лес рук.

Стальный трос – стальные нервы

Легкая жизнь – легкая сумка.

Сладкая конфета- сладкая мечта

Глубокое озеро – глубокие мысли.

  1. Работа над загадками.

Слова в переносном значение частовтстречаются в загадках. Попробуем их найти.

  1. Черное сукно лует в окно (ночь)

  2. Накормишь – живет , напоишь умрет

  3. Скатерть бела всю зиму одела (снег)

  4. Летом бежит. Зимой спит, весна настала, опять побежала (река)

Самостоятельная работа.

Дополни предложения, отвечая на вопросы найди слова с прямым и переносным значением. Запишите предложения с этим словами.

Мама (как?) ..... улыбается (кому?) .... (какое?) .... Солнце улыбается (из – за чего?) ... «у кого?) ..... тяжелые болезнь, ему надо лежать.

VІІ. Дом зад. : из словарика выписать 5-6 слов с переносным значением. Составить с этими словами текст.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!