СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку: "Человек славен добрыми делами".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащиеся:

узнать о том, какими могут быть жизненные принципы

человека;

подобрать синонимы и антонимы к словам, написать

письмо.

 используют в речи слова с прямым и переносным значением, синонимы и антонимы.

5. Ч5.

- составляет вопросы к прочитанному тексту.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку: "Человек славен добрыми делами".»

Краткосрочный план урока

Раздел долгосрочного плана: Раздел 3. Жизненные ценности

Школа: ОСШ №3 им. Абая

Дата:

ФИО учителя: Михайловская С.И

Класс: 5

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

Человек славен добрыми делами.

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

5.1.2.1 определять тему и основную мысль, опираясь на вопросы

5.2.5.1 формулировать вопросы, отражающие отношение к тексту

Цели урока

- составлять вопросы к прочитанному стихотворению о труде;

- использовать синонимы, антонимы и слова с прямым и переносным значением в речи.

Критерии оценивания

Учащиеся:

узнать о том, какими могут быть жизненные принципы

человека;

подобрать синонимы и антонимы к словам, написать

письмо.

используют в речи слова с прямым и переносным значением, синонимы и антонимы.

5. Ч5.

- составляет вопросы к прочитанному тексту.

Привитие ценностей


Привитие ценностей уважение, открытость осуществляется через знакомство учащихся с общечеловеческими ценностями, через парную работу.

Меж предметные связи

Межпредметные связи со вторым языком и литературой, английским языком.

Навыки использования

ИКТ

Работа с презентацией.

Предварительные знания

Данный урок основывается на знаниях и навыках, полученных на предыдущих уроках. Учащиеся имеют представление о жизненных ценностях.

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке


Ресурсы

Начало урока


1.Организация класса.

Ознакомление учащихся с темой и целями урока.

Выполните задания:

1. Объясните значение слова «принцип».

Подберите синонимы к этому слову.

Расскажите друг другу о своих жизненных принципах.

2. Прочитайте текст. Найдите в третьем абзаце прилагательные – антонимы.

Что означает слово «созидать»? Составьте предложение с этим словом.


Середина урока

(К) Разминка «Найди пару»

- Какие пословицы о труде знаете?

Каждый учащийся получает часть пословицы. – Найдите начало и конец пословицы. Объясните ее смысл.

Примеры пословиц:

  • Землю красит солнце, а человека — труд.

  • Делу — время, а потехе — час.

  • Кто не работает, тот не ест.

  • Дерево ценят по плодам, а человека — по делам.

  • Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

  • Труд кормит, а лень портит.

  • Воля и труд дивные всходы дают.

  • Без труда жить — только небо коптить.

  • Маленькое дело лучше большого безделья.

  • Больше дела, меньше слов.

  • Не за своё дело не берись, а за своим — не ленись.

  • Кто привык трудиться, тому без дела не сидится.


- Найдите в пословицах антонимы. Запишите пары.

- Подберите синонимы к слову «Труд».

- Найдите в пословицах слова, которые употребляются в переносном значении.

(Задание направлено развитие речи, расширение словарного запаса.)


В чём смысл жизни

Можно по-разному определять цель своего существования, но цель должна

быть, иначе будет не жизнь а прозябание.

Надо иметь и жизненные принципы.

Хорошо бы изложить их в дневнике. Но чтобы дневник был «настоящим», его никому нельзя показывать – писать только для себя.

Одно правило должно быть у каждого человека: жить с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить. Достоинство предполагает доброту, великодушие,

умение быть хорошим другом.Природа создавала человека миллионы лет. Уважайте эту творческую,

созидательную деятельность природы и ни в коем случае не поддерживайте всего разрушительного, что есть в жизни. Жить нужно созидая.

В жизни есть какой-то уровень счастья, от которого мы ведём отсчёт, как отсчёт высоты от уровня моря. Задача каждого человека – повышать этот уровень счастья в кругу своих друзей, в пределах своего окружения, своей школы, своей страны

и всего человечества в конце концов. Каждому что-то доступно. У каждого из вас есть такая возможность. Ведь жизнь – это творчество. Но это не значит, что

каждый человек должен родиться художником, балериной или учёным. Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя, внести радость, свет. Это и есть творчество. Жизнь это вечное созидание.

Человек рождается и оставляет о себе память. И

очень важно, какую память он о себе оставляет.

(По книге Д.С. Лихачёва «Письма о добром и прекрасном»)

Прозябание

– жалкое, малосодержательное, бесцельное существование.

Великодушие

– наличие высоких душевных качеств, щедрость души, благородство


Созидание

– создание, построение чего-либо, творение.

Принцип – взгляд, убеждение, правило.

3. Как вы думаете, кому и с какой целью адресовано это письмо? Укажите в

тексте побудительное предложение.

Подберите из текста синонимичное выражение к словосочетанию «смысл

жизни».Запишите фразы из текста, которые произвели на вас наибольшее впечатление.

Какие мысли, ассоциации или воспоминания они вызвали?

4. Расставьте в выделенных предложениях пропущенные знаки препинания.

Объясните их постановку.

Распределите слова в таблице:

Деятельность, существование, созидание, достоинство, радость, свет,

творчество, прозябание, жизнь, память.

Составьте на основе текста кластер «Принципы, которым необходимо следовать

в жизни».

Укажите три составляющие, которые автор вкладывает в понятие «жить с

достоинством».

Говорим

Расскажите друг другу о том, как вы можете «повысить уровень счастья» в

пределах своего окружения, своих друзей, своей школы. Что в своих мечтах о

будущем вы сможете сделать для своей страны, человечества?

Пишем

Представьте, что ваш класс решил заложить «Капсулу времени», адресованную

будущим ученикам вашей школы в 2070 год.

Создайте своё «Письмо о добром и прекрасном». Напишите в нём о 5 золотых правилах жизни и о ваших делах


Создайте своё «Письмо о добром и прекрасном». Напишите в нём о 5

золотых правилах жизни и о ваших добрых делах.




Критерий оценивания: - используют в речи слова с прямым и переносным значением, синонимы и антонимы.

Дескрипторы:

- находит пары антонимов;

- подбирает синонимы к слову «труд;

- называет слова с переносным значением.

(П) Работа с текстом

- Прочитай стихотворение. Составь вопросы к тексту. Задай их своему соседу по парте. Есть ли в стихотворении слова с переносным значением?

Трудится Земля

  Лидия Слуцкая

Сколько нужного на свете

Люди делают вокруг:

Те плетут морские сети,

Те с рассветом косят луг,

Варят сталь, штурмуют космос,

За станком в цеху стоят,

Миллионы умных взрослых

Учат грамоте ребят,

Кто-то нефть в тайге качает

Из глубин земных пластов,

А другие листья чая

Аккуратно рвут с кустов.

Ежедневно дел в достатке

Для тебя и для меня.

Будет все всегда в порядке,

Если трудится Земля.


Критерий оценивания

Дескрипторы

Учащийся

Составляет вопросы к прочитанному тексту.

составляет 3 и более вопросов;

отвечает на поставленные вопросы

(Задание направлено развитие навыка чтения)

ФО по дескрипторам/ Обратная связь учителя.



(И) Суммативное оценивание за раздел «Жизненные ценности» (20 минут)

Текст для слушания:

Ирис Ревю «Как труд человека меняет»

Совсем разленился Митрофан. А соседям жалуется:
— Приболел, всякие хвори начали цепляться.

Народ уж поля пшеницей засевать начал, а Митрофан всё охает.

И вот однажды постучался к Митрофану главный работник по имени Труд Иванович, и строго спрашивает:

— Отвечай, Митрофан, по добру по здорову, почему не начинаешь сев?

— Приболел немного.

— А знаешь ли ты, Митрофан, что от лени человек болеет, а от труда здоровеет? – спросил его Труд Иванович.

Поднялся Митрофан, подпоясался, да и пошёл в поле. А там все трудятся. И Труд Иванович здесь же. Кому подмигнёт, кого пожурит, но всем помогает.

И Митрофану помог, когда тот работать начал. Обрадовался Труд Иванович, что Митрофан лениться перестал. Правильно, не век же парню на печи сидеть.

А Митрофан, поработав, совсем другим стал: щеки порозовели, глаза горят. Куда только хвори подевались? Убежали, наверно, в царство Лени-матушки.

Да, не зря молвится пословица: «От лени человек болеет, а от труда здоровеет».




Презентация
























Учебник 5 класс С.А.Никитина, В.А.Казабеева и др.

http://expert.atamura.kz/ru/books/31










Аудиозапись текста, лист ответа



Конец урока


Рефлексия

  • Чему вы научились на уроке?

  • Над чем необходимо ещё поработать?

  • Как вы думаете, пригодится ли вам в жизни полученные знания?



Дифференциация.

Каким образом вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание.

Как вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности


Поддержка учителя менее способным учащимся при работе с текстом (дать ключевые слова для составления вопросов согласно Таксономии Блума).


ФО по дескрипторам

Обратная связь учителя

СО за раздел по дескрипторам

Использовались активные методы обучения, физминутка.


Рефлексия по уроку


Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему?

Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!