(К) Разминка «Найди пару» - Какие пословицы о труде знаете? Каждый учащийся получает часть пословицы. – Найдите начало и конец пословицы. Объясните ее смысл. Примеры пословиц: Землю красит солнце, а человека — труд. Делу — время, а потехе — час. Кто не работает, тот не ест. Дерево ценят по плодам, а человека — по делам. Без труда не вынешь и рыбку из пруда. Труд кормит, а лень портит. Воля и труд дивные всходы дают. Без труда жить — только небо коптить. Маленькое дело лучше большого безделья. Больше дела, меньше слов. Не за своё дело не берись, а за своим — не ленись. Кто привык трудиться, тому без дела не сидится. - Найдите в пословицах антонимы. Запишите пары. - Подберите синонимы к слову «Труд». - Найдите в пословицах слова, которые употребляются в переносном значении. (Задание направлено развитие речи, расширение словарного запаса.) В чём смысл жизни Можно по-разному определять цель своего существования, но цель должна быть, иначе будет не жизнь а прозябание. Надо иметь и жизненные принципы. Хорошо бы изложить их в дневнике. Но чтобы дневник был «настоящим», его никому нельзя показывать – писать только для себя. Одно правило должно быть у каждого человека: жить с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить. Достоинство предполагает доброту, великодушие, умение быть хорошим другом.Природа создавала человека миллионы лет. Уважайте эту творческую, созидательную деятельность природы и ни в коем случае не поддерживайте всего разрушительного, что есть в жизни. Жить нужно созидая. В жизни есть какой-то уровень счастья, от которого мы ведём отсчёт, как отсчёт высоты от уровня моря. Задача каждого человека – повышать этот уровень счастья в кругу своих друзей, в пределах своего окружения, своей школы, своей страны и всего человечества в конце концов. Каждому что-то доступно. У каждого из вас есть такая возможность. Ведь жизнь – это творчество. Но это не значит, что каждый человек должен родиться художником, балериной или учёным. Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя, внести радость, свет. Это и есть творчество. Жизнь это вечное созидание. Человек рождается и оставляет о себе память. И очень важно, какую память он о себе оставляет. (По книге Д.С. Лихачёва «Письма о добром и прекрасном») Прозябание – жалкое, малосодержательное, бесцельное существование. Великодушие – наличие высоких душевных качеств, щедрость души, благородство Созидание – создание, построение чего-либо, творение. Принцип – взгляд, убеждение, правило. 3. Как вы думаете, кому и с какой целью адресовано это письмо? Укажите в тексте побудительное предложение. Подберите из текста синонимичное выражение к словосочетанию «смысл жизни».Запишите фразы из текста, которые произвели на вас наибольшее впечатление. Какие мысли, ассоциации или воспоминания они вызвали? 4. Расставьте в выделенных предложениях пропущенные знаки препинания. Объясните их постановку. Распределите слова в таблице: Деятельность, существование, созидание, достоинство, радость, свет, творчество, прозябание, жизнь, память. Составьте на основе текста кластер «Принципы, которым необходимо следовать в жизни». Укажите три составляющие, которые автор вкладывает в понятие «жить с достоинством». Говорим Расскажите друг другу о том, как вы можете «повысить уровень счастья» в пределах своего окружения, своих друзей, своей школы. Что в своих мечтах о будущем вы сможете сделать для своей страны, человечества? Пишем Представьте, что ваш класс решил заложить «Капсулу времени», адресованную будущим ученикам вашей школы в 2070 год. Создайте своё «Письмо о добром и прекрасном». Напишите в нём о 5 золотых правилах жизни и о ваших делах Создайте своё «Письмо о добром и прекрасном». Напишите в нём о 5 золотых правилах жизни и о ваших добрых делах. Критерий оценивания: - используют в речи слова с прямым и переносным значением, синонимы и антонимы. Дескрипторы: - находит пары антонимов; - подбирает синонимы к слову «труд; - называет слова с переносным значением. (П) Работа с текстом - Прочитай стихотворение. Составь вопросы к тексту. Задай их своему соседу по парте. Есть ли в стихотворении слова с переносным значением? Трудится Земля Лидия Слуцкая Сколько нужного на свете Люди делают вокруг: Те плетут морские сети, Те с рассветом косят луг, Варят сталь, штурмуют космос, За станком в цеху стоят, Миллионы умных взрослых Учат грамоте ребят, Кто-то нефть в тайге качает Из глубин земных пластов, А другие листья чая Аккуратно рвут с кустов. Ежедневно дел в достатке Для тебя и для меня. Будет все всегда в порядке, Если трудится Земля. Критерий оценивания | Дескрипторы | Учащийся | Составляет вопросы к прочитанному тексту. | составляет 3 и более вопросов; | отвечает на поставленные вопросы | (Задание направлено развитие навыка чтения) ФО по дескрипторам/ Обратная связь учителя. (И) Суммативное оценивание за раздел «Жизненные ценности» (20 минут) Текст для слушания: Ирис Ревю «Как труд человека меняет» Совсем разленился Митрофан. А соседям жалуется: — Приболел, всякие хвори начали цепляться. Народ уж поля пшеницей засевать начал, а Митрофан всё охает. И вот однажды постучался к Митрофану главный работник по имени Труд Иванович, и строго спрашивает: — Отвечай, Митрофан, по добру по здорову, почему не начинаешь сев? — Приболел немного. — А знаешь ли ты, Митрофан, что от лени человек болеет, а от труда здоровеет? – спросил его Труд Иванович. Поднялся Митрофан, подпоясался, да и пошёл в поле. А там все трудятся. И Труд Иванович здесь же. Кому подмигнёт, кого пожурит, но всем помогает. И Митрофану помог, когда тот работать начал. Обрадовался Труд Иванович, что Митрофан лениться перестал. Правильно, не век же парню на печи сидеть. А Митрофан, поработав, совсем другим стал: щеки порозовели, глаза горят. Куда только хвори подевались? Убежали, наверно, в царство Лени-матушки. Да, не зря молвится пословица: «От лени человек болеет, а от труда здоровеет». |