СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности эмоциональной сферы у детей в младшем школьном возрасте

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности эмоциональной сферы у детей в младшем школьном возрасте

Просмотр содержимого документа
«Особенности эмоциональной сферы у детей в младшем школьном возрасте»

Особенности эмоциональной сферы в младшем школьном возрасте в процессе коррекции агрессивности

Обозначим особенности эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста, обоснуем выбор именно этого периода как оптимального для проведения работы по коррекции агрессивности, выявим типы детей с агрессивным поведением и исследуем его причины.

Если в дошкольном возрасте эта работа больше ложится на плечи родителей, которые не всегда оказываются способными справиться с этой проблемой своими силами, имеется тенденция «списывать» возникающие сложности с поведением на плохое самочувствие, усталость, просто на детские шалости. Зачастую взрослые не осознают назревшую проблему, она остается необозначенной, незамеченной.

Младший школьный возраст - переходный к новой ступени развития. У ребят по-прежнему сохраняется подвижность, неумение долго концентрировать внимание, сосредоточиться на каком-либо виде деятельности, быстрая утомляемость. Происходит физиологическая и психологическая перестройка организма. Характер испытываемых эмоций тоже изменяется, они всё более связываются с социумом, с обществом. Ребенок четко знает, что у него есть обязанности. Появляются чувства стыда и гордости, мало того ребенок может гордиться не только самим одобряемым обществом поступком, но и положительными качествами своего собственного характера. Ребенок может испытывать чувство стыда уже не только за проступок, которые кто-то мог заметить, но и за те, которые он сам считает недостойными. Подобные чувства направленно влияют на развитие личности ребенка.

Проблему в данном возрастном аспекте рассматривали исследователи Е.И. Бережкова, А.С. Коповой, Н.И. Коротченкова, В.Е. Каган, О.А. Карабанова, А. Миллер, Г.М. Андреева, Л. Берковец, С.А.Беличева, И. Раншбург.

Большинство ученых сходятся во мнении, что возраст среднего детства характеризуется сменой ведущей деятельности с игровой на учебную, становлением произвольности. Школьники радикально меняют образ жизни, приступают к учебным обязанностям, при этом имея сильное желание выполнять новые правила, легче усваивают моральные нормы. Развиваются формы мышления, являющиеся базой для усвоения всей системы знаний, более полно развиваются ранее сложившиеся формы поведения.

Как раз в этот период становления произвольности производится выбор: это либо сглаживание негативных переживаний и переход к сотрудничеству с обществом, либо наоборот, имеет место стимулирование агрессивности этими переживаниями, производя переход к дальнейшей конфронтации.

На первый план выходит новый авторитет - это учитель. Он может правильно организовать воспитательный процесс, сделав упор на формировании разнообразных положительных нравственных качеств., на пополнение мотивов деятельности, способствующих обучению и улучшению взаимодействия как со сверстниками, так и со взрослыми. Учитель видит ребенка в отношениях со сверстниками и взрослыми людьми каждый день, он может и должен предотвращать неблагоприятные ситуации.

Важность именно этого периода в целях коррекции подтверждена исследованиями: зафиксирована зависимость между агрессивностью 7-9 лет и совершением преступных действий в 30 лет [7].

Важно помнить, что любые негативные проявления чувств ребенка еще пока достаточно скоротечны, проявляются и исчезают, потому что ребенок старается поддерживать положительный уровень самооценки.

Поэтому очень важно именно в этом возрасте максимально скорректировать возникшие отклонения в поведении детей, в частности агрессию. Агрессивное поведение представляет собой вид деструктивного поведения, с которым все чаще сталкиваются взрослые. Агрессия проявляется в различных формах, в том числе в форме нанесения морального ущерба. Почему ребенок младшего школьного возраста, может стать вмиг агрессивным и злым? И педагоги, и родители часто наблюдают порывы ярости и агрессии. Отнюдь не всегда они могут контролировать поведение разбушевавшегося ребенка. Проявление агрессии становится неким способом самовыражения ребёнка в обществе. В форме агрессии он демонстрирует своё «Я», поскольку ребёнка либо что-то тревожит, либо это является реакцией на некий внутренний дискомфорт, вызванный самыми разнообразными причинами, просто ребенок не умеет иначе выразить свои чувства.

Агрессия берёт своё начало из врождённого инстинкта борьбы за выживание. У взрослых существуют некие «тормоза» для сдерживания сильных эмоций, проявления агрессивности. У детей эти механизмы еще не сформированы. У каждого ребенка агрессия проявляется по-разному: как средство защиты, как плохое настроение, как нарушение здоровья (например, травма мозга). Можно утверждать, что агрессия – проявление того, что ребенку небезопасно и больно.

Условно причины агрессии детей можно подразделить на внешние и внутренние. Среди внешних причин особое место занимает стиль воспитания в семье. Можно выделить два типа детей, демонстрирующих агрессивное поведение. Во-первых, это дети авторитарных родителей, которым не дают свободы к самостоятельным действиям, контролируют, считают, что без помощи взрослых они ничего не смогут сделать сами. Это приводит к подавлению воли, к появлению неуверенности в собственных силах. Возникает негативная эмоциональная реакция на существующее положение вещей в форме протеста против унижения, ущемления интересов.

Другую группу детей можно обозначить термином «заброшенные дети». Родители постоянно заняты, например, работой и детей они совершенно не замечают. Ребёнок просто им мешает. Такие дети страдают от равнодушия и безразличия родителей. Ребенок страдает от невнимания и отсутствия уважения, от постоянной язвительной критики, замечаний, придирок и недовольства. Образуются комплексы, которые и приводят к деструктивному поведению.

И тот, и другой типы родительского поведения провоцируют проявление агрессии. Особенно сложно ребенку приходится в условиях «двойных стандартов». Это - либо, когда родители на словах осуждают проявления агрессии, а в действительности могут восхищаться ребенком, решающим свои проблемы со сверстниками силовым путем; либо когда каждый из родителей придерживается противоположных взглядов. Здесь самым правильным решением будет - осознать источник «зла» и изменить свой стиль воспитания.

Другой внешней причиной может выступать общение со сверстниками. Детское общество трудно назвать демократичным. Критерий силы ставится во главу угла, ведь кто самый сильный - тому всё можно. Надо изучить обстановку в детском коллективе, который посещает ребенок, чтоб потом продумать дальнейшие действия, допустим, определить его на дополнительные занятия в другой коллектив, для которого характерна более спокойная обстановка.

Еще одной из причин агрессии служит пример поведения вымышленных персонажей, героев зарубежных мультипликационных фильмов, игр и других продуктов творчества. Сцены насилия и агрессии с экранов гаджетов, даже книг повышают и без того высокий уровень агрессивности, делая маленьких зрителей готовыми в любой момент воспользоваться жестокими, но эффективными способами решения конфликтов.

Следующая условная группа причин агрессивности - внутренние. Раскрывают, что агрессивность есть внешнее проявление внутренних проблем. Таким детям свойственно ощущение отверженности, высокая тревожность, неадекватная самооценка. Бурные реакции являются способом привлечь внимание окружающих к себе, не имея возможности справиться с ними в одиночку. Также в эту подгруппу можно отнести и прочие биологически обусловленные причины, в частности, физиологические, психологические, конституционные особенности личности, заболевания.

Итак, особенностями младшего школьного возраста являются переход к новой ступени развития, когда по-прежнему сохраняется подвижность, неумение долго концентрировать внимание, сосредоточиться на каком-либо виде деятельности, повышенная эмоциональность, быстрая утомляемость, но уже началась физиологическая и психологическая перестройка организма. Возраст среднего детства характеризуется сменой ведущей деятельности с игровой на учебную, становлением произвольности. Более полно развиваются ранее сложившиеся формы поведения, формы мышления, легко сглаживаются в силу пластичности или,наоборот, закрепляются негативные переживания, вызывающие агрессию. Чаще агрессия проявляется в вербальной, физической форме, раздражении. Выделяют две категории детей, которые оказываются в зоне риска по развитию агрессивности: дети, воспитываемые жесткими авторитарными родителями и «заброшенные» дети, которыми родители интересуются слишком мало. Причин детской агрессивности много. Они могут быть внутренними и внешними. Основной причиной всё же можно обозначить усвоение эталона агрессивного поведения именно в семье.

Все вышеозначенные особенности характерны как для нормативных, так и для детей с интеллектуальными нарушениями. Более подробно особенности проявления агрессивности у детей данной категории рассмотрим далее.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!