СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью

 

Наличие умственной отсталости у ребенка способствует формированию у него специфических психолого-педагогических особенностей, а, следовательно, их изучение является важным этапом данного исследования.

Итак, в соответствии с определением умственной отсталости Е.Н. Кошелевой, под ней подразумевается стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, а также эмоционально-волевой и поведенческой сфер [7, с.19]. Более расширенное определение умственной отсталости было сформулировано О.А. Федосеевой: «Умственная отсталость — это стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, а также эмоционально-волевой и поведенческой сфер, обусловленное органическим поражением коры головного мозга, имеющим диффузный характер» [26, с.323].

Несмотря на то, что лица, имеющие умственную отсталость, имеют ряд общих особенностей, их состав весьма разнороден, что определяется как временем и причинами возникновения умственной отсталости, так и тяжестью ее клинических проявлений и совокупностью образуемых ею психолого-педагогических характеристик. Основной состав лиц с умственной отсталостью представлен людьми с олигофренией, они - самая многочисленная группа. Градация видов умственной отсталости существенно различается по МКБ-10 и в отечественной олигофренопедагогике, они наглядно представлены в таблице 1[8]:

 

 

Таблица 1.

Классификация форм умственной отсталости

По МКБ-10

В отечественной олигофренопедагогике

Легкая

Умеренная

Тяжелая

Глубокая

Дебильность

Имбецильность

Идиотия

 

Е.Н.Кошелева при этом отмечает, что выделенные степени умственной отсталости характерны конкретно для олигофрении. В этом наблюдается расхождение научных позиций исследуемых авторов [7, c.20].

Продолжая клинико - психолого - педагогическую характеристику детей с умственной отсталостью, необходимо констатировать, у них нарушены пространственное восприятие и ориентировка в пространстве, что осложняет формирование у них системы математических знаний. Исследования А. Р. Лурия, В. И. Лубовского, А. И. Мещерякова, М. С. Певзнер и др. показали, что у умственно отсталых имеются довольно грубые изменения в условно-рефлекторной деятельности, разбалансированность процессов возбуждения и торможения, а также нарушения взаимодействия сигнальных систем. Все это является физиологической основой для аномального психического развития ребенка, включая процессы познания, эмоции, волю, личность в целом [10]. В исследованиях Л. В. Занкова, X. С. Замского, Б. И. Пинского, И. М. Соловьева и других ученых выявлены качественные особенности памяти детей с нарушением интеллекта. Отмечается, что у данной категории детей страдают как произвольное, так и непроизвольное запоминание, причем нет существенных различий между продуктивностью произвольного и непроизвольного запоминания [20].

Степень выраженности умственной отсталости определяет интенсивность проявления специфических психолого-педагогических особенностей детей анализируемой группы, в рамках данного исследования внимание сконцентрировано на детях с легкой степенью умственной отсталости. В частности, своеобразие развития детей с легкой умственной отсталостью обусловлено особенностями их высшей нервной деятельности, которые выражаются в разбалансированности процессов возбуждения и торможения, нарушении взаимодействия первой и второй сигнальных систем. В структуре психики такого ребенка, в первую очередь, отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является процесс мышления, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению. Вследствие чего знания детей с умственной отсталостью об окружающем мире являются неполными и, возможно, искаженными, а их жизненный опыт крайне беден. В свою очередь, это оказывает негативное влияние на овладение чтением, письмом и счетом в процессе школьного обучения [27, с.9].

Развитие всех психических процессов у детей с легкой умственной отсталостью отличается качественным своеобразием, при этом нарушенной оказывается уже первая ступень познания – ощущения и восприятие. Неточность и слабость дифференцировки зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений приводят к затруднению адекватности ориентировки детей с умственной отсталостью в окружающей среде. В процессе освоения отдельных учебных предметов это проявляется в замедленном темпе узнавания и понимания учебного материала, в частности смешении графически сходных букв, цифр, отдельных звуков или слов.

Логические операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация у этой категории детей обладают целым рядом своеобразных черт, проявляющихся в трудностях установления отношений между частями предмета, выделении его существенных признаков и дифференциации их от несущественных, нахождении и сравнении предметов по признакам сходства и отличия и т. д. [23, с.172]

У этой категории обучающихся из всех видов мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое) в большей степени нарушено логическое мышление, что выражается в слабости обобщения, трудностях понимания смысла явления или факта. Особые сложности возникают у обучающихся при понимании переносного смысла отдельных фраз или целых текстов. В целом мышление умственно отсталого ребенка характеризуется конкретностью, некритичностью, ригидностью (плохой переключаемостью с одного вида деятельности на другой). Обучающимся с легкой умственной отсталостью присуща сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления: как правило, они начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия.

Специфические особенности развития имеет и внимание умственно отсталых детей, оно малоустойчиво, имеет низкую избирательность, малораспределяемо. Тем не менее, исследования А.Р. Маллера показывают наличие значительного потенциала в развитии внимания умственно отсталых детей [11, с.23].

Относительно восприятия детей данной группы необходимо отметить, что оно также имеет особенности развития. Например, если умственно отсталым детям предложить 2-6 предметов разного цвета и формы, то они вполне могут их различить, но если количество предметов возрастает до 10-12, то дети начинают путать формы и цвета. Их восприятие отличается поверхностностью. Кроме того, в привычных для ребенка предметах он разбирается достаточно хорошо, однако, испытывает значительные трудности, если попадает в новую для него обстановку либо если содержание привычной обстановки изменяется или наполняется новыми предметами.

Память умственно отсталых детей также имеет низкий уровень развития. Причем нередки случаи, когда у умственно отсталых детей преобладает механическая память. [20, c.295].

Эмоциональная сфера умственно отсталых детей младшего школьного возраста также имеет ряд особенностей. Во-первых, она характеризуется сохранностью эмоций, их простейшей дифференциацией, некоторой адекватностью эмоциональных проявлений: радость при похвале, обида, негативизм – при порицании.

Очень трудно организуемой является трудовая деятельность умственно отсталых детей. Это обусловлено, во-первых, сложностями в организации произвольной деятельности и обучаемости, низком уровне познавательной деятельности, трудностях произвольной ее регуляции, координации. Им сложно действовать по инструкции, и еще более сложно изменять свою деятельность под воздействием новой инструкции [8].

Обобщая клинико - психолого - педагогическую характеристику детей с умственной отсталостью необходимо отметить, что, во-первых, данная группа детей сложна и обширна в силу своей неоднородности, обусловленной разным временем и причинами возникновения умственной отсталости, особенностями ее проявления и коррекционными перспективами. Во-вторых, психические процессы умственно отсталых детей имеют низкий уровень развития, сложность взаимодействия, что формирует специфические личностные особенности данных детей, осложняет их воспитание и обучение, непосредственным образом влияет на процесс их социализации, но при этом большинство из них имеет значительный потенциал для развития.

Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью

 

Наличие умственной отсталости у ребенка способствует формированию у него специфических психолого-педагогических особенностей, а, следовательно, их изучение является важным этапом данного исследования.

Итак, в соответствии с определением умственной отсталости Е.Н. Кошелевой, под ней подразумевается стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, а также эмоционально-волевой и поведенческой сфер [7, с.19]. Более расширенное определение умственной отсталости было сформулировано О.А. Федосеевой: «Умственная отсталость — это стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, а также эмоционально-волевой и поведенческой сфер, обусловленное органическим поражением коры головного мозга, имеющим диффузный характер» [26, с.323].

Несмотря на то, что лица, имеющие умственную отсталость, имеют ряд общих особенностей, их состав весьма разнороден, что определяется как временем и причинами возникновения умственной отсталости, так и тяжестью ее клинических проявлений и совокупностью образуемых ею психолого-педагогических характеристик. Основной состав лиц с умственной отсталостью представлен людьми с олигофренией, они - самая многочисленная группа. Градация видов умственной отсталости существенно различается по МКБ-10 и в отечественной олигофренопедагогике, они наглядно представлены в таблице 1[8]:

 

 

Таблица 1.

Классификация форм умственной отсталости

По МКБ-10

В отечественной олигофренопедагогике

Легкая

Умеренная

Тяжелая

Глубокая

Дебильность

Имбецильность

Идиотия

 

Е.Н.Кошелева при этом отмечает, что выделенные степени умственной отсталости характерны конкретно для олигофрении. В этом наблюдается расхождение научных позиций исследуемых авторов [7, c.20].

Продолжая клинико - психолого - педагогическую характеристику детей с умственной отсталостью, необходимо констатировать, у них нарушены пространственное восприятие и ориентировка в пространстве, что осложняет формирование у них системы математических знаний. Исследования А. Р. Лурия, В. И. Лубовского, А. И. Мещерякова, М. С. Певзнер и др. показали, что у умственно отсталых имеются довольно грубые изменения в условно-рефлекторной деятельности, разбалансированность процессов возбуждения и торможения, а также нарушения взаимодействия сигнальных систем. Все это является физиологической основой для аномального психического развития ребенка, включая процессы познания, эмоции, волю, личность в целом [10]. В исследованиях Л. В. Занкова, X. С. Замского, Б. И. Пинского, И. М. Соловьева и других ученых выявлены качественные особенности памяти детей с нарушением интеллекта. Отмечается, что у данной категории детей страдают как произвольное, так и непроизвольное запоминание, причем нет существенных различий между продуктивностью произвольного и непроизвольного запоминания [20].

Степень выраженности умственной отсталости определяет интенсивность проявления специфических психолого-педагогических особенностей детей анализируемой группы, в рамках данного исследования внимание сконцентрировано на детях с легкой степенью умственной отсталости. В частности, своеобразие развития детей с легкой умственной отсталостью обусловлено особенностями их высшей нервной деятельности, которые выражаются в разбалансированности процессов возбуждения и торможения, нарушении взаимодействия первой и второй сигнальных систем. В структуре психики такого ребенка, в первую очередь, отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является процесс мышления, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению. Вследствие чего знания детей с умственной отсталостью об окружающем мире являются неполными и, возможно, искаженными, а их жизненный опыт крайне беден. В свою очередь, это оказывает негативное влияние на овладение чтением, письмом и счетом в процессе школьного обучения [27, с.9].

Развитие всех психических процессов у детей с легкой умственной отсталостью отличается качественным своеобразием, при этом нарушенной оказывается уже первая ступень познания – ощущения и восприятие. Неточность и слабость дифференцировки зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений приводят к затруднению адекватности ориентировки детей с умственной отсталостью в окружающей среде. В процессе освоения отдельных учебных предметов это проявляется в замедленном темпе узнавания и понимания учебного материала, в частности смешении графически сходных букв, цифр, отдельных звуков или слов.

Логические операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация у этой категории детей обладают целым рядом своеобразных черт, проявляющихся в трудностях установления отношений между частями предмета, выделении его существенных признаков и дифференциации их от несущественных, нахождении и сравнении предметов по признакам сходства и отличия и т. д. [23, с.172]

У этой категории обучающихся из всех видов мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое) в большей степени нарушено логическое мышление, что выражается в слабости обобщения, трудностях понимания смысла явления или факта. Особые сложности возникают у обучающихся при понимании переносного смысла отдельных фраз или целых текстов. В целом мышление умственно отсталого ребенка характеризуется конкретностью, некритичностью, ригидностью (плохой переключаемостью с одного вида деятельности на другой). Обучающимся с легкой умственной отсталостью присуща сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления: как правило, они начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия.

Специфические особенности развития имеет и внимание умственно отсталых детей, оно малоустойчиво, имеет низкую избирательность, малораспределяемо. Тем не менее, исследования А.Р. Маллера показывают наличие значительного потенциала в развитии внимания умственно отсталых детей [11, с.23].

Относительно восприятия детей данной группы необходимо отметить, что оно также имеет особенности развития. Например, если умственно отсталым детям предложить 2-6 предметов разного цвета и формы, то они вполне могут их различить, но если количество предметов возрастает до 10-12, то дети начинают путать формы и цвета. Их восприятие отличается поверхностностью. Кроме того, в привычных для ребенка предметах он разбирается достаточно хорошо, однако, испытывает значительные трудности, если попадает в новую для него обстановку либо если содержание привычной обстановки изменяется или наполняется новыми предметами.

Память умственно отсталых детей также имеет низкий уровень развития. Причем нередки случаи, когда у умственно отсталых детей преобладает механическая память. [20, c.295].

Эмоциональная сфера умственно отсталых детей младшего школьного возраста также имеет ряд особенностей. Во-первых, она характеризуется сохранностью эмоций, их простейшей дифференциацией, некоторой адекватностью эмоциональных проявлений: радость при похвале, обида, негативизм – при порицании.

Очень трудно организуемой является трудовая деятельность умственно отсталых детей. Это обусловлено, во-первых, сложностями в организации произвольной деятельности и обучаемости, низком уровне познавательной деятельности, трудностях произвольной ее регуляции, координации. Им сложно действовать по инструкции, и еще более сложно изменять свою деятельность под воздействием новой инструкции [8].

Обобщая клинико - психолого - педагогическую характеристику детей с умственной отсталостью необходимо отметить, что, во-первых, данная группа детей сложна и обширна в силу своей неоднородности, обусловленной разным временем и причинами возникновения умственной отсталости, особенностями ее проявления и коррекционными перспективами. Во-вторых, психические процессы умственно отсталых детей имеют низкий уровень развития, сложность взаимодействия, что формирует специфические личностные особенности данных детей, осложняет их воспитание и обучение, непосредственным образом влияет на процесс их социализации, но при этом большинство из них имеет значительный потенциал для развития.

Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью

 

Наличие умственной отсталости у ребенка способствует формированию у него специфических психолого-педагогических особенностей, а, следовательно, их изучение является важным этапом данного исследования.

Итак, в соответствии с определением умственной отсталости Е.Н. Кошелевой, под ней подразумевается стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, а также эмоционально-волевой и поведенческой сфер [7, с.19]. Более расширенное определение умственной отсталости было сформулировано О.А. Федосеевой: «Умственная отсталость — это стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, а также эмоционально-волевой и поведенческой сфер, обусловленное органическим поражением коры головного мозга, имеющим диффузный характер» [26, с.323].

Несмотря на то, что лица, имеющие умственную отсталость, имеют ряд общих особенностей, их состав весьма разнороден, что определяется как временем и причинами возникновения умственной отсталости, так и тяжестью ее клинических проявлений и совокупностью образуемых ею психолого-педагогических характеристик. Основной состав лиц с умственной отсталостью представлен людьми с олигофренией, они - самая многочисленная группа. Градация видов умственной отсталости существенно различается по МКБ-10 и в отечественной олигофренопедагогике, они наглядно представлены в таблице 1[8]:

 

 

Таблица 1.

Классификация форм умственной отсталости

По МКБ-10

В отечественной олигофренопедагогике

Легкая

Умеренная

Тяжелая

Глубокая

Дебильность

Имбецильность

Идиотия

 

Е.Н.Кошелева при этом отмечает, что выделенные степени умственной отсталости характерны конкретно для олигофрении. В этом наблюдается расхождение научных позиций исследуемых авторов [7, c.20].

Продолжая клинико - психолого - педагогическую характеристику детей с умственной отсталостью, необходимо констатировать, у них нарушены пространственное восприятие и ориентировка в пространстве, что осложняет формирование у них системы математических знаний. Исследования А. Р. Лурия, В. И. Лубовского, А. И. Мещерякова, М. С. Певзнер и др. показали, что у умственно отсталых имеются довольно грубые изменения в условно-рефлекторной деятельности, разбалансированность процессов возбуждения и торможения, а также нарушения взаимодействия сигнальных систем. Все это является физиологической основой для аномального психического развития ребенка, включая процессы познания, эмоции, волю, личность в целом [10]. В исследованиях Л. В. Занкова, X. С. Замского, Б. И. Пинского, И. М. Соловьева и других ученых выявлены качественные особенности памяти детей с нарушением интеллекта. Отмечается, что у данной категории детей страдают как произвольное, так и непроизвольное запоминание, причем нет существенных различий между продуктивностью произвольного и непроизвольного запоминания [20].

Степень выраженности умственной отсталости определяет интенсивность проявления специфических психолого-педагогических особенностей детей анализируемой группы, в рамках данного исследования внимание сконцентрировано на детях с легкой степенью умственной отсталости. В частности, своеобразие развития детей с легкой умственной отсталостью обусловлено особенностями их высшей нервной деятельности, которые выражаются в разбалансированности процессов возбуждения и торможения, нарушении взаимодействия первой и второй сигнальных систем. В структуре психики такого ребенка, в первую очередь, отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является процесс мышления, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению. Вследствие чего знания детей с умственной отсталостью об окружающем мире являются неполными и, возможно, искаженными, а их жизненный опыт крайне беден. В свою очередь, это оказывает негативное влияние на овладение чтением, письмом и счетом в процессе школьного обучения [27, с.9].

Развитие всех психических процессов у детей с легкой умственной отсталостью отличается качественным своеобразием, при этом нарушенной оказывается уже первая ступень познания – ощущения и восприятие. Неточность и слабость дифференцировки зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений приводят к затруднению адекватности ориентировки детей с умственной отсталостью в окружающей среде. В процессе освоения отдельных учебных предметов это проявляется в замедленном темпе узнавания и понимания учебного материала, в частности смешении графически сходных букв, цифр, отдельных звуков или слов.

Логические операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация у этой категории детей обладают целым рядом своеобразных черт, проявляющихся в трудностях установления отношений между частями предмета, выделении его существенных признаков и дифференциации их от несущественных, нахождении и сравнении предметов по признакам сходства и отличия и т. д. [23, с.172]

У этой категории обучающихся из всех видов мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое) в большей степени нарушено логическое мышление, что выражается в слабости обобщения, трудностях понимания смысла явления или факта. Особые сложности возникают у обучающихся при понимании переносного смысла отдельных фраз или целых текстов. В целом мышление умственно отсталого ребенка характеризуется конкретностью, некритичностью, ригидностью (плохой переключаемостью с одного вида деятельности на другой). Обучающимся с легкой умственной отсталостью присуща сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления: как правило, они начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия.

Специфические особенности развития имеет и внимание умственно отсталых детей, оно малоустойчиво, имеет низкую избирательность, малораспределяемо. Тем не менее, исследования А.Р. Маллера показывают наличие значительного потенциала в развитии внимания умственно отсталых детей [11, с.23].

Относительно восприятия детей данной группы необходимо отметить, что оно также имеет особенности развития. Например, если умственно отсталым детям предложить 2-6 предметов разного цвета и формы, то они вполне могут их различить, но если количество предметов возрастает до 10-12, то дети начинают путать формы и цвета. Их восприятие отличается поверхностностью. Кроме того, в привычных для ребенка предметах он разбирается достаточно хорошо, однако, испытывает значительные трудности, если попадает в новую для него обстановку либо если содержание привычной обстановки изменяется или наполняется новыми предметами.

Память умственно отсталых детей также имеет низкий уровень развития. Причем нередки случаи, когда у умственно отсталых детей преобладает механическая память. [20, c.295].

Эмоциональная сфера умственно отсталых детей младшего школьного возраста также имеет ряд особенностей. Во-первых, она характеризуется сохранностью эмоций, их простейшей дифференциацией, некоторой адекватностью эмоциональных проявлений: радость при похвале, обида, негативизм – при порицании.

Очень трудно организуемой является трудовая деятельность умственно отсталых детей. Это обусловлено, во-первых, сложностями в организации произвольной деятельности и обучаемости, низком уровне познавательной деятельности, трудностях произвольной ее регуляции, координации. Им сложно действовать по инструкции, и еще более сложно изменять свою деятельность под воздействием новой инструкции [8].

Обобщая клинико - психолого - педагогическую характеристику детей с умственной отсталостью необходимо отметить, что, во-первых, данная группа детей сложна и обширна в силу своей неоднородности, обусловленной разным временем и причинами возникновения умственной отсталости, особенностями ее проявления и коррекционными перспективами. Во-вторых, психические процессы умственно отсталых детей имеют низкий уровень развития, сложность взаимодействия, что формирует специфические личностные особенности данных детей, осложняет их воспитание и обучение, непосредственным образом влияет на процесс их социализации, но при этом большинство из них имеет значительный потенциал для развития.

Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью»

Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью


Наличие умственной отсталости у ребенка способствует формированию у него специфических психолого-педагогических особенностей, а, следовательно, их изучение является важным этапом данного исследования.

Итак, в соответствии с определением умственной отсталости Е.Н. Кошелевой, под ней подразумевается стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, а также эмоционально-волевой и поведенческой сфер [7, с.19]. Более расширенное определение умственной отсталости было сформулировано О.А. Федосеевой: «Умственная отсталость — это стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, а также эмоционально-волевой и поведенческой сфер, обусловленное органическим поражением коры головного мозга, имеющим диффузный характер» [26, с.323].

Несмотря на то, что лица, имеющие умственную отсталость, имеют ряд общих особенностей, их состав весьма разнороден, что определяется как временем и причинами возникновения умственной отсталости, так и тяжестью ее клинических проявлений и совокупностью образуемых ею психолого-педагогических характеристик. Основной состав лиц с умственной отсталостью представлен людьми с олигофренией, они - самая многочисленная группа. Градация видов умственной отсталости существенно различается по МКБ-10 и в отечественной олигофренопедагогике, они наглядно представлены в таблице 1[8]:


Таблица 1.

Классификация форм умственной отсталости

По МКБ-10

В отечественной олигофренопедагогике

Легкая

Умеренная

Тяжелая

Глубокая

Дебильность

Имбецильность

Идиотия


Е.Н.Кошелева при этом отмечает, что выделенные степени умственной отсталости характерны конкретно для олигофрении. В этом наблюдается расхождение научных позиций исследуемых авторов [7, c.20].

Продолжая клинико - психолого - педагогическую характеристику детей с умственной отсталостью, необходимо констатировать, у них нарушены пространственное восприятие и ориентировка в пространстве, что осложняет формирование у них системы математических знаний. Исследования А. Р. Лурия, В. И. Лубовского, А. И. Мещерякова, М. С. Певзнер и др. показали, что у умственно отсталых имеются довольно грубые изменения в условно-рефлекторной деятельности, разбалансированность процессов возбуждения и торможения, а также нарушения взаимодействия сигнальных систем. Все это является физиологической основой для аномального психического развития ребенка, включая процессы познания, эмоции, волю, личность в целом [10]. В исследованиях Л. В. Занкова, X. С. Замского, Б. И. Пинского, И. М. Соловьева и других ученых выявлены качественные особенности памяти детей с нарушением интеллекта. Отмечается, что у данной категории детей страдают как произвольное, так и непроизвольное запоминание, причем нет существенных различий между продуктивностью произвольного и непроизвольного запоминания [20].

Степень выраженности умственной отсталости определяет интенсивность проявления специфических психолого-педагогических особенностей детей анализируемой группы, в рамках данного исследования внимание сконцентрировано на детях с легкой степенью умственной отсталости. В частности, своеобразие развития детей с легкой умственной отсталостью обусловлено особенностями их высшей нервной деятельности, которые выражаются в разбалансированности процессов возбуждения и торможения, нарушении взаимодействия первой и второй сигнальных систем. В структуре психики такого ребенка, в первую очередь, отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является процесс мышления, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению. Вследствие чего знания детей с умственной отсталостью об окружающем мире являются неполными и, возможно, искаженными, а их жизненный опыт крайне беден. В свою очередь, это оказывает негативное влияние на овладение чтением, письмом и счетом в процессе школьного обучения [27, с.9].

Развитие всех психических процессов у детей с легкой умственной отсталостью отличается качественным своеобразием, при этом нарушенной оказывается уже первая ступень познания – ощущения и восприятие. Неточность и слабость дифференцировки зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений приводят к затруднению адекватности ориентировки детей с умственной отсталостью в окружающей среде. В процессе освоения отдельных учебных предметов это проявляется в замедленном темпе узнавания и понимания учебного материала, в частности смешении графически сходных букв, цифр, отдельных звуков или слов.

Логические операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация у этой категории детей обладают целым рядом своеобразных черт, проявляющихся в трудностях установления отношений между частями предмета, выделении его существенных признаков и дифференциации их от несущественных, нахождении и сравнении предметов по признакам сходства и отличия и т. д. [23, с.172]

У этой категории обучающихся из всех видов мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое) в большей степени нарушено логическое мышление, что выражается в слабости обобщения, трудностях понимания смысла явления или факта. Особые сложности возникают у обучающихся при понимании переносного смысла отдельных фраз или целых текстов. В целом мышление умственно отсталого ребенка характеризуется конкретностью, некритичностью, ригидностью (плохой переключаемостью с одного вида деятельности на другой). Обучающимся с легкой умственной отсталостью присуща сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления: как правило, они начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия.

Специфические особенности развития имеет и внимание умственно отсталых детей, оно малоустойчиво, имеет низкую избирательность, малораспределяемо. Тем не менее, исследования А.Р. Маллера показывают наличие значительного потенциала в развитии внимания умственно отсталых детей [11, с.23].

Относительно восприятия детей данной группы необходимо отметить, что оно также имеет особенности развития. Например, если умственно отсталым детям предложить 2-6 предметов разного цвета и формы, то они вполне могут их различить, но если количество предметов возрастает до 10-12, то дети начинают путать формы и цвета. Их восприятие отличается поверхностностью. Кроме того, в привычных для ребенка предметах он разбирается достаточно хорошо, однако, испытывает значительные трудности, если попадает в новую для него обстановку либо если содержание привычной обстановки изменяется или наполняется новыми предметами.

Память умственно отсталых детей также имеет низкий уровень развития. Причем нередки случаи, когда у умственно отсталых детей преобладает механическая память. [20, c.295].

Эмоциональная сфера умственно отсталых детей младшего школьного возраста также имеет ряд особенностей. Во-первых, она характеризуется сохранностью эмоций, их простейшей дифференциацией, некоторой адекватностью эмоциональных проявлений: радость при похвале, обида, негативизм – при порицании.

Очень трудно организуемой является трудовая деятельность умственно отсталых детей. Это обусловлено, во-первых, сложностями в организации произвольной деятельности и обучаемости, низком уровне познавательной деятельности, трудностях произвольной ее регуляции, координации. Им сложно действовать по инструкции, и еще более сложно изменять свою деятельность под воздействием новой инструкции [8].

Обобщая клинико - психолого - педагогическую характеристику детей с умственной отсталостью необходимо отметить, что, во-первых, данная группа детей сложна и обширна в силу своей неоднородности, обусловленной разным временем и причинами возникновения умственной отсталости, особенностями ее проявления и коррекционными перспективами. Во-вторых, психические процессы умственно отсталых детей имеют низкий уровень развития, сложность взаимодействия, что формирует специфические личностные особенности данных детей, осложняет их воспитание и обучение, непосредственным образом влияет на процесс их социализации, но при этом большинство из них имеет значительный потенциал для развития.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!