Классный час «Права человека: Всеобщая декларация прав человека»:
: «Все мы разные, у нас разные вкусы, неодинаковая внешность, у каждого человека есть что-то свое, что отличает его от остальных людей. Все мы понимаем друг друга, у нас есть что-то общее, что нас объединяет».
Права человека есть у всех людей. Права человека никто не дает, человек получает права от рождения. Все мы люди, и мы все равны, а значит, у нас всех одинаковые, равные права.
Все основные права записаны в документе - Всеобщей декларации прав человека.
Декларация - это основные принципы, к которым стремится государство.
«Все люди имеют право на то, что указано в документе, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, на котором они говорят; религии, политических и иных убеждений».):
Еще в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отстаивал силой. Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желающего отстоять его право на собственность и жизнь. Не так-то быстро люди поняли, что заступником может быть государство. Как только появилось государство, у слабых и обиженных появился могущественный заступник. О правах человека стали задумываться еще в Древней Греции, где еще в 7 в. до н.э. с тех пор прошло много времени, появилось много новых проблем: расизм, геноцид, массовые миграции населения, связанные с войнами и нарушениями человеческих свобод, вымирание целых наций, народностей, техногенные и экологические катастрофы. С особой тревогой мировая общественность заговорила о безопасности после второй мировой войны, унесшей миллионы человеческих жизней. Нужно было придумать что-то такое, что было бы посильнее государства. Миссию такого защитника взяла на себя международная организация ООН.
Конвенция о правах ребенка одобрена Генеральной Ассамблеей ООН. 15 Сентября 1990 года Конвенция вступила в силу на всей территории СССР.
В соответствии с этим международным документом Россия приняла на себя многочисленные обязательства по обеспечению прав ребенка.
Конвенция рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную правами и способную в той или иной степени к самостоятельному их осуществлению и защите.
Согласно определению, данному в Конвенции (ст.1):
“ребенком является каждое человеческое существо до достижении 18-летнего возраста”
Каждый ребенок имеет право на жизнь (ст.6)
С момента рождения ребенок имеет право на имя и на приобретение гражданства (ст.7)
Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение (ст13.)
Ребенок имеет право на свободу мысли, совести и религии (ст.14)
Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществлении его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию (ст.16)
Ребенок имеет право на образование (ст.28)
Государства – участники Конвенции обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения и наказания (ст.37)
Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг (ст.31)
Игра «Кто Я? Какой Я?»:
Кто я?
Что люблю?
Чем горжусь?
Моя мечта?
дети могут нарисовать ответ или написать его.
Литературно-правовая «викторина»:
1.Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была нарушена, если бы подобное проходило в наши дни?
(Статья 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством)
2.Имеет ли право такой мальчик, как Том Сойер, дружить с таким мальчиком, как Гекльбери Финн?
(во времена Марка Твена такая дружба была вопиющим нарушением общественной морали, но сейчас Конвенцией признается право ребенка на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний. Ст.15)
3.Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные права?
(Согласно Конвенции, Ребенком является каждое Человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Ст.1)
4. Опекун всемирно известного Гарри Поттера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какую статью конвенции он нарушает?
(Ст.16. Она гласит: “Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию”)
5. Баба Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство
(Ст11 Конвеции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Здесь нарушается ст. и 16 «Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь…»)
Подведение итогов:
Я – ребенок, я — человек, я должен иметь права
На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.
Я имею права, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым,
Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.
Я имею права, чтобы мир на Земле царил всегда и везде.
Я имею права, чтобы в небе большом всегда была тишина.
Зная свои права никогда не забывайте, что другие люди тоже имеют такие же права, следуйте этим правилам в своей повседневной жизни, но помните, что у людей помимо прав и свобод есть еще и обязанности.
Самая главная обязанность: “Вести себя так, чтобы не вредить другому человеку”.