Урок 15 «Общая характеристика грибов»
ЦЕЛИ УРОКА:
Образовательные:
• раскрыть общие особенности организации грибов (многообразие видов, признаки, тип питания, способы размножения, роль в природе), отличающие их от организации других царств живой природы (растения, животные);
• учить распознавать съедобные и ядовитые грибы;
Развивающие:
• развивать понятия о многообразии живых организмов;
• продолжить развитие основных биологических понятий, элементов творческой деятельности через погружение в решение проблемных вопросов и вовлечение школьников в самостоятельную работу частично-поискового и исследовательского характера.
Воспитательные:
• Воспитывать любовь к природе;
• развивать умения слушать и слышать других, уважение к мнению товарищей.
Тип урока: Урок открытия новых знаний на основе ране изученного. Целеполагание на изучение темы в целом.
Оборудование: презентация, видеофрагмент.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Учащиеся должны знать:
особенности строения грибов,
способы питания грибов,
роль грибов в природе и жизни человека,
значение терминов: микология, грибница, сапротрофы, гетеротрофы, симбиоз, микориза.
способы размножения.
Учащиеся должны уметь:
выделять признаки грибов, как представителя самостоятельного царства
различать грибы: сапротрофы, паразиты.
объяснять явления симбиоза.
сравнивать с представителями разных царств живой природы.
Ход урока
Гриб – одно из самых интересных и таинственных явлений природы. В.Л. Солоухин.
Организационный момент
Повторение и проверка дом.задания: Р/т: с.30 №46
-Давайте вспомним, на какие царства делится живая природа?
Царства: Животных Растений Бактерий Грибов
-Докажите, что эти царства относятся к живой природе.
(дышат, питаются, размножаются, растут, развиваются)
-Какое из царств мы уже с вами знаем? (Бактерии)
Какая же особенность в строении бактерий (не имеют ядра, ДНК лежит непосредственно в цитоплазме и не одета в ядерную оболочку)
- Как называются такие организмы, у которых нет ядра? (прокариоты)
3. Изучение нового материала
Все остальные живые организмы относятся к другой группе. Их клетки всегда содержат ядро, то есть наследственная информация одета в ядерную оболочку. Посмотрите, такие организмы называют… (Эукариоты)
Давайте запишем в тетради
Эукариоты – это организмы, клетки которых содержат ядро
А вот в какое царство мы сегодня отправимся, вы узнаете, отгадав загадку.
И на горке, и под горкой,
Под березой и под елкой,
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят. (Грибы)
- Верно, это грибы, и речь пойдет сегодня о них.
Как вы считаете, что нам необходимо узнать о грибах?
- какие грибы бывают (классификация)
- строение грибов
- распространение грибов
- питание грибов
- размножение грибов
- роль грибов в природе
Итак, задачи нашего путешествия сформулированы, и я приглашаю вас в путь.
А) - Знаете ли вы, где растут грибы?
(в лесу) – да, но это только часть из них – шляпочные грибы. О них мы поговори на следующем уроке. А сейчас откройте стр. 66 и давайте прочитаем 1 абзац и узнаем, где обитают грибы.. (читает вслух 1 ученик)
Что мы узнали (грибов около 100 тыс. видов)
Да, а в нашей стране 200 видов грибов.
(в почве, воде, жилищах, на пищевых продуктах, на теле человека и животных)
Б) Как вы думаете, что нам надо сделать, чтобы узнать о питании, строении и размножении грибов? ( ) – Читают стр. 66 по рдам (у каждого ряда своя тема)
Чем же питаются грибы ( )
Чем же они питаются (Питаются готовыми органическими веществами)
( на доске) Грибы
Сапротрофы Паразиты
питаются мёртвыми орг. в-вами поселяются на жив орг. и питаются за их счёт
Симбионты Хищники
Давайте на стр. 72-73 узнаем что такое симбиоз (1 ученик читает)
Что такое симбиоз? (Симбиоз – тесная связь между деревьями и грибами, полезная как одному, так и другому организму)
г рибокорень (микориза)
органич в-ва
дерево гриб
вода и минеральн в-ва
В) Что же вы узнали о строении грибов? (ответы)
Грибы
Одноклеточные Многоклеточные
клеточная оболочка – хитин
Сост. из тонких белых нитей, образующих грибницу или мицелий)
Г) Теперь нам осталось поговорить про размножение
Каким оно может быть? (бесполым и половым)
Как мы это предложение запишем схематично (на доске)
Размножение
Бесполое Половое
(при слиянии специализированных половых клеток)
спорами вегетативно
частями грибницы почкованием
(у 1кл. дрожжевых грибов )
Рассказ учителя о грибах.
Учёные долгое время не могли решить, что это вообще такое
грибы? Их относили то к растениям, то к животным. Как вы думаете, почему? (ответы)
Грибы, являясь особой группой живых организмов, имеют черты сходства, как с растениями, так и с животными
Давайте для удобства начертим таблицу. В ходе обсуждения она заполнится
Признак | Растение | Животные | Грибы |
Способ питания | Автотрофный | Гетеротрофный | Гетеротрофный |
Клеточная стенка | Целлюлозная | - | Хитиновая |
Запасные вещества | Крахмал | Гликоген | Гликоген |
Рост | Неограниченный | Ограниченный | Неограниченный |
В старину многие думали, что они появляются от росы, от ударов молнии или от гниения веществ. И лишь в 19 веке их выделили в отдельное царство.
4. Закрепление.
Назовите у грибов признаки растений.
Назовите признаки животных.
Необходим ли грибам солнечный свет? Почему?
Как делятся грибы по способу питания?
5. Домашнее задание: §13 пересказ, определения по тетради наизусть
Индивидуальное задание на выбор для тех, кто успешно усвоил материал:
а) подготовить презентацию «В царстве грибов»;
б) устное сообщение «Грибы-рекордсмены» (необычные грибы);
в) галерея грибника. Рисунки съедобных и ядовитых грибов с приложением - пояснением (краткое описание);