СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общая характеристика грибов

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок обобщит знания знания о Царстве Грибы. Поможет учащимся легко справиться с обьемным и сложным материалом.

Просмотр содержимого документа
«Общая характеристика грибов»

Урок 15 «Общая характеристика грибов»

ЦЕЛИ УРОКА: 

Образовательные: 
• раскрыть общие особенности организации грибов (многообразие видов, признаки, тип питания, способы размножения, роль в природе), отличающие их от организации других царств живой природы (растения, животные); 

• учить распознавать съедобные и ядовитые грибы; 

Развивающие: 
• развивать понятия о многообразии живых организмов;

 • продолжить развитие основных биологических понятий, элементов творческой деятельности через погружение в решение проблемных вопросов и вовлечение школьников в самостоятельную работу частично-поискового и исследовательского характера. 
Воспитательные: 
• Воспитывать любовь к природе;

 • развивать умения слушать и слышать других, уважение к мнению товарищей.

 Тип урока: Урок открытия новых знаний на основе ране изученного. Целеполагание на изучение темы в целом.

Оборудование: презентация, видеофрагмент.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Учащиеся должны знать:

  • особенности строения грибов,

  • способы питания грибов,

  • роль грибов в природе и жизни человека,

  • значение терминов: микология, грибница, сапротрофы, гетеротрофы, симбиоз, микориза.

  • способы размножения.

Учащиеся должны уметь:

  • выделять признаки грибов, как представителя самостоятельного царства

  • различать грибы: сапротрофы, паразиты.

  • объяснять явления симбиоза.

  • сравнивать с представителями разных царств живой природы.

Ход урока


Гриб – одно из самых интересных и таинственных явлений природы. В.Л. Солоухин.

  1. Организационный  момент

  2. Повторение и проверка дом.задания: Р/т: с.30 №46

-Давайте вспомним, на какие царства делится живая природа?
Царства: Животных Растений Бактерий Грибов

-Докажите, что эти царства относятся к живой природе.
(дышат, питаются, размножаются, растут, развиваются)

-Какое из царств мы уже с вами знаем? (Бактерии)

  • Какая же особенность в строении бактерий (не имеют ядра, ДНК лежит непосредственно в цитоплазме и не одета в ядерную оболочку)

  • - Как называются такие организмы, у которых нет ядра? (прокариоты)


  3. Изучение нового материала

Все остальные живые организмы относятся к другой группе. Их клетки всегда содержат ядро, то есть наследственная информация одета в ядерную оболочку. Посмотрите, такие организмы называют… (Эукариоты)


Давайте запишем в тетради

Эукариоты – это организмы, клетки которых содержат ядро

А вот в какое царство мы сегодня отправимся, вы узнаете, отгадав загадку.

И на горке, и под горкой,

Под березой и под елкой,

Хороводами и в ряд

В шапках молодцы стоят.  (Грибы)

- Верно, это грибы, и речь пойдет сегодня о них.

Как вы считаете, что нам необходимо узнать о грибах?

- какие грибы бывают (классификация)

- строение грибов

- распространение грибов

- питание грибов

- размножение грибов

- роль грибов в природе

Итак, задачи нашего путешествия сформулированы, и я приглашаю вас в путь.

А) - Знаете ли вы, где растут грибы? 

(в лесу) – да, но это только часть из них – шляпочные грибы. О них мы поговори на следующем уроке. А сейчас откройте стр. 66 и давайте прочитаем 1 абзац и узнаем, где обитают грибы.. (читает вслух 1 ученик)

Что мы узнали (грибов около 100 тыс. видов)

Да, а в нашей стране 200 видов грибов.  

(в почве, воде, жилищах, на пищевых продуктах, на теле человека и животных)


Б) Как вы думаете, что нам надо сделать, чтобы узнать о питании, строении и размножении грибов? ( ) – Читают стр. 66 по рдам (у каждого ряда своя тема)

Чем же питаются грибы ( )

Чем же они питаются (Питаются готовыми органическими веществами)

( на доске) Грибы



Сапротрофы Паразиты


питаются мёртвыми орг. в-вами поселяются на жив орг. и питаются за их счёт



Симбионты Хищники


Давайте на стр. 72-73 узнаем что такое симбиоз (1 ученик читает)

Что такое симбиоз? (Симбиоз – тесная связь между деревьями и грибами, полезная как одному, так и другому организму)


г рибокорень (микориза)

органич в-ва

дерево гриб



вода и минеральн в-ва



В) Что же вы узнали о строении грибов? (ответы)

Грибы


Одноклеточные Многоклеточные

клеточная оболочка – хитин

Сост. из тонких белых нитей, образующих грибницу или мицелий)


Г) Теперь нам осталось поговорить про размножение

Каким оно может быть? (бесполым и половым)

Как мы это предложение запишем схематично (на доске)

Размножение


Бесполое Половое

(при слиянии специализированных половых клеток)

спорами вегетативно

частями грибницы почкованием

(у 1кл. дрожжевых грибов )


Рассказ учителя о грибах. 

Учёные долгое время не могли решить, что это вообще такое

грибы? Их относили то к растениям, то к животным. Как вы думаете, почему? (ответы)

Грибы, являясь особой группой живых организмов, имеют черты сходства, как с растениями, так и с животными


Давайте для удобства начертим таблицу. В ходе обсуждения она заполнится


Признак

Растение

Животные

Грибы

Способ питания

Автотрофный

Гетеротрофный

Гетеротрофный

Клеточная стенка

Целлюлозная

-

Хитиновая

Запасные вещества

Крахмал

Гликоген

Гликоген

Рост

Неограниченный

Ограниченный

Неограниченный


В старину многие думали, что они появляются от росы, от ударов молнии или от гниения веществ. И лишь в 19 веке их выделили в отдельное царство.


4. Закрепление.

  1. Назовите у грибов признаки растений.

  2. Назовите признаки животных.

  3. Необходим ли грибам солнечный свет? Почему?

  4. Как делятся грибы по способу питания?

    5. Домашнее задание: §13 пересказ, определения по тетради наизусть

Индивидуальное задание на выбор для тех, кто успешно усвоил материал:

а) подготовить презентацию «В царстве грибов»;

б) устное сообщение «Грибы-рекордсмены» (необычные грибы);

в) галерея грибника. Рисунки съедобных и ядовитых грибов с приложением - пояснением (краткое описание);




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!